Новости (дайджест) 7 августа 2008 г.
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/7961858.png)
Hello ,
Особенности правящей элиты в России: власть ушла в бизнес
Несмотря на бахвальство России, возраст сказывается на ее оружии
Военно-морские мечтания
Энерготарифы повысят на четверть
Пилоты дочерней компании "Люфтганзы" начинают 36-часовую забастовку
Особенности правящей элиты в России: власть ушла в бизнес
Москва, Август 06 (Новый Регион, Андрей Романов) - После прихода на пост президента
РФ Дмитрия Медведева российская властная элита заметно постарела. В госструктурах
по-прежнему остается много силовиков, но резко сократилось количество выходцев
из советской номенклатуры. Об этом, как передает корреспондент РИА <<Новый Регион>>,
свидетельствуют результаты специального исследования Центра изучения элиты Института
социологии РАН, который был представлен сегодня в Москве.
Любопытные данные исследования российской властной элиты представила руководитель
Центра изучения элиты Института социологии РАН, доктор социологических наук,
почетный профессор Глазго-университета Ольга Крыштановская. Она сообщила, что
костяк управленческой элиты в федеральных органах власти можно назвать командой
премьер-министра Владимира Путина, формирование которой закончилось в 2003 году.
По словам эксперта, именно в этом году 80% нынешних высокопоставленных чиновников
пришли на свои должности. Процесс передачи власти от бывшего президента нынешнему
практически не затронул российский парламент, зато в составе правительства и
администрации президента произошли изменения, часть из которых можно назвать
существенными.
<<Состав федеральной бюрократии пока изменился на 19%>>, - сообщила Ольга Крыштановская.
По ее словам, наибольшие изменения произошли в правительстве, однако процесс
носил циркуляционный характер. Дмитрий Медведев забрал с собой в администрацию
президента часть людей из правительства - таких - 85,7% чиновников, а Владимир
Путин взял с собой из Кремля в кабинет министров 25%. <<Отсюда можно сделать
вывод, что у Путина есть другие источники для формирования команды, а у Медведева
ресурс ограничен. Ему трудно найти кадры соответствующего уровня даже в своем
близком окружении>>, - констатировала эксперт.
Крыштановская сообщила, что в ходе исследования была предпринята попытка составить
команду Дмитрия Медведева из тех людей, с которыми он учился и работал. <<К такому
близкому окружению можно отнести 55 человек - они переехали в Москву практически
одновременно в 2005 году. Из того можно сделать вывод, что примерно в это время
было принято решение о назначении преемника, когда Медведев был назначен на пост
первого вице-премьера правительства РФ>>, - отметила эксперт и при этом добавила,
что большинство из <<людей Медведева>> так и не получили высоких постов во власти.
<<Эти люди в основном концентрируются в судебной и правоохранительной системе,
но не на самых высоких должностях. Среди них 60% - профессиональные юристы. Людей
из силовых ведомств мало - всего 2 человека. Но получается такая картина, что,
может быть, Медведев и хотел бы привести с собой в Кремль старых друзей, но считает
их не достаточно подготовленными>>, - высказала версию Крыштановская.
Комментируя особенности нынешней властной элиты, эксперт обратила внимание на
такую любопытную деталь: при достаточно молодом Медведеве повысился средний возраст
правящей элиты. <<Хотя Медведев относится к поколению 40-летних и его друзья
и коллеги его поколения, но пока его опора - люди старше 50 лет>>, - сообщила
она и добавила, что такая расстановка сил типична для властных структур во всех
странах, где средний возраст чиновников составляет 52-54 года. Для сравнения:
в СССР средний возраст правящей элиты достигал 69 лет.
В то же время Ольга Крыштановская отметила, что самая молодая элита в России
была при первом президенте РФ Борисе Ельцине. <<С тех пор элита постоянно стареет.
Это говорит о том, что кадровая революция произошла в 1990-е годы. Не даром Дмитрий
Медведев говорил о том, что существует проблема молодых кадров>>, - сообщила
она и добавила, что после переезда Дмитрия Медведева в Кремль количество чиновников
младше 40 лет сократилось в администрации президента с 12% до 7%.
Касаясь темы землячества во властной элите, эксперт отметила, что традиция приглашения
руководителями государства своих близких друзей во власть в РФ была очень распространена
с советских времен, и продолжилась в современной России. Ольга Крыштановская,
в частности, привела пример с Борисом Ельциным. Во время его правления в госструктурах
работали от общего числа чиновников 13% его земляков.
При Владимире Путине был достигнут самый высокий показатель с послевоенного периода,
когда властную элиту на 21% составили земляки бывшего президента. Сейчас питерцев
во власти почти 30%.
Еще одна примечательная особенность российской правящей элиты - обязательное
наличие высшего образование. Сегодня правительство и администрация президента
на 100% состоит из людей, получивших диплом вуза. Такой показатель впервые был
достигнут при Путине.
В отличие от советских времен, когда у власти находились люди в основном с техническим
образованием, сейчас произошел перелом в сторону <<гуманитариев>>, к числу которых
Ольга Крыштановская отнесла в том числе юристов и экономистов.
Между тем Ольга Крыштановская отметила, что в настоящее время в правящей элите
произошло резкое сокращение выходцев из советской номенклатуры. При Ельцине почти
50% чиновников высшего ранга были представителями именно бывшей партийной элитой.
За два года правления Путина их осталось 38%, к 2007 году - 34%. При Медведеве
произошло резкое падение этого показателя до 16,34%. По словам эксперта, это
свидетельствует не только о естественной убыли бывших советских чиновников, но
и о переориентации системы подготовки кадров, которая сейчас еще остается несовершенной.
Вместе с тем Ольга Крыштановская подтвердила заявления многих политиков и экспертов,
что в России у власти стоят в основном выходцы из силовых структур. По ее словам,
к 2007 году когорта <<людей в погонах>> в государственных структурах достигла
максимума - больше 66%.
В настоящее время, судя по данным исследования, в администрации президента Медведева
количество силовиков сократилось почти на 4%, а в правительстве Путина их число
увеличилось. <<Это говорит о том, что Путин является центром команды, а Медведев
ориентирован на другие группы бюрократии, и его связи с силовиками не настолько
существенные, хотя он работал к команде путина и имеет связи среди силовиков>>,
- констатировала эксперт.
Ольга Крыштановская обратила внимание, что показатель роста числа силовиков во
власти уступал динамике прихода в госстурктуры людей из бизнеса. Если в 1993
году правящую элиту только 1,6% составляли выходцы из бизнеса, то в 2007 году
это число достигло - 40%, а в настоящее время отмечается некоторое снижение до
24%.
<<Это было бы не полной картиной, если бы мы не сказали, что теперь власть идет
в бизнес гигантскими шагами. Мы проводили исследование советов директоров компаний
с государственным участием - в основном они представлены такими отраслями, как
нефть и газ, транспорт и инфраструктура, военно-промышленный комплекс. В составе
советов директоров этих компаний всего 6% не являются чиновниками, а 96% - чиновники,
в том числе, 27% силовики>>, - сообщила эксперт.
В то же время она отметила, что наиболее разветвленными структурами, на которые
обратила внимание власть, являются <<Газпром>> и <<Рособоронэкспорт>>.
Ольга Крыштановская при этом напомнила, что в свое время гремело имя Игоря Сечина,
который возглавил совет директоров Роснефти. Однако в тени остается очень много
чиновников, которые влияют на деятельность гораздо большего числа госкомпаний.
<<Господин Глеб Никитин, например, входит в советы директоров 25 крупнейших компаний.
Как я понимаю, это человек из команды Медведева, он занял пост заместителя руководителя
Росимущества совсем недавно>>, - отметила Крыштановская.
(C) 2008, <<Новый Регион - Москва>>
Несмотря на бахвальство России, возраст сказывается на ее оружии ("The Baltimore
Sun", США)
03 августа 2008
ЖУКОВСКИЙ, РОССИЯ (Associated Press) - На некогда секретном аэродроме невдалеке
от Москвы пилот-испытатель Сергей Богдан гордо представляет журналистам самое
последнее, как утверждают в России, достижение авиатехники - истребитель Су-35.
Однако на деле этот самолет - всего лишь переделка модели двадцатилетней давности,
и он не может тягаться с американским F-22 Raptor, поставленным на вооружение
в 2005 году, ни по скорости, ни по скрытности.
Бывший президент, а ныне влиятельный премьер-министр России Владимир Путин не
раз похвалялся тем, что при нем в России появляется новая военная техника и укрепляются
вооруженные силы - на Западе даже начали бояться нового военного соперничества
в духе 'холодной войны'. Нефтяных денег у Кремля столько, что он может позволить
себе купить любое новое оружие.
Однако, по свидетельствам экспертов, российская государственная оборонная промышленность
страдает от разваливающейся производственной базы и всепроникающей коррупции;
собственно, при Путине новых сложных систем вооружений практически не производилось.
Считалось, что парад в честь Дня Победы, который прошел на Красной площади в
мае, покажет всю мощь российского оружия. Но на практике парад показал лишь его
возраст. Большинство самолетов, танков и ракет, проехавших мимо Мавзолея Ленина
либо были сделаны еще в 80-е годы, либо представляли собой слегка модернизированные
версии техники -дцатилетней давности.
Богдан, товарищески похлопывая по корпусу своего 'тридцать пятого' в ангаре Летно-испытательного
центра в Жуковском, хвалит самолет за маневренность, современную электронику
и новые двигатели: 'он легко слушается рулей и очень хорошо ускоряется'. Однако
независимый военный аналитик Александр Гольц считает, что Су-35 - это яркий пример
того, как российская оборонная промышленность вытаскивает 'из бабушкиного сундука'
старые разработки и пытается выдавать их за новые.
- В 80-е годы в Советском Союзе была целая волна военных разработок, так и не
дошедших до стадии производства. И называть их новыми можно лишь в том смысле,
что они не выпускались серийно.
Уже в течение двух десятилетий российское государство пытается построить так
называемый 'самолет пятого поколения', который мог бы сравниться с 'Хищником',
однако в небо этот самолет до сих пор не поднялся - и аналитики сомневаются,
что поднимется, как обещают его разработчики, в следующем году.
Директор компании-разработчика 'Сухой' признался, что до конца разработки нового
истребителя еще далеко. Однако, заявил он, вскоре работы существенно ускорятся.
- Не думаю, что отставание критическое, - сказал Михаил Погосян.
Тем временем, со столь же серьезными проблемами сталкивается и другая крупная
военная программа. Новая межконтинентальная баллистическая ракета 'Булава', спроектированная
для атомных подводных лодок, уже не раз проваливала испытания, и перспективы
ее постановки на вооружение выглядят весьма туманно.
- Утеря технологий и утечка мозгов привели к постоянной деградации военной промышленности,
- заявил аналитик Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
После распада Советского Союза Россия погрузилась в экономический кризис, разрушивший
давно установившиеся производственные цепочки и выбивший из бизнеса множество
предприятий-смежников. Сборочным заводам оставалось доделывать то немногое, что
оставалось у них на складах с советских времен или приходилось организовывать
собственное производство всех компонентов.
- Сегодня, когда мы наконец начали получать государственные заказы, заводы зачастую
не могут их выполнить из-за отсутствия комплектующих, - заявил недавно на парламентских
слушаниях Валерий Воскобойников, отвечающий в Министерстве промышленности за
авиатехнику.
Несмотря на обещания Путина обновить российские арсеналы, за те восемь лет, что
он провел в президентском кресле, армия купила лишь несколько новых боевых танков
и самолетов.
Между тем, по официальной статистике, в последние годы стабильно растет объем
оружия, продаваемого Россией другим странам: в прошлом году она вышла на рекорд
советского времени - 7 миллиардов долларов. Согласно последнему отчету Стокгольмского
международного института мира, в 2003-2007 годах на Россию пришлась четверть
совокупных продаж оружия в мире - лишь ненамного ее опередили Соединенные Штаты.
Однако недавно Россия потерпела на оружейном рынке несколько весьма широко распубликованных
поражений, причем в качестве основных причин предстали как раз порванные производственные
цепочки и стремительно растущие производственные издержки. Во-первых, Россия
не смогла выполнить заказ Китая на производство 38 транспортных самолетов Ил-76
и самолетов-заправщиков Ил-78, и в результате контракт был приостановлен. А еще
раньше, в начале года, Алжир вернул России купленные истребители МиГ-29, заявив
претензии по качеству.
- Система была разрушена сверху донизу, - считает Анатолий Ситнов, главный специалист
по авиационной отрасли в Торгово-промышленной палате.
Еще одна проблема - стареющие кадры. В 90-е годы отрасль покинуло множество квалифицированных
сотрудников, привлеченных более высокооплачиваемой работой в частном секторе.
Кроме того, из-за нищенских зарплат в военную промышленность перестали идти молодые
работники.
Сегодня средний возраст сотрудника российского авиазавода составляет 45 лет,
и эта цифра постоянно растет.
- Остро не хватает ключевых специалистов - слесарей, сварщиков, фрезеровщиков,
- заявил Воскобойников.
Устаревшее оборудование бьет по производительности труда. В последний раз коренную
модернизацию авиазаводы проходили в начале 80-х годов, и немало людей до сих
пор работает на еще более старых станках.
Правительство в ответ на эти тенденции создало огромные военно-промышленные конгломераты,
контролируемые государством. Чиновники утверждают, что тем самым оптимизируют
производственный процесс. Однако противники корпораций утверждают, что они убивают
конкуренцию, поощряют коррупцию и еще больше ослабляют российскую военную промышленность.
- В советские времена мы строили хорошие самолеты, потому что между авиапроизводителями
была конкуренция, - заявила на слушаниях депутат парламента и бывший космонавт
Светлана Савицкая. - Если сегодня затянуть их всех под одну крышу, это будет
конец конкуренции, и мы потеряем все, что у нас было. Но, конечно, кому-то станет
гораздо удобнее воровать государственные деньги.
Военно-морские мечтания
Праздники всегда располагают к возвышенным словам
2008-08-01
Праздники всегда располагают к возвышенным словам. На то они и праздники. Вот
и в День ВМФ главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир
Высоцкий в очередной раз напомнил населению страны и своим подчиненным о планах
по созданию авианосных ударных систем. По его словам, в их основе будут пять-шесть
авианосцев, которые будут действовать вместе с кораблями обеспечения - крейсерами,
фрегатами и корветами, а также танкерами. Будущие <<плавающие аэродромы>> получат
самое современное вооружение, включая многофункциональные истребители, самолеты
ДРЛО, средства ПРО и ПВО. Авианосные ударные системы тесно увяжут с космическими
группировками, ВВС и береговыми ударными комплексами.
Да, чуть не забыли - сенатор и тоже адмирал Вячеслав Попов уточнил, что в составе
отечественного ВМФ обязательно появятся атомные авианосцы. Куда же без них? Ведь
Соединенные Штаты скоро будут иметь десять таких кораблей...
Впрочем, оставим иронию. К теме строительства российских авианосцев <<НВО>> обращалось
не раз. Последние публикации в No 19 от 6 июня. Наши авторы - известные военные
эксперты - убедительно доказывали, что для создания авианосных ударных групп
у РФ нет ни экономических, ни технических, ни технологических, ни даже финансовых
возможностей. Да и не собирается наша страна заниматься демонстрацией Андреевского
флага у чужих берегов, бряцать оружием и принуждать другие государства к сговорчивости.
Но адмиралам неймется. Почему? Не исключено и потому, что в ходе своего выступления
в МИД РФ президент Дмитрий Медведев призвал российских дипломатов быть агрессивнее.
Более настойчиво проводить в жизнь внешнюю политику нашего государства. А чем
ее можно подкрепить? Конечно же, наличием передовых систем вооружений - стратегическими
ракетами, развитой космической группировкой, дальними бомбардировщиками и, что
естественно в данном случае, авианосными ударными системами.
Как тут не откликнуться морякам на такой призыв, не поддержать его?! Тем более
что у ВВС есть амбициозные планы создания истребителя пятого поколения и нового
стратегического бомбардировщика. У сухопутчиков - полного перевооружения войск
на новую технику начиная с 2010 года. РВСН - <<Тополь-М>> и РС-24. Космические
войска - новые СПРН... А у моряков - что? Только <<Борей>>, который все никак
не выйдет в море из заводской гавани и не имеет давно обещанной ракеты. Обидно.
О том, насколько реальны мечты получить для флота в обозримом будущем пять-шесть
авианосных ударных групп, говорят следующие факты. В России все еще строится
только один стотысячный док, в котором можно заложить авианосец. Других нет.
На первый курс судостроительного факультета Санкт-Петербургского военно-морского
инженерного института принимают в этом году 14 человек, по семь - на надводные
и подводные корабли. Не исключено, доберут еще по два курсанта. На всякий случай:
ведь не все смогут закончить учебу. Кто будет строить авианосцы - большой вопрос.
Даже для экспортного заказа - индийского <<Горшкова>> не могут найти достаточное
количество высококвалифицированных сварщиков.
Правда, мечтать - это не вредно
http://nvo.ng.ru/armament/2008-08-01/1_dream.html?mright=0
Энерготарифы повысят на четверть
Для населения электричество будет дорожать быстрее, чем для предприятий
2008-08-07 / Михаил Сергеев
Будущий год готовит россиянам неприятный сюрприз - тарифы на электроэнергию станут
значительно выше. При этом для населения электричество будет дорожать быстрее,
чем для предприятий. Одним из наиболее пострадавших субъектов окажется Москва.
Во вторник вечером Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила предельные уровни
роста энерготарифов на 2009 год. В столице плата за электроэнергию для всех категорий
потребителей вырастет сразу на 26%, тогда как по стране в целом - на 19%.
Вслед за ипотечным кризисом может разразиться кризис потребительского кредитования
Эксперты считают, что в условиях отсутствия реальной конкуренции резкий рост
тарифов подстегнет инфляцию, но не повысит энергоэффективность экономики.
Правление ФСТ во вторник утвердило предельные уровни роста тарифов в электроэнергетике
для конечных потребителей на 2009 год. Как сообщил один из участников заседания
правления, рост энерготарифов в целом по России составит 19%, как и заложено
в прогнозе социально-экономического развития страны. <<По регионам рост очень
разный - где-то 10%, где-то - 25%>>, - заявил чиновник. В частности, в Москве
энерготарифы вырастут для конечных потребителей в среднем на 26%.
Наибольший удар от повышения энерготарифов придется на население. Если для всех
категорий потребителей рост тарифов составит 19%, то для населения - целых 25%.
Для сравнения - в 2007 году энерготарифы для населения выросли на 13%, а в 2008-м
- на 14%. Эти цифры зафиксированы в сценарных условиях развития экономики до
2011 года, которые в мае этого года были разработаны в Минэкономразвития.
Пока ФСТ не делила <<тарифный пирог>> между генерирующими, сетевыми, сбытовыми
компаниями. Эта работа будет проведена в октябре. По словам чиновников, максимальное
повышение тарифов получат распределительные и сетевые компании.
<<Ускоренный рост тарифов напрямую связан с финалом реформы РАО <<ЕЭС>>, которая
завершилась распродажей энергоактивов с условиями будущих инвестиций>>, - считает
глава департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его
словам, государство фактически заключило сделку с будущими инвесторами по схеме
<<вы покупаете, а мы резко повышаем тарифы>>.
Резкий рост тарифов монополий, по мнению экспертов, втягивает в инфляционную
спираль и госбюджет. <<Подъем тарифов стимулирует инфляцию, которую власти пытаются
компенсировать за счет бюджета путем повышения пенсий и субсидий. Витки этой
спирали можно наблюдать ежегодно>>, - говорит Николаев. При этом надежды на рост
энергоэффективности и энергосбережения, по его мнению, останутся неоправданными.
<<Рост энергоэффективности стимулирует не увеличение тарифов, а конкуренцию,
которой фактически нет во многих секторах российской экономики. Вместо инвестиций
в энергоэффективность многие российские компании просто закладывают увеличенные
тарифы в цены своей продукции>>, - поясняет эксперт.
Опережающий рост энерготарифов, по мнению многих аналитиков, объясняется резким
увеличением управленческих и непрофильных расходов новых энергокомпаний. Впрочем,
часть экспертов считают, что этот фактор не является главным.
<<Высокие непрофильные и административные расходы - явление негативное, но это
лишь капля в море. Основной рост тарифов подстегивается необходимостью реализации
необоснованно раздутой инвестпрограммы энергокомпаний, основанной на почти вдвое
завышенных прогнозах роста энергопотребления>>, - говорит эксперт-аналитик отдела
исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий
Евгений Рудаков. По его мнению, при разумном планировании и взвешенном прогнозировании
энергопотребления столь резкого роста тарифов, который в первую очередь скажется
на конкурентоспособности российской промышленной продукции, можно было бы избежать.
По словам Рудакова, бывшие менеджеры РАО считают завышенность инвестпрограммы
нормальной ситуацией - мол, если инвестпрограмма по вводам мощностей будет выполнена
только наполовину, то это только нивелирует завышенность прогнозов электропотребления.
<<Но от освоения запланированных средств никто отказываться и не подумает, а
заплатят за это потребители>>, - отмечает эксперт.
http://www.ng.ru/economics/2008-08-07/1_tarif.html?mthree=3
Пилоты дочерней компании "Люфтганзы" начинают 36-часовую забастовку
Дмитрий Петроченко
БЕРЛИН, 7 авг - РИА Новости, Ольга Семенова. Пилоты "Cityline" - дочерней компании
крупнейшего немецкого авиаперевозчика "Люфтганза" - объявили о начале забастовки
с 00.00 по местному времени (02.00 мск) до 12.00 (14.00 мск) пятницы, сообщают
немецкие новостные телеканалы.
По их данным, это решение было принято профсоюзным объединением Cockpit (VC),
выразившим недовольство существующими тарифными соглашениями своих членов с компанией
"Люфтганза".
Как заявил вечером в среду журналистам представитель авиакомпании Михаэль Ламберти,
такое решение о забастовке вызвало удивление у руководства "Люфтганзы", буквально
на днях внесшего "вполне обсуждаемое предложение по тарифному договору плюс по
поводу компенсационных выплат".
По его словам, на период забастовки по линии "Cityline" были запланированы около
400 рейсов (внутригерманские и внутриевропейские) из 15 основных аэропортов Германии,
но пока неизвестно, сколько из них придется отменить. Ламберти подчеркнул, что
"Люфтганза" прилагает усилия для сведения неудобств для пассажиров от этой профсоюзной
акции к минимуму.
Телеканалы напоминают, что в мае этого года пилоты "Cityline" уже проводили краткосрочные
предупредительные забастовки.
Тем временем, технический наземный и бортовой персонал "Люфтганзы", который провел
на прошлой неделе пятидневную забастовку по призыву своего профсоюза "Ver.di",
приступили к общему голосованию по поводу достигнутого в результате этой профсоюзной
акции компромисса с руководством авиакомпании.
По данным телеканалов, голосование среди 34 тысяч членов профсоюза продлится
до вторника будущей недели, так что его результаты ожидаются только в следующую
среду. Предложение авиакомпании о повышении зарплаты технического персонала на
7,4% в два этапа будет считаться принятым, если "за" проголосует не менее 25%
лиц, на которых новое тарифное соглашение распространяется
http://www.rian.ru/economy/20080807/150144954.html