По результатам
прошлого выпуска рассылки могло сложиться впечатление, что я противник
психологическое образование в ВУЗах.
Конечно, это не так.
Наоборот, если у человека есть свободное
время, то очень советую его использовать для своего образования, а если у
Вас есть тяга к психологии, то отучиться на психолога.
Мне очень запомнился один случай.
Когда я сам учился на психолога (очно-заочное,
на базе высшего образования), то в нашей группе была женщина лет 50-ти.
И вот, как-то в самом начале обучения наш
преподаватель по "Общей психологии" надумал провести опрос: "А
почему Вы решили пойти учиться на психолога?"
Эта женщина в ответ на этот вопрос немного
рассказала о себе.
Она оказалась врачом-кардиологом.
Как практикующий врач, она часто
сталкивалась с пожилыми людьми. Причем одни и те же люди ходили к ней
годами.
Но когда она стала направлять их к
психологу, то случилось что-то странное – они постепенно переставали к
ней ходить, т.к. у них начали исчезать проблемы с сердцем.
Оказалось, что помощь психолога была намного
эффективнее, чем помощь кардиолога.
Это настолько поразило врача-кардиолога, что
она решил получить дополнительное образование по психологии.
И в целом, это очень правильное решение.
Статистика говорит следующее: до 70%
посетителей больниц в городах (и до 40% в сельской местности) приходят в
больницу не по адресу – они должны идти к психологу, а не к врачу.
Проблемы в обучении психологов вот в
чем:
1. В ВУЗах дается много теории, но
мало практики. Поэтому основные практические навыки специалист начинает
приобретать уже на своем рабочем месте, после окончания ВУЗа.
2. Психология развивается быстро,
новые достижения не успевают попадать в учебные курсы ВУЗов.
Т.е. современному психологу мало закончить
ВУЗ, нужно еще постоянно изучать специальную литературу, чтобы быть в
курсе новых и более эффективных методик.
Впрочем, такая ситуация характерна не только
для обучения психологов, а для обучения любого специалиста.
Раньше даже была популярна такая шутка:
"- Забудь все, чему
тебя учили в институте, тебе это не пригодится.
- Я не учился в
институте.
- Тогда вы нам не
подходите, нам нужны люди с высшим образованием".
Чем хорошо обучение в ВУЗе, так это тем, что
оно отлично готовит будущего специалиста к чтению научной
литературы по своей специальности.
Например, простой читатель вряд ли сразу
сообразит о чем идет речь, если встретит в статьях по психологии слова "достоверность
p<0.04", "критерий t-Стьюдента",
"коэффициент корреляции p=-0.3".
А студенты психологических факультетов много
раз решали подобные задачи и сходу понимают, что первое означает достоверную
связь, хотя в 4% случаев такая связь может быть случайным совпадением,
второе – что две выборки имеют нормальное (гауссово) распределение, третье –
что связь обратная и слабая.