Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ФК ЦСКА Москва | Nomen est omen

  Все выпуски  

БаскетЛикбез. Часть вторая



БаскетЛикбез. Часть вторая
2015-10-30 14:26 CSKA.INternet

Глава третья оказывается на месте второй, или о чем еще стоит рассказать, прежде чем говорить о баскетбольных амплуа подробнее.

Дуга, при броске из-за которой начисляют за попадание сразу 3 очка, появилась на баскетбольном паркете сравнительно недавно: ФИБА ввела ее в свои правила только в 1984 году, на памяти нашего поколения. Игра с этого момента изменилась радикальнейшим образом! Эволюция защиты в баскетболе пошла прямо в противоположном футбольной эволюции направлении!

Десятилетиями тренеры придумывали всё возможное, чтобы довести мяч как можно ближе к кольцу в руки самому высокому и мощному игроку, чтобы он, в свою очередь, с наибольшими гарантиями, с наиболее высоким процентом мог бы забросить, а лучше — вложить мяч в корзину. Великаны правили на площадке, их рост зачастую решал исход игры. Более того, в совсем давние (довоенные) времена даже в сильнейших баскетбольных командах серьезных результатов достигали высоченные люди, приглашенные буквально с улицы, которым и бросок-то тренировать было не надо, достаточно было встать на расстоянии вытянутой руки от кольца.

Главным же защитным средством было максимальное насыщение области перед своим кольцом, где, как правило, располагались треугольником три самых мощных защищающихся игрока, охранявших эту зону. Два других защищающихся игрока поменьше ростом (но зато гораздо подвижнее) располагались несколько дальше от своего кольца, делили между собой пополам площадку (один играл справа, другой — слева) и создавали проблемы атакующему сопернику в начальной стадии развития их комбинации. Такая форма защиты, когда каждый игрок отвечал за свой участок площадки, называлась зонной и превалировала, а вот в футболе к ней пришли значительно позднее.

Чтобы ограничить влияние антропометрии на результат, в 1936 м году была введена трехсекундная зона (уже упоминавшаяся «краска»), т. е. область, в которой игрок атакующей команды может находиться под чужим кольцом не более 3х секунд, а потом обязан выйти из нее обеими ногами. В результате тактика «стой у чужого щита, жди пас, а потом просто положи мяч в кольцо» перестала работать. Если угодно, можно сказать, что появился условный аналог офсайда, заставляющий игроков атаки постоянно отдавать защищающейся команде казалось бы уже завоёванное выигрышное положение под кольцом, и это придало зонной защите дополнительные преимущества: проигранная позиция могла быть без борьбы восстановлена, если игроки атакующей команды чуть замешкались и не снабдили мячом свой «наконечник» или не бросили по кольцу (если игроки атаки находятся в трехсекундной зоне, а в этот момент мяч брошен в кольцо и коснулся дужки, три секунды начинают отсчитываться заново, что позволяет игрокам команды атаки не отходить от чужого кольца, а вступить в борьбу за подбор мяча).

Зонная схема позволяла с наименьшими энергозатратами обеспечить плотную защиту, в первую очередь — под своим кольцом. Такая защита заставляла нападение весьма активно двигаться в поисках бреши (зачастую бесплодно) и играть сложнейшие комбинации (с повышенным риском потери мяча) ради вывода на бросок из-под кольца своего «дяди Степы».

Альтернативным способом поразить кольцо, конечно же, всегда был дальний бросок. Но процент попаданий с дальней дистанции был уже значительно скромнее, а премии за попадание издалека никакой не полагалось. Поэтому трехочковая дуга стала воистину революцией: дальние броски с заведомо меньшим процентом стали оправданы и превратились в грозное оружие против зонной защиты! Нападающие больше не стремились во что бы то ни стало залезть прямо под чужое кольцо, а могли пользоваться разреженной областью на дуге, чтобы подготовить и выполнить относительно свободный трехочковый бросок. И даже попытки перестроить зонную защиту по принципу «двое под кольцом и трое на дуге» не стали панацеей. Слишком велика длина дуги по сравнению с тем периметром оборонительной «цитадели», который было принято защищать раньше!

Вот почему самые продвинутые команды начали играть против соперников в защите персонально.

Играть персонально гораздо тяжелее физически, чем зону, однако переход к персональной защите позволил обеспечить постоянное сопротивление игроку с мячом, лишая того возможности выполнить относительно свободный бросок уже не только из-под кольца и со средней дистанции, но и с 6−7-8 метров. При этом, в силу изложенных в предыдущей главе причин, игроки сразу после потери мяча всё равно обычно сразу возвращаются в защитную зону в ожидании «подопечных», которые в любом случае сами придут в передовую зону, где уже и будут встречены и разобраны персонально.

Современные команды иногда используют как зону, так и комбинацию зонной и персональной защиты, чтобы создать элемент непредсказуемости (Еще две секунды назад вы готовились взламывать персоналку? А вот вам зона, попробуйте справиться! Ага, да вы же уже забыли, как это делается!) но персональный принцип защиты является основным.

Надеемся, сегодняшний рассказ также помог понять, почему в стародавние времена наиболее высокорослых игроков можно было отнести к «нападающим»: эти игроки действительно набирали львиную долю очков в силу командной тактики, мяч для броска доставлялся именно им, поближе к кольцу. Ну, а помогавших им игроков поменьше ростом на противопоставлении вполне можно было и в «защитники» записать.

После введения в правила трехочковой дуги стало невозможным однозначно ответить на вопрос, какие игроки набирают больше очков, в каждой конкретной игре может быть перекос как в сторону малышей-снайперов, так и в сторону больших парней, рубящихся под кольцом, и поэтому деление команды на «нападающих» и «защитников» сейчас скорее носит характер дани памяти баскетболу старой формации.



В избранное