Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #225:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Участник содружества "Ф1-Альянс"
Выпуск #225 от 2 ноября 2006 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
NewsLab - Точка
"Спорт Сегодня" представляет

Книги
Г.Бергер. Финишная прямая. #12-1
Ежегодный рейтинг пилотов Роба Уокера, 1979 г. #1
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна
Небесспорный рейтинг пилотов и команд Ф1 на 2007 год. #1

Детали
Анонс
Партнеры
Выходные данные

Анонс


"ПЕРВЫЙ ЗОЛОТОЙ" ЗИМОЙ...

- Обычно для передвижения болида по трассе используют крупные котов, которых наматывают попарно на переднюю и заднюю оси. Записал?

- Сергей Абдурахманович!

- Для управления болида используется, так называемый, э... как там у тебя? Ах, да, пиши – рулевой кот!

- Сергей Абдурахманович! Я все понял, больше такое не повторится!

- Надеюсь! И запомни, наш журнал называется...

"ЧЕТЫРЕ КОТА И РУЛЕВОЙ КОТ"

Формула хорошего отдыха на "Ф1-МОМК"!

Вопрос номера

Информация для подписчиков сервиса Subsсribе.Ru

Теперь Вы можете постоянно оценивать материалы полученного номера нашего проекта, участвуя в голосовании "Фестиваля Золотых Рассылок" в самом начале или в конце каждого рассылочного номера.

Для чего это нужно? Рассылки, имеющие наибольший рейтинг, находятся выше в общем каталоге, на них больше и охотнее подписываются, а значит и Ваши шансы увидеть какого-нибудь нового автора в очередном номере "Ф1-МОМК" серьезно увеличиваются.

Чем бы заняться "пенсионеру"
Михаэлю Шумахеру? :)
 

Памятка голосующим:

- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Голосуйте так: выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Точка

Пухкал Иван (I. P.)
CC-BY-NC-ND

Моветоном является признаваться по сто раз на дню, что ты уже не смотришь трансляции гонок. Обещаю вам, что это будет в последний раз (потом уже повода не будет). Итак, сочинение на тему "Почему я больше не интересуюсь Формулой".

Книжка про Линуса Торвальдса носит название "Just for fun". Многие смотрят Ф1 для того, чтобы вдоволь накричаться в форумах, поддерживая своего пилота. Некоторые - для того, чтобы разобраться в технических деталях. Некоторое ищут в ней столкновение воль. Некоторое подходят к ней с меркой историка или социолога. А я в свое время решил смотреть за Формулой-1 (опечатка, конечно, но "за" оставлю) потому, что это было fun. Все пытались что-то делать, а в итоге до конца гонки доезжало в лучшем случае половина стартовавших. Кстати, интересный факт: дождевых или околодождевых гонок (второй вариант, конечно, куда предпочтительней - поскольку (а) более вероятен и (b) более нервный) тогда было значительно больше. Это уже не эмоции, это факт. Предлагаю также сравнить материалы f1-smile.ru и http://f-1.spb.ru с каким-нибудь из нынешних (да хотя бы с почившим в Бозе "Смайлом"). Мне представляется очевидным, что упало не качество авторов (пара Леша "Alex UZ"/Дима "Floters" наверняка бы блестяще смотрелась и в любом классическом проекте). Упало количество. Количество интересных событий. Да, и количество ярких личностей. С современным Homo Spaniens на 85% процентов совпадет любой из появляющейся молодежи. Да, в конце концов, почему это я должен приводить разумные доводы. Попросту на-до-е-ло. И виноват не Шумахер (который, как мы помним, все выиграл и больше никому не оставил). И вообще, не будем никого обвинять, кроме себя. Fun исчез, исчезаю и я.

Хотя все гораздо проще. Все, о чем я сейчас распространялся, можно ужать до одной цитаты:

Давным-давно, в седой древности, в старые добрые времена Галактической империи, жизнь была полна событий и в основном свободна от налогообложения. Могучие корабли бороздили просторы Вселенной в поисках сокровищ и приключений. В те исторические дни дух был непреклонен, ставки - высоки, мужчины были настоящими мужчинами, женщины - настоящими женщинами, а маленькие косматые твари с Альфы Центавра - настоящими маленькими косматыми тварями с Альфы Центавра. (Дуглас Адамс, "Путеводитель 'Автостопом по Галактике'")

Хотя все гораздо проще. Покончить с Формулой мне нужно для того, чтобы наконец иметь возможность на вопрос "За кого ты болеешь в Формуле-1?" отвечать - "Прекратил ее смотреть, когда ушел Стирлинг Мосс" (поди проверь!). Для разнообразия можно даже отвечать (сквозь стиснутые от злости зубы) "когда ушел Михаэль Шумахер!"

Долги наши

Правильнее, конечно же, "По следам наших публикаций": менеджер Хейкки Ковалайнена окончательно пришел к мнению, что 404 ошибка не в полной мере олицетворяет финского гонщика. Ресурсы было решено не распылять, а отдать все на откуп фан-сайту (http://www.heikkikovalainen.net/eng/, если кто забыл). Но все это пока скрыто под занавесой старого внешнего вида, так что похоже это - страшная тайна, которую мы никогда буржуинам не выдадим.

Kudos

Прежде всего благодарность выносится FOSA - Formula One Supporters Association (http://www.f1fan.net). Тяжело быть хорошим новостником без добросовестного мониторщика - человека, который скидывает все новости подряд в файл, именуемый монитором. Монитором в данном случае служили конференции fosa@yahoogroups.com и motorsportworld@yahoogroups.com. За монитором для нас работают португалец Антонью Соза (Antonio "Bernie is God" Sousa) и британки Лиза, Джейн и Салли (простите барышни, что оставлю вас второй год без своего скромного инвестирования в рождественские подарки; верну все причитающееся, когда PayPal будет нормально относиться к русским).

Еще раз спасибо авторам программы FreeMind (http://freemind.sourceforge.net): Йергу Мюллеру (Jo:rg Mu:ller) и другим. С помощью FreeMind были подготовлены все выпуски, начиная с NL#007.

Википедии kudos выносится вообще по умолчанию - главным образом за то, что она содержит информацию о всяких деятелях западной масс-культуры, о которых русские варвары ничего не знают.

И, наконец, не стоит забывать и тех, кто замечал неточности в колонках или просто делился своими комментариями. Они знают, кто они.

Еще раз о лицензировании

Все предыдущие тексты новостных обзоров, выходящих в рубрике NewsLab с 2006-01-12 и написанные мною, Пухкалом Иваном, распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 2.5. Это означает, что вы имеете право на следующие действия: свободно копировать, распространять, публично демонстрировать и исполнять данные материалы, а также создавать составные и производные работы на основе оригинального материала. Вместе с тем лицензия накладывает следующие ограничения: (1) распространяя материал или производную от него работу, или включая материал в составную работу (периодическое издание, сборник и тому подобное), вы обязаны указывать имя оригинального автора, заголовок материала (если наличествует), URI/URL материала, который связывается автором с его материалом, и, в случае производной работы - примечание, что в ее основе лежит оригинальный материал (например, "В статье использована работа [имя автора] [заголовок оригинального материала]") (2) вы не можете использовать материал в коммерческих целях без разрешения автора; (3) производные работы вы можете лицензировать только по лицензии, идентичной той, под которой распространяется оригинальный материал. На лицензированные таким образом материалы не распространяется ни одно ограничение на материалы Ф1-МОМК. Для более полного перечня ваших прав и обязанностей следует прочесть полный текст лицензии.

Все!!!!

Оставшееся до конца года место в колонке мы посвятим различным материалам, которые по той или иной причине попали в мои руки в этом году, но в NewsLab не вошли. Ну а с 4 января вас уже будет ждать что-нибудь другое на расчищеном от меня месте.

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
25 октября 2006 г. - В БМВ не боятся "заморозки" моторов...
25 октября 2006 г. - Алонсо попрощался с "Рено"...
25 октября 2006 г. - Шумахер: "Года через два я могу вернуться"...
25 октября 2006 г. - У MF1 появился новый спонсор...
26 октября 2006 г. - "Рено": послевкусие победы...
26 октября 2006 г. - Michelin продолжит поставки шин командам "Формулы-1"...
26 октября 2006 г. - ФК "Эхихенс" попросил Шумахера чаще играть в футбол...
26 октября 2006 г. - Жан Тодт - новый исполнительный директор "Феррари"...
26 октября 2006 г. - Браун оставил пост технического директора "Феррари"...
27 октября 2006 г. - Монтейру: "Контракт со Spyker готовится к подписанию"...
27 октября 2006 г. - "Super Aguri" назовет состав в ноябре...
27 октября 2006 г. - Шумахер благодарит Брауна и Мартаинелли...
27 октября 2006 г. - Экклстоун: “Мы потеряли гонку в Имоле"...
28 октября 2006 г. - Лондону не нужно Гран При...
29 октября 2006 г. - Уход Шумахера ударит по карману немецких телевизионщиков...
29 октября 2006 г. - Победители Формулы BMW получат шанс в Формуле-1...
29 октября 2006 г. - "Рено" остается в "Формуле-1"...
29 октября 2006 г. - Шумахер стал ассистентом Тодта...
29 октября 2006 г. - Алан Прост может вскоре вернуться в Формулу 1...
30 октября 2006 г. - Лука ди Монтедземоло: "Михаэль просил меня присмотреться к Райкконену"...
30 октября 2006 г. - Племянник Сенны планирует дебютировать в GP2...
30 октября 2006 г. - Хаккинен может вернуться в F1 менеджером...
30 октября 2006 г. - Култхард: "Гонщики должны защищать свои интересы"...
30 октября 2006 г. - Шумахер поможет Ferrari выбирать гонщиков...
31 октября 2006 г. - Боб Белл: "Запреты лишь усилили нашу мотивацию"...
31 октября 2006 г. - 18-летний гонщик приглашен на тесты BMW Sauber...
31 октября 2006 г. - BMW подтверждает тесты Дзанарди...
31 октября 2006 г. - Букмекеры уже принимают ставки...
31 октября 2006 г. - Прост может вернуться в "Формулу-1"...
01 ноября 2006 г. - Испанский банк стал спонсором "Макларен"...
01 ноября 2006 г. - Алонсо попрощался с "Рено"...
01 ноября 2006 г. - Red Bull получит моторы Renault, Toro Rosso - Ferrari...
01 ноября 2006 г. - Жан Тодт приветствует контракт с Toro Rosso...
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Результаты предыдущего опроса

Достойно ли завершил свою карьеру Михаэль Шумахер?
- Да, все было очень солидно. 82% (341)
- Не слишком уж и ярко... 12% (49)
- Нет, ушел он провально. 3% (13)
- Особое мнение. 3% (14)

Особые мнения

Дмитрий Якимов.

Ушел из состава пилотов Scuderia Ferrari как достойный человек и спортсмен, но карьеру не завершил и он все еще рядом.


Yura NoNameFace.

Слова "достойно" и "Михаэль Шумахер" вообще нельзя употреблять в одном предложении. На протяжении своей карьеры в Ф1 (да скорее всего и в младших сериях) он демонстрировал неспортивные приемы. Я имею в виду не только Аделаиду'94, Херес'97, Монако'06. Есть масса других эпизодов (Та же Канада'97). Характерно, что никогда он не был наказан. Не считать же наказанием снятие очков (интересно лишь любителям статистики) или перемещение на последнее место в квалификации. Любое нарушение могло тянуть на дисквалификацию на этап или несколько. Я не стану спорить с тем, что он один из лучших (а может и лучший гонщик). А эта его болезненная тяга к победе любой ценой, неуважение к сопернику (насколько знаю он никогда за свои действия не просил прощения) просто не делает ему чести. У его болельщиков есть шикарная отмазка для любых попыток бросить тень на МШ - 7 титулов. Пусть пользуются. Никого тут я не переспорю. Это как защита чубакки. Он - чмо, зато он чемпион, да еще и семикратный. С его уходом грязной борьбы в Ф1, может, станет поменьше. Навряд ли, конечно, но имею право надеяться.


Gamid Cindarov.

Хорошо или плохо? - В любом случае, не так, как хотел он сам, а сам он хотел, в "своем стиле" - чтобы все вокруг пели и плясали под его дудку!


Игорь Скряков.

Шумахер еще вернется в Формулу-1, надо только подождать.


RomB.

Ушел Михаэль достойно – бесспорно. Конечно, немного не так, как хотели бы его поклонники – не с 8-м титулом ЧМ, но после сезона прекрасной и острейшей борьбы, сумев отыграть огромный отрыв от Алонсо, и все же - в ранге вице-чемпиона 2006 года. А его последнюю гонку, которую он нам подарил, лично я (да, думаю, и поклонники его таланта) не забуду никогда.

Трибуна


Из материалов д/л "Ф1-Клуб"

Всяко-разно из мира Ф1...


Vladimir V.Petrov.

http://www.berni.ru/2006/10/25/2352 - интересная статистика, рекомендую сходить по ссылке.


solaris.

"Семикратный чемпион мира в гонках Формулы-1 Михаэль Шумахер, которому в январе стукнет лишь 38 лет, заявил, что его пока рано вычеркивать из списка гонщиков. Для окончательного решения ему требуется еще какое-то время".

- Он начал колебаться?


Юрий Волнов.

И это правильно!

Гораздо красивее будет его уход, как непобежденного чемпиона!

Даешь реванш! :)


solaris.

Попалась мне на днях интересная книжка Сида Уоткинса "За пределом" - о гонках пишет просто потрясающе! Но аппетит приходит во время еды, поэтому хочется почитать что-то еще о гонках Формулы-1 - может, кто посоветует? Оч-ч-чень не хочется впадать в зимнюю спячку - пожалуйста поделитесь светлыми идеями, что почитать!!!

P.S. Просьба "Войну и мир " не предлагать...

Очень жду ответа!!! Help!! Осенняя межсезонная хандра наступает!!!


Indy (Aazmanidius).

Хм. Попробуй посетить сайт www.f1-alliance.ru - думаю, тебе там понравится и ты найдешь то, что ты ищешь.

Админ, просьба не расценивать данное письмо как рекламу. :)


Юрий Волнов.

http://www.drive.ru/world/2006/10/25/96228.html - Шумахеру подарили остров.


solaris.

Привет всем, кто-нибудь знает, кем в итоге назначили Михаэля в Феррари?


solaris.

Я, как нам всем известный комментатор, сама спрашиваю - сама отвечаю. :))

"Вопреки слухам Шумахер не уйдет в годичный отпуск, но пока не будет иметь прямого отношения к Ф-1. Шумахер останется в Феррари, заняв пост помощника нового исполнительного директора компании Жана Тодта...

Михаэль Шумахер: "Я возьму перерыв, а потом мы определимся с новым назначением. Прошлые несколько лет были очень насыщенными и до сих пор я не чувствую перемен, видимо нужно подождать до декабря, когда все начнут подготовку к новому чемпионату, а передо мной не будет такой задачи".

Михаэль Шумахер назначен на должность заместителя исполнительного директора Ferrari Жана Тодта. Контракт подписан на один год. Также в его обязанности будет входить работа с молодыми гонщиками, а именно, привлечение в команду талантливых пилотов. Жан Тодт: "Михаэль всегда интересовался результатами молодых гонщиков. Благодаря ему, у нас в команде выступает Фелипе Масса и будет выступать Кими Райкконен. Когда Фелипе гонялся еще в младших сериях, Михаэль уже пристально следил за его карьерой. С Кими примерно такая же ситуация. Мы обратили внимание на Кими еще, когда он выступал в Sauber. Михаэль сыграет очень важную роль при выборе наших будущих гонщиков".

Михаэль Шумахер: "Я рад тому, что у меня есть шанс остаться с командой. Я полностью освободился от обязанностей пилота и могу сосредоточиться на другой не менее важной работе".

В общем, год заместителем Тодта, а поскольку в 2008 Тодт планировал уйти, то... догадайтесь с трех раз - кто займет его место... Хотя, учитывая, что основные действующие лица команды ушли, что там делать Михаэлю?!


Eugene Valeev.

- В общем, год заместителем Тодта, а поскольку в 2008 Тодт планировал уйти, то... догадайтесь с трех раз - кто займет его место... Хотя учитывая что основные действующие лица команды ушли, что там делать Михаэлю?!

- Можно порассуждать?

Приход Шуми в Феррари, победы, много талантливого народа пришло в месте с ним... Все это неспроста!!!

Имидж Р.Брауна - как талантливого тактика-стратега, и т.д. ...

Все это конечно тайна, но все они люди...

Конечно же, команда теперь поменяется и это влечет за собой много перемен. А для Брауна это еще и принятие ответственности за последние перемены. Дополнительная нагрузка. Филиппе надо вести. Кими ввести в курс дела, помочь поехать быстро в иных условиях, в иной машине. Ведь другой "софт", другой "хард", философия, если хотите - другая... Михаэль сам знал, что ему надо (настройки, телеметрия), а Кими привык делать то, что ему посоветуют, подскажут. Вопрос лишь кто займет место основного "советчика" для Кими. Волнуюсь я за него и Феррари.

Так что место Михаэля в его команде и в роли того самого советчика, - пока не заменимо. Он нужен основным пилотам. Может пока, но нужен!


Vladimir V.Petrov.

Джанкарло Физикелла: "Я гоняюсь для себя и своей команды".

Источник: http://www.f1news.ru/interview/fisichella/28-10-2006.shtml - (28.10.2006. ITV).


Вопрос: В этом году вы боролись с Ferrari, год назад - с McLaren. В чем разница?

Джанкарло Физикелла: Оба сезона получились сложными. В конце прошлого сезона у McLaren была быстрая машина, но они уступали нам в надежности. В этом году в Ferrari не лучшим образом начали сезон, потом добились фантастического прогресса с машиной и резиной, думаю осенью они были сильнее.


Для меня эти два сезона тоже получились разными, в 2006-м я боролся с Ferrari, а ведь я - итальянец и это не всегда хорошо принимали дома. Для итальянцев Ferrari важнее любого гонщика, некоторые даже просили помешать Фернандо, пришлось объяснять, что я гоняюсь для себя и своей команды, а не выступаю за национальную сборную.


Вопрос: Вы долго были партнером Алонсо, что вы потеряете после его ухода?

Джанкарло Физикелла: Фернандо - не моя подруга! Вероятно, буду меньше играть в карты, так мы коротали время в большинство уик-эндов, видимо теперь придется обучить этому Хейкки! На самом деле мы здорово провели время, играли в теннис, футбол и были друзьями, этой дружбы мне и будет не хватать.


Вопрос: Вы - один из самых опытных гонщиков чемпионата, что вы думаете о смене поколений, о тех новичках, которых мы увидели в прошедшем сезоне?

Джанкарло Физикелла: Появление гонщиков, способных выступать на хорошем уровне в столь юном возрасте, это хорошо для Формулы 1, но в чемпионате всего двадцать две вакансии. Те, кто дебютировал в этом году, действительно выглядели неплохо.


Дальше говорили об интересных пустяках...


Вопрос: У вас есть отчество?

Джанкарло Физикелла: В Италии это не принято.


Вопрос: На кого из гонщиков, прошлых или настоящих, вы хотели бы быть похожи? Кого бы хотели видеть партнером по команде?

Джанкарло Физикелла: Может быть, Сенну. Он был одним из моих героев, было бы здорово у него поучиться.


Вопрос: Вы поддерживаете какие-либо команды вне Формулы 1?

Джанкарло Физикелла: Fisichella Motorsport в GP2 и футболистов из Рома.


Вопрос: Прост или Сенна?

Джанкарло Физикелла: Сенна.


Вопрос: Ваш любимый Гран При...

Джанкарло Физикелла: Бразильская гонка - одна из лучших. Здесь я впервые победил, в Интерлагосе всегда удивительная атмосфера, к тому же - последняя гонка сезона, в которой возможны любые сюрпризы. Если судить по результатам, больше всего я заработал в Канаде, но люблю Австралию, Спа и Монако.


Вопрос: А нелюбимая трасса?

Джанкарло Физикелла: Маньи Кур, скучная трасса, построенная на пустом месте.


Вопрос: Ваш любимый ресторан?

Джанкарло Физикелла: В Бразилии мне нравится в Churrascarias (назовем их "шашлычные", - прим. пер), а вообще - La Queue de Cheval в Монреале.


Вопрос: Самая большая ценность?

Джанкарло Физикелла: Фотография моих детей, которая всегда в бумажнике.


Вопрос: С какой попытки вы сдали на права?

Джанкарло Физикелла: Со второй, в первой сдал движение, но провалил письменный экзамен.


Вопрос: Помните свою первую любовь?

Джанкарло Физикелла: В юном возрасте я слишком увлекался Формулой 1, пожалуй, это был Ники Лауда.


Вопрос: Шумная вечеринка или спокойная ночь дома, что вы выберете?

Джанкарло Физикелла: Несколько лет назад предпочитал шумные компании, а сейчас, учитывая детей и работу - второй вариант.


Вопрос: Что вас может напугать?

Джанкарло Физикелла: Темнота.


Вопрос: Что бы вы хотели в себе изменить?

Джанкарло Физикелла: Сложно сказать. Иногда не хватает самоуверенности.


Вопрос: Какого таланта вам не хватает?

Джанкарло Физикелла: Я хотел бы играть на музыкальном инструменте, но - увы.



НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.



Интернет-магазин видеозаписей Формулы-1.

САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ.
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


Суперпредложение: покупая все гонки сезона 2006 года до 15 декабря, вы платите только за 15 гонок, 3 получаете в подарок!!! Торопитесь сделать заказ сейчас!

Небесспорный рейтинг пилотов и команд Ф1 на 2007 год. #1

Роман Блынский (RomB)

Ну что тут поделать - очень мне нравится стиль и форма оценки пилотов, подсмотренная у великого автожурналиста Роба Уокера... Нисколько не претендуя на его совершенно неповторимую и очень симпатичную и доброжелательную манеру делиться мыслями с читателями, я все же рискну вынести на обозрение подписчиков "Ф1-МОМК" некоторые свои (довольно желчные порой) мысли об ожидаемом лично мною положении дел в следующем сезоне. Должен признаться, что подобные микрозаметки для себя я вел начиная с середины 90-х годов прошлого века, и проглядывая их по окончании очередного оцениваемого сезона нередко убеждался в собственной правоте. Теперь, практически впервые, попробую сделать такие "предсказания" публично... на всякий случай заранее прошу не относится к данному тексту слишком уж серьезно и строго.

И сразу же начну с первой из обещанных в заголовке "небесспорностей". В ознаменование ухода из "Большого Цирка" великого Михаэля Шумахера, коего я почитаю как некий гоночный эталон пилота - на данное время (1993-2006 гг.) и в данной конкретной гоночной серии ("Формула-1"), я ввожу собственную оценку суммарных качеств пилота: 1Ш. "Один Шумахер" означает, что данный пилот превзошел сам себя, землю, преисподнюю и небо, и почти сравнялся с гоночными богами... впрочем, честно предупреждаю: ни одной оценки в 1Ш в этом эссе вы не увидите, да и кто, если положить руку на сердце, в нынешнем пилотоне подобной оценки достоин? - Таких пока просто нет. Впрочем, повторяю, - относите это в разряд авторских небесспорностей. Итак, я приступаю...


***

McLaren-Mercedes: булдыжки, крылышки и охвостья.

После тягостного осознания, что в "королевстве датском" далеко не все благополучно, свершилось: Рон Дэннис объявил, что со следующего сезона в команде начинается эра некого нового концептуального подхода к гонкам и эра новой философии. В чем все это будет проявляться, данный почтенный мэтр команднораспродажного бизнеса, лягушкоохранительства и парагононарчетания не уточнил, но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы на основании самого примитивного анализа публичных случившихся в команде фактов нынешнего года прийти к очевидным выводам.

- Аллилуйя, поклонники британско-немецкой (точнее, уже наоборот) "конюшни": эпоха "хороших шотландских (как и американских, и испанских) парней" при "плачущих" и "замороженных" финнах, эпоха абсолютно оруэлловского "равенства животных" осталась позади! Теперь-то все будет "по-чесноку", прямо как у большого красного соседа в конкурирующих стойлах, - отныне команда будет работать на #1: свежекупленную высококачественную и ооочень дорогую (до 50 миллионов US$ в год по некоторым оценкам) двухкратную уже испанскую "цацку" по имени Фернандо Алонсо... ну а то, что от сего гордого гранда будет недоедаться и оставаться, то будет щедро перепадать #2: чему-то там "ля розо- или гамильтонообразному", в общем, тому, что будет докуплено по дешевке для заполнения пустующего места во втором болиде.

Если отойти от иронии, то переход McLaren к четкому делению своих пилотов на 1-й и 2-й номера я считаю гораздо более эффективным и честным, только вот ветерана Култхарда и "американского посла на..." Монтойю немного жалко... Впрочем, подобных "скелетов" по шкафам у ведущих топ-конюшен куда больше, чем висящих там же гоночных комбинезонов пилотов, за них выступавших.

Но только ли дело в отношении к собственным пилотам? В этом ли проблема у McLaren? - К сожалению, думаю, что - нет...

Переиначивая известный советский мультфильм "Ноги, крылья и хвосты" режиссера Александра Татарского: у гоночных "птичек", выведенных под туманными небесами Альбиона, проблемы и с крыльями, которые по своей ловкости стали похожи на прожаренные крылышки, которыми столь приятно закусывать крепкое спиртное (да хоть и Johnnie Walker) и, случалось уже, отваливались, и с "ножками"-шасси, которые тоже порой превращаются в банальные отделенные от куриной тушки неуклюжие булдыжки, и со стоящем в хвостовой части "птички" "сердечком"-мотором, который уж не раз подкапчивал им своим дымком охвостье... - птички сии больны. И что должно быть особенно неприятно руководству команды - болит у них все и сразу... а это очень затрудняет и диагностику, и лечение заболевания.

Оптимистам напомню: мы толкуем о команде, 3-е и вроде бы успешное место в Кубке Конструкторов которой легко могло бы быть и 4-м, приложи Honda в первой половине сезона чуть большие усилия и волю к борьбе, например, - не расшвыривая заработанные Баттоном трудовые очки в гордо-глупой грезе в следующий раз выигрывать гонки... Мы говорим о команде, которая в этом году впервые за много лет (c 1996 года, если быть точным) не выиграла ни одной гонки... А ведь успех в Ф1 - это именно победы, победы - это все: спонсоры, деньги, возможность выбирать и содержать топ-пилотов и топ-персонал... без побед все это мгновенно начнет иссякать. И ведь процесс уже пошел - где сейчас Эдриан Ньюи с сотоварищами? Если этого мало, то есть и примеры по соседству, к чему приводит подобное иссякание целительных подпитывающих ресурсов - взгляните на сегодняшний Williams, вспомните уже вчерашние Jaguar и Tyrrell... Сможет ли McLaren нынешней зимой выплыть из очень уж затянувшегося кризиса? - Хотелось бы верить, ибо это гарантировало бы нам интересный чемпионат. Но перейдем к заявленным на 2007 г. пилотам.

Фернандо Алонсо. Этот симпатичный и несколько "картинный", чуть слащавого вида юноша пришел в чемпионат на свое место и в свое время. Именно сейчас, когда цена риска стала слишком уж дорогой, и когда все определяет сверхплавная очковая система 10-8-6-5-4-3-2-1, нужны именно такие пилоты - цепкие, предельно сконцентрированные, умеющие не рисковать и не допускающие ошибок. Нужны не стремительные и дерзкие герои - в стиле Менселла и Сенны, а хладнокровные тактики и стратеги вроде Проста и Шумахера. Сейчас порою можно не выигрывать, но нельзя, категорически нельзя сходить... - и Фернандо не сходит. И не ошибается. И... выигрывает 2-й чемпионат подряд. К сильным чертам Алонсо я бы отнес - помимо вышеперечисленного - еще и здоровую (в хорошем смысле) природную наглость и уверенность в собственных силах, умение подчинить команду и партнера своим интересам, не по годам холодный и прагматичный рассудок, превосходный работающий на него менеджмент.

Имеет "Нандо" и некоторые видимые недостатки. Он вспыльчив и излишне горяч в высказываниях - видимо, еще сказывается его относительная молодость, нуждается в постоянном и всеобщем одобрении окружающих, требует к себе максимума (а желательно и всего - без остатка) внимания технического и обслуживающего персонала. Фернандо, по-моему, несколько "тепличен"... Поскольку уж мы ненароком коснулись темы цветоводства, то я рискну привести такое сравнение: Михаэль Шумахер похож на выросший где-то на задворках немецкого картодрома прекрасный алый цветок дикого мака, который рос под открытым небом, и сполна познал как и ласковую улыбку солнышка, так и жгуче-ледяные капли утренней росы... Алонсо же - это не менее прекрасная пышная католонская роза, но выпестованная в оранжерее - и вода к которой подавалась только нужной температуры, и мух от которой заботливые садовники тщательно отгоняли, и солнечные лучи тщательно фильтровались стеклами - чтобы, не дай Господь, ультрафиолетом цветочек не обжечь...

Но в целом, на данный момент, Фернандо Алонсо - объективно сильнейший в пилотоне гонщик, который свое превосходство над остальными доказал уже дважды (и, заметьте, - при "действующем" Шумахере-старшем), а посему "Нандо" удостаивается высшей оценки в этом опусе - 0,9Ш. Будет ли он столь же успешен и в следующем сезоне - зависет теперь только от McLaren. Если "Нандо" получит необходимое ему сверхвнимание, доброжелательную атмосферу, преданность команды и быстрый и сверхнадежный болид, то реализовать потенциал всего этого он сможет на все 100 процентов. Можете быть уверены.

Педро да ля Роза. Очень опытный пилот... неоднократно сиживал в самых разных - быстрых и не очень - кокпитах, имеет колоссальный опыт тестовой работы, наездил десятки тысяч (это абсолютно без преувеличения) километров на трассах Ф1. Умеренно быстр, правда несколько нестабилен - имеет свои трассовые предпочтения. Педро уже немолод, уже давно нечестолюбив и крайне умудрен автоспортивной жизнью, по мне - такие "битые" пилоты-ветераны стоят трех молодых "подающих большие надежды" "вьюнцов". "Подавать надежды" умеют многие, а вот быть надежными и их (надежды) оправдывать - увы... Педро же надежен как скала. Это почти идеальный второй номер, стабильный и не пытающийся тянуть одеяло на себя, и по мне Педро более оптимальный выбор, нежели претендующая на McLaren под #2 молодежь. Так же считает и Фернандо. Да и сам ля Роза прекрасно понимает, что сейчас допевается его "лебединая песня" в Формуле-1, и он будет выжимать из себя и болида максимум. Ставлю ему 0,7Ш - и верю в него.

Луис Гамильтон. Этот темнокожий 21-летний британец также претендует на место 2-го пилота McLaren. Пока о нем можно сказать немногое: он достаточно быстрый тестовый пилот и имел блестящую карьеру в британской серии "Формула-Рено" (чемпион 2002 г.) и европейской "Формуле-3" (чемпион 2004 г.). Будет ли он столь же успешен в Ф1? Вполне может быть... В межсезонье McLaren должен будет сделать свой выбор... посмотрим. Оценить Гамильтона я пока не могу.


***

Renault: умудренный "галльский петух".

Из истории нам известен древний символ Франции - с клекотом вонзающий в своих врагов острый клюв и когти юный, неистовый и бесстрашный "галльский петух". Красивый и грозный символ. Теперь давайте представим себе этого петуха в несколько более зрелом (но отнюдь не в одряхлевшем) возрасте, и прошедшего полный курс "маккиавелевских наук", досконально преподанный ему одним очень мудрым, познавшим жизнь во всех ее проявлениях, "жженым", как у нас на Руси говорят, итальянским торговцем... - Именно такой мне видится на конец 2006 г. выпестованная Флавио Бриатторе славная команда Renault.

Команда сейчас находится на пике формы - что уже третий год всем и демонстрирует; имея далеко не самый большой из бюджетов в "Большом Цирке" (а вероятно, он даже лишь 5-ый по размеру, - после McLaren, Toyota, Ferrari и BMW, а возможно и Red Bull...) она тратит его с наибольшей эффективностью. Видимо, сказывается титанический "купи-продажный" опыт "Флайва", крепко вбитый в его голову текстильным семейством Бенеттон, на ниву обогащения которого ушли лучшие годы Бриатторе. Болиды команды быстры и исключительно надежны, кроме того, французы способны живо реагировать на изменения текущих обстоятельств - вспомним инициированный этой осенью FIA "демпферный" скандал, "галльский петух" отреагировал в лучших традициях легенд о нем же - и мгновенно, и эффективно. И вновь победил. Чему отнюдь не способствовало даже и то, что все в команде прекрасно знали, - Алонсо, выращенный и вскормленный ими лидер и любимец "Флайва", уходит. Уходит на "большие деньги", которые французская команда ему дать не могла. Только не надо мне говорить, что "Нандо"-де посчитал постоянно ломающийся и лихорадящий "ЛеБигМак" более интересным в долгосрочной перспективе... ежу понятно, что там выглядит перспективнее. Зарплата, превосходящая нынешнюю в 3-4 раза.

В общем, Renault "вчера и сегодня" была великолепна. Думаю, что и на следующий сезон, по крайней мере, в техническом плане, все выглядит многообещающим. Некоторое напряжение способен вызвать лишь грядущий переход на Bridgestone - понятно, что одна французская корпорация не могла не порадеть другой французской же команде, в разработке гоночных спецификаций резины явно учитывались в первую очередь мнения и пожелания соотечественников. В скобках замечу, что с подобными трудностями столкнутся в 2007 г. все бывшие клиенты Mishelin; так что некоторую (небольшую) фору получают давние пользователи японских покрышек - вроде Ferrari. Но думаю что великолепный "галльский петух" справится и с этой задачей достойно. Все для этого у него есть. Теперь переходим к заявленным на будущий год пилотам.

Джанкарло Физикелла. Меня все время не покидает ощущение, что этот маленький (сугубо в плане роста) итальянский парень считает себя недооцененным и "недовостребованным" в топ-командах пилотом. Не знаю... может это и так. Но при этом этот маленький человек с большим и горячим сердцем постоянно пытается прыгнуть выше собственной головы - чтобы доказать окружающим, как они неправы. И, совершая подобное упражнение, он часто, извините, немного выпрыгивает из собственных штанов... Обратим внимание хотя бы и на последний этап нынешнего сезона - вначале "Физико" жестковато, я бы сказал, разбирается с прошедшим его Михаэлем, повреждая тому резину (все же это моветон - последняя гонка у человека...); после же того, как Михаэль его по прошествии почти всей гонки догоняет и пытается пройти повторно, Джанкарло вновь защищается настолько рьяно, что грубо ошибается и едва не разбивает собственный болид.

По-моему, нет у этого итальянца крайне необходимого каждому пилоту чувства "собственного потолка", ему всегда кажется, что он может быть еще чуть-чуть быстрее... и проходит грань своих возможностей. Кроме того, у "Физико" достаточно большой разброс по трассам, где-то он может буквально лететь во весь опор, а где-то может и весьма посредственно ехать, уступая позиции куда более слабым болидам соперников. Да и сходов, пусть часто и по вине техники, у "Физико" многовато... В среднем, Джанкарло выглядит куда послабее того же Алонсо, и, честно говоря, я сомневаюсь в его способности быть эффективным лидером команды. У Физикеллы просто недостает некоторых черт характера, которые лидера и делают лидером. Ставлю ему 0,6Ш.

Хейкки Ковалайнен. Пока об этом харизматичном и очень симпатичном финском парнишке можно сказать лишь одно - он очень быстр. Увидел я его впервые в 2004 году – на парижской "Гонке Чемпионов", и сразу же его запомнил... да и было тогда за что. Карьера его пока по формульным несложна и скромна: британская "Формула Рено", британская же "Формула-3", мировая "Формула-Ниссан"... и везде юный финн очень-очень успешен. Далее он приходит в Ф1 – Хейкки тестер Renault. И вот теперь он становится и боевым пилотом французской "конюшни". Могу сказать только одно, - мне кажется, что Хайкки и "Формула-1" – это очень правильно и очень надолго. Почему-то я практически уверен в том, что он очень быстро станет "примой" команды, и без особых усилий оттеснит Джанкарло Физикеллу на более привычные тому "вторые роли". Посмотрим... От выставления же ему оценки я пока по понятным причинам воздержусь. Надо увидеть Ковалайнена в настоящем деле.

...

Продолжение следует

Герхард Бергер. Финишная прямая. #12-1

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Глава 12. Отец. Часть 1.


Наша семья функционировала обычным для шестидесятых годов порядком. Мама воспитывает детей (Клаудия была на четыре года младше меня), готовит еду, стирает, объединяет все частные стороны жизни. Отец каждый день по двенадцать часов на работе, зарабатывает с нуля средства к существованию.

Однажды он купил грузовик, потом второй, и в один прекрасный день у него их стало двести пятьдесят.

Мои воспоминания начинаются еще в период нашей бедности. Я уже рассказывал в главе "Ferrari", что две недели каникул в Риччионе были вершиной семейной жизни, настоящим блаженством. Сначала мы пользовались водным велосипедом, но вскоре наступила очередь арендованного мопеда и трассы картинга.

У моего отца не было типичной для взрослых боязливости. Он разрешал мне почти все намного раньше положенного обычно времени. Первый маленький мотоцикл я получил в шесть или семь лет. В двенадцать я хотел мопед, но отец полагал, что нельзя излишне напрягать великодушие жандармерии. Потом я сломал ногу, катаясь на лыжах. Это разжалобило его, и он купил мне мотовелосипед, чтобы мне не нужно было далеко ковылять в гипсе. Гипсовая нога впоследствии поехала со скоростью 80, потому что мотовелосипед, разумеется, был улучшен.

Тогда предприятие отца работало уже очень успешно. Я заметил это по тому факту, что получил в подарок замечательные лыжи и лыжные ботинки.

Половину каникул я должен был работать на фирме. Сначала это были вспомогательные обязанности в бюро. Потом уже была регулярная работа в мастерской. Так я получил хорошее понимание того, как устроен мир, и рано стал самостоятельным.

Мне было не больше 16, когда отец стал ссужать мне деньги на покупку автомобилей после аварии. Я ремонтировал их и снова продавал, естественно, с прибылью. Я должен был своевременно и точно возвращать деньги, как в банке, вместе с накладными расходами. Я понял раз и навсегда: "выручка минус инвестиции минус расходы равняется чистой прибыли". В Тироле у нас есть для этого грандиозное понятие Uberling [на русский удачнее всего перевести как "навар"], лучше суть дела и не выразишь.

Частью системы было также и корректное деловое поведение. Я вполне мог бы высказать пару хитрых идей, как можно было бы на аварийном автомобиле урвать со страховой компании еще один быстрый шиллинг. Но отец был тут непреклонен и говорил - "нет, так мы делать не будем". При всей ловкости его делового ума у него всегда были четкие границы поведения. И так же четко он передал их мне.

Раннюю самостоятельность взрослого человека я воспринимал фантастически, ни в коем случае не как обузу, а как предмет, обогативший мою юность. Я совершенно убежден, что метод, по которому я взрослел, имеет много общего с более поздними моими успехами и оптимистичным отношением к жизни.

Единственная тема, в которой у нас с отцом возникали проблемы, была моя школьная карьера. Он мечтал о сыне, который ходит в умную школу, да еще и учится там каким-то умным вещам.

Это не могло воплотиться. Для этого я был чересчур нахальным и непокорным учителям, кроме того, вся эта школа меня абсолютно не интересовала. Поэтому вся энергия автоматически должна была вылиться в разные выходки, в то, что сейчас называют practical jokes [практическая шутка].

Я добился того, что мне можно было учиться на автомеханика, и эта профессиональная школа уже сама по себе была достаточно неприятной. Мои шутки над учительским корпусом были действительно беспощадны, зато ученические успехи были на нулевой отметке. Основное заключение учителей было: "Бергер, из тебя никогда ничего не получится".

Как отец смог в самый дикий период моей жизни (скажем, от 12 до 18 лет) остаться хладнокровным, можно объяснить только его огромной сердечностью и мужеством. Он не боялся за себя, поэтому не боялся и за сына, какие бы глупости тот не совершал. Ему было приятно не знать обо всем, но о большинстве он узнавал все равно. Он проявлял авторитарность лишь тогда, если не мог этого избежать, например, если звонили из жандармерии.


В восьмидесятые годы фирма Йоханна Бергера была зарегистрирована как крупное транспортное предприятие. Отец отделил одно из подразделений ("Europatrans") и передал его мне, предполагая тем самым мое развитие как предпринимателя. Вначале это было очень увлекательно, но позднее все хуже стало совмещаться с моей профессией гонщика.

Я потерял интерес к нашему бизнесу, который совершенно не подходил к моему внутреннему миру, и подвел окончательную черту под ним. Благодаря моим доходам в качестве гонщика я довольно рано стал финансово независим и уговорил отца немного сбавить темп его работы.

Он был действительно невероятным борцом, не знающим покоя и неутомимым предпринимателем. Предприятие с персоналом в 500 человек имело отделения: транспортного дела, продажи автомобилей, производственное (комплектующие к грузовым автомобилям), топливное и мастерскую. Фирма имела годовой оборот почти в миллиард шиллингов и достойную прибыль. Отец мог бы вернуться к спокойной жизни и чаще сопровождать меня. В самолете всегда было для него место, конечно, и на корабле тоже. Но он стал к тому времени односторонним и не мог больше выбросить бизнес из головы.

Он не мог торчать возле меня, глядеть на море и радоваться, если на поверхности плеснет рыбка. Он радовался только, если видел свои шины, контейнеры, моторы и электродинамические тормоза-замедлители. В этом отношении мне было его жаль, все же я был рад, что являюсь другим. У меня никогда не было проблем с тем, чтобы после периода полнейшей концентрации вновь отключиться и начать валять дурака.

За исключением этого наши отношения были настолько прекрасны и гармоничны, насколько это вообще может быть между отцом и его выросшим сыном. Он волновался вместе со мной и был моим восхищенным болельщиком и другом. Я, в свою очередь, по-прежнему уважал его талант как бизнесмена. Не было ни одного контракта или опциона в моей карьере, который я не обсуждал бы с ним.

Моя сестра идеально подходила в семейную идиллию. С ней можно было и в огонь и в воду, веселой, остроумной, озорной. Как семья Бергеры, отец, мать, дочь и сын были очень счастливы.


Мой отец был арестован 9 августа 1994 года в Киферсфельдене. Киферсфельден – пограничный город на немецкой территории. На другой стороне – Куфштайн и Вергль, все это считается нижней долиной реки Инн и тесно связано друг с другом. Отец был на ужине у бургомистра, когда жандармы очень вежливо попросили его выйти и почти извинились за то, что они, к сожалению, должны его арестовать. Он был препровожден в Ульм, в камеру предварительного заключения немецкого ведомства.

Я был на яхте в Сен-Тропе, там же была и Клаудия. Позвонила мама и рассказала об аресте. Хотя я был очень сильно сбит с толку, но подумал об этом только как о забавной путанице, которая должна быстро разрешиться.

Сначала я уловил следующее. В бизнесе моего отца, оперирующего по всему миру, вполне могли оказаться несколько контактов различного рода, обстоятельства которых нужно было вначале проверить. Бизнес стал интернациональным. У отца не было боязни новых контактов, и он считал себя способным на многое. У него было также честолюбие игрока, который хотел бы стать особенно ловким. Если что-то пошло не так, вполне могло случиться, что он из-за простого контакта с одной из таких фигур попал в сферу интересов прокуратуры.

Между тем нам стало с неутешительной стороны известно o делe Рамозера. Обыск в доме отца хотя и стал достаточно тревожным сигналом, но мы считали его максимумом всех неприятностей. Одно требование немецких чиновников явиться на допрос отец не выполнил, поскольку его адвокат заявил о возможности вполне провести его и в Австрии. Так что он без опасений вновь поехал через границу, как почти каждый день, поскольку в Киферсфельдене у него тоже было предприятие.

Я полетел в Штутгарт, где производились первые допросы участников процесса. После разговора с адвокатом я был убежден, что через два-три дня мы вытащим отца.

Подозрение против него было следующее. Мнимой готовностью инвестировать в предприятие по производству деревянных профилей в швабском городе Троссинген он якобы поддержал махинации итальянца Джанфранко Рамозера. Рамозер задумал аферу со стрoительством этого завода и выманил при этом у немецкого банка кредит в 17,5 млн. марок. В действительности Рамозер еще до того имел существенные долги перед моим отцом (по лизинговым сделкам и распродаже грузовиков). Так следствие подозревало заинтересованность отца в получении Рамозером денег.

Через несколько дней Йоханн Бергер отнюдь не был на свободе, и я стал подумывать, что дело может затянуться.

Что касается атмосферы общения, это была катастрофа. Столь избалованная звезда, как я, с такими жизненными аспектами никогда до этого не сталкивалась. Вот вдруг – тюремные ворота, и вместо "Здравствуйте, господин Бергер!" слышишь "Ждите, пока Вас не вызовут". Недостойные постыдные обстоятельства встречи с отцом, вместе с ежесекундно бдящими надзирателями. И как обливалось кровью сердце при прощании, поскольку я не мог ему помочь.

Вначале у меня были некоторые сомнения, не сам ли отец виноват в своем бедственном положении. Может быть, он слишком уж схитрил, сунул нос куда-то и не высунул своевременно?

Но чем больше я засовывал свой собственный нос в это дело, тем больше погружался в невероятное болото, которое образовалось на протяжении пяти лет.

Очевиден был, во-первых, крупный трюк в общем-то посредственного мошенника. Он хотя бы потому не мог принадлежать к высшей лиге, поскольку был уже осужден и перемещался между немецкими, французскими и швейцарскими тюрьмами. Повсюду на него был спрос. Но все говорило о связях с высшим эшелоном, также и тот факт, что все 17 миллионов марок исчезли, как по волшебству. Раз некоторые следы вели в Италию, недалеко было и предположение о связях с мафией, во всяком случае, об этом открыто говорилось.

Очевидно было также, что немецкий прокурор решил играть по-крупному. Он помешался на том, что "главным мозгом", который, так сказать, управлял Рамозером, должен был быть Йоханн Бергер.

Большое болото возникло также из-за ошибок второстепенных участников. Это был прежний адвокат моего отца, это были, прежде всего, служащие обеспечившего кредит банка, которые сыграли странные роли, это был один известный архитектор с ошибочными строительными отчетами. Так друг на друга наложились большой удар и маленькие мошенничества.

И в центре всего – мой отец, который во всей этой игре единственный обладал двумя качествами: он был уязвим, и он обладал существенным состоянием, на которое можно было обратить взыскание. Иначе уже давно вся сущность этого дела, "конструкция" которого восходит к 1989 году, испарилась бы.

Ситуация развивалась настолько абсурдным образом, что было невозможно предположить, когда будет (и будет ли вообще) предъявлено обвинение. Между тем мы беспокоились за здоровье отца. Годом ранее ему удалили надпочечник, причем в крови были обнаружены опухолевые клетки. С тех пор он был под постоянным врачебным уходом, который теперь полностью прекратился. Даже такие простые вещи, как взятие крови, приравнивались к делу государственной важности. Было непостижимо, с каким рвением прокурор затягивал обследование специалистом по опухолям из Мюнхена (между делом приходила немецкая военврач и сказала после визуального контакта: "С ним все в порядке").

Все это дело затрагивало меня еще и потому, что я не мог полностью выбросить его из головы во время работы. Какой смысл работать в зале, приводя в движение тренажеры, вместо того, чтобы еще большие рычаги привести в движение для освобождения отца, который нуждался в срочном медицинском обслуживании?

В таких ситуациях Ferrari не сравнить ни с кем. Ты нигде не найдешь большего понимания по личным проблемам, к тому же касающимся семьи. Я мог поплакать в жилетку как у Монтеземоло, так и у Жана Тодта, оба оказывали большую помощь.


Как в плохом сценарии, нас неизменно преследовали неудачи. При подаче жалобы в земельный суд выяснилось, что наш адвокат пошел на тайную сделку с прокурором (как в Америке, половинное признание / пoловинное наказание), что для отца просто не могло быть предметом разговора. И вот у нас новый адвокат, незадолго до напрасно ожидаемого освобождения. И тут прокурор достает какой-то чек и говорит, а этот миллион откуда? Это вообще не касалось отца, как выяснилось вскоре, но освобождение вновь накрылось медным тазом.

Для разнообразия меня пытались шантажировать ("6 миллионов долларов за оправдательные материалы, которые немедленно повлекут освобождение вашего отца"). Вообще во всем этом деле мой авторитет не стал помощником, а лишь окрылял фантазию партнеров и авантюристов. И роль моего отца в качестве тирольского примерного предпринимателя влияла на весь процесс скорее негативно. Имелся по крайней мере кто-то один, достаточно ценный, чтобы вцепиться в него. Рамозер сам по себе был никто, да к тому же давно за решеткой.

Через пять месяцев после ареста это дело в своей абсурдности стало настолько привлекать внимание, что журнал "Spiegel" посвятил ему целый разворот. Заголовок: "РАЗНОВИДНОСТЬ ОГРАБЛЕНИЯ БАНКА", как назвал перед судом свою аферу приговоренный Рамозер. Для своих махинаций "Рамозер использовал бесчисленных людей в качестве инструментов", приводилась цитата из приговора штутгартского судьи.

Что касается так называемого соучастника Бергера, то "Spiegel" поражался бросающемуся в глаза озлоблению штутгартской прокуратуры ("хочет определенно показать австрийцу Бергеру свою жесткость"), беспечности банка и политике сокрытия фактов в земле Баден-Вюртемберг. "Кажется, что для каждого прокурора очень заманчиво непреклонностью против авторитетных подозреваемых отвести обвинения от упущений местных банковских менеджеров".


После более чем полугодового предварительного заключения, все еще без предъявления обвинения, моего отца выпустили на свободу. Правда, с запретом выезда с территории Германии и залогом в два миллиона марок. Он вместе с мамой оборудовал квартиру в Киферсфельдене, ждал своего процесса и пытался управлять фирмой на расстоянии, насколько это было возможно.

А там во время отсутствия отца разыгралась следующая драма. С момента его ареста все десятилетиями выстроенные банковские и деловые отношения фирмы Бергера в Вергле вдруг практически обесценились. Возникла иррациональная паника, которая в самый неблагоприятный момент пошатнула положение фирмы. А неблагоприятным момент был потому, что предприятие сделало большие инвестиции, среди прочего – в развитие новых продуктов. Папа видел шанс сделать бизнес в мировом масштабе благодаря патенту вихревого тормоза (дополнительная система торможения для грузовиков). И вдруг все разговоры о продаже моментально прекратились, поскольку твое предприятие оказывается втянуто в мошенническую аферу.

Я сам не мог и не хотел заниматься фирмой, поскольку тогда должен был бы завязать с гонками.

Руководство фирмой моей сестрой и ее мужем шло не совсем так, как представлял себе папа.

Все это вело к тому, что у Йохана Бергера по ту сторону границы постепенно кончалось терпение. Грызня между земельным судом и прокуратурой не позволяла ни прекратить расследование, ни предъявить обвинение, и однажды отцу все это надоело. Он переехал через границу, прямо в суд Иннсбрука, и предстал перед австрийскими чиновниками. С немецкой точки зрения этот поступок был "побегом", однако на самом деле не представлял ничего иного, как перенос судебного процесса в Австрию.

Внешние обстоятельства стали лучше, но добавились новые проблемы. Уважаемый ранее бизнесмен Йохан Бергер очутился в социальном вакууме (в Тироле это происходит удивительно быстро), кроме того, он вступил в едва выносимую для него конфронтацию с дочерью. Клаудия стала высказывать странные мысли, точнее говоря, мысли своего мужа.

Так же, как за время предварительного заключения семья самым тесным образом сплотилась, так теперь разыгрался совершенно другой, кошмарный сценарий. Отец, психически и физически измотанный, чужой в родном городе, с трудом узнавал свою дочь и не знал, как дошло до того, что ему был запрещен вход на собственную территорию.

Дело зашло столь далеко, что семья распалась. Отец потерял дочь, а я – сестру.

За месяцы и годы этой катастрофы я все отчетливее узнавал себя в отце. Его пионерский дух, его сила, его таланты дали мне шанс на фантастическую карьеру. Этой жизнью, которая делает меня таким счастливым, я по большей части обязан ему. Так что в определенный момент для меня не стало ничего более важного, чем помочь ему вновь обрести личность, репутацию, честь. И это старомодное слово я применяю здесь полностью намеренно.

...

Продолжение следует

Ежегодный рейтинг пилотов Роба Уокера, 1979 г. #1

Перевод: Станислав Альбертинский

Прошлое и будущее Формулы 1, как это видится нашему человеку в боксах


В очередной раз пришло время оценить гонщиков Формулы 1 и расставить их по соответствующим командам на предстоящий сезон. С каждым годом это сделать все сложнее. А в этом это особенно сложно, поскольку машины и конструкторы перетянули с гонщиков внимание на себя, и мне придется в значительной степени учитывать первых двух при оценке самих гонщиков.

В Уоткинс Глене во время совместного обеда я обсудил рейтинг с Карлосом Ройтеманном и он спросил, "Роб, а как ты оценил меня?" И я ответил, что считаю его одним из тройки лучших. Я не сказал ему, что в начале сезона поставил £100 на то, что он станет Чемпионом Мира, но сказал, что, по моему мнению, любой из 15 гонщиков, если ему дать хорошую машину, может выиграть титул. Карлос не согласился и сказал, что 10 будет ближе к правде. Мы начали считать, и сошлись на 12-13.

Ради интереса, позвольте мне составить список реальных претендентов на чемпионство и возможных. Начну с Джоди Шектера, с этим никто не поспорит, затем добавим Жиля Вильнева, Жака Лаффита, Патрика Депайе, Алана Джонса, Клея Регаццони, Карлоса Ройтеманна, Марио Андретти, Ники Лауду, Нельсона Пике, Эмерсона Фиттипальди, Жан-Пьера Жарье, Жан-Пьер Жабуйя, Рене Арну и Джона Уотсона. Среди возможных назову Дидье Пирони, Йохена Масса, Рикардо Патрезе и Кеке Росберга. Итого 15 реальных кандидатов и 4 вероятных.

Единственно, что менялось по ходу сезона 1979 года, что ни одна машина не оставалась лучшей на протяжении всего года. Ligier был великолепен в начале сезона, затем Ferrari построила свою первую машину с граунд-эффектом и некоторое время, наверное, они были лучшими; Renault брали свое на быстрых или высоко расположенных трассах, Saudia Williams были постоянно очень опасны для соперников и во второй половине сезона доминировали. Но одно оставалось неизменным: Ferrari никогда не опускалась ниже уверенного и надежного 2 места. Конюшня получила Кубок Конструкторов и заняла первые два места в личном зачете.

Джоди возглавлял Мировой Чемпионат с Гран-при Бельгии, прошедшего в середине мая, и это сильно давило на него, но он великолепно справился с давлением. Я не хочу сказать, что Джоди самый потрясающий и самый лучший гонщик Формулы 1, но он справился и сделал именно то, что от него и ждали, когда он присоединился к Ferrari. В этом большую роль сыграла надежность. У Шектера не было ни одного схода по механическим причинам за сезон, и из 15 гонок он лишь три раза не набрал очки: в Аргентине, когда у него было столкновение с Уотсоном; во Франции, когда ему пришлось останавливаться и менять шины; и в Уоткинс Глене, когда задняя шина лопнула и ее сорвало с диска, когда он шел вторым.

Всю ответственность за такую надежность нельзя полностью отнести на счет машины, потому что у Вильнева, у которого была аналогичная машина, были поломка коронной и ведущей шестерни в Бельгии, выпавшая вторая передача в Испании, сломанная ведущая шестерня в Монако, проблемы с подачей топлива в Сильверстоуне, а в Германии у него отлетело заднее антикрыло. Он часто был быстрее Джоди, но какой ценой? Как мне кажется, Джоди был не против, чтобы Жиль ехал быстрее; ему казалось было важнее планомерно выдерживать свою стратегию и он просто поразил меня своим контролем над машиной. Это был совсем не прежний Джоди; абсолютно другой человек. Почти казалось, что как будто Джеки Стюарт спланировал всю компанию для него. Я считаю, что в этом году Джоди всегда был дружелюбным, общительным и сотрудничал с прессой. Он обычно был очень веселым и мог быть крайне забавным, когда хотел.

Несмотря на неудачный старт в Южной Америке, Джоди к середине сезона создал безопасный 10-очковый задел. Затем, по моему мнению, он начал играть очень умно, стараясь обеспечить себе верные очки, что ему удалось в каждой гонке, кроме Франции. Он закладывал надежный фундамент, даже ценой потери позиций в сражениях с Уотсоном в Сильверстоуне и Лаффитом в Австрии (оба раза на последнем круге), предпочитая не рисковать обоюдным сходом и нулем очков. Набрав два 4-х и 5-х места, Джоди сохранял лидерство. Впрочем, надо признать, в некотором роде ему повезло, что эти гонки выигрывали те, кто не мог рассчитывать на победу в чемпионате. Затем Джоди стал зарабатывать больше очков и в великолепном стиле пришел вторым в Зандвоорте и ему опять повезло, что победителем стал Джонс (он уже не мог стать чемпионом), а основной конкурент Джоди, Жиль Вильнев, сошел из-за взорвавшейся шины. Coup de grace [Последний удар (фр.)] Джоди нанес в Монце, проведя потрясающую гонку и победив, что решило исход чемпионской гонки в его пользу. Думаю, это была единственная гонка, когда Вильневу командой был отдан приказ не обгонять Джоди.

Вопреки всеобщему мнению, я думаю, Джоди станет отличным чемпионом. Он провел две последние гонки лучше, чем все предыдущие. Он будет добросовестно выполнять свои обязанности и уверен, он станет почти таким же остроумным оратором на обедах после гонок, каким был Грэм Хилл; у него похожий стиль. Я ставлю ему 91/2 балла.

Уверен, что интереснее всего наблюдать за Жилем. Он никогда не признает, что побит, и кажется абсолютно бесстрашным. У него есть необъяснимая привычка, всегда вытаскивать нечто необычное из загашника, особенно во время последней квалификации, когда отстает, и затем неожиданно для всех ухитряется выжать из машины второй или даже первый ряд на старте. Думаю, он может быть лучшим тестером, чем Джоди.

Жиль без сомнения крайне быстр и очень предан гонкам. За прошлый год он дважды навлек на себя критику. Сперва в Дижоне за происшествие на последнем круге с Арну. Он сказал, "Мы сражались за второе место, был последний круг. Больше никого рядом не было и в те мгновения единственным важным было добиться этого 2-го места. Позже по ходу сезона эти шесть очков могут дорогого мне стоить".

Думаю, он не прав, когда говорит, что "больше никого рядом не было". Если бы он видел то, что видел я в Ле-Мане 1955 года, когда столкновение двух машин унесло с собой жизни 85 людей, думаю, он бы считал по-другому. Даже колесо, оторванное от болида, может взлететь в воздух на 15 метров и вызвать хаос в толпе. Я могу понять его действия в пылу сражения, но, думаю, в будущем ему стоит более взвешенно подходить к борьбе. К счастью, аварии не произошло, и зрителям наверняка было очень волнующе наблюдать за ними, но в целом это не улучшило имидж Формулы 1. Это было похоже на пару гладиаторов, сошедшихся на арене.

Вторая порция критики была вызвана произошедшим в Зандвоорте. В принципе я готов поверить, что он понятия не имел, что его заднее колесо оторвано за машиной, поскольку он сказал, что невозможно в зеркала заднего вида видеть задние колеса. Он был намерен проехать круг так быстро как мог, поменять шины и вернуться в гонку, чтобы не упустить последний шанс на победу в чемпионате. Все это можно понять. Три победы Жиля в Гран-при были хороши и убедительны, хотя думаю, в Уоткинс Глене ему повезло, что его не прессинговали, потому что думаю, что его двигатель мог и не выдержать. Думаю сейчас Жиль находится в том же положении что и Джоди два года назад. Он очень быстрый, очень смелый, очень талантливый, но ему не хватает опыта. Я дам Жилю 91/4 балла; я не могу оценить его так же как и Джоди, потому что он не добился своей цели, а Джоди победил.

Оба гонщика остаются в Ferrari и у каждого из них есть отличные шансы стать следующим Чемпионом Мира, в предстоящем сезоне больше чем когда-либо еще. Ferrari собирается сделать то, что я всегда хотел, но не мог себе позволить; команда хочет подготовить разные машины для разных трасс. Будут маленькие 1.5-литровые машины с турбонаддувом для быстрых и высоко расположенных трасс и обычные с 3-литровыми плоскими 12-цилиндровыми двигателями с низким крутящим моментом для медленных извилистых трасс.

У Ferrari будет серьезное преимущество в виде шин Michelin, поскольку Ferrari почти монопольно будет работать с французской компанией, которая будет поставлять шины еще только Renault.

Однажды я написал, что Ferrari еще пожалеет о контракте с Michelin; я был глуп. Энцо Феррари не допускает подобных ошибок. Да, конечно, из-за Michelin Ferrari проиграли несколько гонок, но Michelin также и выиграли несколько гонок, на которые Ferrari и не рассчитывали в противном случае. Goodyear в этом сезоне решил все свои гоночные шины делать в Акроне, Огайо, а не в Вольвхемптоне, Англия. Это означает, что будет меньше накладок с размерами шин, но Акрон не сможет делать шины так же быстро, как их делали в Вольвхемптоне.

Алан Джонс за рулем Saudia Williams стал 3-м в чемпионате и под конец сезона и команда и гонщик выглядели очень сильно. Жаль, что в начале года было не так и за первую половину сезона Алан набрал лишь 4 очка за великолепное 3-е место в Лонг Бич, еще в старой машине. Но в середине сезона была готова новая машина, и с Аланом за рулем они, как будто, оказались в другой лиге, став более чем на секунду быстрее любого другого гонщика. Это наконец позволило Алану показать свой потенциал и, набрав максимальные 36 очков после четырех побед, ему даже пришлось отбросить очки за 4-е место во Франции.

Алан крайне опытный, жесткий, но тонкий и очень аккуратный гонщик, который редко допускает ошибки. Как человек, он производит впечатление жесткого, он и есть жесткий, но также и очень дружелюбный и забавный. Я никогда не встречал того, кто не любил бы Алана. Он сын Стэна Джонса, австралийского гонщика, кто стал национальным героем, когда в своем древнем Maybach побил Стирлинга Мосса на Maserati 250F. Алан хорош на тестах и может подстраиваться под условия гонки. Я даю ему 91/2 балла. Он остается с Фрэнком и Saudia Williams. Если они продолжат развивать свой нынешний прогресс, Алан должен с уверенностью смотреть на чемпионство следующего года.

Клей Регаццони, напарник Алана, в чемпионате занял 5-е место и принес Фрэнку первую победу в Гран-при. Довольно здорово для гонщика, который еще год назад считался сходящим в тираж. Клей - идеальный второй пилот, и каждый первый номер хотел бы иметь такого напарника. В том числе и Алан Джонс. Впрочем, Фрэнк захотел заполучить Ройтеманна, с чем возникли сложности, поскольку у Карлоса был еще действующий контракт с Lotus на следующий год. Карлос не хотел выступать за них и Колин Чэпмен отпустил его гоняться против Lotus. Я действительно не знаю, почему Уильямс хочет избавиться от Клея, ведь когда у вас счастливая, успешная команда, жаль что-то менять.

Клей один из немногих гонщиков, кто гоняется исключительно ради удовольствия. Он редко жалуется или извиняется и обычно улыбается и смеется. И вообще, он очень симпатичный человек. Он показал, что способен сражаться с лучшими и побеждать. У него жесткий стиль вождения и за вторую половину сезона ему лишь однажды не удалось набрать очки. Без сомнений, Клею помогла великолепная машина, и я не могу не упомянуть невероятную работу Фрэнка Уильямса и Патрика Хеда, которые с помощью саудовских денег смогли сделать эту выдающуюся машину. Интересный вопрос, смогут ли они сделать это еще раз? Знают ли они точно, почему машина так удалась? Фрэнк убежден, что это вопрос простой настойчивости, упорства и напряженного труда. И я, как председатель жюри Ferodo Gold Trophy [Производитель тормозов Ferodo ежегодно присуждает приз британскому гонщику, добившемуся выдающихся достижений в автомотоспорте. Странно, ведь Регаццони швейцарец? Возможно, в 70-х речь шла не только о британцах.], рад сообщить, что мы присудили ему этот приз, который я считаю самым престижным в автогонках. Клею я присуждаю 9 очков. Род Кемпбелл, представитель Ensign, объявил, что Клей подписал с ними контракт на сезон 1980 года, а сам Регаццони рассказал, что на его банковский счет было внесено £150,000.

Жак Лаффит занял 4-е место по очкам и вплоть до этапа в Монце имел шансы на победу в чемпионате. Но когда он шел на 3-м месте, всего за 8 кругов до финиша, взорвался его мотор. В начале сезона Ligier был так же хорош, как Williams в конце. Впрочем, не думаю, что они знают, почему у них все шло как надо, но южноамериканские этапы они взяли.

Затем два фактора поменяли ситуацию. Во-первых, Патрик Депайе привык к машине и стал составлять реальную конкуренцию напарнику, что, хотя некоторые думают, это хорошо, в данном случае, думаю, пошло команде во вред. И второе, в середине сезона они доработали машину и потеряли скорость. Они попытались вернуться к прежнему варианту, но по какой-то причине им это не удалось. К середине сезона Жак шел 2-м, на 6 очков отставая от Джоди. Но затем во Франции и Британии дела пошли плохо. К счастью потом они нашли причину, которая заключалась в износе стоек, что начинало сказываться на настройках машины через несколько кругов после начала гонки. Но к этому времени обрела форму Saudia Williams, и Лаффит должен быть доволен тремя подряд третьими местами, но прокол в Монце вычеркнул его из списка претендентов. Жак всегда отдает себя всего и на протяжении почти всего сезона был в первых рядах. Он очень веселый и дружелюбен с прессой, и я даю ему 9 баллов. В предстоящем сезоне он остается с Gitanes Ligier.

...


Автор: Роб Уокер
Road & Track, March 1980

Продолжение следует

Партнеры

Обзор событий мирового автоспорта

Наша рассылка предназначена абсолютно для всех поклонников автоспорта и его ценителей. Только у нас кроме Формулы-1 вы найдете обзоры очередных этапов заокеанских серий CART, IRL, а также чемпионата мира по ралли, снабженные подробными комментариями. В исторической части проводятся интересные параллели прошлого Формулы-1 и ее настоящего. И, конечно же, всегда найдется место и для вашего творчества.

[Подписаться на рассылку] [Архив рассылки]

Клуб поклонников Формулы-1

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

[Подписаться на дискуссионный лист]

Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 17764 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное