Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств СТРАХ И БЕССТРАШИЕ


СТРАХ И БЕССТРАШИЕ

"Признание существования страха не будет причиной для разочарования или подавленности.
Поскольку мы испытываем такой страх, мы также обладаем потенциальной возможностью почувствовать бесстрашие.
Истинное бесстрашие не есть устранение страха, это выход за пределы страха".

Для того, чтобы ощутить бесстрашие, необходимо ощутить страх. Как мы уже знаем- наш мир дуален (двойственен), т.е. без страха не было бы и бесстрашия. Сущность трусости - это непризнание реальности страха. Страх может принимать многие формы. Логически мы знаем, что не можем жить вечно, знаем, что должны умереть, а поэтому боимся; страх смерти превращает нас; в камень. На другом уровне мы боимся, что не сумеем справиться с требованиями мира; и этот страх выражается в виде чувства неадекватности. Мы чувствуем, что подавлены собственной жизнью; а столкновение с окружающим миром оказывается еще более подавляющим. Тогда внезапно появляется страх, паника, подобная той, которая случается при неожиданном возникновении в пашей жизни новых ситуаций. Когда мы чувствуем, что не в состоянии с ними справиться, мы отскакиваем или сжимаемся (напрягаемся). Иногда страх проявляется в форме беспокойства; это каракули на блокноте, щелканье пальцами или ерзанье на стуле. Мы чувствуем, что должны все время находиться в движении, как двигатель автомобиля, поршни которого движутся вверх-вниз. Пока они движутся, мы чувствуем себя в безопасности; без этого мы боимся умереть на месте. Существуют бесчисленные хитрости, которыми мы пользуемся, чтобы отвлечь свой ум от страха. Некоторые люди принимают успокоительные средства; другие- занимаются йогой. Одни -смотрят телевизор или читают журналы, другие отправляются в бар пить пиво. С точки зрения труса, следует избегать скуки, потому что в состоянии скуки мы начинаем чувствовать озабоченность. Мы подходим ближе к своему страху; поэтому мало стремиться к развлечениям и избегать мыслей о смерти. Таким образом, трусость - это попытки прожить жизнь так, как если бы смерть совсем не существовала. В истории были периоды, когда люди искали эликсир долголетия. Но если бы такая вещь существовала, большинство людей нашло бы ее невероятно отталкивающей. Если бы им пришлось жить в этом мире тысячу лег, не умирая, они, по всей вероятности, покончили бы с собой задолго до своего тысячного дня рождения. Даже если бы вы и смогли жить вечно, вы были бы неспособны избегнуть реальности смерти и страданий в окружающем вас мире.

Необходимо признать существование страха. Мы должны понять свой страх и примириться с ним, Мы должны взглянуть на то, как мы движемся, как разговариваем, как ведем себя, как грызем ногти, как иногда без необходимости прячем руки в карманы. Тогда мы выясним нечто о том, как страх выражается в скорме беспокойства. Нам следует прямо взглянуть на тот факт, что страх скрывается в нашей жизни - он присутствует там всегда, и во всем, что мы делаем.

С другой стороны, признание существования страха не будет причиной подавленности или разочарования. Поскольку мы испытываем такой страх, мы также обладаем потенциальной возможностью познать бесстрашие. Истинное бесстрашие не есть устранение страха - это выход за пределы страха, Мы подразумеваем под "бесстрашием" не "меньше страха", а состояние "превыше страха". Выход за пределы страха начинается тогда, когда мы рассматриваем свой страх, озабоченность, нервозность, беспокойство, свои тревоги. Если мы всмотримся в глубину страха, если мы заглянем под его внешнюю оболочку, первой вещью, которую мы найдем под нервозностью, будет печаль. Нервозность все время резко звучит и вибрирует. Кода мы замедлим темп жизни, когда уменьшим напряженность страха, мы найдем печаль, которая оказывается мягкой и спокойной. Печаль ударяет нас в самое сердце, и наше тело изливает слезы. Прежде чем вы заплачете, в вашей груди возникает особое чувство, а затем, после этого, на глазах появляются слезы; вы готовы излить из своих глаз дождь или водопад; вы чувствуете печаль и одиночество; но в то же время в этом состоянии есть, пожалуй, нечто романтичное. Это первый намек на бесстрашие, первый признак истинного воина. Вы, может быть, подумаете, что переживая состояние бесстрашия, вы услышите увертюру к Пятой симфонии Бетховена или увидите огромный взрыв на небесах; но бесстрашие так не проявляется. Открытие бесстрашия приходит вследствие работы с мягкостью человеческого сердца. Рождение воина подобно первому появлению рогов у северного оленя. Спе-рва эти рога очень мягки, почти эластичны; на них растут редкие волоски. Это еще не рога как таковые; это просто выросты, наполненные кровью. Затем, когда олень подрастает, рога становятся крепче, на них развиваются четыре отростка, десять отростков или даже сорок. Бесстрашие в своем начале подобно этим мягким рогам; они выглядят как рога, но по-настоящему пользоваться ими вы не можете. Когда у оленя впервые вырастают рога, он не знает, для чего их употреблять; он, должно быть, чувствует себя очень неловко, обнаружив у себя на голове эти мягкие, неуклюжие выросты. Но в дальнейшем олень начинает понимать, что эти рога нужны ему, что рога - это естественная часть существа оленя. Таким же образом, когда у человека впервые рождается чуткое сердце воина, он или она может почувствовать себя чрезвычайно неловко или неуверенно по поводу того, как относиться к этому виду бесстрашия. Затем, однако, когда вы все сильнее и сильнее ощущаете эту печаль, вы понимаете, что человеческие существа должны быть чуткими и открытыми. Поэтому вам более не надо чувствовать стеснение или смущение вследствие своей мягкости. В действительности ваша мягкость начинает становиться страстной. Вам хочется расшириться до других людей и общаться с ними. Когда чуткость развивается в этом направлении,- тогда вы действительно можете понять окружающий вас мир. Чувственные восприятия становятся очень интенсивными. Вы уже настолько чутки и открыты, что не можете не раскрыться по отношению к тому, что происходит вокруг вас. Когда вы видите что-то красное, или зеленое, или желтое, или черное, вы реагируете на них из глубины всего своего сердца. Когда вы видите, как кто-то плачет, смеется или боится, вы реагируете и на эти переживания. В этом пункте ваш начальный уровень бесстрашия развивается далее, переходя в состояние воина. Когда вы начинаете чувствовать, как это удобно - быть мягким и славным человеком, ваши оленьи рога не будут более покрыты растущим на них пушком, а станут настоящими рогами. Ситуации делаются весьма реальными, вполне реальными и, с другой стороны,- вполне обычными. Страх превращается в бесстрашие естественно, очень просто и совершенно прямо.

Идеал воина состоит в том, что воину необходимо быть печальным и чутким; благодаря этому воин также способен проявлять большую храбрость. Без чувства печали сердца храбрость оказывается хрупкой, как фарфоровая чашка: если вы уроните ее, она треснет или разобьется. А храбрость воина подобна лакированной чаше, у которой под лаком скрывается деревянная основа. Если эта чашка упадет, она подскочит, но не разобьется; покрытая слоями лака, она одновременно мягка и прочна.


В избранное