Рассказ о передвижном информационном центре FIA. Вы узнаете об особенностях телевизионных репортажей, о том, как же сотрудникам Международной Федерации Автоспорта удается проследить за каждой машиной на трассе и о многом другом. Давайте вместе раскроем тайны крупнейшего операционного центра в автоспорте.
Вы можете себе представить Гран-При Формулы 1 без надлежащего контроля? Нет, это не возможно. Контроль во время проведения гоночного уик-энда - это одна из важнейших функций FIA.
Каждое Гран-При состоит из множества составляющих (пилоты, команды, трасса, правила и т.д.). Зачастую решения делегатов FIA в какой-то мере отражаются на результатах гонки или квалификации. Люди, которые выполняют эту работу, всегда максимально сосредоточены, они не могут позволить себе упустить даже мелкие детали.
В данной статье я приведу пример Гран-При Китая 2005 года. Место выбрано не случайно, так как именно в октябре 2005 FIA представила совершенно новый операционный центр, где можно не только наблюдать за всем, что происходит на трассе, но и использовать новейшие технические средства для контроля за отдельно взятым болидом и гонщиком.
Итак, входим в комнату с надписью "Race Control". И что мы видим, огромную комнату с большим количеством мониторов, телевизоров, компьютеров, пультов управления. Каждый сотрудник занят делом, постоянно идет работа. Вход в эту "секретную комнатку" разрешен только сотрудникам FIA и независимым экспертам. Все это напоминает центр управления космическими полетами. В центральной части помещения находятся три длинных стола, за которыми сидят сотрудники FIA и наблюдают за всей ситуацией
на трассе. Но даже ни это самое интересное. На задней стене располагаются 50 пятнадцатидюймовых жидкокристаллических телевизоров, которые принимают видеоинформацию с сотен камер расположенных по всей трассе. Помимо всего этого, с октября 2005 года в операционный центр поступают не только видеоинформация и краткая техническая сводка с датчиков находящихся на прямой старт-финиш и в поворотах, но и полные сведения о машинах и пилотах. Эти сведения выглядят следующим о
бразом: состояние гонщика (вес, температура, давление), состояние машины (мониторинг целостности болида, телеметрия технических узлов, скорость и вес). Радиоинформация (запись радиообмена гонщика и команды). Информация о положении объекта (система GPS определяет местоположение машины и передает данные на монитор контролера FIA). Все это помогает получить полную картину происходящего во время свободных заездов, квалификации и гонки.
Несколько примеров:
Пример 1: Гонщик раньше времени стартовал со своей позиции. Как об этом узнать, можно конечно посмотреть видео старта гонки, но ведь далеко не всегда можно увидеть, что именно происходило с машиной. Камера имеет свойство искажать картинку, обманывать наше зрение. На помощь приходит техническая сводка из операционного центра - там с точностью до секунды можно узнать о том, кто стартовал раньше, чем положено.
Пример 2: ГП Китая 2005: Михаэль Шумахер на формировочном круге врезается в машину Кристиана Альберса. На трассе много осколков, от оперативности технических служб автодрома и операционного центра FIA зависит то, как ситуация будет развиваться дальше. Но если сотрудники автодрома должны просто убрать осколки с трассы и удостовериться в том, что гонщики не пострадали, то операционному центру предстоит узнать о том, почему произошло столкновение и выявить, кто виноват. Но как же
узнать. А вот так, датчик телеметрии передает полную информацию о машине, а записывающее устройство передает радиообмен пилота и команды. Сотрудники центра детально рассматривают видеозапись, телеметрию с машин и прослушивают радиообмен, затем принимают решение. И все эти действия сотрудники информационного центра должны выполнить за максимально короткий промежуток времени. Не буду вдаваться в подробности, понятно одно, что с компьютером и техническими данными спорить сл
ожно, так что если создается спорная ситуация эти данные оказываются самым весомым аргументом.
Пример 3: ГП Монако 2006: Михаэль Шумахер во время заключительной части квалификации остановил свою машину в предпоследнем повороте, тем самым, помешав остальным гонщикам показать реальный результат. Специалисты центра FIA определили виновника при помощи телеметрии и радиообмена. Хоть и велись споры по поводу этого решения, но факты остаются фактами
Самым заметным событием церемонии стало награждение Михаэля Шумахера золотой медалью за особый вклад в развитие международного автоспорта:
Михаэль Шумахер: "Я получил огромное удовольствие от занятия автоспортом. Я хочу выразить благодарность всем, кто на протяжении многих лет поддерживал меня в трудные минуты. Я испытываю любовь к этому виду спорта. Благодаря людям, которые все это
время меня окружали, я смог достичь таких результатов. Мы вместе достигли невероятных высот".
Макс Мосли: "Карьера Михаэля не поддается сравнению. Его карьера в автоспорте - уникальная в историческом плане. Михаэль способствовал популяризации Формулы 1 во всем мире".
Берни Экклстоун: "Все спортивные состязания нуждаются в суперзвезде, и Михаэль - суперзвезда. Его достижения говорят сами за себя. Единственно чего они не могут показать, так эт
о, что Михаэль - прекрасный парень, которого поддерживает семья. Он - счастливый человек, и я желаю ему всего наилучшего".
Вторым по значимости событием стало награждение Фернандо Алонсо и Renault:
Фернандо Алонсо: "Эта церемония - последнее официальное событие, где я присутствую в качестве пилота Renault. За последние два года мы проделали огромную работу и добились максимальных результатов, как в Кубке Конструкторов, так и в чемпионате. Я счастлив, что моя карьера была связана с Renault.
Теперь настал час бросить новый вызов".
Флавио Бриаторе: "Великолепно! Я благодарен Renault, я благодарен команде, и, конечно же, Формуле 1 за потрясающую борьбу с Ferrari. Это был лучший сезон".
Также свои трофеи получили, Себастьян Леб (чемпион World Rally Championship - WRC), Энди Приоль (чемпион World Touring Car Championship - WTCC), и многие другие гонщики из других серий:
Себастьян Леб: "Чемпионский титул - приятный мо
мент для меня и моей команды. Мы боролись под серьезным прессингом со стороны других участников и все же добились своей цели. Мы заслужили эту победу. Надеюсь, что в будущем мы сможем поддерживать такую же хорошую форму и выиграем еще много гонок" >>