Продолжаем изучать соответствия в маркетинге товаров и услуг,
производящейся в триаде отраслей деятельности человека – в Экономике,
Политике и Идеологии.
Радикально. Дорого.
Чтобы заставить людей покупать свой товар, мало опираться
накультурные традиции. Надо
объяснить, что все остальные товары на рынке гораздо хуже и не
удовлетворяют взыскательным вкусам данного покупателя. Тогда, покупая
товар, он будет уверен не только в его качестве, но и в своем
превосходстве над окружающими, продолжающими покупать дешевое старье.
Многие рекламные компании играют на этом стремлении людей выделиться из
толпы, подчеркивая в своих лозунгах: "Да, это дорого, но зато престижно,
модно и респектабельно".
В политическом маркетинге аналогичный метод иллюстрируется
слоганом «Выбирай или проиграешь». Работая «от противного», запугать
избирателя, внушить ему, что единственной альтернативой выбору Ельцина в
президенты является согласие выходить с вещами и строиться в очередь к
столыпинскому вагону, отправляющемуся в Воркуту – вот задача, изящно
решенная американскими политтехнологами в России в 1996 году.
Такое противопоставление немногих избранных, способных
приобрести лучший продукт (даже если при этом приходится заплатить
приличную сумму), и всех остальных, кто на это не способен, умело
используют многие религиозные секты. Новое религиозное движение, чтобы
быть успешным, должно четко противопоставлять себя остальному обществу и
требовать от своих членов определенных жертв (разумеется, не только
финансовых). Те религии, которые ничего не требуют от своих адептов,
обычно довольно быстро прекращают свое существование.
Социологические исследования новых религиозных движений
показывают, что их членами обычно становятся молодые, образованные и
хорошо обеспеченные люди. Религиозные группы дают им возможность
реализовать одновременно и свою потребность в общении и привязанности, и
тягу к правильной жизни.
Именно противостояние привычному образу жизни больше
всегораздражает
общественность и в первую очередь родителей тех молодых людей, которые
уходят в секты. Крупнейший специалист по новым религиозным движениям,
британский социолог Айлин Баркер отмечает в своей книге, написанной
специально для родителей таких молодых людей, что страх перед сектами во
многом связан с родительскими амбициями, распространенными больше всего
среди представителей среднего класса. Каково родителю-юристу или
бизнесмену признаваться в своем кругу, что его отпрыск, отправленный
учиться в Оксфорд, оказался среди мунитов или сайентологов? Со своей
стороны, именно дети из семей среднего класса больше всего разочарованы
лицемерием и меркантильностью общества потребления и именно они составляют
основу большинства новых религиозных течений.