Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Кто про что, а мы про экологию..."



"Кто про что, а мы про экологию..."
2016-12-03 19:25 Лесник
event_files: 
Дата мероприятия: 
суббота, декабря 3, 2016
event_check_in_date: 
суббота, декабря 3, 2016


К вопросу о принятии закона о Российской нации
2016-12-03 21:50 S.Azamat

Сама идея о российской нации прорабатывалась в Стратегии государственной национальной политики РФ, где главным образом ставится задача укрепления политической нации и гражданской идентичности, что, по словам, некоторых ученых является предметом наиболее актуальным, и чем то особенно востребованным на сегодняшний день.

В этом отношении необходимо четко понимать и разъяснять населению, что значит гражданская нация, гражданское сознание, российская нация, что вкладывается в понятие данных дефиниций, но и, безусловно, в отношении таких понятий как этнокультурное образование, этническая идентичность, этнос, национальное самосознание, национальные субъекты. В отношении последнего необходимо говорить как в частности (о субъектах РФ, в основе взаимоотношений с которыми и возникла собственно сама Федерация), о социально-экономическом, демографическом положении (состоянии) этих национально-территориальных образований.
Понятие «национальные интересы» универсально в своем значении как для отдельно взятого национального образования, так и для всего государства, и в этом смысле необходимо четко понимать желание и возможности. Но для собственного автономного развития, предоставить возможность им самим определять и реализовывать свою собственную модель концепции национальной политики исходя из понимания положения вещей своего собственного региона. И если уж говорить о региональных программах этнокультурного развития народов РФ, надо понимать, что разница в бюджетах данных программ также может существенно отличаться.
Актуальным, на мой взгляд, является вопрос о передаче (продаже) региональных производств в собственность государства/частную собственность, без участия в этих процессах самого населения, проживающего в национальных субъектах и составляющих единый многонациональный и многоконфессиональный народ, у которого вообще собственно никто никогда ни о чем и не спрашивал, что дает основание говорить об исключительно авторитарном принятии решений в угоду лишь государственно-частных интересов, без учета региональных интересов местного, коренного населения. Речь идет о состоятельности субъекта в реализации собственных региональных программ, разработанных на ближайшую перспективу исходя из потребностей социальной и экономической востребованности. Лишая возможности распоряжаться собственным потенциалом, федеральный центр проводит очевидную централизацию власти и влияния, проводит политику тотальной уравниловки между субъектами федерации. Об этом в частности говорят только те из руководителей субъектов федерации, за счет которых собственно и формируется федеральный бюджет. В этом отношении необходимо четко понимать позицию регионов-доноров, в отношении которых необходимо проводить сбалансированную внутреннюю политику в совместном принятии основных решений, направленных на развитие эффективного и, прежде всего, справедливого сотрудничества.
Необходимо четко понимать для чего проводится данный законопроект (для объединения и реализации общей государственной национальной идеи), не без участия повторюсь самих национальных территориальных образований, имеющих все права для того, чтобы их права и мнение всегда учитывались при принятии каких либо решений. Проводником подобных решений является государственное собрание. Но надо полагать, что актуальность принятия решений по любым вопросам не говорит о том, что данный государственный орган с его представителями имеет такие полномочия, напротив, требуют от него полного, ответственного отношения, и разумеется прозрачного и коллегиального принятия таких решений. Например, при продаже крупных производственных мощностей регионального плана, необходимо проведение слушаний на всех уровнях муниципальных образований и органов местного самоуправления субъекта федерации, которые в свою очередь прямо и косвенно зависят от формирования бюджета регионального и далее своих собственных, а потеря названных крупных мощностей приведет к их сокращению, что, без всякого сомнения, отразится на исполнении, прежде всего, региональных и муниципальных социально-ориентированных программ, инфраструктурных проектов (особенно если они уже были заложены).
Безусловно, мы должны говорить о том, как должна формироваться и на каких базовых началах должна функционировать наша российская, политическая нация. Что она основана на межэтническом согласии. Что это идеология равных прав граждан всех национальностей. Что это выражение стремления людей. Что это ценности соблюдения закона, равенства всех перед законом. Что это справедливость, уважение к достоинству каждого человека. Что это общие ценности, объединяющие всех людей как граждан страны независимо от национальности.
Вместе с тем, как таковой дружбы народов, еще со времен советского союза, не было, и до сих пор нет. У нас была лишь иллюзия об этом, т.е. нам постоянно об этом говорили, и в учебниках писали и в СМИ и т.д., была дружба людей и в этом понимании сходились многие. Общая идея в советском союзе так и не была реализована, была создана идеологическая машина, которая на долгие годы стала чем-то вроде обычным делом, на чем и были воспитаны целые поколения, а когда ее не стало, в тот же час со страшной силой обозначилось то, на что всегда глаза закрывали. Это касается всего, что мы относим к понятиям и родного языка, предоставлении возможности изучения своего родного языка, но как это делается сейчас? Все ведь направлено на то, что бы люди сами отказывались от его изучения, все ведь сделано для того, чтобы только имитировать это право, подменяя его различными правилами и требованиями ФГОС, от чего не только учителям, но и детям уже не хочется отдавать свое время на бесполезную трату этого времени, лучше отдать его изучению других предметов, входящих, например в перечень ЕГЭ. Речь идет об отсутствии какой либо поддержки со стороны государства в дальнейшем, и коллизии, возникшие в этой среде со всей очевидностью, говорят о будущей утрате языков РФ, если ничего в этом отношении не делать, что в скором будущем мы придем к этой самой российской идентичности или российской нации.
Продолжая тему разговора о языках, возникает ощущение, что никому они просто не нужны, возникает четкое ощущение и понимание, что эти самые языки – как некий балласт, не дающий развиваться, тормозящий все и вся, и это уже совершенно очевидно, что государство этому безобразию всячески способствует. На традиционный вопрос администрации школы – почему не выполняете Закон о языках народов РФ и РБ – ответ один: так пожелали родители, т.е. родители уже отказались от права реализовать свое право, но никто совершенно не желает разбираться, почему родители отказываются от этого права. Значит и, судя по всему нет единого подхода, не реализована и не создана система, при которой бы приветствовалось и всячески поддерживалось бы право, прописанное в Конституции нашей страны, другой вопрос – почему этого до сих пор не сделано.
Автором идеи воссоздания этой советской идеологической машины, о принятии закона о Российской нации является заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы Вячеслав Михайлов, предложение которого поддержал Президент страны В.В. Путин. Возникает справедливый вопрос, а где были в это время отечественные ученые, профессионально занимающиеся данными вопросами? Почему и с какой стати они не были приглашены в Астрахань? Интересно, с какого времени вопросами национальной политики занимается Российская академия народного хозяйства? Им что своих непосредственно относящихся к их компетенции проблем не осталось? Остается задаваться вопросами относительно уровня подготовки к подобным мероприятиям. Надо полагать, что секретариат аппарата Президента готовит регламент работы, в котором четко определены выступающие, их ФИО, далее порядок, время и темы выступлений, а что мы видим в итоге? Вообще о подобных документах на подобных форумах можно говорить только лишь о том, что нужен мол такой документ, или как было бы хорошо если бы он был! (в риторике), а уж только затем говорить и очень осторожно, что нужно провести предварительные слушания с разъяснением населению, о чем было уже сказано в начале статьи, для чего и почему, это первое. Во вторых, необходимо знать мнение национальных субъектов, привлечь специалистов, общественные организации, узнать, что они думают по этому поводу, собрать предложения в этот проект и согласовать его на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.



НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2016-12-03 21:59 S.Azamat

Статья посвящена проблемам глобального и национального, о роли национального самосознания в современных условиях. О влиянии национальных ценностей и национально ценностно-ориентированного сознания на общие процессы глобализации. Этническое начало, в условиях глобализации является одним из важнейших факторов, определяющих историческое будущее народа и особенно на переломных этапах социального прогресса. О значении формирования национальной духовности в контексте гуманизации образования как процесса трансформации общечеловеческих ценностей в образовании. Затронуты проблемы укрепления правовых основ развития межнациональных отношений, о формировании общероссийской идентичности и потребности оформления и включения государства и общества на выполнение социального заказа.


Ключевые слова: национальное самосознание, глобальное-национальное, национальные ценности и национально ценностно-ориентированное сознание, этнополитика, этнический фактор, дестабилизирующий фактор, языковая политика, социальный заказ, социальная справедливость, межнациональное согласие.


NATIONAL CONSCIOUSNESS AND HER FUNCTIONING IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

Abstract.

The article is dedicated to issues of the global and national. It is about the role of the national self-consciousness in modern conditions. About the influence of national values and national value-oriented consciousness on general processes of globalization. In terms of globalization, the ethnic origin is one of the main factors determining the historical future of the people, most of all at the crucial points of the social progress. About the meaning of national spirituality’s formation in the context of humanization of education as a process of transformation of universal values in education. Issues of strengthening of legal bases of development of the international relations, about formation of the all-Russian identity are touched and requirements of registration and inclusion of the state and society on accomplishment of the social order.

Key words: national consciousness, the global-national, national values and national value-oriented consciousness, the ethnopolicy, the ethnic factor destabilizing a factor, language policy, the social order, social justice, interethnic concord.
____________________________________________________________________________
Феномен глобализации сегодня становится не просто одним из самых значимых явлений современного общества, но и определяющей категорией, отражающей особенности его развития. Глобализация открывает перед человечеством огромные возможности как появление более широкого поля взаимодействия. Это новые социально-экономические вызовы, которые могут быть негативными в силу своей природы путем изменения общественных институтов, сознания и стереотипов экономического поведения. Глобальные предложения информационных технологий, информационных телекоммуникаций, различных видов услуг развитых стран способны контролировать этот рынок и мировой порядок в том числе, навязывая иным странам свою систему ценностей и взглядов на происходящее. Сформирована так называемая база однополярного мира, где западные державы, с геополитическим доминированием США диктуют свои условия. В этой ситуации существенно возрастает проблема национального сознания и самосознания.
Страны постсоветского пространства испытывают культурный и мировоззренческий шок, где духовная составляющая входит в противоречие с проводимыми реформами. Так называемая культура глобализма предлагает россиянам отказаться от традиционной для них нормативности нравственного самосовершенствования, как от чего-то отжившего, устаревшего, мешающего человеку жить в удовольствии, она превращает человека из социокультурной личности в «человеческий фактор» развития технологии.
Изменились основные жизненные смыслы, включенные в разные формы социальной активности которые в значительной степени определяют отношение народов к окружающей их действительности и детерминируют основные модели поведения человека. Эти ценности с одной стороны определяются историей и культурой народа, а с другой – непрерывно редуцируются в процессе деятельности передаваясь из поколение в поколение.
Современное российское общество – трансформирующееся, переживающей свой новый виток модернизации, связанной со значительными изменениями в общественной и экономической жизни при которых происходит ломка старых систем ценностей, социальных идеалов, моделей поведения. Многое в таких переменах не всегда положительно рассматривается представителями той или иной нации, того или иного народа и этим в значительной степени обусловлены изменения в национальном самосознании.
Установки, культивировавшиеся в обществе рыночными отношениями, а также проводимые в стране либеральные реформы, направленные на создание западного «цивилизованного» пути развития вошли в противоречия с коллективистскими традициями российского менталитета, что порождает внутреннюю напряженность и нестабильность, является тормозом поступательного социально-экономического развития страны.
Суверенитет национальных государств подрывается неожиданно довольно окрепшими в последнее десятилетие самоорганизующимися этническими группами, будет ослаблен сверху надгосударственными организациями, а снизу подорван националистическим самоутверждением этнических групп. На кону суверенитет отдельных стран. Волна национализма несет не плодотворную самоидентификацию, а жесткое столкновение анахронических и эгоистически понимаемых интересов. Ослабление роли и потенциала государства приведет в новом веке к этническим конфликтам нового качества и размаха.
Вот уже в течении ряда лет идея единения народов России с целью ее возрождения как великой державы оказалась в центре внимания не только ученых, исследователей, но и в этнокультурных группах.
Этническая активность еще раз доказала, что в условиях трансформации общественных отношений, значимость ценностей повышается, возрастает духовная составляющая. Об этом свидетельствуют многочисленные качественные и количественные изменения, которые произошли в постсоветской России, а также с беспрецедентным ростом роли этнического фактора и национального самосознания в общественной жизни страны. Последнее выступает специфическим субъективным элементом реальности, отражает действительность происходящего в форме чувственных образов, предвосхищая практическое действие человека, придавая им целенаправленный характер.
В современных условиях появляется необходимость выяснения места национального самосознания в структуре общества и факторов, влияющих на качественные изменения в национальном самосознании. Оно является изменчивой, подвижной реальностью в психологическом облике каждого народа, в его культуре поведения и этических нормах. На него оказывают большое влияние различные факторы, так как содержание и социальные функции также подвержены изменениям.
В условиях обновления общества в различных регионах РФ активизировались этнические контакты между представителями разных национальностей, увеличилось количество вынужденных переселенцев, также возрос приток рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Национальное самосознание, являясь составной частью общественного сознания, впитывает в себя элементы господствующей идеологии, но при этом испытывает определенное влияние традиций, обычаев, запечатленные в национальном самосознании, обеспечивает преемственность в выборе образцов, моделей поведения представителями того или иного народа. Такая «защитная» функция не связана с возведением барьеров вокруг своего национального с целью ограждения от инонационального влияния, направлено на предупреждение возможного или действительного их игнорирования со стороны других в условиях взаимной зависимости наций и народностей нашей страны» [1, с 10].
Устойчивая этническая связь не теряет своего значения в условиях глобализации. Она переходит из сферы материальной в сферу духовной культуры и психологию, этнодифференцирующие признаки приобретают устойчивый характер. Они обусловлены этнической средой, в которой «рефлексируется этническим сознанием и самосознанием, с разным уровнем отражения этнической специфики» [2, с. 41].
Российская Федерация полиэтнична по своему составу, являет собой уникальную форму объединения наций, но нельзя отождествлять ее с нацией-государством; почти каждая нация имеет свою государственность и является самостоятельным субъектом общественных отношений.
В бывшем СССР и странах СНГ в основу национально-государственного строительства была положена этническая трактовка нации. Согласно этой концепции нация исторически и функционально предшествует государству и является основой для его формирования. Этническая концепция нации берет свое начало в классической немецкой философии (учение Гегеля). Эта концепция возобладала в полиэтничных странах Восточной и Центральной Европы (Италия, Германия, Россия, Османская империя). Наиболее четко она была сформулирована И. Сталиным и до конца 50-х годов ХХ в. воспринималась марксистскими исследователями как бесспорная истина. Ссылаясь на «Американскую энциклопедию» выпуска 1994 г., С.Ю. Иванова обращает также внимание на то, что этническая интерпретация термина стала нормативной и в западном обществоведении [3, с. 83].
В настоящее время в обществе все более осознается необходимость научно обоснованной, сориентированной на перспективу национальной политики Российского государства, учитывающей необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях, политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
Для решения многочисленных проблем в сфере национальной политики необходимо рассматривать структуру национальных интересов народов России. Интересы общества, интересы личности, интересы государства формируют потребность оформления и включения государства и общества на выполнение социального заказа. Социальный заказ формируется из реальных потребностей общества, способствует снижению социальной напряженности, усилению роли государственных органов власти.
Языковая политика в демократических государствах опирается на принципы равноправия языков, языкового самоопределения личности, создает широкие возможности для использования родных языков, хотя и ограничивается соответствующими ресурсами и конкретными условиями. Для обозначения языковой политики используется термин «языковое строительство», предполагающее выбор языка, определение его норм, использование в названиях улиц, селений и т.п. и представляет собой направление социальной, культурной, образовательной, издательской и, особенно, национальной политики, осуществляется как в форме отдельных мероприятий, так и в их комплексе, направляется законодательными актами.
Своего рода детерминантом развития национального самосознания в историческом плане были, помимо и на фоне действия этнопсихологических факторов, еще и реальные материальные, исторически обусловленные потребности развития общностей. Это было связано с формированием экономических общностей людей, относящихся к одним национальным группам, и определялось, прежде всего, общностью территории их проживания, на которой с течением времени формировалось единое экономическое пространство.
Этнический фактор все больше и больше проявляет себя в активизации требований национально-государственной суверенизации, при этом аналогичные процессы происходят и во многих других странах, среди других народов. Конечно, национальное самосознание каждого народа, каждой нации или народности нуждается в обстоятельном и глубоком анализе. В этой связи, чрезвычайно важно анализировать не столько политические, экономические и социальные процессы, сколько необходимость серьезной, глубокой и всесторонней оценки не просто этнического фактора вообще, а национального самосознания. Уместно напомнить утверждение Л.Н. Гумилева, что «в жизни человеческой нет ничего более нестабильного, чем социальное положение и социальные отношения» и в то же время «никакими усилиями и желаниями человек не может сменить свою этническую принадлежность». Вот почему, по его мнению, нет ничего влиятельнее того, что определяет сознание и поведение человека, - это «этническая стихия человечества», которая имеет тенденцию актуализироваться, перестраиваться и в конечном счете определять направления развития человечества [4, с. 9].
Социологические исследования показывают, что в повседневном общении, на работе и в быту люди разных национальностей демонстрируют высокий уровень доверия и толерантности друг к другу вопреки заявлениям лидеров политических партий и движений. Основы для совместного сосуществования люди видят в духовности, культуре, развитии своей самобытности, а не в открытом или скрытом противостоянии, что отвечает лишь требованиям политической элиты.
В последние годы ученые уделяют большое внимание определению национального характера, национальной психологии, национальному самосознанию. Они утверждают, что национальная индивидуальность не есть единичное, неповторимое, а представляют собой взаимосвязь и взаимообусловленность единичного и общего.
Причины социальных напряженностей, конфликтов и несправедливости, в сфере национальных отношений, в нашей стране, как и в других, заключаются в социальном кризисе, который охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В то же время формирование межнациональных напряженностей имеют и свои специфические причины, больше всего обусловленных нарушением принципа социальной справедливости. Они имеют как глубокие исторические корни, так и факторы в современной жизни, способствующие их сохранению и углублению.
Одной из важнейших задач в современных условиях становится формирование национальной духовности и духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом. Особое значение в этом контексте приобретает задача гуманизации образования как процесса трансформации общечеловеческих ценностей в образовательный процесс, способствующий становлению личности как субъекта гуманитарной культуры, обладающего способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых нравственных ценностей и смыслов. Большим потенциалом реализации гуманитарного содержания образовательного процесса обладают национальные традиции, духовно-нравственный опыт предшествующих поколений с рассмотрением различных элементов национальной культуры в качестве условий и средств гуманизации и гуманитаризации образования, условием которого является изучение учебного материала на родном языке [5, с. 6].
Особого внимания заслуживают проблемы укрепления правовых основ развития межнациональных отношений, утверждения принципа правового равенства между различными национально-государственными образованиями в межгосударственных отношениях и в отношениях между отдельными этносами. Формулировка интеграции национальных культур в единое пространство общероссийской культуры представляет собой, по сути, формирование общероссийской идентичности, которая требуют уточнений некоторых понятий, таких как «национальная политика» и «родной язык».
Один тип конфликта может соединять в себе черты другого или переплетаться с другими. Дефиниция «этнополитика» предполагает этническую группу, имеющую определенные политические цели, этническое сознание которых сфокусировано на противоречиях между общественным и этническим развитием. Когда государство соблюдает относительную пропорциональность в удовлетворении потребностей всех его общностей, тогда наблюдается и бесконфликтное развитие общественного и этнического сознания, остается спокойным к процессам в обществе, иными словами, когда государство проводит политику мультикультурализма [6, с. 41].
Прогнозы относительно судеб двух основных функций национального самосознания — осознания национальной принадлежности (национальная идентификация) и обнаружения отличия себя от других (национальная дифференциация) — в рамках глобализации различны и порой прямо противоположны [7, с.16]
Стойкость инерционного мышления, сложившегося в годы советской власти и характерного для широких слоев населения, является во многом камнем преткновения на пути гармонизации и оптимизации национальных отношений. В этой связи необходимо новое осмысление и понимание национального вопроса, формирование у современного поколения всех народов целостного представления на систему этнического взаимодействия.
Основополагающие принципы Всеобщей декларации прав человека таковы, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выражение их, что образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. К нарушению этих прав нельзя относиться толерантно. Интолерантность допустима только в одном отношении: не может и не должно быть толерантности к тем, кто не считает, что все люди, независимо от расы, пола, национальности имеют равное право на физическое существование и культурное развитие [8, с. 46].



В избранное