Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #226:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Участник содружества "Ф1-Альянс"
Выпуск #226 от 9 ноября 2006 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
NewsLab - Пятая колонка: 29 августа 1991
"Спорт Сегодня" представляет

Книги
Г.Бергер. Финишная прямая. #12-2
Ежегодный рейтинг пилотов Роба Уокера, 1979 г. #2
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна
Небесспорный рейтинг пилотов и команд Ф1 на 2007 год. #2

Детали
Анонс
Партнеры
Выходные данные

Анонс


"ПЕРВЫЙ ЗОЛОТОЙ" ЗИМОЙ...

- Обычно для передвижения болида по трассе используют крупные котов, которых наматывают попарно на переднюю и заднюю оси. Записал?

- Сергей Абдурахманович!

- Для управления болида используется, так называемый, э... как там у тебя? Ах, да, пиши – рулевой кот!

- Сергей Абдурахманович! Я все понял, больше такое не повторится!

- Надеюсь! И запомни, наш журнал называется...

"ЧЕТЫРЕ КОТА И РУЛЕВОЙ КОТ"

Формула хорошего отдыха на "Ф1-МОМК"!

Вопрос номера

Информация для подписчиков сервиса Subsсribе.Ru

Теперь Вы можете постоянно оценивать материалы полученного номера нашего проекта, участвуя в голосовании "Фестиваля Золотых Рассылок" в самом начале или в конце каждого рассылочного номера.

Для чего это нужно? Рассылки, имеющие наибольший рейтинг, находятся выше в общем каталоге, на них больше и охотнее подписываются, а значит и Ваши шансы увидеть какого-нибудь нового автора в очередном номере "Ф1-МОМК" серьезно увеличиваются.


Этапов чемпионата в 2007 году должно быть...
 

Памятка голосующим:

- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Голосуйте так: выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Пятая колонка: 29 августа 1991

Найджел Ребак (Nigel Roebuck)
©Autosport 1991
Перевод: Пухкал Иван (I. P.)

Имена Бертрана Гашо (Bertrand Gachot) и Михаэля Шумахера преобладали в разговорах в этот уик-энд в Спа, но совершенно по-разному. Один из них был арестован, и таким образом не смог принять участие в своем домашнем Гран-при за рулем Jordan. Второй заменил его и пилотировал свою машину на уровне, которого еще не показывал.

Когда я уезжал из Англии в Бельгию, там в основном высказывалась симпатия к Гашо, чье наказание выглядело абсурдно суровым в эти времена, когда насильники и грабители отделываются сравнительно мягкими приговорами. Но здесь, в Франкоршам, были и те, кто считал, что распылять слезоточивый газ кому-нибудь в лицо - это все равно, что припарковаться на двойной желтой линии. И эта позиция, очевидно, тоже нелепа.

Находясь в Бельгии, я был не единственным, кто мог искать оправдания той ситуации, в которую попал Гашо - например, были и нелепые выходки его земляков. "Боже, храни британцев - и Гашо!" - гласил лозунг на одной из популярных футболок. На трассе были и демонстрации, и петиции, и акции протеста, граничившие со смешным. В любом случае, это была не ситуация с Джоном МакКарти (John McCarthy). [Надо полагать, что Найджел имеет в виду английского журналиста, удерживавшегося в заложниках в Ливане пять лет, и освобожденного в августе 1991. - И.П.]

"Что такого плохого в слезоточивом газе?" - сказала одна заносчивая журналистка. "Я ношу его с собой. Это не противозаконно." В Бельгии это так, согласимся мы, но это еще не все. В большинстве стран, стаканчик виски вечером означает крепкий сон, а в Саудовской Аравии это означает 50 плетей.

Больш'ая часть шумихи заключалась в уколах бельгийцев в адрес британцев, ставшей результатом отголосков трагедии на Хейсел (Heysel) шесть лет назад [Имеется в виду печально известный матч между "Ливерпулем" и "Ювентусом" - действия английских фанатов привели к обрушению ветхой стены на итальянских болельщиков. Погибло 39 человек. - И.П.]. "Мы всегда хорошо относились к британцам, и вот как они нам отплачивают." Эти мнения не попали в британскую прессу, которая считала, что бельгийцы вспоминают это совершенно не к месту.

Я считаю, что все эти кампании никакой пользы для Гашо не принесут. Заметным контрастом к истерии было тихое, преисполненное собственного достоинства, поведение Кейт Палмер (Kate Palmer), девушки Бертрана, которая по понятным причинам выглядела заметно уставшей и тем не менее, поблагодарила всех, кто присылал письма в поддержку Бертрана. Многие из нас были крайне возмущены, когда девушку бесцеремонно выставил из комнаты для журналистов новый пресс-атташе FISA. Если кто и работал созидательно на пользу Бертрану в этот уик-энд, так это была Кейт.

По иронии судьбы Гашо вынужден пропустить Спа, и вместе с этим - свою первую возможность участия в гонке на достойной машине. Но его вынужденное отсутствие открыло двери для Шумахера и Михаэль буквально влетел в них.

Один мой друг, освещающий гонки спорт-прототипов, позвонил мне в начале прошлой недели. "Спорим" - сказал он - "что Шумахер квалифицируется в первой десятке". Я почти согласился на это пари, но в полдень пятницы я был рад, что не принял вызова.

В прошлом году мне доводилось смотреть по спутнику гонку прототипов в Мехико. Признаюсь, что в последнее время такого рода гонки меня интересуют мало, но я отчетливо вспоминаю, что был крайне впечатлен уверенностью и точностью действий Шумахера, когда он пробирался в своем Mercedes-Benz через траффик под проливным дождем.

Может показаться нелепым уже сегодня говорить о нем, как об "исключительном таланте". Но иногда бывает редчайшее чувство при виде нового гонщика - что это может стать началом грандиозной карьеры. Такое чувство было и с Вильневом, и с Простом, и с Сенной. И я, вместе почти со всеми в Спа, почувствовали нечто похожее при взгляде на Шумахера.

Такой талант еще легче различить, заверяю вас, когда новичок стартует в Ф1 на достойной машине. Жилю, Алену и Айртону возможно повезло, что они начали именно так, но это право они доказали своей скоростью где-то еще. С Михаэлем - та же история.

Всегда нахожу интересным следить за манерой управления машиной нового гонщика. Кто-то ведет себя нервно, кто-то неестественно спокоен, а кто-то выбирает середину. Шумахер в Спа напомнил мне Мику Хаккинена в Финиксе ранее в этом году, который выгядел так, как будто уже является частью пит-лейна Ф1, но еще не его полноправным владельцем. Единожды сев в болид, он доказал свою уверенность, ровность и исключительную скорость. И в течении всего уик-энда он не жаловался на команду. Им это понравилось. И он был быстр сегодня, а не завтра. Это им тоже понравилось.

До войны в Германии число гоночных асов все время увеличивалось. Наиболее известны из них Рудольф Караччиола (Rudolf Caracciola), Бернд Розмайер (Bernd Rosemeyer) и Херманн Ланг (Hermann Lang), каждый из которых одержал победу в так называемом Европейском чемпионате. Но на протяжении последних 40 лет, по части гонщиков у Германии наступили скудные времена. В знаменитые годы Mercedes-Benz (1954 и 1955) выдающимися гонщиками команды были Стирлинг Мосс и Хуан Фанхио, в то время, как Карл Клинг (Karl Kling) и Ханс Херманн (Hans Hermann) играли исключительно вторые роли.

Элегантый граф Вольфганг фон Трипс (Wolfgang von Trips) одержал блестящие победы за Ferrari в Зандворте (Zandvoort) и Энтре (Aintree), но погиб в Монце. Он не знал ничего об автомобилях, за исключением того, как ими надо управлять - и уж это он знал на "отлично". Позже, Ханс-Иоахим Штук (Hans-Joachim Stuck) имел пару проблесков, но реально появления новой звезды Германии пришлось ждать до середины 80-х.

Штефан Беллоф (Stefan Bellof) появился в Формуле-1 вместе с Tyrell, в 1984 - в году дебюта Сенны, и что нам следует помнить о нем, так это то, что он не попал в тень от Айртона. Все помнят, что Сенна гнался за машиной Проста в борьбе за лидерство в дождевом Гран-при в Монако, когда оно было досрочно остановленно. Но мало кто вспоминает, что в это же время Сенну преследовал Беллоф.

Мартин Брандл (Martin Brundle), тогдашний его напарник, вспоминает Беллофа, как возможно самого быстрого гонщика, которого он когда-либо видел. "По чистой скорости" - говорит он - "я уверен в том, что Штефан был ближайшим к Вильневу гонщиком."

Мы никогда не увидели дней величия Штефана Беллофа безусловно потому, что он умер задолго до них. Осенью 1985 его Porsche 956 разбился здесь в Спа, в Eau Rouge. Похоже, что для его сограждан, немецкие автогонки умерли вместе с ним. Возможно они снова возродились здесь, в Спа, через шесть лет. Гран-при Бельгии Михаэля Шумахера длился менее круга, но это не имеет особого значения. Мы уже увидели достаточно.

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
02 ноября 2006 г. - Мосли: "Алонсо несправедливо наказали в Монце"...
02 ноября 2006 г. - ING - титульный спонсор Гран-при Австралии...
02 ноября 2006 г. - Алонсо переезжает в Швейцарию...
03 ноября 2006 г. - Блеск и нищета дебютантов...
04 ноября 2006 г. - Сегодня Райкконен попращается с "Маклареном" ...
04 ноября 2006 г. - Михаэль Шумахер рекламирует гонку в Индианаполисе ...
05 ноября 2006 г. - Феттель хотел бы выиграть в Макао...
05 ноября 2006 г. - 50000 болельщиков на "Stars&Cars"...
05 ноября 2006 г. - Бюджет Prodrive в дебютном сезоне - 65 млн Евро...
05 ноября 2006 г. - Спиду и Лиуцци запретили выступать в США...
05 ноября 2006 г. - Себастьян Феттель: "Я не новый Шумахер, я сам по себе"...
05 ноября 2006 г. - В McLaren обещают прибавить...
05 ноября 2006 г. - Очередная гонка серии Busch: Монтойя финишировал 28-м...
06 ноября 2006 г. - Михаэль Шумахер отказался от футбольной карьеры...
06 ноября 2006 г. - Физикелла считает себя главным претендентом на чемпионский титул...
07 ноября 2006 г. - Super Aguri и Panther Racing выставят команду в серии IRL...
07 ноября 2006 г. - Дорнбос остается...
07 ноября 2006 г. - Renault благодарит Michelin...
07 ноября 2006 г. - Глок примет участие в тестах BMW-Sauber...
08 ноября 2006 г. - Новые цвета McLaren...
08 ноября 2006 г. - Трулли: "Я соскучился по хорошим результатам"...
08 ноября 2006 г. - Арабский гонщик может дебютировать в 2009-м году...
08 ноября 2006 г. - Хайдфельд: "Уходить я не собираюсь" ...
08 ноября 2006 г. - Honda назовет тест-пилота на следующей неделе...
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Результаты предыдущего опроса

Чем бы заняться "пенсионеру" Михаэлю Шумахеру? :)
Возглавить FIA вместо М.Мосли. 7% (25)
Выкупить у Б.Экклстоуна часть акций Ф1. 3% (13)
Возглавить спортивное отделение Ferrari. 20% (74)
Создать собственную команду в Ф1. 18% (67)
Уйти в какую-нибудь другую гоночную серию. 5% (17)
Растить детей и вытирать пыль с призовых кубков. 15% (58)
Вернуться в Ф1 немедленно! :) 30% (113)
Особое мнение. 2% (8)

Особые мнения

Janus.

Сидеть на печи, потреблять калачи... :) Ну, отъездил он с 4-ех по 38-мь лет, хватит. Жить ведь тоже надо.


Gu$lik.

По Шумахеру рыдает "СуперАгури". Ему стоит поездить вместо Ямамото. Гладишь, поднял бы команду до уровня топа. :))


Лакримоса.

Шуми, вернись! Мы без тебя болеем!


RomB.

Больше всего я был бы рад, если бы Михаэль Шумахер скооперировался бы с Audi, которая по слухам, давно собирается в Ф1, и дебютировал бы в качестве руководителя гоночной команды под ее патронажем. Думаю, что и в таком качестве "ШумМи" был бы вполне успешен - к вящей славе моего любимого немецкого "бренда".

Трибуна


НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.



Интернет-магазин видеозаписей Формулы-1.

САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ.
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


Суперпредложение: покупая все гонки сезона 2006 года до 15 декабря, вы платите только за 15 гонок, 3 получаете в подарок!!! Торопитесь сделать заказ сейчас!

Небесспорный рейтинг пилотов и команд Ф1 на 2007 год. #2

Роман Блынский (RomB)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Scuderia Ferrari: эффектно прогарцевавшаяся.

Идет сейчас по ТВ просто потрясающе красивая (нашим доморощенным недоноскам от телерекламы со своими "- Айс?!! - Не Айс!!!" этот уровень непостижим и недостижим в принципе) реклама журнала Top Gear. Там эффектная девушка в алом с черной вздыбившейся лошадкой на руке красиво и торжественно возглавляет в забеге "пилотон" (табунчик, наверное, точнее...) юных девчонок в платьицах, цвета которых при легком напряжении ума наводят на некоторые "формульные" аналогии (а какой там McLaren-Mercedes в черной коже вдогонку летит, да с какой попкой... эх, была бы команда Рона Денниса хоть слегка похожа на это юное диво...). Так вот – возглавляет-то гонку "дева-Феррари", но посмотрите на выражение ее лица – и на лица бегущих рядом товарок.

- Нет ли у вас, друзья, впечатления, что в то время, как соседки выкладываются изо всех сил, наша яркая "дева-Феррари" там бежит как-то... слишком уж вольготно, с эдакой небрежцой и чересчур самоуверенно?

- Вот и прибежала она в нынешним сезоне лишь второй...

Вообще, Ferrari – команда потрясающая. Как часто в ней наряду с потрясающими взлетами бывают и какие-то достаточно невнятные спады. История "конюшни" развивается по "качельному принципу": взлет – падение, взлет – падение...

Как мне кажется, периодом абсолютного расцвета тандема Scuderia Ferrari – Bridgestone в новейшей истории стал 2001-2002 гг. Посмотрите на статистические таблицы тех времен: тотальное доминирование болидов и пилотов Ferrari, F2001 и особенно F2002 опережают конкурентов на финишах гонок чуть ли не на полкруга, в квалификациях отрывы по полсекунды – норма. И следствие – Шумахер-старший выигрывает чемпионат 2002 г. с чудовищно огромным очковым счетом – 144 (против 50 очков у первого представителя не-Ferrari Монтойи)! А вот потом начинаются некоторые проблемы...

2003 год. Шумахер вновь становится чемпионом, но уже с превеликим трудом... налицо как большие проблемы с японской резиной, так и модель F2003-GA, которую команда называет "лучшей в своей истории" (и в разработке которой все большее участие начинает принимать Альдо Коста – вместо привычных Рори Бирна и Росса Брауна) отнюдь не бесспорна.

2004 год. Вновь фантастический взлет. Шумахер перебивает собственный рекорд по очкам – теперь он равен аж 148-ми. Команда набирает 262 очка. Конкуренты повержены – они в пыли и во прахе.

2005 год. Машина F2005. Первый болид, главным конструктором которой был именно Коста. Полный провал. Машина, пусть во многом из-за вновь малоконкурентного в том году Bridgestone, но откровенно не задалась – в Венгрии проигрыш на трассе ставшему к тому времени основным конкурентом Михаэля Фернандо Алонсо достигает 1-го круга. Сезон, несмотря на относительно нестыдные 3-и места Михаэля в Кубке Пилотов и команды в Кубке Конструкторов, можно считать проваленным.

2006 гоночный год только что окончен пред нашими взорами. Как его оценить? - Был и относительный спад в начале сезона, когда было показалось что 248F1 вновь не задался, и потрясающий прорыв начиная с конца весны, когда команда мобилизовалась, чтобы достойно проводить свое созидающее и формирующее звено – Михаэля Шумахера – на "пенсию". И в самый последний момент, когда казалось, что все уже получилось, за шиворот итальянцам, немцу и всем их поклонникам по белу свету подшутившей девкой-Фортуной был выплеснут ушат ледяной воды. И "ШумМи", и Scuderia только вторые.

- Успех это, или поражение? Пожалуй, все же успех. Очень, очень умеренный. Команде не хватило самую малость... но все же – не хватило.

- Чего можно ожидать в 2007 году? - Пожалуй, я настроен оптимистично. Во-первых, как я уже излагал выше, Mishelin покинул чемпионат, и Scuderia избавилась от критичного фактора неопределенности, – "и какая там нынче резина задастся получше"? Во-вторых, случилось самое главное – вслед за Михаэлем основная производительная сила команды и ее ведущие разработчики не ушли, да и сам Шумахер-старший готовится поставить свое новое управленческое кресло по соседству с креслом самого Тодта. Костяк команды сохранен.

И кто знает... вполне допускаю, что на следующий год по-хорошему, по-спортивному разозленная неожиданным проигрышем "дева-Феррари" сгонит с со своего очаровательного личика негу и расслабленность, ее зрачки хищно сузятся, зубки сожмутся, губки сложатся в презрительно-беспощадную улыбочку, обращенную к воспрянувшим конкуренткам, и совершенная дочь солнечной Италии в новом сезоне, с грацией и ловкостью гордого скакуна, которого в память о погибшем друге сделал символом дела своей жизни великий "Коммендаторе", уйдет в такой отрыв от преследователей, что и представить себе трудно. Мы знаем - Scuderia может.

Филиппе Масса. Несмотря на относительную молодость этот бразильский пилот чрезвычайно опытен и прошел пятилетний длинный путь в Ф1. Начав в 2002 году свою карьеру в находящейся тогда в достаточно приличной команде Sauber, Филиппе в 2006 году оказался в кокпите Ferrari – в качестве оруженосца Михаэля, вместо "отставленного" соотечественника Баррикелло. Впрочем, кокпиты красных болидов Филиппе видел и до этого, т.к. в Sauber в 2004-2005 гг. боевые пилоты фактически являлись внештатными тестерами поставлявшей швейцарской "конюшне" двигатели и оборудование Scuderia. Что сказать о его успехах? 2002 год: 4 очка против 7 у Хайдфельда; 2003 год: как "боевой пилот" Масса не выступает; 2004 год: 12 очков против 22 у Физикеллы; 2005 год: 11 очков против 9 у Вильнева; и, наконец, 2006 год: 80 очков против 121 у Шумахера-старшего... - даже в свете этой несложной статистики мне представляются несколько излишне самоуверенными недавние заявления Филиппе о том, что он-де на равных собирается конкурировать с Райкконеном. Думаю, при всем моем уважении, что уровни гонщицкого таланта у бразильца и у финна несколько разные. Да и не для того очень дорого покупался Кими, чтобы устраивать ему внутрикомандную конкуренцию... уж где-где а в Ferrari прекрасно понимают, что "солист" в хоре, если он слаженный, может быть лишь один. Быть Филиппе вновь лишь верным оруженосцем... или не быть в Scuderia скоро вообще.

Ну объективно – как-то не увидел я в этом сезоне самого Массы, кроме как в финальной Бразилии... хватало и разброса в пилотаже, и ошибки собственные были, да и в чистой скорости он очень и очень уступал Михаэлю. Ставлю Массе лишь 0,6Ш – с надеждой на прогресс в будущем.

Кими Райкконен. Тут все просто. Рефреном моего краткого о нем очерка можно сделать слова "не люблю, но уважаю".

С самого своего дебюта в 2001 году с суперлицензией лишь на два гран-при в Sauber, за дооолгий период "больших надежд" в McLaren и по самый кокпит Ferrari финн демонстрировал игристый как прекрасное французское шампанское гоночный талант. Кими может все. Он умеет обгонять и обороняться, быть осторожным стратегом и решительным тактиком. Он может выиграть квалификацию на легкой машине, если та это в принципе позволяет, – и умчаться как ветер ото всех, ставя невероятные рекорды круга, он может и не выиграть квалификацию из-за сгоревшего мотора (привет Деннису/Хаугу), залить немыслимое количество топлива на борт и методично и безошибочно проводить свой болид с самых низов сквозь пилотон прямо к победе... если болид вновь не подведет. И даже в подобных, нелегких, прямо скажем, обстоятельствах Райкконен имеет 2 титула вице-чемпиона мира, что показательно. Он превосходный мастер пилотажа.

Недостатков у Кими, с моей точки зрения, лишь два: недостаточная харизматичность, выражающаяся в излишней публичной вялости и безэмоциональности, что чемпиону как-то неприлично – также вкупе с некоторой чрезмерной агрессивностью вне трассы; второй недостаток от Райкконена никак не зависит: его почему-то терпеть не может одна очень нужная в судьбе каждого пилота дама – Фортуна. Не зря Кими называют наследником по невезучести Жана Алези. Впрочем, мне кажется, что увидев молодого финна в красном, дама сия к нему изменится к лучшему – и, будучи практически в этом уверенным, ставлю Райкконену 0,9Ш.


Honda: Солнце всходит, всходит, все еще всходит...

Японию поэтично именуют "Страной восходящего Солнца"... Многим казалось, когда после многолетнего перерыва японская же компания вновь утвердилась в "Королевских гонках", окончательно взяв в свои руки начавшую чахнуть команду BAR, что ее восход над просторами Ф1 будет стремителен и ярок, - солнечен. Увы. Команда так и не может воссиять настолько мощно и стабильно, как хотелось бы, и как она, бесспорно, могла бы. Пока ее наибольшим успехом стало 2-е место в Кубке Конструкторов в 2004 году. 2005 год ознаменовался знаменитым скандалом с "прехитрейшей" конструкцией топливного бака – и итогом временной дисквалификации команды стало лишь крайне невысокое 6-е место в КК.

Нынешний сезон прошел несколько лучше, 4-е место... которое при чуть большем прилежании и существенно меньших иллюзиях у руководства "конюшни" могло бы быть и 3-м. Я никогда не пойму вышвырнутые "всуе" в Альберт-Парке 4 очка Баттона. Надо быть абсолютно кончеными оптимистами (или просто некомпетентными людьми?), чтобы ради свежего мотора для Гран-при Сан-Марино, с эдакой небрежной барственностью - "ды ловите вы сей объедок, убогонькие, мы, гордые японские самураи, окромя побед ничего в пищу не употребляем" - дарить конкурентам такой жирный кусище. Но "Бог шельму метит" - думаю, ближе к концу сезона подобная расточительная щедрость господам Нику Фраю (CEO Honda GP Ltd) и Ясухиро Ваде (ну а это – сам президент Honda Racing Development) не раз горько аукнулась...

В целом же нынешний сезон можно назвать достаточно средним, болид RA106 был неплох, но кондициями своими заметно уступал шасси и Renault, и Ferrari, да и McLaren, а единственная в сезоне (и в карьере) победа Баттона в дождевой Венгрии была, будем откровенны, столь же случайной, как и победа Паниса в Монако в отдаленном уже на целое десятилетие 1996 году. Нельзя назвать сезон 2006 г. совсем уж неуспешным, но и полноценно удачным назвать тоже язык не повернется.

Склонен я полагать, что и в 2007 году команда останется примерно на своем уровне, так как я лично не вижу сколь-либо серьезных предпосылок для значительных изменений как к лучшему, так и к худшему. Руководство будет тем же, объем финансирования существенно не изменится, состав пилотов остается неизменным... все статично. Для возникновения новых тенденций в команде просто нет каких-либо серьезных "мотиваторов", разве что у Баттона, отведавшего вкус призового шампанского, победные амбиции теперь возрастут. Как и всеобщее давление – и внутрикомандное и внешнее - на него в их ожидании.

Итак, мы плавно переходим к Дженсону Баттону.

Пожалуй, в нынешней Ф1 именно "Дженс" является пилотом, на которого соотечественники и пресса возлагала самые длительные и самые "большие надежды". Но как и в одноименном романе Диккенса путь к их реализации оказался исключительно труден, долог и тернист. От Баттона ждали многого и в еще имевшем неплохую форму в 2000-м году Williams... но британец в год своего дебюта был наголову разбит своим партнером Ральфом Шумахером – с двухкратным перевесом 24:12... да и в разлагавшемся Benettone в 2001 году – тут он уже был "огорчен" Физикеллой, со счетом 8:2. Далее происходит перелом - в дебютный год в Renault в 2002 году Баттон впервые превосходит напарника, Трулли, - 14:9. 2003-2006 гг. Дженсон Баттон последовательно одолевает во внутрикомандных схватках таких партнеров как Вильнев, Сато и Баррикелло. Он возмужал и заматерел... и вот, наконец, случилась и такая долгожданная первая победа...

Как сложившийся пилот к настоящему времени Баттон очень хорош. Он быстр, предельно стабилен, не имеет сколь-либо заметных трассовых предпочтений, не склонен к риску и очень ровен в пилотаже. Своей манерой мне он сильно напоминает Алонсо, но ему недостает немного той цепкости и уверенности в себе, которой у Фернандо в изобилии. Кроме того, Дженсон не любит давление на себя на трассе, и может под ним ломаться... что несколько раз "ШумМи" нам за пару сезонов и продемонстрировал. Впрочем, это единственный недостаток британца. На хорошей - быстрой и очень надежной, под стать ему самому - машине он вполне способен и побеждать в гонках, да и выиграть чемпионат. Все зависит теперь только от Honda. Оцениваю Баттона в 0,8Ш.

Рубенс Баррикелло. Исключительно опытный бразильский пилот, который заработал за карьеру множество очков и подиумов, куда как поменьше поулов и побед, но который войдет в историю "Формулы-1" лишь как один из "оруженосцев" Михаэля Шумахера, правда, как самый "долгоиграющий". "Рубиньо" - хороший парень, к сожалению, не слишком юный уже, и неплохой пилот. Он может быть ярок и быстр, может быть уверен в себе и стабилен, может быть остр и заметен на трассе... а может и не проявить ни одно из этих качеств. В целом основными проблемами Рубенса являются - и уже навсегда, видимо, - излишне мягкий характер, недостаточная стабильность и частая зависимость уровня его пилотажа от настроения. И хотя Баррикелло и говорил неоднократно в прессе в прошлое межсезонье, что в Honda он-де раскроется с новой стороны, но я этого, честно говоря, что-то пока не замечаю. Рубенс откровенно "доезжает карьеру".

Он хороший пилот и надежный партнер по команде, и я ставлю ему 0,6Ш.


BMW Sauber: дебют в стиле блицкрига.

Германцы не любят затяжных и долгих походов. Со времен Древнего Рима их набеги были дерзки и стремительны. И, почти всегда, успешны. Похоже, что эту манеру воинственных предков переняла и официально дебютировавшая в 2006 году году германская же команда "Формулы-1".

Сразу и четко скажем: дебют удался отменно. Если мы вспомним прошлый год и швейцарскую команду-прародительницу Sauber, то нынешнее 5-е место с 36 очками – супротив прошлогоднего 8-го с 20 очками неуспешным назвать нельзя. Шасси F1.06 вкупе с традиционно мощным и надежным двигателем от BMW смотрелись на трассах очень достойно, особенно ближе к концу сезона. Замена Вильнева на Роберта Кубицу тоже, как мне кажется, оказалось удачной, Жак в последнюю пару-тройку лет откровенно сдал, и был достаточно неубедителен как в Renault в 2003 году, так и в самом Sauber в 2004-05 гг. Роберт же был очень хорош, и я долго буду помнить его искрометный (да, пусть и с помарочками, но ведь это только начало) пилотаж в той же Венгрии. В общем, начало самостоятельного пути в Ф1 у баварцев вышло очень солидным.

Ожидаю, что и в следующем году BMW будет последовательно крепить свои позиции. То, что шасси F1.06 оказалось удачным сразу, позволяет предполагать, что его концепция была найдена верно и на ближайшую перспективу. И теперь, с наличием огромных инженерных, технических и финансовых мощностей, стоящих за BMW Sauber F1 Team в лице грандиозной и почти всемогущей компании BMW, результаты должны стабильно расти. Переходим к пилотам.

Ник Хайдфельд. Не стану скрывать, что этот пилот – с огромным талантом и, увы, скверным менеджментом и ужасающим мерчиндайзингом (фу, какое скверное слово... специалистами по самопродаже, пожалуй...) - мне давно и крепко симпатичен. Сделав блестящую доформульную карьеру в младших сериях, Ник общепризнанно являлся "человеком Mercedes". В 2000 году началась его карьера в Ф1 – в составе мертворожденной команды Gauloises Prost Peugeot, которая никак уже не ехала. В 2001 году Ник был посажен "для прикатки" в кокпит дружественной тогда немцам Sauber. На следующий год его ждал – как было бы предельно логично предположить, если результаты будут достаточно хороши – статус пилота McLaren-Mercedes. В соседний кокпит Sauber сел Райкконен. И был прекрасно проведенный сезон, очень яркий, практически безошибочный, Хайдфельд занимает 7-е место в чемпионате с 12 очками. Райкконен стал 10-м, с 9 очками. Стал 10-м, объективно проиграв Нику по всем критериям и... оказался в 2002 году в McLaren в качестве негласного #1 команды. Похоже, именно отсюда прорастают и некоторые корни моей легкой нелюбви к Кими...

Далее Хайдфельда ждала печальная череда команд "на излете" - слабеющий Sauber, умирающий Jordan, быстро теряющий спортивную форму Williams, очень посредственных болидов, и постоянная угроза вылететь из когорты боевых пилотов Гран-при. И самое обидное – незаслуженно! - сам-то Ник был чертовски хорош, выжимая из достававшихся ему куч карбона и железа все, на что они были способны...

Наконец, в этом году Ник получил очень приличную команду и неплохую машину. Результат налицо: 9-е место в чемпионате – с 23 очками. Вильнев и Кубица в сумме набирают лишь 13 очков. Комментарии тут, как говорится, излишни.

Что может Ник Хайдфельд как пилот? – Все! Он очень быстр, очень стабилен, умеет выживать в пилотоне и прорываться сквозь него, он уже предельно опытен и еще относительно молод даже по формульным меркам... как у пилота у Хайдфельда недостатков нет. Недостаток лишь один: Ник не умеет (или просто еще не научился?) быть хитрым "кукушонком", что чемпиону необходимо. Я поясню. Надо уметь, придя в команду-"гнездо", заставить птиц-родителей (руководство и технический персонал, то бишь) сосредоточится только на тебе, надо стараться отбирать как можно больше пищи у братца-птенца (пилота-напарника), чтобы крепнуть только самому... а если таковой "братец" начнет недовольно пищать и возмущаться – при каждом удобном случае не забывать его поклевывать и пощипывать, чтобы в итоге либо его уморить, либо заставить замолчать, либо... просто вышвырнуть его из твоего гнезда. И только так становятся чемпионами сейчас, в наше время. Вспомним о Пике, Просте, Сенне, Вильневе, Хаккинене, Шумахере-старшем, наконец. "Боливар не вынесет двоих"... по крайней мере, в одной команде. И в этой Формуле.

Все же надеюсь, что "Квик-Ник" почует где-то глубоко в себе стремительного хищника – и избавится от своего добродушия, от излишней порядочности и от своего менеджера по пиару. По сумме его достижений - и моих на него надежд - ставлю ему 0,8Ш.

Роберт Кубица. Этот 22-летний польский "птенец" громко попискивать умеет! В этом мы уже убедились...

Но помимо этого он и потрясающе умеет ездить, - и стремительно нестись вперед, атакуя на каждом секторе, и великолепно защищаться, давая понять даже и чемпионам, что халявного обгона не будет, придется попотеть... и долго притом. И пусть порой его пилотаж оборачивается пока еще и разворотом, но за свои 6-ть гонок нынешнего (дебютного для него – не будем забывать!) сезона этот юноша лично мне запомнился куда больше, чем, например, многоопытный Вильнев за свои последние несколько лет. Ставлю Роберту, правда, оговорюсь - несколько авансом, "на вырост" - 0,7Ш.

...


Уважаемые читатели альманаха! Мы все, несмотря на наши старания, лишь любители "Королевских гонок", и отнюдь не претендуем на истину. Если вы имеете чем дополнить этот и любые другие материалы нашего проекта, то мы всегда рады вашим письмам, мнениям и любым сочинениям по теме Ф1 - и с нетерпением ждем их в электронном почтовом ящике редакции: f1-momk@rambler.ru. Пишите - и обрящите! :)


Продолжение следует

Герхард Бергер. Финишная прямая. #12-2

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Глава 12. Отец. Часть 2.

...

Процесс был подготовлен в Иннсбруке, теперь с доктором Рудольфом Визером в качестве адвоката отца. Это был старый лис в области уголовного и хозяйственного права из Иннсбрука. Материалы дела наполняли 109 толстых офисных папок, все разрослось настолько чудовищно, что личности моего отца почти нельзя было там найти.

С момента "побега" прошло еще полтора года, пока дошло до процесса против Нагиллера (адвокат отца в период возникновения дела) и Йоханна Бергера по статье "Cоучастие в мошенничестве". Суд отказался от применения предварительного заключения, папа снова мог вести в некоторой степени нормальную жизнь. Фирма также понемногу раскручивалась, и все продвигалось в нормальном направлении.

Когда срок суда приблизился, не было абсолютно ничего, что омрачило бы предвкушение радости от ожидавшегося оправдательного приговора. Все инсайдерские сплетни юристов, каждая внешняя деталь и лучившийся уверенностью доктор Визер указывали на благоприятный исход дела.

Март 1997. Позади для меня остался Гран-при Австралии, перед обеими гонками в Южной Америке последние тестовые заезды Benetton проводились в Сильверстоуне. В зале суда для отца друзьями были подготовлены поздравительные транспаранты, а у меня под рукой был мобильный телефон. Мой представитель в прессе Вальтер Делле Карт должен был позвонить мне сразу после вынесения оправдательного приговора.

Телефон наконец зазвонил. Но это был Георг Киндль из "Ньюс". Что я думаю по поводу приговора?

- Какого приговора?

- Ну... пять лет и четыре месяца.

Наверное, всю жизнь у меня будут мурашки по коже при воспоминаниях об этом моменте.

Я не мог дальше вести машину, прервал заезды и вылетел домой к родителям. Адвокат подал кассационную жалобу, так что отец был на свободе.

Кроме того, что мы пытались утешить друг друга, я усиленно размышлял о предшествовавшей неверной оценке ситуации. Какое объяснение существовало для такого гротескного ошибочного приговора?

Естественно, нашего адвоката нельзя было рассматривать как объективную сторону этого процесса. Тем не менее, я попросил его как можно понятнее, то есть не на юридическом диалекте немецкого, изложить закулисную сторону событий.

Цитирую доктора Рудольфа Визера: "Суд исходил из того, что Йоханн Бергер был не жертвой Джанфранко Рамозера, уже давно осужденного за мошенничество, а соучастником. Он представил себя потенциальным инвестором фабрики по производству деревянных профилей в Германии, которая никогда не была построена, и тем самым способствовал обеспечению кредитных потоков Рамозеру. О том, как последнему могло удаться выманить деньги в потерпевшем банке, в судебном выступлении было сказано следующее касательно его личности: он был "настоящим мастером обмана, способным не только убедительно рассеивать возникавшие в отношении него опасения, но и привлекательно представлять планы и намерения". Суд констатировал, что только так можно объяснить тот факт, что Рамозер по не зависимым друг от друга делам почти одновременно смог выманить у пяти банков четверть миллиарда шиллингов. Было признано, что все директора банков могли бы позволить Рамозеру обмануть себя, только в отношении Йоханна Бергера такой возможности признано не было".

Доктор Визер далее: "Приговор, вынесенный в Австрии, базировался на предварительных расследованиях, проведенных исключительно в Германии. Все три главных свидетеля отклонили просьбу прибыть в Австрию: Рамозер (под арестом во Франции), немецкий планировщик-архитектор, который обманул банк мнимым прогрессом в строительстве, и, наконец, (немецкий) директор банка собственной персоной, который разрешил выплаты, несмотря на то, что существенные условия одобрения кредита (поток собственных денежных средств, подтверждения инвестиций) не были выполнены и несмотря на то, что у него был ревизионный отчет собственной правовой службы о том, что в этом деле некоторые детали подозрительны".

Доктор Визер к вопросу мотивов: "Никто так и не смог объяснить, какой мотив мог иметь Йоханн Бергер для того, чтобы за те два миллиона марок, которые он, как тогдашний кредитор, охотно получил бы от Рамозера обратно, заниматься криминалом такого масштаба. Поскольку дело о пропавшей кредитной сумме должно было бы неизбежно в один прекрасный день открыться. Другого не дано. Почему человек, который обеспечен и владеет уважаемой фирмой, одним словом, совершенно не намеревающийся уходить в подполье, станет заниматься этим?"


После первого шока все надежды обратились к Верховному суду. Мы все единодушно были уверены в успехе, и отец тоже.


Между тем положение фирмы стабилизировалось. Нужно было внедрить новое руководство предприятием, которое в сотрудничестве с Йоханном Бергером стало бы использовать его ноу-хау на благо фирмы. Для увольнения старого директора и назначения нового, Альберта Майера, была согласована дата – 9 июля 1997 года - в Зальцбурге, в канцелярии адвоката. Эта дата должна была стать для отца самым радостным, что он пережил за последние три года, поэтому он пребывал в эйфории.

Майер находился в Лихтенштейне, Бергер в Вергле, адвокат в Зальцбурге. Посреди лета – идеальное положение дел для восторженного пилота спортивного самолета. Да к тому же отцу была противопоказана прямая дорога по автобану в Зальцбург. Она проходит по немецкой территории. А в Германии Йоханн Бергер по-прежнему считался лицом, подлежащим аресту (статья шенгенского соглашения, по которой австрийский судебный процесс отменял бы немецкий, еще не вступила в силу). Так что совершенно естественным выглядело, что отец заберет Майера в Вадуце и летит с ним в Зальцбург. Так и договорились.

Необычно для этого времени года, 9 июля в нижней долине Инна господствовал туман. Это была погода, в которую полета для удовольствия точно не получится. Но, учитывая важность встречи, условия были довольно сносными. Кроме того, Йоханн Бергер никогда еще не принадлежал к категории чересчур осторожных. В противном случае пришлось бы отменить встречу, поскольку у Майера не было другой возможности вовремя прибыть в Зальцбург.

Одномоторный самолет был марки Robin – французская 4-местная спортивная машина, двигатель Porsche, с очень хорошим оснащением, более чем солидный спортивный самолет, которым отец владел уже верных 10 лет. У него был большой налет, и вообще он был опытным пилотом. В основе своей машина предназначалась для визуальных полетов, но имела и инструменты для аварийных случаев.

Майер ждал на вышке в Лихтенштейне, пока не пришло известие: Йоханн Бергер разбился.


Весть застала меня в Лондоне.

Это так жестоко меня потрясло, что я не могу описать. То многое, что составляло для меня смысл и имело ценность, в один момент рухнуло.

Совершенно обычная любовь сына к отцу за эти три года стала еще сильнее и драгоценнее. Я был совершенно ясно убежден в его невиновности и в той несправедливости, которой он подвергся. Важнейшей целью моей жизни стало помочь преодолеть ему этот кошмар. Никакая успешная спортивная карьера не была столь важна для меня, и потому судьба моего отца наложилась на три гоночных сезона.

Я позвонил маме. Полиция уже была у нее. Несчастье произошло практически у ворот дома, по прямой около трех километров.

Я полетел в Мюнхен, попросил встретить меня в аэропорту и поехал к маме. По дороге я проезжал аэродром Куфштайн-Лангкампфен. Пилоты-коллеги отца были там, все рыдали. Объяснения мало чем помогли: какой туман был утром и как могла случиться трагическая ошибка.

Я поехал дальше, к маме. Мы переживали событие, которое отличалось от всего ранее пережитого. В моей жизни часто бывало, что распахивалась какая-то дверь, и я вдруг оказывался в совершенно новой области, получал совершенно новый опыт. Но теперь все было гораздо хуже, даже не с чем было сравнивать. Несколько аварий, происшедших со мной и с другими, вызывали во мне иногда сходные чувства. Для тебя все еще не так плохо, как для других, которые страдают намного больше.

Заниматься чем-то – вот было лучшее средство, чтобы как-то пройти через это испытание. Организация похорон помогла мне немного отвлечься от себя самого. Это был определенный рабочий процесс, которого я хотел придерживаться. А в стенах родного дома в голове была одна единственная мысль: он больше не вернется.


Дело осужденного на пять лет предпринимателя, отца известного гонщика, для рейтинговых телеканалов и бульварных газет стоило спекуляций о самоубийстве. Для меня же это было ужасной насмешкой над тем, что действительно произошло, а у меня уже не было сил для достойного ответа.

И в серьезных источниках высказывались различные теории о событиях, происходивших в катастрофе. Я хотел прояснить для себя картину и позвонил своему другу Зиги Ангереру. Он выбрал вертолет, и мы полетели к месту крушения. Правда, из-за тесно ограниченного пространства на местности не смогли найти его с воздуха. Зиги высадил меня, и я поехал дальше на машине. Обломки обнаружились на лесистом горном хребте. Пожарные, которые разбирали обломки, все были приятелями отца. Это была земля его детства, дом его родителей располагался примерно в пятистах метрах отсюда.

От обломков и особенно от кабины пилота мало что осталось.

Хотя происходившее и никогда не удастся обосновать данными, но все достаточно хорошо объяснимо, чтобы не допускать каких-то домыслов о таинственных обстоятельствах.

Все произошло через две минуты после взлета, что подтверждает малая высота точки столкновения с землей.

Учитывая положение аэродрома в долине, вполне достаточно одной-единственной ошибки, какая может случиться в условиях слепого полета с пилотом, обычно летающим в условиях видимости. Легко теряется чувство горизонтали. Тот, кто не обучен постоянному наблюдению за инструментами, а ждет, когда снаружи можно будет что-нибудь увидеть, может очень быстро оказаться в наклонном положении - по максимуму – и вниз головой), не чувствуя этого физически. Соответственно, самолет выполняет невольный вираж. Вираж может становиться все круче, вплоть до скольжения самолета. Если, конечно, в это время самолет не выйдет из тумана или облаков. Так что сочетание тумана и горного хребта позволяет очень достоверно объяснить произошедшее.

Я поехал домой и рассказал об этом матери и сестре. Мы с Клаудией в эти дни пытались найти деловой тон друг для друга, чтобы обсудить самое необходимое и не осложнять еще больше положение мамы.

На следующий день я искал хорошее место на кладбище и не мог найти, поскольку все уже были зарезервированы. Так я узнал, что люди бронируют себе места на кладбище заранее, и что может получиться так, что ты не найдешь подходящего. Я выбрал гроб и вел переговоры с персоналом ритуального предприятия. В общем, в эти несколько дней я начал понимать, что есть такие стороны жизни, о которых я до сих пор не имел понятия.

Тело отца перевезли для обычной процедуры вскрытия в судебный морг Инсбрука. Я с матерью и Клаудией поехал туда. Один из нас должен был подтвердить личность, но оказалось, что достаточно примет, которые я сообщил. Тем не менее, я хотел увидеть его еще раз. Меня отговаривали, поскольку после аварий такого рода можно получить последние впечатления, какие лучше бы не получать. Так, нам осторожно показали фотографии повреждений головы. Оказалось, что ты просто не замечаешь этих ранений у человека, которого любишь. Они ничего не значат и не меняют картину воспоминаний.

Мы трое определенно хотели этой встречи, и все прошло совсем не плохо. Я был рад этим минутам, и тому, что я еще раз смог прикоснуться к отцу. Только в этот момент мне стало ясно, что мой отец мертв. До тех пор все было как в кино. Потом Клаудия захотела еще немного побыть с ним наедине. Я уверен, что тогда они оба заключили мир.

На следующий день отца перевезли в морг Вергля. На кладбище нам все-таки удалось найти "прекрасное место". Родственники и друзья приехали отовсюду, было невероятно много венков и телеграмм соболезнования. Я увидел тогда, как важен был мне каждый, кто прислал телеграмму или венок. На похоронах было две тысячи человек, и я чувствовал каждого в отдельности.

Мне было важно организовать для отца красивые похороны. Он так гордился своими достижениями и своей фирмой, а эти чувства последние три года в нем последовательно убивали. На прощание их еще раз надо было почувствовать. Я думаю, что это удалось.

Я выступил, это не было обращением к людям, это был разговор между мной и им, и я едва смог договорить до конца.

Какие, оказывается, мелочи обретают значение и ценность: за неделю до этого отель "Штангльвирт" в Гоинге пригласил моих родителей, когда я восстанавливался там после операции на челюсти. Там отец впервые увидел Хайди, свою внучку.


Я не мог выступать в Сильверстоуне. И уже пропустил три гонки, поскольку мои проблемы с гайморовыми полостями решались только обширным лечением.

В такой ситуации я прибыл на Гран-при Германии в Хоккенхайм. Мой собственный руководитель команды сомневался, в состоянии ли я буду после долгой паузы показать что-то более-менее достойное. Флавио Бриаторе никогда не был большим мотиватором.

В квалификации я проехал круг столь гладко, убедительно и правильно, что он просто обязан был быть в порядке. Когда я на круге возвращения получил сообщение "Поул-позиция", впервые за восемнадцать лет гонок из моих глаз полились слезы. Я думал только об отце, все пронеслось у меня в голове, я видел перед собой обломки самолета и вспоминал отрывки из речи священника на похоронах. Впервые в жизни я действительно прислушивался к тому, что говорит священник. Собственно, этого поула уже было бы вполне достаточно для всего, что я хотел показать и выяснить. Но перед отходом ко сну я подумал, что теперь можно было бы и всю гонку выиграть. Тут было важно со старта остаться лидером, и я выиграл старт, зная, сколько секунд преимущества мне нужно, чтобы оправдать два пит-стопа. Мне нужно было 17 секунд, план гонки выполнялся великолепно. Вдруг на Stewart, которого я обгонял на круг, взорвался мотор. Возникла завеса, которую я еще никогда не видел в Формуле 1. Я влетел в нее на 300 км/ч и подумал – если там кто-то есть, я погиб. Тогда я притормозил и проехал в прогулочном темпе через эту завесу, зная, что где-то там – въезд на мотодром. На этом я потерял четыре секунды, и, собственно, на этом, гонку можно было считать проигранной. После пит-стопа я действительно выехал позади Хаккинена, но которого быстро обогнал, как будто по-другому и быть не могло. Теперь впереди был только Физикелла, которого я удивительно быстро достал. Потом он совершил небольшую ошибку, и я обошел его. Впереди было пусто, оставалось надеятся только, что мотор выдержит. Он не оставил меня в беде, и так я победил в этом Гран-при. Я знал, почему так случилось, и откуда взялись силы. Радость по этому поводу была не сравнима ни с каким доселе испытанным мною чувством.

Продолжение следует

Ежегодный рейтинг пилотов Роба Уокера, 1979 г. #2

Перевод: Станислав Альбертинский

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Прошлое и будущее Формулы 1, как это видится нашему человеку в боксах

...

У Патрика Депайе был неудачный год. Он стал очень конкурентоспособен в Ligier и убедительно выиграл Гран-при Испании. Но на следующей гонке в Зольдере его из-за недостаточной поворачиваемости вынесло с трассы в ограждение, когда он боролся с Лаффитом за лидерство. В этой аварии он повредил запястье, но смог вернуться, чтобы прилично выступить в Монако, где откатился назад и финишировал 5-м. После Монако команда занималась тестами в Дижоне, но Патрик, блестящий тестер, на тот момент идущий 3 в чемпионате, заявил, что запястье слишком болит, и вернулся в родной Клермон-Ферран. Где и занялся дельтапланеризмом с не залеченным запястьем. Его подхватил внезапный порыв ветра, он упал и сломал обе ноги, что завершило для него гоночный сезон. Но даже так он стал 6-м в личном зачете.

Депайе должно быть на одном уровне с Лаффитом, хотя, пожалуй, он более грамотный тестер и я ставлю ему 9 баллов. Не думаю, что Лижье простит ему занятия дельтапланеризмом вместо тестов и в 1980 году его место займет Дидье Пирони. А Патрик присоединится к Бруно Джакомелли в Alfa Romeo, если его крушение не отразится на его форме.

Карлос Ройтеманн также стал 6-м в чемпионате и некоторое время в середине сезона шел 3-м после великолепных вторых мест у себя на родине в Аргентине и в Испании, но во второй половине года ему не удалось набрать ни очка. Учитывая, что Lotus был не слишком быстр, это стало крайне выдающимся результатом, и, должен сказать, что считаю его возможно лучшим в Ф1.

Попав в 9 аварий по ходу сезона, по большей части из-за отказов техники, а некоторые аварии были довольно серьезными, Карлос решил, что 10 будет уже слишком. Он больше не собирался выступать за Lotus, даже если это будет означать пропущенный в Формуле 1 сезон 1980 года, в том случае, если Колин откажется разорвать с ним контракт. Перед Уоткинс Гленом Карлос сказал Колину о своем решении не выступать за Lotus в 1980 году, и все равно был великолепен под дождем, пока не сошел по вине машины.

Я ставлю Карлосу 91/2 балла, а могло бы быть и больше, если бы машина была лучше. В будущем, как сказал мне Карлос, если его не освободят от контракта, он собирается провести около 10-и гонок USAC [United States Automobile Club - Американский автоклуб] в Штатах, но, конечно же, Колин соблазнился большим мешком золота и отпустил его.

Бедняга Марио Андретти финишировал в 3-х очках позади Карлоса и провел довольно жалкий сезон в год своего Чемпионства. Удивительно, насколько в автоспорте люди непостоянны, когда вы проводите плохой сезон; они вплоть до Монцы, казалось, забыли, что Марио все еще чемпион. Он изо всех сил старался справиться с Lotus 80, но после двух третей чемпионата, ему пришлось признать поражение и пересесть на старый 79-й.

К концу сезона Марио остался очень недоволен Martini Lotus и поговаривали, что он может перейти в Brabham или McLaren или же с поддержкой Budweiser оказаться в новой Fittipaldi, которая купила и слилась с командой Уолтера Вольфа. Эта комбинация не сработала, поскольку Пол Ньюман, номер первый в обойме Budweiser, не захотел ввязываться в суматоху Ф1. Так что Марио в Lotus. Команда лишилась своего спонсора, Martini, но его место уже занял Essex, который заплатит, по моим сведениям, $4 миллиона за два года. Вторым гонщиком будет Элио де Анджелис. Я даю Марио 91/4 балла и думаю, что в 1980 году дела у него пойдут лучше.

Скакун Жарье набрал одинаковое с Марио количество очков и был очень хорош, когда приходил 3-м в Южной Африке и Британии. Я всегда считал, Скакуна очень хорошим гонщиком, если ему предоставить достойную машину, но он не из тех, кто может заставить плохую машину ехать хорошо. По слова Кена Тиррелла, машина была средней, если рассматривать все остальные, и именно так обычно Жан-Пьер и финишировал. Надо сказать, Жарье один из тех, кто наслаждается гонками, но в середине сезона он подхватил гепатит, и это немного отбросило его назад. Я ставлю ему 81/2 балла, и он остается с Candy Tyrrell.

Дидье Пирони, напарник Жарье, был с ним наравне, и они редко в квалификации показывали результат, расходящийся более чем на 0.01 секунду, и закончили чемпионат с одинаковым количеством очков. Различие между ними я вижу в том, что Дидье чуть менее опытен, чем Жарье, из-за чего иногда попадает в аварии. Самая громкая из них была в Монако, когда он пытался в "Мирабо" пройти Ники Лауду, проехав прямо по Brabham'у Ники, едва не снеся ему голову. И как Уотсон был сурово наказан за свой проступок в Аргентине, в похожих обстоятельствах у Пирони следовало отобрать лицензию после Монако. Но ничего такого не произошло; но затем я решил, что обстоятельства были все-таки другие, ведь Дидье француз, а трасса была практически французская. Я присуждаю ему 81/2 балла, столько же, сколько Скакуну, и в следующем году он будет выступать за Gitanes Ligier.

Рене Арну стал 8-м с 17-ю завоеванными очками, после двух великолепных вторых мест в Британии и Уоткинс Глене и отличного 3-го (едва не ставшего вторым) во Франции, после знаменитого последнего круга в борьбе с Вильневым. Думаю, Рене - это гонщик, о котором мы еще услышим много чего хорошего. Я очень высоко ценю его. Впервые я обратил на него внимание в 1978 году в Уоткинс Глене, когда его усадили в Surtees, которые частенько не проходил квалификацию. Он занял место в середине стартовой решетки. Он довольно застенчив, невысок и невзрачен, но это все до того момента, как он садится в машину. Обычно он держится в 0.01 секунде от своего первого номера, и я ставлю ему 9 баллов. В 1980 году он точно останется в Renault.

Старший партнер Рене, Жан-Пьер Жабуй, набрал очки лишь однажды, но какой это был финиш. Он стоил девяти иных очковых финишей. Он выиграл родной Гран-при и принес первую победу Renault. Жан-Пьер принес команде много пользы, он великолепный тест-пилот, а Renault очень сложная для управления машина. На медленных извилистых трассах трудно заставить ее выходить их поворотов, а на быстрых трассах, где оба Renault оказываются на первых рядах, вы не можете тронуться с места на старте. Кроме того она подходит к быстрым, высоко расположенным трассам, Жан-Пьер смог сложить все воедино в Дижоне и умчаться от соперников.

У Renault это был не великий сезон, впрочем, команда прогрессировала весь год и, как говорят, это одна из немногих команд, которые действительно понимают, как на самом деле работает граунд-эффект. Все что они может быть не получали на трассе, они добирали своим очаровательным поведением. Их компания доверяет им и они определенно самая приятная для общения команда. Жабуй всегда остается вежливым и доброжелательным, отвечая на все заданные ему вопросы. Я ставлю ему 9 баллов, и он будет продолжать вести за собой команду.

Джон Уотсон набрал 15 очков, но большинство из них были набраны после сходов других гонщиков. Для него сезон сложился не слишком удачно, McLaren был неудачным. Он начал не с той ноги в Аргентине, когда столкнулся в первом повороте с Джоди, хотя в конце той гонки и заработал максимальное в этом году количество очков, финишировав третьим. Дела у "M28" шли все хуже и хуже, и ему на смену пришел "M29" и недолгое время казалось, что он будет неплох, но затем дела опять пошли неважно. Тедди Майер начал тасовать персонал и Аластер Калдвелл, многие годы проработавший в McLaren, ушел. В Уткинс Глене из American McLaren был вызван Тайлер Александер, он внес некоторые изменения, которые, казалось, сработали, но слишком мало было пройдено по сухой трассе, чтобы быть в этом уверенными. Тайлер остается в формульной команде и в 1980 году. Я даю Джону Уотсону 81/2 балла, и он остается с командой.

У Патрика Тамбэ, напарника Джона, был плохой сезон, и он не смог набрать ни очка. Он смирился с неудачным "M28" и, думаю, был деморализован. Некоторые считают, что он утратил скорость, а я думаю, если Патрику дать хорошую машину и немного подбодрить, он покажет, что еще обладает потенциалом. Сейчас, когда я пишу эти строки, его будущее еще не определенно и второе место в McLaren может занять Ален Прост, но Патрику я ставлю 8 очков.

Переходим к Ники Лауде и Brabham-Alfa Romeo. Ники набрал всего 4 очка: 6-е место в Африке и 4-е в Монце, думаю, цифры говорят сами за себя. Мотор Alfa не подходил этому шасси, а, возможно, и любому другому. Ники изо всех сил пытался настроить машину, но снова и снова ему не хватало скорости или подводила техника. По ходу сезона Ники все больше и больше разочаровывался, пока наконец не потерял интерес ко всему. Я точно могу понять, что промелькнуло у него в мыслях в Канаде. Временами он не получал удовольствия от гонок, а он всегда говорил, "Когда я больше не буду наслаждаться гонками, я уйду". Ему был предложен двухмиллионный контракт, плюс один миллион рекламных денег. У него был Brabham с мотором Ford. Возможно, новая машина вновь разожжет его энтузиазм. Но ничего подобного не произошло, он осознал, что занимается не тем, так что он поступил разумно и принял решение уйти в отставку. Я искренне восхищаюсь им. Я не привык к гонщикам, которые гоняются только из-за денег. Ники мог бы стать лучшим гонщиком Ф1 в 1979 году, но мы этого уже не узнаем. Теперь его страсть ушла и я могу дать ему лишь 9 очков.

Нельсону Пике пришлось столкнуться с такими же проблемами, что и Ники, но он моложе и стремится показать себя, так что он справился с ними лучше. Он набрал всего 3 очка (в Голландии), потому что машина частенько подводила его на последних кругах, когда он был хорошо расположен. Он часто был столь же быстр или даже быстрее Ники во время квалификаций, но в гонках ему не хватало его опыта. Но Нельсон, безусловно, стал открытием года и от него я жду великих свершений. Он потенциальный Чемпион Мира, у него очаровательный характер и в следующем году он поведет за собой Brabham. Я ставлю ему 9 баллов.

Жаки Икс был призван в Ligier на замену травмированному Депайе. Прошло некоторое время с тех пор, как у него в руках была конкурентоспособная машина, и он никогда не водил машину с граунд-эффектом. Думаю, это стало для него некоторым шоком, но он быстро адаптировался, и заработал весьма приличные три очка: 6-е место в Британии и 5-е в Голландии. К сожалению, в свою последнюю гонку в Уоткинс Глене он вылетел на мокрой трассе, впрочем, его вины в этом не было. И хотя теперь он уже покинул гонки, я все равно ставлю ему 8 баллов.

Мы добрались до Arrows и Йохена Масса и Рикардо Патрезе, которые набрали соответственно 3 и 2 очка. Arrows A2 так и не стала удачной, что удивительно для машины, спроектированной Тони Саутгейтом. Машина была построена на принципах Lotus 80 и они напоролись на те же грабли. Гонщиков по отдельности оценивать не стоит, поскольку Саутгейт готовил разные модификации для двух машин и лучшим оказывался тот, у кого изменения были удачнее. А Йохен и Рикардо могли только гадать, когда будет готова новая машина. Они оба остаются к команде, которую, как мне кажется, будет спонсировать Penthouse, и я ставлю им по 81/4 балла. Патрезе и судье-стартеру были официально предъявлены обвинения по поводу инцидента в Монце в 1978 году. Что касается Рикардо, не думаю, что в этом была его вина, и Ассоциация Пилотов Гран-при полностью оправдала его.

У Shadow был не слишком удачный год, но им повезло, когда Элио де Анджелис оказался на 5-м месте и получил 2 очка в Уоткинс Глене. Не могу сказать, что это было великолепное выступление, ведь в той гонке финишировало всего 7 гонщиков, но он обошел Штука, который был хорош, и 5-е место в Гран-при всегда хороший результат. Не думаю, что была большая разница между Яном Ламмерсом и Элио де Анджелисом, но у Дона Николса появились разногласия со спонсором Ламмерса, Самсоном Шагом, и с этого момента, мне кажется, механики стали более качественно обслуживать технику Элио. Он, конечно же, родом из очень богатой римской семьи и его отец - ас гонок на моторных катерах, но он никогда не получал от семьи помощь в Ф1. Я ставлю Ламмерсу 71/2 балла и 73/4 балла де Анджелису. Как я уже сказал, де Анджелис уходит в Lotus. Ламмерс займет вторую машину в ATS.

У Ганса Штука и ATS был несчастливый год, равно как и у владельца, Гюнтера Шмидта. Когда Вик Элфорд пришел в команду и, предположительно, получил полную свободу действий в управлении командой, они сильно прогрессировали и заработали очко в Глене. Но, думаю, под конец руки у Вика были слегка связаны. Поэтому Ганс и Вик покинули команду. Вика заменил Джо Рамирез, бывший командный менеджер Shadow. Место гонщика отойдет Марку Зуреру. Гансу Штуку я ставлю 8 баллов.

Следующим идет Эмерсон Фиттипальди и мне надо быть осторожным в выражениях, ведь он босс моей новой команды. Нет никого, кем бы я восхищался больше. Эмерсон набрал 1 очко в Аргентине, и оно так и осталось единственным в сезоне. Они все время ждали новую машину и, когда она появлялась, каждый раз она оказывалась медленнее предыдущей, и какие бы модернизации они не предпринимали, когда им казалось, что все сделано точно, они снова откатывались назад. Это очень разочаровывало Эмерсона. Ближе к концу сезона он начал получать предложения от практически всех топ-команд, которые хотели заполучить его на 1980 году, и цена вопроса доходила до $1.5 миллиона, что показывает, как высоко он себя ценит. Но как его не соблазняли, хотя он больше и не пользуется поддержкой Copersucar, он твердо намерен организовать свою собственную команду и как раз на продажу была выставлена Olympus Wolf.

Уолтер когда-то сказал, "Если я не выиграю Чемпионат Мира за три года, я уйду". Да, он не выиграл и он ушел. Эмерсон купил команду целиком при условии, что Питер Уорр и док Постулуэйт подпишут контракты на два года. И даже когда Питер сказал Эмерсону, что вместе с командой он получит некоего Роба Уокера, журналиста, это не отпугнуло его. Спонсором будет выступать мультинациональная компания Skol, производитель светлого пива. Эмерсону я ставлю 9 баллов и связываю с ним большие надежды на будущее.

Вторым гонщиком будет Кеке Росберг. Он пришел в Wolf в сложные времена, и ему не повезло, когда он не пришел 3-м в Голландии и Америке. Он очень уверенный, агрессивный гонщик с потрясающим владением машиной и я удивлюсь, если он не проявит себя. Я даю ему 81/4 балла.

О Джеймсе Ханте я мало что могу сказать, кроме всего уже сказанного. Но есть одна история, не известная широким кругам, которую мне рассказал Уолтер Вольф, о том, что Джеймс хотел уйти из гонок после гибели Ронни Петерсона в Монце, но у него уже был подписан контракт с Уолтером, а Джеймс был слишком этичен, чтобы разорвать его. Джеймс привел с собой хороший спонсорский пакет, но когда машина в начале года не была удачной, и к середине сезона Джеймс не набрал ни очка, он потерял всякое стремление к работе. Он очень грамотно ушел, оставив спонсоров команде и не потребовав оплату за вторую половину сезона.

Жаль, что Гектор Ребак покидает Ф1 из-за недостатка средств. Он был последним из настоящих частников и делал исключительно профессиональную работу. Команда всегда была очень эффективна и замечательно настроена на работу так, как я хотел бы в случае со своей командой. Я ставлю Гектору 71/2 балла.

Дерек Дейли выступал за Ensign и, безусловно стал одним из открытий 1979 года. В конце сезона он уже пользовался определенным спросом и в итоге подписал контракт с Кеном Тирреллом, который дал ему 3-ю машину на последние две североамериканские гонки. Дерек предоставил удовольствие Жарье и Пирони за их же деньги в Уоткинс Глене и я даю ему 81/4 балла. В 1980 году Ensign будет пользоваться поддержкой Unipart, сети магазинов аксессуаров, принадлежащей British Leyland. Это тем более уместно, если учесть, что отец Мо Нанна всю свою жизнь проработал на Morris Oxford и настоял на том, чтобы Мо крестили как Мориса Наффилда Нанна [British Leyland Motor Corporation (BLMC) - автопроизводитель, образовавшийся в 1968 году в результате слияния нескольких компаний. Morris Oxford, Nuffield Organization - компании, которые в результате слияний в конце концов вошли в состав BLMC]. Пилотом станем Регаццони, и они заполучили Ральфа Беллами конструктором и Найжела Беннетта из Lotus техническим директором.

Далее пришел черед Артуро Мерцарио и я, и правда, не понимаю, зачем он участвовал. Он редко проходил квалификацию, его машина всегда разваливалась на части и, хотя порой недолго он мог быть очень быстр, я сомневаюсь, что он мог бы выдержать такой темп всю дистанцию Гран-при. Я ставлю ему 7 баллов.

Напоследок у нас Рикардо Зунино, который получил место в Brabham, заменив Лауду. Он родом из очень богатой аргентинской семьи и, как говорят, Берни выступает в роли его банкира и держит все финансовые нити в своих руках. Он был неплох в своих первых двух гонках Ф1, но я не могу оценить его исходя из них. Возможно, он присоединится к Brabham в 1980 году.

Основной проблемой в наступающем году, возможно, станут шины. Michelin снабжает ими только Ferrari и Renault, а это означает, что остальные команды должны обслуживаться Goodyear. Они возможно не смогут производить по 5 комплектов квалификационных шин на машину плюс свои лучшие гоночные шины (как это делает Michelin) для всех остальных команд. Самым простым решением стало бы сделать так, как в Индианаполисе, и предписать всем выступать на тех же шинах, на каких завоевывались позиции на стартовой решетке.

На ноябрьской встрече в Модене, FOCA [Formula One Constructors Association - Ассоциация Конструкторов Формулы 1] в принципе согласилась, что в Гран-при 1980 года машины должны гоняться на таких же шинах, на каких проходили квалификацию. Это означает, что Michelin и Goodyear больше не будут делать квалификационные шины. Но надо еще решить, как FOCA будет внедрять это правило. Но спецкомиссия представителей FISA [Federation Internationale de Sport Automobile - Международная Ассоциация Автомобильного Спорта], FOCA, Michelin и Goodyear должна собраться и разработать предложения по формулировкам правил. Это хорошая новость для Ф1.

Goodyear, возможно, не будет хватать лучших гоночных шин на все машины и они будут выделять их тем, кто, по их мнению, будет быстрее и это не обязательно будет одни и те же команды на каждой гонке. Они не будут публично объявлять заранее о том, какие из equipеs [команд (фр.)] будут избранными, из-за опасений срыва спонсорских договоров.

Думаю, мне стоит попытаться дать прогноз на 1980 год и если Ferrari сделает оба болида, и плоский 12-цилиндровый и 1.5-литровый с турбо наддувом, я готов предположить победу Вильнева. Saudia Williams станет опасным соперником с Аланом Джонсом и, тем более, если к ним присоединится Карлос Ройтеманн. Нельзя скидывать со счетов Жака Лаффита на Ligier, и Renault могут быть совсем неплохи. В любом случае, 1980 год может быть и должен быть очень напряженным и захватывающим сезоном.


Автор: Роб Уокер
Road & Track, March 1980

Партнеры

Обзор событий мирового автоспорта

Наша рассылка предназначена абсолютно для всех поклонников автоспорта и его ценителей. Только у нас кроме Формулы-1 вы найдете обзоры очередных этапов заокеанских серий CART, IRL, а также чемпионата мира по ралли, снабженные подробными комментариями. В исторической части проводятся интересные параллели прошлого Формулы-1 и ее настоящего. И, конечно же, всегда найдется место и для вашего творчества.

[Подписаться на рассылку] [Архив рассылки]

Клуб поклонников Формулы-1

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

[Подписаться на дискуссионный лист]

Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 17641 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное