Продолжая изучать свойства триады
Экономика-Потитика-Идеология, полезно убедиться в том, что входящие в нее
элементы – действительно независимые силы, проявляющие себя в человеческом
обществе весьма сходным образом.
В выпуске от 28 октября 2002 года журнала «Коммерсантъ-ВЛАСТЬ»
была опубликована статья Анны Фенько «Бальзам в ассортименте на душу
населения». Написанная на основании работ известного специалиста по
социологии религии Родни Старка, статья демонстрировала параллели,
наблюдаемые при распространении среди людей на первый взгляд диаметрально
противоположных вещей: религиозных воззрений с одной стороны, и
потребительских товаров и услуг – с другой. Но что интересно - для тех,
кто читал труды классика маркетинга Филипа Котлера, не будет новостью
использование одних и тех же маркетинговых приемов для продвижения как
обычных потребительских товаров и услуг, так и политических фигур –
кандидатов на различные выборные должности.
Таким образом, можно осуществить сопоставление не двух, а всех
трех видов человеческой деятельности – деятельности в сфере Торговли
(Экономики), Политики и Идеологии (Религии), и показать, что во всех трех
случаях люди действуют примерно одинаково, реагируют на одинаковые
стимулы, ловятся на одинаковые крючки. Для нас такое сопоставление
является полезным как еще один аргумент в пользу того факта, что тройка
Экономика-Потитика-Идеология является триадой, состоящей из равноправных
(независимых) подобных друг другу сил.
Одни товары ненадолго появляются на рынке для того, чтобы
быстро и незаметно с него исчезнуть, в то время как другие не только долго
не сходят с прилавков, но порой даже дают толчок для появления у
потребителей новых потребностей, ранее у него не наблюдавшихся. Среди
более чем 10 тысяч религиозных движений, существующих на планете, есть те,
что появившись на свет, умирают, не оставив никакого следа, и другие,
долгое время остающиеся невостребованными, а потом вдруг приобретающие
широкую известность и популярность. Так же, как среди политических лидеров
есть настоящие динозавры, представители древнейших типов ментальности, а
есть представители новой политической волны, круто идущие вверх в
рейтингах политической популярности.
Понять причины роста и спада популярности религиозных течений
на основании их учения невозможно. Доктрины многих новых религиозных сект
настолько эклектичны, запутанны и изменчивы, что социологи давно оставили
попытки в них разобраться. "Никто и никогда не приходил к вере через
библиотеку, - утверждает один из ведущих специалистов по социологии
религии, профессор Вашингтонского университета Родни Старк, - хотя позднее
люди и могут утверждать, что было именно так. Они не лгут, а просто
заблуждаются, проецируя свои более поздние занятия на прошлое".
В области политических пристрастий аналогичное наблюдение
принадлежит Альберу Камю, заметившему, что "коммунистов, пришедших к
революции благодаря изучению марксизма, можно было бы пересчитать по
пальцам. Сначала происходит обращение в новую веру, а затем уже люди
читают Библию и писания Святых отцов".
В своем анализе религии Старк использует экономическую модель
рационального выбора. Суть его идеи в том, что люди выбирают религию как
зубную пасту, на основании анализа соотношения цена-качество. В
современном мире религиозные идеи конкурируют на идеологическом рынке как
товары, которые потребители выбирают по своему вкусу.
Заметим, что данный подход, практиковавшийся еще со времен
Адама Смита, в настоящее время считается не вполне соответствующим
экономической действительности. Люди выбирают не столь рационально, как
того требует примитивный экономический подход. Но что верно, то верно –
как в сфере экономики, так в сфере идеологии и политики поведенческие
(бихейвиористские) стереотипы людей совпадают.
Итак, чтобы быть успешным, любому коммерческому предприятию
необходимо производить, а затем и продавать товар, пользующийся спросом,
противопоставлять себя фирмам-конкурентам, нанимать новых работников,
давать им задания, обеспечивать им социальную поддержку и не слишком
раздражать своей деятельностью общество – а лучше, формировать в обществе
благоприятное мнение о себе как о социально направленной компании,
ратующей за защиту экологии и прочую политкорректь.
Отвечая на вопрос о том, почему одни религиозные движения
оказываются более конкурентоспособными, чем другие, Старк выделяет шесть
главных факторов успеха. Среди них есть как внутренние, связанные с
характером самого движения, так и внешние, характеризующие
социально-политическую обстановку, в которой развивается новое религиозное
движение.
Но все эти факторы объединяет то, что они в равной степени
характеризуют как успешную религию, так и успешный бизнес и грамотно
проведенную политическую предвыборную компанию.
Вековые традиции качества.
Когда Мартин Лютер прибивал на дверях замковой церкви в
Виттенберге свои знаменитые "95 тезисов", он и не подозревал, что это его
действие положит начало новому мощному и разветвленному религиозному
движению, названному в его честь лютеранством. Он просто хотел очистить
истинное христианство от извращений, допущенных католической церковью – в
частности, совмещения трогательной заботы о душах прихожан с широкой
коммерческой деятельностью по продаже отпущения им же разнообразных
грехов. Если бы он призвал читать не Евангелие, а "Бхагавадгиту", вряд ли
кто-нибудь помнил о нем спустя 500 лет. Какими бы новыми и радикальными ни
были взгляды, исповедуемые представителями новой религии, они не должны
вступать в противоречие с фундаментальными основами той культурной среды,
в которой распространяются.
По мнению Родни Старка, успех мормонов в США и многих других
странах обусловлен тем, что они постоянно подчеркивают свою неразрывную
связь с христианской традицией (мормоны, как считает Старк, одна из самых
быстро растущих конгрегаций, которая через 5-8 лет преодолеет планку в 10
млн. человек). Да и само христианство на раннем этапе своего развития вело
себя точно так же, опираясь на ортодоксальный иудаизм.
Подобной стратегии придерживаются многие фирмы, продвигая на
рынок свои товары. Недаром швейцарская фирма Nestle выпускает в России
мороженое под названием "48 копеек", а некоторые отечественные фирмы
помещают на этикетках своих товаров надпись: "Поставщик двора Его
Императорского Величества". Для потребителя традиционность - залог
высокого качества товара, будь то колбаса, часы или религиозный
культ.
А также политическая партия. Недаром приверженность к вековым
традициям (нет, не качества, но – политической борьбы, само собой
разумеется, за счастье народа) представляет тот самый "месидж", который
впихивается в мозг избирателю многими партиями – от КПРФ до ЛДПР.