← Январь 2008 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://f-1.ru
Открыта:
25-11-2002
Статистика
0 за неделю
В "Ф1-МОМК" #290 Вас ждет:
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы
Сегодня в номере:
Наша колонкаРоман Блынский (RomB) Все хорошее имеет одно неприятное свойство — оно слишком быстро заканчивается. Сегодня мы завершаем публикацию книги Хайнца Прюллера "История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди" и я от имени всех читателей и всех работающих над проектом Ф1-МОМК в бессчетный уже раз хочу сказать огромное и искренне спасибо уважаемым Алексею Гессу, Вадиму Русову и Александру Кульчицкому за их бескорыстный и, не побоюсь этого слова, просветительский труд. Именно благодаря этим троим подвижникам многие из наших подписчиков научились любить и ценить историю автоспорта. Но впереди у читателей новые месяцы интеллектуального удовольствия — Алексей, Вадим и Александр подготовили для вас не менее интересный перевод: написанную с соавторстве с Хербертом Фелькером книгу великого Ники Лауды "Моя история". Уверен (потому что уже знаю), эта работа будет не менее интересной. Приятного чтения, коллеги по увлечению, оставайтесь вместе с нами – и присоединяйтесь к нам! Вопрос номераПамятка голосующим:- Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером. - Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки. - Можно отдать свой голос и по E-Mail. Ждем писем! Версификаторные россказни - Берни продвигается... старая песняДмитрий Федотов (Floters)
30 января 2008 г. Так уж получается, (и, как кажется многим, получается отнюдь не случайно), - Формула-1 в последние годы интересует болельщиков не только баталиями на трассах (и вне их), но и самим, если можно так выразиться, "интерфейсом". Любителям компьютерных игр знакома такая ситуация, когда даже самые лучшие представители игрового жанра потихоньку затухают – даже самое вкусное, рано или поздно, приедается. И тогда на помощь рядовым геймерам приходят модостроители, или сами разработчики оригинальной игры. Эти парни потихоньку улучшают игровую основу, или вовсе переделывают полностью всю игру, интерфейс и т.д., оставляя в оригинале только один движок. С Формулой-1 та же история. Чемпионат существует не первый год, команды, в основном те же (слегка трансформируются), болельщики присутствуют, но время от времени частично отсеиваются по причине пресыщения этим автогоночным продуктом. Берни Экклстоун, как самый главный игрок в Ф-1, прекрасно понимает, что застаивание и консервирование продукта – очень сомнительный шаг, былого не вернешь и эпоху мегапопулярности конца 80-х восстановить нельзя, даже если сделать все то же, что было и тогда (кроме гонщиков, разумеется). Однако с тех времен Берни научился многому – от простого подкрашивания своего продукта в новые цвета до мировой экспансии в регионы, где раньше Формулой-1 интересовались единицы. Конечно же, все это является не следствием простого альтруизма, а четкого плана выжимки денег в карман уважаемого Бернарда Чарльза Экклстоуна, но на деле, в накладе никто не остается. Мы часто изображаем Макса Мосли и Берни в одной связке, но на деле Макс, хоть, тоже, и реформатор в Формуле, но если опять же выражаться геймерским языком, - занят лишь изменением баланса игры (новая версия очень часто весьма спорна), а не ее оформлением. Не знаю, кому как, а к Берни, я как телезритель, претензий почти не имею. И сейчас объясню почему.
Каждый год (или почти каждый) в календаре Ф-1 появляются новые этапы. Согласитесь, это довольно интригующе, когда зимой еще не знаешь, что там будет дальше. Качество этих этапов – вопрос, конечно, спорный (вернее, не качество, а "неповторимость") – практически все новые трассы не обладают каким-то особым характером, как, например, старый Хоккенхайм, Монца или Монте-Карло, но при этом мы частенько наблюдаем довольно острую борьбу на "новинках". А еще – узнаем что-то новое о самой стране, где проходит очередной этап. Не так уж и плохо, правда? При всем при этом, нельзя сказать, что Берни очень уж активно тасует календарь – да, новых трасс стало больше, но они появились не все разом, а постепенно, добавляясь одна к другой. Очень разумный, как мне кажется, подход. Критически настроенные болельщики видят в такой смене этапов лишь успешную попытку Берни "срубить бабла" с азиатов. К тому же, очень часто про последних говорят, что они не имеют такой культуры просмотра Формулы-1, какая есть у европейцев. Про культуру промолчу. Отмечу только то, что в Японии, например, боление Формулой-1 всегда было очень мощным. А вот европейцы, иногда просто игнорируют некоторые этапы, которые проходят на их континенте. Например, Гран-при Франции – скучнейшая гонка при минимальном количестве зрителей. Неудивительно, что Берни раз за разом пытается ее выкинуть из календаря – этот этап морально устарел. И если местные власти не хотят решать кучу проблем, связанных с этой гонкой, то вполне логично, что лучше перенести этап в другое место – туда, где будет много болельщиков, высокие телевизионные рейтинги из-за интересных гонок. Ну и, конечно, туда, где есть деньги. Я согласен с теми, кто ругает Берни из-за его финансовых аппетитов, из-за которых постоянно мучаются организаторы бельгийского, канадского или английского Гран-при, но тут уж приходится разводить руками. Хотите быть в большом бизнесе – имейте много денег. Впрочем, это частности. По большому счету, те хозяева трасс, которые постоянно модернизируют инфраструктуру своих автодромов, не страдают от Берни. Например, Гран-при Австралии регулярно в "обойме" Ф-1 с 1985-го. Очень даже неплохо. Но вернусь к основной теме – Берни все делает, чтобы Формула-1 улучшалась и была интереснее для болельщиков. Например, в 2005-м он очень активно пытался добиться нормального старта на Гран-при США. А в новом сезоне, прекрасно ощущая растущий интерес испанцев к Формуле-1 (не все функционеры в других видах спорта видят очевидные вещи) вводит новый этап. И какой! – Уличная гонка в Валенсии. На берегу моря. По мне – так это очень любопытно. Конечно, хотелось бы сразу что-то вроде Макао, но я думаю, что и эта гонка будет неплохой. Экклстоун уже давно хотел вернуть в календарь уличную гонку (после американских детройтов и финиксов), и вот его желания сбылись. Уличный Гран-при обладает особым колоритом, и болельщикам, находящимся там, как правило, такие гонки нравятся больше: сильнее ощущается скорость и приближенность к болидам и месту действия. Помимо уличной, в 2008-м ожидается еще и ночная гонка. Этот этап пройдет в Сингапуре. На деле, никакая это будет не ночь, а нормальное такое время суток – 8 часов вечера. Конечно, солнце не в зените, но оно будет если не всю гонку, то в течение довольно продолжительного времени, если я хорошо помню географию южных стран. Так что на выходе мы получим очень роскошные кадры болидов Формулы-1 в лучах заходящего солнца – честно говоря, давно такое хочу посмотреть. У "ночной" гонки, по большому счету один только минус – если условия далеки от солнечных и над трассой будет хмурость или, вообще, идти дождь, то, конечно, гонщикам станет сложнее, чем обычно. Впрочем, трагедии тут я не вижу – это означает лишь то, что шинникам надо будет хорошо подготовиться к такой гонке. Что касается все остального (освещение и прочее), то для решения проблем надо взглянуть в сторону Америки – у них там ночные гонки уже давно существуют. Успешно.
Есть и другие попытки Берни улучшить качество и усилить интерес к Формуле-1, но все это – тема для дальнейших разговоров. Думаю, к ним мы вернемся.
Так что, если подводить краткий итог, то мне кажется, в общем, что Берни активно и удачно работает над "интерфейсом" Формулы-1. А нам осталось только дожидаться первого "русского мода" от наших "разработчиков". Уж поскорее бы, честное слово. P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем! FormulaMag.com представляетНочные этапы в Ф1 — за и против. #1Разработка концепции (лето 2007 г.):
Алексей Ким (Alex UZ), Иван Пухкал (I. P.), Дмитрий Федотов (Floters), Роман Блынский (RomB) Текст (28-30 января 2008 г.): Роман Блынский (RomB) Как мы с вами знаем, автофедерацией принято окончательное решение о проведении ночного гран-при в грядущем сезоне. Право испечь 28 сентября 2008 года этот почетный "первый блин" выпала честь абсолютно новому этапу — жаркому и дождливому, давно уже не "бананово-лимонному", а индустриальному и технологическому мегаполису Сингапуру, и мы с друзьями еще загодя довольно тщательно попытались найти все плюсы и минусы столь интересной задумки. Причем рассуждения наши относятся не к этому конкретному гран-при, а к самой концепции ночных гонок. Суммировать же итоги наших умозрений взялся я, и мы надеемся, что они окажутся вам интересны. Отмечу сразу: поскольку выводы из наших наметок делаю именно я, то они могут и не совпадать с мыслями по этому поводу моих друзей и коллег. Материал этот отнюдь не претендует на полную объективность и всеохватность, явно упущено немало доводов как за, так и против, и мы будем признательны вам, уважаемые читатели, если вы найдете время поделиться с нами и вашим видением данного вопроса. ***А начнем мы с основополагающего утверждения - необычность и исключительность события привлечет повышенное внимание и к дебютирующему Гран-при Сингапура, и к Формуле-1 в целом. Пожалуй, для первого раза это и верно, и тут доказывать особенно нечего. Но лишь для первого раза. Потом, при их последующем повторении, ночные гонки станут столь же привычными, как и дневные, только будут они существенно менее удобными как для большинства зрителей на трибунах и телезрителей в прилегающих часовых поясах, так и для людей так или иначе обслуживающих гонку — для техников, маршалов, охраны, журналистов и телевизионщиков, водителей, персонала отелей и так далее. То, что ночные гонки все же менее интересны и более утомительны для заинтересованной аудитории, доказывает всегдашний отток зрителей в ночной отрезок времени гонки "24 часа Ле-Мана" и некоторых раллийных и автомарафонных состязаний. Теперь перейдем к болельщикам-телезрителям. Заметим, что самым комфортным просмотр будет для огромной азиатской аудитории мероприятия: жителей самого Сингапура, гонка в котором начнется в 20:00 местного времени, также и для населения Китая, Кореи, Малайзии, Индии, Японии.... - то есть именно для той вожделенной (читать: активной, неизбалованной и весьма платежеспособной) аудитории, ради которой дедушка Берни и вывозит сверкающие автолаком "шатры" своего "цирка" так далеко на восток. Полагаю, что провести воскресный вечер за просмотром Формулы-1, а потом поспать 7-8 часов перед трудовым днем — это хороший отдых. Почти все по старому остается и для "старушки Европы". Временная разница, например, Лондона с Сингапуром (GMT+8) составляет 8 часов, для куда более интересной нам Москвы — 5 часов, значит, для центральных россиян гонка начнется в 15 часов, для англичан — в полдень. Тоже весьма удобно — либо к позднему завтраку, либо к раннему обеду. То есть, мы сможем посмотреть этот этап в привычное для нас время — как для всех европейских этапов. Заметим, что с ночным этапом не очень "подфартило" гражданам Североамериканских Штатов — в Сан-Франциско, например, будет только 4 утра воскресного дня, да и в Нью-Йорке будет лишь 7 часов утра — рановато. Хотя в выходной день можно поспать и после гонки. Впрочем, аудитории у Формулы-1 в США не так уж и много, да и любовь Экклстоуна к автодромам-овалам и особенно к их владельцам в последнее время несколько поостыла. Наличествует довольно оригинальное мнение, что поздние трансляции гран-при позволят активнее привлечь к просмотру гонок несколько большую часть тинейджеров и молодежи – эти-де "млекопитающие" ведут преимущественно сумеречный и ночной образ жизни, и вроде бы у Формулы-1 будет больше шансов "попасться на глаза" (вероятно, где-нибудь в ночном клубе — видеофоном к звуковому ряду миксов Поля Окенфолда и Армина ван Бурена) и "заинтересовать собой" (полагаю, в отсутствие "моря пива", пары колес "экстази" и подружки в супер-мини) подрастающую аудиторию. Полагаю, из самого моего построения предыдущей фразы вы поняли мое отношение к этому мнению — Ф1 действительно по-хорошему элитарный вид спорта, и та часть молодежи, которая его способна смотреть и воспринимать в принципе, едва ли шатается в ночь с воскресенья на понедельник в барах, ночных клубах и прочих местах, где есть телевизоры. Думаю, в час-два ночи серьезные и неглупые молодые люди уже вкушают сны в объятиях Морфея — перед тяжелым и праведным днем в школах, лицеях, колледжах, ВУЗах, да и перед любой работой. Причем как в России, так и везде в мире. Ту же молодежную аудиторию, которая в это время праздно и клубно бодрствует, едва ли заинтересует "кружение востроносых жужжащих машинок по дорожке" — у них иные "кружения" и иные "дорожки" в их разгоряченных головах и куцых умах. А вот всем телекомпаниям ночные трансляции автогонок как раз были бы очень даже на руку, так как позволяют не вклиниваться с чем-то серьезным и требующим некоторого напряжения ума и внимания в "развлекуху и похахатуху" для всехавающего сериалы и ток-шоу дневного пиплоктората, да и законодательство в некоторых станах (включая и Россию) относится несколько либеральнее к составу и количеству рекламы в ночное время. Так что, если ночные гонки станут привычной и доброй традицией в той же пресловутой Европе, мы с вами в прямых ночных эфирах сможем не только сполна исцелится какой-нибудь "импазой", но и "умножить и углубить" рекламный эротический кайф "СМС-кой по короткому номеру 666 всего за $0.99". Под ахи-вздохи, томные стоны и пенистое телепиво. Раз эдак в 10 минут. Продолжение следует P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем! Результаты предыдущего опроса
Особые мненияВладимир Киселев. Думаю сколько бы ни стоила лицензия, все равно без нее - никуда. А потому говорить о том, что это "желание сделать Ф1 более элитарной" не буду. "Общемировая инфляционная тенденция" тоже не очень катит (все-таки не на порядок же). "Традиционно необъяснимый маразм" - не нравится, все-таки этому есть объяснение (пусть пока мне неизвестное). Ну и первый ответ мне также не нравится. Плюс все это на фоне волны по уменьшению расходов - "забавно". На самом деле формула, как бы то ни было, развивается, а потому требует вложения новых средств, в том числе и в ФИА. Новая техника, новые технологии, содержание штата сотрудников и т.п. Другое дело, что если увеличится на порядок - это круто, тогда мое объяснение тоже не катит. К сожалению пока не читал новостей на эту тему, но, предполагаю, что ФИА должна выдать какое-то объяснение, вот его бы я почитал и тогда бы стал делать выводы. RomB. Склоняюсь к мысли, что просто-напросто размер оплаты за суперлицензию авточиновники подтянули к резко выросшему в последнее время объему контрактных гонораров пилотов. В принципе, это достаточно справедливо. P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Ждем писем! ТрибунаИнтересное видео.Rainman. http://sharebee.com/c4d18ff0 - Серджио Басси о Тацио Нуволари. "Il Mantovano Volante". Nuvolari_05'24''_Sergio Bassi - Il Mantovano Volante_12-41Mb_ Время: не имеет значения. Объем: не имеет значения. (Для тех у кого не очень высокая скорость - объем примерно 12 Мб, но не пожалейте трафика!) Качество: хоть и видео не очень, но... просто наслаждайтесь! Пароль: gp-smak.ru http://sharebee.com/14d3de6a - Ален Прост. Время: 3'16''. Объем: 7,34 Мб. Пароль: gp-smak.ru Из материалов д/л "Ф1-Клуб"Степни жив и счастлив?!teddy uckx. Бывший механик команды Ferrari, а ныне почти беглый каторжник Найджел Степни, широко известный тем, что его переехал сам Михаэль Шумахер, небольшим скандальчиком, который он заварил со своим товарищем Кофленом, и штанами как уликой, взял и трудоустроился, к тому же в автоспорте. Источник: http://www.berni.ru/2008/01/22/3578. Это че за дела, я думал, он уже давно на рудниках пашет. Его помиловали, что ли? Ну и законы там у них, даже мягче, чем у нас, гггхм. Old Hedgehog. Это че за дела, я думал, он уже давно на рудниках пашет. Его помиловали, что ли? А разве его судили? Те проблемы, которые возникли у него с Феррари - их личное дело. Видать, Ферраря на него в суд не подала. Ну и законы там у них, даже мягче, чем у нас, гггхм. Как это ни странно, но это так! Наверное, только у нас могут упрятать за бутылку вина и пожурить за миллионы в деньгах. Дмитрий. Будем ждать гонку, там все и будет видно. teddy uckx. Будем ждать гонку, там все и будет видно. Гениально. Однако, бывает, что первая гонка ничего не показывает. А только сбивает с толку. Например, Мельбурн-03 (между прочим, последняя победа Култхарда), замечательная первая гонка того сезона смутила и озадачила меня, и ничего не "было видно", и весь сезон титул оспаривали представители трех команд, и ничего не было видно до конца последнего этапа. Впрочем, такие сезоны - скорее исключение из правил, кроме 2003 года в этот маленький список можно добавить разве что 1997 год. И усе. Это я беру период времени, когда нам стали показывать гонки. Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди. #29Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)
Предыдущие части читайте на сайте Ф1-Альянса Америка: Двойной удар Стюарта (Часть 2)Пока Стюарт не скучал в оставшиеся пару дней до Гран-при США в Уоткинс Глене, Халм отправился играть в гольф, а Виселль – на рыбалку. Фиттипальди запланировал каникулы на Багамах, но Чепмен послал его на гонку Формулы 2 на Хоккенхаймринге. Усатый Регаццони, его уже прозвали "Дон Корлеоне", поехал вместе с Андретти в Индианаполис, "где мы проехали два ужасных круга на взятой напрокат машине", а после этого в рай для игроков – Лас-Вегас. "Клей и Марио играют – вот это комбинация, - Робин Херд в ужасе воздел руки к небу. Клей рассказал мне, что, хотя и насчитал миллион долларов за стеклом в кассе, но сам ничего не выиграл, "потому что мне никогда не везет". Тем свирепее Регаццони был настроен выиграть свою последнюю скачку на гарцующем жеребце из Маранелло. "Тогда я получу 50 000 долларов, брошу на арену шлем и скажу 'Чао Ferrari!'". Уоткинс Глен начался традиционным турниром в гольф, от которого уклонился только Тим Парнелл: "Я не люблю эти детские игры". Грэм Хилл, который уже играл в Тунисе против 007 Шона Коннери, записал себя в список участников как Арни Хилла, имея в виду своего кумира Арнольда Пальмера {Арнольд Пальмер (р. 1929) – чрезвычайно популярный и знаменитый американский гольфист.}. Первыми тронулись механики Tyrrell, насобирали грибов и устроили завтрак прямо между лунок. Хилл, Халм, Гетин и Тедди Майер играли на большие деньги, у каждой лунки долларовые банкноты меняли своих владельцев. Фиттипальди, по собственным словам, "даром исполнял роль садовника, потому что после каждого удара вспахивал поле". Диттер Штапперт и я, хотя и заняли последние места в зачете журналистов, но из-за странного гандикапа оказались в общем зачете все еще перед Фиттипальди. А, как справедливо заметил Диттер, победить Эмерсона в 1972 году даже Стюарту удавалось нечасто. Победителем, с учетом гандикапа, в конце-концов стал Хоуден Генли: это стало первой победой команды BRM после Монако, теперь они наняли Брайана Редмана. "Все меня предупреждали. Но я считаю, что хаос оказался меньше, чем я боялся", - сказал Брайан. Вся семья Формулы 1 расположилась в Glen Motor Inn. В столовой играла "From here to eternity", музыка из фильма "Проклятые навечно" {Проклятые навечно" (From Here to Eternity) – популярный американский фильм 1953 года.}. Но никто из фронтовиков Формулы 1 не слушал. Стюарт, Север, Ревсон и Хилл занимались деловыми переговорами с агентами МакКормака. Когда Джеки наткнулся на столик Ferrari, он почти нежно поприветствовал Регаццони: "Ага, Швейцария представила нового Регаццони: усы, длинные волосы... и намного спокойней". Бразильский клан Фиттипальди собрался в полном составе, включая беднягу Уильсона который чем-то испортил себе желудок. Макс Мосли обедал с Рене Виселлем и его шведским менеджером. Если бы Лауда присутствовал, это бы его испугало – но, к счастью, Шетти крикнул: "Макс, смотри не продай собственную мать". За соседним столиком Халм учил жизни птенчика Формулы 1 Джоди Шектера. Кучерявому южноафриканцу предстоял дебют в Гран-при: "Первое правило, Джоди: всегда оставайся на дороге, ни в коем случае не допускай разворота. Второе правило: всегда смотри в зеркала". В ответ Джоди спросил: "Ты действительно это можешь? У меня они так вибрируют, что дороги не видно". Денни откинулся назад: "У меня не вибрирует ничего". Шектер уже на частной тренировке показал 1:44,1. "Только на секунду медленнее, чем Север", - крикнул мне Халм. "А Фиттипальди?", - спросил я. "Что делал чемпион мира, я не знаю", - несколько ядовито ответил он. За то, что Джоди весь вечер так вежливо слушал, ему разрешили пойти с дядей Денни в кино. Как обычно во время Гран-при, показывали образовательный фильм. В пятницу утром Стюарт как раз собрался было подсесть за мой столик, но тут на него накинулась целая толпа маршалов в белой одежде: устроит ли его, если при тяжелой аварии покажут двойные желтые флаги и не хотел бы он, чтобы в том или ином повороте... "Господи, я же еще даже не позавтракал", - вздохнул Джеки. После этого Стюарт сыграл с Халмом партию в гольф, и на 21 лунку ему потребовался лишь 41 удар, "хотя я в не особенно хорошей форме, но главное – я победил Денни". Нью-Йоркские газеты обсуждали дуэль Стюарт против Халма за титул вице-чемпиона, счет был 36:35. "Сколько тебе принесет второе место?", - спросил я Джеки. "Ничего", - честно ответил он. А место Tyrrell в параллельном соревновании производителей, от которого зависят стартовые премии в 1973 году? "Это дело Кена. Я хочу выигрывать гонки. И если мне это удастся, то остальное устроится автоматически". Приехав на трассу, он сунул в руку своему агенту McCormack парочку рекламных брошюр: "Теперь это твоя работа. Я же сяду в машину и поеду". У Стюарта есть шестое чувство для надвигающейся плохой погоды. Опасаясь дождя на последней тренировке, он уже в пятницу как можно быстрее достиг границ возможного. В отличие от Халма, Джеки использовал настоящие гоночные шины, но все же показал 1:40,418 – лучшее время перед Ревсоном и Халмом. "При этом, если бы прямо передо мной не вылетел Генли, это был бы супер-круг, наверняка 1:39,6", - жаловался Джеки. У BRM отвалилось колесо. Пилоты Firestone заплатили большую цену за слишком быстрый уход фирмы. "Наши шины неплохие", - улыбнулся Икс, - "но медленные". Насколько медленные? Чепмен назвал цифру 1,5, Шетти же от 2 до 2,5 секунд. Goodyear легко оккупировали стартовые места с 1 по 5 и с 7 по 8. Это восьмое принадлежало сенсационному Джоди Шектеру, который был даже быстрее, чем Фиттипальди. А Патрик Депайе в третьем Tyrrell стоял перед Иксом. В середину этой подавляющей фаланги Goodyear, как пиявка, вцепился Клей Регаццони. На вечеринке для гонщиков тессинец с тарелкой керри в руках перепрыгнул через балюстраду, подсел ко мне на пиво и показал свои покрытые синяками руки: "Я работал тяжелее и рисковал больше, чем когда-либо раньше. Четыре часа тренировки были балансированием на лезвии бритвы". Он смахнул с лица видимость пота и потряс руками: "Тяжело". Как и предсказал Стюарт, субботняя тренировка прошла в дождь и туман. Как и в Моспорте, начались одиночные заезды: "По три круга и в гараж", - сообщили Лауде. Ники так и сделал, а потом, не зная, что между делом тренировку открыли для всех, со спокойной душой отправился в гараже в туалет. А в боксах March началась паника. Мосли попросил Эймона "проехать круг и посмотреть, где вылетел Ники". Но March ждал еще один неприятный сюрприз: из-за того, что Петерсон уже спалил два мотора, одолжили запасной у Стюарта. Мосли: "Наконец-то мы узнаем: дело в моторе или в водителе". Становилось все холоднее. Опустилась темнота, но трасса медленно высыхала, когда Ронни попробовал настроить совместно: 10200 оборотов, большие задние колеса и коробку передач. Увидев, что в 16:20 Стюарт выехал из боксов на сухой резине, Петерсон приказал и себе поставить слики. Десять кругов спустя он заменил левое заднее колесо: прокол. После этого "я думал только о моторе и совсем забыл о холодной задней шине". Дав полный газ в самом быстром повороте, March немедленно лишился управления и врезался в отбойники. Больше всего Ронни огорчило то, что сломался его дорогой хронометр. А вот механиков March злило другое: теперь им предстояла целая ночь работы. Когда я вернулся в Motor Inn, меня с хитрой улыбкой встретил Уильямс: "Как ты думаешь, кто был быстрейшим на тренировке? - Карлос Паче." "То есть, он был быстрее Эмерсона?", - спросил я. "Кто такой Эмерсон?", - вопросом на вопрос ответил Фрэнк, - "это всего лишь прошлогодний чемпион". Еще незадолго перед стартом возились над масляным радиатором у Фиттипальди. Крис Эймон добровольно сменил третий стартовый ряд на последний, потому что V12 работал только на 11 цилиндрах. Его последняя гонка за Matra стала отражением двух сезонов. "Будем надеяться – пойдет снег", - пошутил Гетин, - "у BRM довольно быстрые тракторы". Клей Регаццони с удовольствием болтал с механиками, разговор шел о шампанском. "Последнее усилие" это может и не про Регаццони сказано, но зато про Стюарта. Механик McLaren показал на стартовой решетке на держателя поула: "Сегодня наша единственная проблема – это Стюарт". Но еще на старте Ревсон столкнулся с Ройтеманном – обоим пришлось заехать в боксы и поменять носовую часть машины. Стюарт мгновенно вырвался вперед, "потому что очень важно с самого начала деморализировать соперников" и провел одинокую гонку, сам определяя свою скорость, выигрывая по секунде на круге. Ровно на половине дистанции Джеки сигналами сообщили из боксов, что Север пробился на второе место, за счет Халма. У обоих были проблемы: у Севера отвалилась часть облицовки кокпита и постоянно застревала между правой ногой и педалью газа, "и мне все время приходилось танцевать твист, прежде чем выжать полный газ". Халм же постепенно понимал, что риск взять отличные от Стюарта шины себя не оправдал. Позади же новичок Джоди Шектер пилотировал свой McLaren с удивительной легкостью, как будто уже много лет только тем и занимался. Фил Керр дал ему указание: "Мы не ожидаем от тебя ничего, кроме как доехать до финиша" - и отправил на крещение огнем. Джоди вообще не напрягался, даже пропустил вперед Севера и теперь, на 39-м из 59-и кругов, шел на четвертом месте в 20-и секундах позади Халма, но зато и в 20-и секундах перед сражающимся дуэтом – Икс/Петерсон. Но неожиданный ливень в первом повороте застал Шектера врасплох, потому что он первым прибыл на то место: "Как будто бы мне на голову вылили ушат воды". С блокированными колесами Джоди вылетел в песок, развернулся, мотор заглох. Медленно, очень медленно, минуту спустя мимо проехал Халм, наклонив голову и как будто укоряя: "Что я тебе говорил?". Джоди так переволновался, что забыл снова включить электрический бензонасос (после старта его выключают). Поэтому в охоте за долларами он откатился далеко назад, как и многие другие: Регаццони с самого начала страдая от таинственной потери мощности, беспомощно замечал, "как другие обгоняли меня на прямых" и все же дотащил свою Ferrari до финиша на восьмом месте: на 13 мест впереди лучшей BRM. При этом мотор работал так неровно, что другой пилот уже заехал бы в боксы. "Самое время для Регаццони перейти к нам", - объявил Луис Стенли. У чемпиона Фиттипальди в Уоткинс Глене все пошло не так. Сначала у него лопнула шина, потому сломалось внутреннее, то есть правое заднее колесо из магния и, наконец, впереди болтался амортизатор. Заменить его Чепмен отказался: "Мы снимаем машину с гонки". Эмерсон закутался в свое кожаное пальто и зачарованно наблюдал за дуэлью Икса и Петерсона. После неудачи Шектера она шла уже за четвертое место. Ронни, стартовав с 26-го места, обогнал весь пелетон – Икс был первым, кто смог оказать ему сопротивление. "Каждый раз, когда я смотрел в зеркала, то видел Ferrari сбоку. Так сильно старался Жаки", - позже рассказал Ронни, "А когда Ferrari оказывалась рядом со мной, то я слышал, как вибрировали его шины: они стучали как пулемет. Никогда бы не подумал, что смогу такое услышать". За три круга до конца к пулеметным очередям добавился фейерверк: у Икса сломалась выхлопная труба. "Я видел искры и слышал, как металл бился о бетон", - сказал Жаки. Теперь Икс больше не мог удержать шведа. Когда Ронни обогнал, то "впервые подумал: это мой реванш за гонку спортпрототипов". После того как на предпоследнем круге разворот Беттлера вызвал столкновение Хэйлвуда и Лауды, опустился флаг – двойной триумф команды Tyrrell: Стюарт – первый, Север – второй. Петерсон поблагодарил "за лучший мотор и лучшие шины, которые когда-либо были у меня в March", а Жаки радовался, "что все хорошо закончилось". Его спокойная улыбка стала еще шире, когда я ему сообщил, что он выиграл общий зачет кубка Зифферта 1972 года и, таким образом, стал лучшим бойцом года. Регаццони выполнил свой долг по отношению к Ferrari: никем не замеченный, он перепрыгнул через стену боксов, засунул маску и перчатки в шлем и ругался про себя: "Сегодня я хотел так много сделать". Поздно вечером, когда большинство гонщиков и механиков уже уехали, Клей все еще задумчиво и грустно сидел в гараже, как будто желая до последней минуты насладиться своим временем в Ferrari: как осенними солнечными лучами сидя в шезлонге на веранде. Стюарт сократил свое отставание по победам в сезоне от Фиттипальди до 4:5 и выиграл свой 22-й Гран-при: до Фанхио ему не хватает еще двух побед, до Кларка – трех. Когда для Джеки подсчитали, сколько денег он выиграл своей победой в Уоткинс Глене, он хитро улыбнулся: "Я знаю, что здесь можно было выиграть и хотел выиграть все". Команда Tyrrell получила 97500 долларов, больше, чем какая-либо команда Формулы 1 раньше. Даже Фрэнк Уильямс получил на 700 долларов больше, чем Lotus и радовался своему сокровищу: "На один день я стал богаче, чем Колин Чепмен". Робин Херд потихоньку отозвал Ники Лауду в сторонку: "Во вторник в полпятого Макс будет говорить с Энди Гранателли по поводу спонсорской поддержки. В это время нам с тобой надо бы пойти в церковь и помолиться".
Сезон Формулы 1 1972 года закончился "World Champion Victory Race" в Брэндс Хэтче, которую, после остановки в боксах Фиттипальди и Петерсона, выиграл Бельтуа. Это был год Фиттипальди, отчаянного подъема Джеки Стюарта, упорных атак Ferrari, ужасно надежных McLaren, неудачной конструкции в March, хаоса в BRM, звездного часа Халма в Южной Африке, Бельтуа в Монако и Икса на Нюрбургринге. Сцена остается каждый год той же, но актеры меняются ролями. Когда я встретил в Уоткинс Глене бывшего гоночного шефа Goodyear Лео Меля, где он впервые после года отсутствия присоединился к цирку Гран-при, то автоматически последовал вопрос: "Тебе не хватало чего-то в этом году?" Лео пнул шину, показал на мотор и сказал: "Не шин, шума или техники. Но мне не хватало людей". И я подумал о том же, когда началась зима.
КОНЕЦ.
Деловой раздел
Выходные данныеРедакция
Редакционная политика- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи. - Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции. - Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные. - Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения. - При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна. Технические вопросы- Полный тираж издания: 25259 экз. - При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom). Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru Архивы проекта Ф1-МОМК:
на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru \ на Narod.Ru \ на FreeWebTown.Com © Ф1-МОМК
|
В избранное | ||