Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ МЕТОДАМИ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ


ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ МЕТОДАМИ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ.

Современный мир наполнен стрессами. Современное воспитание подавляет личность. Это объективная реальность. Следствием этого являются конфликты, неврозы, комплексы и отсутствие уверенности в себе мешающие человеку ощущать себя счастливым, полностью проявить свой творческий потенциал. Психотерапевты и психологи пытаются решить эту проблему, однако они не могут изменить человека. Человек может измениться лишь сам. Мы в тайцзи предлагаем ему оптимальные способы личностного изменения.

Логичный вопрос: «Зачем изменять себя?». Затем, что, только изменив свой взгляд на мир и свои реакции, человек может стать самодостаточным, независимым от других людей и обстоятельств, а значит быть действительно счастливым.

 ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА В ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ.

 Начиная заниматься тайцзи-цюань человек сталкивается с рядом понятий не характерных для западной психологии. Данные понятия определяют особенность тайцзи-цюань. Разберем эти понятия подробнее.

 Телесный разум. Еще называется разумом мудрости, так как отражает объективные, естественные потребности человека. Телесный разум работает автоматически, напрямую, по принципу сигнал-реакция. Телесный разум выполняет огромную работу по регулированию процессов внутри организма и обеспечению двигательной активности тела. От работы телесного разума зависит наше здоровье. Если телесному разуму не дают возможности выполнять свои обязанности, человек заболевает. Это происходит, когда человек относиться к своему телу как к инструменту, нечто чуждому и перестает «слушать» его. Также телесный разум обеспечивает безопасность тела, своевременно реагируя на источники опасности. Известный пример использования телесного разума – человек  в состоянии опьянения. Пьяный может дойти домой «на автомате», при этом вероятность получения травмы при падении минимальна. Это потому, что работает только телесный разум, и он эффективно выполняет свою работу.

Телесный разум пользуется всем спектром восприятия, в том числе «тонким восприятием» и адекватно реагирует на это. Часто случается такая ситуация: вы испытываете чувство неприятия определенного человека без объективных причин. А это может быть вызвано неискренностью данного человека. Данная способность хорошо развита у детей – они сразу реагирую на неискренних людей и плачут. Взрослым кажется, что без причины. К сожалению, с возрастом мы утрачиваем эту способность. Воспитание берет свое. У современного человека телесный разум лишь обслуживает потребности эмоционального разума и не используется полностью, что приводит к множеству проблем. Во-первых, телесный разум отражает объективные потребности организма и если человек не прислушивается к нему, он может пропустить сигнал о «неполадке» и в последствии отреагировав уже на болевой синдром лишь констатировать наличие болезни в зрелой фазе. Во-вторых, в экстремальных ситуациях телесный разум реагирует намного быстрее и точнее. Не используя телесный разум при экстремальных ситуациях, человек рискует получить травму. Скорость реакции телесного разума вызвана наличием чистого восприятия и чистой реакции. Частый пример из боевых искусств: человек видит удар, думает поставить блок и пока думает, пропускает удар. При использовании телесного разума человек ничего не видит, он просто реагирует и ставит блок. Телесный разум   легко обучается, главное при этом продемонстрировать ему, что этот навык полезен для тела. Например, один раз научившись плавать – человек не забудет этого навыка всю жизнь. Телесный разум обладает огромным потенциалом. Примером может быть действия человека в состоянии аффекта поднимающего огромный вес. Но, к сожалению, многие функции телесного разума заблокированы в ходе воспитания накладывающего множество запретов и  ограничений и не дающих человеку быть самим собой. Первые признаки блокировки телесного разума – это нарушение двигательного стереотипа (излишне резкие, либо зажатые движения и т.п.) и мышечные зажимы (напряженные плечи, закрепощенная поясница и т.д.).

Для того чтобы задействовать телесный разум на все 100% современному человеку необходимо изменить свое отношение к телу. Из инструмента своих амбициозных потребностей тело должно стать другом. Необходимо любить свое тело, прислушиваться к нему и доверять ему. Только изменив свое отношение можно получить качественный результат, то есть улучшить здоровье, повысить самооценку, научить эффективно двигаться. В тайцзи-цюань это ключевой момент. Все техники самозащиты, целительства, оздоровления в тайцзи-цюань основаны на использовании телесного разума. В ходе практики тайцзи-цюань телесный разум максимально активизируется и раскрывает весь свой потенциал. Для этого служат следующие практики тайцзи: форма тайцзи-цюань, техника осознования, внутренняя улыбка.

 Эмоциональный разум. Доминирующий тип разума в современном мире. Современный человек в связи с социальным образом жизни живет преимущественно эмоциями и чувствами. Причем принято считать эмоциональность исключительно человеческой чертой. Большинство эмоциональных процессов не осознается нами, так как сознание подстраивает логические объяснения эмоциональным переживаниям, то есть находит оправдания, и действия кажутся осознанными. Эмоции создают стимул к действию, именно благодаря эмоциям человек испытывает желания с одной стороны и страх с другой сторону. Это как кнут и пряник заставляет жить стремясь к одному и избегая другого. Природа создала уникальный механизм побуждения к действиям. К сожалению, данный механизм в современном мире полном стрессов работает неэффективно, создавая проблемные ситуации. Если в далеком прошлом страх и желание обеспечивали актуальные потребности в выживании  и продлении рода, то сейчас речь идет об виртуальных потребностях навязываемых современным обществом. Хорошим примером может быть политическая и религиозная пропаганда, реклама в том числе. Скажите разве может быть актуальной ненависть к человеку, отличающемуся по религиозным и политическим взглядам. Или является ли актуальным приобрести новую вещь, если гардероб и так ломиться, только потому, что «это модно».  Эмоциональный разум работает по принципу: восприятие – поиск ассоциаций – эмоциональная реакция. Работа с ассоциациями делает эмоциональный разум богатым, но в тоже время может привести к негативным последствиям. Поиск ассоциаций может сделать реакцию эмоционального разума не всегда быстрой и объективной. Например, мы видим не человека, а ассоциированный эмоциональный образ (нравиться – не нравиться). Еще пример: вас укусила собака – появляется паническая фобия собак (каждая собака ассоциируется с той, которая вас укусила). Необходимо отметить лавинообразность эмоциональных реакций. Если эмоциональный механизм запущен его сложно остановить, пока эмоция естественно не пройдет сама. Например, если человек испытывает гнев, то ему сложно прекратить эту эмоцию. Он либо сдерживает себя в итоге провоцируя появление невроза. Либо выплескивает гнев рискуя испортить отношения. Другой пример - состояние аффекта, когда человек может совершить действия, о которых будет жалеть. Очень часто эмоции блокируют одна другую, что приводит к возникновению комплексов. Пример: страх наказания блокирует выплеск гнева. У человека создается комплекс неполноценности, и он боится даже обоснованно возразить начальнику. В поединке эмоциональный разум приводит к неадекватным реакциям, следствиям страха или агрессии, что часто заканчивается поражением. Особой функцией эмоционального разума является реализация юань ци (изначальной жизненный энергии). Юань ци задействуется в состоянии сильных эмоциональных переживаний. Раньше это позволяло вложить все силы и выжить в критической ситуации. Так как юань ци не восполняется, то чем меньше мы эмоционируем, тем дольше живем и наоборот. 

 Делая выводы можно сказать, что эмоциональный разум дает нам огромный стимул к жизни и способность к ассоциированному мышлению. Все это вместе делает человека способным к созиданию и творчеству. Но в тоже время эмоциональный разум обладает недостатками, а именно лавинообразностью реакций, недостаточной скоростью в поединках и экстремальных ситуациях, приводит к невосполнимой потери  ЮаньЦи.

Но недостатки эмоционального разума можно  корректировать, что естественно происходит при занятиях тайцзи-цюань.  В тайцзи-цюань используется измененный способ эмоционирования, когда эмоции направляются в дантянь (эмоционирование внутрь). Принципиальное отличие заключается в том, что при обычном эмоционировании энергия эмоций выплескивается и теряется или блокируется в теле, приводя к неврозам, при эмоционировании внутрь энергия сохраняется  и может быть использована повторно. Это позволяет пережить эмоции, испытав их побуждающий к действию эффект, но в тоже время сохранить здоровье, не разрушить отношения с людьми, сохранить юань ци. В экстремальных ситуациях и поединках эмоционирование внутрь не блокирует функции телесного разума.

Для преобразования эмоциональных реакции, обучению эмоционирования внутри себя практикуется цигун пяти элементов.

 Ци и эмоции. По представлениям китайских ученых эмоции – это энергии локализующиеся внутри тела и производимые определенными органами. Почки связаны со страхом и великодушием. Сердце с радостью и раздражением. Печень с гневом и добротой. Селезенка с тревогой и открытостью. Легкие с решительностью и печалью. Каждый орган может генерировать как положительные, так и отрицательные эмоции, в зависимости от того, как программирует это человек. Все эмоции используют ЮаньЦи (изначальную энергию). В результате внешнего воздействия ЮаньЦи возбуждается и создает эмоциональную реакцию. С отрицательными эмоциями это выглядит так: стресс формирует чувство страха, страх порождает гнев, гнев порождает раздражение, раздражение создает тревогу, тревога вызывает печаль. Аналогично с положительными эмоциями: позитивная реакция возникает великодушие порождает доброту, доброта радость, радость открытость, открытость решительность. Взаимосвязь эмоций(энергий) и внутренних органов показывает зависимость здоровья человека от его эмоций. Поэтому уже с первых занятий тайцзи-цюань важна практика внутренней улыбки, чтобы сформировать позитивный эмоциональный фон и практика комплекса тайцзи-цюань чтобы снизить эмоциональный накал (успокоится).

 Ответственность за свою ци. Говоря об эмоциях важно помнить, что мы ответственны за ту энергию которую теряем при эмоционировании. Вы и только Вы отвечаете за потерю энергии и возможные последствия (болезни, старения, разрушение отношений). Вы и только Вы можете предотвратить это практикуя тайцзи-цюань.

 Сознающий разум. Сознание действительно является особой чертой человеческого существа. К сожалению, большинство только думает, что живет сознанием. Сознающий разум достаточно медленный и мало используется в повседневной жизни. Большинство поступков инициируется эмоциональным и телесным разумом, сознающий разум чаще всего лишь ищет оправдания поступкам. Непрерывный поток эмоций и оправданий создает внутренний диалог сознающего разума. Внутренний диалог естественно исчезает при изменении эмоционирования, т.е. направления эмоций внутрь.  Также сознающий разум не всегда получает полную информацию – ему достается уже трансформированная информация снизу от эмоционального разума, с соответствующей эмоциональной подоплекой. Тем не менее, за сознающим разумом будущее. Основная задача сознающего разума - философия и познание мира. Для того чтобы увеличить эффективность сознающего разума необходимо активизировать телесный разум и направить эмоционирование вовнутрь. Лучший способ развития сознающего разума это размышления и философские беседы, что спонтанно происходит на занятиях тайцзи-цюань.

 Три разума в одном. Как уже говорилось выше, у большинства людей  преобладает только один тип разума, что делает личность дисгармоничной. В ходе практики тайцзи-цюань мы концентрируем внимание на нижнем дантянь, соединяя все три разума в этой точке. Концентрация на дантянь – лучший способ гармонизации личности.

 Грубое и тонкое восприятие.  В тайцзи-цюань выделяют два плана восприятия. Обычное восприятие – это зрение, слух, осязание и т.д. Оно присутствует у всех людей. К сожалению, обычное восприятие ограничено в своих возможностях. Тонкое восприятие – это особый вид восприятия потенциально присутствующий у современного человека, но заблокированный в ходе неправильного воспитания и забиваемый избыточным эмоционированием. Пример неправильного воспитания: ребенок видит неискреннего человека и плачет – родители говорят «это хороший дядя» и наказывают за плач. Ребенок инстинктивно утрачивает восприятие неискренности. Второй пример: Эмоция жадности так поглощает человека, что он утрачивает способность ощущать опасность. Существует три вида тонкого восприятия. В тайцзи-цюань они называются слушанием, потому что человек, чтобы пробудить тонкое восприятие должен слушать свое тело.

 Слушание кожей. Восприятие всей поверхностью тела при контакте. Многие наверное ощущали, что когда приближается сзади человек мы можем почувствовать это. Кожа обладает огромной чувствительностью. Китайские врачи прощупыванием ставят точнейший диагноз. Мастера тайцзи-цюань обладают способность отражать атаку в абсолютной темноте.

 Видение. Зрение и видение разные вещи. В тайцзи-цюань мы учимся «видеть». В тайцзи говорят: «через точку на весь мир». То есть воспринимать весь мир внутренним взглядом. Мы воспринимаем мир не по формальным признакам, но по внутреннему ощущению. Это расширяет поле восприятия во много раз. Это позволяет при поединке контролировать действия нескольких нападающих.

 Слушание ци. Это можно назвать интуицией. Со временем человек занимающийся тайцзи-цюань может заметить, что он может предвидеть события. Это может выражаться в виде предчувствия. В бою появляется уверенность – четкое знание противника.

Для развития тонкого восприятия прежде всего надо пробудить телесный разум. Все виды слушания развиваются благодаря практике туйшоу (толкающих рук). Благодаря туйшоу у человека в несколько раз обостряется восприятие, пробуждаются экстрасенсорные способности. Практика туйшоу крайне необходима медицинским работникам.

 Взаимоотношение внутреннего и внешнего. Несмотря на то, что в европейском мышлении тело и сознание разделяются, китайские мыслители обозначили огромную зависимость между ними. Внутреннее спокойствие форсирует плавность движений и наоборот. Также взаимосвязано равновесие физическое и равновесие эмоциональное. Это объясняется тем, что наше психологическое состояние – это энергии находящиеся в теле. Регулируя тело мы регулируем сознание и наоборот. Как следствие мы можем говорить о телесно-ориентированости тайцзи-цюань.

 Мышечные блоки. Если человек не высвобождает эмоции, а сдерживает себя – это формирует мышечные блоки. Блоки формируются следующим образом: чтобы не дать эмоции выйти наружу, человек напрягает мышцы пережимая каналы ци, блокируя эмоции внутри тела. Мышечные блоки могут сопровождать человека многие годы нарушая циркуляцию ци и провоцируя появление неврозов. Практикуя форму, практику осознования можно добиться проработки даже самых старых мышечных блоков и избавиться от последствий пережитых психотравм.

 ОБ ИСТИННЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА.

 Каждый человек в ходе своей жизни постоянно испытывает потребности и желания. Условно потребности можно разделить на позитивные (креативные) и негативные (деструктивные). Каждому типу разума соответствуют свои потребности. Очень часто человек испытывает конфликт потребностей – следствием чего является дисгармоничность личности. Занимаясь тайцзи-цюань мы много времени уделяем тому, чтобы разобраться в себе. Что же мы хотим от жизни, от себя, от других. При этом важно избавиться от иллюзий и ложных потребностей, которые не соответствуют нашей истинной природе. При этом мы не занимаемся медитацией в популярном смысле этого слова или самокопанием, мы просто практикуем тайцзи-цюань, осознание потребностей и избавление от иллюзий происходит спонтанно.

 Потребности телесного разума:

Телесный разум обеспечивает прежде всего физиологические аспекты бытия: избегать боли, стремиться к удовлетворению в сексе, еде и комфорте. Потребности телесного разума присутствуют почти всегда, в современном мире могут подавляться эмоциональными или сознательными потребностями. Однако сильно обостряются в экстремальных условиях. В тайцзи-цюань удовлетворение в умеренных пределах телесных потребностей является объективной необходимостью. Подумайте – что с Вами будет при неправильном или плохом питании? Кому Вы сможете принести пользу, будучи больным и слабым?

 Потребности эмоционального разума:

Эмоциональный разум обеспечивает  прежде всего социальную адаптацию человека. Данные потребности выражаются в желании внимания со стороны других, в желании быть хорошим для других. Присутствует всегда. Изначально природой интересы вида ставятся выше интересов отдельной особи, поэтому эмоциональные потребности  для человека более значимы чем все остальные.  Занимаясь тайцзи-цюань важно критически оценивать эмоциональные потребности. Это касается прежде всего чувства собственной важности.

 Потребности сознательного разума:

Сознательный разум обеспечивает наличия тех или иных убеждений. Убеждения чаще всего возникают при совпадении острой телесной или эмоциональной потребности с какой-либо идеологической концепцией. И очень редко по причине осознанного прихода. Пример: человек испытывает потребность не быть одиноким – и ему дается возможность удовлетворить эту потребность став членом определенной религиозной организации. Его потребность четко ассоциируется с определенными религиозными убеждениями. В тайцзи-цюань убеждения являются результатом научного поиска и анализа. Поэтому истинные убеждения – это те, которые проверены практикой и работают вам на пользу.

 Изначальный конфликт потребностей:

Потребности  разного уровня изначально противоречат друг другу и даже взаимоисключают друг друга. Желание привлечь внимание (быть стройной, эмоциональная потребность) противоречит потребности поесть (телесная потребность).  Данный конфликт заложен природой в виде конфликта потребностей вида в целом (общества) и особи отдельно (человека). Избежать конфликта можно изменив личность методами тайцзи-цюань.

 Ложные сознательные потребности (абсолюты):

Сознательные потребности наведенные извне подавляют истинные потребности. Например, религиозность подавляет потребность в сексе и т.п. Как следствие многие проблемы с психикой и здоровьем.  Чтобы избежать этого важна практика медитации и размышления. Не «тупого» принятия постулатов, а вдумчивая работа над предложенным преподавателем материалом.

 Культурные вариации при реализации эмоциональных потребностей:

Искусственное моделирование понятий хорошего и плохого приводит к разным подходам к реализации эмоциональных потребностей людьми разных культур и субкультур. Среди террористов чтобы стать хорошим надо «замочить» массу людей. Среди истых христиан стать мучеником. И очень редко мы видим культуры, где чтобы стать хорошим необходимо стать счастливым. Разве, что даосизм?

 Неверная интерпретация потребностей (неискренность с собой и другими):

-  Невозможность реализовать потребность интерпретируется, как не желание ее реализовывать. Пример: невозможность заработать много денег и как результат – позиция : деньги не главное. Невозможность получить внимание противоположного поля и как результат – он (а) мне не нравится. Мне и без ног хорошо в инвалидке и т.д.

-  Попытка реализовать одну потребность через отказ от других. Пример: демонстративная попытка самоубийства, отказ от еды и прочее ради привлечения внимания к себе.

-  Мнимое отсутствие потребности. Возникает тогда когда потребность реализована и нет угрозы, что не будет реализована в дальнейшем. У сытого человека – как можно убивать за кусок хлеба?

-  Психологическая защита или манипуляция. Возникает когда потребность противоречит каким-либо правилам или для ее достижения требуется обман.  Пример: Дружба ради денег, но человек  говорит – деньги не главное, главное дружба. Выйти замуж, но девушка говорит – нет я не хочу выходить замуж, чтобы не испугать партнера. И прочее.

-  Силовая реализация потребностей. Воровство ради еды, изнасилование, антисоциальное поведение с целью привлечь внимание, издевательство над другими с целью заставить думать о себе хорошо и т.д.

 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАКТИК ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ.

Почти все практики тайцзи-цюань воздействуют на психику человека, тем не менее ряд практик описанных ниже непосредственно направлены на изменение психики и личностный рост.

 Комплекс (форма). Комплекс тайцзи-цюань представляет собой серию плавных текущих движений непрерывно следующих одно за другим. Выполняя комплекс человек достигает состояние глубокой релаксации и спокойствия. Это связано с взаимосвязью внутреннего и внешнего. Осознанно выполняя движения в медленной и непрерывной манере мы заставляем и наше сознание успокоиться, а мышцы расслабиться. Простой пример: если вы нервничаете – инстинктивно начинаете переминаться с ноги на ногу или плавно раскачиваться, чтобы успокоить себя.

 Техника осознования. Техника осознования выполняется при исполнении комплекса и освобождает человека от  эмоциональных проблем прошлого (психотравм). Эмоция - это энергия, психотравма - это блокирование эмоции в теле, таким образом, последствия травмы сопровождают человека и дают себя знать в виде мышечного блока.  Обычно при исполнении комплекса дается установка почувствовать каждое движение в мелочах, ощутить движения каждой мышцы и каждой связки и т.д. В результате практикующим осознаются все свои мышечные блоки, что способствует их осознанному расслаблению. Регулярное выполнение техники осознования вскрывает скрытые энергетические блоки, стирает эмоциональную историю. Человек становиться свободен от проблем прошлого и комплексов, ставших следствием неправильного воспитания.

 Туйшоу. Практика толкающих рук уникальна и существует только в тайцзи-цюань. В переводе иероглиф «туй» может означать «воробей на ладони». По легенде мастер Ян Лучань демонстрировал мастерство не давая возможности взлететь воробью со своей ладони. Толкающие руки учат нас воспринимать мир в тонком плане, обучая сначала способности слушать кожей, взглядом и впоследствии ци. На высоких уровнях туйшоу выполняют с закрытыми глазами. В этом отношении туйшоу сходно с диагностикой: прослушиванием и ощупыванием. Как врач по пульсу определяет диагноз. Так в туйшоу через точку контакта познается противник и его желания. Научившись слушать противника в толкающих руках мы можем применять данный навык во всех областях жизни, в частности мы можем четко определять правду ли говорит человек или нет, также развивается обостренная способность к предвидению опасности.

 Внутренняя улыбка. Человек инстинктивно реагирует на улыбку ответной улыбкой. Причем работа лицевых мышц, формирующих улыбку, автоматически улучшает настроение. Направляя улыбку внутрь себя, улыбаясь своим органам мы способствуем глубокому расслаблению и проработке внутренних мышечных блоков. В тоже время улыбка меняет наше отношение к телу. Она учит нас любить свое тело. Если человек начинает любить свое тело он автоматически отказывается от вредных привычек. Например, намериваясь закурить человек осознает, что он отравляет свои легкие. И если он действительно начал любить свое тело, то он не причинит вреда своим легким и соответственно не закурит.

 Цигун пяти элементов. Данный цигун направляет все эмоции в дантянь. Отрицательные эмоции определяются в теле и направляются в дантянь, где преобразуются в чистую энергию. Положительные эмоции наоборот культивируются и наполняют тело. Принципиальным моментом является направление эмоций в дантянь, что предотвращает потерю энергии, но сохраняет переживание эмоций. Человек становиться созидателем. Это самая сложная практика эмоционального преобразования в тайцзи-цюань. Ее тщательное освоение кардинальным образом меняет человека, позволяя стать действительно счастливым.

Дмитрий Томилов

 


В избранное