В "Ф1-МОМК" #252 Вас ждет:
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы
Сегодня в номере:
Вопрос номераПамятка голосующим:- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером. - Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки. - Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным. - При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru. Ф1-Калейдоскоп - Большой перерывДмитрий Федотов (Floters)
10/05/2007 Очень хотелось поговорить о хоккее, но куда там – у нас "формульная" рассылка, так что смотрим – что случилось в окончательной части перерыва перед Гран-при Испании... Все поедут хорошо?Первое, что бросилось в глаза – это возможные изменения в балансе сил. Из-за четырехнедельного перерыва возникло ощущение, будто чемпионат стартует во второй раз: мы только-только выяснили силы и потенциал всех команд после первых трех этапов, как вдруг, на тебе, большинство команд сделали какие-то изменения в технических составляющих своих болидов. К примеру, на тестах очень неплохо смотрелась "Рэд Булл" и Дитер Матешиц обещает всем своим болельщикам, что его команда приблизиться к лидерам. Вторит ему и Дэвид Култхард, рассчитывающий на успех даже в Барселоне. Кроме "быков" рассчитывают на серьезную прибавку в скорости "Супер Агури" - японская команда улучшила аэродинамику и подготовила карбоновую коробку передач. Ускоренными темпами пытается вернуться в число лидеров "Рено". Пэт Симондс обещает значительную прибавку в скорости в ближайшее время. А что уж говорить про "Феррари" - Кими Райкконен просто-таки излучает оптимизм и всерьез полагает, что его команда сейчас будет лучшей в пелотоне. Разумеется, прибавки в скоростях неизбежны, но вот поддерживать такой ритм (и сколько процентов у собственной машины по улучшению времени на круге будет выигрывать команда) смогут далеко не все. Несмотря на оглушительный успех на старте чемпионата "агурцев", трудно поверить, что эта команда останется впереди "Хонды", к примеру – очень ограниченные возможности в техническом и финансовом плане явно будут мешать команде. Конечно, не исключено, что успех в Барселоне вполне даже может сопутствовать Сузуки Агури, но сможет ли его команда поддерживать высокий темп по улучшению машины в дальнейшем? Мне кажется, вряд ли. Только если заводская команда "Хонда" не будет принимать непосредственное участие в "доделке" нынешнего болида. Вообще, тенденция паления результатов "Супер Агури" вполне заметна: в первом Гран-при сезона команда стартовала с 10-го и 11-го мест, а вот на второй и третьей гонках квалификацию гонщики закончили 14-м и 18-м, а также 13-м и 17-м. При этом позади, кроме "случайных" неудач некоторых более сильных команд, оказывались лишь пилоты "Торо Россо", "Хонды" и "Спайкера". В том, что "Хонда" сможет прибавить по ходу сезона, сомневаться не приходиться. "Торо Россо" получит улучшенную версию болида от Ньюи и там тоже все будет нормально. Так что вряд ли все будет так гладко, как предсказывает Даниэле Аудето. Берни строит новые трассы (по мотивам старинных миллиардерских легенд)Не успели отгреметь страсти по ночным гонкам, по городским гонкам, по гонкам в Мексике, Индии, Сингапуре, России (в пятисотый раз), и еще в сотне различных мест где есть деньги, как вспыхнула новость (тоже не впервые) о второй испанской гонке – в Валенсии. Как ожидается, в пятницу вполне может быть обнародовано заявление Берни о включении в состав календаря 2008 года трассы имени Риккардо Тормо. Как будет называться этап – значения это не имеет. Может быть будет это Гран-при Европы, может быть Гран-при Средиземноморья или еще Бог знает чего. Важно другое – испанцы народ горячий. Ранее они никогда особой любви к Ф1 не испытывали, но вот появился лихой молодец на желто-голубом болиде и всколыхнул даже закоренелых консерваторов какого-нибудь футбольного мадридского "Атлетико". Новые болельщики толпой повалили на Алонсо в Каталунью (!), а Испания забыла про сепаратистские настроения. Так почему бы, подумалось Берни, не сделать еще один Гран-при в этой замечательной стране помидоров, корриды, мотогонок и прочих забавных вещей? Ведь и Германия до появления Шумахера была страной-статистом в Формуле-1. И все довольны – болельщики будут видеть Алонсо два раза в году, организаторы – прибылям, а Берни – новым денежкам и телевизионным контрактам... Нам тоже надо ждать доброго молодца на своем скакуне для появления первого Гран-при России?.. – Посмотрим на Алешина. У него появился шанс показать себя в GP2 в эти выходные. Роман Блынский (RomB) ...А Вы его подушкой душить пробовали?Итак, вот и позади четырехнедельный вынужденный перерыв, возникший из-за неспособности итальянских властей разрешить многочисленные и разнообразные проблемы (увы, как и большинство проблем в нашем мире, главные - финансовые...), сложившиеся за многие годы вокруг трассы "Энцо и Дино Феррари". Впрочем, решение-то как раз и нашлось, причем до безобразия эффективное: "если ребеночек (ну или там старичок) болеет, то его надо скоренько умертвить". Прям возникло ощущение, что владельцы "почившего" трека близко знакомы с творческим наследием и стилем российского мастера малобюджетных решений г-на Зурабова... впрочем, не будем отвлекаться, а посмотрим, чем же занимался "Больший цирк им. дядюшки Берни" в эти, уверен, показавшиеся всем болельщикам долгими, недели. Мы стали лучше!И McLaren, и Ferrari, и, вы не поверите, - даже Red Bull, Honda и Toyota (!) разразились заявлениями, что ими в этот большой по масштабам сезона отрезок произведена серьезная работа по совершенствованию и развитию болидов. Неприятных новинок конкурентам припасено немало, но лишь представители McLaren были более-менее конкретны: MP4-22 получит новое носовое антикрыло. Honda тоже тестировала нечто схожее, но лишь в масштабах элементов крыла, эдаких мини-надантикрылков. :) "Toy-йота" - это типа - малая, как вносимая жмотом йота, игрушка японского автогиганта - разом переставила (спереди – назад?) аж весь аэродинамический пакет – предпенсионные судороги г-на Томиты a.k.a. перераздутый штат, видимо. Ну а в Ferrari занималось "многочисленными оптимизациями", - похоже, укрепляли излишне хитро гнущиеся днища болидов, да перепрошивали чуть-чуть скинувшего темп жидкоазотохолодного гоночного робота Кими. – Интересно, фирменный итальянский блок приветливой улыбки в его начинку добавили?... - Ничего. Дождались! Уже буквально завтра мы с вами узнаем, так ли эффективны произведенные технические усовершенствования, как их нам малюют пиарщики команд. Немного косметики.Кстати, и сама "Каталунья-Монтмело" предстанет перед нами также в обновленном, подрихтованном, виде – между знаменитыми поворотами Banc Sabadell и New Holland самый сложный, "разгонный" перед длиннющей прямой "старт-финиш", участок трассы был в межсезонье рассечен медленной шиканой. Хорошо ли это? – Имеем сразу две строго полярные оценки от людей, которые уже смогли оттестировать новинку: "прима" Фернандо Алонсо (McLaren) считает, что новинка, бесспорно, испортила наиболее интересную скоростную часть трека, "бывалый" же Педро де ля Роза (эээ... тот же McLaren... ;) ) считает, что вновь созданный участок довольно хорош для обгонов... - воистину, "у каждой зверушки свои поигрушки". Даже и в рамках одного болида. Люди и Скорость.В очередной раз не смогли найти компромисса между собой постоянный оппонент "Больших призов", с которым FIA ведет многолетнюю священную войну – Скорость и один из молодых пилотов чемпионата Нико Росберг. В результате произошедшего на общекомандных тестах в Барселоне конфликта победа в очередной раз осталась за Скоростью, сумевшей популярно объяснить Нико, что junior – это еще не senior. Ну а крайним в их разборке оказался болид команды Williams FW-29, которому, извините, совершенно разбили морду, больно зашвырнув его на ограждения трека, да и как выяснилось потом, и другие "тяжкие телесные" карбоновому страдальцу нанесли... Что интересно – видимо, именно это конкретное шасси назначено в конюшне сэра Фрэнка "парией", так как буквально днем ранее подобную же операцию с ним произвел и не менее стремительный японский тестер команды Казуки Накаджима. Ну а лучше всех договориться со Скоростью в этот раз смог многоопытный Дэвид Култхард, установивший новый рекорд трассы на своем RB3. Впрочем, баки у шасси шотландца были в этой попытке столь же сухи, как обычно бывает сухо в рюмке у Райкконена на приемах... ***Как видим, за эту вынужденную нажатую "паузу" в размеренном течении сезона произошло немало интересного... бездействие и ожидание всех игроков и зрителей "Формулы" позади - Пора вдавить кнопку "Play" - и насладиться шоу! "Спорт Сегодня" представляетПревью-2007 - ИспанияЕвропейская часть сезона Формулы-1 в этом году начинается не в традиционной Имоле, безвременно исключенной из календаря, а в Барселоне. И хотя трасса "Каталунья Монтмелло" в пригороде Барселоны не так стара, как легендарный автодром имени Энцо и Дино Феррари, но и это место может похвалиться достойной традицией. Итак, после четырех недель перерыва после Гран При Бахрейна и завершения первого, заокеанского отрезка чемпионата, "Большой цирк" собирается в Каталонии. Гран При Испании – один из старейших этапов чемпионата мира. Впрочем, как и большинство европейских Гран При. Как и многие другие европейские этапы Формулы-1, испанский Большой приз за свою историю не раз переезжал с одной трассы на другую, как того требовали веяния времени. Начиналось все еще в 50-х годах (XX века) на трассе Педральбез. Это была обыкновенная трасса того времени. Затем, после достаточно долгого перерыва Гран При Испании вернулся в календарь чемпионата мира уже в конце 60-х. В 60-е – 70-е годы испанский Гран При поочередно проводился на двух трассах. Первой из них была городская трасса в Монжуик Парке в Барселоне, как и любая трасса, проложенная по городским улицам, таившая в себе немало опасностей. Альтернативным треком была Харама в пригороде Мадрида. Это был совершенно обратный Монжуик Парку автодром – один из самых современных стационарных треков тех лет. Потом, в середине 80-х Гран При Испании переехал на очередную новую трассу – недавно построенный автодром Херес де ла Фронтера в Андалусии. Здесь испанский Гран При проводился вплоть до 1990 года, а в 1991-м в очередной раз сменил место прописки. Теперь это была суперсовременная трасса "Каталунья Монтмелло" в пригороде Барселоны, на которой Гран При Испании проводится по сей день. Кроме того, уже в 90-е годы в Хересе пару раз состоялся Гран При Европы. Формула-1 никогда не была в Испании сверхпопулярным видом спорта. Даже если забыть футбол, испанцам всегда было, где выпустить эмоции. Здесь страстно любят ралли и сходят с ума по мотогонкам. В чемпионате мира MotoGP на территории Испании проводятся аж три (!) этапа: непосредственно Гран При Испании в старом добром Хересе, а также каталонский Гран При на трассе "Каталунья" и Гран При Валенсии на местном автодроме имени Риккардо Тормо. Это неудивительно, ведь и там, и там у испанцев были настоящие герои: в ралли – "Матадор" Карлос Сайнс, в мотогонках – Анхель Нието и его наследники. Но стоило испанскому герою появиться в Формуле-1 – и ситуация резко изменилась! Теперь вся Испания сходит с ума еще и по Ф-1, по своему чемпиону Фернандо Алонсо, а трибуны "Каталуньи" ежегодно окрашиваются в желто-голубые цвета Астурии и "Рено". Интересно будет посмотреть, как измениться цветовая гамма "Каталуньи" на этот раз, с переходом Фернандо в "МакЛарен"! С ростом популярности Ф-1 в стране заговорили и о появлении в календаре второго испанского этапа, которым должна стать городская гонка в порту Валенсии, называющаяся Гран При Средиземноморья! Однако это может быть только в будущем, пусть и ближайшем, а мы пока окунемся в прошлое. Рекордсменом по числу побед в Гран При Испании является Михаэль Шумахер, выигрывавший этот этап чемпионата целых шесть раз! Знакомая ситуация: именно Шуми – абсолютный рекордсмен очередного Гран При, а не Мика Хаккинен, выступавший в Испании блестяще, не Стюарт, Фиттипальди, Сенна или Мэнселл. Все великие выигрывают, но Михаэль выигрывает больше всех. Если же говорить не о статистических показателях, то наибольшее впечатление из побед Михаэля Шумахера в Испании произвел его триумф 1996 года. Дождевая гонка, которую Шумахер провел неподражаемо, разгромив непобедимые в том году "Уильямсы-Рено", обгоняя Вильнева по внешнему радиусу и завоевав свою первую победу в составе "Скудерии Феррари". Первую, из которых складывалась легенда Шумахера в "Феррари". Не меньшее впечатление произвела и гонка 1994 года. Тогда Михаэль не выиграл, он был вторым, а победил Дэймон Хилл, но как выступил Шумахер! Он лидировал, но на его "Бенеттон-Форде" отказала коробка передач. В работоспособном состоянии осталась лишь одна передача – пятая. Но Михаэль сумел: во-первых, тронуться на пятой передаче из боксов, во-вторых, войти в нормальный гоночный темп, а в-третьих, финишировать на подиуме, вторым! При этом лучшее время круга Михаэля Шумахера на машине с заклинившей на пятой передаче коробкой было четвертым результатом дня, уступая только лучшему кругу, показанному Шумахером на еще исправной машине и лучшим временам еще двух пилотов. То есть, быть более быстрыми, чем Михаэль на неисправной машине, в тот день смогли только два пилота, не считая самого Михаэля на исправном "Бенеттоне". Шумахер выиграл Гран При Испании в 1995, 1996, 2001, 2002, 2003 и 2004 годах. В 1997 году здесь победил Жак Вильнев на "Уильямсе-Рено" - лучшей машине чемпионата, в 1998, 1999 и 2000 – Мика Хаккинен на великолепном "МакЛарен-Мерседесе". В 2001 году Хаккинен пережил настоящую драму, когда его болид отказал на самом последнем круге, при том, что Мика лидировал с огромным отрывом. Это все дела минувших дней, а в последние годы пришли времена новых героев. В 2005 году с победы Кими Райкконена в Барселоне началась его погоня за Алонсо в чемпионате. Сам Фернандо в тот день стоял на второй ступени подиума, к радости трибун. Но уже на следующий год Алонсо удалось порадовать родные трибуны гораздо сильнее. В 2006 году победа в Гран При Испании осталась за потрясающим Фернандо Алонсо и его "Рено"! И, безусловно, в 2007-м Алонсо намерен повторить успех, на этот раз за рулем "МакЛарена". Трасса "Каталунья Монтмелло" была построена в 1991 году, и сразу же приняла Гран При Испании. На тот момент это был суперсовременный автодром. "Каталунья" остается одной из самых современных трасс в мире и по сей день. Кроме того, "Каталунья Монтмелло" - одна из самых требовательных трасс к качествам машины. В 1991 году в чемпионате мира Ф-1 дебютировали сразу две очень современные трассы – кроме Барселоны еще был французский Маньи-Кур. И если Маньи-Кур на долгие годы оставался эталоном Формулы-1 по части инфраструктуры, то "Каталунья" отличалась в первую очередь великолепным гоночным кольцом. В 80-х – 90-х годах было модно строить "стадионные" трассы, напоминающие увеличенные в масштабе картодромы. То есть напичкать на ограниченной площади как можно большее количество поворотов. При этом с трибун обычно видно большую часть трассы, что удобно для зрителей. Таких "стадионных" трасс в Европе полно, для примера достаточно привести тот же Маньи-Кур, Хунгароринг или Хоккенхайм после реконструкции. Гонщики не очень любят гоняться на таких трассах, где повороты порой наворочены один на другом, без всякой логики. Барселонская "Каталунья" была другой. Эта трасса естественно огибает местные холмы, при этом включая в себя сложнейший комплекс разнообразнейших участков. Неудивительно, что трасса стала одной из лучших в календаре. Именно по такому принципу стали строить автодромы десять лет спустя, в наше время, когда стараются на большом участке с интересным рельефом построить сложный, интересный комплекс разнообразных поворотов и прямых. Такие автодромы по интересу пилотирования приближаются к великим трассам прошлого. По такому принципу были построены "Сепанг" и "Сахир", но первой такой трассой можно считать "Каталунью Монтмелло". Гоночное кольцо берет старт с длинной, километровой прямой, на которой болиды развивают скорость свыше 300 км/ч. Напротив главной прямой несколько лет назад была возведена великолепная современная трибуна, не уступающая последним творениям Германа Тильке. Покрытие "Каталуньи" всегда было кочковатым, и на главной прямой болид прилично потряхивает. Стартовая прямая заканчивается жестким торможением перед первым поворотом – среднескоростной шиканой Elf. Удобное место для обгона, но только в теории – в реальности в Барселоне никогда не бывает много обгонов. Далее следует великолепная "Параболика", называющаяся здесь именем Renault. Отличное место – скоростной правый поворот Campsa, который проходится практически на полной скорости, газ в пол. Кроме того, здесь есть шпильки и разнообразные связки. Завершение круга также очень интересно: два плавных, довольно скоростных 90-градусных поворота, разделенных короткой прямой, после которых возвращаемся на главную прямую. Увы, но здесь не обошлось без ложки дегтя – в межсезонье короткую прямую разбили медленной шиканой. Раньше это был высокоскоростной участок, но теперь скорости прилично упадут. Разве что только может прибавится количество обгонов. Но трассу, на мой взгляд, это подпортило, сбивая хороший темп. Разнообразие поворотов, весь этот комплекс – это сложнейшее испытание для болидов, только на действительно хорошей, сбалансированной машине здесь можно показать быстрые времена. "Каталунья" - это "лакмусовая бумажка" для качеств шасси. Стартовая решетка нередко представляет следующее зрелище: одна команда целиком занимает первый ряд, другая – второй и т.д. В Барселоне все зависит от машины. "Каталунья Монтмелло" бросает вызов и шинникам: благодаря высокой температуре трассы, абразивному асфальту и большому количеству быстрых поворотов. И поэтому эта трасса – самый популярный тестовый полигон команд Формулы-1, которые проводят здесь целые недели в работе над улучшением своих гоночных болидов. На популярность "Каталуньи", как тестовой трассы влияет также и прекрасный теплый испанский климат, позволяющий комфортно тестироваться даже зимой. Вскоре мы точно узнаем расклад по силе шасси в сезоне-2007. Ответ на этот вопрос даст как квалификация, так и гонка за Гран При Испании. И если Фернандо Алонсо страстно желает повторить здесь свой успех, то "МакЛарен" должен подойти к Барселоне во всеоружии. Результаты предыдущего опроса
Особые мненияДжен. Я считаю, что Формула 1 хороша для тех гонщиков, которые достаточно хороши для нее. И возраст, цвет кожи, глаз, волос, размер ноги и предпочтения в еде никоим образом не влияют на умение гонщика обращаться с вверенной ему грудой штампованного железа, пардон - карбона, нашпигованного всякой сложной электроникой. Рискуют и демонстрируют скорость не только новички, и не только ветераны могут проявить в нужный момент хладнокровие и рассудительность. В последнее время Формула 1 обогатилась несколькими юными дарованиями, и мне не раз приходилось слышать от знакомых скептические, а порой и откровенно хамские заявления - мол, молодежи тут не место, пущай сначала опыта наберутся, а то развели детский сад на колесах. Чесслово, слыша такие тирады, хочется, как минимум, зажать уши. Прасцыце, а где именно молодые гонщики должны набираться опыта езды в Формуле 1, как не в Формуле 1?? И какой смысл молодому таланту болтаться в младших Формулах, если он там выиграл все, что мог, и ему осталась последняя ступень карьерной лестницы - Королевские Гонки? До тридцати накручивать круги за рулем карта, чтобы потом умудренные опытом (каким?...) болельщики сказали - о да, вот теперь ему можно доверить болид? Заниматься решением вопроса перехода гонщика на следующий, более advanced этап должны менеджеры этого гонщика, а также лица, каким бы то ни было образом к этому процессу причастные. Какое, в конце концов, кому дело до того, сколько лет гонщику? Он или может ехать, или не может. И решается вопрос его дальнейшего участия в гонках по результатам его работы, а не по тому, может ли он уже спиртное в магазине покупать или должен просить папочку. Формуле 1 нужны все, кто может справиться с теми непосильными для обычного человека требованиями, которая она предъявляет. Нужны и молодые, и ветераны - каждый из них уникален по-своему. И возраст тут совсем ни при чем. AzovDom. В Формуле должны выступать пилоты, которые умеют и ХОТЯТ обгонять, тогда она будет зрелищной. Vladimir Kiselev. Формула нужна, прежде всего, нам, зрителям. ;) А если серьезно, то и те, и другие имеют право на жизнь в формуле. Понятно, что учат друг друга. В дождевой гонке сразу видно кто что значит на трассе. Лично мне интересно видеть и тех и других. А потому и мнение особое. RomB. Считаю, что в разумных рамках в Ф1 должна присутствовать и молодежь, но и более "возрастных" пилотов должно быть больше. Вспомним Михаэля Шумахера, которого примерно 20-30% болельщиков буквально мечтали спровадить из "Формулы" еще с 2002-2003 гг. И что? – В 37 лет он продолжал оставаться лучшим в пилотоне пилотом. Если обратиться к истории автоспорта, то раньше пилоты продолжали оставаться в гонках гораздо дольше, хотя гонки 50-70 гг. ХХ века никто не назовет более простыми и безопасными, чем нынешние. И они, те пилоты, были вполне успешны – вспомним Хуана-Мануэля Фанхио, Джузеппе Фарину, Марио Андретти... Но не спорю и с тем, что молодежь может быть исключительно талантлива и "к месту" в Ф1, за примерами также далеко ходить не надо, они на нынешних трассах – те же Фернандо Алонсо и супер-открытие этого года Льюис Гамильтон. В общем, я бы примерно сформулировал так: моложе настоящего "британского" совершеннолетия (21 год) на трассах "Королевских гонок" юному пилоту делать нечего. Пусть добывает гоночный опыт (а он все же нужен...) в младших сериях. Верхнюю же возрастную планку вообще устанавливать нелепо – все люди разные, и у кого-то прекрасная физическая и гоночное форма может сохраняться до весьма зрелых лет. Если пилот в 40-45 лет конкурентоспособен, имеет желание продолжать гоняться и какая-то команда готова принять его в свои ряды – почему же нет?! ТрибунаИз материалов д/л "Ф1-Клуб"Полезные ссылки.I. P. Статистика Брайна Лоуренса: http://de.nntp2http.com/rec/sport/motorsport/formel1/2007/04/a619d8b6c7e0c626a383b6c9262d28fa.html.
RomB. Полный тех. регламент Ф1 2007 г. на русском. PDF, 249 кб. Ссылка: http://zagruz200.narod.ru/tr-f1-2007_ru.rar. Сколько материал там пролежит - "аз не вем", мне просто дали ссылку... Антидостижения Ф1©Frank Hopkinson (Off On F1)
2000-03-01 - Heroic F1 Failures
Перевод: Пухкал Иван (I. P.)
Статья первоначально была опубликована на сайте "Off On F1". Российским читателям он был известен по переводам f1-smile.ru ("Дело о цыпленке: птицефайлы" и "Дело о цыпленке 2001"). Сайт не обновлялся уже в период существования f1-smile.ru. Но тем не менее, копии материалов сайтов еще живы - "Off On F1" сохранил rivals.net. [По поводу копий материалов f1-smile.ru - см. эту тему нашего форума ]. Приводится в сокращении. - И. П. Как однажды сказал Дерек Уорвик, автогонки на 10 % ликование и на 90 % - разочарование. В этой статье Off On F1 расскажет истории из этих 90 %, причем такие, где все не просто пошло не так - все превратилось в совершенно кошмарное зрелище. Худший участник квалификаций: Педро Чавес, 1991Педро и его ненадежный Coloni C4 не смогли пройти предквалификацию в каждом Гран-при, в котором он участвовал в 1991. Тогда старт могли принять только 26 машин, на которые претендовали 34 и более участника, из-за чего не столь успешным командам Ф1 нужно было пробивать себе дорогу с помощью молодежи. Педро не только не преодолел этот барьер 13 раз, но и разбил машину в 8 из них. Клаудио Лангес на EuroBrun ER189 в 1990 не справился с предквалификацией 14 раз, причем на стартовою решетку ему не удалось попасть вообще ни разу. Агури Сузуки принадлежит исключительное достижение в 16 непопаданий из 16 попыток (West Zakspeed, 1989), но позже он покинул эту команду и разрушил столь блестяще начинавшуюся карьеру, выступая за более успешный коллектив. Он даже финишировал третьим на Гран-при Японии в следующем сезоне. Самый безнадежно невезучий гонщик Ф1: Иван КапеллиМногие из гонщиков Ф1 продали бы родную мать за право пилотировать машину Эдриана Ньюи. Ивану удалось сойти на машине Эдриана Ньюи, Leyton House March, в 15 из 16 гонок сезона 1989. Двумя годами позже, в 1991, он сошел в 12 из 14 гонках. Это достижение даже делает невнятные результаты BAR в 1999 вполне удовлетворительными. Самая короткая карьера в гонках Гран-при: Марко АпичеллаОдна минута. Именно столько понадобилось Jordan Марко Апичеллы, чтобы попасть в завал на первом круге на Гран-при Италии 1993. Это была его первая попытка. Она же стала и последней. Самое преждевременное празднование победы: Найджел МэнселлНайджел Мэнселл лидировал на протяжении 68 кругов канадского Гран-при. Всего гонка состояла из 69 кругов. На 65 круге он показал лучшее время. На самом последнем круге, когда Найджела заботили только приветственные жесты в адрес публики, отказала электрика его машины. Он все же попал в итоговый протокол, на шестом месте и в круге от лидера. Самое разрушительное празднование победы: Витторио БрамбиллаВитторио Брамбилла, которого с любовью называли "гориллой из Монцы" (в большей степени за стиль вождения, нежели за внешний вид), был настолько переполнен эмоциями, что он поднял свои руки вверх в знак торжества. В результате машина отправилась прямиком в барьеры. Тем не менее, очевидцы говорят, что это был для него совершенно естественный стиль вождения. Худшая машина гонок Гран-при: Ники Лауда считает, что это March 721XОн описал ее в журнале Motor Sport так: "Наверное, в первый раз я пилотировал 721X в Сильверстоуне. Это была та еще квашня. На самом деле. Никакой прижимной силы, недостаточная поворачиваемость, избыточная поворачиваемость, медленна на прямых и совершенно ужасное переключение передач. Все это никак не менялось, когда бы я ни сел за ее руль: в первый раз или в последний. Все изменения были без толку. Пилотировать ее было невозможно, я ничего не мог с ней поделать." Худший пит-стоп: Дэвид КултардСвою выдающуюся карьеру в Williams Дэвид Култард закончил, воткнув свой FW17B в ограждение на Гран-при Австралии в 1995. В общем-то, не такое уж это и преступление, когда ты борешься на трассе за каждую десятую. Но Дэвид сделал это на въезде на пит-лейн для запланированной остановки. И, в довершение всего, он на тот момент лидировал… Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #22Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)
Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса" Гран-при Австрии4 августа "почти-чемпион" Джеки Стюарт услышал по радио, что Гран-при Мексики отменили. Без Родригеза он лишился смысла для организаторов. "Good news", - сказал мне Джеки в телефонном разговоре: при счете 51:19 ему достаточно всего лишь одного третьего места для завоевания титула, даже если Икс выиграет все четыре оставшихся этапа. "Но я не чемпион по математике", - сказал Джеки, - "я хочу побеждать. В этой гонке, в следующей, еще в двух или трех в этом году". Стюарт был опьянен победами. Имея их уже пять, он все ближе приближался к рекорду Джимми Кларка (семь триумфов в 1963 году). Поскольку Рут, секретарша Джеки, лежала в постели с воспалением легких, Джеки попросил меня организовать частный самолет до Цельтвега, плюс разрешение на посадку на военном аэродроме. Канцлер доктор Крайски великодушно выдал команде Гран-при постоянное разрешение на взлет и посадку. "Я собираюсь улететь уже в воскресенье", - обьявил Джеки. Помня о прошлогоднем спектакле, когда Джеки увез из бушующего котла вертолет ORF, потому что следующим утром в Лондоне должна была состояться презентация таинственной новой машины Tyrrell, я спросил у Джеки: "Опять новая машина?". Не совсем, улыбнулся он, в Цельтвеге я получу только удлиненную колесную базу. "А старый-добрый Tyrrell 001 объявят к продаже в лондонской газете, с полным указанием пройденных миль". Коллекционная вещь стоит около миллиона. На Остеррайхринге Стюарт опасался не только Ferrari. "У Lotus 72 с Фиттипальди будет лучшая гонка сезона, но больше всего я боюсь Зифферта на BRM. Зеппи уже слишком давно теряет победы". BRM появилась в Цельтвеге с командой из четырех человек: белыми машинами управляли Зифферт, Генли, перешедший из McLaren Гетин и дебютант Марко. На первоначальный отказ организаторов принять позднюю заявку Гетина, Тим Парнелл ответил: "Если запретят стартовать Гетину, тогда Марко тоже не поедет". Сертиз был все еще зол из-за неудавшегося старта на Нюрбургринге и пригрозил Марко дисквалификацией от ФИА. Но Хельмут ведь юрист. В резиденции Tyrrell, в вилле "Пэр" на краю леса, даже у коров отрезали колокольчики, чтобы ничто не беспокоило утренний сон мистера Стюарта, а Стюарта Тернера настолько восхитила атмосфера "Sound of music", что он "все время ожидал, что из леса выйдет Джулия Эндрюс". В то же время в гоночном лагере делали последние приготовления на собранном за 30 часов March-Ford, Ники Лауда станет одним из 49 гонщиков, соперничающих между собой в Больших призах 1971 года, одним из 14 дебютантов Формулы 1 и одним из тех семи, которые воспользовались придуманной March и скопированной Surtees системой "Rent-a-car". Взять напрокат машину на одну гонку стоит скромные 200 000 шиллингов. Ники Лауда: Почему не в разделе экономики?Не удивительно, считают люди: что такое 200 000 шиллингов для Лауды? Чей дед доктор Ханс Лауда, почетный президент союза предпринимателей, президент Красного креста, почетный сенатор Технического института, командор французского ордена Почетного легиона и так далее, владеющий всеми мыслимыми знаками отличия, от пожарников до мальтийского рыцарского ордена. Чьи родители владеют контрольным пакетом акций бумажной индустрии. Но это мнение абсолютно неверно. Отмеченная высокими наградами и обеспеченная семья была всегда против гоночной карьеры их нежного, худенького Николауса. А фамильный совет и сегодня еще говорит: Ники "только тогда станет настоящим Лаудой, когда в серьезной прессе его имя будет стоять не на спортивных страницах, а в разделе экономики". Главное, Ники с точки зрения финансов полностью независим от своей семьи, что должно быть само по себе достаточно сложно. И для своей карьеры он сам голодал, экономил и, если выражаться точнее, выстроил ее с таким умом, который трудно ожидать в его возрасте (родился 22 февраля 1949 года). В 14 лет он водил по автостраде большой грузовик фирмы, само собой, ночью, когда можно было не опасаться патруля жандармерии. На деньги, заработанные на каникулах, он купил себе дряхлый кабриолет VW, на котором он в поместье своих родителей прыгал по собственноручно построенным трамплинам. В гимназии он подружился с Петером Дрекслером, сыном "торгового барона" и футбольного президента. Пока папа был на матче, ребята брали из гаража Austin Cooper S1300 и гонялись на нем по горным дорогам. Авария не заставила себя ждать. Чтобы прикрыть друга, Ники купил обломки за 38 000 шиллингов, которые ему одолжила бабушка. Вскоре Лауда поменял этy машину на гоночный Mini чемпиона страны Баумгартнера, но остался должен продавцу 40 000 шиллингов, которые надеялся заработать в первом гоночном сезоне. И тут же Ники выиграл все горные гонки. В 1968 году история повторилась с гонщиком на спортивных машинах Петером Петером и его Porsche 911S. "Петер посмотрел на семью, на дом в Петцляйндорфе [прим.: аристократический пригород Вены] и представить себе не мог, что может не получить свои деньги". Между тем Ники ездил в Формуле V и Формуле 3. А в Асперне он настолько эффектно перевернулся, что это даже показали по телевизору, и семью Лауда чуть не хватил удар. На отвратительной машине МакНамары Ники постоянно "попадал в аварии, какие бывают в Формуле 3", в Ногаро он столкнулся с Панклем, в Зольдере - с машиной скорой помощи. Для того чтобы купить в 1970 году у Алана де Кадене Porsche 908, не имея денег, он взял кредит на 600 000 шиллингов. Обеспечением служила эта спортивная машина. Это уже было очень похоже на аферу. "Одна единственная авария и мне бы пришел конец", сказал Ники. Осторожно, никогда не раскручивая больше чем до 8200 оборотов, Лауда всегда приводил Porsche к финишу, иногда на первом месте. А если для гонок на длинные дистанции ему требовался напарник, то тот платил страховой взнос. В конце 1970 года Лауда продал Porsche и выплатил обратно кредит. Богаче он не стал, но престиж его возрос. В 1970 году Лауде купили место в команде Формулы 2 March. 500 000 шиллингов заплатили "Erste osterreichische Sparkasse" [прим.: 1-й Сбербанк Австрии] и "Bosch", под обеспечение Ники отдал свою (повышенную) страховку. Он бы даже продал душу дьяволу, чтобы попасть в формульную машину. Но благодаря тому обстоятельству, что дед Лауда и генеральный секретарь сберегательных касс Адамек случайно встретились на заседании попечительского совета, и дедушка выразил свои "сильные сомнения", нить к Формуле 2 чуть было не порвалась. "Дед, ты должен это исправить!", - потребовал Лауда. Вскоре в March начали хвалить "профессиональное отношение" Ники: "он ездит быстро и не болтает". В Руане он даже лидировал перед Петерсоном, пока сигналы из боксов и поднятый кулак не передвинули его на второе место. Для будущего важно, что Петерсон и Лауда хорошие друзья. Лауда всегда ездил быстро, но часто страдал от маленьких, обескураживающих неудач. После менее чем 20-ти гонок в монопосто, теперь он тренировался для своего первого Гран-при: самый молодой в пелетоне. Оба австрийских новичка в Формуле 1 - Марко и Лауда - осторожно принялись за первую тренировку. Ни боксы BRM, ни March не показывали поначалу каких-либо сигналов. Марко было трудно вытянуть свои длинные ноги в кокпите Родригеза, зато для Лауды, который ниже де Адамича, не хватало хода педалей. Были предписаны и ограничения оборотов: 10500 для Хельмута и 9000 для Ники. И все равно дряхлый мотор Лауды скончался уже после двенадцати тренировочных кругов. Сломался и транспортер у McLaren; уже в четвертый раз в этом году на пути к Гран-при. Грэм Хилл прибыл прямо с гольфа в Тунисе. Жаки Икс сменил жилье и переехал к друзьям на озеро Верт в Пертшах, после каждой тренировки туда летал Удо Юргенс. Регаццони ругался и бушевал, потому что у него украли гоночную куртку вместе с дорогими наручными часами. Для австрийской публики Джеки Стюарт уже давно превратился в "запасного любимца" и соответственно сорвал бурные аплодисменты, когда возглавил список уже после первой тренировки с 1:37,65 - на 1,2 секунды быстрее, чем прошлогодний поул Риндта. За ним следовали Икс и Регаццони. "Мы прекращаем попытки побить Стюарта", - в боксах за мортаделлой и ламбруско признал Форгьери. Но Ferrari хотя бы избавились от проблем с вибрацией, используя теперь прошлогодние шины, что Иксу показалось странным: "Мы сделали шаг назад - и все же стали быстрее?". После скандала на Нюрбургринге Штоммелен теперь сидел в машине Сертиза и сразу стал быстрее своего шефа, которого опередил даже Марко, "что показалось мне немного странным". В пятницу быстрейшим был Фиттипальди. "Впервые в этом году Lotus 72 шел действительно оптимально", - радовался бразилец. Оба Brabham остановились в боксах с поломанными полуосями. Зифферт старался на двух BRM: своей старой и новой с короткоходным двигателем, которому, согласно конструктору Соутгейту, "требуется 150 миль для настоящей обкатки, а Зеппи проехал пока что только 100". Швейцарца мучали перебои в зажигании. Последней тренировке предшествовала суматоха. Все менеджеры команд подписали петицию о переносе последней тренировки вперед, чтобы между ее окончанием и стартом гонки механики получили 24 часа времени. Максу Мосли поручили собирать подписи, но он единственный отказался, так как ждал из Англии самолет с запасным мотором для Лауды и, главное, более мощный двигатель для Петерсона. То, что Тиррелл и Мосли друга на друга наорали, ничего не изменило. Стюарт быстрее не стал. Зато Зеппи Зифферт в сказочном последнем рывке побил время шотландца на 0,21 секунду, оттеснил Джеки с лучшего стартового места и завоевал свой первый поул после Мехико 1969. Кстати, и для BRM первый после Уоткинс Глена в 1965 году благодаря Грэму Хиллу. Стюарт поздравил, и Зеппи представил его своей матери: "Если бы Вы, мадам, остались дома, то у Йо не было бы стимула, и я стал бы лучшим на тренировке", - пошутил Стюарт. В субботнюю ночь, пока Чепмен вместе с представителем Golden Leaf праздновали продление спонсорского договора, пока Лауда злился, потому что вынужден был отдать свой мотор Беттлеру, пока Икс сидел в Пертшахе, десятки тысяч болельщиков превратили всю местность в шумную атмосферу поп-фестиваля. Как и на каждый Гран-при, прибыли почти 20 000 швейцарцев. Их надежды триумфировать вместе с Йо или Клеем часто не сбывались. Но они несломленно продолжали надеяться дальше. В полночь они барабанили по крышам машин и орали хором "Зиф-ферт! Зиф-ферт! Зиф-ферт!" и флаги со швейцарским крестом хлопали на ветру в шабаше перед Гран-при. Почти перед каждым Гран-при. Продолжение следует Партнеры
Выходные данныеРедакция
Редакционная политика- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи. - Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции. - Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные. - Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения. - Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна. Технические вопросы- Полный тираж издания: 22087 экз. - При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom). Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
© "Ф1-МОМК"
|
В избранное | ||