Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #281 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #281 от 29 ноября 2007 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - Где контракты?
Небесспорный рейтинг пилотов и команд Ф1 на 2008 год. #5
Обзор сезона-2007. #2

Книги
История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди. #20
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна
Ребрендинг всего

Детали
Деловой раздел
Выходные данные

Вопрос номера


Идея "смывать накатанный слой резины с трека перед гонкой", это:
 

Памятка голосующим:

- Пользователям I.E. и Opera голосовать можно сразу, пользователям же The Bat! предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- Можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Ф1-Калейдоскоп - Где контракты?

Дмитрий Федотов (Floters)
27 ноября 2007 г.

Начнем с главного героя среди гонщиков, до сих пор не подписавшего контракта ни с одной из команд.

Время идет, а новостей о продолжении карьеры Фернандо Алонсо как не было, так и нет. Только слухи. Журналистам ничего не остается, как гадать – куда мог бы пойти Фернандо?... А вариантов становится все меньше и меньше. Несмотря на то, что в одном из прошлых выпусков Ф1-МОМК мы пробовали разобрать возможные пути испанца, напомнить о том, какие места остались вакантными вполне даже можно.

Во-первых, (и это уже совершенно ясно) – "Рено". Англо-французская эскадра терпеливо дожидается хода Нандо, который, как все заметили, совершенно никуда не спешит. Лишь Бриаторе время от времени нервничает, да покусывает локти – его бывший подопечный хорошо научился у итальянца различным способам вести успешную торговлю. Правда, на этот раз чемпион мира желает не купить подешевле, чтобы затем повыгоднее продать, а лишь приобрести качественный товар. И, разумеется, пока "Рено" не разберется с судом, ожидать немедленных посягательств Алонсо на место "боевого" пилота в эту команду не стоит.

Кстати, очень интересно, что будет с "бывшим" составом этой конюшни – Физикеллой и Ковалайненом. Об обоих почти ничего не слышно, но есть серьезные подозрения, что и тот, и другой гонщик, были бы не против занять вакантное место в "Мак-Ларен". Насчет Хейкки все понятно – он молод, быстр и отважен. Его характер очень хорошо подойдет команде Рона Денниса. Но и списывать Физико со счетов тоже не стоит – за его плечами огромный опыт, умение работать с трудными машинами и ... самое главное, Джанкарло не относится к строптивым гонщикам, т.е. для Льюиса Хэмилтона будут созданы наиболее тепличные условия из всех возможных.

Кстати, в "Мак-Ларен" активно просится и Ральф Шумахер. Немец сейчас не имеет никаких контрактов и, по видимости, никто ему и не предлагает новое рабочее место. Все дело в том, что за годы выступлений в "Тойоте" младший брат семикратного полностью дискредитировал себя. Эх, года три-четыре назад, вполне вероятно, Норберт Хауг мог бы уговорить Рона взять к себе своего земляка. А теперь путь Ральфа разве что в ДТМ к тому же Хаугу. Еще один немец, чье имя связывалось с "Мак-Лареном", буквально на днях отказался покидать "Уильямс" (речь идет о Нико Росберге), сославшись на интересную работу по вытаскиванию команды из болота. Но мы-то с вами прекрасно понимаем, что Росберг просто не хочет идти по стопам Дэвида Култхарда и стать подносчиком снарядов для нового любимчика Денниса. Уж лучше быть первым парнем на деревне, чем вторым в городе!

Но вернемся к Алонсо. Еще одним вариантом продолжения карьеры является "Хонда". И не думал бы никто об этой команде в таком ключе, если бы не приход туда Росса Брауна. Однако прежде чем звать Алонсо, неплохо бы просто "поехать". А ждать чудес не приходится – чтобы умственные потуги Росса принесли какую-то отдачу, должно пройти, как минимум, 2/3 года. Рано еще Алонсо в "Хонду", ой как рано...

Про "Форс-Индия" (Форт-Индия, Форс-Мажор) и сказать нечего – там прекрасно понимают, что Алонсо в их команду не пойдет ни за какие коврижки. А самих коврижек в команде-то и нет. Есть лишь два места "призовых" пилотов. Вот кому только достанутся эти два приза? – Говорят, что не Картикеяну. О, да! Нараин Картикеян безумно расстроен – палец Виджея Мальи не указывает в сторону индийских гонщиков. Господин Малья, похоже, понимает, что это ничем команде не поможет. Поэтому и пригласил он на тесты таких бравых парней как Лиуцци и Клин. Есть еще Адриан Сутил, с которым желательно продлить контракт (больно талантливый парень). А вот из двух бывших "рэдбулловцев" лучше бы взять Кристиана. Он, как кажется, немного серьезнее.

А тем временем, у Алонсо есть еще один вариант – самый грустный для его болельщиков: поработать годик телекомментатором. Конечно, кое-что позабудется, и некоторое время уйдет на адаптацию, но зато могут открыться вакансии в "БМВ", "Хонде", "Феррари" или "Рэд Булле". Глядишь, и родная команда наберет ход так, что возвращение в нее сейчас "Рено" было бы самым верным шагом?

Ничего не остается нам – только ждать новостей обо всех этих бедолагах, которые до сих пор не подписали контракты на будущий сезон.


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru!

Небесспорный рейтинг пилотов и команд Ф1 на 2008 год. #5

Роман Блынский (RomB)
25-27 ноября 2007 г.
© "Ф1-МОМК".

"БМВ": Ordnung uber alles!

По итогам этого непростого сезона команда "бело-синего бумера" вновь на высоте, причем в этом году баварцам удалось сделать преогромнейший шаг вперед. Судите сами: 2006 год, год дебюта – 5-е место с 36 очками; год 2007 – 2-е место (да, да, фактически - третье, но...) со 101 очком. Символом этого года для меня станет отнюдь не наш новый излишне хладнокровный чемпион, которого больше половины сезона было... ммм... несколько мало заметно, не наш уважаемый и излишне пылкий двукратный экс-чемпион - любитель "закулисных разговоров" с дядюшками Максом и Берни, и даже не "прокравшийся" в лидеры с постоянных вторых-третьих мест темнокожий лондонец (уже швейцарец!) с неожиданным для столь юных лет тремором в руках, а как раз скромный и неяркий (ну, вроде как платина) Ник Хайдфельд, вцепившийся в кого-нибудь из текущих быстросменных лидеров.

Итак, стоило бывшему "ганзейскому эльфу Марио" перестать, извините, валять дурака в "Вильямсе", пытаясь втридешево приобрести для "БМВ" очередной – и последний из немногих оставшихся – британский автобренд, и полюбовно договориться с чуть более скромной, но ничуть не хуже организованной одноименной швейцарской командой Петера Заубера, как он враз превратился в вельми почтенного доктора Марио Тайссена... А совсем и не черный "бумер" под его чутким руководством стремительно вкатил в когорту лидеров "Большого цирка дядюшки Берни", чему немало способствовали всегда очень хороший двигатель, задавшееся в этом году шасси F1.07, сильнейший состав пилотов, и, главное, - спокойную, терпимую, доброжелательную, по хорошему рабочую атмосферу в команде. Рабочая атмосфера - это когда вовремя (а в случае с разбившемся на "Индианаполисе" Кубицей – заблаговременно) продлеваются контракты, когда один равный пилот не пытается сделать из второго равного нечто вроде своего денщика на треке и в боксах, когда руководство команды адекватно и молниеносно в решениях, когда оно не срамит и тем более не харит своих подчиненных за мелкие промашки... - когда разным людям комфортно вместе созидательно трудиться. Прекрасный год у достойной "конюшни"!


И вот, начиная говорить о перспективах на следующий сезон, вновь вернусь к составу.

А знаете, по моему скромному мнению, именно у "БМВ" сейчас самый сильный в "Формуле-1" подбор пилотов – это спорно только на первый взгляд, обратное очевидно, стоит лишь учитывать побольше оценочных моментов. Смотрите: оба пилота еще не больны "звездатостью" (в отношении "Квик-Ника" точно можно сказать, что он ею и не заболеет), имеют необременительные для команды гонорары, оба превосходные техники и настройщики, оба имеют феноменальные скоростные данные, оба умудрены борьбой в пилотоне, главнейшее – оба за 2 сезона притерлись и привыкли друг к другу. Конечно, в этом году речь не шла о победах, и мне могут возразить: "погоди-де, как только дело дойдет до кубков и титулов, начнется и тут закулисная возня"... - знаете, не думаю. Мне кажется, баварцы все аккуратно и вовремя урегулируют, не дотягивая ситуацию до лягушачьих разборок, как в "МакЛарен". То, что подход ко всем вопросам у "БМВ" солидный и основательный, истинно немецкий, видно уже сейчас – "Ordnung uber alles"! (Вы уже спрашиваете, не германофил ли я? - Ну, может и так! - ухмыляюсь я и делаю марширующий фоном в компьютерных колонках "E-Craft" погромче...).

Помимо этого мы не будем сбрасывать со счетов и достойное финансирование команды, внушительный инженерно-технический штат, прекрасные и очень мощные моторы... - у этой команды есть все, чтобы в 2008 году после полуторагодичного перерыва порадовать дядюшку Рому германским гимном (ну или польским хотя бы... тоже с интересом послушаю...) в конце гонки, по которому я очень-очень соскучился. И даже самодельная обоина с характерным профилем носа и подбородка (нет, не Ильичевского, но этот тоже "быстрее...", то есть, "живее всех живых"), гордо красующаяся в коммуникаторе, от этого сплина не спасает.


Хайдфельд Ник. 30-летний уроженец крохотного немецкого городка Менхенгладбаха. Прекрасная карьера в европейских автосериях под патронажем "трехлучевой звезды", в 2000 году дебют в составе агонизирующей команды Алена Проста. В 2001 году немец попадает в "Заубер", и тут в его жизни происходит самая большая несправедливость – прекрасно откатав "отборочный" сезон и переиграв своего финского напарника (нынешнего чемпиона), Ник был "прокачен" вчистую "Мерседесом" и не попал в кокпит "МакЛарена". По совершенно смутным мотивам, самыми разумными из которых могут быть то ли нелюбовь Денниса к немецким гонщикам (то-то он и с Шумахером-великим в свое время не договорился), то ли желание круто наэкономить на новенький моторхоум, используя оставшегося от Хаккинена переводчика... Сути дела не меняет – Райкконен ушел ломаться и прорываться после смены моторов в "серебристые мерины", а Ник остался прозябать в слабеющей швейцарской команде. Потом были не менее чахлые на тот момент "Джордан" и "Вильямс", и вот, наконец, в прошлом году в жизни опытного немецкого пилота началась более счастливая полоса.

Я не буду долго расписывать достоинства Ника. Думаю, вы в этом году все видели сами. Не требуется большого напряжения фантазии и ума, чтобы представить себе, чего мог бы добиться он в кокпитах "МакЛарена" или "Феррари" этого года. Но я верю, что уже в следующем сезоне "БМВ" сможет стать не менее конкурентной, нежели эти 2 гранда, и я верю в Ника – как только он сядет в кокпит машины, на которой можно будет бороться за титул чемпиона мира, "Платиновый Ник" его выиграет. Убедительно, солидно, четко и мастерски. 9/10.

Кубица Роберт. 23 года, поляк, родился в Кракове. Очень высокий – 184 см. Самородок, с раннего детства осваивавший навыки пилотажа на подаренном отцом карте. Превосходная польская и европейская картинговая карьера, солидные выступления в европейской "Формуле-Рено" и Ф3, участник программы "Рено" по отбору молодых талантливых пилотов. В 2005 году Кубица получает возможность протестировать формульный болид "Рено" и его результаты производят хорошее впечатление на боссов команд, итогом чего становится контракт тест-пилота в только что организованной "БМВ". Наконец, в 2006 году Роберт становится боевым пилотом "БМВ", где выглядит на фоне Хайдфельда вполне достойно, ничуть не уступая ему в скорости. Очень хорошо проведен и этот сезон, особенно неплохо проявил себя Кубица в его конце, нередко опережая опытнейшего Ника.

Потенциально - пилот околочемпионского уровня, очень быстрый, умеренно агрессивный, умеющий прессинговать соперников. Очень устойчив психологически, что доказывает его практически мгновенное возвращение в строй после аварии в США. К слову, Роберту уже доводилось выигрывать гонку со сломанной после дорожной автоаварии (на пассажирском месте!) рукой – было это в "Норисринге", еще в бытность поляка в Ф3. Пока ему чуть-чуть не хватает опыта. 8/10 – но чуть-чуть "навырост".


"Феррари": Нечаянные триумфаторы.

"We are the champions, my friends"? - Да, конечно. Победителей не судят. Но не кажется ли вам, друзья мои, что победа эта – как в отношении выигранного в зале суда Кубка Конструкторов, так и в отношении выпавшего из трясущейся руки Гамильтона и "быстро поднятого" Райкконеным титула Чемпиона мира - была... ммм... несколько натянутой? Посмотрим на начало сезона – после первой яркой победы Райкконена – существенный и длительный спад. То же несколько позже справедливо и для Массы... Затем была оглушающая критика болельщиков и прессы – и были маловразумительные заявления команды о равенстве шансов у их пилотов, затем был тот самый грязный шпионский скандал – с оказавшимися совершенно "не там" 8-ю сотнями страниц документов, и довольно непонятными корпоративными переговорами со "стыбзившим" их инженером. Заявления, пресс-конференции, адвокаты, слушания, рассмотрения... - не кажется ли вам, что во всем этом было маловато двух вещей: (а) – гонок, и (б) – спорта? - Ладно, все это лирика, но в этом сезоне появилось и нечто давно забытое в конюшне "вздыбившегося черного жеребца" - разнообразные технические проблемы... Но повторю еще раз – они победили.


О перспективах. В общем, у меня начинается легкое подозрение, что в хозяйстве "Скудерии" сейчас далеко не все в порядке. Наступила эпоха смены всех определявших лицо команды в последнее десятилетие – места Тодта и Брауна теперь заняты Доменикали и Костой, главным мотористом стал Жиль Саймон, а стратегией уже год как занимается Лука Балдиссери... - сменены все люди, отвечавшие за конкретные участки работы. Руководство заметно омолодилось и стало более выражено итальянским, что, по-моему, не есть хорошо – мне сразу вспоминается книга Пьеро Казуччи "Инженеры Феррари". Почитайте ее, и вы поймете, что такое внутрикомандное столкновение между противоборствующими итальянскими кланами и как это может отразиться на "Скудерии". Однако надеюсь, этого не произойдет.

В остальном у "Феррари" все хорошо. Традиционно прекрасные машины с самой известной и харизматичной внешностью в автомире, очень хорошие мощные и надежные двигатели, дружная, горячая и по-хорошему "заводная" команда специалистов, лучшая в Ф1 материально-техническая база с собственным тестовым автодромом, отменное "фиатовское" финансирование, предельно сильный Райкконен и хороший напарник для него – Фелипе, ну и, как выяснилось в этом году, полное благоволение как формульного начальства, так и самих высших небесных сил.


Райкконен Кими. 28 лет, финн, уроженец города Эспо. Чемпион мира сего года и двукратный вице-чемпион прошлых лет, человек, дебютировавший в 2001 году в Ф1 с лицензией лишь на 2 гонки в "Заубере" - и уже в следующем сезоне боровшийся за победы в "МакЛарен"... - что еще можно добавить к этому? Биография чемпиона уже давным-давно знакома всем интересующимся автоспортом.

Мы с вами видели в исполнении Кими самые выдающиеся по напряжению гонки, гонки, когда он выдавал нечто невероятное на треке, например, острейшим скальпелем пронзая масло пилотона из последних рядов. Великолепный и зрелый гоночный мастер, который давно был достоин стать чемпионом.

Как человек Кими менее интересен, он невыразителен, чересчур замкнут на себе, мало интересуется окружением (зачастую и в ущерб своим профессиональным интересам), имеет склонность к расслаблению алкоголем, причем в публичных местах. Разведен. Типичный интроверт с финским колоритом. Что ничуть не умаляет его кондиций гонщика.

Оцениваю его титул в этом году в 9/10. Десятку поставить не могу – повторяю, в борьбе за титул за весь сезон я не увидел от Райкконена уверенного доминирования над соперниками.

Масса Фелипе. 26-летний бразильский пилот, родился в Сан-Пауло. Дебютировал в Ф1 в 2002 году в составе "Заубера", провел в нем три сезона, один в качестве тест-пилота. Далее оказался в "Феррари", где вначале ассистировал Михаэлю, а в этом году был равновельможным партнером Кими. В общем, за всю свою карьеру Фелипе последовательно выступая с Хайдфельдом, Физикеллой, Вильневым, Шумахером-ст. и Райкконеным смог переиграть лишь уже утратившего к тому времени мотивацию Вильнева. Фелипе хороший, конечно, пилот, но далеко не чемпионского уровня. Он нестабилен и зачастую - немотивирован, отрабатывает лишь на доезд. Может быть быстр, но и ошибается нередко.

Этот год был для бразильца решающим. Масса вполне мог, используя свое отчасти привилегированное положение в команде (из-за длительного в ней пребывания и сложности сживания с темпераментными итальянцами интравертивного Райкконена), попытаться стать лидером. Нужно было лишь спокойно и безошибочно отработать несколько этапов – но Фелипе этого не сумел. Райкконен успешно адаптировался, резко прибавил в результатах и стал чемпионом, ну а Массе теперь, как мне кажется, в "Скудерии" осталась лишь уже привычная роль "оруженосца". Чтобы быть лидером и чемпионом, Фелипе чего-то не хватает... 7/10.


"Короткая рекламная пауза в Гаражном переулке".

Если бы я продолжал бы непрерывно слушать тот трек "Leben" группы "Heimataerde", о котором писал в первой части сего опуса, то при его продолжительности в 6 минут 27 секунд он проигрался бы к сему моменту около 7000 раз. По моим ощущениям телеканал "Рен-ТВ", чьи трансляции Ф1 большая часть россиян и вынуждена смотреть, именно столько раз и прерывал любимое нами действо идиотской и омерзительно подобранной рекламой. Зачастую в самые кульминационные моменты.

Думаете, по итогам сезона я запомню подиумы со счастливыми пилотами, их пресс-конференции, острую и интересную борьбу на трассе? - Да нифига подобного... Крепче всего мне врезалась в голову именно та улыбчивая харя жрущего "Импазу" похотливого импотента, норовящего после работы "сделать налево" от жены даже при уже напрочь нетвердеющей "пятой конечности". Заметьте, коллеги по увлечению, аудитория любителей автоспорта, видимо, мыслится рекламным отделом этого канальца сплошь нуждающейся в подобной химической подкормке ("дык болелы же, сидят по диванам, в ящик пялятся, за компом днюют и ночуют - на f1-news.ru за результатами ходят, бугога!") – видимо, горе-пиарщики знают что рекламировать на собственном горьком (с полным рассасыванием вышеназванной капсулки во рту) опыте.

Если бы я продолжал пить тот свежесваренный кофе, о котором писал в первой части сего опуса, успевая его выпивать примерно до охлаждения с 70 до 20 градусов Цельсия, то за это же время я бы выпил около 2200 чашек и поглотил бы около 470 тысяч килокалорий в эквивалентной теплоте. Думаю, существенно больше теплоты излучил – в виде дыма из ушей и ноздрей от еле сдерживаемого бешенства – каждый из болельщиков "Королевских гонок", слушая разухабисто-сбивчиво-странные комментарии господ Каминского и Кабановского. Будучи интересными и качественными колумнистами, эти господа явно взялись за дело, к которому у них просто нет малейшей природной склонности. И это не мое частное мнение – любому интересующемуся, включая их самих, достаточно зайти на любой независимый тематический форум, до которого не могут дотянуться стыдливые ручки всестирающих "рентивишных" модераторов и почитать там отзывы реальных людей об их работе.

В общем, так мы с вами и смотрели этот один из самых интересных сезонов в истории "Формулы": невзирая на "короткие рекламные остановки" в "длинных гаражных переулках" трансляций.

И о погоде в Ф1...

Уфф... Ну вот и настало время подвести итоги и сделать прогноз на следующий сезон. Итак.

Никаких серьезных изменений не предвидится, разве что двух явных команд-лидеров в 2008 году не будет, скорее, я бы ожидал очень жесткой борьбы в одном эшелоне с перманентными перестановками от "Феррари", "МакЛарен", "БМВ" и "Рено". Именно от этой четверки.

"Хонда" слишком глубоко провалилась, и даже под водительством гениального организатора Росса Брауна ей понадобится минимум год, дабы произвести полную зачистку дармоедов и заставить трудится на совесть оставшийся персонал.

В "Тойоте" я не вижу никаких предпосылок к изменениям. Эта заскорузлая иерархическая структура еще не один год будет раскачиваться и скрипеть своими закостенелыми суставами в попытке стронуться с места. И никаким талантливым Алонсо это вылечить невозможно. Команду надо полностью реорганизовывать.

"Ред Булл" и "Вильямс" - частники. Более богатый и менее опытный, и наоборот. В век, когда десятки миллионов долларов в год могут тратиться, к примеру, на невидимую обывателю аэродинамику, им трудно и невозможно поддерживать тот уровень исследований, который могут себе позволить гиганты вроде "Фиата", "Мерседеса", "БМВ" и "Рено". Особенно это справедливо, как ни странно, именно в условиях "полузамороженного" технического регламента, потому как никакие гениальные прорывы и озарения оным уже не допускаются, все расписано-расчерчено-пронумеровано на дяди-Максовой бумажке, и надо кропотливо долбить те мелочи – вроде новых закорючек на уголках антикрыльев – которые долбить еще дозволено. В такой кропотливой долбежке явную фору имеют именно автогиганты, поднаторевшие за долгие десятилетия на "эволюционной" доводке дорожных тарантасов и располагающие неисчислимым количеством "долбителей"-инженеров, плюс еще и с огромными финансовыми ресурсами на перебор всех мыслимых вариантов загогулин. Частникам остается либо носить обноски с барских плеч – это я о поставках им прошлосезонных двигателей, а теперь уже и целых шасси, либо тихо и постепенно деградировать, постоянно перепродаваясь желающим попиариться Мальям и Шнайдерам и надеясь на итоговую покупку каким-нибудь автоконцерном...

...Что и доказывает нам "Форс-Индия", или как там ее нынче кличут. Ну а "Торо Россо" и "Супер Агури" лишь испытательно-тестовые придатки, финансируемые и контролируемые своими командами-основателями, и было бы странно ждать от них высоких результатов. Все лучшее, что в них будет появляться – талантливые пилоты и инженеры, элементы конструкций и узлов, какие-то управленческо-организационные новации... – будет уходить в "метрополии", как некогда уходили на галеонах пряности, рабы и золото. Собственных перспектив у таких команд нет.


Среди пилотов наибольшие шансы стать чемпионом у Гамильтона и Райкконена, также я бы не исключал еще и Хайдфельда с Алонсо.

Но в отношении Алонсо у меня большие сомнения, так как в "Тойоте" и "Ред Булле" он конкурентной машины не получит, да и его нежелание связывать себя трехлетним контрактом с "Рено" тоже показательно. Видимо, не ждет он от французов громких успехов... Все прочие качественные кокпиты заняты.

Ник-чемпион достаточно вероятен, думаю, "БМВ" продолжит прогрессировать, а Хайдфельд - именно тот пилот, что способен в равной борьбе вырвать из рук титул как у Райкконена – он ведь переигрывал Кими и раньше, так и у излишне самоуверенного и "лавролюбивого", но не любящего прессинг Гамильтона.

"Кубица-чемпион!" пока что звучит несерьезно. Разве что через пару-тройку лет.

Сам Луис – очень серьезный претендент на титул, особенно теперь, когда он со 100% вероятностью получит покладистого и неноровистого напарника – очередного "хорошего парня". "МакЛарен" силен, "Мерседес" в отсутствии быстрого техпрогресса уже довел надежность шасси и мотора до заоблачных высот... все козыри у Гамильтона на руках. Сумеет ли он их грамотно использовать – другой вопрос. Козыри ведь были у него на руках и в этом сезоне...

Масса может стать чемпионом только в случае, если хмельного и "пошедшего по бабам" где-нибудь в стриптиз-баре Райкконена задушит в своих пылких объятьях какая-нибудь знойная полуголая бразильянка – патриотка своей родины и поклонница таланта Фелипе. Долголетний контракт с "Феррари" у улыбчивого бразильца уже под подушкой, и в него, думаю, вписаны мелким шрифтом все нужные итальянцам пункты. - Хороших пилотов нынче много, Фелипе, а вот "хорошие парни" нужны...

Главный претендент на титул – Кими Райкконен! Адаптация в команде завершена, приоритеты – тоже, титул теперь работает на финна, снимая собственное напряжение и прессинг окружающих, и пресекая возможные притязания напарника на первенство. Ну а сам конкурентодробительный механизм "жеребцов", собранный десятилетие назад Тодтом-Брауном-Шумахером, еще продолжает свое поступательное движение вперед (хотя уже и заметно замедлился), и никаким Доменикали-Костам его так быстро не притормозить. Ну разве что через годик...

Итак, друзья, возрадуйтесь – буквально через три месяца мы с вами вновь будем наслаждаться почти что двумя десятками серий увлекательнейшего сериала, совместившего в себе драму, трагедию, триллер, порою даже фарс... но ведь почти всегда и прекрасную поэму! И все это - "Формула-1"!

...Ну а чемпионом всегда становится именно чемпион. Самый сильный из претендентов и самый достойный им быть на этот момент.




Благодарности.

Ивану Пухкалу a.k.a. "I. P." и Дмитрию Федотову a.k.a. "Floters" – за вовремя выявленные корявости и неточности; Александру Кульчицкому – за предоставленные заблаговременно фото- и текстовые материалы, сформировавшие автора опуса; сайту http://f1-news.ru и вcему Интернету – за обнаруженные там материалы, которые можно было обдумывать...


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru!

Обзор сезона-2007. #2


Персоны (часть 1)

Одну из вышеперечисленных гонок выберут "Гонкой года" по версии журнала F1 Racing. Увы, этот журнал больше не издается в России. Так вот, много гонок сезона-2007 заслуживают этот титул, но, по-моему мнению, Гонкой года может быть только одна – Бразилия, где все решилось. Далее речь пойдет о личностях, одна из которых наверняка станет "Человеком года" по версии F1 Racing, другая, а может и та же – "Гонщиком года". Это люди, наиболее заметные в сезоне-2007.

Сначала поговорим о трех высокопоставленных руководителях. Прошедший сезон ярко высветил качества этих людей. Начнем, пожалуй, с господина Луки ди Монтедземоло. Пусть этот человек в данный момент уже не занимается непосредственно Формулой-1, но он не остается в стороне от гонок, которые позволили выбиться в люди и достичь нынешнего положения ему, главе "ФИАТа" и одному из влиятельнейших людей от итальянской промышленности. Так вот, реакция на решение Всемирного Совета по автоспорту очень ярко говорит об этом человеке. Господин ди Монтедземоло после второго заседания Совета по делу о шпионском скандале, на котором команда "МакЛарен" была дисквалифицирована в Кубке конструкторов и оштрафована, выражал удовольствие наказанием, понесенным британской командой в конструкторском чемпионате, и был недоволен тем фактом, что не были наказаны и гонщики "серебряных". Господин де Монтедземоло утверждал, что если бы не шпионаж "МакЛарена", то и Кубок конструкторов был бы выигран "Феррари", и чемпионский титул в личном зачете оказался бы на счету пилота команды из Маранелло. Но "МакЛарен" украл ценную информацию, поэтому его пилоты лидируют в чемпионате, и их следовало бы наказать. Лука ди Монтедземоло, как и Энцо Феррари, чьим наследником он является, придерживается макиавеллистических воззрений, считая, что для достижения цели все средства хороши. В устах Феррари, однако, все подобные высказывания звучали гармонично, идеально дополняя сложившийся полумифический образ Коммендаторе. Господину ди Монтедземоло для этого не хватает харизматичности Старика. Поэтому в устах Луки ди Монтедземоло все это звучит, как нелепая отмазка от того, что "Феррари" в этом году была недостаточно хороша, чтобы победить "МакЛарен" на трассе, только и всего. А еще это показывает его отношение к происходящему: к людям, болельщикам Королевских гонок, для которых дисквалификация лидирующих в чемпионате пилотов была бы просто плевком в душу, и к интересам спорта, в котором выдался по-настоящему захватывающий чемпионат, к гонкам, которые сделали ди Монтедземоло тем, кем он является в настоящий момент. Все с Вами ясно, синьор ди Монтедземоло!

Следующий руководитель – это также представитель "Феррари", человек из того же лагеря, что и ди Монтедземоло. Речь о Жане Тодте, который умудряется совмещать руководство гоночной командой с управлением всей компанией из Маранелло. Да, позиция Тодта по шпионскому скандалу была совершенно ясной и жесткой. Он – человек, целиком и полностью защищающий интересы "Скудерии Феррари". Но – никаких пустых высказываний в стиле ди Монтедземоло! Это не в характере Тодта. В его характере другое – то, благодаря чему он добился нынешних успехов "Скудерии". Ни при одном другом директоре "Феррари" эта команда не имела столь продолжительного по времени периода успешных выступлений, как при Тодте. Чемпионат 2007 года стоит особняком в карьере Жана Тодта. Это был переходной сезон. Команду покинули те, кто являлся главными кузнецами ее успехов в минувшее десятилетие: Михаэль Шумахер, Росс Браун, Рори Берн, Лука Марморини. Их места заняли другие специалисты. Команде предстояло перейти от стратегии работы на одного гонщика-лидера, как это было при Михаэле Шумахере, на равную работу с двумя равными пилотами – Райкконеном и Массой. Многое предстояло изменить в методике работы, людям предстояло притереться друг к другу, чтобы стать таким же боеспособным коллективом, как тот, прежний. В конце концов, никто бы не удивился, если бы в 2007 году "Феррари" еще не смогла бы одержать победу в чемпионате мира. Но "Феррари" выиграла – здесь я говорю о личном титуле чемпиона мира Кими Райкконена, - и это – показатель работы Жана Тодта. Показатель его успешности. Быть может, самый яркий показатель в его карьере. Я не исключаю того, что именно сезон-2007 Жан Тодт может считать самым успешным в своей долгой потрясающей карьере.

Третий руководитель – из соперников "Феррари". Одно из главных действующих лиц прошедшего чемпионата. Рон Деннис, "МакЛарен – Мерседес". Сразу скажу, что Деннис – один из самых уважаемых мной боссов "Большого цирка". Мне крайне импонирует этот интеллектуальнейший человек, добившийся в своей жизни потрясающих успехов. Его принцип равенства двух пилотов одной команды вызывает большое уважение. Это что-то из принципов благородного прошлого, истинной спортивности и рыцарственности. Напоминает, знаете ли, рыцарей Круглого Стола, равных друг другу, под мудрым руководством короля Артура в великолепном Камелоте (в нашем случае – в Парагоне). В прошлом Рону Деннису дважды удавалось создавать в "МакЛарене" "Команду-мечту", dream team, пилоты которой громили всех на трассах Формулы-1, разыгрывая титул чемпиона мира в упорнейшей борьбе между собой. Ники Лауда и Ален Прост, Ален Прост и Айртон Сенна... Это были фантастические времена "МакЛарена", и Рон Деннис мечтал повторить их, мечтал создать новую dream team. Большие надежды возлагались на команду, анонсированную в прессе как новая "Команда-мечта" "МакЛарена" - Кими Райкконен и Хуан Пабло Монтойя. Эти надежды по большему счету не оправдались. И вот настало время новой "Команды-мечты", настоящей "Команды-мечты" - Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона. Это было как возвращение в то время, в прошлое, вновь два гонщика одной команды были сильнее всех и боролись за титул между собой. Мечта Денниса исполнилась! Я тоже хотел повторения тех времен, возвращения на трассы Dream team "МакЛарен". В равной борьбе двух гонщиков одной команды есть особый вкус, и я хотел его отведать.

Однако, так ли соблюдается равенство гонщиков в "МакЛарене"? Дэвид Култхард может рассказать много интересного на данную тему: как в "МакЛарене" готовили стратегию на гонку для Мики Хаккинена, рассматривая соперником его, Дэвида, как отдавали приказание Дэвиду пропустить Мику вперед, чтобы тот выиграл гонку. Можно вспомнить и Алена Проста, когда он выиграл чемпионат мира 1989 года. Напомню, тогда, после знаменитого столкновения двух пилотов "МакЛарена" в шикане Casio Triangle, Сенне, в отличие от Проста, удалось вернуться на трассу при помощи маршалов трассы, обогнать всех и финишировать первым. Но Айртон был дисквалифицирован стюардами Гран При по сумме нарушений, в числе которых и помощь посторонних на трассе. И команда "МакЛарен" подала протест на решение стюардов, таким образом выражая поддержку Сенне, словно хотела, чтобы чемпионский титул достался именно Айртону, а не Алену! Это очень показательно! Судя по всему, подобный фаворитизм был в ходу и в этом сезоне, и борьба Алонсо и Хэмилтона не была такой уж равной. Пусть им и готовили машины совершенно одинаково. Но ладно. Главные особенности сезона для Рона Денниса, а их две – не удержал своих гонщиков под контролем, и не удержал под контролем ситуацию в команде. Ведь если правда то, что утверждал Деннис – что он не был в курсе происходящего в "МакЛарене", когда Найджел Степни передал секретную информацию Майку Кофлэну, что он не знал об этом случае шпионажа – это говорит лишь о том, что Рон не владеет всей информацией о своей команде, и в ней может произойти, в принципе, все что угодно. Это, конечно, плохо. Насчет гонщиков – Рон Деннис как-то утверждал, что он умеет справляться с горячими латинскими гонщиками, умеет удерживать ситуацию в команде под контролем. Это он про совместные выступления Сенны и Проста. Мы же видим лишь то, что ситуация с гонщиками в 2007 году была пущена на самотек, и Рон ничего с этим поделать не смог. Ярким проявлением стал Гран При Венгрии, когда на квалификации сначала Хэмилтон не выполнял приказания команды, а затем Алонсо его заблокировал. Ситуация с разгорячившимся Алонсо – из той же серии. Я уверен, что Фернандо совсем не собирался идти докладывать Мосли о подробностях шпионского скандала, парень бросил эту фразу просто погорячившись, пытаясь обратить на себя, наконец, внимание. Но Деннис и из этой ситуации не нашел адекватного выхода. Что в итоге получилось из-за упущенного контроля над командой – мы все знаем. Последнее же действие Денниса – когда "МакЛарен" подает протест на результаты Гран При Бразилии, - это уже просто жалкие действия. Хотя, может быть, "МакЛарен" просто хочет строгого исполнения технического регламента, и это не попытка грязным образом отсудить титул для Хэмилтона? Но тут приходится лишь сказать: "Кто бы говорил!"

Продолжение следует


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru!

Результаты предыдущего опроса

Кто из пилотов уйдет в "Мак-Ларен" на заклание?
- Ковалайнен Хейкки. 18% (37)
- Росберг Нико. 11% (23)
- Сутил Адриан. 6% (12)
- Феттель Себастьян. 4% (9)
- Там любому испортят карьеру. 56% (117)
- Особое мнение. 6% (12)

Особые мнения

info@leone.

Абсолютно не согласен с вариантом "испортят карьеру кому угодно". Команда, которая почти всегда борется за победы и имеет таковых в своей истории много (как и чемпионов), не заинтересована в посредственных пилотах. Ситуация 2007 года – это конфликт амбиций и маркетинговых стратегий и страшного в этом ничего нет. Но, на мой взгляд, подберут пилота опытного (для тестов и настроек) и в то же время менее коммерчески перспективного (с точки зрения рекламных и маркетинговых проектов), чем "новая британская надежда" Л.Х.


Сергей Коробейщиков.

Де Ля Росса.


"y".

Ральф Шумахер.


RomB.

Смотря что и для кого считать карьерой.

Если в "МакЛарен" пригласят Ральфа Шумахера, Джанкарло Физикеллу, Алекса Вюрца, Марка Жене... или другого подобного им по возрасту и степени заслуг в "Королевских гонках" пилота, то для них это как раз будет пик карьеры и сверхдостойное ее завершение.

Если речь пойдет о молодом и перспективном парне, с какими-то честолюбивыми и большими планами на будущее в Ф1 – вроде Хейкки Ковалайнена, Нико Росберга, Себастьяна Феттеля или Адриана Сутила, то, по моему скромному мнению, это абсолютный конец таким планам (победно-чемпионским), при, однако, долголетней и высокооплачиваемой карьере в Ф1 за рулем хорошего болида. В "МакЛарене" уже есть такой реально перспективный лидер, протежируемый самим Деннисом и совсем еще молодой, которому предпочли свежекупленого 2-кратного ЧМ, - вы в это вдумайтесь...

Уйти же через годик-два в другую топ-команду уже в ее лидеры – не выйдет. За это время "перспективность" такого "оруженосца" в глазах боссов команд, прессы и спонсоров успеет испариться, и ждет его уже в лучшем случае карьера Ирвина, Баррикелло, Култхарда... - тихая отсидка в командах "средней руки".


P.S. Имеете что-то оспорить или добавить? – Милости просим: f1-momk@rambler.ru!

Трибуна

БОЛЕЛЬЩИКИ И ПОКЛОННИКИ ФОРМУЛЫ-1.


Недавно перевели интересную книгу про Benetton.

Надеюсь понравится. Имеется еще несколько книг для перевода. Если кто-то заинтересовался и имеет возможность и желание помочь, то напишите мне на электронную почту rainman@nm.ru.

Интересное видео.

rainman.

http://www.sendspace.com/file/ogvr5y - Небольшой "шутливый" парад гонщиков 2007.

Время: 4'49''.

Объем: 3,8 Мб.

Пароль: gp-smak.


http://www.sendspace.com/file/kcnszc - Хороший клип про финских гонщиков. От Лео Киннунена до... Хейкки Ковалайнена.

Время: 7'20''.

Объем: 15,4 Мб.

Пароль: gp-smak.





Из материалов д/л "Ф1-Клуб"

Лауда о Гамильтоне - Трансляция "Гонки Чемпионов"...

teddy uckx.

http://www.f1-world.ru/news/news.php3?z=999&idnews=711220130

Интервью Лауды по поводу прошедшего сезона.

Вопрос: Что Вы можете сказать по поводу Льюиса Хэмильтона?

Ники Лауда: Он сенсационно начал свою карьеру в Формуле 1. Он боролся за чемпионский титул до самой последней гонки сезона. Вы только подумайте, дебютант мог бы стать чемпионом мира! В это трудно было бы поверить! До него, ни один новичок не завоевывал даже звания вице-чемпиона...

А ведь мы все забыли про Жака Вильнева, который в дебютном сезоне до самого последнего этапа также претендовал на завоевание титула, также одержал 4 победы, 11 раз поднимался на подиум (всего на 1 меньше, чем Льюис), также стал вице-чемпионом, а на следующий год, между прочим, стал чемпионом мира. Облажался Лауда.


E.R.V.

Я с большой вероятностью полагаю, что подобное может иметь место в наступающей реальности. Это ведь чипы, а они теперь так малы...

Вспомните гонку в Австралии 2006 года, когда Монтойя подпрыгнул и это "чудо-электроника" вырубилась. Прошло два года, эта штука все равно не столь стабильна, но научилась перезагружаться. Другие команды просят о добавлении каких-то отсутствующих функций в ПО. Мне интересно, каков откат был за принятие такого странного решения? И кому выгодно решение о выборе именно MES? Ведь это же пока непродуманный отстой!


Andrey70.

А ведь мы все забыли про Жака Вильнева, который в дебютном сезоне до самого последнего этапа также претендовал на завоевание титула, также одержал 4 победы, 11 раз поднимался на подиум (всего на 1 меньше, чем Льюис), также стал вице-чемпионом, а на следующий год, между прочим, стал чемпионом мира. Облажался Лауда.

Здесь не это главное! Очень хорошо по поводу всего этой возни вокруг ХАМельтона ответил Нико: Вам, британской прессе, нужно найти правильную перспективу (для оценки Гамильтона). С его результатами спорить невозможно, поскольку с ним в команде работал двукратный чемпион мира. Однако ни у одного новичка не было такой машины в распоряжении...

http://www.formulamag.com/news/show/3405

Так что лозунг: "Нужно быть в нужном месте и нужное время" еще не потерял актуальность...


teddy uckx.

С его результатами спорить невозможно, поскольку с ним в команде работал двукратный чемпион мира. Однако ни у одного новичка не было такой машины в распоряжении...

В общем, Нико все правильно сказал. Только надо припомнить, что у Вильнева тоже был весьма достойный напарник (двукратный вице-чемпион и почти чемпион), и машина в распоряжении Жака была чемпионская, то есть лучшая.

Другое дело, в Вильямсе не было таких конфликтов, какие были в этом году в Макларене, я имею в виду конфликты между напарниками. И шумихи вокруг Жака такой не было, часто вспоминали его отца и пытались сравнить, да и все. Ажиотаж же вокруг Льюиса вызван исключительно чокнутой британской прессой, которая, казалось, наконец, дождалась мессии и заранее провозгласила его небожителем. Вот пусть теперь локти и кусают, гы, вместе с регбийными и футбольными коллегами, Британия вообще в этом году облажалась не по-детски.


E.R.V.

Считаю и убежден, что Тойота как всегда поступила неправильно. Лучше бы избавились от Трулли... Он в гонке всегда уступает Ральфу. Даже термин придуман был когда-то про паравозик "имени Трулли" еще в бытность того в Рено. :)

А вот Маларен может чуток реабилитироваться если с Ральфом заключит контракт. Ведь уверен он не плохой пилот. И от тх же мамы с папой рожден... И на картинг в более раннем возрасте сел чем старший брат...


tor.

Ну, в чем дело? Или перевелись у нас на Руси низкопоклонники Шумахера-старшего? ;-)

Лицезрели, лицезрели давеча...

Прикольные гонки и прикольные машинки!!! :-) А Шумахер-то... ничо! Чувствуется уверенная рука многоопытного мастера... Пара впечатляющих обгонов в красивом заносе! Весьма, весьма!

И в отличие от того же Массы, который грешил бессмысленным боданием с друзьями-соперниками, ;-) провел гонку очень даже на уровне! И даже не скажешь, что пенсионер! :-)


teddy uckx.

А где вы это лицезрели? Показывали по телеку?

Разве это была гонка чемпионов?

Совсем меня запутали.


Oksana M.

А где-нибудь транслируют коронацию Чемпиона Мира в классе Формула 1 из Монако?


stalker.

Это скорее всего не гонка чемпионов, а International Challenge of Go-Kart Champs.


Oksana M.

Показывали по Евроспорт-2 в 21.00 в воскресенье. Это была картинговая благотворительная гонка, организованная Фелипе Массой в Бразилии.

Если кто знает, где и во сколько трансляция Гонки Чемпионов - напишите, пожалуйста!!!


Vadim Shalayev.

Если кто знает, где и во сколько трансляция - напишите, пожалуйста!!!

Гонка Чемпионов состоится 16 декабря.

Ребрендинг всего

Медиа-лаборатория Innova

Wipe them out... All of them!
Star Wars, ep. I: Phantom Menace

По окончании сезона-2007 мы с коллегами, любителями Ф1, решили устроить праздничную вечеринку. Примерно на пятой кружке пива у кого-то из нас родилась идея ребрендинга отдельных команд серии. Предложение было тут же подхвачено остальными и в результате мозгового штурма родились следующие варианты:

Ferrari

Восприятие бренда. Команда, которая постоянно пакостит соперникам, если не может выигрывать.

Нужно. Любые попытки отрицания только укрепят остальных в своем мнении. Как известно, корпоративным лозунгом Google декларируется "don’t be evil". Мы предлагаем итальянской конюшне подход "от противного": be evil! Ferrari должна позиционироваться как однозначная сила зла Ф1, которую все боятся и уважают. Силы зла в Ф1 были всегда. Красный цвет такой команде к лицу. Первый пилот такой команды не мямлит в окружении представителей прессы, а тщательно взвешивает и цедит сквозь зубы каждое свое слово. Тем не менее, важно сильно не увлекаться: позиционировать Тодта как "Доктора Зло" вполне нормально, но надевать на него черный блестящий шлем, из-под которого слышно тяжелое дыхание, не стоит.

McLaren

Восприятие бренда. Неудачники, недавно пойманные на шпионаже.

Нужно. Стараниями Макса Мосли Ф1 постепенно теряет высокотехнологический аспект. Это знамя должна подхватить британская команда. "Команда супершпионов" - так назовем ее мы. Кто обладает самыми свежими гаджетами? Шпионы. Чьи бюджеты в принципе не могут иметь верхней границы? Разведывательных управлений. "Парагон" становится в этом случае "Дворцом загадок" и по возможности переносится в Форт-Мид, Мэриленд, США. Анонимный автор (с негласного одобрения руководства) выпустит книгу "На секретной службе Ее Величества-1997". Всеобщее обожание легко поможет Луису Хэмилтону занять место непобедимого 007, оставшееся вакантным после ухода на пенсию Пирса Броснана. Да, и конечно же, вся эта разведывательная деятельность будет направлена на поддержание чистоты в рядах Ф1, что обеспечит безусловную поддержку FIA.

Red Bull

Восприятие бренда. Единственное, что они умеют - так это только веселиться.

Нужно. Если команду недооценивают - это всегда опасно для ее конкурентов. Поэтому Red Bull следует всячески культивировать подобные заблуждения. Все сотрудники команды должны ходить по паддоку только в наушниках, постоянно пританцовывая под только им слышные ритмы. "Быки" могут даже открыть танц-школу для начинающих пилотов. Эдриан Ньюи разработает программу, которая переводит чертежи в электронную музыку. На втором этапе ребрендинга машины RBR должны превратиться в своего рода "геттобластеры": звук из колонок должен заглушать звук работающего мотора. Останется только убедить технических делегатов, что эти колонки носят чисто декоративную функцию - и вот теперь, на третьей фазе операции, можно внедрять новинки под видом автоакустики - FIA и носа не подточит.

BMW

Восприятие бренда. Лучшая среди остальных.

Нужно. BMW успешно сотрудничает с таким ИТ-гигантом, как Intel. Но производитель процессоров не обладает ярко выраженным узнаванием в среде не-компьютерщиков. Решение: баварские производители должны заполучить контракт с Apple. iPod и iPhone яблочной компании в наши дни - не ширпотреб, а объекты культа. Позволивший себе такую продукцию - наверняка прирожденный лидер и успешен до невозможности. Race different! Смело нужно заимствовать отработанные на миллионах экземпляров идеи: машина должна быть ультратонкой и приятной на ощупь, гонщик сможет полноценно работать с одной педалью, а управляться машина должна исключительно с помощью сенсорного экрана. Естественно, всем сотрудникам достанутся MacBook, с помощью которых они смогут загружать через iTunes свои любимые участки телеметрии. Переименование в iBMW возможно, но не обязательно.

Toyota

Восприятие бренда. Кто это?

Нужно. В силу того, что ребрендинг - штука дорогая, а все деньги команды давно уже поделены между герром Вебером и герром Шумахером, мы вынуждены предложить экономичное решение. Нужно просто найти старые кассеты, чуть-чуть подправить и запустить в ротацию ролик "В 2008 году заводская команда Toyota примет участие в Формуле-1".

Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1972. Год Фиттипальди. #20

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Брэндс Хэтч: И снова Фиттипальди


"После каждой гонки я плохо сплю", - однажды рассказал мне Стюарт, - "поэтому всегда стараюсь тем же вечером добраться до дома. Если уж спать плохо, то лучше в своей постели". После французского Гран-при Джеки уже в 22:30 был в своем Клейтон-Хауз, потому что в понедельник на 9 часов утра уже был запланирован отлет для участия в гонке Кан-Ам в Роад Атланте. Но еще до полуночи Джеки проснулся от боли: язва желудка снова открылась. По телефону он сообщил о своем отказе Goodyear и McLaren и поплелся к врачу.

Когда принесли английские газеты, Джеки с удивлением прочитал, что репортажи о гонке начинались не с его победоносного возвращения, а с невезения Эймона. Исключением стала только статья Дэвида Бенсона в Daily Express, но у этой газеты со Стюартом договор. "Ни один журналист не понял, что это была одна из моих самых лучших и самых легких гонок", - пожаловался мне Джеки. Друг Бенсон рискнул поставить при соотношении 150:1 у одного английского букмекера на то, что Стюарт победит в Клермоне, в Брэндс Хэтче и станет чемпионом мира. Ставка: 100 фунтов. Так что Стюарт может сделать Дэвида богаче на 15000 фунтов, что составляет почти миллион шиллингов. Но так трудно угодить всем: по сценарию Алистера Маклина в Брэндс Хэтче он должен сойти, "потому что он нам нужен в боксах" - и, как назло, именно сейчас, когда Фиттипальди лидировал по очкам 34:21.

В Роад Атланте гонялись без Стюарта... для McLaren это был черный день. На третьем кругу Ревсон остановился на трассе, чтобы отремонтировать электрику. На трамплине Халм потерял аэродинамическую тень одной из Porsche-Turbo, сцепление с трассой и, как будто ударом кулака, у него оторвало передний обтекатель. "М20" (машина, которую демонстрировали в Гудвуде) перевернулась, проскользила 400 метров на дуге безопасности и случайно остановилась прямо перед Ревсоном. Тот отреагировал мгновенно и вытащил лишившегося сознания Халма из под обломков еще до того, как они вспыхнули.

Денни хорошо встряхнуло, и в течение следующих недель он не мог избавиться от тягостных симптомов: "Машина вдруг стала реагировать быстрее меня. Я больше не могу ее настроить, и каждую трассу приходится учить заново, потому что я потерял свое чувство баланса. Оно медленно возвращается". На волнистой, ухабистой трассе Брэндс Хэтч Денни выбыл из числа претендентов на победу. Джек Брэбэм оставался единственным пилотом, который выигрывал здесь не на Lotus. Это всегда была трасса для Lotus, а в 1972 даже больше чем когда-либо до того. Деловые партнеры Чепмена купили всю гонку и официально назвали ее "John Player Grand Prix", отсутствовали только сыновья [Имеется в виду полное название сигаретного концерна - "John Player and sons", то есть "Джон Плейер и сыновья".].

А Marlboro пришла в голову не особо рекламная, но по-человечески очень хорошая идея: спонсор BRM основал "Jo Siffert Trophy", который теперь будут вручать после каждого Гран-при лучшему бойцу гонки. Жюри из журналистов разных стран будет определять того, чья борьба будет более всего походить на стиль Зифферта. "Типично для Эймона", - сказал Бернар Кайе, - "если бы мы начали на одну гонку раньше, то бедный Крис не потерял бы 100 граммов золота". BRM выставили четыре машины, но только трех пилотов: Бельтуа, Гетина, Оливера. Но Виселль и Генли тоже болтались в боксах. Виселль потому, что BRM от него не отказались, а Генли потому, что у него еще оставалось время до участия в гонке Интерсерии на Хоккенхаймринге. "Что ты здесь делаешь? Давай быстрее в аэропорт", - поторопил его Парнелл, чтобы избежать вопросов, почему ему на этот раз не дадут машину. Еще прошлой осенью BRM доминировали в Брэндс Хэтч и Тони Сaутгейт привез с собой все технические данные с того раза. В Ferrari дебютировал похожий на жокея, тощий как щепка Артуро Мерцарио, которому приходится ушивать на спине все новые рубашки, чтобы они хорошо сидели. По словам Шетти, он весит "52 кило вместе со шлемом". Дома у Мерцарио намного более полная жена и двое детей. "В быстрых пологих поворотах мне приходится заставлять себя не думать о моих бамбини", - говорит он.

March за три дня построили для Лауды новый "721G", что обошлось Ники в пару ящиков пива. К сожалению, заболевший Робин Херд отсутствовал, что затруднило работу с настройками. "На ухабах мягкие пружины действуют как трамплин", - сказал Ники.

Lotus почувствовал опасность со стороны соперника Tyrrell 005. "Если Стюарт продолжит побеждать, то мы, возможно, вернемся к передней подвеске anti-squat [подвеска, сконструированная для уменьшения "приседания" машины при разгоне] 1970 года и, может быть, к полым тормозным валам". Когда Стюарт узнал об этом, он присвистнул сквозь зубы. Первым делом Джеки показал на "005" время 1:22,2, которое никто не смог побить. Но потом машина подскочила на ухабе в шпильке "Друидс" и улетела в отбойники. Механики бросились отбуксировывать машину и тренировку прервали. "Что-то Джеки отвлекло", - сказал Гарднер, - "иначе бы он не вылетел". Стюарт прибежал и пересказал свидетельства маршалов ("они видели, как оторвался кусок металла") и сам считал, что "что-то сломалось сзади", надел свою черную кепку и уселся в траве перед стеной боксов. "Я очень разочарован", - сказал он мне, - "я ведь еще даже не был быстр, мог бы играючи проехать 1:21 и, без сомнения, выиграл бы. А теперь, на старой машине, у меня нет шансов". Юго-восточный ветер принес с побережья запах воды, и Джеки сказал без выражения: "Не люблю Брэндс Хэтч, никогда он мне не нравился".

"Две попытки, две аварии, два поула", - грустил Север. Хелен Стюарт сказала мне: "Постепенно мне начинает казаться, что "005" сглазили. Обидно то, что случается каждый раз". Еще в 1970 году первый Tyrrell родился с проблемами. По словам гоночного инженера Ferrari Мауро Фогьери, потеряли "много колес", пока Стюарт не подверг его упорным тестам на выносливость и провел процесс становления ( и, тем самым, заложил первый камень в основание своего чемпионского титула 1971 года. Без сомнения "005" тоже когда-то побежит. Но для борьбы против Фиттипальди, возможно, будет уже поздно.

Зато "MS120D" Эймона полетела как на крыльях. "Все готово для победы", - сиял Шебби Кромбак [Жерар "Шебби" Кромбак (1929-2005) - швейцарский автоспортивный журналист, основатель журнала Auto-Sport. В то время советник команды Matra.]. И все же Эймон оказался не готов встретить в шпильке "Друидс" нанесенный туда ветром песок. Когда Крис нажал на газ, Matra вынесло в отбойники - и ее тоже отбуксировали прочь. В одно мгновение победное настроение в Matra сменилось глубоким отчаянием. Угасла вся воля к победе, все выглядели униженными и побитыми. Шебби сидел как ощипанная курица, Мишель молча вела хронометраж, механики работали без спешки, а Эймон с покрасневшим лицом пересел в старую Matra и в ярости пару раз нажал на газ.

Стюарт и Фиттипальди кружили друг за другом по трассе. Джеки с 1:23,3, Эмерсон с 1:23,5. Подошел Чепмен, руки на поясе, подтягивая брюки, верный признак, что он что-то задумал: "Хайнц, мог бы оказать мне услугу и выяснить, едет ли Стюарт с полными баками или нет?". Случайно я заметил, как перед тем механики Tyrrell выкачивали бензин: "Так я и думал", - сказал Колин, - "мы же едем с полными баками". Но когда Джеки обогнал Эмерсона, он и сам это заметил.

Поул, как и перед тем в Испании, завоевал Жаки Икс. "С начала сезона мы становимся лучше каждую гонку. Очень скоро Ferrari сможет выиграть Гран-при". Как всегда, Жаки много работал над настройками "ведь изменение скорости всего лишь на 2 км/ч в большую или меньшую сторону полностью меняет машины Формулы 1. Я проехал 22,7, и все сказали: "Тебя заносило". Потом я проехал 22,2 и услышал: "Так мягко ты еще никогда не ездил". Из кокпита мне не видно, как машина держит дорогу".

Рядом с Иксом свой Lotus поставил в первый стартовый ряд Фиттипальди. В Брэндс Хэтч лучший на тренировке стоит справа, то есть на внутренней стороне, именно там, где дорога идет на подъем и к тому же с уклоном вовнутрь. С поула в Брэндс Хэтч почти никогда не удается тронуться первым. Йохену это не удалось в 1970 точно так же, как и Зифферту в 1971. Таким образом, у Фиттипальди положение было лучше, чем у Икса, "и я это знаю". Подошел Чепмен, с двумя бутылками шампанского в нейлоновом мешке, и подтвердил: "Much better".

"No excuse tomorrow", - улыбнулся Эмерсон своему шефу, - "завтра никаких извинений за проваленный старт".

"No exсuse", - подчеркнул Колин, - "Парень, если ты не войдешь в проклятый Паддок Хилл Бренд первым...". Поворот "Паддок" назван в честь находящегося за ним гоночного лагеря, именно там работают неизвестные герои Больших призов.


Продолжение следует

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ВИДЕОЗАПИСИ ФОРМУЛЫ-1 В УЗБЕКИСТАНЕ


Записи Формулы-1 трех последних и этого сезона на DVD-дисках теперь доступны и в Ташкенте.

Все вопросы решаются по адресу alexakim@tshtt.uz. Просьба в теме сообщения писать "Формула-1".


ГОНОЧНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ


Вниманию болельщиков Формулы-1 предлагается отличная возможность изменить ситуацию в чемпионатах "Королевских гонок" благодаря компьютерным симуляторам этих великолепных спортивных состязаний!

Если у вас есть компьютер, если вы любите скорость, то гоночные симуляторы F1 Challenge и rFactor – это для вас!

Попробуйте свои силы в виртуальном мире Формулы-1!

Стоимость игр, количество и качество дополнений к ним, а также другую информацию вы можете узнать, написав на F1Games@yandex.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Дмитрий Федотов

Обозреватель: Дмитрий Шканов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 24355 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

 

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Участник содружества "Ф1-Альянс"
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное