← Сентябрь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
||
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
||
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
|
26
|
27
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://wingchun.name
Открыта:
21-03-2000
Адрес
автора: sport.wrestling.budo-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Мир боевых искусств О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ ЕДИНОБОРЦЕВ
Чем же заняться самому и куда отдать ребенка? Для тех, кто в предверии серьезного выбораерьезного .ься?АВИЛАМ: ИЛИ ГОДНЯ ЭТОТ ПУТЬ. Так уж сложилось, что сегодня, к вопросу приобретения знаний и навыков реальных систем боя подавляющее большинство, как правило, подходит через устоявшиеся стереотипы представлений о спортивном поединке. И это вполне объяснимо. Именно в детском и юношеском возрасте, после многократного просмотра супер-боевиков с участием голивудских звезд, и возникает впервые желание стать непобедимым бойцом. Каков же наш выбор? Он невелик. Можно заниматься самостоятельно по учебным видеофильмам и книгам, от которых сейчас просто ломятся прилавки. Скажу откровенно, от такого изобилия источников информации уже рябит в глазах. Мальчишки, да и взрослые - энтузиасты и фанаты единоборств 70-х и 80-х наверное просто бы умерли от зависти от такого ассортимента. И хотя известны разовые случаи результативности подобных экспериментов, слишком самоуверенных хотелось бы сразу огорчить и предостеречь. Подавляющее большинство этих книжек и видиков носят исключительно рекламный или, в лучшем случае, вспомогательный характер. А это значит, что если рядом нет опытного и грамотного наставника, они не сформируют у вас ни малейшего представления об эффективной методике подготовки. А это просто необходимо для самостоятельных занятий. В результате, как правило, идет процесс слепого и бестолкового копирования описанной или показанной техники, что при первом же, более менее реальном, уличном столкновении приводит к горьким разочарованиям. Есть и другой, более популярный и разумный путь - пойти куда-нибудь и чему-нибудь там поучиться. Здесь опять же есть два варианта: в один из многочисленных клубов военно-патриотического воспитания или в спортивную секцию. Про первый судить не берусь. Здесь все зависит от личности и квалификации инструктора. А вот на втором, гораздо более распространенном, хотелось бы остановиться поподробнее. И так, какими же видами спортивных единоборств нам предлагают заняться сегодня. Наиболее популярны сейчас дзюдо, самбо, каратэ, бокс и тхэквондо версии WTF. Конечно есть и другие, но я пока остановлюсь только на упомянутых выше. Хотелось бы сразу оговориться! Я с большим уважением отношусь ко всем перечисленным видам спорта, как впрочем, и ко всему спорту в целом! Поэтому мой беглый критический анализ будет посвящен лишь вопросам целесообразности занятий этими видами с точки зрения приобретения навыков, необходимых для реальной самозащиты. То есть их эффективности именно в плане боевого или, если хотите, уличного аспекта. ВСЕ ЧЕСТНО ПО ПРАВИЛАМ: ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО? Для начала, я хотелось бы остановиться на некоторых общих тенденциях, присущих всем без исключения видам спортивных единоборств. Вытекают они из существующих правил соревнований, практически любые из которых можно условно разделить на два основных положения - что нужно делать обязательно и чего делать нельзя ни в коем случае. Именно с этого и начинаются все проблемы! Уличный боец, не обремененный никакими условностями, в схватке с противником волен поступать так, как ему заблагорассудится. Основным критерием для определения направления и содержания его технических действий является уровень реальной угрозы и характер поведения конкретного противника, то есть сама ситуация. На все остальное ему попросту глубоко наплевать. Поэтому, если после столкновения он остался в стойке, да еще цел и невредим, а его противник повержен и "отдыхает" на земле в глубоком нокауте, значит он сделал все правильно. То есть победил. Если же бой закончился с обратным результатом, значит победил не он. Для оценки исхода уличного столкновения, я считаю абсолютно неуместным употребление таких слов как "выиграл" и "проиграл", так как реальный бой это вовсе не игра. Ведь на карту поставлено собственное здоровье, а иногда и сама жизнь. В тоже время все очень просто! Никаких очков за проведенное техническое действие, никаких замечаний и предупреждений в ходе драки. Никакого окончательного решения судей не требуется. Сама жизнь расставляет все на свои места! У настоящих уличных бойцов абсолютно не популярны такие понятия как "красивый удар", "красивый бросок", "красивый бой". Лично я вообще не понимаю, как могут быть действия, направленные на взаимное истязание или даже уничтожение, быть красивыми. Уличная драка это хоть и грязная и отвратительная, но все же обычная профессиональная работа. Опытный боец выполняет ее последовательно и невозмутимо. Попал ногой в пах, значит заставил противника согнуться. А это уже перехват инициативы. Останавливаться на достигнутом нельзя. Надо либо смываться, пока противник не пришел в себя, либо продолжать драку, если бежать некуда. Следуют удар локтем, коленом, жесткий бросок и безжалостное добивание. И что в этих омерзительных действиях может быть красивого? Всякого рода эстетические оценки здесь абсолютно неуместны и являются верхом человеческого цинизма. Тем не менее, устойчивые навыки грамотных действий в опасной ситуации еще никому и никогда не помешали. А вот эффективность поведения в подобных случаях зависит не только от уровня вашей технической подготовленности, но и во многом, если не прежде всего, от умения входить в определенное психологическое состояние. Никаких эмоций и мельтешений! Никаких посторонних помех в виде предварительных оценок возможных последствий столкновения. Никаких личностных оценок оппонента, основанных на вашем отношении к персоне противника. Одним словом, абсолютное спокойствие, хладнокровие и невозмутимость. Во главе всего стоит пожалуй самый главный инстинкт, подаренный нам природой - "выжить любой ценой". И умение войти в состояние, благодаря которому достигается возможность действовать как бы "на автопилоте", то есть с незамутненным и ничем не обремененным сознанием, подобно машине - роботу "терминатору". А это и есть настоящий профессионализм! Уверен, что тем, кому приходилось принимать участие в боевых операциях и смотреть прямо смерти в глаза не надо объяснять, что это такое. Именно по этой причине одна из весьма эффективных современных систем прикладного рукопашного боя носит название "Боевая машина". Ее основатель Анатолий Ефимович Тарас, будучи профессиональным психологом, придает исключительное значение именно психологической подготовке бойца. Что же происходит с бойцом во время спортивного поединка? Начнем с правил или с положений о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Так как поединок проходит по вполне определенному виду спортивного единоборства, никого не волнует, что вы умеете играть в хоккей или ездить на велосипеде. Говоря другими словами, содержание всего вашего арсенала ведения боя, то есть то, что помимо всего прочего, вы еще знаете и чем еще реально владеете, никого не интересует. На соревнованиях вы в праве выполнять только те приемы и технические действия, которые разрешены, а значит и подлежат оценке судьями в данном конкретном виде спорта. При этом абсолютно не важно, имеют ли они какую-либо ценность для уличной схватки. Кроме того, в некоторых видах спортивных единоборств есть технические действия, которые спортсмены просто обязаны с определенной периодичностью демонстрировать перед судьям, чтобы не получить замечание за пассивное ведение боя. Причем, даже в тех случаях, когда в этих действиях нет никакой необходимости. К примеру: высокие удары ногами в некоторых видах спортивного каратэ, кикбоксинга и тхэквондо версии WTF. Естественно, при подготовке к соревнованиям, а повседневная деятельность спортсменов-единоборцев только на это и направлена, вы постепенно отметаете все лишнее и сосредотачиваетесь только на тех тактических и технических приемах, которые могут привести вас к спортивной победе. Но, как известно, мы не всегда произносим вслух все, что нам известно. Говоря другими словами, любой спортсмен конечно же знает гораздо больше, чем то, что разрешено правилами. Вот тут и возникает основная проблема. В ходе боя, спортсмен должен постоянно осуществлять анализ и контроль своих действий, чтобы не нарушить эти самые правила. И это входит в такую устойчивую привычку, что в реальной ситуации он часто сталкивается с тем же. Боец уверенно применяет привычную для него спортивную технику, что как правило оказывается малоэффективным. И не может быстро выполнить реальный прием, который в его виде спорта считается запрещенным. И хотя он все это прекрасно понимает и осознает, процесс торможения происходит на уровне подсознания. То есть независимо от него. Срабатывает устойчивый рефлекс. А промедление, как известно, смерти подобно. Настоящий бой скоротечен, поэтому и секунда иной раз решает все. Вот в чем разница между тем, что мы знаем и тем, что действительно умеем! Есть и ряд других факторов, не позволяющих в спорте полностью освободить сознание. Если на улице мы встречаемся, как правило, неизвестно с кем, то и анализ, как таковой, это лишь сиюминутная оценка действий противника. Одним словом, все сводится к ответным реакциям на агрессивные выпады. И это все на уровне естественных рефлексов и наработанных навыков. А вот на соревнованиях мы частенько встречаемся с хорошо знакомыми нам персонами. "А вот и Иванов, которого я "обул" в прошлом году. Он меня боится. С ним можно поиграть, он просто так вперед не полезет, будет осторожничать. Попугаю, а потом "задавлю". "Опять этот козел Петров! Который уже раз я из-за него не могу выйти в финал. Ну его на фиг, надо сразу уходить в глухую защиту, а то опять нарвусь". "Вот он, тот самый чемпион Сидоров, о котором рассказывал тренер. Что ж, я все твои "коронки" знаю. Но торопиться не буду. Разведка боем не помешает, а там будет видно". И если для уличного столкновения такой анализ возможен лишь как частный случай, в спорте мы сталкиваемся с этим сплошь и рядом. К сожалению, все это входит в привычку, тормозящую сознание и усложняющую положение спортсмена в реальном бою. Действительно! Как можно сражаться с противником о которым ты знаешь если не все, то очень многое, и не думать об этом? Какой там "автопилот", когда спортсмен вынужден постоянно наблюдать за реакцией судей и зрителей, и при этом еще успевать внимательно прислушиваться порой и к совсем неуместным и несвоевременным советам и эмоциональным репликам своего тренера, нервно брыжущего слюной за канатами ринга или бегающего с вытаращенными глазами вдоль татами? О какой невозмутимости и незамутненности сознания может идти речь, когда спортсмен все свои действия должен постоянно подвергать критическому анализу? Это же полный "дур-дом"! А ведь с годами все это входит в устойчивую привычку, которая может оказать "медвежью услугу". Происходит постоянное торможение сознания, которое по привычке цепляется за все второстепенное и абсолютно неважное для реальной жестокой драки. Спортсмен просто не способен сосредоточиться на основном предмете схватки - победа любой ценой. Избавиться же от этого бывает крайне сложно, а иногда и просто невозможно. Ценой же за подобные устойчивые рефлексы может стать собственная жизнь! Выводы делайте сами. А теперь давайте поговорим об особенностях, присущих некоторым конкретным видам спортивных единоборств. ДЗЮДО ИЛИ НАСКОЛЬКО ГИБОК СЕГОДНЯ ЭТОТ ПУТЬ? Начнем с популярнейшего олимпийского вида спорта - борьбы Дзю-до ("Путь гибкости", или "мягкий путь"). Почему именно с него? Да потому что, это мой любимый вид спорта, которому я посвятил не один год своей жизни. Поэтому будьте уверены! Владею предметом не по наслышке. В Параграфе 1 Правил Международной Федерации Дзюдо зафиксировано: "Она (МФД) считает, что дзюдо - это то, что было создано Кано Дзигоро". Что же создал Кано Дзигоро (1860 - 1938), объявив в 1882 году об основании Кодокан (Храм постижения Пути) дзюдо, своего первого додзё, открытого при храме Эйсё в Токио? В детстве Кано занимался гимнастикой, греблей и бейсболом. А поступив в 1877 году в Токийский университет, с 17 летнего возраста начал изучать дзю-дзюцу. Хорошо известно, что в 1877 - 1879 гг. он учился у мастера Фукуда Хатиноскэ из школы Тэнсин-Синъё-рю; в 1879 - 1881 гг. у мастера Исо Масатомо той же школы; в 1881 - 1882 гг. у мастера Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю. Такая частая смена учителей была обусловлена их преклонным возрастом и смертью от естественного старения. Вот, что Кано сам пишет об этом периоде занятий и изысканий в своей знаменитой книге "Дзюдо Кюхон", изданной в сентябре 1931 года токийским издательством "Хори Сётэн": " Я изучал искусство дзю-дзюцу у знаменитых мастеров позднего феодализма, которые были еще живы в пору моей юности. Их наставления обладали большой ценностью, так как являлись результатом долговременного опыта. Однако все эти наставления давались не в виде разъяснения способов практического приложения некоего всеобъемлющего принципа, но лишь как независимые изобретения отдельных специалистов. Обнаруживая различия в технике, я часто оказывался в затруднительном положении, не зная, что здесь верно, а что нет, и чему следовать предпочтительнее. Такая ситуация привела меня к мысли о необходимости более тщательно изучить предмет". Движимый неподдельным интересом, юный Кано приобрел редкие и дорогие трактаты, излагающие теорию древних школ дзю-дзюцу Сэйго-рю, Сэкигучи-рю и Кито-рю. Теория последней, судя по всему, и сыграла решающую роль в оформлении его теоретической платформы. Формулируя основополагающий принцип дзюдо, Кано писал: "Дзю-дзюцу я трактую как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии, а дзю-до как Путь и принцип этого использования". По-японски данный принцип звучит как "Сэроку - дзэнъё". Главной же целью дзюдо стало решение задач морального и нравственного воспитания человека через практику боевого искусства. Какая же техника была включена в классическое дзюдо? Кано Дзигоро сформулировал и обосновал семь основных разделов: подготовка к проведению основного приема; броски; захваты; удары; работа с оружием; приемы реанимации (каппо); ката (всего в Кодокане их девять). А теперь, уважаемые тренеры по дзюдо и спортсмены-дзюдоисты, прошу обратить особое внимание! Цитирую отца-основателя Кано Дзигоро по "библии" системы, книге "Дзюдо Кюхон": "Все техники дзюдо попадают под одну из трех категорий, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется. Три основные категории следующие: Нагэ-вадза - техника проведения бросков Катамэ-вадза - техника выполнения удержания Атэми-вадза - техника нанесения ударов Нагэ-вадза включает в себя тати-вадза (техника, выполняемая из положения стоя) и сутэми-вадза (техника, выполняемая при падении). ... Катамэ-вадза включает в себя осаэ-коми-вадза (технику удержания на земле), симэн-вадза (технику удушения) и кансэцу-вадза (технику воздействия на суставы). ... Атэми-вадза - это техники воздействия на нападающего посредством атаки кулаком, ребром ладони, пальцами, локтем, коленом, пяткой ноги, пальцами ноги, подушечкой стопы, лбом или затылком. Техника может принимать форму удара, тычка, рубящего удара, толчка, пинка или удара ногой. Эти техники подразделяются на удэ-вадза (удары руками) - атаки жизненных центров руками и аси-атэ (удары ногами), когда оружием служит нога или стопа. ... Результатом сильного контакта с жизненным центром могут быть боль, потеря чувствительности, кома, инвалидность или смерть". Не берусь судить о совершенстве сформулированной выше системы (Это тема для отдельного разговора), но бесспорно, можно констатировать факт. Судя по техническому арсеналу, Кано создал не спортивное единоборство, а полноценное боевое искусство. А теперь давайте вспомним 1-й Параграф Международной Федерации Дзюдо (МФД) (см. выше). Возникает законный вопрос! Чем же таким сегодня занимаются апологеты современного спортивного "дзюдо", выбросив из учения Кано один из основных разделов "Атэми-вадза" (техника ударов) и ряд таких вспомогательных разделов, как работа с оружием и против него, приемы реанимации (каппо-дзюцу) и ката? Кстати, раздел ката наряду с другими комплексами формальных упражнений включает в себя: комплекс боевых приемов (синкэн-сёбу-но ката), т.е. ударов; комплекс самозащиты Кодокана (кодо-кан госин-дзюцу-но ката); комплекс самозащиты для мужчин (иппон-ё госин-но ката) и комплекс самозащиты для женщин (фудзёси-ё госин-но ката). Как можно руководствоваться основополагающими принципами когда-то сформулированными Отцом-основателем, выбросив из полноценной боевой системы добрую половину её арсенала? Вот почему оборвалась связь современного дзюдо с истинно боевыми искусствами. Вот почему ранее достаточно перспективная и популярная боевая система, сейчас в основном утратила свою жизненность и связь с традициями Кодокана. А в результате извратилась до положения вида спорта, хотя основатель к этому никогда не стремился. Поэтому, не слушайте сказки безграмотных спортивных функционеров, взахлеб цитирующих вам выдержки из классических трактатов Кодокан дзюдо. Они попросту вам "вешают лапшу на уши", скорее всего, сами того не ведая. Тот суррогат, которым они занимаются и которому обучают недальновидных простачков, не имеет к настоящему дзюдо никакого отношения. Современное дзюдо - это просто спорт, абсолютно не эффективный в реальном поединке, утративший не только бесценную технику Основателя, но и основные принципы сформулированные Кано Дзигоро. Это обычная спортивная борьба в одежде, в которой решающими факторами для победы стали не "Путь гибкости", а грубая физическая сила и хитромудрости предусмотренные правилами соревнований. Лично я ничего не имею против современного спортивного дзюдо как увлекательного и красивого вида спорта. Но давайте вещи называть своими именами. Причем же здесь боевое искусство и навыки самообороны, столь громко рекламиремые при очередном наборе новичков в секцию по дзюдо? Более того, многие привычки, характерные для занимающихся этим направлением, могут сыграть роковую роль в реальном бою. Давайте рассмотрим некоторые из них. Начнем с пресловутых захватов за одежду. И так, реальный бой! Чем же так опасен захват? Во-первых, он сразу ограничивает свободу движений и значительно сокращает ваш арсенал атакующих и контратакующих действий. Во-вторый, схватить пытается либо противник превосходящий вас по силе и весу, чтобы наиболее эффективно использовать свое преимущество, либо противник, прекрасно знающий и умеющий делать то, что последует после проведения захвата. А это могут быть и жесткий бросок, и серия мощных ударов на короткой дистанции, болевой, удушающий и самое опасное - незаметный удар ножом или заточкой с близкого расстояния. Одним словом, это достаточно быстрый и надежный способ перехвата инициативы. В-третьих, в реальном бою мы можем иметь дело и не с одним нападающим. В таких случаях, "завязаться" с одним из них в борьбу, это значит предоставить возможность остальным без труда наносить вам удары чем попало и куда попало. Если при нападении на улице вас захватили за руку, воротник куртки или лацкан пиджака, надо сразу же ударить противника в пах или пальцами по глазам, а затем вырываться любой ценой, нанося серию ударов локтями и коленями, а в некоторых случаях и головой. Если таким образом захват сорвать не удается, в ход идут хитроумные рычаги на пальцы, запястья и локти. Но это всего лишь частный случай, то есть ситуация, когда вы попросту прозевали и допустили этот захват. Любой уличный драчун прекрасно знает, что если его противник добровольно дает себя захватить, он имеет дело с полным идиотом. Любую попытку сократить дистанцию и произвести захват надо срывать на корню, уклоняясь и нанося сбивающие удары по протянутой к вам одной или обеим рукам. Вы когда-нибудь видели подобные действия на соревнованиях по дзюдо? И не увидите. Потому что правилами такие действия просто запрещены, а значит наказуемы. Спортивная схватка начинается с того, что спортсмены абсолютно спокойно и добровольно дают себя захватить за куртку дзюдоги (безграмотные называют ее курткой от кимоно). А затем уже усердно, причем каждый сам по себе, начинают оптимизировать свой захват для проведения броска. Борьба за захват ставит перед спортсменами задачу не освободиться от захвата, а перехватить инициативу посредствам производства более удобного и функцианального захвата, с целью проведения в последующем каких-то технических действий. Естественно, все это входит в привычку и формирует устойчивые рефлексы. В драке спортсмен-дзюдоист, чаще всего, сам начинает лезть в захват. И это вполне объяснимо. Он хочет сделать бросок, то есть то, к чему он привык и то, что он реально умеет. Хорошо если перед ним полный "чайник". А если нет? У него есть все шансы нарваться на мощную контратаку, "нежданку", то есть сильный встречный удар. А ведь он к этому не готов. Когда же противник сам прет на него, пытаясь сократить дистанцию и захватить, дзюдоист реагирует на это спокойно, как само собой разумеющееся. Именно такая картинка боя для него привычна. Чем это чревато я уже объяснил. Теперь поговорим о самих бросках. В реальном бою бросок противника должен быть последним аргументом и заключительным "аккордом" схватки. То есть после падения оппонент уже встать не должен. Для этого в боевых системах учат бросать так, чтобы покалечить или уничтожить нападающего. Если же этого не произошло, упавшего противника либо добивают ногами, либо берут на болевой контроль, естественно, не укладываясь при этом рядом с упавшим, то есть не переходя при этом в положение лежа. В спортивной борьбе действия борцов напоминают игру с "Ванькой-встанькой". Почему? Да потому, что опасно бросать нельзя. Более того, спортсменов учат бросать друг друга с подстраховкой, то есть придерживать при падении. Естественно, хотят они этого или нет, именно так они и бросают в драке. Но это не самое страшное. Тем более, что и с подстраховкой упав на асфальт, можно уже и не встать. Проблема в другом. Сразу после броска спортсмены, как правило, продолжают борьбу в партере, то есть лежа. И это достаточно устойчивая привычка, которая может дорогого стоить в реальной схватке. Особенно, когда приходится выяснять отношения сразу с несколькими противниками. В боевых системах броски выполняются только после нанесения отвлекающего или расслабляющего удара. Причем применятся только такие техники, где используются захваты, лишающие оппонента какой-либо возможности противодействовать. Это либо захваты связывающие сразу обе руки, либо захват одной руки или ноги с одновременным болевым воздействием, сковывающим любые движения. В спортивном дзюдо сплошь и рядом применяют броски либо с захватом одной руки, либо с захватом только одежды, когда обе руки противника остаются свободными. При этом очень часто поворачиваются к бросаемому спиной, то есть принимают, по критериям оценки реального боя, опасное положение. Впрочем, для спортивной борьбы это в порядке вещей. Дзюдоист абсолютно уверен, что его противник не воспользуется ситуацией и не засадит ему, к примеру, палец в нос или в глаз и не зажмет в своей кисти его драгоценную машонку. На улице такой возможности не упустит даже дилетант. А как богат в классическом дзюдо раздел "сутэми-вадза" (броски с падением)! Древние мастера дзю-дзюцу все предусмотрели и Кано, конечно же, включил такие техники в свою систему. Начинаешь выполнять бросок, и вдруг потерял равновесие и начинаешь падать. Но ничего, падая сам, ухитряешься и противника свалить. Да не просто свалил, а сразу же перешел на болевой или удушающий прием. Нужны такие техники в реальном бою? Конечно! Но как частные случай, для перехвата инициативы в почти безвыходном положении. Не сдаваться же в конце-концов на волю победителю, если сам споткнулся или противник рывком вывел тебя из равновесия. Что же происходит по этому поводу в спорте. О, это отдельная тема! Современных спортсменов-дзюдоисов "хлебом не корми", только дай поваляться вместе с противником. Почему же такие броски оказались более предпочтительны? Все очень просто. Во-первых, их легче выполнять с точки зрения физической нагрузки, так как при броске не надо отрывать противника от пола. Во-вторых, выполняя такой бросок, гораздо меньше шансов нарваться на коварный контрприем в стойке, так как вы максимально понижаете свой центр тяжести. А в-третьих, даже если бросок и не прошел и пришлось упасть самому, ничего страшного. Прилег на живот, втянул голову в плечи и прикрыл шею руками. ВСЕ! Глухая защита! И улитка и черепаха позавидует, про ежиков я и не говорю. Пусть противник возится, силы теряет. А я подожду команду "Матэ". А ведь у многих борцов в основном то весь арсенал и состоит из таких вот "коронок". Кроме этого, особый трепет вызывают у меня броски с колена. А лучше всего со всего маху, прыжком, да с двух колен сразу. Как же все это выглядит с точки зрения уличный драки? Но насчет бросков с падением или с колен, особенно когда под ногами не мягкий сухой и теплый татами, а мокрый грязный асфальт или бетон, припорошенный камнями и битыми стеклами, я думаю все и так понятно. А вот на защитной позе "черепахи", которую инстинктивно принимают практически все дзюдоисты сразу после неудачного падения, хотелось бы остановится поподробнее. Любому драчуну понятно, что если не суждено остаться в стойке, то есть на ногах, ложись на спину и крутись "как уж на сковородке", отбиваясь ногами и руками. Глядишь, улучшив момент, и появится шанс вскочить. Но дзюдоисты упорно предпочитают использовать "шапку невидимку". Упал и замаскировался. Глядишь, и не заметят. Спешу разочаровать читателей. Это только лисица или собака, прежде чем сожрать ежика, старается его перевернуть и добраться до нежного и незащищенного животика. Любого уличного бойца и спинка устроит. Тем более, что там мудрить, подпрыгнул повыше и приземлился сразу на два каблучка в районе почек. Считай бой досрочно окончен! А ведь это все опять же привычки! И об этом можно говорить бесконечно. Например, в спортивном дзюдо кто-то почему-то решил, что в стойке довести до ума болевой прием или задушить нельзя. При этом надо обязательно рухнуть вместе с противником наземь. Полный бред, узаконенный спортивными правилами! В классическом традиционном дзюдо полно техник, доказывающих обратное. Да и в технике "возни", то есть простите борьбы в партере полно казусов, довольно опасных для применения в реальном бою. Например: если с бросками, удушающими и болевыми, по отношению к реальной жизни, мне все понятно, то вот насчет удержания, всю свою сознательную жизнь пытаюсь понять. Кто придумал, что достаточно пролежать на противнике 30 секунд, чтобы чисто выиграть, то есть победить? Рой Грейси, представитель знаменитого бразильского клана дзю-дзюцу, давно уже доказал обратное, в процессе своих победных боев на знаменитом "Восьмиугольнике". Не верите? Посмотрите видеозаписи американской версии "Боев без правил". А ведь он там, прежде чем придушить своего соперника, не по 30 секунд под ним лежал, а порой чуть-ли не час! В реальной ситуации, с него только бы трупы снимали. Другой дзюдоистский прием - "супер" уход от удержания. Да захват туловища противника двумя ногами, с точки зрения реального боя, это действительно опасно. Можно ногами сильно сдавить тело и покалечить оппонента. А вот захват двумя ногами одной из ног противника - откровенная чепуха, буквально "высосанная из пальца". Или спортивная тактика ухода от техник противника в положении лежа. Если в боевой системе обороняющийся, попав в такую опасную ситуацию, делает все возможное, чтобы сбросить с себя живого или мертвого противника и встать на ноги, то в спортивном дзюдо все гораздо проще. Ползи себе потихоньку за пределы татами и жди пока судья остановит бой и опять поднимет в стойку. А ведь это все не просто дурные, а очень даже опасные привычки. Это на татами игра, а в реальной жизни борьба не на жизнь, а на смерть! Вот почему меня откровенно раздражает, когда я слышу от кого-то или читаю на афишах с объявлением об очередном наборе в секцию спортивного дзюдо, перечень достоинств и преимуществ этого вида спорта перед другими, в котором на самом видном месте значится тема - САМООБОРОНА! Безусловно, самооборона там присутствует, но только в виде игры, в спортзале, на татами, во время спортивного поединка по правилам. Но не для реальной жизни, не для поля боя и не для улицы! Да простят меня уважаемые дзюдоисты за столь досадную для них, мою откровенность. Практически, тоже самое можно сказать и спортивном самбо. Хотя этот вид спорта гораздо жестче и реальнее, да и правила там более понятные и позащищенней от коррумпированных спортивных функционеров. Но все равно, это всего лишь вид спорта! Отдельно на этом вопросе я останавливаться не буду. КАРАТЭ: ИЛИ «ИККЭН-ХИССАЦУ» - ОДНИМ УДАРОМ НАПОВАЛ Теперь поговорим о спортивных версиях каратэ. Если основатель дзюдо это один хорошо известный всем человек, то с Каратэ-до (Путь пустой руки) все гораздо сложнее. Никто сегодня не скажет точно, сколько же сейчас существует школ и направлений этого боевого искусства. По одним данным - несколько сотен, по другим - несколько тысяч. Так уж сложилось, что практически каждый из мастеров, достигший достаточно серьезного уровня, вносил свой личный вклад в развитие этой системы и создавал свою собственную школу. При этом, он акцентировал внимание обучаемых на своих индивидуальных достижениях, способностях и особенностях. Этот процесс не закончен и сегодня. Эволюция каратэ продолжается. История развития этого боевого искусства очень интересная, и в тоже время, достаточно сложная и запутанная тема. И мы не будем сейчас углубляться в нее. Единственное, что объединяет все стили – это, так или иначе, их окинавское происхождение. Ранее каратэ носило название "Окинава-тэ" - "Рука Окинавы", где оно и развивалось по нескольким направлениям на базе техник пришедших из Китая. Поэтому часто использовалось и другое название - Каратэ, в котором иероглиф "кара", обозначал материк, то есть Китай. Позже, известный мастер и отец современного японского стиля каратэ Сётокан ("Сосны и Волны") Фунакоси Гитин (1869-1957) из политических соображений заменил его на другой иероглиф с таким же произношением "кара" - "пустой". Таким образом, была предпринята попытка умолчать о китайском происхождении этого боевого искусства. Любой из видов традиционного окинавского или японского каратэ является полноценной боевой системой, содержащей весь технический арсенал реального боя (удары, броски, заломы, удушения, работа с оружием и т.п.) и свою оригинальную методику подготовки для участия в смертельной схватке. В основе каждого из традиционных направлений стоит идея "иккэн хиссацу" ("убить одним ударом). То есть акцент сделан на искусство выполнения "атеми" - нанесении одного мощного сокрушающего удара, приводящего противника к поражению с получением тяжелой травмы, а порой и к смерти. Кстати, возможность нанесения такого удара рукой в традиционном Окинавэ-тэ (Каратэ-до) достигается за счет включения в технику одновременного действия двух рук сразу. Одна из которых производит захват за руку, шею или одежду и выполняет резкий рывок на себя, а другая, в это же время, наносит прямой встречный удар. В некоторых современных спортивных видах каратэ захваты запрещены правилами соревнований. Поэтому ученикам "вешают откровенную лапшу" о том что неотразимость, резкость и мощь удара достигается только за счет реверсивного отдергивания свободной руки назад к поясу. С конца 50-х годов начался процесс оспортивливания некоторых известных школ каратэ. А в последние годы появилась даже тенденция создания новых стилей, предназначенных чисто для проведения спортивных поединков. Я не собираюсь подвергать анализу традиционные школы и стили, а дам обобщающую критическую оценку, так или иначе, имеющую отношение ко всеми спортивным вариантам современного каратэ. В спортивном варианте, в зависимости от школы, федерации, правил и требований действующего патриарха, каратэ представлено в трех дисциплинах - это кумитэ или спарринг, который может быть бесконтактным или в полный контакт (фулл-контакт); ката (формальные упражнения) и тамэсивари (разламывание или разбивание твердых предметов с помощью ударов руками, ногами и головой ). Остановимся на кумитэ в бесконтактных видах. Как вы думаете? Если на протяжении нескольких месяцев, а то и лет вы регулярно и интенсивно сражаетесь на тренировках и соревнованиях с реальными противниками, которые только обозначают свои удары, а вы отвечаете им тем же, сможете ли вы "вырубить" одним ударом кого-нибудь в настоящем бою? Однозначно, нет! Чтобы там не говорили нам об этом современные "сэнсеи", опускаясь в пространные рассуждения о супер-возможностях мастеров наносить удары смертельной мощности с контролем контакта, это все сказки про "белого бычка". И это я успел прочувствовать на себе, когда в годы учебы в военном училище, спустя всего лишь год занятий бесконтактным каратэ, имел возможность практически проверить свои знания и умения в групповой драке на танцах в Рижском Доме офицеров. Надо отдать должное своей хорошей подготовке. Несмотря на численное превосходство противника, а это были курсанты мореходки, я не пропустил ни одного серьезного удара. Но самое смешное, что при этом, и сам не смог ни разу врезать хоть кому-нибудь более менее ощутимо. Сработал устойчивый рефлекс контроля удара. И это всего лишь-то после одного года занятий! А ведь меня к тому времени уже обучили "искусству" разбивать ударом кулака кирпич и достаточно крепкие деревяшки. Конечно, после этой потасовки, мне было о чем задуматься. Сейчас, спустя годы, после этих событий, неоднократно побывав зрителем и участникам самых разных соревнованиях по такому "супер-каратэ", могу с уверенностью констатировать. Тактика и техника нанесения контролируемых, то есть бесконтактных ударов, формирует у спортсмена устойчивый навык, помогающий в реальном бою гарантировано причинить противнику серьезный ущерб в виде, разве что, насморка. Еще бы, с такой бешеной скоростью махать у него перед носом руками и ногами. Эффект вентилятора! Не меньший вред для умения драться по настоящему, наносит традиция вести спортивный поединок босиком. Профессионалы хорошо знают, что удары ногами в обуви, в драке имеют свои явные преимущества. Какие? Спортсмены об этом и не догадываются, и, естественно, сражаясь на улице, по привычке пытаются, будучи обутыми, сформировать стопу для удара "коши" (основанием пальцев), "сокуто" (ребром стопы) и т.п. В результате, усложняют технику и теряют драгоценное время. Это кстати относится и к "контактникам" и к "бесконтактникам". Из арсенала и тех и других, по правилам спортивного поединка, исключены все самые эффективные для улицы технические действия. Но это общая беда всех спортивных единоборств и поэтому специально останавливаться на этом нет смысла. Если при ведения боя в контактных видах каратэ с оценками действий более менее все понятно (нокаут или нокдаун), то в бесконтактных, судьи ухитряются оценивать те самые "красивые" приемы. Главное, при имитации смертельного удара, рожу скорчить посерьезней, крикнуть погромче и картинно зафиксироваться в страшной позе киллера. Считай "иппон" у тебя в кармане. Все по системе Станиславского - если сам себе внушил и поверил, что вырубил противника, считай, что и судей уговорил на очередную высокую оценку. Зрители в восторге! Только вот партнер стоит "офигевший", рассеяно глядя по сторонам, и не понимает что его уже "убили". Чуть позже, ему обычно объясняют, что он пропустил смертельный удар, но до этого он прибывает в недоумении и легком шоке от бешеных воплей с трибун. Кстати, зрители, как правило, тоже не понимают, что происходит на татами, но у них есть возможность внимательно наблюдать за арбитром, в решения которого они безоговорочно верят. Особенно мне нравится, когда после проведения броска, нападающий эффектно становится на одно колено рядом с поверженным и, гордо задрав нос, с душераздирающим криком, наносит ему тот самый, один единственный, неповторимый, решающий и бесконтактный, но почему-то смертельный удар. Естественно рукой, ведь добивать ногами упавшего, по правилам нельзя! При этом зал просто взрывается от аплодисментов, а судьи, умиленно прослезившись, единогласно присуждают "артисту" чистую победу. Ох уж эти виртуальные бои! Попади такой чемпион в настоящую переделку, он так и будет одним "красивым" ударом добивать своего противника, не догадываясь о том, что в жизни все по-другому. Если уж удался бросок, то пока враг шевелится, надо обрушить на него мощнейший шквал всевозможных пинков и ударов ногами. И при этом, крайне нежелательно не то что опускаться на колено, но и просто нагибаться! Привычка самостоятельно приостанавливаться в бою после каждого удачного, с точки зрения спортивного поединка удара, в реальной схватке может закончится плачевно. Кстати, и "контактники" не лишены этого недостатка. Провел результативный удар, увидел что противник "поплыл", согнулся или упал, все - пауза. На улице успех надо всегда равивать и закреплять, то есть действовать подобно профессиональному киллеру, который сначала разряжает в человека пол обоймы, а затем все равно ставит последнюю точку по средствам контрольного выстрела в голову. Уличному бойцу ничего не стоит талантливо прикинуться, что ваш добивающий удар достиг цели. А когда вы расслабитесь, он непременно ударит сам, причем, неожиданно, коварно и подло. Для него это обычная практика, для спортсмена часто неприятная неожиданность. Во многих контактных видах спортивного каратэ применяется достаточно серьезный арсенал средств индивидуальной защиты. С точки зрения профилактических мер для сокращения травматизма, безусловно, это оправдано. А вот для уличных навыков такие обычные поблажки - это минус, то есть привычка возлагать надежды на снаряжение, которого нет в повседневной жизни. Наиболее близким к реальным системам боя можно считать спортивный спарринг по правилам Кёкусинкай. Никакой специальной защиты, локти, колени, удар в полный контакт. Но почему-то запрещен прямой удар кулаком в лицо, такой распространенный и популярный на улице? Но самое страшное для реального боя не это, а устойчивая привычка занимающихся Кёкусином не реагировать на неопасные удары, то есть умение держать удар. "Что же в этом плохого?" - наверняка спросите вы. "А что хорошего?" - возражу вам я. Что такое на улице неопасный удар? Я понимаю, что имеются ввиду не очень сильные удары, даже замечать которые представители этого стиля считают для себя просто унизительным. Что же, когда речь идет о поединках на татами, такая позиция заслуживает только уважения и даже восхищения. А вот когда речь идет о внезапном нападении в подъезде, такой подход можно считать полным идиотизмом. Сильно ли нужно ткнуть заточкой в живот или секануть опасной бритвой по глазам, для того чтобы "завалить" супер-бойца? Непомерные амбиции, чувство собственного превосходства и патологическая недооценка любого потенциального противника, все эти качества изначально заложены основателем в саму концепцию своей школы силового каратэ, у которой то и название вызывающее - "Общество Абсолютной Истины". И для этого у Оямы Масутацу (1923-1994) были вполне понятные и объяснимые основания. Японец корейского происхождения (его настоящее имя Чхве Ёнъи или Цой Юн) поставил перед собой очень трудную задачу - сделать карьеру в стране "Восходящего солнца", где благодаря своему корейскому происхождению он уже заведомо считался человеком второго сорта. И у него это получилось! Но это тема для отдельного интересного разговора. А вот реагировать нужно учиться не только на любой удар, а даже на любое практически незаметное движение противника в вашу сторону. Причем, при этом не подставлять напряженные мышцы живота, демонстрируя свой непробиваемый пресс, а уметь ловко уйти с линии атаки. Только после этого можно позволить себе заняться анализом. Был этот удар сильным или слабым? Наносился он просто кулаком или в руке был нож? Только такой рефлекс позволит сохранить жизнь при внезапном уличном нападении! Теперь поговорим о Ката. Что это такое? Ката, или так называемые формальные упражнения, представляют собой совокупность приемов каратэ, выполняемых в определенных стойках (позициях) на месте или в передвижениях, связанных между собой логической последовательностью (схемой), выполняемых с различной степенью напряжения тела и в определенном ритме. Удары, блоки, подсечки, захваты и другая техника каратэ обычно имитируются. Ката является произведением искусства Каратэ-до, которое в форме динамичного танца из поколения в поколение в пределах школы (стиля) передает секреты приемов и тактики рукопашного боя. Тем не менее Ката - это не просто танец, в котором собраны красивые, но зачастую с виду бессмысленные позы и движения. Красота Ката - это красота целесообразных, закодированных в танце, отточенных движений техники каратэ. Наряду с Кихон (базовая техника) и Кумитэ (спарринг), Ката входит как обязательный раздел в методику подготовки к реальному бою любого традиционного направления восточных боевых искусств. Оттачивая свое мастерство в выполнении Ката, боец сражается в условном виртуальном бою сразу с несколькими противниками, которых он сам же себе мысленно представляет, нападающими на него последовательно с разных сторон. Особое значение при отработке Ката, имеет вхождение практикуемого в образ, особое психологическое и физическое состояние. Несмотря на то, что вся последовательность действий заранее предопределена, при отработке формального упражнения, каратист старается прочувствовать специфику физической нагрузки и эмоциональных переживаний, присущих реальному бою. Значение имеет все - правильность выполнения техники, ритм движений, дыхание, размеры шага, общая схема передвижений и т.д. Другими словами, Ката - это комплекс психо-физической медитации, позволяющий самостоятельно (без посторонних), учитывая свои собственные индивидуальные особенности, углублено и сосредоточенно отрабатывать технику и тактику каратэ. Спустя годы таких занятий, боец приобретает устойчивые рефлексы мгновенной реакции на типовые атаки противника. Что очень ценно для ведения реального боя, особенно когда нападающих несколько. Каким же образом, предприимчивые дельцы от спорта, смогли приобщить столь сложную науку к соревнованиям. Очень просто. Ценнейшие психо-физические упражнения древности превратили в комплекс вольных упражнений, похожий на известные нам комплексы утренней физической зарядки. По большому счету, нет ничего плохого в том, что спортсмен проделывает комплекс движений присущих тому или иному Ката, особенно не задумываясь об их внутреннем содержании. Но это всего лишь вполне сносный способ занятий физкультурой. В спортивном разделе Ката есть две дисциплины - это индивидуальный зачет и выполнение формальных упражнений в группе. Все это можно сравнить с фигурным катанием на льду, в котором также есть одиночное и парное катание. Примерно так же и оценивается выполнение Ката на соревнованиях. Естественно, учитывается лишь внешняя сторона и красота происходящего. При групповом исполнении, кроме этого, особое внимание арбитры уделяют синхронности. Прямо как в синхронном плавании. Спортсмены, выступающие в дисциплине Ката, как правило, либо вообще не выступают в спарринге, либо показывают в этой дисциплине достаточно скромные результаты. С точки зрения физкультуры и спорта в таких занятиях нет ничего плохого. А вот с точки зрения реального боя есть одна неприятная особенность. Спортсмен, постоянно практикующий Ката для достижения спортивных результатов, да еще занимающий призовые места на престижных соревнованиях, настолько сам себя уверяет в том что он супер-боец, что нарывается при первом же удобном случае. Одним словом, спортивные занятия Ката - весьма опасная иллюзия для реальной драки. Этот метод дает результат только в том случае, если он применяется в комплексе с другими традиционными разделами и при этом выполняются все рекомендации мастеров, которые спортсменов, как правило, просто не интересуют. Искусство Тамэсивари, то есть умение разбивать голыми руками и босыми ногами твердые предметы, в традиционных восточных боевых искусствах преследует следующие цели: специальную закалку ударных поверхностей частей тела; умение сконцентрироваться, то есть глубоко сосредоточиться на том или ином объекте; отработка резкого и сильного удара; психологическая подготовка. Для этого используются специальные методики, позволяющие достаточно быстро достичь поставленной цели. Если же поглубже копнуть исторические истоки целесообразности подобных занятий, становится все понятно. Хорошо подготовленный сильный удар кулаком действительно позволял пробить доспехи самурая, изготовленные из рыбьих костей. И такое искусство в бою могло спасти жизнь. Сегодня же подобное занятие - это всего лишь дань уважения историческому прошлому традиционных боевых искусств Востока, имеющее малую практическую ценность для современного реального боя. Во-первых, бронежилет вы все равно не пробьете. Во-вторых, что толку ломать кирпичи, которые не могут ответить вам тем же? В-третьих, природа создала человеку кисть руки не для того, чтобы мы превращали ее в уродливый молоток, а для того чтобы мы могли выполнять достаточно сложные хватательные движения. Ну а в-четвертых, на сегодняшний день известны гораздо более эффективные способы нейтрализации противника, не требующие доведения до крайности своих конечностей. Тем более, что такие занятия не проходят бесследно для здоровья. Вот так и долбят сегодня спортсмены кирпичи и черепицу, ставя очередные рекорды, уверяя себя при этом в собственном совершенстве и абсолютной непобедимости. Еще бы. Одним ударом наповал - любого! Да ты сначала попади, противник ведь не кирпич, он постоянно движется! Да и куда ты собираешься попадать? Если в лоб, то все равно не пробьешь, а челюсть можно и так сломать и без особой на то подготовки. Я уже не говорю о других, более мягких частях тела. Так стоит ли терять драгоценное время на такие сомнительные занятия? Причем при этом, постоянно уверять себя в собственных превосходстве и непобедимости. Я вам скажу так: глаза, нос и яйца "накачать" нельзя, а для эффективного воздействия на них в реальном бою достаточно удара рукой, равно как и ногой, подростка или среднестатистической женщины. Именно такие боевые техники предлагались воинам в древнем окинавском трактате "Бубиси". Не верите? Полистайте журнал Алексея Горбылева "Додзё" Выпуск 1 (г. Москва, 1997 год). Поэтому, нужны ли для реального боя добровольно покалеченные конечности или нет, выводы делайте сами. Подведем краткий итог. Результат оспортивливания традиционного Каратэ - путь к полной деградация этого боевого искусства. А иллюзии спортсменов-каратистов о том, что они настоящие и непобедимые бойцы, могут сыграть с ними в драке достаточно злую и жестокую шутку. ТАК УЖ КРУТ СОВРЕМЕННЫЙ БОКС: ИЛИ СТОИТ ЛИ РЕГУЛЯРНО И ДОБРОВОЛЬНО ТЕРЯТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ, ЧТОБЫ БЫТЬ ГОТОВЫМ ЕГО ЗАЩИТИТЬ? Что касается современного спортивного бокса, то надо отдать должное, его техника и тактика достаточно практичны и для реального уличного боя. Это обусловлено некоторыми особенностями этого вида спорта. Во-первых, бой ведется в полный контакт. Во-вторых, арсенал боксеров достаточно ограничен, что позволяет им хорошо отработать и буквально "отточить" технику нанесения ударов и уклонов от них до их филигранного исполнения. Поэтому спортсмен, что на ринге, что на улице, особенно не обременяет себя тяжелыми раздумьями о способах воздействия на противника и действует так, как и рекомендуется в реальном бою - "на автомате". Тем не менее, современный бокс, как и любое другое единоборство, это поединок двух спортсменов, задача которых сводится к тому, чтобы, избегая ударов противника, стремится нанести ему как можно больше ударов в определенные части тела. Бой проводится на ринге, квадратной площадке, огражденной канатами (сторона от 4,9 до 6,1 м). Боксеры имеют на руках мягкие кожаные перчатки, а с недавних пор еще и защитный шлем на голове. Удары разрешается наносить только руками в передние и боковые части головы и туловища (выше пояса). Захваты, толчки, подножки, удары локтями и головой запрещены. Бой разделяется на трехминутные раунды (три раунда у любителей, до 15-ти у профессионалов). Победителем считается тот боксер, который набрал большее число очков за успешные атаки, или выиграл нокаутом. Для уравнивания шансов спортсменов их разделяют на группы по возрасту, спортивной квалификации, весовым категориям. Бокс развился из английского кулачного боя, который был любимым и традиционным средством выяснения отношений как в среде крестьян, так и горожан этой страны. Первые правила бокса были опубликованы учителем фехтования и бокса Дж. Фиггом, который в 1719 году стал чемпионом Англии. В 1743 году владелец цирка Джеймс Броутон дополнил эти правила предписаниями для судей. С этого времени и берет начало так называемый "призовой" профессиональный бокс. В соответствии с правилами Фигга-Броутона бой велся голыми кулаками, разрешались захваты, подсечки и подножки. Ограничений по времени, разделений на весовые категории не существовало. В 1867 году маркиз Куинсберри ввел правила бокса в перчатках, которые почти не изменились и до сегодняшнего дня. Были устранены элементы борьбы, а также грубые силовые действия. Бокс приобрел характер искусного спортивного единоборства. Это позволило одерживать победу не только более сильным и выносливым бойцам, но и тем, кто не обладая особыми физическими данными, владел филигранной техникой. И так, как видно из истории развития, бокс сразу же создавался как способ поединка один на один, то есть как спортивное единоборство. Он никогда не был боевым искусством! А это значит, что в рамках этого единоборства никогда не существовал и не развивался раздел специально предназначенный для целей самозащиты. В связи с этим, как в традиционном, так и в современном классическом боксе, абсолютно не разработана ни тактика, ни техника ведения боя сразу с несколькими противниками. Справедливости ради надо отметить, что техника передвижений, ударов, финтов и уклонов в боксе, в принципе, позволяет достаточно эффективно противостоять двум-трем нападающим. Но для этого, помимо занятий в спортивной секции, требуется еще и большая практика личного участия в уличных драках. А первый же урок в подобных практических занятиях, как известно, может стать и последним, то есть закончиться печально. Дело в том, что реальная драка часто предполагает использование как холодного оружия (нож, бритва, заточка и т.д.), так и любых подручных средств (палка, кусок стекла, камень и т.п.). Спортсмен, как правило, этими предметами не умеет пользоваться сам и не умеет защищаться от противников вооруженных ими. Бокс этому не учит. А на одной скорости и реакции, хотя это тоже не мало, далеко не уедешь. Речь идет о боксе как о системе в целом. Что же касается отдельных элементов классического бокса, то они всегда вызывали определенный интерес у разработчиков и создателей комбинированных прикладных систем. Ряд ударов и способов ухода от атак противника включены и в современные отечественные системы самозащиты. Но такие системы уже не являются боксом! Какие же привычки и навыки спортсменов-боксеров несут в себе скрытую опасность для реального уличного боя? Начнем с перчаток, которые являются не просто традиционным и необходимым атрибутом современного бокса, но и основным инструментом спортсмена. Причем как для защиты, так и для нападения. Перчатки позволяют спортсменам наносить удары руками в полную силу, что практически невозможно сделать голыми кулаками. Почему? Да потому что очень велик риск повредить себе руки. Слишком нежны суставы пальцев, чтобы выдержать чрезмерно сильный удар. Именно такой, каким спортсмены отправляют друг друга в нокаут на ринге. Кстати раньше, когда боксеры сражались с голыми кулаками, бои часто велись часами. Очень редко спортсмены радовали публику супер ударами, приводившими к нокдаунам или нокаутам. В большинстве случаев такие бои заканчивались потому что один из соперников был скорее истощен, чем побит. Почему? Да именно по этой причине. Никто не торопился покалечить себе суставы. В связи с этим, я хотел бы познакомить вас с выдержками из редкой, но весьма известной и знаменитой книги "Искусство рукопашного боя". Она написана одним из легендарных основателей отечественного рукопашного боя Н.Н. Ознобишиным. Эта книга была издана всего два раза. Первый раз в 1930 году под грифом "Секретно" и повторно только в 1998 году издательством "Всемирная литература" (г. Санкт-Петербург). В главе "Кулачные удары, их роль в самозащите" первый раздел носит название "Общий недостаток кулачных ударов". Вот какие сведения приводит в нем автор, вспоминая известные боксерские поединки, в которых спортсмены не использовали перчатки: "Возьмем наиболее характерные случаи из истории профессионального английского ринга. В 1842 году боксеры Чарли Фримэн и Биль Пирри дерутся в одном состязании три дня - 14, 16 и 20 декабря - в трех различных городах; победителем 20-го декабря выходит Фримэн на 108 раунде после боя в 2 часа 3 минуты. Не забудьте, что по старинным правилам каждый раунд заканчивался лишь после падения кого-либо из соперников на землю. Значит, оба боксера упали 108 раз за один бой; куда же запрятали они свои нокаутирующие удары? В сентябре 1845 г. Бендинго бьет в городе Сэтфильде Бен Каунта после 2 часов 10 минут боя на 93 раунде. Каким способом? - Его противника признают побежденным за неправильный удар. В 1853 году Гарри Брум бьет Гарри Орма в 2 часа 18 минут после 37 раундов; здесь только 37 падений за 2 часа и 18 минут боя. Бой знаменитого Тома Сойерса против Аарона Джонса продолжался ровно 3 часа и был остановлен из-за темноты. Не будем далее настаивать, исторические данные говорят сами за себя". Конечно, есть специальные методики, позволяющие укрепить кулаки и превратить их в конкретные "молотки". Но о целесообразности этого мы уже говорили выше, когда рассматривали один из разделов каратэ под названием тамэсивари. Повторяться нет смысла. Кроме того, когда спортсмен сражается в перчатках, у него нет необходимости постоянно держать кисти рук, крепко сжав их в кулак. Кисть в перчатке расслаблена, так как пальцы скованы специальным бинтом. Спортсмен при нанесении удара использует плотность и вес перчатки, а не кулака. Поэтому в этом нет необходимости. Что же происходит в реальном бою? Привычная уверенность в том, что можно бить кулаком в лицо "что есть дури", приводит боксера к травме при первом же серьезном ударе. И хорошо если этот удар достиг цели и продолжения не требуется. А если нет? Вернемся опять к книге Н.Н. Ознобишина: "Одним из основных правил старинных бойцов было не парировать удар или уклоняться от него, а наоборот, получать его на какое-либо костистое место лица или головы для того, чтобы противник разбил себе руки. Том Крибб, один из знаменитейших бойцов старой Англии XVIII века, славился специальностью "разбивать своей головой кулаки противников". Этим способом он многих победил, (между прочим, знаменитого Джэм Белчера). Наконец, каждый раз, как известный Джон Л. Сюлливен, бывший чемпион Америки, дрался с чемпионом Англии Чарли Митчелль в перчатках, последний не мог устоять против американца, который был выше и тяжелее его. Напротив, как только бой был на голых кулаках, он продолжался 2 часа с половиной. Оголенность рук компенсирует разницу в весе. Самый сильный не в состоянии вложить всю свою силу в удар голой рукой". Как видите, кулачный бой без перчаток предполагает не только другую технику, но и тактику. Теперь, что касается вопросов защиты с использованием перчаток. Обратите внимание, как часто в боксерских поединках спортсмены закрываются перчатками, защищая лицо от ударов. Как вы думаете, такой прием даст вам возможность уберечься от ударов в реальном бою, когда ваши кулаки ничем не защищены? А если противник ткнет вам в лицо кастетом или "розочкой" и попадет при этом по рукам? Вам от этого станет легче? Очень опасный рефлекс! Только боксерские нырки и уклоны вписываются в первое "железное" правило реального боя: "Уйди с линии атаки!". Хотя и это далеко не панацея от всех бед. Вот, что по этому поводу пишет Н.Н. Ознобишин в разделе "Уклонение от ударов в рукопашном бою", упомянутой выше книги: "По большей части они (уклоны) непрактичны в серьезном бою, так как дают возможность противнику сделать захват или применить какой-либо прием борьбы. Но иногда может встречаться надобность прибегнуть к ним. В этом случае они должны быть чрезвычайно просты. Прибегайте к ним лишь при крайней необходимости или если вам придется драться с боксером". Боец, проходящий подготовку по одной из систем реального боя, не разучивает приемы на все случаи жизни. Слишком мало времени предоставляет настоящий бой для анализа способа нападения и выбора возможных вариантов защиты. Поэтому аргументы типа: "Если я буду атакован ножом, я буду защищаться так, а если кулаком, то этак", часто приводимые бойцами-теоретиками, очень серьезное заблуждение. Рассчитывать надо всегда на самое худшее, то есть на самый опасный характер агрессии. А это значит, что абсолютно не важно есть что-то в руке у противника или нет. Вы сначала уйдите с линии атаки, нейтрализуйте нападающего, а уж потом разбирайтесь что же это был за гад и насколько был высок уровень исходившей от него опасности. Когда на войне вы встречаетесь с врагом, вы же не ждете пока в вас начнут стрелять из автомата, или еще хуже, пока в вас попадут, чтобы убедиться, что у противника не холостые патроны? Вы начинаете "палить" сразу, причем, из всех возможных и невозможных стволов. Вам достаточно только увидеть субъекта и убедиться, что это не свой. А чем отличается от войны уличное нападение? С точки зрения тактики действий, практически ничем. Таким же роковым на улице может оказаться и излюбленный многими боксерами классический прием защиты с помощью подставки плеча и ладони. Так и хочется спросить: "Подставки под что, под заточку или под нож? И подставки все-таки чего, плеча, ладони или всего сразу оптом?" При такой постановке вопроса так и напрашивается ответ: "Хрен редьки не слаще". Ребята, поймите же вы наконец, что все эти штучки годятся только для ринга! А вот поздним вечером в подъезде или лифте, с такой техникой и такими рефлексами просто делать нечего. Можно нарваться "по полной программе". Кроме ухода с линии атаки, реальные системы боя предполагают блокирующие действия и контроль наносящей удар или пытающейся выполнить захват конечности противника. А для этого одних ударов маловато! Часто необходимо использовать всевозможные кистевые и локтевые техники, позволяющие выполнять самые разнообразные захваты рук и ног противника. В современном боксе, в силу специфических особенностей этого вида спорта, таких техник просто нет. Как впрочем и многого другого, необходимого для успешного ведения реального боя. И проблема не в том, что боксеры этого не знают или не умеют. Конечно же, любой спортсмен хорошо знает, что из драки можно выйти победителем нанеся внезапный удар ногой в пах. Беда в том, что у боксера нет навыка защиты от такого удара. Почему? Да потому что на ринге таких атак просто не бывает. А это значит, что у боксеров не вырабатывается устойчивый рефлекс реагировать на подобные действия противника. Обратите внимание, каждый боксер практически всегда ведет бой в одной стойке. Одни предпочитают правостороннюю, другие левостороннюю. Это зависит от того, какой рукой и как предпочитает атаковать тот или иной боец. С точки зрения ведения боя по правилам спортивного бокса, безусловно, это преимущество перед другими соревновательными системами. Еще бы, не надо тратить время на переходы из одной позиции в другую, что приводит к потере равновесия и может стать достаточно уязвимым моментом. А вот с точки зрения реального боя, такая привычка просто подарок для оппонента. В спортивном поединке такое постоянство боксер может позволить себе лишь в силу ограниченности арсенала, имеющегося в распоряжении противника. Не используется техника ног! А это значит, что можно не опасаться подсечки под вперед выставленную ногу и всевозможных ударов ногами по нижним конечностям. А именно такие "штучки" как раз и входят в "золотой фонд" уличного бойца. Обратите внимание, в любой боевой, как впрочем и спортивной системе, где пользуются подобным арсеналом, бойцы никогда не ведут бой в одной стойке. А чего может стоить привычка боксера низко нагибаться, уклоняясь от серии ударов? На ринге он абсолютно уверен, что никто его при этом не огреет сверху по затылку локтем или кулаком и не ударит снизу коленом в лицо. А как насчет улицы? Теперь давайте подсчитаем сколько раз, в среднем, боксеры в одном раунде входят в "клинч". Не мучайтесь, как минимум раз десять - пятнадцать. И это в спортивном поединке вполне оправдано. Самая безопасная позиция. Разрешенные удары руками при такой дистанции и в таком положении теряют всю свою актуальность и силу. Более того, можно несколько секунд отдохнуть, повисев на противнике. В реальном бою такое бесцеремонное сокращение дистанции обернется для спортсмена букетом очень неприятных неожиданностей. Удары коленями, локтями, головой, болевые, удушающие. Более того, возможны броски с переходом боя в положении лежа. Одним словом весь арсенал, которого в боксе нет и от которого спортсмен наверняка не умеет уверенно защищаться. А сколько всяких хитростей у боксеров при работе в углу ринга или просто у каната. Привычка? Конечно! Только вот в реальном бою вместо каната будет кирпичная или бетонная стена. А она не обладает такой эластичностью и амортизационными свойствами как граница ринга и на ней уже не повисишь. А вот хорошо садануться об нее спиной или затылком можно запросто. Есть и ряд других заслуживающих внимание моментов. Одним словом, устойчивые рефлексы и навыки спортсмена-боксера, не имеющего опыта уличных столкновений или не владеющего техникой и тактикой хотя бы одной из боевых систем, очень мало пригодны для применения в экстремальных ситуациях. И еще. Когда я начинал заниматься каратэ, тренер собрал желающих в большом актовом зале, прочитал лекцию и задал всем нам один риторический вопрос: "Был ли в вашей жизни хоть один случай, когда знание каратэ могло бы реально помочь сохранить честь, здоровье или жизнь?" Ответа он не требовал. Просто предложил нам серьезно подумать над этим и принять правильное решение. На первую тренировку, которую он проводил на следующий день, пришло не более трети присутствовавших на лекции. Примерно такой же вопрос мне хочется задать занимающимся и планирующим начать занятия боксом. И дело не в том, что эта система мало что дает для реального боя. Стоит ли, как минимум три раза в неделю, подставлять свою единственную голову под вполне реальные и ощутимые удары, постепенно приводящие собственную центральную нервную систему в полную негодность? Если бокс интересен вам как спорт, мне возразить нечем. А вот если вы по средствам занятий спортивным боксом намерены приобрести уверенные навыки самообороны, то это очень странно. Как можно регулярно и добровольно получать сотрясение мозга, то есть отдавать свое единственное и драгоценное здоровье с целью подготовки себя к случаю, когда эта система сможет помочь вам сохранить то самое, уже частично потерянное здоровье? Тем более, что такого случая в жизни может и представиться. Полный абсурд! ТХЭКВОНДО: ИЛИ НОГОЙ ПО МОРДЕ – ЭТО КРУТО, НО БЕСПОЛЕЗНО! А теперь поговорим еще об одном спортивном виде, имеющим олимпийский статус. Тхэквондо - это один из видов корейских единоборств. В течении долгих лет Корея была колонией Японии (с 1910 по 1945 гг.). Колониальный режим целенаправленно подавлял национальные элементы во всех видах культуры - от поэзии и программы школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства на 35 лет в глубокое подполье, японцы прервали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики, составляющей сокровенную суть любой традиционной школы боевых искусств Востока. Именно по этой причине, когда после освобождения страны от колониального гнета началось национальное возрождение, в этих школах начали преподавать только голую технику рукопашного боя, мало заботясь о философских истоках и духовном содержании. Когда Корея оказалась разделенной на два государства: КНДР на Севере и Республику Корея на Юге, там пришли к власти репрессивные диктаторские режимы, которые, как известно, не терпят инакомыслия и духовной независимости. Поэтому, как власти Севера, так и Юга, оказались едины в своем стремлении окончательно пресечь эзотерическую традицию боевых искусств, выхолостить до конца их духовное содержание и превратить в обычный спорт, пригодный для массового физического воспитания. В Южной Корее началось преследование мастеров таких уникальных традиционных видов боевых искусств Кореи как хапкидо, куксульвон, тхэккён, тансудо, субак и других. А в в КНДР их просто запретили раз и навсегда. В 1950 году в Республике Корея было принято решение о создании единого унифицированного стиля для всех. В его основу были положены девять "новых" школ, возникших после окончания японской оккупации. Это были: Ёнмуг-кван, Кандог-кван, Мудог-кван, Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чидог-кван, Чханмуг-кван, Чхондог-кван ("кван" по-корейски значит "дворец"). Общее руководство над этим процессом было поручено 32-х летнему генералу-лейтенанту Чхве Хон Хи (Чой Хонг Хи), который сам руководил школой Одог-кван. Именно поэтому его считают "отцом" тхэквондо. Данный термин был введен в употребление с 1955 года, когда генерал объявил, что унифицированный стиль - "корейское национальное боевое искусство тхэквондо" - создан. В 1966 году в Сеуле была учреждена Международная Федерация Тхэквондо (ITF). Спустя 6 лет, генерал Чхве по политическим соображениям покинул страну и переехал в Канаду, переведя штаб-квартиру созданной им международной организации в Торонто. Не прошло и года, как в Южной Корее, в противовес существующей, создали Всемирную Федерацию Тхэквондо (WTF), которую возглавил Ким Ун Ён. Чтобы подчеркнуть разницу между этими двумя организациями, последняя специально разработала новые комплексы формальных упражнений ("пхумсэ"). Когда в 1984 году стало ясно, что на Олимпийских играх соревнования будут проводиться по правилам WTF, последние представители ITF в Респулике Корея перешли под знамена новой федерации. Ну а "отцу-основателю" ничего больше не оставалось делать, как идти на поклон к властям Северной Кореи. В современном Тхэквондо ("Путь ноги и кулака") была искусственно синтезирована идея о том, что все традиционные корейские боевые искусства считаются ступенями его развития. Это абсолютно не соответствует истине. Тем не менее, именно такое предельное содержание термина позволяет, когда это выгодно, относить к истокам тхэквондо любой из видов корейских боевых искусств, использующий в своем арсенале удары руками и ногами. В 1972 году открыта штаб-квартира тхэквондо WTF в Сеуле. Она носит название Куккивон. Сейчас эта федерация имеет свои филиалы в 118 странах мира, в том числе в СНГ. И на сегодняшний день, насчитывает около 25 миллионов спортсменов. Тхэквондо версии ITF, особенно в КНДР, практикуется как чисто боевое искусство. Такой акцент обусловлен внутренней политикой, проводимой руководством этой страны, которая превращена в нечто среднее между казармой и концлагерем. Что же из себя представляет столь популярное тхэквондо версии WTF, с точки зрения прикладного боевого аспекта? Техника работы с оружием в тхэквондо отсутствует. В отличие от традиционного китайского ушу или японского кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием. Спортивный спарринг в тхэквондо (кёруги) проходит на площадке 8х8 метров в три трехминутных раунда. Перерыв межу раундами - 60 сек. Оба соперника имеют электронные жилеты, с помощью которых фиксируются успешные атаки. Кроме этого, защиту бойца составляют протекторы, состоящие из шлема, раковины, прикрывающей пах, наплечников, наколенников и доспеха "хогу", прикрывающего грудь и бока. Оценка ведется как по сумме очков, так и по нокдаунам. Удары разрешены только в защищенные места, причем любые удары ниже пояса и атака кулаком в лицо не рекомендуются, равно как и атака упавшего соперника. За броски, толчки и атаки локтями и коленями делаются предупреждения. Запрещены все виды захватов. При подсчете очков удар ногой всегда имеет первенство над ударом рукой, агрессивное поведение над оборонительным, атака ногой лица над атакой корпуса, а удар в прыжке над ударом из обыкновенной стойки. Не надо даже иметь "семь пядей во лбу", чтобы понять, что арсенал спортивного тхэквондо мало пригоден для реального боя. Почти все рекомендации по ведению спортивного поединка, утвержденные в правилах тхэквондо, это как раз то, что в уличной драке делать крайне не рекомендуется. Посмотрите на спортивный поединок по версии WTF. Спортсмены все время скачут, то есть перемещаются прыжками. В настоящем бою такие передвижения быстро приведут к тому, что вас просто собьют с ног обычной подсечкой. На соревнованиях этого можно не бояться, так как любые броски запрещены. А если вдруг и споткнулся, то все как в боксе - "лежачего не бьют". Объясните это безграмотным хулиганам на улице! Тхэквондисты абсолютно не умеют вести ближний бой. В их арсенале нет столь популярных на улице ударов локтями и коленями. Я уже не говорю про захваты и броски, с которыми сплошь и рядом приходится сталкиваться в драке. Они практически не используют удары руками. А зачем? Ведь за такой удар трудно получить приличную оценку! Отталкивая друг друга, спортсмены все время пытаются набрать дистанцию для прицельного удара ногой в верхнюю часть корпуса или голову. То есть выполнить тот элемент, которые наиболее высоко оценивается судьями. Если посмотреть на такие поединки с точки зрения шоу, то они действительно очень зрелищны. Быстрые ловкие перемещения, высокие прыжки и красивые удары ногами, полный контакт. Все это, естественно, приводит в неописуемый восторг зрителей, то есть неискушенных обывателей. А вот любой мало-мальски смыслящий уличный боец, глядя на все это, вам однозначно скажет, что это не полноценный бой, а всего лишь красивое спортивное зрелище - фехтование ногами. Именно так и дерутся на улицы представители этого вида спорта! Конечно, на дистанции ударов ногами им нет равных. Но кто же позволит им долго пользоваться этим преимуществом? Тем более, что тхэквондисты абсолютно не привыкли к тому, что бьющую ногу можно ловить, а по опорной наносить весьма ощутимые удары носком или каблуком ботинка. Достаточно среагировать на первый классический удар тхэквондо и сократить дистанцию и все. Дальше драка больше напоминает планомерную разделку мухи, попавшейся в сети к голодному пауку. Не зря именно стилизованное изображение "черного паука", выбрано японским кланом Такэда как символ и эмблема одной из самых грозных школ рукопашного боя - айкидзюцу Дайто-рю. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ Свой достаточно краткий анализ я хотел бы завершить выдержками из книги Н.Н. Ознобишина "Искусство рукопашного боя". Посвятив целую главу своей работы критическому обзору существующих спортивных систем с точки зрения пригодности их для защиты человека в условиях настоящего реального рукопашного боя, автор сделал следующий вывод: "Мы не отрицаем того, что системы эти, практикуемые для целей чистого спорта, представляют прекрасное средство развития выдержки, быстроты, силы, ловкости, боеспособности и других физических и психических качеств и в этом смысле косвенно подготавливают бойца, но, еще раз повторяем, реальной, прямой подготовки к серьезному столкновению они не дают". Далее, автор высказывает свое авторитетное мнение о том, какая система может быть действительно полезна для реальной самозащиты: "Мы убеждены, что у нас в СССР как широкие массы, так и заинтересованные в том правительственные учреждения в конце-концов поймут, что искусство рукопашного боя должно занимать одно из первых мест как в области физкультуры и военного спорта, так и в деле военизации страны. О значении этого искусства в службе уголовного розыска и милиции не приходится даже упоминать. Мы надеемся, что и преподаватели, и спортсмены убедятся в конце-концов в том, что лишь одно соединение всех элементов самозащиты - ударов кулаком, ножных ударов, приемов борьбы и оружия, приспособленных к условиям реального боя на улице, а не к спортивным состязаниям на ринге, - может дать действительно практическую систему самообороны". Сказано это 75 лет назад! Остается только заменить СССР на Россию, а словосочетание "военнизация страны" на "обороноспособность страны" и готов лозунг призывающий к решению проблем современности. К сожалению, с того времени мало что изменилось. Некоторые могут мне возразить. Мол любой вид спортивного единоборства включает в себя и боевой раздел. Милые мои, кто же так поставил все с ног на голову, настолько извратив ваши представления о вполне обычных явлениях? Как может быть дочь беременна собственной матерью? Напрягитесь, подумайте! Что же все-таки первично, а что вторично. Лень думать? Тогда советую. Поменьше слушайте тех, кто манипулирует вашим сознанием с вполне определенными целями. Вспомните, что голова нам дана не только для того, чтобы озвучивать всякий бред и есть семечки. Именно боевые искусства веками создавались и совершенствовались людьми, так как несли и хранили в себе ту самую сокровищницу умений и знаний, позволивших выжить нашим предкам в кровопролитнейших воинах, которые всегда велись человечеством. А мы с вами, кстати, и есть потомки тех самых, кто в свое время отнесся к этим знаниям со всей серьезностью, то есть владел искусством рукопашного боя и выживания. У другой категории жителей нашей планеты, по понятным причинам, потомки отсутствуют. Сравнительно недавно, почему-то решив что все самое трудное уже позади, мы позволили себе неоправданную роскошь. Мы начали сознательно забывать учение и искусство наших предков, выхолащивать технику полноценных систем реального боя и извращать их до уровня спорта, то есть до обычного шоу или театрализованного представления, праздного зрелища и средства развлечения толпы. Ох, как бы нам не пришлось пожалеть об этом! Но не будем о грустном. Тем более, я надеюсь, у нас есть еще время провести работу над ошибками. А что касается приоритетов, то конечно, любое спортивное единоборство имеет право на жизнь и развитие как одна из сфер человеческой жизни и частиц нашей общей культуры. Только вот формулировать давайте все правильно. Именно Боевое искусство, являясь понятием первичным и гораздо более масштабным и объемным, имеет свой спортивный раздел, а не наоборот! Так куда же идти и чему учиться? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вел здоровый образ жизни, приобщился к спорту, приобрел соответствующую культуру движений, повысил уровень своей общей и специальной физической подготовки и закалился психологически. (Что уже не мало!). Если сам факт его периодического участия в соревнованиях, регулярного посещения им тренировок, а не чужих подъездов и подвалов в сомнительном окружении с бутылкой спиртного и сигаретой в зубах, уже умиляет вас и вызывает приятный трепет. Не вопрос! Вы на правильном пути. Отдавайте его в спортивную секцию. Мне же остается только пожелать вам удачи! Если же вы действительно обеспокоены его дальнейшей судьбой в условиях широкомасштабного и откровенного разгула криминала и хотите чтобы он умел реально оценивать обстановку и постоять за себя, владел уверенными навыками самообороны и был готов психологически к самым непредвиденным экстремальным ситуациям, не занимайтесь самообманом и не стройте себе иллюзий. Спорт эту проблему если и решает, то процентов на десять. И то, я имею ввиду не единоборства, а те виды, которые связаны с ускоренными передвижениями, то есть с умением быстро бегать. Только хороший курс обучения по одной из прикладных систем самозащиты может дать вам если не стопроцентные гарантии, то, по крайней мере, вполне реальный шанс. Более того, любая полноценная система боевых искусств всеобъемлюща. Будучи понятием первичным, как мы уже выяснили, она включает в себя гораздо больше, чем любой из видов спорта. Помимо всего выше перечисленного, это еще и сложный воспитательный процесс, помогающий в формировании гармоничной и сильной личности, с хорошей эрудицией, индивидуальным философским взглядом и подходом к жизни, широким мировоззрением, обладающей способностью к нестандартным и эффективным решениям при преодолении жизненных трудностей и возникновении серьезных проблем. Это не просто спортивные результаты, это действительно настоящая школа жизни! Так что подумайте! А окончательный выбор, безусловно, как всегда за вами. Андрей Гавриков (Мастер Коросу) |
В избранное | ||