Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #404 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #404 от 23 апреля 2010 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-momk.net.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

Текущая неделя
Ф1-Калейдоскоп - Защита Баттона
Sports.Ru представляет
Обзор-2010 - Гран При Китая. Представление по классическим канонам
Вечные ценности
Воспоминания из жизни, прожитой на полной скорости, #3-2
Деловой раздел
Выходные данные

Ф1-Калейдоскоп - Защита Баттона

Дмитрий Федотов (Floters)
23 апреля 2010 г.

Действующий чемпион мира Дженсон Баттон, перешедший в это межсезонье из "Брауна" в "Макларен", стал десятым гонщиком в истории "Формулы-1", осмелившимся покинуть чемпионскую конюшню и перейти в новый коллектив. Из предыдущих девяти спортсменов лишь одному удалось выиграть два титула подряд в разных командах. Sports.ru вспоминает эту горстку смельчаков и отмечает, что Баттон попал в очень хорошую компанию.

Когда Дженсон Баттон перешел в "Макларен", многие видные люди "Формулы-1" восприняли этот шаг как опрометчивый. Вместо того чтобы остаться в чемпионском коллективе Росса Брауна и работать с достаточно скромным (в плане результатов) Нико Росбергом, британец перешел в конюшню, где главной звездой последних лет был Льюис Хэмилтон, годом ранее выигравший чемпионат мира. Несмотря на то, что Баттон сразу же выразил намерение защитить титул, его заявления многими были восприняты как формальность, мол, не может же действующий чемпион признаться, что пришел в новую команду, чтобы отбывать номер. Однако после четырех гонок сезона-2010 Дженсон – лидер в личном зачете. И, если англичанин продолжит выступать в том же духе, то станет первым гонщиком "Формулы-1" за пятьдесят с лишним лет, сумевшим защитить титул в новой команде. Предлагаем вспомнить других спортсменов, пытавшихся выиграть подряд два чемпионата мира в разных конюшнях. Всего их девять, что только подчеркивает необычность ситуации, в которой оказался нынешний чемпион.

Фернандо Алонсо ("Макларен", 2007 год)

Испанец, выигравший чемпионат в 2006 году в составе "Рено", в следующем сезоне защищал серебристые и красные цвета конюшни из Уокинга. Возможно, уроженец Овьедо рассчитывал на статус первого номера в конюшне Рона Денниса, однако "Макларен", афишировавший равенство своих пилотов, не сделал Алонсо лидером, а после памятного скандала на Гран-при Венгрии, и вовсе больше радовался успехам новичка сезона Льюиса Хэмилтона. Дальнейший ход событий слишком хорошо известен, чтобы лишний раз его повторять. Отметим лишь, что, ставшему чемпионом Кими Райкконену Алонсо и Хэмилтон уступили лишь 1 очко. Чисто математически, Фернандо был близок к тому, чтобы войти в историю как пилот, сумевший защитить титул в новом коллективе, однако на практике шансы на чемпионство фактически уничтожились после аварии на дождевом Гран-при Японии.

Дэймон Хилл ("Эрроуз", 1997 год)

После безоговорочной победы "Уильямса" в чемпионате 1996 года было ясно, что именно эта команда – претендент на успех в сезоне-1997. Увы, но места в ней Дэймону Хиллу не нашлось. Англичанин так и не договорился с Фрэнком Уильямсом насчет зарплаты и пошел искать счастья в "Эрроузе" Тома Уолкиншоу. Итог: 12-е место в личном зачете и семь набранных очков, шесть из которых были заработаны за "почти победу" в Венгрии.

С заменой Хиллу Уильямс, кстати, не угадал. Хайнц-Харальд Френтцен за весь сезон набрал почти вдвое меньше очков, чем Жак Вильнев.

Михаэль Шумахер ("Феррари", 1996 год)

Выиграв два титула в "Бенеттоне", немец перешел в Скудерию, которая до того момента застряла на полпути в возвращении из кризиса. В отличие от предшественников в лице Герхарда Бергера и Жана Алези, побеждавших по большим праздникам, Шумахер выиграл три Гран-при, но до титула не дотянулся: несмотря на старания гонщика, машина Джона Барнарда оказалась недостаточно быстрой и надежной, чтобы на равных тягаться с творением Эдриана Ньюи. Впрочем, как известно, спустя годы альянс Шумахера и "Феррари" взял свое, выиграв пять чемпионатов мира и шесть Кубков конструкторов подряд.

Ален Прост ("Феррари", 1990 год)

Несмотря на явную поддержку в 1989 году "Маклареном" Айртона Сенны, француз выиграл чемпионский титул после неоднозначной схватки на "Сузуке" и перешел в "Феррари". Понимая, что Скудерия не сможет обеспечить равноценную поддержку своим пилотам, Ален еще до официального перехода в стан "алых" "прощупал почву", пообщавшись с конструкторами и коллективом, и высказал пожелания о будущем автомобиле... Поэтому когда Прост и Мэнселл сели за руль F1-90, выяснилось, что Ален чувствует себя за рулем этой машины гораздо комфортнее, чем англичанин. Однако бороться с Сенной, даже будучи, фактически, первым номером в "Феррари", Просту было тяжело. Болид не тянул на звание лучшего в пелотоне, о чем красноречиво говорят статистические показатели в квалификациях (за весь сезон Прост не выиграл ни одного поула), но в гонках француз сделал все возможное и к концу сезона всерьез претендовал на титул. Решающая (хоть и не последняя) гонка вновь проходила на "Сузуке", и Сенна отыгрался за прошлогоднюю ловушку профессора. Бразилец не стал церемониться с соперником, попросту выбив того с трассы.

Нельсон Пике ("Лотус", 1988 год)

Уход из чемпионского "Уильямса" для бразильца стал большой ошибкой, однако оставаться в одной команде с Мэнселлом Нельсон уже не мог. Возможно, Пике рассчитывал, что с поддержкой японской "Хонды" к победам взлетит любая команда, но сезон-1988 для "Лотуса" явно не задался: Пике набрал лишь 22 очка, 3 подиума и занял шестое место в личном зачете, при куче технических проблем и частых собственных ошибках. Разумеется, ни о какой защите титула речи и быть не могло. Карьера Пике уже преодолела свой пик, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в оставшихся трех сезонах Нельсон еще добивался локальных успехов, а в чемпионате 1990 года и вовсе занял почетное третье место.

Ники Лауда ("Брэбэм", 1978 год)

Несмотря на досрочно выигранный чемпионат 1977 года, отношения Лауды с "Феррари" по ходу сезона испортились настолько, что к концу года Энцо Феррари уволил механика, отвечавшего за подготовку машины австрийца. В знак протеста Ники не вышел на старт оставшихся двух гонок, а на следующий год и вовсе перешел в конюшню Берни Экклстоуна. Однако, несмотря на две победы и семь подиумов, частые поломки и новый чудомобиль "Лотуса" с "граунд-эффектом" не позволили Лауде отстоять титул.

Дэнни Халм ("Макларен", 1968 год)

Несмотря на победу в чемпионате 1967 года в составе "Брэбэма", новозеландец Денис Халм, по прозвищу "Медведь" (за "кроткий" и "простодушный" характер), поспешил перебраться в конюшню к своему приятелю и соотечественнику Брюсу Макларену. Возможно, причиной тому послужили не очень теплые отношения с Джеком Брэбэмом, возможно, статус второго пилота в команде австралийца, а, может быть, все дело именно в желании помочь в становлении новой конюшни. Как бы там ни было, но за рулем нового болида Халм до последней гонки сохранял математические шансы на титул. Однако поломка задней подвески, в тот момент, когда новозеландец шел третьим, окончательно лишила его шансов вновь стать самым успешным пилотом сезона.

Альберто Аскари ("Лянча" / "Мазерати" / "Феррари", 1954 год)

После двух выигранных подряд чемпионатов мира Альберто Аскари понял, что в его жизни в "Феррари" слишком много сложностей, поэтому итальянец с удовольствием принял приглашение перейти в новую команду "Лянча". Однако конюшня была не готова к сезону, и Аскари пришлось начинать первенство за рулем "Мазерати", а затем – "Феррари" (в те времена спортивный регламент был не столь суров, как сейчас). Впрочем, гонки для Альберто не складывались (чаще всего из-за технических проблем), в то время как главный соперник Хуан-Мануэль Фанхио добивался успеха чуть ли не в каждом Гран-при и в итоге выиграл чемпионат. Лишь на последнем этапе в Испании "Лянча" выставила новую машину – Аскари тут же выиграл поул, в гонке в течение 10 кругов наращивал преимущество, но, в итоге, сошел из-за проблем со сцеплением.

Хуан-Мануэль Фанхио ("Феррари", 1956 год; "Мазерати", 1957 год)

Тихий вне кокпита, но жесткий и расчетливый на трассе, аргентинец никогда не испытывал сантиментов по отношению к своим командам. После победы в 1951 году он почувствовал, что славные времена "Альфа-Ромео" уходят в прошлое, и поэтому покинул итальянскую конюшню. После успеха с "Мерседесом" в 1955-м, аргентинец перешел в "Феррари", где успешно защитил чемпионский титул. Однако если переход из "серебряных стрел" в коллектив Энцо Феррари был отчасти вынужденным (поскольку немцы покинули "Формулу-1"), то в 1957-м "Маэстро" перешел в "Мазерати" из-за того, что в "Феррари" не чувствовал себя в своей тарелке. При этом, итог оказался тем же – еще одна победа в чемпионате мира.

***

Очевидно, что переход из чемпионской конюшни в другой коллектив – шаг достаточно редкий и смелый, за что Баттона можно только похвалить. Однако защитить титул в новой команде – задача не из простых, да и нынешний напарник у Дженсона хоть куда. Несмотря на отсутствие побед и относительно скромные на данный момент квалификационные результаты, на тренировках и в гонках Льюис Хэмилтон зачастую демонстрирует более высокую скорость, чем его партнер. Но главные козыри действующего чемпиона мира – бережное обращение с покрышками (за счет плавного пилотажа), а также грамотный выбор стратегии во время гонки, – пока что приносят больше дивидендов, чем отличный темп Хэмилтона.


Правда, Льюис – лишь один из конкурентов за чемпионский титул, и победа над ним не гарантирует титула. Ведь есть еще гонщики "Ред Булл", "Феррари" и "Мерседеса", обладающие не менее быстрой (хотя и менее надежной) техникой. Так что впереди у Баттона много трудных гонок. Но даже если Дженсон не сумеет защитить титул, кажется, в глазах публики и многих экспертов он может перестать быть случайным чемпионом и "придорожным столбиком". Во всяком случае, успехи в этом направлении весьма ощутимы.


Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Sports.Ru представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
23 апреля 2010 г. - ДТМ. Култхард еще не определился с карьерой в "ДТМ"
23 апреля 2010 г. - Генеральный директор "Феррари" поддерживает введение двигателей с турбонаддувом в "Формуле-1"
23 апреля 2010 г. - Auto Hebdo: Филиппи заменит де ла Росу в "БМВ-Заубере" на Гран-при Турции
23 апреля 2010 г. - Педро де ла Роса: "Надеемся, что "Феррари" решит проблему с двигателем"
22 апреля 2010 г. - Льюис Хэмилтон: "Мы голодны до побед"
22 апреля 2010 г. - Дженсон Баттон: "Причина наших результатов в усердной работе"
22 апреля 2010 г. - Персонал "Форс-Индии" и Хиспании по-прежнему остается в Китае
21 апреля 2010 г. - Глок и Хайдфельд могли принять участие в гонке ДТМ
21 апреля 2010 г. - Норберт Хауг: "Следует поддерживать независимых производителей двигателей, чтобы двигаться вперед"
20 апреля 2010 г. - Организаторы Гран-при Кореи уверены в успехе этапа
20 апреля 2010 г. - Ковалайнен рассчитывает на прогресс "Лотуса" в Барселоне
20 апреля 2010 г. - Льюис Хэмилтон: "Хорошая работа стюардов положительно влияет на зрелищность"
19 апреля 2010 г. - Команды "Формулы-1" начали покидать Китай
19 апреля 2010 г. - Кристиан Хорнер: "Этот чемпионат будет похож на качели"
19 апреля 2010 г. - Дакар. "Фольксваген" будет защищать чемпионский титул в 2011 году
19 апреля 2010 г. - В "Феррари" прокомментировали эпизод между Алонсо и Массой на Гран-при Китая
19 апреля 2010 г. - "Ред Булл" представит собственную версию воздуховода на Гран-при Испании
19 апреля 2010 г. - Стефано Доменикали: "Если подвести итоги четырех Гран-при, то я немного разочарован"
18 апреля 2010 г. - WRC. Кими Райкконен: "Старался атаковать не очень активно"
18 апреля 2010 г. - Формула-2. Сильверстоун. Палмер выиграл первую гонку, Афанасьев – третий; Энг победил во втором заезде
18 апреля 2010 г. - Виталий Петров: "Факт обгона Шумахера приятен, а так – ничего особенного"
18 апреля 2010 г. - Кристиан Хорнер: "Это не тот результат, на который мы рассчитывали"
18 апреля 2010 г. - Гонщики "Лотуса" довольны работой команды
18 апреля 2010 г. - Пилоты "Хиспании" довольны результатами Гран-при Китая
18 апреля 2010 г. - Гонщики "Верджина" разочарованы Гран-при Китая
18 апреля 2010 г. - Буйе доволен выступлением Петрова и Кубицы
18 апреля 2010 г. - Фелипе Масса: "Из-за эпизода с Алонсо я потерял несколько позиций"
18 апреля 2010 г. - Фернандо Алонсо: "На старте подвели рефлексы"
18 апреля 2010 г. - Витантонио Лиуцци: "Возникла проблема с разогревом тормозов"
17 апреля 2010 г. - Формула-2. Сильверстоун. 2-я квалификация. Энг – первый, Афанасьев – восьмой, Самарин – 16-й
17 апреля 2010 г. - Алешин выиграл первый этап "Мировой серии "Рено"
17 апреля 2010 г. - WRC. Ралли Турции. 2-й день. Леб – лидер гонки, Петтер Сольберг – второй, Хирвонен – третий, Райкконен – шестой
17 апреля 2010 г. - Формула-2. Сильверстоун. 1-я квалификация. Палмер выиграл поул, Афанасьев – пятый, Самарин – 12-й
17 апреля 2010 г. - Михаэль Шумахер: "Дождь в гонке был бы кстати"
17 апреля 2010 г. - WRC. У Ожье возникла проблема с покрышками
17 апреля 2010 г. - Ситуация с поставщиком покрышек на 2011 год все еще не ясна
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Обзор-2010 - Гран При Китая. Представление по классическим канонам

Дмитрий Шканов
19-20 апреля 2010 г.

Гран При Китая, прошедший в сложнейших переменных погодных условиях, завершился блестящей победой Дженсона Баттона – второй в четырех гонках за McLaren. Русский гонщик Виталий Петров впервые финишировал в Гран При Формулы-1, благодаря яркому и зрелому пилотажу набрав первые очки в зачет чемпионата мира.


Безусловно, Shanghai International Circuit – одно из наиболее грандиозных сооружений, которые мы встречаем по ходу чемпионата мира Ф1. Когда в 2004 году Гран При Китая был впервые проведен на этом новейшем автодроме, уже тогда мы с уверенностью могли заглянуть в будущее – и увидеть, что нам предстоит в 2008-м, на Олимпиаде в Пекине. Конечно, в определенных аспектах китайские организаторы очень высоко подняли планку.

Как и "Сепанг", гонки на котором прошли двумя неделями ранее, для пилотов трасса в Шанхае – интересная и сложная, благодаря большому разнообразию поворотов она позволяет получить удовольствие от пилотирования, позволяет обгонять, но при этом обладает и облегчающими факторами: такими как большая ширина дорожного полотна и широченные заасфальтированные полосы безопасности.

Однако, в отличие от Куала-Лумпура, - да и вообще первых трех мест, принявших Формулу-1 в 2010 году, где стояла прекрасная жаркая погода, - Шанхай встретил участников "Большого цирка" весьма прохладно. На неделе, предшествующей Гран При в Шанхае было просто откровенно холодно, моросили отвратительные дожди, и гости из мира Ф1 были вынуждены кутаться в осенние куртки. Зато как на заказ с началом гоночного уик-энда погода резко пошла на потепление, и в субботу с воскресеньем стало по-весеннему тепло. Но это не отменяло прогнозов, которые обещали достаточно большую вероятность дождя на протяжении всех трех дней уик-энда.

Кстати, о погоде. Внезапно проснувшийся исландский вулкан спутал карты многим путешественникам, перемещающимся по миру с помощью авиатранспорта, не стала исключением и Формула-1. Как известно, на заокеанские этапы чемпионата, особенно следующие один за другим, как в начале нынешнего сезона, сотрудники команд зачастую не только добираются сами с помощью коммерческих авиарейсов, но и везут в личном багаже новые детали, проходящие по габаритам. И далеко не всем удалось вырваться из объятий транспортного коллапса, сковавшего аэропорты Европы. Рассказывали об одном механике McLaren, который не смог вылететь из лондонского аэропорта, но не растерялся, и на личной машине проехав под Английским Каналом, вовремя добрался до аэропорта имени Шарля де Голля, успев вылететь из Европы последним рейсом перед тем, как авиационное сообщение полностью прекратилось. Этот механик доставил в Шанхай не только себя, но и ценную необходимую деталь для своей команды. Поистине д’Артаньяновские подвиги, ничего не скажешь. Говорили, что на этом же самолете успел вылететь на Гран При Китая и свежеиспеченный Кавалер Ордена Почетного Легиона, владелец Lotus Racing Тони Фернандес, получивший награду за вклад в развитие авиационной промышленности...

Если говорить о технических новинках, то, учитывая что Гран При Китая завершал длительный цикл из четырех выездных гонок, не стоит удивляться, что значительных обновлений в Шанхае не было. Тем не менее, работа продолжалась, и на свободных заездах ряд команд: Ferrari, Mercedes, Williams тестировали свои варианты на тему воздуховода, - задачки, которую всем задали парни из McLaren. В условиях запрета на тесты, свободные заезды перед Гран При стали практически полноценными тестами, на которых испытываются перспективные технические новинки; не всегда подобные испытания проходят успешно. Так, в пятницу на Toro Rosso Себастьяна Буэми почти мгновенно развалилась передняя подвеска, это произошло в самом скоростном месте трассы, в конце длинной 1,2-километровой прямой, когда швейцарец начал жесткое торможение, и оба колеса болида опасно оторвались. К счастью, никто не пострадал...

Квалификация, которая прошла в сухих погодных условиях, завершилась уже традиционным для сезона-2010 образом. Двум пилотам болидов Red Bull RB6 вновь не было равных. Четыре поул-позишн для команды в четырех Гран При, вундеркинд Себастьян Феттель взял три из четырех! Блестящая попытка принесла Себастьяну поул, благодаря которой он смог опередить Марка Уэббера, - Red Bull занял весь первый ряд. У Феттеля были определенные проблемы с прохождением первого сектора трассы, но в решающей попытке он, по его же словам, попробовав другую траекторию на основании своего уже имеющегося победного опыта, установил лучшее время сектора! Лучшим Себастьян был и на третьем секторе трассы, который удавался ему с самого начала, за Уэббером остался лучший результат на втором, но в сумме Феттель был быстрее. Конечно, скорость Red Bull RB6, что называется, внушает, но мы прекрасно помним, что квалификационные подвиги совсем не гарантировали "быкам" успехов в гонках...

Впечатлил Фернандо Алонсо, который отстал от пары Red Bull совсем ненамного, удивил и Нико Росберг, благодаря отличной попытке прорвавшийся на четвертую позицию, вплотную за Алонсо и впереди обоих McLaren. В паре McLaren, занявшей весь третий ряд стартового поля, Дженсон Баттон уже в который раз опередил Льюиса Хэмилтона, - пламенный привет критикам чемпиона мира 2009 года. Что касается вторых Ferrari и Mercedes, - они не блистали. Седьмое время Массы и только девятое Шумахера, которое не сказать, что далось ему легко. Как Михаэль проявит себя в гонке, - вот был еще один интригующий вопрос. Именно здесь, в Шанхае он завоевал последнюю на данный момент победу в Гран При, но, положа руку на сердце, отношения Шуми с шанхайской трассой всегда складывались непросто...

Состав Top-10, откровенно говоря, был традиционным: гонщики ведущих четырех команд плюс Роберт Кубица и Адриан Сутиль – очень быстрые парни из Renault и Force India. Польский пилот умудрился опередить и один из Mercedes – как раз Шумахера. Прогресс Renault налицо. Прогрессировал и второй пилот команды французского производителя. Виталий Петров уверенно, с большим запасом отобрался во второй квалификационный сегмент, в котором установил четырнадцатое время, - лучший пока квалификационный результат Петрова в Ф1 посуху. Очень приятный факт для российских болельщиков!

Но квалификация квалификацией, а то что ждало нас в воскресенье, в день Гран При – совсем другое дело!

Шанхай, как известно, город приморский, расположившийся на берегу Тихого океана, и это конечно влияет на то, что погода здесь может меняться довольно быстро. Особенно изменчивой весной, когда дожди здесь льют особенно часто. И, конечно, переменчивая погода становится одним из самых захватывающих факторов гонок Гран При.

Перед стартом небо над Shanghai International Circuit затянуло грозными тучами. Тем не менее, до того момента, как погасли стартовые светофоры, на асфальт не упало ни капли дождя, но то что дождь пойдет – было неминуемо.

Феттель старт, откровенно говоря, прозевал. Мимо стремительно пронесся Фернандо Алонсо, с хорошим отрывом возглавивший гонку к первому повороту, а Себастьян откатился на третье место, после того, как его достаточно жестким маневром оттеснил назад напарник по команде. Реванш за "Сепанг". Впрочем, как вскоре выяснилось, Алонсо совершил фальстарт, - довольно редкое в современных гонках Гран При событие, - а значит его ждал штраф в виде проезда через пит-лейн и неминуемая потеря лидерства. Однако это был лишь один из небольших эпизодов грандиозной гонки, практически затерявшийся на задворках памяти.

Что касается пилотов Renault, то они к первому повороту оказались практически по соседству. Кубица слегка провалился, откатившись на десятую позицию, а Петров опять выиграл старт, поднявшись на 12 место, - пусть это был и не такой значительный прорыв, к которым Виталий успел приучить в своих первых гонках.

Коварная послестартовая "улитка", переходящая в медленную шпильку обошлись без столкновений, несмотря на то, что борьба здесь была жаркой, но завала миновать не удалось – на подходе к четвертому повороту, шпильке, перед которой следует жесткое торможение. Здесь свою гонку завершил целый ряд пилотов второго эшелона, каждый из которых надеялся на гораздо более лучший результат: Витантонио Лиуцци, Камуи Кобаяши, Себастьян Буэми... Собственно, эпизод и начался с Лиуцци, Force India которого стало разворачивать в зоне торможения.

На трассу сразу же выехал сейфти-кар, так как трассу пришлось основательно расчищать, а на пит-лейне практически тут же началась волна пит-стопов. Дождь пошел.

Это был первый из решающих эпизодов гонки. Алонсо, Уэббер, Феттель один за другим нырнули на пит-лейн. Льюис Хэмилтон "отмочил". Оказалось, что у британца были неполадки с радио, и он слишком поздно услышал команду: "пит-стоп на этом круге!" Льюис уже проехал въезд на пит-лейн, но решительно свернул, и срезав по гравийной полосе безопасности (с которыми он в Шанхае очень близко знаком) устремился-таки в боксы!

Однако группа пилотов предпочла остаться на трассе на сликах, не заезжая в боксы! Гонку возглавил Нико Росберг, за ним следовал Дженсон Баттон, далее гонщики Renault, Роберт Кубица и Виталий Петров. Как говорилось, "безумству храбрых поем мы песню", но в этот раз это оказалось не безумством, а действительно правильным вариантом. Дождь был не слишком сильным, и мягкий слик позволял идти по трассе в приемлемом темпе. На четвертом круге дали рестарт, и поначалу гонщики, сменившие резину на промежуточную, были быстрее. Так Виталий Петров уступил несколько позиций, однако Росбергу, Баттону и Кубице удавалось удерживаться в голове пелетона. И уже на шестом круге на пит-лейне показалась первая ласточка – Михаэль Шумахер понял, что нужно менять обратно на слики. Дождь закончился, трасса оказалась не слишком мокрой и стала быстро подсыхать, и делать на промежуточной резине было нечего. Пелетон дружно опять рванул на пит-лейн.

Тут-то Алонсо и аукнулся фальстарт, так как ему пришлось лишний раз заехать на пит-лейн для отбытия штрафа, проехать лишний круг на промежуточных шинах, и только потом сменить на слики. Тем временем Льюис Хэмилтон уверенно осваивался с ролью "плохого парня". Пока Себастьян Феттель в порядке "общей очереди" спокойно въезжал на пит-лейн, через этот узкий въезд, которым известна трасса в Шанхае, Льюис рванул наперерез, прямо через белую линию (за которую почему-то на въезде не штрафуют, в отличие от выезда), и опередил немца прямо на въезде на пит-лейн. Льюис ворвался прямо перед носом Себастьяна! После пит-стопа Льюис рванул обратно на пит-лейн, когда по нему уже катился совершивший свою смену резины Феттель. McLaren британца занесло на белой линии, отделяющей участок непосредственно перед боксами от дорожки пит-лейна, но Хэмилтон поймал машину и бок о бок с Феттелем поехал к выезду. Понятное дело, Себастьяну все это представление не понравилось, и он коротким движением руля попытался поставить Льюиса на место, но это не оказало никакого действия. Вообще-то все эти маневры выглядели опасно, все же здесь, на пит-лейне работало в тот момент множество людей, и вскоре появилось сообщение от стюардов, о разбирательстве инцидента после гонки. Вот это не очень хорошо, что после гонки, уж лучше впаять штраф по ходу дистанции, чем после финиша пересматривать протоколы. Но, забегая вперед, парни отделались предупреждением. Интересно, сколько нужно предупреждений Хэмилтону, чтобы в отношении него начали предприниматься какие-то реальные действия?..

Льюису не пришлось долго ждать, чтобы в очередной раз показать, какой он крутой парень. На трассе он лихо и совершенно спокойно опередил Марка Уэббера. Отметим, это была борьба за десятое место.

Полномасштабные боевые действия развернулись парой кругов спустя, когда Себастьян Феттель вплотную занялся Адрианом Сутилем. Пилот Red Bull был явно быстрее, на длинной прямой он тщательно готовил атаку, Сутиль занимал оборонительную позицию, и Себастьян пошел снаружи на торможении перед шпилькой. Адриан был вынужден также тормозить поздно и распрямлять траекторию, чем тут же воспользовался Хэмилтон, который был тут как тут. Льюис спокойненько объехал обоих внутри, в то время как Себастьян так и уперся в заднее антикрыло Force India упорного соотечественника.

Всего кругом спустя Феттелю удалась атака, на этот раз по внутренней траектории шпильки. Сутиль оборонялся до последнего, но это пошло только на пользу Марку Уэбберу, который воспользовался тем, что пилот Force India слишком ушел наружу. Два Red Bull синхронно прошли вперед. А мгновенно оторвавшийся от преследователей Хэмилтон тут же установил лучший круг в гонке!

Стремительный прорыв Хэмилтона задержал только Михаэль Шумахер. Это было как раз то, о чем Льюис давно мечтал – сразиться на трассе с семикратным чемпионом мира. И дуэль вышла на загляденье! Несмотря на то, что McLaren выглядел ощутимо быстрее Mercedes, Шуми несколько кругов подряд аккуратно и жестко оборонялся от атак британца. Льюис пытался строить наступление, но все его атаки упирались в подвижные оборонительные редуты опытнейшего немца. Браво, Михаэль! Но браво и Льюис! Хэмилтон все-таки нашел ключ к обороне Шумахера, на 17 круге гонки, и это было опять там же, в шпильке после длинной прямой.

А вот Феттель смог опередить Шумахера гораздо быстрее, так же как и Сутиль недолго смог сопротивляться Хайме Альгерсуари. Вообще вся эта борьба выглядела просто здорово!

Таким образом, Хэмилтон поднялся уже на пятое место, в то время как Феттель стал шестым. Не обошлось и без обгонов за первое место. Нико Росберг долго возглавлял гонку, но время первой победы Mercedes видимо еще не настало. Как раз после почти двадцати кругов гонки слик на его Mercedes стал гранулироваться, и удерживаться на траектории Нико становилось все труднее. Росберг не смог избежать ошибки, совершив небольшую экскурсию по обочине, вернулся на трассу, но Баттон подъехал уже вплотную. Как и в Австралии, Дженсону гораздо успешнее удалось сохранить слик в сложных мокрых условиях, его McLaren гораздо лучше держал трассу, и Баттон спокойно вышел вперед. Лидер Гран При вновь сменился.

И дождь пошел вновь. Интенсивность его была не намного выше, чем в первый раз, но теперь, судя по показаниям метеодатчиков, дождевой фронт пришел на трассу на более долгий временной отрезок.

Первыми за intermediate в боксы отправились Шумахер и Уэббер. За ними тут же последовали Альгерсуари, Сутиль, Масса и Алонсо. Фернандо еще один явный претендент на роль "плохого парня" в современном пелетоне Ф1. Ну где это видано, чтобы на узкой дорожке, ведущей на пит-лейн шанхайской трассы, где все едут друг за другом, одна Ferrari, почти выезжая на обочину, нагло объехала другую Ferrari?!.. А ведь Массе в результате пришлось ждать, пока "переобуют" болид Фернандо!.. На этот раз представители FIA молчали – внутрикомандные разборки.

Кругом спустя (это был 21-й круг гонки из 56) в боксы направились те, кто в первый раз предпочел остаться на слике. Лидеры Гран При – Баттон, Росберг, Кубица. На этом же круге Виталий Петров, до того момента продолжавший удерживаться на великолепном четвертом (!) месте, ошибся на мокрой трассе, вылетел на обочину, но смог вернуться. Виталий поехал за своим комплектом промежуточной резины на том же круге – в Renault успели оперативно обслужить обоих своих пилотов. На этом же круге в боксы поехали и Хэмилтон с Феттелем.

Все переобулись в промежуточные шины – на этот раз дождь зарядил надолго. Скучать не приходилось. Вновь проводивший боевую гонку Хайме Альгерсуари (юный каталонец уже вовсю освоился в Ф1) был вынужден вновь отправиться в боксы, после того как задел одного из круговых пилотов, опережая его в шлейфе брызг. Переднее антикрыло Toro Rosso STR5 опасно подломилось, Хайме с трудом удерживал контроль над болидом, но самое опасное – по трассе разлетались обломки крыла итальянского "бычка". В конце концов крыло так и осталось лежать на въезде на пит-лейн после атаки бордюра, в то время как Альгерсуари благополучно доехал до своих механиков. Но на трассе во второй раз по ходу Гран При появилась машина безопасности. Mercedes SLS AMG под управлением Бернда Майландера разом ликвидировал все образовавшиеся к этому времени отрывы.

Интересный выбор сделал под пейс-каром Нико Хюлкенберг. Дебютант из Williams на 24 круге заехал в боксы чтобы поменять резину на слики, но эксперимент оказался неудачным. Дождь только усилился.

Немного странный маневр за машиной безопасности совершил Петров, когда значительно отстал от тройки лидеров: Баттона, Росберга и Кубицы. Но ничего такого – вскоре Виталий, а с ним и весь пелетон, догнали лидеров.

Рестарт был дан на 26 круге. Баттон сильно притормозил в шпильке, так что пелетон собрался просто толпой, после чего англичанин резво разогнался, увлекая пелетон за собой. Партнер Дженсона тем временем вытворил нечто просто невообразимое – Хэмилтон просто-таки выдавил Уэббера на обочину, когда еще не зажглись зеленые светофоры, в результате рестарт для Марка был просто потерян. Этот эпизод был оставлен без внимания судьями.

Практически сразу Льюис вновь сошелся в схватке с Шумахером, но на этот раз очень быстро расправился с Михаэлем. Впрочем, пилот Mercedes явно потерял темп, так как на следующем круге его разом прошли Сутиль и Алонсо. Но каков Хэмилтон! На 27 круге он уверенно прошел Петрова за четвертую позицию. На 29 круге Льюис уверенно обошел Кубицу, и вышел уже на третье место! Впервые с момента первых пит-стопов состав лидирующей тройки изменился.

Критический момент гонки настал для Виталия Петрова на 33 круге, когда русский гонщик Renault въехал в большую лужу в конце прямой, тут же потеряв контроль над болидом. Виталий вылетел с трассы, и совершил двойной разворот. Виталий – молодец, он избежал удара об отбойник и не заглушил мотор. Понятное дело, время было упущено, две позиции проиграны, - вперед вышли Алонсо, к тому времени опередивший Сутиля, и Феттель, - но главное, Петров вернулся в гонку на неповрежденной машине.

Интересные сражения идут на всех фронтах. Если позади Петрова упорную оборону от Шумахера держал Сутиль, так что эту пару пилотов быстро догнал Фелипе Масса, то впереди стремительный Льюис Хэмилтон догнал Росберга, но Нико оказался крепким орешком, и не давал Льюису ни шанса.

Сражаться можно было бы долго, но промежуточные шины все-таки не столь устойчивы к нагрузкам, как бриджстоуновские слики. Новую волну пит-стопов открыл Михаэль Шумахер, сделав это на 36 круге. Парой кругов спустя в боксы направились Хэмилтон, Кубица, Феттель и Рубенс Баррикелло. Трасса очень мокрая, поэтому все, естественно, ставят просто свежий комплект intermediate. Остальные не задержались надолго, отправившись на пит-лейн на 39 круге: Баттон, Росберг, обе Ferrari, но на этот раз между Алонсо и Массой больший отрыв, и механики "Скудерии" успевают обслужить обоих пилотов без задержек; Сутиль, Петров... Интересно, что по итогам пит-стопов Хэмилтон все-таки опередил Росберга – в пользу Льюиса сыграл один лишний круг, на который Нико остался на трассе на старом комплекте.

И вот эндшпиль гонки. Поначалу Петрову не удалось сразу же поехать быстро на новом комплекте резины. Тем временем в борьбу возвращается Хайме Альгерсуари, и вот уже настырный каталонец опережает Виталия в сражении за девятое место. Нечто похожее Альгерсуари уже совершал в "Сепанге". Но на этот раз последнее слово не за ним.

Скорость Виталия постепенно возрастает, и за десять кругов до финиша Петров вплотную достает Альгерсуари. Темп испанца явно падает, и эту пару пилотов догоняет Фелипе Масса. Петров оказывается между двух, но это не создает ему особых проблем. На торможении в шпильке Виталий проходит Хайме, а следом пилота Toro Rosso объезжает и Масса. Темп Альгерсуари упал, так как кругом спустя его достаточно спокойно опередил еще и Сутиль.

А Петров мчится навстречу новым подвигам, спокойно оторвавшись от Массы! Вот впереди уже замаячил серебристый Mercedes Михаэля Шумахера... Виталий достает немца просто семимильными шагами. На одном из кругов не обошлось без ошибки, Петров переусердствовал с торможением в конце длинной прямой, и съехал на обочину, - но обочина в этом месте широкая и безопасная, и не один Виталий грешил подобным.

52-й круг, - всего четыре до финиша, - Виталий грамотно занимает позицию атаки на длинной прямой, и на торможении уверенно опережает Шумахера. Опередив Михаэля в борьбе за восьмое место, Виталий тут же умчался вперед, - на заключительных кругах он – один из быстрейших на трассе! Тем временем Михаэлю приходится действительно непросто, так как его догоняет Фелипе Масса, - "младший брат", - и настроен бразилец серьезно. За пару кругов до финиша Фелипе атакует Михаэля в шпильке по внешней траектории, Шуми спокойно защищается, - и шутки эти не проходят. Массе приходится проехать чуть-чуть по травке.

55-й круг гонки, - всего один до финиша, - и просто роскошная борьба на трассе, которая уже значительно подсохла. Петров стремительно догоняет Уэббера, Марк ощутимо медленнее и, пытаясь защититься, прибавить, он допускает неминуемую ошибку. Это вход во вторую "улитку", которая стремительно раскрывается, переходя в "бэнкинг", в свою очередь выводящий на длинную прямую. Марка заносит, его Red Bull зависает в красивом скольжении, и мимо проезжает Петров. Красивейший момент, достойный многих и многих замедленных повторов, а Виталий уже седьмой! И разборка Шумахера с Массой на том же круге. Дуэль в шпильке переходит в сражение в последнем повороте, в котором на лучшей траектории оказывается Фелипе. Михаэль, пытаясь контратаковать, скользит, и в заносе съезжает на обочину, но возвращается...

Но вернемся к лидерам. Дженсон Баттон все же не избежал небольшой ошибки, заблокировав колеса на торможении перед шпилькой, и совершив небольшую экскурсию по обочине. И без того изношенная промежуточная резина была повреждена, бороться на мокрой трассе было все сложнее, а сзади стремительно накатывал Льюис. Но покрышки Хэмилтона тоже порядком износились, и последний шаг чемпиону мира 2008-го не удался. Льюис атаковал вплоть до последнего поворота. Но пилотирование Баттона принесло действующему чемпиону мира победу. Вторую в сезоне, после четырех прошедших гонок! Дубль у McLaren, второй подряд подиум для Нико Росберга и Mercedes GP.

Такие ярчайшие герои Гран При, как Алонсо, Кубица и Феттель, финишировали следом. Блестящая гонка Виталия Петрова, который в сложнейших, переменных условиях на трассе проявил зрелость и мастерство, завершилась первыми очками в Ф1 – за седьмое место, впереди Уэббера и Массы. Михаэль Шумахер на этот раз только десятый. А парень из Lotus Хейкки Ковалайнен, отстав от победителя на круг, опередил, тем не менее, Нико Хюлкенберга.

Для нас, конечно, герой – Виталий Петров, но, учитывая бесконечные подвиги Хэмилтона или Алонсо (этих "плохих парней"), не могу не восхититься Дженсоном Баттоном! Уже вторую подряд гонку в сложнейших переменных погодных условиях (после Австралии) англичанин выигрывает, сделав правильный тактический выбор и в блестящем стиле сохранив резину! И, следует отметить, очень близок к Баттону в тактических решениях Роберт Кубица.

Выездная часть чемпионата завершилась на позитивной ноте и, будем откровенны, прошла на высочайшем уровне. Три из четырех гонок смотрелись на едином дыхании, причем Гран При Китая в Шанхае прошел просто-таки по классическим канонам Формулы-1, напомнив такую классику, как Донингтон’93. Те гонки нельзя, конечно, повторить и, тем более, превзойти, но такие гонки, как Шанхай’2010 способны напомнить о них и поддержать традицию.

Теперь на очереди – старая добрая Европа. Как дела пойдут там?


Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите!




Справочная информация Гран-при Китая 2010 г.


ИТОГИ ГОНКИ


Место Старт Гонщик Команда Кругов Время/сход Очков
15Баттон Дж.McLaren-Mercedes561:46:42.16325
26Хэмильтон Л.McLaren-Mercedes56+1.5 с18
34Росберг Н.Mercedes GP56+9.4 с15
43Алонсо Ф.Ferrari56+11.8 с12
58Кубица Р.Renault56+22.2 с10
61Феттель С.RBR-Renault56+33.3 с8
714Петров В.Renault56+47.6 с6
82Уэббер М.RBR-Renault56+52.1 с4
97Масса Ф.Ferrari56+57.7 с2
109Шумахер М.Mercedes GP56+61.7 с1
1110Сутил А.Force India-Mercedes56+62.8 с
1211Барикелло Р.Williams-Cosworth56+63.6 с
1312Альгерсуари Х.STR-Ferrari56+71.4 с
1421Ковалайнен Х.Lotus-Cosworth55+1 круг
1516Хюлкенберг Н.Williams-Cosworth55+1 круг
1623Сенна Б.HRT-Cosworth54+2 кругов
1724Чандхок К.HRT-Cosworth52+4 кругов
НК20Трулли Я.Lotus-Cosworth26Гидравлика
НК22ди Грасси Л.Virgin-Cosworth8Сцепление
НК17де ла Роса П.BMW Sauber-Ferrari7Техника
НК13Буэми С.STR-Ferrari0Столкновение
НК15Кобаяши К.BMW Sauber-Ferrari0Столкновение
НК18Льюцци В.Force India-Mercedes0Столкновение
НК19Глок Т.Virgin-Cosworth0Двигатель

Лучший круг: Хэмилтон Л. (McLaren-Mercedes) - 1:42.061 (13 круг)

ЧЕМПИОНАТ ПИЛОТОВ


Место Гонщик Нация Команда Очков
1Баттон Дж.ВеликобританияMcLaren-Mercedes60
2Росберг Н.ГерманияMercedes GP50
3Алонсо Ф.ИспанияFerrari49
4Хэмильтон Л.ВеликобританияMcLaren-Mercedes49
5Феттель С.ГерманияRBR-Renault45
6Масса Ф.БразилияFerrari41
7Кубица Р.ПольшаRenault40
8Уэббер М.АвстралияRBR-Renault28
9Сутил А.ГерманияForce India-Mercedes10
10Шумахер М.ГерманияMercedes GP10
11Льюцци В.ИталияForce India-Mercedes8
12Петров В.РоссияRenault6
13Барикелло Р.БразилияWilliams-Cosworth5
14Альгерсуари Х.ИспанияSTR-Ferrari2
15Хюлкенберг Н.ГерманияWilliams-Cosworth1
16Буэми С.ШвейцарияSTR-Ferrari0
17де ла Роса П.ИспанияBMW Sauber-Ferrari0
18Ковалайнен Х.ФинляндияLotus-Cosworth0
19Чандхок К.ИндияHRT-Cosworth0
20ди Грасси Л.БразилияVirgin-Cosworth0
21Сенна Б.БразилияHRT-Cosworth0
22Трулли Я.ИталияLotus-Cosworth0
23Глок Т.ГерманияVirgin-Cosworth0
24Кобаяши К.ЯпонияBMW Sauber-Ferrari0

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ


Место Конструктор Очков
1McLaren-Mercedes109
2Ferrari90
3RBR-Renault73
4Mercedes GP60
5Renault46
6Force India-Mercedes18
7Williams-Cosworth6
8STR-Ferrari2
9BMW Sauber-Ferrari0
10Lotus-Cosworth0
11HRT-Cosworth0
12Virgin-Cosworth0

Воспоминания из жизни, прожитой на полной скорости, #3-2

Иллюстрированная версия
Автор: Кристофер Хилтон.
Литературный перевод с английского: marco.
Отдельная благодарность за помощь Поляковой Алле.

Вложения


"Когда Айртон пришел к нам, на первой
гонке все было хорошо, вторая уже
не обошлась без трудностей,
на третьей гонке у нас появились
проблемы, потому что он был
очень хорош и побеждал, верно?"

- Кике Мансилла, напарник по команде


Он отправился в Мэлори-Парк и там преследовал Мансиллу вплоть до последнего круга, когда, по мнению Сенны, Кике умышленно выдавил его на траву. Мансилла впоследствии настаивал, что он этого не делал. Сенна вернулся на трассу, закончил гонку вторым, и они поднялись на подиум. После церемонии Айртон нашел Мансиллу и схватил его за горло, тот схватил Сенну в ответ, и потребовалось несколько человек – включая жену Ральфа, Энджи! – чтобы разнять их.


В нем полыхал огонь, никогда не угасавший и в последующие годы.


Его подход к тестам удивлял даже его личного механика, потому, как он позже объяснит: "Я могу пройти на две десятых быстрее здесь, три десятых снять вон там, и в гонке я буду быстрее на полсекунды. Сейчас я этого делать не буду, потому что могу вылететь, повредить машину и потерять остаток дня."

Механика поражало, что всякий раз, когда Сенна говорил это, он в точности проделывал это в гонке. Эта точность и способность прогнозировать будут продолжать удивлять всех, кто видел его гонки, включая гонки Гран-при, где, честно говоря не многие в это верили, пока не видели собственными глазами.


На следующей гонке, в Мэлори-Парк, он снова был вторым, финишировав в 1.2 секунды позади талантливого англичанина, Рика Морриса. Затем Айртон выиграл в Олтон-Парке, на севере Англии. Из оставшихся тринадцати гонок в 1981 году, он выиграет десять и финиширует вторым в оставшихся, за исключением четвертого места в Брэндс-Хэтч в июле. Фермен рассказывает, что где-то с середины сезона его опыт в автогонках подсказал ему единственный вывод: однажды Сенна станет Чемпионом мира.


Моррисон на собственном опыте испытал взрывной характер бразильца. На гонке в Сильверстоуне Сенна выдавил его двумя колесами на траву на уходящей под уклон прямой, что заставило Морриса понервничать. Они вместе вошли в последнюю шикану, и Моррис обошел его, хотя Сенна был уверен, что закрыл все возможности для обгона. После этого Моррис сказал: "Айртон был невыносим. Он прошел мимо боксов, потрясая кулаком; он кричал на Ральфа Фермена".


Айртон не мог проигрывать, его чувства были настолько сильны, что едва ли не причиняли физическую боль. Моррис вспоминает практику перед гонкой в Донингтоне, трассе в Мидланде, Англия, где он мягко (и не нарочно) помешал Сенне в шикане. "Я едва бы вспомнил об инциденте, но в паддоке он пришел в неописуемую ярость. Это показало его полную уверенность в том, чего он хотел. Он был холоден, расчетлив, спокоен, и большую часть времени вы могли видеть его мягкую улыбку – пока кто-то не мешал ему, и тогда раскрывался весь его темперамент".


Моррис чувствовал, что, в то время как он дружил с Мансиллой и Толедано, Сенна не был "другом никому из нас". Моррис полагал, что в гонках на таком юниорском уровне дружба могла преодолеть врожденную конкуренцию, а сам он воспринимал гонки как серьезное увлечение и никогда не собирался делать из них карьеру. Он упускал два момента: Сенну интересовали только победы а, когда он смотрел вокруг, то всюду видел только конкурентов, которые могли остановить его; и самыми большими врагами были, и всегда будут оставаться, напарники по команде, потому что у них в распоряжении такая же техника. В конкретном случае, это были Мансилла и Толедано.


Такая позиция, сама по себе была знаком.


Моррис высоко ценил мастерство Сенны как гонщика, он также замечал талант и в других гонщиках, но, "никто из них не подключал мышление к мастерству управления машиной. В течение года Айртон научился следить за шинами, думать о демпферах – делать то, делать это – много из того, что гонщики, обладающие схожими способностями, никогда не делали раньше". Моррис полагал, что это наследие картинговых лет, потому как там, гонщик вынужден задумываться о шасси и шинах.


Моррис видел уровень мастерства Сенны во время гонки в Донингтоне, когда, шедший за ним Айртон, на своем Van Diemen начал совершать обманный маневр в одном поворотов, круг за кругом. "Это было необычно, поскольку одна из самых сложных вещей, в Формуле-Ford-1600 – это управлять автомобилем последовательно. Эти машины очень нервные".


Журналист Маркус Пи, рассказывает: "Я внимательно наблюдаю за Формулой- Ford-1600 с конца 1973 года и до сих пор". Он объясняет, что "далеко не каждый год из 1600-ой серии выходит гонщик мирового класса, но именно здесь идет настоящая международная борьба, потому что в то время в Англии Формула-Ford-1600 была для всех молодых людей именно тем местом, куда они могли прийти и гоняться. Именно поэтому, все переезжали жить в Англию и начинали гоняться. Но Айртон был абсолютно выдающимся. С первых гонок в Формуле-Ford, можно было понять, что он стал новым эталоном. Не всегда легко перейти из картинга в автогонки, но есть еще одна особенность – Айртон жил как будто в коконе. Он не был большим тусовщиком, да к тому же в то время не особенно хорошо владел английским. Так что единственным способом общения с внешним миром для него, стало его умения управлять автомобилем, что он и делал...


"Как я оцениваю выступления Сенны в 1981 году по сравнению с остальными, что я видел? Это как любое сравнение: Вы не можете сравнить Фанхио с Шумахером, потому что они никогда не гонялись друг против друга, но, скажу, что, Сенна вероятно был наиболее одаренным парнем, которого мы видели в гонках – не думаю, что кто-то мог одолеть его. Он был неподражаем, стремительно срываясь со стартовой позиции на холодных шинах. Он мог показывать одинаковое время круг за кругом, не важно, были ли шины холодными или нет".


"Самое удивительно зрелище я наблюдал однажды в Тракстоне. Имейте в виду, что на тех старых шинах с протектором, машины обычно рыскали, взбрыкивали и прыгали по кочкам, коих в Тракстоне было предостаточно. Большую часть времени вы просто не могли направить машину по прямой! И хотя я не могу вспомнить точных обстоятельств, интересным было то, что Сенна проехал три круга подряд, с абсолютно равным временем с точностью до сотой секунды, а потом проехал еще три или четыре круга, которые были в пределах одной десятой. Он был невероятно стабилен, и это при всем притом, что эти машины хотят выбросить вас с трассы при первой же возможности. Они не обладали большой мощностью, но также и не обладали хорошим сцеплением с трассой. Чтобы быть настолько ровным, настолько точным – он должен был вести машину по абсолютно одинаковой траектории, отклоняясь на миллиметры там, где все остальные боролись за дюймы, это было поразительно, и именно этим он выделялся. Он был единым целым с автомобилем".


Это делает стабильный успех Сенны еще более выдающимся. Из трех чемпионатов, в которых он участвовал, он выиграл два (в третьем он провел всего одну гонку), оставался только известный фестиваль Формулы-Ford в Брэндс-Хэтч, событие международного значения, проводимое в конце сезона, победитель которого получал хорошую известность. Но к моменту его проведения Сенна уже вернулся в Бразилию, покинув автоспорт, потому что к его большому разочарованию, он не смог получить необходимую финансовую поддержку и, к тому же, ему необходимо было принять участие в семейном бизнесе.


Прежде, чем вернуться в Сан-Паулу, он полетел в Италию, где принял участие в чемпионате мира по картингу, проводимому в Парме, закончив его четвертым. "Карт, который я получил" – как он выразился: "был бесполезен".


Грустно.


Между тем, произошло одно любопытное событие, оставшееся незамеченным. Во время одной из гонок в Снеттертоне пошел дождь, и один веселый человек, Деннис Рашен, наблюдал затем, как все, кроме Сенны, сбросили скорость. Умение удерживать такой нервный и, нестабильный автомобиль на мокрой трассе настолько уверенно – просто изумительно – и наводит на определенные мысли. Только из-за этого, Рашен разыскал Сенну, представился управляющим одной из команд Формулы-Ford-2000 (следующая ступень наверх), и предложил ему гоняться за него в 1982 году за 10 000 фунтов. "Я назвал первую сумму, что пришла в голову" – говорит Рашен. – "Я предложил действительно дешевую сделку, но, я считал, любой, кто может так ездить на мокрой трассе – особенный".


Действительно, грустно.


Своими достижениями в Формуле-Ford-1600, Айртон безусловно заработал упоминания в истории автоспорта. Так что, если бы его карьера действительно на этом закончилась, то нам надлежало бы говорить об этом скорее печальным, чем восторженным тоном. Тогда бы показалось, что знаки перестали больше появляться.

Продолжение следует


Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Деловой раздел


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеется много интереснейших книг по "Формуле-1" на английском и других европейских языках!

Кто мог бы помочь с их переводом на русский язык, пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.



САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 47570 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное