Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационный коллапс

Hello ,

Авиационный коллапс

Топливный монополизм грозит разрушить сферу воздушных перевозок

28 августа 2008

Проблемы с задержкой рейсов были и раньше. Но, пожалуй, никогда они не носили
такого массового характера. С 20 августа начались серьезные перебои с отправкой
пассажиров, купивших билеты на рейсы альянса "AirUnion". Порядка 3,5 тысяч человек
в разных аэропортах страны вынуждены сутками ждать того момента, когда их самолеты
взлетят в воздух. Некоторым приходится сидеть в стенах аэропорта по трое суток,
причем среди пассажиров есть и малолетние дети. И это в ситуации, когда законодательно
закреплен порядок действия авиаперевозчиков в случае задержки рейсов. Так, всех
пассажиров обязаны были расселить в гостиницы. Вместо этого им только раздали
талоны на питание в сумме 250 рублей на человека. Спустя неделю ситуация не стала
лучше, хотя и наметились пути ее решения, по словам экспертов, только временные.
Самолеты выбились из графика и даже при появлении возможности вылета согласовать
новую сетку полетов достаточно сложно. Так сколько же еще будет продолжаться
беспредел с ценами на авиатопливо и его нехваткой на отечественном рынке?

Что случилось с "AirUnion"?

Альянс "AirUnion" был создан как альтернатива "Аэрофлоту". В него входит пять
авиакомпаний: "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа", "Сибавиатранс".
На данный момент идет процесс определения долей разных собственников, в частности,
не решен вопрос о том, сколько процентов приходится на госкорпорацию "Ростехнологии".
Напомним, что в соответствии с указом президента, этой компании переходит доля
государства в альянсе.

По данным некоторых экспертов, в связи с повышением цен на авиатопливо и внутренними
проблемами, крупнейшие авиакомпании альянса терпят колоссальные убытки, в результате
чего имеют задолженность порядка 1 млрд. долларов. Правда "AirUnion" называет
эту цифру слишком преувеличенной.

Почему растет цена на авиатопливо

За последний год цены на авиатопливо выросли примерно на 70 %. В этой ситуации
многие авиакомпании просто не смогли вести бизнес, и вынуждены были прекратить
свою деятельность. По всему миру примерно 25 авиакомпаний за первое полугодие
2008 года приостановили работу. Международная ассоциация воздушного транспорта,
объединяющая 240 компаний по всему миру, признает этот факт беспрецедентным за
всю истории авиации. Между тем, рост цен на авиатопливо почти в два раза повысил
и затраты перевозчиков. Теперь в общем объеме эксплуатационных расходов примерно
35 % - это затраты на приобретение керосина, вместо 13 % годом раньше. Банкротство
не обошло даже такие известные компании, как Frontier Airlines, Cameroon Airlines
и Silverjet.

На отечественном рынке также сложилась непростая ситуация в отношении ценообразования
на авиатопливо. По логическим расчетам, страна, экспортирующая нефть и нефтепродукты,
не должна испытывать проблем с этим сырьем на своем рынке. Да и цена на него
не должна быть такой же, как и для европейских потребителей. Однако на практике
получается, что тонна авиатоплива в отечественных аэропортах на порядок выше,
чем даже в лондонском Хитроу, не говоря уже про Дубай. Почему так происходит?

Конечно, главная причина в монополии. Правда, все проверки антимонопольной службы
должных результатов не дали. Ведь в соответствии с антимонопольным законодательством,
продажа товаров в стране по цене, которая превышает экспортную, не допустима.
И, тем не менее, именно там, где авиасообщение - единственно возможный способ
сообщения с "большой землей", цены на авиатопливо выше всего. К примеру, в Москве
в июле этого года тонна авиатоплива продавалась за 36.143 рубля, а вот на Сахалине
уже за 41.595 рублей. Аналогичная ситуация и по другим регионам России, где авиаперелеты
не роскошь, а необходимость.

Многие могут объяснить рост цен на авиатопливо еще и тем, что цены на нефть непрерывно
растут, а, значит, будут расти цены и на авиатопливо. Однако тут опять противоречие.
Весной цены на нефть немного упали, и везде авиатопливо к маю этого года стало
немного дешевле. Но только не у нас. В мае-апреле у нас произошел очередной скачек
цены на авиатопливо.

Российский рынок авиатоплива никак не зависит от мирового. Нам не нужно закупать
нефть и нефтепродукты, мы их экспортируем, а значит, сами делаем погоду на рынке.
В этой ситуации цена на авиатопливо должна формироваться не в соответствии с
капризами мирового рынка, а в соответствии с внутренними факторами. Многие эксперты
приходят к выводу, что пора учиться формировать внутренние цены на авиатопливо
вне зависимости от мировых цен, только так можно избежать ненужного ажиотажа
и решить существующие проблемы.

Однако есть и те, кто вышеописанные две причины не берет в расчет и указывает
на другую. Для них причиной роста цен на авиатопливо является растущая потребность,
вызванная ростом количества авиаперевозок. В среднем в России каждый год количество
авиаперевозок растет на 18 % в год. Между тем, парк авиакомпаний устарел и требует
расширения, так как уже не справляется с пассажиропотоком. И, соответственно,
есть естественный механизм уменьшения количества желающих летать - повышать цены
на топливо, а значит и на билеты.

Рост цен на нефть, растущая потребность в топливе, монополия в этом секторе -
все это вместе и есть наиболее веские причины того, что цены на авиатопливо растут
стремительно. И нельзя рассматривать каждую из причин в отдельности. Однако нет
нерешаемых проблем. У государства есть механизмы, которые позволяют решить существующие
проблемы, однако оно предпочитает этого не делать. Вероятно, потому что это не
выгодно, прежде всего, с финансовой точки зрения. А там где фигурируют большие
деньги, интересы тысяч пассажиров, застрявших в аэропортах, не так уж и важны.

Решится ли проблема хоть когда-нибудь?

На сегодняшний день порядка 60% от стоимости всех затрат на авиаперелеты приходится
именно на топливную составляющую. Чем больше растет цена на топливо, тем выше
цена билета, а, следовательно, и меньше желающих купить билет. Уже сейчас стоимость
билета в среднем составляет примерно 100 % от среднемесячной зарплаты работника
промышленности. Между тем, в Америке и Европе этот показатель составляет не более
20 %. Поэтому, если никаких мер предпринято не будет, проблема решиться сама
собой, но не в пользу авиабизнеса и пассажиров. Летать буду только избранные,
и не известно как часто.

Второй сценарий развития ситуации не менее печальный. Отечественный авиапарк
состоит из машин, которые потребляют много топлива. Следовательно, для того чтобы
продолжать работать, авиакомпании вынуждены заменить парк более экономичными
машинами. Но замена парка требует дополнительных средств, которых в ситуации
постоянно растущей цены на топливо просто нет. А, следовательно, опять тупик.
Доходы от перевозок будут падать, и неминуемо банкротство.

Понимая всю сложность ситуации, отечественные туроператоры и авиаперевозчики
обратились еще в мае этого года в правительство с просьбой "зафиксировать мораторий
на повышение стоимости авиабилетов, купленных за месяц или 20 дней до полета,
в "Федеральных авиационных правилах" или в ином нормативном акте". Ведь и так
почти вся тяжесть растущей цены на авиатопливо лежит на пассажирах, которые вынуждены
платить топливный сбор в размере 20-100 долларов. К тому же это без учета топливной
составляющей себестоимости авиаперевозки, которая составляет 65% от цены билета.
Топливный сбор - это международная практика в ситуации, когда рынок ценообразования
на авиационное топливо не стабилен и без того высокая цена продолжает расти.

Происходящее на рыке Евгений Островский, генеральный директор ТД ТОАП, склонен
расценивать как "волюнтаризм". Он говорит о том, что в России нельзя говорить
о рынке авиационного топлива, так как по сути его просто нет. Есть монополия,
которая в формировании цены опирается на тенденции Запада, которые к нам никакого
отношения не имеют Дефицита топлива, о котором иногда говорят, на рынке нет,
а значит и нет веских причин для роста цен. Но есть лазейка, которая позволяет
компаниям зарабатывать на авиационном топливе большие деньги. Есть отсутствие
акцизов на авиатопливо в отличие от дизельного, и это при почти схожей цене.
А это позволяет НПЗ получать значительные прибыли.

Сейчас продажей и производством керосина занимаются три крупнейшие компании,
государственные "Роснефть" и "Газпром нефть", а так же частная "Лукойл". А это
значит, что правительство очень заинтересовано в повышении тарифов. Причем, существующая
монополия в нашей стране уже имеет все признаки диктатуры. Ведь повышение тарифов
происходит неожиданно, без предупреждения хотя бы за три месяца, чтобы у авиаперевозчиков
было время адаптироваться.

Выход есть, но кому он нужен

Заинтересованные участники рынка признают, что для решения проблемы необходимы
комплексные меры. В первую очередь, необходимо создание биржи, на которой авиакомпании
получат возможность страховать возможные риски из-за роста цены и покупать керосин
по более низким ценам.

Так же необходима демонополизация не только производителей и продавцов керосина,
но и структуры наземного обслуживания. Ведь очень часто в высокой цене на топливо
виновата именно политика ценообразования конкретно взятого аэропорта. В каждом
аэропорту, как правило, один топливный заправщик, который диктует свои условия
заправки, а компании вынуждены на них соглашаться.

Получается, что существующая ситуация выгодна всем участникам рынка, кроме авиакомпаний
и, конечно, пассажиров. Государство, имея свой интерес, не принимает никаких
мер, чтобы устранить монополию в этом сегменте рынка, а, следовательно, и сделать
ценообразование другим. Все предложения и просьбы не находят ответа и теряются
во властных кабинетах. И это понятно, зачем рубить сук, на котором сидишь.

Недалекое будущее

Ситуация с ожидающими своего вылета пассажирами, которые в течение нескольких
суток живут в стенах аэропорта, может повториться. Не исключено, что это будут
опять пассажиры злополучной "AirUnion". Ведь по решению "Росавиации" альянсу
предписано не вести продажу билетов на зимний период. А значит, не будет средств
для закупки топлива, чтобы обслужить рейсы летнего периода. И опять тысячи пассажиров
будут вынуждены коротать время в ожидании того момента, когда "там, на верху"
решат их судьбу и позволят вылететь в пункт назначения. И опять за чередой разговоров
о высокой цене на керосин, банкротстве, невозможности заплатить по счетам, забудут
о тех, кто сидит в зале ожидания.

Сергей ВАСИЛЕНКОВ
http://www.novopol.ru/text50768.html