Выпуск No 854. Пример раскрытия
математических способностей.
Если говорить честно, то возможности
современной психологии мало кто понимает.
Да и я еще лет 15 назад считал психологию
своего рода лженаукой.
Ну как можно серьезно относиться к
толкованию сновидений по З.Фрейду?
Как можно серьезно воспринимать
многочасовые беседы психоаналитика с клиентом, которые длятся годами? Ведь
очевидно, что в этом случае эффект достигается не усилиями психоаналитика, а
временем: как говорится, "время лечит".
А кто не слышал шуток про как бы "психологические"
советы?
На этой почве рождались многочисленные
анекдоты про психологов.
"На
приеме у психолога пациент говорит:
— Знаете,
доктор, у меня одни проблемы, здоровье никудышное, с деньгами засада, и жена
ушла к другому.
— Не
переживайте, это дело поправимое. Ложитесь на кушетку, закройте глаза и про
себя повторяйте: "У меня прекрасное здоровье, я богат, любим и окружен
благополучием и успехом!".
Пациент с
закрытыми глазами лежит на кушетке и говорит:
— Везет
вам, доктор. А с моими-то проблемами что будем делать?"
Или
"Девушка
приходит к психологу:
— На что
жалуетесь?
— Да вот
доктор, депрессия, все надоело, мужики козлы, подруги стервы.
— Я
думаю, вам нужно обновить свою жизнь, — сделать стрижку, переставить мебель
в комнате...
— Все
перепробовала, уж и не знаю, что еще сделать?
— Хм...
О! Попробуйте переставить иконки на своем рабочем столе!"
Или
"— Люби
себя, чихай на всех - и в жизни ждет тебя успех!
—
Извините, а вы точно семейный психолог?"
Однако, время таких шуток осталось позади,
потому что за два последних десятилетия практическая психология сделала
огромный скачек вперед.
Она достигла потрясающей эффективности в
решении разных задач, причем зачастую самых неожиданных. И достигается это
применением всего нескольких из двух десятков практик в различных
сочетаниях.
Приведу пример из жизни.
Женщина, 28 лет, математик, живет и
работает за рубежом.
Отмечает трудности в решении сложных
математических теорем и уравнений.
Суть проблемы описывает так: "Не
всегда вижу и понимаю математический объект. Трудно работать с
математическими объектами, оперируя математическими символами, знаками.
Коллеги-мужчины легко решают
формулы. А я не понимаю хода и логики мыслей, идей коллег-мужчин".
В возможность помощи со стороны психолога
не верит, но для эксперимента решила попробовать.
Задача, которую всегда решает психолог –
сделать личность гармоничной.
В данном случае у женщины-математика
наблюдается рассогласование двух частей личности –
абстрактно-логической и образной.
Психолог дает установку: в
воображении представить обе части своей личности (подойдет любой
образ, который приходит в голову) и смоделировать их общение.
Клиентке легко удается это сделать.
Образную часть
своей личности клиентка представила, как элегантную женщину высокого роста,
она носит шляпу и курит. Клиентка назвала этот образ "Модель".
Абстрактно-логическую часть
своей личности клиентка увидела такой: это маленький (в 10 раз меньше
Модели) мальчик-подросток, в очках, неухоженный, неопрятный, грязный.
Модель клиентке нравится.
А от подростка клиентка хочет избавиться, он
ей неприятен, противен.
Отношения у этих образов дисгармоничные:
Модель презирает подростка. У подростка страх перед Моделью, он ее боится.
Вот так, с помощью всего одной практики,
которая называется "Взаимодействие противоположностей", психолог
выходит на причину проблемы. У клиентки ярко выраженный конфликт двух
частей своей личности.
Причем одну часть своей личности клиентка
презирает и хочет от нее избавиться. Но это заведомо невозможно, ведь это
неотъемлемая часть ее собственной личности.
Дальнейшая работа направлена на
примирение двух частей личности.
Т.к. вторая часть личности очень слабая (она
в 10 раз меньше первой части) и боязливая, то нужно ее усилить и избавить от
страхов.
Для этого используются несколько практик:
- Клиентка мысленно обращается к подростку
со словами "Я не буду тебя пугать", "Я
не буду тебя презирать".
- Затем она мысленно направила ему энергию
любви, тепла, заботы, которая в ее воображении была в виде потока
зелено-золотистого света.
В этот момент образ изменился – он перестал
быть подростком, а превратился в энергетический сгусток белого света.
Но клиентка почувствовала, что этот сгусток
ничего не знает о мире и опасается его.
Клиентка сказала этому образу, что если он
появился в этом мире, то значит, Мир его принимает и любит. И он может
принимать любовь.
После этого образ опять изменился и вместо
сгустка возник образ красивого молодого человека.
Клиентка мысленно передала ему все знания о
мире в виде большой книги и разрешила получать любые знания в любой момент
из окружающего пространства.
Образ Модели
так же изменился. Модель бросила курить и испытывает сильную симпатию к
молодому человеку. Он ей нравится. Клиентка назвала его "Аналитик".
Дальше клиентка представила, что написала на
листке сложную формулу и отдала ее Аналитику. Он тут же ее решил и передал
формулу Модели.
Но Модель опасается – она не знает, что
делать, не видит решение. У нее нет знания и понимания.
Клиентка попросила Аналитика передать Модели
необходимые знания и понимание формулы любым удобным способом. Что он и
сделал. У Модели появилось видение образа самой формулы и ее решения.
В этот момент клиентка радостно воскликнула:
"Она видит формулу и ее решение!"
После этого клиентка мысленно предложила
Аналитику и Модели и дальше взаимодействовать, а потом приняла оба
образа, как часть своей личности, причем Аналитик расположился в левой
части головы, а Модель – в правой.
На этом работа была закончена, произошло
успешное примирение двух сторон личности – аналитической и образной.
На всю эту работу, проделанную в
воображении, у клиентки ушло около 2-ух часов.
А сразу после этого начались
поразительные изменения в жизни клиентки.
1. В тот же вечер она написала первый
рассказ, а вскоре после этого – повесть. Причем сюжеты возникают в
воображении, и персонажи действуют сами, как бы самостоятельно – не по
задуманному сюжету.
Попытки писать были и до этого, но ничего не
получалось. А теперь исчезла мысль "все то, что
я делаю, будет плохо", и писать стало легко.
2. На следующий день клиентка доказала
теорему, с которой не могла справиться несколько недель.
3. Появился новый стиль мышления: "вижу
по-другому математику, вижу связи между математическими объектами".
4. Скорость мышления увеличилась в несколько
раз, то, что раньше делала несколько месяцев, теперь делает за неделю. За
неделю написала 10 страниц диссертации, хотя предыдущие 10 страниц писала
полгода.
5. Стала легко понимать талантливых коллег,
мужчин-математиков. Понимает их мысли, сложные математически тексты, которые
раньше казались заумными и непонятными.
6. Появились способности амбидекстра –
сначала захотелось держать ложку левой рукой, а потом и писать левой рукой.
Начала писать обеими руками одинаково. Причем левой рукой подчерк даже
лучше.
Вот такой впечатляющий эффект дала
двухчасовая работа клиентки по примирению двух сторон своей личности.
Конечно, этот пример – это своего рода
высший пилотаж в психологии.
Но это вполне достижимый уровень владения
практиками.
Но для начала, конечно, требуется просто
освоить все практики. Не спеша, одна за одной.
А по
ходу освоения, применяя их в разных сочетаниях, можно начать решать
совершенно разные задачи – от избавления от заболеваний или фобий до
налаживания личной жизни.