← Август 2006 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://f-1.ru
Открыта:
25-11-2002
Статистика
0 за неделю
В "Ф1-МОМК" #212:
Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы
Сегодня в номере:
Вопрос номераИнформация для подписчиков сервиса Subsсribе.RuТеперь Вы можете постоянно оценивать полученный номер нашей рассылки, участвуя в голосовании в самом конце рассылочного номера. Для чего это нужно? Рассылки, имеющие наибольший рейтинг, находятся выше в общем каталоге, на эти рассылки больше и охотнее подписываются, а значит и Ваши шансы увидеть какого-нибудь нового автора в очередном номере "Ф1-МОМК" серьезно увеличиваются. Памятка голосующим:- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером. - Голосуйте так: выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки. - Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным. - При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru. Агент Крот: Экстренное совещаниеПеревод: Пухкал Иван (I. P.)
©ITV-F1 2000-2005; ©Grandprix.com 2005-2006
Агент Крот, загадочная фигура, работающая с целой шпионской сетью в мире автоспорта, в течение шести лет поставлял самую секретную информацию о происходящем внутри Формулы-1 для сайта ITV-F1. По окончании сезона 2005 Крот решил поменять место публикаций в пользу grandprix.com. По его словам он обучался в Оксфорде и Гарварде до того, как стать человеком, работающим на правительство, в "горячих точках" Холодной войны 60-х годов. Крот утверждает, что ему на заре своей карьеры пришлось провести немало дней в кроне дерева в Северном Вьетнаме. Затем ему удалось проникнуть в советский институт изучения американской армии в Гармише-Партенкирхене, после чего он занимал целый ряд постов в посольствах разных столиц, включая Москву, Берлин, Женеву, Прагу, Париж и, по слухам, Найроби. В начале 90-х он на некоторое время был командирован в нью-йоркскую штаб-квартиру ФБР, чтобы изучить новые методики подслушивания. В настоящий момент Крот занимает пост советника в Форин Офис. Он также является членом старейшего и престижнейшего лондонского "Клуба Путешественников". Вплоть до 2000 года Кроту запрещалось раскрывать какую-либо информацию о своей работе в качестве главы отдела автогонок и развития торговли (ранее известного как отдел автогонок и ничтожных диктаторов) Секретной разведывательной службы, но с появлением закона о раскрытии информации и открытия сайта MI6 Кроту было разрешено публиковать отдельные детали операций своего отдела. Этот отдел также составляют четыре оперативника с одним именем Пенелопа (девушек различают по местам их обучения), оперативник-стажер Аннабель, занудный архивариус Шмуцли и мисс Прингл-Физерби (из беркширских Прингл-Физерби). Также в отчетах могут встречаться и друзья Крота - Полковник и преподобный О. Из-за ограниченности бюджетного финансирования Крот также не исключает выпуска сувениров для фанатов, включая футболки "Меня зовут Пенелопа" и кепки с надписью "Я знаком с Кротом". Хотя на самом деле эти вещицы предназначены в первую очередь для того, чтобы запутать тех, кто пытается вычислить Крота. Крот планирует покинуть службу, когда будет возведен в рыцарское звание, или же если наберется смелости и предложит своей очаровательной заместительнице Пенелопе (Роудин) [Роудин, Уиком-Абби - привилегированные частные женские школы] сбежать вместе с ним и жить долго и счастливо на Вилле Крота, домике с видом на залив Ангелов Французской Ривьеры. Все отчеты Крота можно найти здесь. 21 июня 2006Экстренное совещание было в самом разгаре. "Но в пресс-релизе утверждается, что 'в настоящий момент с Джеффом Уиллисом ведутся переговоры по поводу его будущей роли в команде'" - настаивала Аннабель, в очередной раз доказав, что ей еще многое предстоит понять о Формуле-1. Даже мисс Прингл-Физерби (из беркширских Прингл-Физерби), которая считалась не самым блестящим умом в когорте сотрудников отдела автогонок и развития торговли Секретной службы, была удивлена этой репликой. "Вовсе нет, дорогая моя" - терпеливо сказал Крот. "На языке Формулы-1 это означает, что японцы вежливо проводили Джеффри к ближайшей свалке и любезно попросили забраться поглубже." "О-о" - протянула Аннабель. "Ну тогда, почему они так прямо и не сказали?" "А вот это - хороший вопрос" - согласился Крот, старясь приободрить новичка. "Я полагаю, что это полностью согласуется с принятым в Honda стилем мышления" - сказала Пенелопа (Роудин) - "Важно то, как это выглядит, нежели то, что из этого получается. Им нужно что-то менять." "Возможно" - возразил Крот - "но тот ли Уиллис человек, которого следует подвергнуть экзекуции?" "Да" - отреагировала Пенелопа - "Машина не побеждает в гонках." "Как и у McLaren" - заметила Пенелопа (Уиком-Абби), выглядывая из-под своей медового цвета челки. "Но они кого-нибудь уволили? А Williams? И в Ferrari в прошлом году творилось черт знает что, а те же люди продолжают работать и в этом сезоне." Крот кивнул. "Большим компаниям всегда нужны невинные овечки, приносимые в жертву" - сказала Пенелопа (Роудин) - "Взгляните на Майка Гаскойна!" "Тяжело сравнить его с овечкой" - не согласился Крот. "Скорее уж смертельно опасный для волков барашек." Все на секунду представили забавную картину: человека, которого они называли "Ротвейлером", одетого в баранью шкуру, но затем разговор снова вернулся в серьезное русло. "Так почему Уиллис?" - спросила Пенелопа (Уиком-Абби). "Разве в наши дни скорость машины не принимается во внимание?" - поинтересовался Крот. "Нет" - ответила Пенелопа. "Боюсь, вы упускаете главное. Машина действительно не очень хороша. Это - проблема аэродинамики. Вы наверняка помните, что их ведущий специалист по аэродинамике пропал несколько месяцев назад. Австрало-голландец Тут. Что мы тогда услышали? Нам объяснили, что он был весьма расстроен тем, что получил выговор от руководства. Другими словами, для выговора была причина. Какая причина? Машина!" "Но Уиллис был его начальником" - возразила Пенелопа (Роудин) - "и он должен был разобраться, что работа пошла в неверном направлении." "В прошлом году все было несколько по-другому" - сказал Крот. "Honda заполучила ненужные проблемы из-за топливных баков и все мы знаем, что такие баки использовали не только они. По меньшей мере, еще три команды. Так что сотрудники Honda не были окончательно уверены в скорости машины. В этом году возникла дилемма 'прогибающихся крыльев'. Honda их использовать не могла, поскольку слишком бы рисковала. Но было ли это причиной недостаточной скорости машины? Окончательный ответ - очевидное 'нет'. Так что 'пока-пока', мистер Уиллис." "Но это не очень честно" - взяла слово Пенелопа (Уиком-Абби). "По-моему, было совершено вполне достаточно стратегических и тактических ошибок. Было довольно много взрывов мотора. Была ошибка механика с 'леденцом'. А еще был случай, когда машина совершенно отказывалась ехать из-за того, что команда меняла настройки крыльев не в том направлении. Когда гонщик просил 'два вверх', они делали 'два вниз', что означало сбитые сразу на четыре шага настройки и невозможность управления машиной. Затем была квалификационная путаница в Сильверстоуне. Хотя, если быть честной, это беда постигла не их одних: команда думает, что находится в полной безопасности в первой части квалификации, а затем их поджидает неприятный сюрприз, поскольку оказывается, что другие поехали быстрее, чем ожидалось." "Бывает" - согласился Крот. "Дело все в том, что, как я полагаю, вопрос 'почему?' не играет здесь большой роли" - сказала Пенелопа (Роудин). "Очевидно, японцы хотели его выгнать. Непонятно только, почему они решили, что кто-то может затеять революцию, и никто о ней не узнает. Всем понятно, что тайком этого не провернуть. Если головы должны полететь, то они должны полететь на публике. Формула-1 - это публичный бизнес. Высшее руководство всегда на виду и, если кого-то увольняют, то этот факт нельзя скрыть. Зачем еще лепетать о какой-то будущей роли в команде? И зачем вводить пост старшего технического директора? Полная чепуха. Создается должность выше высшей. Все равно, что говорить 'Король не так хорош, как мы полагали, давайте позовем сверхкороля?'" "И?" - спросил Крот. "Похоже, что все сведется к пачке пресс-релизов, а не к тому, что действительно важно." - продолжила Пенелопа. "Им нужно реорганизовать команду и убедиться, что у тех, кто закручивают гайки, все гайки закручены и что специалисты по аэродинамике достигают своих целей. Они проводят слишком много времени, полируя машину и жалуясь на невезение." "Невезения не существует" - сказал Крот. "Джефф Уиллис может с этим не согласиться!" - возразила Аннабель. "Спорт Сегодня" представляетОбзор-2006 - Гран-при Германии. Гудок, звонок и дымок...Роман Блынский (RomB)
Начинался этот уик-энд под знаком неожиданно обострившейся борьбы Scuderia Ferrari против казавшейся еще буквально пару месяцев назад абсолютно непобедимой Renault. Все, все предвещало, что на скоростных прямых и медленных шпильках "Хоккенхаймринга" разразится жаркая борьба. И, надо сказать, что предчувствия эти не обманули... ***Практики.Прошли они все вполне традиционно для нынешнего сезона – "зажигали" третьи номера команд "средней руки" - Кубица, Вюрц, да Доорнбос... Из команд, которые в этом году выглядели посерьезнее, отметились представители воспрянувшей в последние время Ferrari, да все еще пытающейся воспрянуть Honda. Еще "пилотажная" часть Гран-при Германии началась со слегка достопримечательного события - произошла очередная замена в "боевом" гонщицком составе, правда в этот раз весьма далеко от высокооплачиваемых грандов из топ-команд... В кокпите Super Aguri восседала очередная надежда из Страны Восходящего Солнца – никто иной, как Сакан Ямамото, разговоры о дебюте которого "циркулировали в сферах Ф1" уже около двух месяцев. Впрочем, забегая вперед, скажу, что дебют вышел довольно-таки блеклым – итоговое место-то в далее следующей квалификации было не последним, а 21-м – подарочек от неклассифицированного Скотта Спида, но зато с отставанием от партнера по команде Сато почти в 3 (!) секунды, да и гонка несчастливого Сакана-сана, который к тому же стартовал из боксов из-за замены болида, продлилась лишь круг – подвел очень уж "потенциально" быстрого японца ведущий вал. Квалификация.Первая ее часть была отмечена лишь аварией пресловутого Спида, о которой я уже упомянул выше, и которая привела к небольшой (и всего-то шестиминутной...) остановке сессии – надо было за "накрошившим" американцем подчистить полотно. Далее по ее возобновлении быстрейшими оказываются представители Ferrari, но в обратном традиционному порядке – Масса и Шумахер-ст. Далее разместились Райкконен, Трулли и лишь потом "почти двукратный" Алонсо. Через пяток минут началась "вторая серия" - и борьба закипела вновь, к счастью, прошла она без происшествий, и в ее пылу постепенно определяется когорта быстрейших в данный, жаркий и солнечный, кстати, уик-энд: восстановивший внутрикомандное статус-кво "Великий и Ужасный" Михаэль Шумахер (1’13"778), Масса, Баттон, Райкконен, Физикелла, и... лишь только восьмой Фернандо Алонсо. В ходе 15-минутной заключительной сессии в гоночной конфигурации, с топливом, Ральф Шумахер отмечается сразу двумя инцидентами, - он на традиционной уже в 2006 году процедуре "отжига лишнего топлива" сталкивается с McLaren де Ля Розы, отбывает в боксы для замены носового обтекателя (повреждены аэродинамические элементы), ну а после очень длинной процедуры техобслуживания, когда уже начинает казаться, что квалификация для "брата два" окончена, он все же выезжает – и умудрятся практически столкнуться с Honda Баррикелло! Не иначе, что все везение, отпущенное германскими небесами на данный уик-энд сынам своим "братьям Сапожниковым", отобрал себе старший. Итоги же 3-ей части таковы: самым быстрейшим крайне неожиданно оказывается Кими Райкконен (1’14"070), причем быстр он настолько, что уже под клетчатым флагом на своей завершающей попытке не справляется в последнем повороте Sudkurve с управлением и подстригает брюхом своего MP4-21 зеленый немецкий газон. Впрочем, поул уже завоеван, да и умиротворяющий бальзам на израненные души Дэнниса/Хауга пролит. Далее разместились: заметно раздосадованный своим вторым местом на родине "Красный Барон", Масса, Баттон, Физикелла... Фернандо Алонсо чуть улучшает свой результат второй сессии, но лишь на позицию – он седьмой. Так завершается значимая для автоистории часть субботы. Гонка.Воскресенье, 30 июля, 16 часов 03 минуты 17 секунд. Старт проходит несколько нервозно, первая тройка – Райкконен, Шумахер-ст., Масса - сохраняет свои места и с незначительными отрывами друг от друга начинает отмерять необходимые 67 кругов дистанции, а вот позади них разворачивается нешуточная борьба за позиции. У Алонсо явные проблемы с прогревом резины Michelin – и его последовательно проходят Баттон и де Ля Роза. В средней части пелетона происходит столкновение все того же Ральфа Шумахера на Toyota с BMW Жака Вильнева, в результате которого оба пилота вынуждены посетить боксы для ремонта. Дэвид Култхард в результате контакта колеса с колесом идущего справа болида совершает впечатляющий прыжок, ставя свой Red Bull на два левых колеса же, но подвеска "энергобанки" оказывается на редкость прочной – и Дэвид продолжает гонку, обходясь даже без посещения боксов. Чуть позже не справляется с управлением юный Нико Росберг – и его Williams своей боковиной проверят прочность местных ограждений. Немецкие ограждения оказываются куда прочнее британского карбона, который мгновенно осыпался острыми осколками с элементов болида – и гонка для сына ЧМ-1982 года Кеке Росберга окончена. Тем временем происходят и два обгона – принявший хороший темп Баттон прессингует и проходит шедшего четвертым Физикеллу, а Алонсо успешно отыгрывает утерянную было позицию у де Ля Розы. Впрочем, вероятно это было вызвано лишь начавшимися у Педро техническими трудностями, так как спустя лишь полкруга де Ля Роза вынужден сойти из-за проблем с подачей топлива. Также к этому времени гонка теряет и малозаметного статиста Ямамото, который, сменив после квалификации болид и стартовав из боксов с опозданием в два круга, немедленно в них же и возвращается. К примерно пятому-шестому кругу положение в гонке стабилизируется, и оставшиеся на треке 19-ть пилотов начинают затяжную позиционно-тактическую борьбу. Лидирует по-прежнему Кими Райкконен, за ним, чуть-чуть отставая, идут с небольшим отрывом друг от друга Михаэль Шумахер и Филиппе Масса. На 9-м круге гонка лишается одного из представителей Германии – из-за проблем с тормозами вынужден прекратить борьбу Ник Хайдфельд на немецкой же BMW. Лидеры продолжают идти в своем темпе, но уже с идущей четвертой Honda Дженсона Баттона пилоты начинают постепенно отставать от их тройки. Теперь весь вопрос в распределении тактик заездов в боксы... ...И вот на 10-м круге мы начинаем получать некоторые ответы на него. Лидер гонки Кими Райкконен сворачивает в боксы на длиннющую 14-секундную остановку. Становится ясна и его невероятная квалификационная скорость, и его достаточно быстрый пилотаж в начале гонки – у McLaren баки были заполнены менее чем наполовину... К 16 кругу болиды большинства пелетона основательно легчают, и следует небольшая серия атак - вначале Рубенс Баррикелло на Honda проводит успешный обгон Williams Марка Веббера, ну а Ярно Трулли на Toyota проходит Кристиана Клиена на Red Bull. Также Дженсон Баттон посещает боксы и по выезду на трек оказывается позади Кими Райкконена, несмотря на длинный пит-стоп последнего и собственные лишние семь кругов, проведенные на трассе. Становится очевидным, что несмотря на несколько странную тактику Райкконен может претендовать и на подиум. Одинокая же пара из Scuderia начинает постепенно уходить в отрыв от остального пилотона. На 19-м круге боксы посещает Масса, кругом позже – М.Шумахер. Пит-стопы коротки, и очевидно, что они оба на "типовой" тактике 2-х пит-стопов. После своего выезда Михаэль оказывается на трассе впереди Филиппе, но вполне на дистанции атаки. Впрочем, благоразумный бразилец, который еще не утратил надежду остаться в кокпите Ferrari и в 2007 году, и не помышляет атаковать лидера команды, и кругом спустя 7-кратный чемпион мира начинает слегка от него отрываться. Гонка лишается неплохо выглядевшего тут Баррикелло – бразильца подводит мотор его "скакуна". Постепенно большая часть пилотона также посещает боксы, подтверждая мысль, что две остановки наиболее типичны для "Хоккенхаймринга". Тем временем позади Ральф Шумахер продолжает впечатляющий прорыв с последнего места сквозь пилотон, и последовательно преодолевает сопротивление Кристиана Альберса и Скотта Спида, выходя на 12-ю позицию. Далее гонка переходит в достаточно спокойное течение. Райкконен во второй раз посещает боксы – и теперь уже понятно всем, что длинный первый пит-стоп вызван отнюдь не огромным объемом закаченного топлива, финн на тактике трех остановок. На 30-м круге ровное доселе течение гонки прерывает Жак Вильнев, который не справляется с управлением и основательно разбивает свой BMW, к счастью, без последствий для себя. Спустя пару кругов проездом через боксы наказывается воистину многострадальный здесь Ральф Шумахер, который проводит один из самых ярких – и при этом один из самых "черных" для себя гран-при. 38 круг лишает гонку последней из Super Aguri - Такумо Сато отправляет на преждевременный отдых некстати сломавшаяся трансмиссия. На 44-м и, соответственно, на 45-м кругах пара лидеров, Шумахер-ст. и Масса, во второй и в последний раз посещают боксы. Остановки проходят быстро и успешно, позиции на трассе их сохраняются, и пара "красных" уже в достаточно спокойном, щадящим болиды и резину ритме, устремляется привычным по более ранним сезонам "паровозиком" к победному дублю. - А что же конкурирующая пара Renault? – спросите вы... – А ничего. И Джанкарло Физикелла, и Фернандо Алонсо проводили неплохие, интересные гонки, но... в меру своих сил. Силы же их в этот раз были явно поскромнее, чем у пары из Маранелло, причем, что в общем-то нетипично, Джанкарло в Германии выглядел даже убедительнее Фернандо, но следуя командной тактике в последней трети гонки был вынужден "прикрывать тылы" испанцу и не атаковал. Чем вызвано таковое ослабление Renault? – Сложно точно сказать, но вполне вероятно, что свою роль сыграли не только конкретные местные условия гонки, но и достаточно скандальный запрет игравших довольно важную роль в конструкции французских болидов демпферов, и очевидное возникшее отставание "сухих" типов резины Michelin от аналогичных разновидностей Bridgestone, что косвенно подтверждает и случившийся с Алонсо почти в самом конце гонки краткий "соскок" на гравий. Впрочем, кто знает... Но вернемся на трек. В последней части гонки из пилотов был наиболее заметен Кими Райкконен, который после своего последнего, третьего визита в боксы, при выезде из них на еще непрогретой резине смог преодолеть сопротивление Марка Веббера на Williams (впрочем, тот уже утрачивал свой темп, а несколькими кругами позже был и вовсе вынужден уехать в боксы – отказ двигателя), а уже в самом конце смог-таки догнать, "додавить" и предельно жестко, с касанием, пройти Hondy шедшего третьим Баттона, отобрав у британца подиум. Также все еще проводил свой впечатляющий "бенефис" и младший Шумахер, продолжавший яростно отыгрывать утерянные после наказания позиции... И кто знает, до каких высот добралась бы эта сверхскоростная парочка, продлись гонка еще хоть часок, но... в 17 часов 31 минуту и 45 секунд давно уже осторожничавший Михаэль Шумахер пересек финишную прямую и под радостные гудки дудок с ликующих трибун в красном поставил жирную точку в этой домашней для себя гонке, одержав свою третью подряд победу (1h27’51"693, 209,278 km/h) в нынешнем чемпионате. Быстрейший круг в гонке также остался за буквально открывшим в себе былинные силы немцем – 9-й круг, 1’16"455. Вторым финишировал вплотную шедший за лидером Масса, третьим стал, как мы уже говорили, прорвавшийся с пятой позиции Райкконен, Баттон лишь четвертый, впрочем, для Honda этого года подобный результат можно классифицировать как успешный, даже весьма. Пятым становится Алонсо, что позволяет ему сохранить в Кубке Пилотов все еще относительно комфортный отрыв от Михаэля в 11-ть очков. Шестой – Физикелла, вроде бы и неплохо, но благодаря крайне успешным последним гонкам "жеребцов из Маранелло" отрыв в Кубке Конструкторов между Renault и Ferrari упал до крайне некомфортных 10-ти очков... Стало ли это оглушающее-тревожным звонком для Renault? – Мы узнаем уже через три дня. Седьмой – Ярно Трулли, и это также неплохой результат, хотя и неблестящий для команды с самым большим бюджетом в Ф1; ну а замкнул призовую восьмерку финишировавших Кристиан Клиен из Red Bull. Главным же неудачником гонки стал, как и следовало ожидать из всего хода нашего повествования, Ральф Шумахер, который и стал "первым из проигравших". Такой уж выдался у невезучего немца "черный" уик-энд на родине... Произошел после финиша и небольшой курьез. Перед тем как взойти на подиум и пополиваться щедро разбрызгиваемым Михаэлем и Ко шампанским, "домовитый" Кими Райкконен решил, что лишних денег в кошельке не бывает и начал поливать свой неожиданно вспыхнувший (Гы! Да кто бы сомневался...) McLaren-Mercedes... нет, не призовым шампанским, и даже не спонсорским виски, а всего-то обычной пеной из банального огнетушителя, отбивая таким образом хлеб насущный у местных маршалов. Похожий на изящное серебристо-оранжевое насекомое болид окутало огромное белесое облако... и не было ли оно облаком от некогда великих, да ныне дотла сгоревших "чемпионских" надежд Дэнниса и Хауга? – Кто знает... ***Впереди и у нас, болельщиков, и у пилотов, узкие и извилистые, запорошенные песком жаркие повороты "Хунгароринга", и кому будут адресованы тамошние радостные гудки, тревожные звонки, и белесые дымки мы узнаем очень скоро, уже в воскресенье. Превью-2006 - Гран-при Венгрии. Вокруг да около...Дмитрий Федотов (Floters) В то время как многие именитые автодромы уже почили в бозе, а другие только собираются это сделать, "Хунгароринг" - на котором ежегодно, начиная с 1986-го года, проводится венгерский этап Формулы-1, все еще не только живет, но и делает реверансы в сторону человека, который привел в эту страну самые именитые автогонки (и при том, этот человек не забывает ежегодно "выдаивать" немного "капусточки"). А ведь многим кажется, что одним из первых кандидатов на исключение из календаря Ф-1 должен стать именно "Хунгароринг": трасса невероятно скучная (как по мнениям гонщиков, так и болельщиков), и даже некоторые переделки в конфигурации не приводят к радикальному изменению мнений. Секретом полишинеля выживания венгерского Гран-при является безграничная любовь жителей страны и владельцев "Хунгароринга" к Берни Экклстоуну, - то специально для него создадут памятник, декорацией к которому является аллея гоночной славы, то улицу в честь Берни переименуют, в общем, не боятся лишний раз напомнить царю Формулы-1, что они, венгры, очень любят этого маленького седого человечка. С другой стороны, единственным недостатком Гран-при Венгрии является только сама трасса (вот как получается: неинтересная конфигурация, не позволяющая совершать обгоны и песок – появляющийся из-за того, что автодром проводит у себя только гонки Ф-1), и ничего больше – деньги Экклстоуну исправно платятся, никаких трудностей с табачной рекламой (пока) не было, и жители окрестностей не жалуются на шумы, производимые во время уик-энда, а еще, и это очень важно, "Хунгароринг" - это вам не Маньи-Кур в глухой деревушке, не Хоккенхайм (тоже не центр Вселенной) и не Сильверстоун. От трассы до Будапешта – почти рукой подать. И все этому рады. И пусть будет скучная гонка паровозиком, пусть будет жарко (еще ни разу во время гонок на Гран-при Венгрии не было дождя!), зато можно куда пойти "оторваться" и на что полюбоваться. За это Венгрию и любят. Любят Венгрию и наши болельщики. Их баннеры и призывы в Интернете начиная со дня окончания предыдущей гонки на "Хунгароринге" уже вызывающе кричат: "А ты поедешь в следующем году в Венгрию?!" И ведь каждый уважающий себя болельщик европейской части России, если ему позволяет отпуск и здоровье, обязательно съездит, напишет потрясающий рассказ об этих чудесных днях, расскажет о встрече с пилотом Формулы-1 в туалете (если это рассказ девушки, то туалет – обязательно мужской, и обязательно для гонщиков Ф-1), о том, что сувениров приобретено на 20 лет вперед и о том, что ты - бедолага, раз не съездил с нами, мы же звали... но ничего, придет и твое время, горемыка... Меж тем, все эти истории, как всегда, отвлекают от происходящего на трассе... А что там происходит? – Да ничего особенного – вот кто-то лидирует, а те – ждут когда гонка закончится, чтобы, наконец-то, отдохнуть. Интересными гонки в Венгрии получаются только тогда, когда кто-то лидирующий, вдруг вынужден покинуть этот этап (Патрезе, 1992), или когда заведомо более слабый пилот вдруг каким-то чудом попал в самый верх пелотона: так было в 2003-м, когда Марк Уэббер упорно сражался с "Мак-Ларенами", "Феррари" и "Уильямсами" (если быть точнее – сдерживал всех их), так было в 2005-м, когда Михаэль, на страдающей от ужасной резины "Феррари", бился как лев, так было в 1997-м, когда Дэймон Хилл, творил чудеса на безнадежном "Эрроузе". Но это случаи. В последние годы, несмотря на пару "проколов", доминирующей командой в Венгрии стала "Феррари". Даже в провальном 2005-м Шумахер выступил более чем достойно, а что уж говорить про 2004-й, когда победный дубль Михаэля и Рубенса оказался настолько заунывным, что даже болельщики "Скудерии" с большим удовольствием "поболели" на следующих этапах за других пилотов. И это нормально, ведь "Феррари" славится своей отличной аэродинамикой, а "Хунгароринг" - как раз, является тем местом, где аэродинамика машины является наиболее важным фактором и ключом к успеху. В этом году, чего уж греха таить, шансов у соперников побороться с набравшей ход "конюшней" из Маранелло очень мало. Впрочем, сдаваться эти соперники вовсе не намерены. И не стоит искать заговор в словах Мартина Уитмарша о том, что "Мак-Ларен" будет помогать "Рено" в борьбе против "Феррари". Помните игру "царь горы"? – Здесь то же самое. Это в традициях Формулы-1. И, возможно, так даже интереснее. P.S. Я прошу прощения у всех читателей за ошибку в прошлом превью. Разумеется, 30 лет подряд Хоккенхайм не принимал у себя Гран-при Германии. В 1985-м национальный этап состоялся на перестроенном "Нюрбургринге". Результаты предыдущего опроса
Особые мненияElena B. Мне не то чтобы Алонсо более симпатичен, а М.Ш. - менее... Надоели (имхо) его многократные победы в чемпионате. Так что пусть лучше Фернандо станет двукратным чемпионом, чем М.Ш. - 8-ми (!!!) кратным. А наиболее симпатичен в роли триумфатора сезона для меня был бы Дэвид Култхард!!! ints josts. Великолепный Михаэль Шумахер! RomB. Довольно многое косвенно указывает, что Михаэль Шумахер вскоре покинет "Королевские гонки". Буду рад, если ошибаюсь, но... Так вот, мне лично, как его преданному болельщику с 13-летним стажем, очень бы хотелось, чтобы ушел он на заслуженный отдых и вошел в историю автоспорта Великим, Непобедимым и Легендарным "Красным Бароном", имя которого станет нарицательным для юных пилотов на долгие-долгие десятилетия. И, как минимум, 8-кратным чемпионом мира... :) Да и по чести говоря, в этом году и Михаэль, и Ferrari достойны победы в чемпионате как никогда, ибо идет тяжелейшая борьба и преодоление проблем последних 2-х лет. Per aspera ad astra! А у Фернандо Алонсо большая часть формульной карьеры еще впереди. Успеет. :) Gu$lik. "Нихт вобла!" © Телереклама. Только не Шумахер! Нааайн!!! :-)) Да и Алонсо – так себе вариантик... видели мы его уже в чемпионах. Я Кими хочу! Ну или хотя бы Педро... :-)) ТрибунаИз материалов д/л "Ф1-Клуб"Фальсификаты и конкуренты... :)Ушаков Виталий. Вот просматривал сегодня один сайт и наткнулся на это. Ссылка: http://fishki.net/comment.php?id=12189. :-) Кто-нибудь что-нибудь знает про это? :-) RomB. Не знаю, с виду на болид похоже... Только вот цвет болида и форма эмблемы меня на какие-то мысли наводят... Кажись, я это где-то уже видел... :)) Андрей Лысцов. Итальянское управление по борьбе с экономическими преступлениями обнаружила в Интернете информацию о поддельных болидах Ferrari класса Формулы-1. Почти сразу же сыщики нашли владельца и, возможно, заказчика дорогостоящих подделок: им оказался сицилийский предприниматель, информация о котором пока не разглашается. Подделки были сделаны настолько качественно, что привлеченным специалистам из Маранелло (родина оригинальных автомобилей с гарцующим жеребцом на шильдике) потребуется достаточно много времени, чтобы определить, какие именно есть недочеты в фальшивом автомобиле Михаэля Шумахера образца сезона 2002 года. В любом случае, работа "фальшивоболидчика" достойна уважения: собрать автомобиль, на создание которого компания ежегодно тратит сотни миллионов долларов почти в "гаражных" условиях - это круто. Вполне возможно, представители Ferrari предпочтут, скорее, взять местного левшу к себе на работу, нежели отдать его в руки карабинеров. Фото здесь: http://www.drive.ru/fun/2006/06/27/43972.html. Гран-при Германии и иже с ней.Eugene Valeev. Как думаете? Алонсо похмелится или перепохмелится с утра? :)) Подарок он себе уже сделал. Число 7, считают многие, счастливое. Andreika. Судя по окончательному результату, в себя он до конца так и не пришел. ;) Хотя на 2-а места вперед он все-таки поднялся. :)) Eugene Valeev. Повезло + пропустили. ;) А вот я гонку смотрел лишь с 31-го круга. Во всем квартале телевизоры не показывали. Чего-то с усилителем произошло. Буду ждать повтора во вторник. Результат гонки - хороший!!! Теперь посмотрим, насколько крепкие нервы у Алонсо. ;) 11-ть очков отыграть для ШумМи, можно сказать, более чем реальная задача. А Шумахер в Венгрии умеет ездить... nekr0z. Теперь посмотрим насколько крепкие нервы у Алонсо. ;) 11-ть очков отыграть для ШумМи, можно сказать, более чем, реальная задача. А Шумахер в Венгрии умеет ездить... Это будет очень зависеть от "вторых номеров", и в первую очередь - от Массы. Ведь даже если Шум будет постоянно приходить первым, никто, кроме Массы, не помешает Алонсо приходить вторым, и тогда на отыгрыш у Шуми уйдет минимум шесть гонок (а их, между прочим, всего семь осталось!) Если по шесть очков отыгрывать, как в этот раз - тогда, конечно, проблем не будет. Но что-то терзают меня на этот счет смутные сомнения... Коваленко Владимир. А Шумахер в Венгрии умеет ездить... Однажды даже проиграл круг Алонсо... Eugene Valeev. Это будет очень зависеть от "вторых номеров", и в первую очередь - от Массы. Ведь даже если Шум будет постоянно приходить первым, никто, кроме Массы, не помешает Алонсо приходить вторым, и тогда на отыгрыш у Шуми уйдет минимум шесть гонок (а их, между прочим, всего семь осталось!) Если демпферы не разрешат опять и если Мишлен ничего не сделает нового/революционного, то шансы высоки. И я надеюсь, что и Хонда и Тойота и Кими все же смогут хоть что-то. Хватит им уже спать! Сезон скоро закончиться. А амбиции остались пока только амбициями. Однажды даже проиграл круг Алонсо... А обратное было чаще! ;) RomB. Очень любопытная гонка. То ли команда Ferrari значительно усилилась, то ли Renault резко остановился в развитии... Даже какие-то надежды на 8 титул "Великого и Ужасного" в душе ожили... :) Как считаете, была ли тактика 3 пит-стопов Райкконена оправданной? Все же с поула можно было проехать и получше... Или в данном состоянии трио McLaren/Mercedes/Michelin получше все же нельзя? Вопрос к сведущим в технике: как запрет демпферов может повлиять на ситуацию в текущем ЧМ? Eugene Valeev. Как считаете, была ли тактика 3 пит-стопов Райкконена оправданной? Все же с поула можно было проехать и получше... Или в данном состоянии трио McLaren/Mercedes/Michelin получше все же нельзя? Я не смотрел гонку пока целиком только с 31-го круга. :( Hо пит-стоп в 15 секунд - это много для тактики с короткими дозаправками. И то как в конце ехали Феррари можно точно сказать они могли прибавить если бы было надо. Так что шансов у Кими не было при любой тактике. Вопрос к сведущим в технике: как запрет демпферов может повлиять на ситуацию в текущем ЧМ? А разве прошедшее ГП не показательно? Hе очень сильно замедлились те, у кого они были (Феррари, Макларен, Вильямс). Hо те, у кого их не было, заметно приблизились (Хонда). Вот только на Рено это заметно сказалось. Они, видимо, действительно в этом девайсе продвинулись. И поэтому больше всех хотят, чтобы им его разрешили (см. f1news.ru о просьбе вернуть демпферы). По-моему, все честно, если это не у всех - запретить. Хотя много от использования его не выиграешь. Hо, как видите, все же такое отставание Рено, как отсутствие демпфера ничем другим не объясняется. Можно, конечно, часть вины переложить на Мишлен. Hо Баттон и Кими-то доехали впереди Рено. Hо в целом я считаю наличие/отсутствие демпфера не может повлиять на ситуацию. Или очень-очень незначительно. Оооочень! Это мелкий эффект успокаивающий колебания носовой части. Hо! Теперь им сложней будет находить верные настройки подвески. Я думаю, что действительно при его использовании они смогли найти такой баланс, при котором, можно было использовать более мягкую заднюю подвеску при этом в быстрых поворотах дэмпер не позволял сильно перемещать вес на заднее внешнее колесо, гася импульсы и не давая большего крена задней части, плюс к этому, экономить заднюю резину. И еще при этом иметь прекрасный разгон. Только степень выигрыша от того или иного эффекта оценить я не могу. Об этом знают только те, кто видел телеметрию. Old Hedgehog. Вопрос к сведущим в технике: как запрет демпферов может повлиять на ситуацию в текущем ЧМ? Не знаю почему, но червяк, копошащийся внутри моей души, заставляет подозревать, что это будет на пользу Мише. Да и Кими тоже своего не упустит при возможности (к примеру). Zigzag. Очень любопытная гонка. То ли команда Ferrari значительно усилилась, то ли Renault резко остановился в развитии... Даже какие-то надежды на 8 титул "Великого и Ужасного" в душе ожили... :) Скорее, Рено сдала и поднялся Бриджстоун. Как считаете, была ли тактика 3 пит-стопов Райкконена оправданной? Все же с поула можно было проехать и получше... Или в данном состоянии трио McLaren/Mercedes/Michelin получше все же нельзя? Кими из-за затянутого пита, как я понял, уперся в трафик + на гидравлику жаловался. Белый Олег. Вопрос к сведущим в технике: как запрет демпферов может повлиять на ситуацию в текущем ЧМ? Да фигня это все. Не должны они никак влиять, эти демпферы. За примером далеко ходить не надо, Физика, например, как ехал, так и едет, ни хуже, ни лучше. А по поводу Феррари – однозначно, Бриджи постарались. 3-е место Маков - ну они примерно на таком уровне и ездили, просто частенько не доезжали. А Рено просто отстали в развитии, наверно. Floters. Вопрос к сведущим в технике: как запрет демпферов может повлиять на ситуацию в текущем ЧМ? Демпферы уже, кажется, разрешили использовать. ФИА вновь показала себя некомпетентной структурой. Сначала они запретили использовать эти системы (и это в начале последней трети сезона!). Можно сказать, в решающей стадии чемпионата (ну почему не дождались окончания чемпионата? Ведь демпферы, в отличие от гнущихся антикрыльев, используются с прошлого чемпионата)... Те, кто считает, что демпферы никак не повлияли на результат, видимо, очень сильно ошибались. У "Рено" в гонке возникли сильные проблемы с резиной - она пузырилась (т.е. перегревалась очень быстро), и, я так понимаю, демпферы, являясь некоей частью подвески, помогали болиду более разумно расходовать износ покрышек. Теперь же запрет, вероятно, снимают - что получается? ФИА на одну гонку сбила темп "Рено", чтобы "Феррари" чуть более легко подобралась в чемпионате и КК. И я не пытаюсь обвинить "Феррари" в такой ситуации, но "эксклюзивность" этой марки мне порядком поднадоела. Да, кстати, мне могут возразить словами Алонсо о влиянии демпферов, что, мол испанец в Хересе говорил, что разницы нет (в использовании/не использовании демпферов), но... в Хоккенхайме повышенная абразивность асфальта. И тут разница вполне может проявиться. Не думаю, что это сильно отразится на ходе чемпионата. У "Рено" по-прежнему серьезный потенциал, а Алонсо отнюдь не слабачок, так что легкой прогулки в оставшихся гонках "Феррари" ждать не следует. Vladimir V.Petrov. И я не пытаюсь обвинить "Феррари" в такой ситуации, но "эксклюзивность" этой марки мне порядком поднадоела. ФИА запретила систему демпферов. Однако стюарты (комиссары?) перед гонкой признали ее легитимной и допустили ее использование в гонке на "Хоккенхаймринге". Т.е. любая команда могла (не знаю, использовала ли) эту систему. После чего ФИА подала в суд на своих стюартов! Это к слову о "не-попытках" обвинить, но обязательном моменте упоминания "эксклюзивности". Не думаю, что это сильно отразится на ходе чемпионата. У "Рено" по-прежнему серьезный потенциал, а Алонсо отнюдь не слабачок, так что легкой прогулки в оставшихся гонках "Феррари" ждать не следует. Насколько мне известно, система демпферов наиболее развита была именно у Рено в сиду того, что именно эта команда ее придумала. Однако вторыми и третьими в этом списке идут Макларен и Феррари (или наоборот). Т.е. удар опять нанесен по грандам, по кому-то меньше, по кому-то больше. Вероятно, в том числе и по причине сделать борьбу в чемпионате более острой. А это нужно, потому что трибуны были не заполнены, и это в Германии. И я не верю, что такая система не имеет смысла, потому что люди на ее разработку, вероятно, затратили деньги и внедрили. Значит, на чемпионате это несомненно отразится, вот как - посмотрим. Eugene Valeev. Демпферы уже, кажется, разрешили использовать. Да нет, не разрешили. Это только Пэт Симондс собирался просить о разрешении (может, уже и выпросил). Думаете, разрешат и только Рено? А подобная "эксклюзивность" разве достойна оваций? Ты вроде за Култхарда и РБ, дык у них этого и не было, и нет. А говоришь "нечестно запрещать в середине сезона". Между прочим, Култхарду этот запрет очень выгоден!!! Кстати, в США демпферы были! Результат с Германией схожий. И Феррари их поставит, в случае разрешения. Чем плохо, если они тоже будут экономней использовать резину? Опять тогда ни Хонды, ни Кими точно не смогут ни на что претендовать. Или демпферы разрешат только для Рено? Тогда это будет выглядеть еще хуже это все только для привлечения зрителя и никак иначе – вот, мол, интрига сохранилась! А результат в Чемпионате – тот, который нужен, обеспечим, т.е. - Рено-Чемпион! Неужто в ФИА никто денег не поставил на результат? А ведь в начале сезона Феррари никто всерьез не воспринимал! Я считаю, что запрет выгоден только тем, кто их не имеет. И в любом случае, кто болеет хоть за кого, только бы против Шумахера, не стоит волноваться, - впереди ГП Турции, Китая, где у Шумахера, можно сказать, нет наката и где ему победить будет сложно. Так что - опять бояться его рано начали. P.S. И все-таки Шумахер - великий пилот. Я в этом все больше убеждаюсь. Любая ситуация, любая железка. И Шумахер опять в центре внимания. :)) nekr0z. P.S. И все-таки Шумахер - великий пилот. Я в этом все больше убеждаюсь. Любая ситуация, любая железка. И Шумахер опять в центре внимания. :)) Согласен, это показательно. Собственно, мы говорим: "формула", подразумеваем - Шумахер, говорим: Шумахер, подразумеваем - "формула". Поэтому фактически любая новость проходит сквозь призму "как это отразится на Шумахере"... Floters. Думаете, разрешат и только Рено? А подобная "эксклюзивность" разве достойна оваций? А разве кто-то говорит, что только "Рено" должна обладать правом использовать демпферы? И если их демпферы не нарушают аэродинамических требований, то почему бы и не использовать их? Вот в чем вопрос? Если у других будет такая же ситуация - пусть используют. Ты вроде за Култхарда и РБ, дык у них этого и не было, и нет. А говоришь "нечестно запрещать в середине сезона". Между прочим, Култхарду этот запрет очень выгоден!!! И что с того? Т.е., я должен безоглядно болеть за Култхарда, а маразм ФИА считать подарком судьбы? Но ведь в будущем и "банкам" может достаться. Я не так сильно болею за Култхарда, как хочу, чтобы борьба была более честной. А запрещать какие-то системы еще до окончания чемпионата - это не есть благоразумие. Мы садимся играть в карты. Условия оговорены, в прошлой партии я использовал свои хитрости, которые все знают, но повторить всем сложно, и тут, в середине новой партии, мне говорят, что теперь все... нельзя! Тоже сейчас и с "Рено". Safari. Те, кто считает, что демпферы никак не повлияли на результат, видимо, очень сильно ошибались. У "Рено" в гонке возникли сильные проблемы с резиной - она пузырилась (т.е. перегревалась очень быстро), и, я так понимаю, демпферы, являясь некоей частью подвески, помогали болиду более разумно расходовать износ покрышек. Насколько я помню, Рено жаловалась на износ задней резины, а демпферы на это никак не влияют, т.к. их там нет. Да, кстати, мне могут возразить словами Алонсо о влиянии демпферов, что, мол, испанец в Хересе говорил, что разницы нет (в использовании/не использовании демпферов), но... в Хоккенхайме повышенная абразивность асфальта. И тут разница вполне может проявиться. Дело не в абразивности, а в неровности (кочки, бордюры и т.д.). Сам же Алонсо говорил об этом и Хоккенхайм не упомянул, а сказал о Бразилии. Тут дело скорее не в демпферах, а в резине (Мишлен уходит - зачем напрягаться?) + уходит Алонсо из Рено, хочешь - не хочешь, а все сотрудники начинают к нему относиться по-другому. Если Мишлен не найдет чем ответить, то у Феррари будут очень хорошие шанса взять оба титула. Floters. Насколько я помню, Рено жаловалась на износ задней резины, а дэмпФеры на это никак не влияют, т.к. их там нет. А кто мешает заставить таким образом работать переднюю подвеску, чтобы изменилась нагрузка на заднюю? Мне кажется, что в Ф-1 это вполне реально. Сам же Алонсо говорил об этом и Хоккенхайм не упомянул, а сказал о Бразилии. Я и не говорил, что Алонсо что-то рявкнул про Хоккенхайм. Он обсуждал поведение машины на тестах в Хересе (Херес-де-ля-Фронтера находится в Испании). Safari. А кто мешает заставить таким образом работать переднюю подвеску, чтобы изменилась нагрузка на заднюю? Мне кажется, что в Ф-1 это вполне реально. Наверное, может влиять, нам об этом трудно судить по тем более чем скудным крупицам инфы, которую можно найти в инете. Но мне все-таки кажется, что для влияния на заднюю резину, воздействие этих демпферов на переднюю ось должно быть более ощутимым, но оба пилота Рено сказали, что разницы не заметили. Отсюда и был мой вывод.
Мысли о старой молодости и молодой старостиПредставьте себе, что у вас день варенья, а подарки дарят не вам, а вы! Представили эту вселенскую несправедливость? Вот что должен чувствовать Алонсо после ГП Германии, но у меня такое ощущение, что у него другое в голове. Действительно, тяжело проигрывать третий раз подряд после триумфальной серии побед, но, во-первых, к этому все были готовы, а во-вторых... Во-вторых, Алонсо уже прошел через это не далее как год назад. Да, у Кими тогда была ненадежная машина, да, его отставание было значительно больше, но, как и в прошлом сезоне, у Алонсо надежный и быстрый болид и ему необязательно побеждать для второго титула. Нандо - расчетливый гонщик. Ему нужен титул и не важны отдельные победы. Его сравнивали с Шумахером на заре карьеры, сравнивали, когда он стал чемпионом, но сейчас, когда сравнивать их проще всего, я уверен, что Алонсо больше похож на Алена Проста. "Рисковать надо, но риск всегда должен быть управляемым" - эти слова Проста идеально подходят к стилю Фернандо. И его холодный машинный расчет дает беспроигрышную установку: "Один финиш впереди Шумахера и дальше можно просто следовать по его пятам". Шумахер все еще умеет радоваться победам, несмотря на положение в чемпионате, а Фернандо бывает угрюм, даже на высшей ступени подиума. Мне в последних гонках казалось, что Алонсо постарел, а у Шумахера вторая молодость (тем не менее, считаю, что пора бы ему уходить). Алонсо не будет сломя голову нестись в квалификации, как этого не делал Прост в первый сезон совместного с Сенной выступления в McLaren. Тогда Прост знал, насколько их MP4 быстрее в Монако и ровно настолько и ехал в квалификации. Сенна же всегда оценивал поул-позицию, как первую, на пути к победе ступень, перепрыгивать через которую нельзя ни в коем случае, и тогда в Монако он принес именитому напарнику сокрушительные полторы секунды. Михаэль всегда жмет последнее в квалификации. Кими славится тем, что не снимает педаль с газа ни при каких условиях. Когда из-за этого у него горит мотор - это обидно, но когда это приводит к блистательным победам, то вызывает неподдельное восхищение. Вот почему у Проста никогда не было столько болельщиков, как у Сенны. Вот почему Стирлинга Мосса знают лучше, чем некоторых чемпионов. Вот почему именно Шуми и Кими разделили между собой сердца большинства фанов. Вот почему у Алонсо и близко нет такой армии болельщиков. Но, тем не менее, он лидер чемпионата. Лидер благодаря не только своей команде (Физико, к примеру, она не спасает), но и своему стратегическому просчету всех действий. Что ж, иногда должна побеждать и логика рассудка. Но только гонщики с сердцем и горячей любовью к гонкам, для которых победа - единственно приемлемый результат, остаются в памяти поколений. Герхард Бергер. Финишная прямая. #05-5Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)
Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса" Глава 5. Годы с Сенной. Часть 5.McLaren 1990, 1991, 1992... Имола, 30 апреля 1994 года, квалификация, суббота, после полудня. Я сидел в боксах в машине, пристегнутый, готовый к выезду. Передо мной был монитор, так что я смотрел на то, как Роланду Ратценбергеру делают массаж сердца. Уже по движениям санитаров я мог понять, что случилось. Я был не в себе, выбрался из машины, пошел в моторхоум, дрожь пробирала меня. Впервые я столкнулся с тем, что кто-то погиб в гоночном автомобиле. Во все мое время в Формуле 1 не случалось аварий со смертельным исходом. Я видел только две возможности: сразу ехать домой и забыть весь этот спорт, или "переключить тумблер" и что-то себе внушить. Например, если ты погибнешь, как Роланд, то сделаешь это во время того, что считаешь своим самым любимым делом в мире. Такие вещи были у меня в голове, и нужно было быстро что-то решать. Я вышел, забрался в машину и проехал быстрый круг, как будто для самозащиты. Позже телеметрия показала, что Simtek Роланда Ратценбергера врезался в ограждающую стенку на скорости 308 км/ч. После оказания первой помощи Роланда на вертолете отправили в госпиталь Маджиоре в Болонью, но шансов уже не было. Трагедия произошла в повороте "Вильнев", менее чем в 500 метрах от места моей аварии пять лет назад. Многое говорит о том, что обе аварии имеют одну причину: поломка переднего антикрыла, отсутствие прижимной силы, неуправляемый автомобиль. Где-то глубоко в сердцах мы все надеялись, что золотой век Формулы 1 вечно будет продолжаться без смертельных аварий. И вот теперь именно Роланд! Он еще до приезда в Имолу посетил меня на яхте в Монако. Мне нравились его естественный, открытый характер и тихая радость, стремившаяся изнутри. Роланд находился на лучшем пути, чтобы по-настоящему обогатить сцену Формулы 1. Имола, 1 мая 1994 года. Йозеф Леберер, как обычно, находился на стартовой решетке с Сенной, когда последний, уже в шлеме, сидел в машине. По громкой связи объявляли стартовые позиции, при слове "Сенна" раздались аплодисменты, так же, как и при слове "Шумахер", особенные же аплодисменты раздались при слове "Бергер". Йозеф мне сказал, что эти особенные аплодисменты по-настоящему развеселили Сенну, во всяком случае, Йозеф через стекло шлема мог видеть, что Сенна ухмыляется во весь рот. На шестом круге я заметил мелькнувшую тень, автомобиль встряхнуло. Однако я не мог почувствовать ничего серьезного, поехал дальше, и, прежде чем смог обдумать ситуацию, увидел красные флаги: остановка гонки. Я попросил проверить переднюю подвеску, сразу выяснилось, что повреждения тяжелые, и конструкция держится на последнем волоске. Механики начали замену деталей на стартовой решетке. Я узнал, что тот хаос, который я заметил уголком глаза в повороте "Тамбурелло", означал аварию Айртона Сенны. Машина должна была быть удалена оттуда. И деталь, разбившая мою подвеску, явно происходила из оторванного переднего антикрыла автомобиля Сенны. Насколько тяжела была авария? Никто здесь сказать не мог. Мониторы в боксах подключены к внутренней сети трассы, любой телезритель в мире в этот момент имел лучший обзор ситуации, по меньшей мере, мог констатировать, что речь не шла об инциденте, случавшемся дюжинами, а действительно о серьезном происшествии. У меня, во всяком случае, не было проблем с тем, чтобы выбросить это дело из головы, как обычный инцидент, какие случаются часто. Я концентрировался на повторном старте. Перед стартом я спросил еще раз про Сенну. Ответ был: "Да, он пришел в сознание и как раз встал". Я подумал подсознательно: "...встал и ушел... он знает, как заканчивать шоу". Потом ко мне подошел Берни и сказал "shit weekend". Я спросил, что случилось. У него с собой была рация, и он хотел вызвать профессора Уоткинса, но тот как раз был занят делом, пока рация трещала, а я постарался сконцентрироваться. Новый старт, никаких мыслей про Сенну или про что-то ужасное. Через несколько кругов я обогнал Шумахера и стал таким образом лидировать. Вдруг в "Аква Минерале" заднюю часть машины занесло, и Шумахер прошел меня без особого сопротивления с моей стороны. Я хотел сначала проверить, что там с машиной. На прямых я видел в зеркале заднего вида искры и думал: "В том, что я не видел их раньше, виноват сам - замечтался или что?" Где-то глубоко в мозгу гонщика такие отклонения понимаются: надеюсь, это не slow puncture [медленный прокол]. Я подумал, что надо сразу заменить колесо, хотя остановка и планировалась тремя-четырьмя кругами позже, и так и сделал. При выезде я почувствовал недостаточную поворачиваемость, которой раньше не было, и не был уверен, что было причиной – новые шины или дозаправка. Машина стала тяжелее, мне пришлось менять точки торможения. В быстрой шикане, где Баррикелло попал в свою безумную аварию, машину опять занесло, я вылетел на газон и все еще не был уверен – что-то случилось с машиной или я просто слишком быстро ехал в новых условиях. Что-то подсказало мне – сейчас пойдет быстрая прямая, совсем ни к чему, чтобы что-нибудь случилось с тобой там. Так что я заехал в боксы для проверки. Парни полагали, что все в порядке, но я сказал: если мне кажется, что что-то не в порядке, то все хорошо быть и не может. В этот момент подошел Жан Тодт и сказал: "Вылезай". Позднее он говорил: "Я увидел, что ты хочешь выйти из машины." И я на самом деле этого хотел. Потом я забился в боксы и вдруг почувствовал, что все так тихо, хотя снаружи гремела гонка. Каким-то необъяснимым образом я понял, что Айртон Сенна лежал при смерти... Наконец первые известия о серьезности положения просочились и в боксы. Можно было понять, что Сенна еще боролся за жизнь, но битва, собственно, была уже проиграна. В этот момент у меня было единственное чувство: я хотел увидеть его еще раз. Я не знал, что ожидал от этого, но просто непременно этого хотел. Брага и мой отец организовали вертолет компании Marlboro, который доставил нас в больницу Болоньи. То, что я снова понял в клинике - борьба врачей была безнадежной, но еще не закончилась. Я ждал какое-то время, казавшееся нам бесконечным, затем Йозефа Леберера и меня пустили к нему. Айртон был покрыт зеленой простыней, не закрывавшей часть раны на лбу. Рука и нога, которые я видел, были, по моим ощущениям, рукой и ногой мертвеца. Два или три врача принялись за работу в области повреждений на лбу, и мы опять не поняли, жив ли еще Айртон. Эта неясность меня очень сильно беспокоила в дальнейшем, поскольку обстоятельства всех этих смутных сведений были какими-то странными. Позднее развернулась дискуссия и, прежде всего из Бразилии, раздались тяжелые обвинения в том, что имели место манипуляции со временем наступления смерти, чтобы не отменять проведение гонки. А я некоторое время подозревал, что сам был использован для подтверждения более позднего момента времени. Это дело оставило для меня открытыми странные вопросы, но не настолько, чтобы позволить себе серьезно сомневаться в официальных данных. Кроме того, главный врач Сид Уоткинс был настоящим другом Айртона, он не согласился бы ни на какие манипуляции. Йозеф Леберер остался в больнице и с того времени был с Айртоном Сенной по настоятельному желанию семьи. Он сопровождал гроб к самолету, сидел в нем рядом с гробом и до погребения был с Айртоном. Это было бесконечно глубокое прощание. Моя мать часто использует речевые обороты, на которые я обращал внимание потому, что абсолютно не мог понять их смысла. Самое большее, я мог их бессмысленно повторять, как попугай, и думал, что возможно когда-нибудь я пойму, что на самом деле имелось в виду. Одним из этих выражений было: "я шокирована". Когда я проснулся на следующий после смерти Сенны день, я впервые понял, как это может быть. Это как будто быть глухим в зловещей пустоте, и если я смотрел вокруг и пытался вслушиваться, все также было пустым. Что за невероятно ужасные выходные: в пятницу Баррикелло на 240 км/ч врезается в защитные покрышки, видеозапись – настоящий кошмар. В субботу Ратценбергер, в воскресенье – авария на старте, при которой оторвавшееся колесо улетело в зрителей и тяжело ранило одного человека в голову, потом авария Сенны, да еще, когда я был в боксах, три механика пролетели мимо от удара оторвавшегося при выезде из боксов колеса, небрежно закрепленного на машине Альборето. Это скопление драм показало чудовищную негативную силу, которая вдруг высвобождается, если двигаться в неверном направлении. Хорошие времена Формулы 1 оказались будто стертыми. Размышлять – единственное, что я мог делать. Ожидал ли я при взгляде на мертвого друга получить в подсознании совет, как мне самому быть дальше? Если бы я в последующие дни решил, что это подходящий момент для ухода из спорта, то боролся бы сам с собой. И тогда эта картина облегчила бы принятие решения... лучшего, более верного... наверное, тем же способом, как если бы, когда ужасно боишься наркотиков в отношении собственного ребенка, то берешь его и отводишь в место, где есть наркозависимые больные, для того, чтобы напугать. Но из ситуации в больнице я не получил никакого указания, просто был рад, что еще раз смог увидеть Айртона. Повреждения черепа, насколько было видно, совершенно не смешивались с картиной погибшего друга, он остался навечно невредимым. Впечатления от Айртона Сенны. Я полагаю, что он был счастлив. Даже уверен. У него была такая же чудесная жизнь, как у меня, и плюс еще три чемпионских титула. Я не знаю, может быть, он хотел стать чемпионом шесть раз, чтобы обогнать Фанхио. Но это было все, чего ему могло не хватать. В нем было что-то сверхъестественное. Излучение, как будто он пришел с другой планеты, и поэтому у него больше кругозор, больше клеток мозга, больше силы, больше энергии. Если он и не имел принципиальной ауры сердечности, тем более панибратства, но в его внешности, глазах, улыбке было столько харизмы, что люди не только восторгались им, но и любили его. Он поднял планку в Формуле 1 на целую ступень выше. Он проводил техническую работу, как Лауда или Прост, на недостижимой до тех пор высоте. Для нас он являлся кем-то выше всяких подозрений, что означало в некотором роде и неуязвимым, но я не думаю, что он себя видел именно таким. Он не обладал безумной, окончательной неустрашимостью, как Жиль Вильнев. Он часто подходил ко мне с компьютерной распечаткой, на которой было видно, что я проехал такой-то поворот на полном газу, и говорил: "Ты рехнулся. Если ты там вылетишь, то...". Нет, абсолютное бесстрашие не было его сильной стороной. Он был не "диким псом", а превосходным и самым концентрированным гонщиком, с огромной перспективой, которого не с кем и сравнивать. Его смерть для Формулы 1 была настоящим падением солнца с небес. Вопрос о причине аварии по-настоящему не прояснить, по крайней мере, не с той уверенностью, которая могла бы убедить весь мир. В конце концов, не помогло и дорогостоящее судебное разбирательство в Италии тремя годами позже. Единственный аспект однозначен. Зона вылета в районе поворота "Тамбурелло" была слишком опасной и не соответствовала стандартам безопасности, которые просто требуются Формуле 1. Никогда нельзя будет исключить аварии из-за дефектов или человеческих ошибок, так что хотя бы зоны вылета должны быть соответственно приспособлены. На видеосъемке было видно, что машину подбросило на неровности (что еще ни о чем не говорит), затем она не зашла в левый поворот, а разбилась при движении по прямой. По данным телеметрии, скорость при столкновении была 264 км/ч. На мой взгляд, все указывает на поломку рулевого управления. Фото, позднее опубликованное в одном бразильском журнале, подкрепляет это мнение. Там по плечам и рукам видна типичная поза пилота, поворачивающего влево, но передние колеса остаются направленными прямо. Я полагаю, что важно знать действительную причину, но только для самой команды, для технических специалистов, которые должны извлечь отсюда урок. Делать из этого судебный спектакль с далеко идущими последствиями – противоречит самому духу Формулы 1. Все ее участники пускаются в рискованное мероприятие и одновременно делают все, что в человеческих силах, чтобы минимизировать этот риск. Если начинают искать криминал в не поддающихся учету случайностях, опасности подвергается вся Формула 1. Мертвому, конечно, все можно приписать, но я думаю, в том, как Сенна представлял себе свой спорт, не было бы места для судебных разбирательств. Похороны в Сан-Паулу не имели ничего общего с обычными похоронами, это было нечто большее, как и сам Сенна. От каждого красного ковра до каждого самолета, грохотавшего в небе, и до белого платья матери, все было "по-сенновски", как будто он дирижирует, показывая, кто что должен делать. В дни после его гибели у меня в глазах стояли слезы, а вот во время самих похорон – определенно нет. Это было больше, чем торжественный парад, как если бы народ благодарил своего короля, который привел к победе в битве. Даже его отец не плакал при погребении, это и не должно было быть печальным, а чем-то другим, чем-то более высоким и мистическим. И, тем не менее, все было настроено, стильно, и еще раза в три усиливало тот миф, который был у Сенны уже при жизни. Перед похоронами вновь разгорелись дискуссии, не было ли неправильно установлено время смерти. Дело в том, что для организатора гонок, особенно в Италии, намного проще, если смерть пострадавшего в аварии будет констатирована не на месте, а после транспортировки, например, в больнице. В противном случае трасса должна быть сразу же закрыта, а новый старт невозможен. Брат Сенны в первую очередь обвинял во всем Берни Экклстоуна. Он был убежден, что Айртон погиб на месте. Я уже упоминал выше, что данные того дня на самом деле были неясными, с другой стороны, должна была существовать целая цепочка людей, чтобы эта ложь воплотилась, а в это я действительно не верю. Я принял в этом сомнительном случае сторону Экклстоуна и считал неправильным, что его, несмотря на приезд в Бразилию, не допустили на погребение. Помимо оскорбления, это была очень печальная ситуация. Приглашенных на похороны гостей из Европы отвозили на машинах и автобусах из отеля, группа ожидающих становилась все меньше, пока в конце не остался один Берни Экклстоун с женой. Все-таки я знал, что Айртон и Берни были в хороших отношениях. Несмотря на деловые конфликты, они уважали друг друга и даже любили. Если Сенна, в конце концов, поднялся до уровня бога автоспорта, то был же и Экклстоун, который предоставил ему в распоряжение сцену соответствующих огромных размеров. И Сенна знал это очень хорошо. Я полагаю, что, если бы Сенна мог наблюдать это сверху, то, очень вероятно, пригласил бы Берни на похороны. Тем более странно было, что Прост и Стюарт, которых Сенна всегда воспринимал как своих врагов, шли в первых рядах процессии. Только Нельсон Пике остался верен самому себе и далеко от похорон. Через два дня после Имолы мне позвонили из Ferrari. Мою машину обследовали и выяснили, что сломался и потерял газ задний амортизатор. Кроме того, был сломан рычаг, и уже проявлялись симптомы косвенного ущерба. То, что я из-за нехорошего чувства прекратил гонку, я связываю с Сенной потому, что обычно игнорирую подобные ситуации и просто пробую, не получится ли все-таки продолжать. Это было впервые, чтобы я из-за раннего неопределенного ощущения поехал в боксы. Я не суеверен, но думаю, тем не менее, это было нечто, связанное с телепатией и с Сенной. Я целыми днями пребывал в размышлениях. Скорбь по Сенне смешивалась с полной неуверенностью касательно моего будущего. Возможно, я просто боялся. Как гонщику, мне трудно говорить про страх, поскольку тогда ты в ту же секунду должен завязать с гонками. Как бы то ни было, я думал о вещах, которые меня раньше не занимали, например, о том, что в последнее время из моих тяжелых аварий и почти катастроф можно было выстроить настоящую серию. 1993 год: столкновения с Андретти (Интерлагос), Хиллом (Монако), Брандлом (Будапешт), Бланделлом (Спа), все достаточно безобидно, но затем тяжелая авария на тестах в Имоле, потом – невероятное недоразумение с Алези на последнем круге в Монце на скорости 330 км/ч. Ну теперь с меня хватит, думал я тогда, поскольку когда-нибудь твое счастье пройдет мимо. Однако я опять сел в машину, и одной гонкой позже, в Эшториле, выезжаю из боксов, а тачка сворачивает в сторону, потому что был неправильно запрограммирован компьютер, и я проезжаю между двумя машинами, шедшими на скорости 310. В обычной ситуации понадобился бы компьютер НАСА, чтобы просчитать, как ты там пройдешь, а я опять сижу дома, и со мной ничего не случилось, так что потом опять начинаешь размышлять. Ведь статистически есть известное число удач и неудач. И если первая часть удается так хорошо, как мне, то когда-нибудь автоматически начинается второй статистический ряд, то есть неудачи. А теперь вот Имола снова с двойной порцией везения. Подвеска после удара о крыло Сенны держалась только на маленькой детали, а я ехал между тем 260, 270 км/ч, и, если бы не появился красный флаг, то что-то случилось бы как раз на месте аварии Сенны, поскольку там нагрузки на материал максимальны. С другой стороны, у меня была огромная проблема с размышлениями о немедленном уходе из спорта. У меня не хватало фантазии представить что-то, что в состоянии было бы заменить гонки и заполнить мою жизнь. Поэтому я не хотел решать опрометчиво, а как можно дольше вслушиваться в себя. Во мне не было ненависти к Формуле 1, скорее онемение и пустота. Невероятная пустота. Я положился на волю волн. Куда они меня вынесут? Тогда, в мае 1994, я думал, я узнаю это, когда такая ситуация возникнет. Через двенадцать дней после смерти Роланда Ратценбергера и через одиннадцать – после смерти Айртона Сенны, в тяжелую аварию попал Карл Вендлингер. Это было в четверг, на тренировке в Монако, на 22-м круге, портовая шикана. Выход из туннеля, через неровности, телеметрия Sauber показала 262 км/ч в точке торможения. Перед этим он очень легко коснулся отбойника справа, во всяком случае, машину подняло всеми колесами в воздух, и можно себе представить, как быстро они вращаются при 260 км/ч. Одно колесо коснулось земли раньше остальных, и вот машину разворачивает вправо. Sauber влетел со скоростью около 150 км/ч боком в угол, образованный отбойниками и амортизированный тремя рядами пластиковых емкостей. Карл был извлечен из останков машины и доставлен в клинику. Он находился в коме, состояние было тяжелым, и он оставался в нем очень, очень долго. Я хорошо относился к Вендлингеру. Он родом из одной старинной гоночной семьи из Куфштайна, там все, вплоть до прадеда, уже участвовали в гонках. Когда я начинал гоняться, его отец был еще активным гонщиком, и мы часто встречались в Куфштайне, чтобы ехать на гонки. Парень, если не было занятий в школе, был, конечно, здесь же и предпочитал быть в моей машине, а не с отцом. Потом он логичным образом тоже начал заниматься гонками, и я помогал ему. Все шло хорошо, начиная с картинга, продолжая в Формуле Ford, пока он вместе с Шумахером и Френтценом не попал в юниорскую команду Mercedes и не получил так контакт с Sauber. Мы двое были как день и ночь. Он спокоен, сдержан, славный парень. Как гонщик он не был быстро стартовавшим, ему требовалось время, но потом мог невероятно пробиться вверх, у него был спокойный, чистый стиль вождения. Поскольку мы одного роста – 185 см – то имели одинаковые мучения с позицией в машине Формулы 1. В этих кошмарных условиях прошла гонка в Монако, победил Шумахер, Бергер третий, да это было совершенно не важно. Мы переживали агонию Формулы 1. Продолжение следует Микеле АльборетоПеревод: Максим Куваев
Набор: Евгений Жмарин Альборето не выигрывал с 85-го, но теперь время пришло. ***С самого начала Энцо Феррари углядел что-то особенное в Микеле Альборето. Он проявлял живой интерес к молодому уроженцу Милана еще в его первые годы в Формуле-3, пристально следил за ним во время первых "ученических" сезонов в Формуле-1 с Tyrrell'ом и публично заявил, что как только Альборето выполнит свои контрактные обязательства перед Тирреллом он будет очень рад предоставить ему один из своих автомобилей. В то время никто не поверил Феррари. На гоночной сцене были и другие итальянцы - Патрезе, Джакомелли и прочие, но все они были отвергнуты. Последним итальянцем, который по полной программе выступал за команду Коммендаторе, был Лоренцо Бандини, погибший в Монако в 1967 году. После этого Феррари подвергся обычному обстрелу со стороны газет, Ватикана et al. Еще раз, говорили они, этот бессердечный старик дал в руки одному из сынов Италии орудие самоубийства. Так что Феррари принял решение, которое он никогда не произносил вслух: больше итальянцев в моей команде не будет. Ради Альборето он нарушил собственное правило. Микеле удивительно симпатичный человек, но одно только это не отворило бы ворота фабрики в Маранелло ни перед ним, ни перед кем бы то ни было еще. Нет, Феррари увидел в нем скрытый потенциал, признал его лучшим итальянским гонщиком в целом поколении. Более того, перед собой он видел юного сангвиника, способного справиться с давлением, которое ложится на пилота выступающего за команду родной страны. Альборето подписал с ним контракт в 1984 году и с тех пор пилотирует красные машины. Он говорит об этом с неожиданной ноткой отчужденности в голосе. "Если честно, то я пришел в Ferrari потому, что это было лучшее из сделанных мне в то время предложений. Когда я был мальчишкой, моими героями были Ронни Петерсон и Джекки Стюарт. Я тогда не был фанатом Ferrari." Альборето не повезло, что он присоединился к команде накануне длительного периода упадка. В 1984 он выиграл Гран При Бельгии, всего лишь третью свою гонку за Ferrari, но оставшаяся часть сезона была неудачной, машина была медленной и ненадежной. Пара побед, плюс еще несколько хороших результатов позволили ему, и только ему, оказывать сопротивление Просту в 1985 в борьбе за титул. Однако к концу года машина раз за разом подводила его. С тех пор он не выигрывал. Удача, вновь пришедшая к Ferrari в 1987, вся досталась на долю Герхарда Бергера, его молодого, да раннего партнера по команде. Альборето осведомлен о проблеме, но он рассматривает ее под слегка иным углом: "Прост - это пилот, которым я восхищаюсь. Без сомнения он - лучший. Он невероятно быстр и очень умен. Все верно, я быстр и глупым я себя тоже не считаю. Но главное в Алене то, что он РАССЛАБЛЕН и это сделало его еще более опасным соперником, чем он когда-то был. Он стал таким после выигрыша чемпионата. До этого, когда он только боролся за титул, он был нервным, как я сейчас..." Он может считать себя нервным, и может быть внутри он такой и есть, но уж точно на его пилотировании это никак не сказывается. Стиль вождения Альборето - один из самых гладких в Ф1, а его смены передач быстры и точны. В борьбе он решителен, даже безжалостен. И все же он подчеркивает, что главное для него - порядочность. "Знаете, это ведь кажется спорт, а не война," - говорит Микеле, "и поэтому я не одобряю кое-что из того, что делает Сенна. Он так и не повзрослел, мотается на прямой, когда вы пробуете его обогнать. Это попытка устрашения..." Так что "кодекс" для Альборето не просто слово. И поэтому имя Сенны непременно вызывает его на серьезный разговор, нелицеприятные замечания. По жизни же он очень веселый человек и замечательный рассказчик с тонким чувством юмора. И очень уважительный. Микеле не забывает о своих долгах. "Кен Тиррелл дал старт моей карьере в Ф1 и то, что я сегодня здесь - его заслуга. На первом моем Гран При я был как слепой щенок и он так помог мне, столькому научил. Я этого никогда не забуду. Ездить за Tyrrell очень приятно..." За Tyrrell Альборето выиграл две гонки и отправился прямиком в Ferrari. В Италии существует традиция, что когда Ferrari побеждает - это автомобиль, а когда проигрывает - это гонщик. В эру Альборето команда часто проигрывала и давление на него оказывается колоссальное. Однако он с готовностью принимает его на себя. Теперь машина снова в хорошей форме, а Бергер будет его здорово пришпоривать. Этот сезон может стать великим для Альборето и номера 27.
BBC Radio Times Grand Prix 1988 ПартнерыОбзор событий мирового автоспортаНаша рассылка предназначена абсолютно для всех поклонников автоспорта и его ценителей. Только у нас кроме Формулы-1 вы найдете обзоры очередных этапов заокеанских серий CART, IRL, а также чемпионата мира по ралли, снабженные подробными комментариями. В исторической части проводятся интересные параллели прошлого Формулы-1 и ее настоящего. И, конечно же, всегда найдется место и для вашего творчества. [Подписаться на рассылку] [Архив рассылки] Клуб поклонников Формулы-1Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения. [Подписаться на дискуссионный лист] Выходные данныеРедакция
Редакционная политика- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи. - Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции. - Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные. - Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения. - Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна. Технические вопросы- Полный тираж издания: 14351 экз. - Для вступления в "Фан-Клуб" присылайте информацию о себе по образцу формы и свой контактный E-Mail. - При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom). Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
© "Ф1-МОМК"
|
В избранное | ||