Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #251 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #251 от 3 мая 2007 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
Ф1-Калейдоскоп - Пробежки по новостям
"Спорт Сегодня" представляет
Дневник Больших Призов: март-апрель
Что же мешает хорошему пилоту?

Книги
История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #21-2
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна
ГП Бахрейна в исполнении ведущих различных каналов

Детали
Партнеры
Выходные данные

Вопрос номера


Считаете ли вы, что Ф1 хороша
лишь для молодых пилотов?
 

Памятка голосующим:

- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Для голосования выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Ф1-Калейдоскоп - Пробежки по новостям

Дмитрий Федотов (Floters)

После лирических отступлений прошлых рассылок, перед очередным Гран-при есть самое время быстренько глянуть на произошедшее в Ф-1.

Для начала отметим событие двухнедельной давности – Макс Мосли и ФИА, наконец-то, утвердили положительно вопрос о клиентском шасси. Это дает, в общем-то, зеленый свет таким командам как "Торо Россо" и "Супер Агури", которые, как мы прекрасно знаем, используют болиды "старших братьев". Ура, Макс, что бывает с ним не так часто, не сумел извратить хорошую мысль и правильно все сделал. По словам президента ФИА, проще обеспечить участие 12 команд в Формуле-1 из частников и автопроизводителей, чем из одних автогигантов.


Между тем, сами автогиганты, параллельно готовясь к гонке в Испании, с удовольствием развлекают публику – BMW Sauber с Ником Хайдфельдом совершили историческое событие, прокатившись по "старой петле" Нюрбургринга на боевой гоночной машине. Любопытно, что BMW регулярно устраивает подобные покатушки. Так, например, за рулем дорожной машины по Нюрбургрингу успел прокатиться и Жак Вильнев. Кстати, еще любопытнее то, что Жак, успев поездить по легендарной трассе, в итоге, покинул команду. Теперь на очереди Ник? Вполне может быть, учитывая, что Себастьяна Феттеля активно тренируют, а Роберт Кубица и так "вне подозрений". По слухам, к персоне быстрого Ника проявляется интерес "Тойота", которую совсем перестал устраивать Ральф Шумахер – немец получает гигантскую зарплату, а толку от него совсем мало. Временами Ральф бывает очень быстр, но начало этого сезона у брата многократного чемпиона совсем не заладилось.

Вообще, если пилотские перестановки в "Тойоте" лишь ожидаются, - кадровые уже состоялись. Официально, летом уйдет с поста руководителя команды Цутому Томита, а на его место придет Тадаши Ямашина. Конечно, всем известен японские кадровые дела, когда человек, достигнув пенсионного возраста, тут же отправляется в отставку, однако в случае с Томитой отставка более чем ожидаема. С тех пор как японская команда появилась в Ф1, лучшим результатом стало третье место в Кубке Конструкторов в 2005, но при этом, первого подиума команда добилась все в том же 2005-м, а побед, вообще, до сих пор не было. Удивительно не то, что Томита уходит в отставку, а то, что он так долго продержался у руля команды. Сумеет ли Ямашина создать команду, которая будет бороться за победы – тот еще вопрос...

Наконец, технические новости. В Барселоне на этой неделе проходят тесты команд Формулы-1. Как и ожидалось, лидируют пилоты "Феррари". "Уильямс", после аварий Росберга и Накаджимы, вместе со "Спайкером" закончили испытания, а вот остальные, все еще продолжают проверять различные технические новинки. Например, "Рэд Булл" проверяет свою бесступенчатую коробку передач и, как кажется, глядя на итоговые протоколы, дела идут очень даже неплохо. Также коробки передач тестировали и "Супер Агури", и "Уильямс", а "Мак-Ларен" появился на этих тестах с новым передним антикрылом. Помимо них новую аэродинамику тестировали и в "Феррари". Судя по этим новостям, вполне возможна небольшая корректировка сил на предстоящем 13 мая Гран-при. Подождем недельку.

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
2 мая 2007 г. - Росс Браун: «Решение приму после встречи с руководством «Феррари»
1 мая 2007 г. - Хейкки Ковалайнен: «Много работаем над устранением недостатков»
1 мая 2007 г. - Ник Хайдфельд: «Мы сделали очень много за последние два года»
1 мая 2007 г. - Райкконен показал лучшее время на тестах в Барселоне
1 мая 2007 г. - От волшебства к бессмертию
30 апреля 2007 г. - Педро де ла Роса: «Алонсо быстро влился в новую команду»
29 апреля 2007 г. - Мартин Уитмарш: «Наша цель - выигрывать каждую гонку»
29 апреля 2007 г. - В «Рено» начали работу над машиной для следующего сезона
29 апреля 2007 г. - Льюис Хэмилтон: «Победа - уже не мечта, а цель»
29 апреля 2007 г. - Михаэль Шумахер поможет «Феррари» в Испании
28 апреля 2007 г. - В Барселоне будет аншлаг
27 апреля 2007 г. - Мартин Уитмарш: «Алонсо может добиться большего»
26 апреля 2007 г. - «Продрайв» определился со спонсорами
26 апреля 2007 г. - В «Макларене» изменили аэродинамику болида
26 апреля 2007 г. - Гонщик «Формулы-1», яхтсмен и гольфист сразятся в своих дисциплинах друг с другом
26 апреля 2007 г. - В следующем сезоне сменится руководитель "Тойоты"
26 апреля 2007 г. - Командам "Формулы-1" разрешат использовать клиентские машины
25 апреля 2007 г. - Хейкки Ковалайнен: "Рено" еще покажет свой настоящий уровень"
25 апреля 2007 г. - Не потерять бы в серебре
25 апреля 2007 г. - Ночные гонки пока не получили одобрение ФИА
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Дневник Больших Призов: март-апрель

Перевод: Пухкал Иван (I. P.)
Публикация с любезного разрешения автора

Возмутительная ошибка прессы

Просто возмутительный случай произошел сегодня в медиа-центре мельбурнской трассы, когда оказалось, что журналист одного из британских таблоидов не смог включить в статью про Льюиса Хэмилтона слова "черный", "Тайгер Вудс" или "скромный парень". Ведется расследование причин и последствий этой ошибки, а аккредитация самого журналиста приостановлена до выяснения всех обстоятельств случившегося.

Ральфа - на прокачку

Легко можно понять, когда большие гонки приезжают в ваш город. Нет, не только из-за того, что цены на места в гостиницах вырастают вдвое (в четыре раза, если вы - житель Бахрейна). Одним из важных признаков является то, что толпы начинают собираться вокруг гонщиков Гран-при, которые совершают глупые действия.

Дорогу торят Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо, развлекающиеся на пляже с парочкой местных красоток (и уже ставшими привычными мобильными телефонами).

По известной только ему причине Энтони Дэвидсон посетил зоопарк, где вдоволь наобнимался с коалой примерно одного с собой размера. В это же время Дженсон "Я выключаю ТВ из сети" Баттон и Рубенс Баррикелло продолжили спасать планету в очередной местной школе.

Наиболее захватывающе время провел третий лучший пилот Ф1, Ральф Шумахер, весь день посвятив парку, в котором он накачивал шины для Bridgestone.

Шуток типа - чувствует ли себя "эмоционально выдохшимся" Ральф после довольно неудачных зимних тестов - не будет.

Сато - за Йоркшир!

Это могло бы показаться маловероятным, но гонщик Super Aguri, Такума Сато, был выбран Йоркширским советом по туризму в качестве нового пресс-атташе по вопросам пищи. Неожиданное назначение произошло после того, как Такума в последнем выпуске F1 Racing признался в своей любви к йоркширскому пудингу.

Восторженный Сато: "Йоркширский пудинг произвел на меня огромное впечатление, это настолько вку-усно!"

Крис Вуд, председатель Воскресного обеденного общества, сегодня заявил: "Это просто отлично - иметь звезду уровня Такумы, восхваляющего достоинства Йоркшира". "В течение некоторого времени продажи пудингов неуклонно снижались, и это событие может повлиять позитивно на всю индустрию выпечки" - продолжил он.

К сожалению, Таку в очередной раз доказал старую поговорку, что нельзя удовлетворять всех людей постоянно, когда в той же статье он подверг критике само понятие "английского завтрака", оценив его как "ужасный" и "непростительный", что отправило британские продажи поджаренного хлеба в пике.

Голландский аукцион

Наберите в строке поиска на Ebay ‘F1’ и вы получите более чем широкий выбор товаров: от странно выглядящих автографов до брелков и стольких кепок, что даже трудно представить.

Комики из Голландии (Spyker) тем не менее решили выйти на этот рынок изящно. Не обязательно ограничиваться формой сотрудника Британского автомобильного клуба - если у вас есть пара лишних миллионов фунтов, вы можете купить сезон спонсорства на капоте F8-VII.

Следует однако заметить, что планы Spyker заработать больше звонкой монеты, могут обернуться против них самих. Ходят слухи, что предлагаемое место могут выкупить их соперники, команда не испытывающая проблем с финасированием - Red Bull.

Считают, что производитель шипучих напитков планирует менять текст на наклейке от гонки к гонке. Слоганы, например, могут выглядеть так: "Toro Rosso - 100 % подлинник!" и "Машина впереди вас - это Red Bull!"

Все, что им нужно - чуток краски

Новая "земная" раскраска Honda не только вызвала эстетические споры, но, возможно, это дизайнерское решение прямо повлияло на скорость машины.

Как сообщает газета The Times, внешний вид машины мог стать одной из причин значительной потери скорости RA107.

Как оказалось, "Земля" была нанесена посредством процесса, называемого "обертыванием в графику". При толщине в 69 микрон (сделаем вид, что мы все понимаем о чем это), подобное покрытие значительно тяжелее обычной краски.

Мы обратились к лучшему дизайнеру Брэкли, мистеру Стиву Ходжсу, который подтвердил эти опасения: "Когда я впервые увидел машину на трассе в Мельбурне, сначала я подумал, что проблема в недостаточном механическом сцеплении и смещении потока воздуха к передней части машины."

"Тем не менее, позже стало ясно, что все это - издержки процесса окраски. Я был бы более чем счастлив, если бы с машины сняли все эти картинки и перекрасили ее в, скажем, бледно-желтый или бледно-лиловый (это бы смотрелось неплохо). Я вполне могу справиться с этим. Наличный расчет и никаких лишних проводок через бухгалтерию."

Honda пока никак не отреагировала на предложение мистера Ходжса.

Что же мешает хорошему пилоту?

Алексей Ким (Alex UZ)

При прочтении обзора наличие чувства юмора или жалости к умственным способностям автора приветствуется.


Да, действительно – что? Что мешает им быть первыми в гонках, в которых участвует всего двадцать два пилота? Настоящий обзор ставит своей целью скрупулезно и досконально изучить проблемы современных пилотов Первой Формулы и систематизировать полученную информацию. Вполне возможно, по итогам сезона настоящие анализы будут переданы в ФИА для совершенно необходимой реакции – перестройки автодромов, внесения изменений в Технический регламент и прочей ерунды, которой они все равно занимаются – или вслепую, как сейчас или целенаправленно – по методикам и рекомендациям, подобной этой. Итак, ура, мы начинаем!


Как известно, всякое серьезное начинание требует научного подхода. Поначалу автор немало поломал голову над тем, как хотя бы подступиться к нелегким проблемам, которые испытывают наши подопытные. Потом занялся изучением аналогичных трудов отечественных и зарубежных авторов и выяснил, что над этим ровным счетом никто ранее не работал или настолько засекретил результаты исследований, что найти их в Интернете не представилось возможным. И тогда автор направил свои стопы в ТашНИИПТБ – Ташкентский НИИ Проблем Танцоров Балета. И правильно сделал! О размахе проводимой институтом подобной работы и о своем желании помочь с нами поделился директор ТашНИИПТБ, г-н Паниковский: "Наш институт, ранее филиал всесоюзного НИИ, вот уже более 80 лет занимается исследованием проблемы хороших танцоров. К сожалению, после развала СССР объем инвестиций значительно сократился и мы потеряли ценнейшие научные кадры. На излете Перестройки силами всего персонала, а тогда это было более 300 специалистов, мы пришли к совершенно ошеломляющим выводам, идущим в разрез с традиционной причиной. К сожалению, безденежье повлекло за собой застой в этой стратегической работе и она до конца так и не доведена. Я могу предложить Вам обратиться к профессору Кляйну, руководителю Лаборатории "Па_ногой". Он обязательно поможет Вам..."


И профессор Кляйн помог! В результате мы с ним вывели одну важную аксиому - пилот изначально должен рассматриваться как совершенство – то есть он всегда хороший, если хотите – мягкий и пушистый и лишен всяческих недостатков. Он – божество, окруженное бездарями-инженерами, хрупкой и ненадежной техникой, вынужденное тупо кататься этих драндулетах по много кругов в окружении равных себе по мастерству и божественности. По поводу технических вопросов Кляйн сразу отказался участвовать в этом научном исследовании, заявив следующее: "Если парню неудобно в кокпите – это сразу ко мне, а так я ничего в этих Ваших "избыточных поворачиваемостях" не понимаю".


В качестве основного источника информации был выбран сетевой ресурс Частный сайт о больших гонках, выбран по многим причинам, основные из которых – достоверность информации, компактность размещения и красота изложения материала: ГП Австралии, Фернандо Алонсо: "Но, как я уже сказал команде, сегодня мы сделали серьезную заявку на победу и доказали, что приехали сюда не расслабляться. Команда продемонстрировала большой потенциал, и я с нетерпением жду следующей гонки". Не скрою, автор мысленно подставил в необходимых местах последней фразы слова "в ответ" и "теперь", что ничуть не умаляет шикарный литературный перевод новостей на этом замечательном сайте. Главное, как говорится, в регулярности.


Главные странички, с которых взяты основные факты – "После гонки". Они содержат подробные описания проблем от самих пилотов и, если спортсмены, чисто из ложной скромности, промолчали о них (проблемах), то там же есть комментарии их директоров. Пример:

Дженсон Баттон, 15-й: "Не самый удачный день. Первый отрезок я ехал с большим количеством топлива, но мне пришлось рано заехать на пит-стоп из-за избыточной поворачиваемости. На первом пит-стопе я попросил сменить переднее крыло, но из-за проблем с радио команда не смогла мне ответить. Когда я снова заехал в боксы, крыло поменяли, но разницы не было. Так что проблема может крыться где-то в аэродинамике передней части шасси. Если это так, надо срочно с этим что-то делать. А затем я схлопотал штраф в виде проезда через пит-лейн. Мы знаем, в чем наши проблемы и что надо сделать для их устранения, у нас в запасе три недели и еще одни тесты. Надеюсь, нам удастся добиться прогресса уже к следующей гонке в Малайзии."

Неподготовленному исследователю это покажется просто мешаниной жалоб, но тщательный анализ выявляет кодовые слова "Избыточная поворачиваемость, аэродинамика, радио, штраф". Вы представляете, каково это – быть божеством (совершенством) и испытывать какое огромное количество проблем на протяжении каких-то полутора часов гонки? При этом, проблем не смогли избежать даже победители гонок!

Есть и различия в подаче проблемы - если в высказываниях Баттона чувствуется, что парень говорит "на эмоциях", то Ред Булл, напротив, показывает кардинально другой подход к подаче проблем. Есть мнение, что они берут кодовые слова и в высокохудожественной форме, в несколько этапов, покрывают их словесной оболочкой. Примером может служить высказывание спортивного директора этой энергетической команды после ГП Бахрейна:

Кристиан Хорнер: "Описать сегодняшний день можно двумя словами - сплошное разочарование. Со своей стратегией Дэвид претендовал на звание гонщика дня. Он обогнал более десятка машин, реально мог заработать очки и вынужден был сойти из-за поломки ведущего вала. Марк хорошо стартовал и на первом отрезке постоянно атаковал Физикеллу. К сожалению, на втором отрезке он потерял время из-за проблем с топливным клапаном и в итоге сошел из-за отказа коробки передач. Нам нужно как можно скорее избавиться от этих проблем с надежностью - они совершенно недопустимы. Однако наш прогресс налицо; обе машины должны были сегодня заработать очки."


Однако, так или иначе, перечень и регулярность проблем налицо и пора систематизировать их. Зачнем.


Шасси и настройки. В хит-параде жалоб спортсменов именно форма болида, его хрупкость и ненастроенность на конкретную трассу лидирует – в итоге эта позиция набрала 29,57% от общего перечня проблем. В эту позицию входят: недостаточная и избыточная поворачиваемость, настройки баланса, аэродинамики и управления, тормоза и т.п. Этот факт во многом говорит о вопиющем непрофессионализме персонала команд, от инженеров-разработчиков до гоночных механиков. К сожалению, меры, предлагаемые ФИА для искоренения этого зла ничтожно малы – планируемая унификация не всех, а только части узлов (переднее и заднее антикрылья, EQU двигателя и некоторые незначительные элементы) не способна кардинально изменить ситуацию к лучшему. И здесь у технических служб ФИА непочатый край работы.


Трассы (23,48%). В эту позицию включены, на первый взгляд, совершенно хаотичные проблемы. Здесь присутствуют трафик, столкновения, аварии, вылеты, ветер в 4-м повороте, грязная часть дорожного полотна. Но на самом деле, все они говорят об общем зле современных автодромов, как старых, так и тилькодромов – узости трасс. Ведь, в самом деле, многих столкновений и аварий, проблем с обгонами круговых и рядом расположенных божеств можно было бы избежать, будь трасса в несколько раз шире. В этом случае грязь и ветер будут распределены по дорожному полотну более равномерно. Самой неудобной для езды из прошедших этапов сезона признана пилотами трасса в Сепанге (27,03% от общего числа проблем ГП Малайзии), далее следует Альбертс-парк (22,5% для ГП Австралии) и замыкает этот позорный список Сахир (21,05% для ГП Бахрейна). Если говорить об усилиях ФИА, то, пожалуй, вместо усиления борьбы за безопасность пилотов при столкновениях, Федерации стоит задуматься о введении единого стандарта на ширину трассы и установить ее, в зависимости от скорости прохождения с 20 до 50 метров.


На третьей строчке рейтинга расположились системы управления стартом – ABS, точнее жалобы на Плохой старт (12,17%). Как известно, возможности Феррари и, скажем, Спайкера в разработке программ управления двигателем при старте - несколько различаются и, как итог, жалобы на плохой старт чаще всего звучат за пределами первой тройки топ-команд. К счастью, ФИА уже отреагировала на эту проблему, запретив со следующего года системы трекшн-контроля, что, однако, не исключает введение командами нелегальных электронных систем управления воздухозаборниками, тормозами, коробками передач и другими частями болидов.


Шины (10,43%) занимают четвертое место по частоте проблем. Стирание, гранулирование шин и медленные проколы затронули в той или иной степени каждого третьего спортсмена. Однако команды должны хорошо понимать (и разъяснять своим пилотам), что единственный поставщик резины в отсутствии конкурентов никак не заинтересован в обеспечении качества своей продукции и если подобная ситуация происходит, то это попросту вопрос случая. ФИА в данном случае здесь не причем – Мишлен сам отказался от тендера, а другие не захотели пачкаться очевидным проигрышем.


Двигатели/КП (6,95%) и Клиентские машины (6,95%) поделили пятое и шестое место рейтинга. И если с "пламенными сердцами" понятны причины и роль Федерации в уменьшении этого зла, то клиентские машины "Итальянских бычков" и "Супер Хонды" серьезно мешали в первых двух Гран-При представителям Спайкера и Вильямса, можно сказать, оскорбляли самим фактом своего "нелегального" существования. Проблема рассосалась сама по себе, сразу после того, как Макс и Берни дали необходимые пояснения командам.


Остальные строчки списка характерных проблем заняли штрафы, поломки радио и криворукие механики на пит-стопах. Причем довольно часто штрафы следовали из-за проблем с радиосвязью, а механики просто отходили на пару секунд от пышущих жаром подъехавших болидов, дабы насладиться глотком-другим более-менее прохладного воздуха Сахира и Сепанга. Это временные, не хронические, сложности исчезают чаще всего сами по себе, после того, как персонал команд возвращается в Европу, а следовательно и домой, как говорится, обнять коня, напоить жену.


И наконец, перед тем, как обнародовать таблицу результатов, представляем Вашему вниманию тройку уникальных проблем пилотов, по одному на каждый этап:

ГП Австралии, Кими Райконнен, Феррари – скука, полудрема, отсутствие на борту автопилота.

ГП Малайзии, Дэвид Култхард, Рэд Булл – оригинальное конструкторское решение Ньюи, выраженное в совмещении рулевой колонки с педалью тормоза.

ГП Бахрейна, Фернандо Алонсо, МакЛарен – ночное падение на болид #1 в боксе осветительного комплекта из: четырех ламп дневного света, дросселей, стартеров, трех метров электрических проводов, металлических зеркальных отражателей и спонсорских наклеек.


Наименование группы проблем ГП Австралии ГП Малайзии ГП Бахрейна Итого
Шасси и Настройки 25,00% 13,51% 50,00% 29,57%
Трасса 22,50% 27,03% 21,05% 23,48%
Плохой старт 5,00% 16,22% 15,79% 12,17%
Шины 12,50% 13,51% 5,26% 10,43%
Двигатель/КП 7,50% 8,11% 5,27% 6,95%
Клиентские машины 10,00% 10,81% 0,00% 6,95%
Радио 5,00% 5,41% 2,63% 4,35%
Штрафы 7,50% 2,70% 0,00% 3,48%
Механики 5,00% 2,70% 0,00% 2,61%
Уникальные проблемы 0,00% 0,00% 0,00% 0,01%
Итого 100,00% 100,00% 100,00% 100,00%

Сходы.


Но самая большая проблема – сход пилотов Формулы-1. Как это происходит? Чаще всего в одном из пустынных мест паддока, накануне гонки, собираются старейшие механики – по два человека от каждой команды. Они выбирают одного игрока методом жребия и этот игрок кидает две игральные кости, которые показывают общее количество планируемых сходов. Затем производится еще одна жеребьевка, в которой уже все участники разыгрывают фамилии будущих "счастливчиков". Потом остаются мелочи – на выбранных болидах недоверчиваются гайки, меняется картография двигателя, подпиливаются критические детали...

К сожалению, эта традиция уходит своими корнями в глубокое прошлое и изменить что-либо даже объединенными усилиями служб безопасности всех команд пока не удается...


Пилот Мельбурн Сепанг Бахрейн Итого
Роберт Кубица сход - - 1
Нико Росберг - сход - 1
Алекс Вурц сход - - 1
Дженсон Баттон - - сход 1
Такума Сато - - сход 1
Энтони Дэвидсон - - сход 1
Марк Уэббер - - сход 1
Дэвид Култхард сход сход сход 3
Витантонио Лиуцци - - сход 1
Скотт Спид - - сход 1
Адриан Сутил - сход - 1
Кристиан Алберс сход - - 1
Итого 4 3 7 14

Недоделанность болидов разных команд.


Итоги прошедших Гран-При, с учетом проведенного анализа проблем хороших пилотов, позволяют сделать следующий вывод – болиды разных команд совершенны в различной степени.

Посмотрим на таблицу Кубка конструкторов:


Австралия Малайзия Бахрейн Уровень совершенства
1. Vodafone McLaren Mercedes 1. Vodafone McLaren Mercedes 1. Vodafone McLaren Mercedes 100,00%
2. Scuderia Ferrari Marlboro 2. Scuderia Ferrari Marlboro 2. Scuderia Ferrari Marlboro 88,64%
3. BMW Sauber F1 Team 3. BMW Sauber F1 Team 3. BMW Sauber F1 Team 40,91%
4. ING Renault F1 Team 4. ING Renault F1 Team 4. ING Renault F1 Team 20,45%
5. AT&T WilliamsF1 Team 5. Panasonic Toyota Racing 5. Panasonic Toyota Racing 11,36%
6. Panasonic Toyota Racing 6. AT&T WilliamsF1 Team 6. AT&T WilliamsF1 Team 4,55%

Как видно из таблицы, болиды Феррари на 11,36% недоделаны до уровня болидов МакЛарен, но почти вдвое совершенны, чем гоночная техника БМВ Заубер, которая, в свою очередь, в два раза опережает по совершенству машины Рено. Болиды двух нижних команд в таблице поменялись местами. Сначала, по результатам ГП Австралии, Тойота была слабым недоделком по отношению к Вильямсу, но потом японцы доделали свое творение и резко опередили англичан из Гроува. Остальные пять команд пока предоставляют в распоряжение своих пилотов драндулеты.


Вот такой неожиданный анализ из данных, которые общеизвестны. Как будут развиваться события дальше – покажет время и комментарии пилотов. Посмотрим.


* * *

P.S. И наконец, когда материал был уже полностью дописан, автор наткнулся на совершенно неожиданную реплику победителя ГП Бахрейна. Внимательно и вдумчиво прочитайте нижеследующую цитату и многие проблемы бразильца в первых двух гонках станут понятны. Кто знает, возможно, эта фраза станет началом нового цикла статей – "что помогает хорошему пилоту".

Фелипе Масса - 1-й: "Превосходный результат! ... Я хочу посвятить эту победу своей подруге Рафаэлле, которая была очень терпелива по ходу этого уик-энда! Но нам все еще предстоит поработать над закреплением этого успеха и того маленького преимущества, которое у нас есть."

А пока поклонникам таланта Фелипе остается только надеяться, что и сам пилот и вся команда Феррари воспользуется этим невероятно длинным промежутком в четыре недели и тщательно потрудится над этим.

Результаты предыдущего опроса

Стоит ли BMW продлевать контракт с Ником Хайдфельдом?
- Да, это наилучшее решение! 77% (176)
- Нет, пусть уходит в Toyota. 7% (17)
- Затрудняюсь ответить... 12% (28)
- Особое мнение. 3% (8)

Особые мнения

teddy uckx.

Это зависит от того, что именно хочет руководство команды. Хочет оно, наверное, побед, и Ник, с моей точки зрения, легко может добывать их для команды, когда для этого наступит подходящее время. Надеюсь, мою точку зрения разделяет и само руководство команды, и не собирается приглашать на место немца "более сильного пилота", что вряд ли возможно, потому что Ник, вероятно, никому не уступает в скорости. Зато против него выступает его возраст, а также то, что за 120 с лишним гонок он так ни разу и не выиграл. Но, засидевшись в середняках, Ник так до сих пор и не реализовал свой потенциал, и я надеюсь, что команда даст ему такой шанс в следующем году, и в следующем и так далее, пока он не станет чемпионом мира.


Gu$lik.

Йесс! А давайте вообще одних юных картингистов по всем командам рассуем! То-то гонки оживятся! :))

Ну а Хайфельду самая дорога в "Тойоту" - будет там тихонько дремать (лет семь эдак) в болиде Ральфика Шумахера... Дык еще и за большие деньги... :))


RomB.

Обычно я сильно раздражаюсь, когда Ника Хайдфельда называют "немолодым" пилотом.

Говорить так о человеке, рожденном 10 мая 1977 года, по-моему, крайне нелепо. Хайдфельду всего лишь 30 лет! Впереди у Ника еще как минимум 5-6 лет карьеры в Ф1... - как любая команда может строить серьезные планы более чем на 3-4 года? Все сейчас изменяется настолько стремительно - и техника, и финансовая ситуация, и сами гонки - что любые длительные прогнозы просто невозможны. Кроме того, существует и так называемые "чрезвычайные обстоятельства" - вспомним отставного Х.-П. Монтойю с его приключившимся переломом – а ведь вероятность таких обстоятельств резко возрастает при длительных временных интервалах.

В общем, ставка на какого-то "перспективного юнца", который неизвестно как поедет и которого надо будет "подращивать", да еще при уже имеющемся в "боевом" составе команды совсем молодом Кубице, была бы просто нелепостью. У BMW уже сейчас есть зрелый, умелый, выдержанный и очень быстрый мастер, эксплуатировать талант которого можно еще 5-6 лет, и который притом, что он ничем не хуже Алонсо/Райкконена, стоит команде на порядок (т.е., примерно в 10 раз!) дешевле. Просто дайте "Квик-Нику" машину, способную на равных бороться за титулы, - и Николас эти титулы вам привезет. Будьте уверены.

Думаю, что "ганзейский эльф" Марио Тайссен, которого во время его "патронажа" Williams мы с вами увидели отнюдь не простачком, это хорошо понимает.

Трибуна

"Принципы боления": реакция наших читателей.

Nalimov.

Формулу я начал смотреть давно, раньше, чем Шумми стал чемпионом в первый раз.

Тем, кто ВИДЕЛ САМ эту гонку, нетрудно будет понять, почему я больше не симпатизировал Шумахеру. Позднее, когда М.Ш. стал гонщиком "Феррари" и они так замечательно подошли друг другу, охладел я и к Скудерии, хотя само слово "Феррари" было для меня с детства заклинанием.

Шумахер - великолепный мастер, но совсем не "добрый богатырь", да и, как оказалось, Жан Тодт - тоже. Смотреть, как вторые гонщики (выдающиеся, кстати) обслуживают на трассе первого "по полной", было стыдно. Закон спецназа - результат ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, к спорту вообще, а к моему любимому - тем более, не имеет отношения.

Можно считать, что "русское боление" - это боление "за слабых и отстающих", но когда "слабый и отстающий" Д.Хилл все-таки стал чемпионом мира, моя жена рыдала от счастья. От счастья за восстановленную справедливость. Это как раз очень по-русски.


nnnina.

Насколько Вы правы в своем очерке, достопочтенный автор... Сама задавалась этим вопросом, но никак не могла выработать лаконичной концепции.

Сама долгое время не отличала толком болиды друг от друга, но вдруг, на одном из болидов сине-желтой окраски я увидела цветочек, так и стала болельщиком Рено, но, со сменой спонсора Гуру, изменила и своим предпочтениям. Сейчас болею за Тойоту, потому как хочу машину этой марки приобрести для жизни. :)

А за пилота Кими Райконена стала болеть, когда у него сгорел мотор за несколько кругов до финиша, он лидировал в гонке и тут такое... помню, как он полтрассы шел пешком. Так и зародилась в женском сердце любовь к ледяному финну. ;)


ElenaGo.

Прочитала "Принципы "боления" и хочу поделиться своими мыслями по этому поводу. Я начала смотреть Формулу 1 десять лет назад. Совершенно случайно, просто как-то попалась мне на глаза гонка, я ее посмотрела и больше не пропустила ни одной гонки. Тогда ни одной фамилии гонщиков я еще не знала, но почти сразу начала болеть за Ральфа Шумахера. Почему не знаю. Просто приглянулся. Уже намного позже я узнала, что это был его дебютный сезон. Он ездил за команду Джордан и обычно финишировал в районе 12-14 места. Я пристально следила за его выступлениями, несмотря на то, что он не претендовал на победу и даже на очки. А за победу в те времена боролись Вильнев и Михаэль Шумахер. И я стала болеть за Михаэля, но не то чтоб уж очень сильно, а так, по остаточному принципу. Раз уж Ральф не побеждает, то хоть пусть хотя бы его брат... В статье "Принципы "боления" упоминается нелюбовь к немцам со времен второй мировой. :) Вот и у меня была такая нелюбовь, но она прошла сразу после того, как я узнала про гонщика Ральфа.

Хочу сказать большое спасибо всем, кто работает над данной рассылкой. Особенно автору этой статьи Floters'у. Всегда интересно почитать что-нибудь о нас с вами - болельщиках.


supermak.

Я абсолютно согласен с Дмитрием, что при выборе объекта "боления", практически 100%-ю роль играет человеческая психология. Так было и со мной. Мой выбор пал на Михаэля Шумахера только потому, что мы с ним тезки (я – Михаил). Когда в моем телевизоре стали показывать Ф-1, он выступал за Бенеттон и был мало известен (по сравнению с Сенной – никто), я все равно болел за него. Когда он перешел в Феррари, объектом поклонения стала и команда. Через некоторое время среди пилотов появился еще один мой тезка – Хаккинен. Но болеть за него я не стал, несмотря на то, что мы даже внешне с ним были похожи. Опять сыграла свою роль психология. Я по характеру похож на Шумахера. Хаккинен, на мой взгляд, слишком мягкотелый. К тому же он был оппонентом Шумахера.


I. P.

В 1999 команда Stewart зачастую пряталась где-то в глубине пелотона. А иногда она раз - и выстреливала. Так команда и привлекла мое внимание. Но в следующем году не было уже ни Stewart (на Jaguar предпочтения автоматически не перенеслись), ни Херберта. Остался только Рубенс.


RomB.

Сам я стал уже рассказывал, как стал болеть за МШ. Точнее, впервые обратил на него внимание и запомнил. Он в какой-то гонке (точно в 1993 году, и гонка была европейская - трансляция была днем) испытывал проблемы с КПП, об этом все время говорил комментатор, и поневоле я проникся сочувствием к борющемуся изо всех сил пилоту, тем более что его зеленовато-голубой болид очень часто показывали. Так оно и пошло... :)





Из материалов д/л "Ф1-Клуб"

Трассы и трансляции...

Гусев А.П.

Я про зрелищность. Это интрига, обгоны, аварии. Фиг с ними, с авариями. Интрига тоже есть. Обгонов мало. В последнее время что Кабановский, что Попов как-то уж очень уверенно говорили, что обгонять в скоростных поворотах очень удобно.

Ну... фиг знает... По-моему, обгонять хорошо на выходах из скоростных и входах в медленные. А еще прибавляют динамики шиканы. Короче, ставлю под сомнение гений Германа Тильке.

И кому А1-Ринг мешал? "Трасса, на которой удобно и легко обгонять" (Жак Вильнев).

А если идти еще дальше, то нужно рисовать проекты трасс не как левая нога захочет, а чтобы было как можно больше мест для обгона. Тогда (при балансе с длиной участков для разгона) можно и движки будет отпустить - нехай разгоняются - тем интереснее.


teddy uckx.

Короче, ставлю под сомнение гений Германа Тильке.

Ну уж нет, на его трассах можно обгонять, после длинной прямой у него всегда крутой поворот, шпилька или загогулинка, там все и обгоняют. Он, конечно, не гений, куда ему до гения, но трассы хорошие строит.

Сан-Марино, наконец, исключили из списка, теперь бы и Венгрию туда же. А Гран-при надо бы провести на улицах Сан-Франциско. Это ведь у них там в погоне коп - гангстер машины взлетают с холмов до небес? Как раз вместо Инди (прости меня, Инди Ааз!), которая является той еще дрянью.


flash.

Я готов пожертвовать своим компьютером (!!) ради победы Дэвидсона. Более того, я готов пожертвовать твоим автомобилем ради победы Дэвидсона!! Тут я немного оговорился. Имел в виду Хэмильтона.

А насчет машины я согласен, только такую машину, как моя, можно поставить на победу Дэвидсона. Я даже буду рад если она тебе достанется. ;)

Людям никак не понять, что Истинный Фанат (спасибо) так же болеет "против" как и "за", и нелюбовь к Р или А не зависит от их выбора команды, был ли там до того Ш или даже сам Ъ.

Но ведь красную майку просто так не выкинешь. И бейсболку. Вот и мучаюсь: или заказывать новые по инету, или ходить в старых по привычке орать Шуми чемпион. :( Не поймут. Или болеть за Хэмильтона, но что-то пока меня тормозит. Не могу я так, с ходу, болеть за другого. Вот и ставлю в этом году на тройку: Масса-Райка-Хэм. Только чувствую, что чемпионом будет Фернанда.

Пока я еще красный.


Гусев А.П.

Ну уж нет, на его трассах можно обгонять, после длинной прямой у него всегда крутой поворот, шпилька или загогулинка, там все и обгоняют.

Ну, да. Там и больше нигде. Заранее известно, где атаковать и ждать атаки.


RomB.

Как раз вместо Инди (прости меня, Инди Ааз!), которая является той еще дрянью.

Эд, а чем плох "Индианаполис"?!

- И обгонять там, мягко говоря, можно, что не раз мы и видели (и в исполнении дяди Миши - тоже), и трек нетривиальный, на четверть - длиннющая и широченная прямая, с очень интересной первой связкой поворотов, а далее на 3/4 - сложной маневровой частью. Все настройки тут непросты... И "бэнкинг" шинникам дремать не дает, что мы уже также видели. ;)

Да и американцев от их препаршивых "пейс-карных" сереишек на серийных драндулетах с допотопной аэродинамикой (и по "бортикам больших сковородок") надо отучать... - пусть смотрят хорошее.

Ну и дядюшка Берни с тобой уж точно не согласится, ты ж его с такого рынка выпроваживаешь... :)

Сан-Марино... - при всей легендарности, пожалуй, согласен, - трасса просто перестала соответствовать современному уровню; да и постоянное вытье европейских "зеленых" раздражает.

"Хунгароринг"... ну да, хотя и там все стало лучше. Но ее, фактически, выкупил Экклстоун, которого тамошние власти почитают за живого бога. Никуда она из календаря, пока жива Славика, не денется. :)


teddy uckx.

Гусев А.П. wrote: Ну, да. Там и больше нигде. Заранее известно, где атаковать и ждать атаки.

Разумеется. Все пилоты знают, где есть места для обгонов, там и обгоняют или защищаются, и на трассах, построенных Тильке, такие места есть. Есть же статистика обгонов, Flasher, ты ее откуда-то брал, можно сравнить количество обгонов на трассах Тильке со всеми остальными, например, за прошлый год. Это была бы интересная информация. Валера, дай ссылку, я сделаю доклад.

RomB wrote: Эд, а чем плох "Индианаполис"?! - И обгонять там, мягко говоря, можно, что не раз мы и видели...

Знаешь, Рома, не нравится она (он) мне просто, беда, да. Все-таки стадион есть стадион, какой-то легкоатлетический турнир напоминает, никакой романтики. Вот поэтому никогда не полюблю гонки по овалам. И абсолютно не сравнить с такими романтическими трассами как Спа, Канада, Италия, а о старом Хоккенхаймринге и вспоминать не хочется - боль на сердце.

Ну а если больше конкретики, то очень не нравится так называемый инсайд, маета какая-то, а не гонка, да и короткая сильно. Обгонять можно, да, в конце прямой как раз удобно, иначе вообще был бы караул. Вывод: в топку Инди.

RomB wrote: Ну и дядюшка Берни с тобой уж точно не согласится, ты ж его с такого рынка выпроваживаешь... :)

Я его не выпроваживаю из этой странной страны, я ему предлагаю провести ГП в Сан-Франциско, но он делает вид, что не слышит.

RomB wrote: Да и американцев от их препаршивых "пейс-карных" сереишек на серийных драндулетах с допотопной аэродинамикой (и по "бортикам больших сковородок") надо отучать... - пусть смотрят хорошее.

Да пусть они хоть ... и ... со своими серийными драндулетами делают, пусть гольф смотрят. В топку.

Flasher wrote: Мегаспорт же смотрю не из огромной любви к комментатору Максиму Подзигуну, а только потому, что там трансляция не прерывается рекламой :-) С большим удовольствием обошелся бы без комментария вовсе, но тот же Подзигун хотя бы не столь навязчив, как Попов, что уже неплохо.

В принципе, согласен. Любой комментатор, в общем-то, лично мне не помешает увидеть то, что покажут в телевизоре. А вот за те 17 украденных минут я очень обижен на рен-тв, и это еще неизвестно, чем кончится мой гнев.

Вот ПОЧЕМУ Украина не ворует эфир, другая система финансирования или они по-другому думают?

flash wrote: А насчет машины я согласен, только такую мащину, как моя, можно поставить на победу Дэвидсона. Я даже буду рад если она тебе достанется. ;)

Гггы, flash, а кому я свой компьютер отдам, тоже себе? :)

Я не знаю, кому мы отдадим свои вещи в случае победы Дэвидсона, если не ему, то, полагаю, это будет что-то возвышенное и крайне насущное, например, Лига странствующих актеров и пр.

flash wrote: Но ведь красную майку просто так не выкинешь. И бейсболку. Вот и мучаюсь... (СЛОВА ВЫРВАНЫ ИЗ КОНТЕКСТА !!).

Вот и ставлю в этом году на тройку: Масса-Райка-Хэм. Пока я еще красный.

Зачем мучиться? Если ты болеешь за Массу и Кими, что мешает пребывать в успокоении? Красным был, красным и остался. Только что тут делает Хэмилтон мне не понятно, признаюсь.

Насчет описки я, конечно же, понял. :)


Flasher.

Валера, дай ссылку, я сделаю доклад.

http://groups.yahoo.com/group/MotorsportWorld - в этой яхо-группе раньше регулярно рассылали. Я сейчас на нее не подписан, в архиве группы нашел только по Австралии статистику...

Вот ПОЧЕМУ Украина не ворует эфир, другая система финансирования или они по-другому думают?

У меня от просмотра Мегаспорта ощущение, что там просто-напросто больше уважают болельщика. Не сказать, что там рекламы нет совсем, просто время от времени в углу экрана появляются логотипы спонсоров, и комментатор на это время отвлекается от событий гонки и называет этих самых спонсоров. Очень корректно и здорово, совсем не мешает смотреть.


teddy uckx.

Валера, ссылка никак не хочет открыться, беда.


Fasher.

Валера, ссылка никак не хочет открыться, беда.

У меня работает. А вот чтобы в архив зайти, нужно быть зарегистрированным на Yahoo и быть подписчиком группы...

ГП Бахрейна в исполнении ведущих различных каналов

(Amix)

Комм.: Здравствуйте...

А.Малахов: Добрый день, добрый день, добрый день, с вами Андрей Малахов....

Г.Малахов: И мы поговорим о том, что обещают нам нынешние лунные сутки...

Жириновский: Врешь, Андрюха, день давно уже не добрый! Вокруг одни подонки!

К.Собчак: Хам!

Путин: Буду краток - здравствуйте.

Комм.: Всего через несколько секунд будет дан старт ГП Бахрейна....

Масляков-ст.: Итак, мы начинаем!

К.Собчак: Смотрите, сколько арабских шейхов!

А.Малахов: На трассу смотри, Ксюха!

Г.Малахов: А вы знаете, в чем секрет здоровья арабских шейхов?

Комм.: ААА!!!!! Тыдыщ! Бабах!

Путин: Буду краток - Баттон и Спид выбывают из борьбы.

К.Собчак: Кто у этой Хонды дизайнер? Такое вульгарное сочетание зеленого и синего...

Жириновский: Подонки все, однозначно!!!

Якубович: Рекламная пауза!

К.Собчак: Смотрите Формулу-1 с бензином марки ХХХ! Ваша Ксения Собчак!!!

Комм.: Э... что-то не вижу я больше никаких происшествий... вот, может быть, к концу гонки мы столкнемся с проблемами... обезвоживание там...

Г.Малахов: Давайте поговорим о том, как бороться с обезвоживанием...

А.Малахов: Темы наших следующих программ - "Я - фанат Такумы Сато" и "Такума Сато - мой фанат". Если вам есть, что сказать, пишите нам на и-мейл.

Якубович: Рекламная пауза!

Комм.: Ну вот, все опять выходит из-под контроля!!!

ВСЕ: КАК???

Комм.: У меня карандаш сломался... :(

Жириновский: Подонки эти карандаши!!!

Путин: Буду краток - Кими пересидел всех на трассе...

Жириновский: Ну что я могу сказать по этому поводу...

Комм.: Кими вернулся на трассу впереди Льюиса Хэмильтона!!!

К.Собчак: Не, это Алонсо...

А.Малахов: Не, это же Кубица!

Г.Малахов: Это пейс-кар!!! Да! Это пейс-кар...

Масляков-ст.: Куда это Дэвид сует нос своего "РедБулла"?

К.Собчак: Нико катится по песку и представляет, что он на пляже...

Комм.: Кими оторвался на 2,5 секунды от Алонсо... а Хэмильтон оторвался на 2,5 секунды от Райкконена... - о чем это говорит?

Жириновский: Хм...

А.Малахов: Смотрите после рекламы - он лишил Алонсо последней надежды!!! Не переключайте!!!

Комм.: Хайдфельд обогнал Алонсо!

А.Малахов: Я это уже анонсировал...

Путин: Буду краток - у Трулли проблемы... проблемы с Физико...

Жириновский: Что? Физику в школе плохо учил?

Комм.: А у Хонды все слишком плохо...

К.Собчак: Говорю же - пусть перекрасятся! Вульгарно до ужаса!!!

Якубович: Горит! Горит!!!

Комм.: Кто горит? Что горит??? Где горит???

К.Собчак: Сато горит!!!

Жириновский: Тушите его, тушите! (плещет апельсиновым соком в экран).

Путин: Буду краток - Трулли решил проблему с Физико.

Жириновский: Физика - фигня! Вот химия....

А.Малахов: Сенсация-у Култхарда кончился РедБулл!

Г.Малахов: Самое время поговорить об обезвоживании...

Комм.: Такума Сато уже не гонщик...

А.Малахов: СЕНСАЦИЯ!!!

Комм.: ...а зритель...

А.Малахов: Эх... Ну тогда... Сенсация! У Уэббера тоже кончился РедБулл! Сенсация! Гонщикам РедБулла не доливают РедБулл!!!

Жириновский: Однозначно! (допивает остатки сока).

Комм.: Кими срывается с места, а Ник только-только подъезжает к боксам....

Путин: Буду краток - где белые кружки на шинах?

Жириновский: Закрасили!!!

Комм.: Команда "Рено" гонится за Трулли...

К.Собчак: Физика - страшная вещь...

Путин: Буду краток - Спид покидает автодром...

Жириновский: А за ним бежит Лиуцци с криком - "подожди меня!!!"

А.Малахов: Смотрите в следующей программе - как произошла утечка чертежей из РедБулл!!!

Жириновский: Конструкторам не доливали....

Комм.: А этот вопрос, как грится, на карандаше... который я так и не починил...

Якубович: Горит, горит!!!

Комм.: Да кто горит?

Якубович: Дэвид... сон...

Жириновский: (смотрит в стакан) У меня сок кончился... - ТУШИТЕ ЕГО, ТУШИТЕ!!!

Путин: Буду краток - до конца гонки остается 1,5 круга...

Комм.: Итальянец наседает на итальянца... но итальянец не поддается!!!!

К.Собчак: "Коза-ностра" какая-то... %/

Якубович: Ррррекламная пауза!

ВСЕ: КАКАЯ НАФИГ ПАУЗА???

Якубович: Пардон... Масса победил!!!

Комм.: Я поражаюсь Хэмильтону...

Жириновский: Да он сам себе поражается....

Масляков-ст.: Ну а кто же лидер по итогам трех ГП?

А.Малахов: СЕНСАЦИЯ!!! НИКТО НЕ ЛИДЕР!!!

К.Собчак: Масса целует камеру... как это мило!

Жириновский: А что это за гимн?

Комм.: Бразилии...

Жириновский: Надо запомнить....

Якубович: Вот теперь рекламная пауза!!!

К.Собчак: А почему все пьют из графина, а Кими из бутылки?

Г.Малахов: А у них разные программы очищения организма...

Жириновский: Ему недолили...

Комм.: Ну что ж, наша трансляция подошла к концу, увидимся через месяц в Испании...

К.Собчак: А можно я поеду в Испанию в качестве спецкора?

А.Малахов: Тема нашей следующей программы - "Дом Фернандо Алонсо после визита российской съемочной группы"! Не пропустите!!!

Путин: Буду краток - пока-пока! ;)

Масляков-ст.: До встречи!

Г.Малахов: А в следующий раз мы поговорим о пользе чеснока...

Жириновский: А я еще никуда не ухожу! Стойте! Не выключайте мой микрофон!!! Подонки!!!!

Якубович: Рррекламная паузззааа!!!

Хайнц Прюллер. История Больших Призов 1971 года и людей их проживших. #21-2

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Йо Зифферт: Жизнь на пятой передаче. Ч.2

Уже в полдень у Зифферта в руках оказался лавровый венок. На этот раз, правда только для того, чтобы вручить его победителю Формулы Во Мать Мария и супруга Симона окружили Зеппи заботой, пока он сам подготавливал шлем.

Стюарта привезли под эскортом жандармов, сегодня Джеки не производил впечатления человека, уверенного в победе. "Стартовая прямая длинная, поэтому я исхожу из того, что лидировать будет BRM. Но для следующих за ним машин аэродинамическая тень будет не очень благоприятна".

В March недооценили проблемы Остеррайхринга. Машина должна быть настроена на избыточную поворачиваемость, но ездить на ней надо как обычно. Лауда сдался, "пока машину не вынесло в отбойники", а Петерсон, которому всегда доставляет искреннюю радость езда с заносом, наверноe, ни разу не появился в поле зрения. У Регаццони уже на очень ранней стадии гонки сгорел мотор, на этом он и Йо окончательно поменялись местами: теперь Клей стал швейцарским неудачником.

Зифферт лидировал с самого старта и чувствовал себя "полностью счастливым". Ведь это "чудесное чувство – видеть в зеркалах уже практически несомненного чемпиона мира и наблюдать, как он становится все меньше". Зифферт имел в виду Стюарта, чья передняя часть практически не создавала прижимной силы. Поворот в гору после старта Джеки больше не мог проходить на полной скорости, в отличие от тренировок. После 22-х кругов Стюарт пропустил вперед Севера. Внезапно из 36-го круга Джеки не вернулся. В боксах Хелен мужественно пыталась держать под контролем свое все возрастающее беспокойство, тем более Джеки впервые сошел в Гран-при... а комментаторы говорили об аварии.

У Стюарта треснула левая задняя полуось. К счастью, на самом легком месте в двойном левом повороте, колесо отлетело на 300 метров. Такой неприятности со Стюартом не случалось с 1963 года – тогда на Buick-Tojeros команды Ecurie Ecosse, даже четыре раза за один год. Когда Петерсон разглядел Tyrrell вне трассы, он решил, что это Север. Потому что о Стюарте не подумал бы никто.

Но когда сошел Икс, которому камни дважды перебивали провода высокого напряжения, и собрался лететь обратно в Пертшах, чтобы посмотреть окончание Гран-при по телевизору, то в тот же момент Стюарт уже стал чемпионом мира. Сняв шлем, через поле, Стюарт пешком шел навстречу своему титулу, вероятно единственный гонщик ставший чемпионом на трех колесах.

Зифферт сожалел о сходе Стюарта, "потому что я хотел бы побить его на протяжении всей дистанции". В 14-и секундах позади Зиппи шел Север, такой же отрыв отделял того от Фиттипальди и Шенкена. Франсуа ехал без риска, "на очередное надежное второе место", но сегодня оно ему не досталось. Вначале он лишился четвертой, потом пятой передачи и, наконец, сгорел мотор. Теперь у одинокого лидера был отрыв в 27,6 секунд до Фиттипальди, который, в свою очередь, оторвался от Шенкена. А Тим плакал, потому что при одном обгоне ему в глаза попал песок.

Но тут Зеппи заметил, что BRM стало почти невозможно удержать на дороге: "Должно быть, сломалось что-то слева сзади, как раз на том колесе, которое больше всего нагружено в быстрых правых поворотах", думал Зифферт. Он уже проиграл столько гонок из-за дурацких дефектов, сегодня он боялся трех вещей: оторванного амортизатора (как в Монце 1968), поломанной подвески (как часто на Lotus) и отвалившегося колеса. "Сейчас что-то поломается", - думал Зеппи. На выходах из поворотов он как можно раньше выравнивал BRM, проигрывал Фиттипальди по две секунды на круге, но рассчитал "как компьютер, чтобы соотнести мои времена круга, оставшееся количество кругов и тающее преимущество". Для этого Зеппи не помешала бы волшебная палочка.

Яркое солнце зашло, появились темные дождевые облака. Но Зифферт "не мог колебаться и гадать в гонке. И сегодня я решил: дождя не будет! Так как боксы BRM не готовы к замене шин, нет сжатого воздуха... а даже два удара молотком обойдутся в десять секунд".

Боксы мучила неизвестность. "Если Йо не доедет, то меня это опечалит даже больше, чем его", - сказала мать Зифферта. Но за эту победу Зифферту еще придется побороться, как никому другому. "Я отбросил мысль сигнализировать боксам о моей проблеме. Ведь Lotus сразу это заметит и Чэмпен молниеносно отреагирует. Хватит одного сигнала: "Siffert in trouble" и это Фиттипальди сразу подстегнет". Так что Зеппи промолчал.

Финальная фаза была мучительна. Дважды Зифферт читал на официальном табло "Еще три круга", но на следующем обороте пришло избавление "Еще только один круг". Когда Зифферт достиг финиша, Фиттипальди пришел вслед за ним всего лишь 4,1 секунды спустя. Тот считал: "На следующем круге я бы Зифферта догнал". Затем финишную черту пересекли Шенкен, Виселль, Хилл и Пескароло.

Для Йозефа Зифферта закончились мучения длиной 37 месяцев. Его победа со старта до финиша заставила забыть, насколько он устал и истощен, на глаза навернулись слезы радости. Только на последнем круге он заметил, что на каждом повороте размахивают швейцарскими флагами. Австрия сегодня превратилась в кантон Швейцарии. Только когда он вылез, Зифферт узнал, что левая задняя шина теряла воздух, давление упало наполовину. 30 минут спустя колесо BRM совсем спустило.

Но к этому времени 130 тысяч зрителей уже пробились из лесов и холмов в паддок, подобно армии тридцатилетней войны. Наступление шло по трем направлениям: к победителю Зифферту, к чемпиону мира Стюарту и к местному герою Марко, который привел к цели свой поврежденный BRM одиннадцатым.

Когда Зифферт увидел толпы, он испугался. А Стюарт обозлился, когда кто-то сорвал у него с головы черную бархатную шапку, пока Goodyear раздавал открытки с автографами и наклейки Ford. Текст "Чемпион мира 1971" был уже готов. Во сколько он оценивает титул, - спросил я Стюарта. "На данный момент о деньгах я не думаю", - улыбнулся Джекки, - "я горд и счастлив – я радуюсь больше, чем в 1969 году, так как тот титул я теперь подтвердил. Стать чемпионом было легче, чем я думал, но этот сезон тяжелее, чем я ожидал. Противоречие? Я опасался, что Ferrari выиграет больше гонок, но не думал, что BRM будут так сильны". И Джекки невинно улыбнулся: "Я счастливчик".

Но не сегодня. Под проливным дождем Джеки застрял в толпах людей, даже эскорт почти не помогал. Когда в быстро наступившей темноте Стюарт добрался до военного аэродрома, частному самолету уже не пришлось взлететь из-за погодных условий в долине. Рейсовую машину Вена-Женева задержали зря: Стюарт уже не смог бы добраться до Америки в понедельник. Джеки позвонил мне из службы безопасности аэропорта "Я возвращаюсь на виллу Перр, и, в общем, я рад, что так сложилось".

Хотя выигрыш титула был запрограммирован, но празднования чемпионства сложилось неожиданно. Случай свел команду Tyrrell этим вечером вместе. "Впервые в этом году оба гонщика сошли. И что делает команда? Она празднует!", - шепнул мне Джеки при свете свечей на вилле Перр.

Они праздновали минеральной водой и зажигательными тостами. Первым по бокалу постучал Север: "Так как Джеки служит мне примером во всем, я тоже хочу произнести речь". Актер Стюарт изобразил возмущение: "То, что ты меня пародируешь это еще полбеды. Но то, что ты меня сегодня в гонке обогнал, Франсуа, вот это плохо". Франсуа элегантно принял подачу: "Я всегда мечтал однажды обогнать великого чемпиона Стюарта, победить его. Сегодня мечта сбылась. Но что сделал Стюарт? Он меня пропустил. И это меня злит". На это Стюарт громко: "Но почему ты хотел меня обогнать именно перед главной трибуной, перед боксами? Что обо мне подумает Кен и все эти австрийцы?".

Снова посерьезнев, Север похвалил работу механиков: "Если что-то шло не так, то это была моя вина". Механик Роланд закатал штанины и обнажил волосатые икры, на что Север сказал: "Роланд – единственная дама в нашей компании, он даже носит шортики". Не удивительно, что Стюарт в свой чемпионской речи первым делом подумал о настоящих дамах. Джеки поздравил Кристину и Хелен с тем, что "вы нашли двух таких чудесных парней как Франсуа и меня", но, самое главное, он поблагодарил Нору Тиррелл, за то что она "выдержала еще один год с Кеном".

Джеки продолжил: "После Кьялами у меня была идеальная машина, а в Зандвоорте это я мог бы быть получше. Я хочу поблагодарить механиков, дома и на фронте. И еще об одной вещи я хочу напомнить: завтра будет ровно год с презентации машины Tyrrell. Завоевать чемпионский титул в первый сезон это, без сомнения, фантастический успех. Вообще-то Франсуа и я могли бы прекратить участвовать в гонках в этом году, но мы должны выиграть нашим парням Кубок конструкторов. Ведь Кену понадобятся деньги, чтобы заплатить нам в 1972 году".

Следующий выступающий, Дерек Гарднер, не знал "что сказать". "И этого хватит!", - закричали механики. Гарднер слегка покраснел. "Я еще так мало в этом бизнесе, что все происходящее, как сон. В первую очередь, мне следовало бы поблагодарить Кена, за то, что он дал мне шанс сконструировать машину".

Заключительные слова произнес Кен Тиррелл. "Я хочу сказать спасибо Джеки за его тяжелый труд. И я знаю, Джеки, как много ты работал, главным образом тестируя шины. А Франсуа я благодарю за... наверное, больше, чем за что-либо другое, за то, что слушал. А Дереку я говорю спасибо за то, что он построил машину не так, как в начале хотел я. Но эту машину мы построим в следующем году."

В комнате незримо витал вызов будущего сезона. Но на данный момент его смазала радость. Этот вечер принадлежал только команде Tyrrell, и я остался ненадолго.

В полночь я повстречал в украшенной победными транспарантами гостинице "Бернард" Йо Зифферта. Очередной раз Зеппи рассказал об агонии последних 15-и кругов, после чего знаменитый швейцарский архитектор Тингли спросил: "Я уже было решил, что ты блефовал, чтобы сделать финал поинтереснее?" Хозяйка специально вытащила фондорфского кондитера из ванной, потому что Тингли хотел сделать своему другу сюрприз и подарить торт. На нем надпись "Arriva Joe". Из взбитых сливок и крыжовника выложен швейцарский крест.

Зифферт отпраздновал необычным сочетанием шампанского, торта, красного вина и шпика. Он так возбудился, что не смог (или не захотел) уснуть до четырех часов утра. Незадолго до того к нам еще подсел Грэм Хилл. "Привет фанатам", - поздоровался он, - "сегодня у меня были похожие проблемы, как у Йо. Тоже терял воздух, справа сзади, с 16-го круга. Поэтому я стал только пятым".

Самый лучший день года для BRM подарил и команде Brabham лучший результат в сезоне. Но перед Монцей все команды уже чувствовали новую опасность: Matra отказалась от Цельтвега, чтобы, наконец, довести до ума свою синюю 12-цилиндровую машину. А творческие перерывы во время напряженного сезона, как правило, приносят пользу, тем более что им было, над чем подумать.

Продолжение следует

Партнеры


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1

САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.



НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену.

Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.




КЛУБ ПОКЛОННИКОВ ФОРМУЛЫ-1

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

Подписаться на дискуссионный лист.


Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Обозреватель: Дмитрий Шканов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 21995 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

 

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Участник содружества "Ф1-Альянс"
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное