← Октябрь 2009 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://f-1.ru
Открыта:
25-11-2002
Статистика
0 за неделю
В "Ф1-МОМК" #376 Вас ждет:
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы
Сегодня в номере:Вопросы и ответы
Особые мненияZabaraav. Помимо Пике наказать нужно было бы еще и Алонсо, потому как он почти наверняка был в курсе такой "стратегии", иначе не согласился бы на бессмысленный короткий первый отрезок - а значит соучастник. А вообще это решение и весь процесс - это просто цирк. Не совсем спортивного поведения в Ф1 полно, и одних наказывать штрафами, а других перманентным банном, как минимум, неспортивно. Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите! Ф1-Калейдоскоп - Фернандо и "Феррари"Дмитрий Федотов (Floters)
1 октября 2009 г. Итак, свершилось. Переход Фернандо Алонсо в "Феррари", о котором девять месяцев назад появились первые уверенные слухи, вылез из-под покрова таинственности и получил широкую огласку. Он не стал неожиданностью, потому что Скудерия осталась верна себе – слишком энергичные попытки опровергнуть предположения журналистов уже летом говорили умным людям о том, что даже если контракт и не подписан, то переговоры уж точно ведутся. Алонсо купил дом поближе к базе "Феррари", в интервью с гонщиком стали появляться разговоры о взаимосвязях культур Испании и Италии и, как выяснилось вчера, летом этого года стороны подписали предварительный контракт. С того момента от Алонсо, по сути, больше ничего не зависело. Решить проблему с недостатком свободных мест в команде должна была сама "Феррари" и после длительных переговоров, а также, возможно, финансовой помощи банка "Сантандер", Кими Райкконен получил солидную неустойку. По слухам, у финна сейчас два варианта – "Браун" и "Макларен", причем вариант с "серебряными стрелами" выглядит привлекательным для многих. В своей колонке не "Телеграфе" Дэвид Култхард очень интересно и подробно разъяснил трудности, с которыми придется столкнуться Кими (перевод – здесь: http://www.sports.ru/automoto/35670297.html), главной из которых является борьба с Льюисом Хэмилтоном. Дэвид, как обычно, не дает высказаться о наболевшем, поэтому придется изложить лишь пару собственных мыслей. Финский гонщик вернется не в тот коллектив, из которого уходил главной звездой, а в ту команду, которая работает на чемпиона мира 2008 года. Если Кими не будет на голову сильнее Льюиса, то его приспособят в качестве подгонялки молодого британца. Это логично и, отчасти, правильно, поскольку будущее команды – Хэмилтон. Он моложе, он будет дольше гоняться в "Формуле-1" и он относится к той породе людей, которые органично вписываются в коллектив. Про Райкконена этого не скажешь. Он умеет работать (это неправда, когда говорят, что финн только и умеет, что давить на педали и поворачивать руль), но, по слухам, работает на себя, а не на команду. Кими помогает в развитии болида, но этот прогресс не такой серьезный, как мог бы быть. В "Макларене" все это прекрасно понимают. Как и понимают они, что через год Райкконену может все надоесть, и он уйдет в какое-нибудь ралли. В таком случае делать ставку на него не имеет смысла с точки зрения перспектив. Там, откуда ушел Кими, как раз о перспективах и думают. Контракт с Алонсо – трехлетний, но это не значит, что "Феррари" будет биться за чемпионский титул лишь в третий год сотрудничества с испанцем. Скорее всего, команда встанет на победный путь уже в следующем году. Как известно, Скудерия одной из первых бросила доработку болида образца 2009 года, полностью переключившись на следующую модель. В сезоне-2010 не будет грандиозных изменений в правилах, а это значит, что "Феррари" уже четко представляет себе концепцию болида следующего года и что Алонсо получит в свои руки быстрый автомобиль, в котором будут учтены недостатки F60. С напарником тоже проблем возникнуть не должно – оба пилота, и Фернандо и Фелипе примерно в одно время сядут за руль новой машины. Более того, у бразильца не будет полугодовой практики пилотирования болидом "Формулы-1", даже несмотря на работу на симуляторе команды (которая начнется на следующей неделе), так что где-то у Алонсо будет даже небольшое преимущество. Наконец, еще один важный момент – испанец приходит в "Феррари" в статусе будущего лидера команды. В отличие от Кими, Фернандо по своему темпераменту больше схож с итальянцами и быстро завоюет симпатии в Маранелло. Наконец, сам Алонсо тоже будет стараться изо всех сил. Он добрался до вершины в иерархии команд "Формулы-1" - в случае чего, отступать назад ему будет некуда. В следующем году он будет сильным, изголодавшимся по победам пилотом, вместе с коллективом единомышленников. Это серьезная заявка. Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите! Sports.Ru представляет
Обзор-2009 - Гран-при Сингапура. "Полуночный Гран При"Дмитрий Шканов
23-28 сентября 2009 года. Единственный и неповторимый в своем роде ночной Гран При на улицах Сингапура завершился второй в сезоне победой Льюиса Хэмилтона, первым в сезоне подиумом Фернандо Алонсо, а также уверенным выступлением Дженсона Баттона, который еще немного приблизился к завоеванию чемпионского титула. Все-таки ночной Гран При Сингапура – это удивительная находка для календаря чемпионата мира Ф-1! Раньше я не мог представить, что в Формуле-1 появится столь же красивая телевизионная картинка, как в Монако, но таковым Гран При стал Сингапур. Единственная трасса, красота телевизионной картинки с которой не только на уровне Монте-Карло, но даже, быть может, ее превосходит! Кроме того, Сингапур является второй самой медленной трассой в календаре Ф-1 после Монако, учитывая большую протяженность круга, а также условия экваториальной жары и влажности, этот Гран При оказывается для гонщиков не менее тяжелым, чем гонка по улицам средиземноморского княжества. Вторая Жемчужина в календаре чемпионата, Жемчужина Азиатская. По ходу квалификации, проходившей даже позже по среднеевропейскому времени, чем на европейских этапах, было преподнесено сначала несколько неприятных сюрпризов, а затем поул неожиданно завоевал Льюис Хэмилтон. Но обо всем по порядку. Сначала уже по ходу первого сегмента квалификации свое выступление закончил Джанкарло Физикелла, задача которого на этом Гран При заключалась в том, чтобы как минимум пробиться во вторую часть. Физико жаловался на то, что до сих пор не смог как следует освоиться с управлением Ferrari F60, и на сложном сингапурском кольце Марина Бэй ему пришлось тяжело. Но проблема оказалась гораздо большей для Ferrari. Кими Райкконен не смог выйти из второй квалификационной сессии, показав только 13-е время и, похоже, его подиумной серии было суждено прерваться. Это, безусловно, было неприятно для Scuderia, ведь перед Гран При Сингапура Кими заявлял, что именно это городское кольцо, требующее высокой прижимной силы, наилучшим образом подходит Ferrari из всех оставшихся в календаре этапов. И если Ferrari F60 оказалась в такой форме на "наиболее подходящей" трассе, то что тогда ее ждет на остальных? Похоже, последствия решения об остановке модернизации F60 начали давать свой негативный результат. Не только поклонникам "красных" пришлось загрустить после окончания второго сегмента квалификации. Не лучшим образом обстояли дела и у лидера чемпионата мира Дженсона Баттона. Ожидалось, что Brawn предстанет в Сингапуре в хорошей форме, как и в Валенсии, но во второй квалификационной сессии подопечные Росса Брауна неожиданно столкнулись с проблемами... Вообще-то Дженсон должен был проходить в десятку лучших, но он, увы, заблокировал передние колеса, испортив комплект шин, и не смог улучшить время, которого хватило только на 12-й результат. Его партнер, - и соперник в борьбе за звание чемпиона мира, - Рубенс Баррикелло в свою очередь повредил днище болида при атаке высокого поребрика, но бразильцу удалась хорошая заключительная попытка, по итогам которой он прошел-таки в Top-10. Правда на многое Рубенсу все равно рассчитывать не приходилось. Коробка передач, поврежденная при пожаре в Спа, которая прошла победный Гран При Италии в Монце на этот раз была заменена прямо перед квалификацией, - в Brawn решили больше не испытывать судьбу; и Баррикелло в любом случае ждал штраф с потерей пяти позиций на стартовом поле. Но мало кто мог представить, что именно Рубенс скажет решающее слово по ходу итоговой квалификационной сессии. Вообще-то говоря, Льюис Хэмилтон не должен был завоевать поул-позишн на Гран При Сингапура. На его месте должен был быть кто-то другой, например Себастьян Феттель или Марк Уэббер. Red Bull RB5 после очередной модернизации отлично поехал в Сингапуре, совсем не так, как ранее в Монако и Валенсии, на двух других городских трассах, и болиды немца и австралийца были заправлены легче, чем McLaren Хэмилтона. Мог завоевать поул и Ник Хайдфельд. Опытнейший немец получил в свое распоряжение модернизированный BMW Sauber F1.09, в котором, как пошутил Вилли Рампф, от старого варианта болида остались только кокпит и руль. Модернизировано было буквально все: переднее и задние антикрылья, боковые понтоны, диффузор, была установлена новая коробка передач, что позволило в свою очередь модернизировать заднюю часть болида и заднюю подвеску. Ник выступал в третьей сессии на легкой машине, и вполне мог взять поул-позишн. Но всем этим парням не было суждено оказаться на первой строчке, так как первую попытку удачнее всех совершил именно Льюис Хэмилтон. А когда настала пора вторых, - и решающих попыток, с трассы вылетел Рубенс Баррикелло, который боролся с недостатком сцепления своего Brawn BGP001, и задел бетонную стену, разбив всю левую сторону болида. Квалификация была остановлена красными флагами, а на поуле оказался самый удачливый пилот – Льюис Хэмилтон. Уже третья поул-позишн по ходу сезона, причем все они были завоеваны в четырех последних Гран При. Феттель и Уэббер показали, соответственно, второй и четвертый результаты, хотя в Red Bull надеялись занять весь первый ряд, Нико Росберг – еще один претендент на поул-позишн на отлично подходящем для трасс с высоким уровнем прижимной силы Williams FW31, - оказался третьим, Хайдфельд и Кубица – только восьмым и девятым. Зато вылет Рубенса оказался на пользу Фернандо Алонсо (ну везет испанцу, если кто-то бьет машину о стену в Сингапуре, особенно если это бразилец!), застолбившему за собой шестую строчку, да и сам Баррикелло в итоге оказался на неплохом пятом месте. Которое, с учетом штрафа, превратилось в десятое на стартовом поле, прямо перед товарищем по команде. Эти парни, начиная с Роберта Кубицы, сдвинулись еще на одно место вперед, после того, как было обнаружено, что болид Ника Хайдфельда оказался слишком легким – команда ошиблась с установкой балласта. Чтобы не иметь проблем после финиша гонки, - ведь болид Ника мог не пройти взвешивание, - BMW отозвала машину из режима закрытого парка, скорректировав установку балласта, а заодно сменив двигатель и коробку передач. Потеря позиций на стартовом поле теперь была неактуальной, так как в любом случае Хайдфельда ожидал старт с пит-лейн. О высоких результатах в поначалу столь неплохо складывающемся Гран При, Нику можно было забыть. Выигрыш поула оказался очень удачным для Хэмилтона, ведь оставив позади себя пилотов на более легких болидах, он имел преимущество и с точки зрения стратегии. Brawn же можно было только посочувствовать – при старте из середины пелетона даже задача минимизации потерь оказывалась под серьезной угрозой, ведь в первых после старта поворотах бывает всякое... Однако на старте все прошло благополучно. Правда, учитывая, что по ходу гонки на городской трассе обгонять будет крайне сложно, гонщики постарались пробиться как можно выше уже на самых первых метрах дистанции. Льюис Хэмилтон сразу обезопасил себя, оторвавшись от преследователей на несколько корпусов еще на входе в первый поворот. Проблем у британца никаких не было. А вот у Себастьяна Феттеля, все еще остающегося претендентом на чемпионство, они были. Стартовав с "грязной" стороны трассы (что играет особенно большую роль на временных трассах с низким уровнем сцепления), он ощутил всю силу натиска со стороны Нико Росберга. Росберг-младший был полон намерений добиться в Сингапуре как можно более высокого результата, эта трасса прекрасно подходила для его Williams FW31, и такой шанс было грех упустить. Нико прорвался мимо Феттеля уже на первых метрах, устремившись в погоню за Хэмилтоном, а Себастьян был вынужден сосредоточиться на дальнейшей обороне своих позиций, так как его атаковал уже прекрасно стартовавший Алонсо. Несколько поворотов подряд Фернандо и Себастьян прошли бок о бок, но дуэль осталась за Феттелем, воспользовавшимся более выгодной внутренней траекторией. Алонсо на старте опередил Марка Уэббера, но после проигрыша в сражении с Феттелем Фернандо потерял ритм, и его обошли сначала Уэббер, а затем и Тимо Глок. Марк атаковал по внешней траектории (!), поравнялся с болидом Renault, но прошел вперед, хотя оба выехали за границы трассы. Это выглядело совершенно нормально, широкая улица почти посередине была разделена поребриком, размечающим гоночное полотно, и, выходя шире, пилоты пересекали поребрик, оказываясь в зоне безопасности справа. Поребрик пересекли оба, - и Уэббер, и Алонсо, но этот эпизод сыграл затем злую шутку с Марком. Когда австралиец уже оторвался от Алонсо, команда сообщила ему, что следует пропустить вперед Глока и Алонсо дабы избежать наказания. Марк изумился, "почему и Глока тоже?" "А потому, что он тоже обошел Алонсо", - ответило team radio. Перестраховались, - Марка уже не один раз наказывали по ходу сезона. При этом проступок Уэббера выглядел ничуть не более серьезным, чем атака Кими Райкконена на старте Гран При Бельгии, и мне очень интересно, наказали бы стюарды австралийца, не пропусти он Глока с Алонсо... Марку пришлось пропустить Тимо, затем сбросить темп, дождавшись подотставшего Алонсо, пропустить его, - австралиец оказался уже шестым, - а на хвост ему сразу же сел Рубенс Баррикелло, опережающий группу, состоящую из Роберта Кубицы и Хейкки Ковалайнена. Темп Алонсо вначале был невысок, и он собрал за собой эту группу пилотов. Да, выше я не отметил, что Рубенс Баррикелло уже на старте прорвался на седьмую позицию, а Дженсон Баттон, стартовавший одиннадцатым, поднялся на десятое место. Неплохо, учитывая их стартовые позиции. Увы, в то же самое время Кими Райкконену приходилось забыть о своих амбициях. Упустив на старте Себастьяна Буэми, несколько кругов спустя IceMan воспользовался ошибкой юного швейцарца, слишком широко вышедшего из очередного поворота, и опередил его, возвратив себе 12-е место. К сожалению, темп Ferrari не позволял надеяться, что Кими удастся подняться много выше. Первые круги гонки изобиловали борьбой, которая особенно здорово смотрелась в городских декорациях Сингапура, в блеске искусственного освещения, но постепенно все свелось к тактической борьбе на дистанции, отточенному пилотажу круг за кругом и выверенным решениям стратегов команд. Льюис Хэмилтон уверенно вел гонку, его темпу старался соответствовать Нико Росберг, идущий на второй позиции. Росберга преследовал Феттель, находившийся в менее выгодном положении, хотя он и занимал наилучшую позицию среди претендентов на титул. Именно Себастьяну предстояло открывать первую волну пит-стопов, что он и сделал на 17 круге. Феттель, сменивший один комплект более жесткой резины Soft, более устойчивой на дистанции, на другой, вернулся на трассу седьмым, позади Баррикелло. Нико Росберг совершил свой пит-стоп на следующем круге, придерживаясь той же стратегии относительно резины, и, возвращаясь на трассу, оказывался впереди Баррикелло. Однако Нико на потяжелевшей машине, на еще не прикатанных покрышках не смог сопротивляться атакам Рубенса, уступив позицию. Тем не менее, в борьбе с Феттелем он оставался впереди, но только на время. Возвращаясь на трассу, Нико так спешил, что пересек белую линию на выезде с пит-лейна, а также островок безопасности, разделяющий выезд с пит-лейна и полотно гоночной трассы, и наказание за этот проступок было неотвратимым, о чем вскоре оповестила дирекция гонки – проезд через пит-лейн. Первая волна дозаправок в самом разгаре, и на 19 круге свои пит-стопы совершают Тимо Глок, поднявшийся было на второе место (!) и Рубенс Баррикелло, вышедший уже на четвертое. Они возвращаются соответственно девятым и десятым, а на 20 круге в боксах останавливается лидер гонки Льюис Хэмилтон. Четкий пит-стоп команды McLaren, и Льюис, в свою очередь получивший новый комплект резины Soft (тактика, которой придерживались в Сингапуре практически все), возвращается в гонку лидером. Сингапур – городская трасса, окруженная бетонными барьерами, борьба ведется в условиях искусственного освещения, которое, как бы ни было хорошо, но все же не очень привычно для пилотов, сцепные свойства асфальта ниже, чем на большей части автодромов. Вылеты и аварии продолжались на протяжении всего уик-энда, достаточно вспомнить зрелищный crash Баррикелло в квалификации, или вылет Марка Уэббера по ходу пятничных свободных заездов, или вылет Ромэна Грожана тогда же в 17-м повороте "имени Нельсона Пике". Было маловероятно, что аварий удастся избежать по ходу гонки, продолжавшейся в этих сложных условиях целый 61 круг, а в Сингапуре это практически обязательно приводило бы к выезду пейс-кара. Первый звоночек прозвенел, когда при атаке поребриков от одной из машин отвалился аэродинамический элемент. Дирекция гонки решила не выпускать автомобиль безопасности на трассу, ограничившись локальными желтыми флагами, пока один смелый маршал не пробежал по гоночному полотну, и не убрал этот обломок. Но после событий 20 круга выезд машины безопасности оказался неизбежным. Хайме Альгерсуари, удачно стартовавший, по ходу гонки боролся со своей машиной, которая все больше и больше теряла сцепление. Toro Rosso ощутимо вело в поворотах. Естественно, что преследователи активно прессинговали Хайме, и возглавлял их Адриан Сутиль – Force India в условиях высокой прижимной силы Сингапура оказалась не так быстра, как на скоростных автодромах Спа и Монцы. В конце концов Адриан нанес решительную атаку по внутреннему радиусу, и уже было проходил Альгерсуари, но его развернуло поперек траектории. И если Ярно Трулли удалось благополучно проскочить мимо, то Ник Хайдфельд снес Force India носовой обтекатель. Неудачный уик-энд для Хайдфельда на этом был завершен, как и для Сутиля. До 25 круга пелетон возглавил AMG Mercedes, пилотируемый Берндом Майландером. В то время как Бернду приходилось изо всех сил атаковать на скользкой городской трассе, Льюис и остальные преследователи все силы прилагали к тому, чтобы сохранить покрышки, моторы и все остальное в рабочей температуре, и это было непросто. Под пейс-каром в боксы устремилась целая толпа гонщиков, еще не успевших совершить к этому моменту свои первые пит-стопы, в их числе лидер чемпионата мира Дженсон Баттон, а также прошлогодний победитель Гран При Сингапура Фернандо Алонсо. Рестарт на 25 круге остался за Льюисом Хэмилтоном. Преследующий его Нико Росберг держался за Хэмилтоном еще пару кругов, хотя команда настойчиво звала его в боксы сразу после ухода с трассы пейс-кара. Но Нико постарался создать хоть какой-нибудь задел, чтобы не откатиться сразу на последнее место. Это удалось Росбергу – отбыв штраф, он вернулся в гонку 14-м, и на этом Гран При был потерян. Всего из-за одной, дурацкой ошибки... Нико не бросил атаковать, после своего второго пит-стопа он, на резко потяжелевшей машине, на неприкатанных покрышках, зрелищно проехал в миллиметрах от бетонной стены. Нико после свободных заездов цитировал Фрэнка Уильямса: "Если ты ни разу не задел стену, значит, ты недостаточно быстро едешь", но, увы, увы... Избавившись от Росберга, на хвост Хэмилтону сел Феттель. Несколько кругов подряд серебристый McLaren и темно-синий Red Bull следовали друг за другом словно связанные единой нитью, и это смотрелось красиво в ярких огнях Сингапура. Несколько кругов подряд Феттель был быстрее Хэмилтона, а Тимо Глока лидеры гонки оставили далеко позади. И тем удивительнее звучало team radio Тимо: "Атакуй, ты можешь опередить Феттеля". Впрочем, натиск Себастьяна быстро закончился – на 36 круге Льюис Хэмилтон резко прибавляет и ставит лучший круг гонки. Летящий по его следам Феттель при атаке поребриков теряет зеркало с правой стороны болида. Еще один обломок на трассе Марина Бэй... Тремя кругами спустя Феттель был вынужден покинуть трассу, открыв вторую волну пит-стопов. В боксах Себастьян получает комплект шин SuperSoft, которые с большой вероятностью быстро изнашиваются на дистанции. Впрочем, по сравнению со свободными заездами сцепление трассы выросло, а температура асфальта к финишу гонки постепенно снижается. Себастьян возвращается на трассу на седьмой позиции, оказываясь позади лидера чемпионата мира Дженсона Баттона (неплохой прогресс англичанина по ходу гонки!) и впереди товарища по команде. Но!.. Себастьян превысил скорость на пит-лейне! Вердикт судей быстр и неотвратим – проезд через пит-лейн. На 43 круге Феттель отбывает штраф, и теряет еще пару позиций, впервые по ходу Гран При вылетая из очковой зоны. Ближайшие преследователи Льюиса в этот день один за другим попадают на штрафы... Однако гонка Марка Уэббера складывалась гораздо более неудачно, и недолго австралиец оставался впереди партнера. На 44 круге Марк провел вторую дозаправку, во время которой механики долго осматривали ступицу правого переднего колеса RB5 австралийца. Подозрение вызвали тормозной диск и воздуховод тормозов. И не зря. Всего кругом спустя на жестком торможении перед первым поворотом из правого переднего колеса Red Bull Уэббера пошел густой столб карбоновой пыли, болид развернуло и задней частью ударило о барьер. К счастью, гонщик не пострадал, сразу же самостоятельно покинув кокпит. Зона безопасности в этом месте достаточно широка, и второй выезд пейс-кара не понадобился. Сингапурское кольцо Марина Бэй требовательно к тормозам, и видимо Red Bull испытывал с ними определенные проблемы. Похоже, что и дочерняя Toro Rosso тоже, так как тремя кругами позже Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари дружно зарулили в боксы маленькой итальянской Scuderia. Правда относительно схода швейцарца, команда сослалась на неполадки в коробке передач. Что касается Себастьяна Феттеля, то единственным признаком подобных проблем был срез немцем первой связки поворотов за десять кругов до финиша. В остальном Себастьян благополучно довел гонку до конца. Его Red Bull RB5, правда, продолжал разваливаться, при очередной атаке поребрика, которые оказались здесь почти также высоки, как и в Монце, Феттель повредил задний диффузор, затем на терявшей стабильность в управлении машине проехал опасно близко к бетонной стене, буквально в считанных миллиметрах, но все обошлось. Возвращаясь к пит-стопам в лидирующей группе, отметим дозаправку Тимо Глока на 45 круге, после которого он вернулся на трассу позади Ковалайнена и Баттона. Главный соперник Тимо – Феттель, - уже самоустранился после штрафа. На 46 круге в боксах останавливаются лидер гонки Льюис Хэмилтон и Рубенс Баррикелло. Получивший комплект шин SuperSoft Хэмилтон возвращается на трассу вторым, впервые утрачивая лидерство по ходу Гран При Сингапура. Кто же выходит в лидеры? Фернандо Алонсо! Постепенно поднимаясь по ходу гонки все выше и выше, Фернандо возглавил пелетон, доказывая лишний раз, что прошлогодняя победа не была случайностью, и была вызвана далеко не только аварией Пике-младшего. Алонсо совершил заключительный пит-стоп четырьмя кругами позже, после чего вернулся в гонку на третьей позиции, пропустив вперед только Хэмилтона и Глока. На этом Фернандо не успокоился, и на 53 круге поставил лучшее время круга в гонке, превзойдя результат Льюиса Хэмилтона. Но наиболее интересная борьба незадолго до финиша развернулась между партнерами по Brawn GP. Дженсон Баттон, до предела оттянув свой заключительный пит-стоп, останавливался в боксах за 10 кругов до финиша. В этот момент Баррикелло выходил на стартовую прямую, Баттон возвращался на трассу по пит-лейн, и решалось, кто из пилотов Brawn выйдет победителем из этой внутрикомандной дуэли. Впереди оказался Дженсон, впервые за достаточно протяженный отрезок сезона опередивший партнера по команде. Блестящая победа Льюиса Хэмилтона стала достойным завершением этого яркого ночного уик-энда. Льюис победил второй раз в сезоне, и после крайне трудной первой половины чемпионата, вторая половина складывается для лидера McLaren Mercedes просто великолепно! Вместе с Льюисом на подиум поднялись Тимо Глок, проводивший этот Гран При в прекрасном темпе, возвративший Toyota на верхние позиции, и Фернандо Алонсо, завоевавший подиум в трудное для команды время, доказавший, что трасса в Сингапуре действительно очень ему подходит. Кстати, свой успех Фернандо посвятил Флавио Бриаторе. Все трое: Льюис, Тимо и Фернандо заслуживают аплодисментов за этот Гран При! По их работе просто не к чему придраться, они не совершили ни единой помарки по ходу этой сложнейшей гонки. Следом финишировала группа, борющаяся за титул чемпиона мира. Себастьян Феттель, потеряв подиум из-за штрафа, финишировал четвертым, впереди пары пилотов Brawn, в которой Дженсон Баттон в свою очередь опередил Рубенса Баррикелло. Несмотря на то, что Феттель в локальной битве опередил и Баттона, и Баррикелло, которые находятся впереди него в таблице чемпионата, наибольший успех следует признать именно за Баттоном. Дженсон стартовал позади всех своих конкурентов, но проиграв лишь одно очко Феттелю и отыграв одно у Баррикелло, англичанин только упрочил свое положение на вершине личного зачета. Задача минимизации потерь после проваленной квалификации была блестяще выполнена. Росс Браун должен быть доволен, в Кубке конструкторов Brawn только увеличивает отрыв от Red Bull. Следует отметить также тот факт, что Марк Уэббер после схода потерял даже математические шансы на титул, и теперь претендентов на чемпионство осталось трое: Баттон, Баррикелло и Феттель. "Быки" могут концентрировать усилия на Себастьяне, но хватит ли этого для итогового успеха? Замкнули очковую зону Хейкки Ковалайнен, в очередной раз оказавшийся в тени партнера по команде, и Роберт Кубица, который принес лишь одно очко BMW Sauber в Гран При, который мог бы сложиться столь успешно для германо-швейцарского альянса, доживающего последние месяцы... Сразу следом финишировали Казуки Накаджима, который после уверенной гонки так и не смог набрать первые очки в сезоне, Кими Райкконен, прервавший не только серию подиумов, но и финишей в очках, и неудачник гонки Нико Росберг. Но уже через неделю "Большой цирк" продолжит свои гастроли. После новейшей городской трассы нас ждет Гран При Японии, который возвращается на легендарную Сузуку. График сдвоенных Гран При: Сингапур – Сузука таит в себе не меньший интерес, чем Валенсия – Спа месяц назад. Городское кольцо Марина БэйНесколько слов о трассе. Дебютировавшая в один год с Валенсией – 2008-й, - сингапурская трасса Марина Бэй, как и Валенсия, в полной мере заслуживает титула HTCT – High Technology City Track, по аналогии с "Поль Рикаром", который после реконструкции называют HTTT – High Technology Testing Track. В отличие от городских трасс прошлого, сингапурское гоночное кольцо, как и в Валенсии, проектировало целое архитектурное бюро, с применением научного подхода и высоких технологий, со специальным асфальтом компании Shell, обладающим повышенными сцепными свойствами, специальной конструкцией ограждений и огромным количеством люстр со светильниками, которые должны были обеспечить одинаковый уровень освещенности на всем протяжении гоночного кольца. Комплекс стартовой прямой и пит-лейн, с паддоком и зданием боксов был построен специально, - это не какие-то временные сооружения, а настоящий стационарный комплекс. Поэтому, безусловно, городская трасса в Сингапуре находится на новом, недостижимом ранее уровне по сравнению с большим количеством временных городских трасс в мире. Марина Бэй – интересная трасса даже без учета времени проведения Гран При. С большим количеством медленных поворотов и шикан, с резкими торможениями и разгонами Сингапур напоминает, по словам одного моего хорошего знакомого, классические американские городские трассы, занимавшие достойное место в календаре Ф-1 в 80-х, а затем принимавшие этапы CART. Достаточно неровное покрытие, несмотря на то, что его перестилали на отдельных участках перед Гран При этого года, напоминает, что мы находимся на городских улицах, в остальное время года для гонок не использующихся, а не на стационарном автодроме. Кольцо в Сингапуре интересно и своим внешним видом. Небоскребы стремительно развивающегося города-государства соседствуют с историческими зданиями эпохи Британской Империи, трасса проходит по набережным крупнейшего в мире порта. Есть и собственные находки, которые не увидишь более ни на одной другой трассе мира: некоторые участки гоночного кольца проходят под развязками автобанов, а в одном месте на набережной трасса ныряет в тоннель под трибуной. Выглядит очень эффектно, создается впечатление особенного коктейля эстетики и техногенности. Это все прекрасно само по себе, даже без учета времени суток, когда проходит главное действие. Но ночь придает Гран При Сингапура особую изюминку! Непривычность пилотажа в темное время суток, при искусственном освещении (хотя трасса прекрасно освещена!) накладывает определенные трудности, а картинка Гран При великолепна. Сверкающая лампами освещения гоночная трасса со всех сторон окружена переливающимися всеми цветами небоскребами, огни которых, как и огни огромного колеса обозрения, находящегося на самом берегу, отражаются в водах гавани. А как выглядят при искусственном освещении гоночные болиды! Они просто сверкают и переливаются насыщенными, густыми красками! Подобной телевизионной картинки не увидишь больше нигде. И, честно говоря, мне хочется, чтобы Гран При Сингапура так и остался единственной ночной гонкой в календаре Формулы-1. Единственный и неповторимый полуночный Гран При. Это со временем позволило бы Сингапуру стать одной из легенд Больших Призов. Бриллиантовое колье Формулы-1! Крутое Пике21 сентября состоялось внеочередное заседание Всемирного Совета по автоспорту FIA, подведшее черту (вряд ли окончательную) под делом команды Renault F1, или о сговоре на Гран При Сингапура 2008 года. Как постановил Совет; во-первых, Нельсиньо Пике действительно преднамеренно разбил машину с целью дать преимущество гоночной стратегии Фернандо Алонсо, во-вторых, в сговоре участвовали только три человека внутри команды: сам Пике-младший, руководитель команды Флавио Бриаторе и глава инженерного департамента Пэт Симмондс; все остальные сотрудники Renault F1, включая и двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо о сговоре не знали. Наказание, вынесенное Всемирным Советом также было в высшей степени сбалансированным и логичным. Renault F1 наказана, - двухгодичная дисквалификация, пусть и условная, все же звучит сурово, - но на деле сделано все, чтобы французский концерн не чувствовал себя в какой-либо мере ущемленным. Так как условная дисквалификация становится безусловной только в случае повторного сравнимого деяния, - а в Renault конечно не собираются повторять проступок, более того, как и в McLaren теперь будут дуть на воду. С точки же зрения нынешних или прошлых спортивных достижений, а также, что еще более важно, с точки зрения перспектив в будущем Renault не ущемлена ни в коей мере. А значит, что очень важно, FIA не дала французскому концерну ни малейшего повода свернуть программу участия в Ф-1. В нынешней ситуации, после ухода Honda и BMW, когда Toyota находится в подвешенном состоянии, потерять еще одну заводскую команду, причем Renault, которая имеет огромные автоспортивные традиции, которая на протяжении долгих лет участвовала в Ф-1, было бы крайне нежелательно. Единственный, как может показаться, ущерб, который понесла Renault в результате "крашгейта" - это удар по репутации, но здесь FIA уже не причем. Напротив, теперь автофедерация создала Renault все условия, чтобы быстро и безболезненно восстановить репутацию, строя свое будущее, свободное от "черного" влияния Бриаторе (и Симмондса). Главный исполнитель "преступления" - Нельсиньо Пике, - тоже вроде бы остался не при делах. Ему был обещан иммунитет от наказания за то, чтобы младший Пике как можно более плотно сотрудничал с FIA во время расследования. Наказаны же "заказчики" (те, кто чаще всего уходят от наказания в реальном, не связанном с гонками или другими видами спорта и шоу-бизнеса, мире). Флавио Бриаторе пожизненно отстранен от ЛЮБОЙ деятельности в автомобильном спорте, Пэт Симмондс получил пятилетнюю дисквалификацию в чемпионатах, проводимых под эгидой FIA. Что ж, вот собственно и главный вывод из всей этой истории – Бриаторе, один из самых независимых менеджеров Формулы-1 наряду с Роном Деннисом, теперь, как и Рон ранее, отстранен от реальной деятельности в мире Формулы-1. Только в гораздо более грубой форме. Ну а Симмондс?.. Что ж, лес рубят – щепки летят. Пэта задело. Хотя конечно, если все было именно так, то Симмондс безусловно виноват, и наказанию он подлежит. Но вернемся к Пике. Честно говоря, я до последнего момента не мог поверить, что авария Нельсиньо в Сингапуре в прошлом году была инсценирована! Как это может быть?!.. Гонщики – не каскадеры. Если профессия каскадера заключается в том, чтобы как можно красивее, в соответствии с замыслом режиссера, разбить как можно больше всего, движущегося и недвижущегося, и самому при этом не пострадать, то инстинкт гонщика напротив заставит его до конца пытаться сохранить контроль над машиной и избежать вылета. Да и как представить себе этот диалог?.. "Нельсиньо, ты должен разбить машину на n-м круге" - "Что?!" - "Ты должен разбить машину!" - "Да пошли вы!.." Вот, наверно, примерно так должны выглядеть подобные переговоры. Но Нельсиньо пошел на это, и теперь выглядит полным дурачком. Наверно Пике-младший стал первым в истории Ф-1, а может и всего автоспорта пилотом, намеренно разбившим машину о бетонную стенку. Теперь он утверждает, что находился под сильнейшим прессингом в команде, что это были вообще худшие дни его жизни, что он пошел на этот поступок ради того, чтобы продолжить карьеру. Ну, некоторые актрисы тоже развивают свою карьеру, соглашаясь разделить постель с режиссером или продюсером. Делает ли это их выдающимися актрисами?.. Вряд ли... Вот и здесь точно также. Более того, если Нельсиньо согласился специально разбить машину, это означает, что он совершенно не осознавал всю ту опасность, которую представлял его поступок для окружающих, да и для него самого. Если человек согласен специально создать повышенную опасность или если он просто не соображает, какую опасность он несет... Знаете, я совсем не против того, что в последние годы Формула-1 оказалась перенасыщена молодыми пилотами, но только в том случае, если они уже созрели для уровня Ф-1, только в случае того, что их психика адекватно переносит все ситуации, связанные с участием в этом чемпионате со сверхвысокой конкуренцией. Как мы можем убедиться, Нельсиньо Пике не готов к Ф-1, и делать ему тут нечего. Не выглядит мужественным и его поступок с доносом. Молчали бы уж лучше отец и сын Пике! Конечно, теперь Нельсиньо утверждает, что он сразу понял, что поступил неправильно, что его постоянно грызла совесть, что он еще в прошлом году, в конце чемпионата рассказал обо всем Чарли Уайтингу, но FIA не заинтересовалась его словами до того, как они были подкреплены его подписью. Ладно. Может быть Нельсиньо и выглядел бы мужественно, если бы сразу, осознав свой поступок, пришел бы в FIA после Сингапура и выложил все. Но теперь... Когда Пике-младший был уволен из Renault по ходу этого года, он сразу стал всем рассказывать, как Бриаторе угробил его карьеру. И теперь поступок отца и сына Пике выглядит так, что они в отместку решили уничтожить и карьеру Бриаторе тоже. Похоже, им это удалось... На самом деле Пике не такой уж бесталанный гонщик. Не могу сказать, что желаю Нельсиньо, чтобы его карьера на этом завершилась. В конце концов, он совсем молодой человек, и имеет право на то, чтобы еще исправить свое положение. В прошлом году на одном из форумов один горе-болельщик, жестко критикуя Нельсиньо, утверждал, что отправить бы его в чемпионат, где у всех одинаковые машины, например в GP2, и там он будет плестись где-нибудь в хвосте. На что ему резонно возразили, что Пике-младший гонялся в GP2 и стал вице-чемпионом, уступив только Льюису Хэмилтону. Но точно также правы и эксперты, напоминающие нам о том, что в GP2 Нельсиньо выступал за команду, созданную его отцом специально под него, а потому не испытывал ни малейшего прессинга. "Давай, деточка, гоняйся в свое удовольствие, учись, работай старательно, - и все у тебя получится!" Получилось. Но Нельсиньо оказался совершенно не готов к реальной конкурентной среде, которая ждала его в Формуле-1. Теперь его конечно никто в Ф-1 видеть не захочет. Но я считаю, что единственный путь, которым он еще может спасти свою карьеру – это оправиться в Штаты, в серию IRL IndyCar. Там он наконец поймет, что разбивать болид о бетонный отбойник не следует, не то что специально, но даже случайно – это чревато. Поймет, что продвижение в карьере не связано с такими вещами, как командная тактика, и что насколько он будет быстр, насколько окажется конкурентоспособен – то и получит. Могу лишь пожелать, чтобы у Нельсиньо там сложилось удачнее, чем у его отца. Что касается Пэта Симмондса, - как я понял из вердикта, пятилетняя дисквалификация распространяется только на чемпионаты FIA. А значит Пэт может пока продолжить карьеру как в области автомобилестроения, так и в каких-либо гоночных сериях, не подпадающих под юрисдикцию FIA. Но обидно, что такой заслуженный человек не может работать в Ф-1 – во всяком случае, здесь Симмондс оставил значительно больший след, чем Пике-младший. Однако более всех пострадал Флавио Бриаторе. Мало того, что он не может работать в автоспорте в прежнем качестве. Гонщики, менеджером которых он является, не имеют теперь право выступать в Ф-1, а значит, будут вынуждены разорвать с Флавом контракты. Представитель FIA, увидев Флавио в паддоке, может вывести его вон (взяв его за ухо?)... Как теперь Бриаторе сможет заниматься серией GP2, совладельцем которой он является, пусть она и не является одним из чемпионатов FIA? Я уже не говорю о деятельности Флавио в такой организации, как FOTA. Более того, по правилам английской Футбольной Ассоциации в FIA уже отправлен запрос, - человек, замеченный в махинациях в спортивной сфере, не может иметь контрольный пакет акций футбольного клуба. Теперь Бриаторе лишат и его отдушины – лондонского футбольного клуба "Куинс Парк Рейнджерс"?.. Флавио не намерен сдаваться, и будет еще отстаивать свою честь и достоинство. На самом деле зря FIA так с ним... Как известно, после Первой Мировой войны европейские державы-победительницы по страшному гнобили Германию, и что из этого вышло?.. Только то, что Германия поднялась с безумной жаждой реванша... Стоит ли будить в людях зверей, загоняя их в угол?.. P.S. В своем письме, обращенном к Всемирному Совету FIA Пэт Симмондс настаивает на том, что инициатива преднамеренной аварии исходила все-таки от Пике-младшего. Интересно, интересно... Вообще это выглядит просто невероятным, но вся эта история невероятна по меркам автоспорта. Если это действительно так, то на решения, вынесенные Советом, придеться взглянуть по иному. В таком случае, зря Симмондс и Бриаторе согласились с предложением Нельсиньо, хотя их можно понять – Пике были недовольны в команде, вот они и решили, пусть хоть так пользу принесет... Но решение было неправильным. Лучше бы в Renault всей командой покушали мороженого, в момент заезда Пике на пит-стоп, могли бы и Нельсиньо угостить, ведь в Сингапуре так жарко! – и это было бы честнее... P.P.S. Завершаю нынешнюю колонку на грустной ноте. Хочу почтить память Ивана Дыховичного, известного актера и режиссера, который, как стало известно, ушел из жизни на 62-м году 27 сентября, в день проведения Гран При Сингапура. Лично мне же Дыховичный запомнился как большой болельщик Формулы-1, он участвовал в трансляциях на телеканале "Россия" на стыке веков и тысячелетий, уже почти десять лет назад, и также как мы, он разделял эту общую нашу страсть. Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите! Справочная информация Гран-при Сингапура 2009 г.ИТОГИ ГОНКИ
ЧЕМПИОНАТ ПИЛОТОВ
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
Превью-2009 – Япония. Хисасибури дэс, "Сузука"*Дмитрий Федотов (Floters)
1 октября 2009 г. После двух лет, проведенных у подножия Фудзиямы, "Формула-1" возвращается на любимую гонщиками трассу "Сузука". Уже в ближайшее воскресенье может определиться судьба титула 2009 года, но японскому автодрому не привыкать к решающим битвам. Воспоминания о прошлых сражениях, ключевые характеристики трека и фавориты Гран-при Японии – в предисловии Sports.ru к пятнадцатому этапу чемпионата. * – Давно не виделись (яп.) Наконец-то! С тех пор, как в последний раз в сезоне-2006 приказал долго жить мотор на болиде "Феррари" Михаэля Шумахера, "Формула-1" попрощалась с автодромом "Сузука" на целых три года. Все это время на Гран-при Японии зрителей потчевали реконструированным творением Германа Тильке – в 2007 и 2008 годах гонки проходили на трассе "Фудзи". Но в эти выходные Большой цирк вновь возвращается на гоночное кольцо, принадлежащее концерну "Хонда". Возвращается до 2011 года. Вот где ирония судьбы – "Хонда" сделала себе сеппуку в конце 2008 года, но зато ее трасса живет и здравствует, в то время как "Тойота", все еще трепыхающаяся в "Формуле-1", обрезала ниточки, удерживавшие "Фудзи" в календаре чемпионата. Решающий полигон"Сузука" была спроектирована в виде восьмерки и построена в 1961 году в качестве испытательного полигона для машин "Хонды" архитектором Джоном Хугенхольцем, известным своими работами над "Зандвоортом", "Зольдером" и "Харамой", но кроме двух проведенных вне зачета гонок до 1987 года японский автодром в "Формуле-1" не появлялся. К этому моменту "Фудзи" уже дважды приняла у себя национальный Гран-при, получила статус очень опасной и непредсказуемой трассы, а затем после фатальной аварии в 1977 году, вместе со страной лишилась права проведения гонок "Ф-1". Однако к концу 80-х популярность королевы автоспорта в стране восходящего солнца вышла на новую высоту, чему, с одной стороны, отчасти способствовали успехи "Хонды" в качестве моториста "Уильямса", а с другой – интерес к гонкам поднимали и такие легендарные герои как Ален Прост, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике. У японцев, может быть, и нет культа личности, но их отношение к популярнейшим людям мало назвать простым фанатизмом. Кроме того, Гран-при Японии получил место в календаре почти в самом конце сезона, что обещало жаркие баталии на трассе. В общем, неудивительно, что в 1987 году аншлаг на "Сузуке" был обеспечен (еще одним стимулирующим фактором для похода зрителей на гонку был дебютант Сатору Накадзимы). Однако с точки зрения интриги первый блин вышел комом – Найджел Мэнселл, собиравшийся в последних двух гонках чемпионата дать бой напарнику-острослову Нельсону Пике, на тренировке угодил в серьезную аварию и не смог выйти на старт гонки, лишившись шансов на титул. Следующие три года ознаменовались противостоянием Айртона Сенны и Алена Проста, и вновь чемпион мира определялся на "Сузуке". Все три случая широко известны, болельщики сломали множество копий на тему "кто прав – кто виноват", но мы предлагаем просто насладиться видеофрагментами тех лет. http://www.youtube.com/watch?v=bqVBV0xJxfs&feature=player_embedded http://www.youtube.com/watch?v=_vgMC8CSi8M&feature=player_embedded http://www.youtube.com/watch?v=kh1WxQmst2o&feature=player_embedded Вообще, из двадцати проведенных на этой трассе гонок, судьба титула была определена в одиннадцати случаях. Однако за все эти годы японцы настолько уверовали в гениальность собственного творения, что совсем забыли об удобствах тех людей, кто делал шоу. Подписывая контракт с "Фудзи" на 2007 год, промоутер "Формулы-1" Берни Экклстоун заявил, что пока "Сузука" не перестроит свою архаичную инфраструктуру, ноги его на этой трассе не будет. Другие обитатели паддока были согласны с авторитетным мнением. "За все годы, что мы приезжаем в Сузуку, здесь ничего не изменилось. Обслуживание гонки, организация транспорта, гостиничные номера, в которых пахнет так, будто в течение 12 месяцев здесь никто не живет – все такое же, как всегда. Неудивительно, что "Формула-1" переезжает на другой японский автодром. Если вы не хотите, чтобы традиции превратились в пыль, нужно что-то менять", – заявил Рон Деннис в 2006 году. "Хонда" вняла советам мудрых европейцев. И после договоренности с "Фудзи" принимать Гран-при Японии по очереди, взялась за перестройку автодрома. Организаторы расширили трибуны и парковки, построили новые боксы и командные офисы на пит-лейн, кроме того, частично поработали над некоторыми участками самой трассы – изменили выезд с пит-лейн, переложили асфальт, а в иных местах переместили защитные барьеры. Жаль, Рон Деннис не оценит эту красоту лично! Абсолютная фантастикаКстати, модернизация почти не затронула профиль трассы. Вообще, за все время существования "Сузуки" в календаре "Формулы-1", серьезные изменений были произведены лишь однажды – к гонке 2003 года организаторы изменили поворот Triangle, въезд на пит-лейн, а в скоростном вираже 130R убрали опасную кочку. Вообще, повороты на "Сузуке" заслуживают отдельного внимания. Некоторые, как двойной первый, запомнились фантастическими битвами пилотов. В 2005-м Кими Райкконен из "Макларена" на последнем круге нокаутировал лидировавшего Джанкарло Физикеллу. http://www.youtube.com/watch?v=APqZTq2LuRM&feature=player_embedded С третьего по седьмой идет S-образная плавная группа поворотов. На этом отрезке трассы пилоты и машины должны демонстрировать весь свой талант и аэродинамические способности, иначе потери достигнут нескольких десятых секунды. При этом каждый последующий вираж закручивается все больше. "В итоге взбираешься на верхушку холма, спускаешься оттуда вправо, а затем словно на американских горках взлетаешь к левому слепому виражу Dunlop", – делится ощущениями Дэвид Култхард. На "Сузуке" каждый последующий поворот плавно вытекает из другого. Учитывая холмистый рельеф местности, гонщики действительно наслаждаются пилотажем. Почти как в Спа. Кто-то даже больше. После Dunlop идет двойной Degner, известный аварией Мэнселла. Наконец, после короткой прямой, проезда под мостом и знаменитого 180-градусного Hairpin, трасса начинает набирать скорость – виражи 200R и Spoon выводят на заднюю прямую, которая разбивается на две части высокоскоростным 130R. http://www.youtube.com/watch?v=yLZLxT1ZEPA&feature=player_embedded http://www.youtube.com/watch?v=tWl4Iffi62s&feature=player_embedded Наконец, в конце круга следует шикана Casio Triangle, которая представляет опасность только в том случае, если трасса влажная, и на этом участке течет вода, но в сухую погоду поворот не представляет из себя ничего особенного. "Наконец, вы выходите на прямую старт/финиш и думаете: "Вот дерьмо! Ну и круг! А потом видите пит-борд, на котором указано, что до конца гонки осталось... 52 круга. Абсолютная фантастика!" – завершает рассказ о круге по "Сузуке" ДиСи. Кто кого?На "Сузуке" важен хороший баланс машины и высокая прижимная сила. В отличие от Сингапура, с тормозами проблем не будет, а вот переукладка асфальта вызывает некоторые вопросы. В "Бриджстоуне" сразу открестились от возможных проблем со сцеплением покрышек, лишь сообщив, что нагружать нужно все четыре колеса одновременно, и что восточная часть трассы – с хорошим новым покрытием, а западная – со старым и скользким. Что касается обгонов, то они возможны на многих участках трассы – было бы желание у пилотов. "Ред Булл" – неофициальный фаворит нынешнего Гран-при Японии. На руку австрийской конюшне не только характер трассы и скоростные повороты, но и возможная погода. В нынешнем сезоне "быки" неплохо смотрятся на гонках, где господствуют невысокие температуры, а в эти выходные в первые два дня синоптики обещают дожди. "Браун" тоже не следует списывать со счетов. Правда, Дженсон Баттон ориентируется на сухую погоду, и настраивается на спокойную езду, но британец стремится просто к тому, чтобы не проиграть напарнику. Все-таки, Феттель пока еще далеко. Баррикелло же рвется к победе. Впрочем, Рубенсу ничего другого не остается. Тем не менее, ахиллесовой пятой конюшни из Брэкли в последнее время стали квалификации – пилоты не могут как следует прогреть резину на одном быстром круге. Не исключено, что в прохладной Японии подопечным Росса Брауна придется не очень легко. У "Феррари" и "Макларена" продолжается спор за третье место в Кубке конструкторов. Сейчас обе конюшни отделяет друг от друга лишь три очка, и разный подход к оставшейся части чемпионата говорит в пользу "Макларена". В целом, практически каждая конюшня может выстрелить. Сейчас трудно определить, кто будет быстрее – набравший ход "БМВ-Заубер" или "Уильямс", "Рено" или "Тойота". Наверное, в этом и прелесть нынешнего сезона, когда даже в заключительных гонках сезона, невозможно предсказать подиум. В эти выходные японский бог расставит все по местам. Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите! Пьер Лекур. Жиль и Жак Вильневы, и я. #18Предыдущие части читайте в архиве. Издательство "Ален Станке", 1998 г.
Литературный перевод с французского: Марина Шедугова Глава 12. Заработать очки в Европе (часть 1)Маленькой семье Жиля было непросто адаптироваться к жизни в Европе, хотя жить в Каннах, на Лазурном берегу, было не так уж неприятно. Между тестами и гонками Жиль и Джоан нашли дом по своему вкусу. Он был просторнее прежнего. До европейских гонок они переехали на виллу с чудным видом на горы в Пласкасье, деревне между Каннами и Грасс. Неподалеку от их нового жилища был дом миллиардера Уолтера Вольфа. – Здесь все иначе. Мы все больше привыкаем, хотя здесь есть не все, что хотелось бы, – с оттенком ностальгии рассказывал Жиль, он скучал по приятелям из Бертьевилля. Часто он просил тех, кто приезжал к нему в гости, привезти что-нибудь, чего не было в Европе, например, арахисовое масло. Сразу после Гран-при Монако Жиль вновь стал мишенью резкой критики в специализированной прессе, особенно итальянской. Никто не верил в историю с проколом, как и в технические неполадки. Некоторые писали, что он вел машину просто по-идиотски. Итальянцы обвиняли Энцо Феррари в том, что он сделал ошибку, наняв этого парня из Канады. Звучали предложения срочно заменить его более талантливым гонщиком, например, Элио де Анжелисом. Коммендаторе отказался поддаться панике: – Я уверен, что он станет великим чемпионом. Он просто должен научиться лучше контролировать свои эмоции. Зато Жиль приобрел и поклонников. Они оценили его зрелищный стиль, так как он все-таки всегда старался ехать как можно быстрее. Он не знал полумер. Его инженеры, Антонио Томаини и Мауро Форгьери, верили в его талант. Но они не могли объяснить ему, что лучше вести себя разумно, чтобы использовать все положительные стороны машины. Да, Жилю, который всегда мчался "газ-в-пол", было сложно принять это. Среди почитателей его таланта, приехавших в Монако, были его друг Джон Лейн, Рей Уорделл – инженер, который позволил ему провести отличный сезон в формуле-Атлантик. Они задержались на несколько дней в Монако после гонки и тоже советовали Жилю успокоиться, скорректировать стиль, чтобы добиться большей эффективности. – Я так никогда не работал. Я постараюсь, но не уверен, что так все получится. Когда Льеж становится ЛюикомЖиль не слишком радовался, приехав в Бельгию, на шестую гонку сезона – и девятую в его короткой карьере в Формуле-1. Он изучил трассу в Зольдере, и она ему не понравилась. Второй раз подряд в редакции Journal de Montreal меня решили отправить на место событий. На сей раз я был должен добраться сам, как "большой мальчик". То, что там говорили по-французски, утешало, хотя я не чувствовал себя уверенно, покидая самолет в Брюсселе. За рулем арендованной машины я пытался добраться до Льежа, следуя инструкциям служащего регистратуры. Через полчаса я уже ехал в тумане, так как смена часовых поясов здорово выбила меня из колеи, к тому же, ночь я провел в самолете. Но увидев указатель "Люик 35 км" я живо проснулся! Я ничего не понимал. Куда это я заехал в полудреме? Сверившись с картой, я не обнаружил ничего из ряда вон выходящего. Лучшим выходом было продолжать движение – убедился, что не сворачивал никуда с самого выезда с территории аэропорта. Через несколько минут – новый указатель: "Люик 25 км". Я совсем ничего не понимал. Продолжил ехать согласно инструкциям по дороге к трассе Зольдер, но был сбит с толку. Я удивлялся всю дорогу до центра аккредитации. Там я удивился, услышав не только французский, но и еще какой-то язык, похожий на немецкий. Постарался взять себя в руки и долго спорил, пытаясь получить право на въезд. – Мы получили ваш запрос, господин Лекур. Вот копия вашего письма, но нам нужно ваше удостоверение личности, чтобы выписать пропуск. Водительские права, паспорт... Их не устраивал ни один документ. Не только я оказался в затруднительной ситуации: еще несколько моих земляком испытывали подобные проблемы. Наконец, начальство согласилось нас принять – спустя несколько часов ожидания и споров, порой очень жарких! Да уж, надо сказать, что я никогда не был кандидатом в лауреаты Нобелевской премии мира! – Я могу выдать вам пропуск только при наличии журналистского удостоверения вашей страны. Подобные удостоверения были обязательными в Европе, но у нас их не выдавали. И что делать? У меня был только документ, удостоверяющий, что я являлся членом союза журналистов Квебека. – Спасибо, это то, что нам нужно! Коллеги из Монреаля не могли поверить, что я получил желаемое с помощью ничего не значащей бумаги. Особенно после того, как им пришлось провести сутки до получения пропуска, после длительных переговоров распорядителей гонки и их начальства в Монреале. Я поставил пишущую машинку в пресс-центре и пошел в паддок искать Жиля. Я не мог упустить возможность рассказать ему о проблемах передвижения по этой стране, которую я уже начинал ненавидеть. Он хохотал, пока я возмущался: – Льеж, Люик, Льеж, ты не понял? – Нет, не понял! – Тебе бы надо в школе поучиться, вспомнить историю. – Не понимаю все равно. – Ты никогда не слышал о войне между валлонцами и фламандцами, как между французами и англичанами у нас? – Ах, черт! Я наконец-то понял свою ошибку. По мере передвижения из одного района Бельгии в другой люди переходили на французский (валлонцы) либо на голландский (фламандцы), и указатели тоже менялись! Трасса Зольдер была во фламандской части Бельгии. Если вы заговаривали с телефонисткой по-французски, она бросала трубку. Следовало начинать объяснять по-английски, что мы канадские, а не бельгийские франкофоны! А уж потом переходить с ней на французский по мере ее возможностей. Я прожил неплохой день, полный европейской истории. Продолжение следует Деловой раздел
Выходные данныеРедакция
Редакционная политика
Технические вопросы
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru Архивы проекта Ф1-МОМК:
на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru \ на Narod.Ru \ на FreeWebTown.Com © Ф1-МОМК
|
В избранное | ||