Представьте ситуацию, с которой ежедневно
сталкивают миллионы: нужно что-то сделать, а делать ничего не хочется.
Но внутренний голос зудит и зудит – "Надо
вставать, надо сделать еще то... и то..." А сил вставать нет. Апатия,
бессилие и лень.
Особенно часто с этим сталкиваются студенты.
Что же делать в этой ситуации?
Пример из практики.
Девушка-студентка, жалуется на лень, отсутствие
желания учиться.
По ее словам: "Не могу
заставить себя учиться".
"Буквально за волосы тащу
себя к столу, чтобы заниматься, но чем сильнее тащу - тем дальше я от
стола! В итоге я сажусь заниматься в 10 часов вечера накануне экзамена...
Всю ночь готовлюсь, с больной головой иду на экзамен, сдаю на тройку... Что
делать?"
Психолог
посоветовал девушке представить ту часть своей личности, которая
не хочет учиться.
- О, это такая Маша, которая
лежит на диване, на голове у нее наушники, она слушает прикольную музыку...
Пьет джин-тоник, курит тонкую сигаретку... и ничего не желает делать!
- Скажи ей, пожалуйста:
"Маша, можешь сколько угодно лежать на диване, «гонять балду»,
слушать прикольную музыку, пить джин-тоник, курить сигаретки и не учиться.
Я тебе разрешаю".
- Нет, я так не могу ей
сказать! Вы что!?
- Ну, для эксперимента,
посмотрим, что будет…
- Вслух!?
- Лучше про себя, но как
хочешь... Только рассказывай мне, что "происходит" с той Машей.
- (Сосредоточенно работает).
Ой, этого не может быть! (Смеется). Она вскочила с дивана, сорвала с головы
наушники, вылила джин-тоник, затушила сигаретку и пошла к столу, заниматься!
Нет, я этого не понимаю...
Этот неожиданный прием позволяет
разрешить то, что вроде бы было запрещено, поэтому часто вызывает
недоумение и эмоциональный вопрос в духе "А что, так можно было что ли?!"
Да, так можно.
Прием очень эффективный и часто используется
в практике.
Дело в том, что наша личность – не
однородна, она состоит из разных личин, масок, субличностей, усвоенных
стереотипов поведения.
В детстве мы много раз слышали слова
родителей и других авторитетных взрослых: "Ты
должен хорошо учиться, ты должен заниматься спортом, ты
должен быть аккуратным" и мн.др.
Под влиянием этих родительских предписаний
внутри нас сформировалась субличность, которая говорит родительским голосом,
и ее можно назвать "Внутренний Критик".
Однако в детстве мы приобрели еще одну
субличность, которая старается отмазаться от родительских указаний, затянуть
выполнение родительских команд:
"- Помой посуду!
- Сейчас, только в игру
доиграю."
Эту субличность можно назвать "упрямый
Внутренний Ребенок".
Очень часто то, что мы называем словом "Лень",
– это результат конфликта между репрессивными Внутренним Критиком (т.е.
усвоенными родительскими предписаниями) и упрямым Внутренним Ребенком (т.е.
нашей привычкой реагировать затягиванием на родительские команды).
Т.е. в этом случае внутри нас воюют две
субличности, которые никак не хотят сдаваться – первая субличность требует
выполнения команды, вторая - всеми силами сопротивляется.
На эту борьбу и сопротивление уходят
колоссальные силы. Человек ощущает, что у него нет сил что-то делать, и
называет это словом "лень".
Однако, стоит только прекратить борьбу и
мысленноразрешить упрямому Внутреннему Ребенку делать то, что он
хочет и когда хочет, то сопротивление исчезает. А вместе с ним исчезает и
лень, и бессилие.
Это очень полезная практика, и у нее
обширная область применения – это не только лекарство от лени, но она
хорошо подходит для похудения, для лечения псориаза, для выхода из
конфликтов на работе и т.п. Мы будем эту практику подробно изучать в рамках
курса практической психологии "Образное
самовнушение".
Если
Вы еще не приступили к изучению этого архи-полезного курса – то можете это
сделать
ПРЯМО СЕЙЧАС.