Бунт против мздоимства
Бунт против мздоимства
Привычные коррупционные схемы российских чиновников начинают давать сбои
04 августа 2009
По уровню коррупции Россия ныне находится на 147-м месте, рядом с Бангладеш и
Кенией (чем выше цифра - тем более коррумпирована страна). Таковы данные ежегодного
доклада международной неправительственной организации Transparency International.
Причем, за последние восемь лет ситуация заметно деградировала: еще в 2006 году
мы занимали 121-е место, и казалось, хуже быть не может. Теперь же по соседству
с нами в коррупционном рейтинге остались лишь самые нищие страны третьего мира
и так называемые государства-изгои.
Даже в лучшие годы, когда мировые деньги активно искали сферы своего приложения,
многие иностранные компании и фонды, потратившись на изучение российских бизнес-реалий,
так и не решились серьезно "вложиться" в нашу страну. Их стремление на наши емкие
рынки с потенциально высокими прибылями охладили еще более высокие коррупционные
и репутационные риски. Ведь по законам большинства развитых экономик мира, не
говоря уже о Конвенции ООН и других международных соглашениях по противодействию
коррупции, дача взяток должностным лицам, пусть и иностранным - весьма серьезное
уголовное преступление. Например, Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством
ввела уголовную ответственность за выплату взяток за рубежом со стороны фирм,
зарегистрированных в государствах-членах этой авторитетной организации. Правда,
на практике интенсивность применения Конвенции различается в зависимости от страны.
В предкризисные годы в мире наблюдался явный переизбыток свободных капиталов.
Даже в России с ее пугающе мутной деловой средой инвесторы, можно сказать, выстраивались
в очередь за разрешительными документами. В стране самых богатых в мире чиновников
воцарился железный принцип работы с инвесторами: "дай и добро пожаловать".
Но вот на глобализированный мир обрушились экономические потрясения. Свободные
деньги оказались в дефиците, и серьезные инвесторы стали попадаться редко. Традиционная
схема обитателей российских ведомств "отвернутся одни - придут другие" начала
давать сбои. В июле шведы из знаменитой Ikea и немцы из не менее знаменитого
Siemens практически одновременно, хотя и по разным мотивам, публично объявили
об отказе давать взятки - пусть и в ущерб продвижению своих проектов. В частности,
президент гигантской сети товаров для дома Андрес Дальвиг в интервью шведской
газете сообщил о приостановке расширения бизнеса в РФ. Он назвал и причину: слишком
"непредсказуемый характер административных процедур в ряде регионов России".
По уровню коррупции Россия находится на 147-м месте, рядом с Бангладеш и Кенией
Надо сказать, что руководство Ikea еще в декабре 2004 года не побоялось подвергнуть
бескомпромиссной критике московские власти за намеренную затяжку открытия комплекса
"Мега" в Химках. Тогдашний глава Ikea в России Леннарт Дальгрен открыто заявил
газете Dagens Industri: "Подобно другим иностранным компаниям, Ikea подвергается
шантажу, саботажу и давлению со стороны властей с целью получения взяток". В
дело вмешалось шведское посольство в Москве, и гигантский торговый комплекс хоть
и с опозданием и убытками для Ikea был введен в строй.
И вот нынешним летом, пять лет спустя, все те же шведы, успевшие вложить в Россию
$ 4 млрд., вновь потеряли терпение. На этот раз компании, являющейся последовательной
противницей взяток, надоела предумышленная волокита с выдачей комплекта разрешительной
документации, необходимой для открытия очередного гипермаркета в Самаре, которое
ожидалось с конца 2007 года. По словам генерального директора Ikea в России и
СНГ Пера Кауфмана, пока что речь идет о заморозке инвестиций в целом ряде российских
городов.
Если для Ikea данный шаг отражает ее давнюю и последовательную приверженность
честному бизнесу даже в условиях тотальной коррупции, то для концерна Siemens
отказ от методов подкупа, в том числе в России, означает отчаянную попытку вернуть
утраченную репутацию. Дело в том, что Всемирный банк завершил свое расследование
по факту дачи взяток со стороны немецкого концерна. В результате Siemens со всеми
своими "дочками" отстранен от участия в проектах ВБ до 2010 года и в течение
15 лет обязан выделить 100 млн. долларов на борьбу с коррупцией. "Дело Siemens"
оказалось беспрецедентным по своим масштабам и географии подкупа чиновников по
всему миру - общая (подтвержденная) сумма взяток официальным лицам составила
более $ 1,4 млрд. Громкие судебные расследования прошли в США, Италии, Германии,
Швейцарии, некоторых странах Латинской Америки. В России, где активно действовали
германские взяткодатели, как и следовало ожидать, всё спущено на тормозах. Ведь
клиенты Siemens в РФ - это прежде всего крупные госзаказчики и полугосударственные
структуры.
Сами немцы объявили, что российское представительство Siemens не будет участвовать
в проектах Всемирного банка в РФ в течение четырех лет. По признаниям менеджеров
Siemens, 80 % поставок в нашу страну сопровождались откатами. Чаще всего они
составляли 5-10 % стоимости контрактов, но в некоторых случаях доходили до 30
%.
Сегодня Siemens пытается искупить вину. По словам представителя компании Йорна
Роггенбука, по всему миру, включая Россию, идет широкая замена руководителей
и персонала. Внедряются новая организация и культура бизнеса, принципы открытости
сделок, хотя финансовый кризис усложняет честное ведение дел, а давление на компанию
и ее сотрудников, по признанию Роггенбука, в ряде стран возрастает.
Сложноформатируемые параметры и схемы взяток представляют собой своего рода российские
ноу-хау
Последнее особенно справедливо для России, где мздоимство давно стало важнейшим
элементом производственных отношений и экономической системы в целом. В условиях
прекрасно организованного бюрократического прессинга далеко не все зарубежные
компании готовы следовать длинным путем согласований. Чаще всего дать взятку
оказывается предпочтительнее, чем потерять массу времени в ведомственных лабиринтах.
А ведь можно и время потерять, и отказ получить... По словам руководителя департамента
регуляторных рисков компании МТС Юрия Сенглеева, для установки объекта размером
с обувную коробку, улучшающего качество связи, нужно пройти 16 этапов согласований,
занимающих 298 дней. "Конечно, в этой ситуации на наш департамент ложится ответственная
работа по ускорению этого процесса", - дипломатично заключил он.
Поскольку современные чиновники экономически весьма грамотны и изворотливы, то
и их подход к каждой компании и проекту индивидуален. Сложноформатируемые параметры
и схемы взяток представляют собой своего рода российские ноу-хау. В ходу такие
"высокотехнологичные" понятия как информационное обслуживание и концептуальный
консалтинг. Сами иностранцы часто предпочитают иметь российских "толкачей", чтобы
в случае чего сохранить свою репутацию. Они щедро - с запасом - оплачивают услуги
местной фирмы за то, что она улаживает проблемы и минимизирует сроки прохождения
документов. А уж как она использует этот "запас" - ее дело, иностранцы этого,
якобы, не ведают. В Москве только в 2008 году за различные согласования предприниматели
легально заплатили в бюджет 3 млрд. руб. И это, так сказать, верхушка айсберга
согласований, можно себе представить, что кроется в его "подводной" части!
Приведу еще одну распространенную схему из великого множества российских коррупционных
технологий. Крупного девелопера, стремящегося получить под застройку привлекательный
участок в городе, понуждают заключить дополнительное спонсорское соглашение.
Скажем, на 300 тыс. долларов, для проведения информационно-благотворительной
кампании о бездомных в данном городе. Девелопер, понятное дело, в этом ничего
не понимает, и чиновник встраивает в соглашение фирму, которая за половину суммы
берется обеспечить некое "концептуальное консультирование и сопровождение" дутой
социальной акции. Фирма, естественно, оформлена на близких или приближенных чиновника.
По некоторым оценкам, в строительстве красиво оформленный откат составляет от
15 до 40 % от суммы сделки, в зависимости от уникальности и назначения участка,
наличия других претендентов и т.д. В целом же, за последние годы размеры взяток,
согласно некоторым исследованиям, подскочили в России в разы. К кризисным скидкам
наши чиновники не склонны, поскольку понесли большие потери из-за рухнувших рынков
ценных бумаг и недвижимости, в которые они перекачивали "административную ренту".
Раз деловая активность и, соответственно, "взяточная база" резко сократились,
значит, по их логике, там, где еще возможно, надо взять по максимуму.
Однако и инвесторы в кризисные времена не отличаются уступчивостью, поэтому растут
аппетиты управленцев в дележке бюджетных денег. Это таит для них дополнительные
опасности, но соблазн велик. Беспрецедентная господдержка банков, отдельных предприятий
и целых регионов, трудовые конфликты в моногородах, которые приходится гасить
опять-таки в основном за счет государства, так называемое экстренное управление
в ручном режиме открывают широкие просторы для злоупотреблений. Тем более, что
распределение антикризисных средств - дело новое, законодательно не отрегулированное.
Руководство страны осознает опасность широкого чиновничьего маневра в сторону
закромов Родины. В каждом федеральном органе к концу осени появятся собственные
службы по борьбе с коррупцией. Проект указа об их полномочиях и о порядке проверок
данных о доходах и имуществе чиновников уже готовится в Кремле. Об этом еще 25
июня сообщил президент Дмитрий Медведев. Назначать проверки предположительно
будет тот, кто выдвинул того или иного функционера на должность. Например, в
числе проверяемых по инициативе президента могут оказаться часть министров и
их заместителей, председатель Счетной палаты, руководители госкорпораций. Организовывать
саму проверку в этих случаях будет управление президента по кадровым вопросам
или же специальное подразделение, которое возможно будет создано по тому же указу.
Запросы при проведении проверок могут направляться в любые органы, в том числе
в ФСБ. К сотрудничеству будут привлекаться правоохранительные органы других государств,
например, для поиска недвижимости за границей.
Вообще на международное сотрудничество в рамках Конвенции ООН про противодействию
коррупции возлагаются особые надежды. Конвенция, в частности, предусматривает
обмен информацией и по сути совместные расследования, выдачу коррумпированных
лиц и замораживание их заграничных счетов. Против чиновника, который не сможет
документально подтвердить, откуда у него деньги на столь шикарную жизнь, может
быть в любой момент возбуждено уголовное дело. Причем, инициировать его могут
и за рубежом. Такие прецеденты имели место в США и Швейцарии. Кстати, американский
Госдепартамент однажды уже собирался составить черный список коррумпированных
российских чиновников, чем вызвал немалый переполох в достаточно влиятельных
кругах.
http://www.novopol.ru/text72840.html