[свободная трибуна] Должников разбудили рекламой

Должников разбудили рекламой
Микрофинансовые организации творчески обошли закон о коллекторах.
Микрофинансовые организации (МФО) придумали, как обойти одно из главных
требований антиколлекторского закона - не беспокоить должника в ночное
время. Они
сообщают клиентам о новых продуктах и услугах, дополняя сообщения
информацией о необходимости погасить задолженность.
Формально ночное общение с должниками под видом рекламных предложений
законом не ограничено, но ЦБ уже привлек к ответственности за такую
деятельность
крупнейшую МФО <Домашние деньги>.
На днях Арбитражный суд города Москвы зарегистрировал заявление крупнейшей
МФО <Домашние деньги> с требованием признать незаконным решение ЦБ о
привлечении
к ответственности. <Данным заявлением оспаривается постановление отделения
по Пензенской области Волго-Вятского ГУ ЦБ от 26 декабря 2016 года, которым
обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. за
направление заемщику сообщений за пределами установленного для
взаимодействия времени>, -
сообщили в пресс-службе <Домашних денег>. Однако в компании своей вины не
признают, отмечая, что действовали в рамках закона, так как <взаимодействие
осуществлялось
не с целью взыскания задолженности, а с целью предложения новых продуктов>.
Связь с заемщиком в ночное время в компании объясняют <техническими
особенностями
отправки MMS-сообщений>.
В ЦБ сообщили, что такие нарушения носят массовый характер.
блочная цитата
В Банк России поступают жалобы от граждан на совершение МФО действий,
направленных на возврат задолженности по договорам микрозайма, куда в том
числе входят
жалобы на звонки в неурочное время. В 2016 году в Банк России поступило
более 5 тыс. подобных жалоб, а в январе-феврале 2017 года - около 800.
Пресс-служба ЦБ
конец блочной цитаты
<В случае выявления в действиях МФО признаков нарушения положений
антиколлекторского закона документы направляются в Федеральную службу
судебных приставов>.
С 1 января 2017 года МФО не вправе взаимодействовать с заемщиком с целью
взыскания просроченной задолженности с 22 до 8 утра по будням и с 20 до 9
утра
в выходные и праздничные дни. За нарушение данного порядка - штраф до 200
тыс. руб. <При этом федеральными законами о рекламе и о связи не установлено
каких-либо временных ограничений для рекламных SMS-рассылок>, - отмечает
управляющий директор сервиса онлайн-кредитования <Е заем> Лига Трупа.
О новом способе взаимодействия с заемщиками - требование погашения долга под
видом рекламы новых продуктов - на рынке знают.
блочная цитата
Отдельные МФО, пытаясь обойти введение законом ограничения под любым
предлогом, включая предложение новых услуг, общаются с должниками во
внеурочное время
с одной целью - добиться возврата просроченной задолженности. И эта
тенденция набирает обороты.
Александр Арифов
Независимый член совета СРО "Мир"
конец блочной цитаты
При этом сам клиент, как правило, при получении займа дает МФО согласие и на
получение рекламных рассылок, указывает юрист союза по защите прав
потребителей
финансовых услуг <Финпотребсоюз> Алексей Драч. <Пока есть согласие клиента
на такое информирование, МФО формально закон не нарушает>, - уточняет он. А
основания
для жалоб в ЦБ есть.
блочная цитата
Если в сообщениях или звонках о новой услуге одновременно упоминается
возврат старого долга, то клиент может посчитать взаимодействие направленным
на взыскание
задолженности и подать жалобу в ЦБ.
Алексей Драч
Юрист союза по защите прав потребителей финансовых услуг
конец блочной цитаты
Впрочем, в отдельных случаях ночная реклама может быть не по вине МФО.
<Обычно МФО делают SMS-рассылки через специальный сервис у операторов связи,
- рассказывает
гендиректор сервиса онлайн-займов "Робот Займер" Сергей Седов.- Программа
формирует SMS для конкретного абонента с учетом часового пояса его
проживания,
клиент получает уведомления только в определенное время>. <Задержки в
доставке SMS иногда случаются и зависят от текущей нагрузки сотовых сетей и
SMS-шлюза
SMS-провайдера>, - сообщила Лига Трупа. <Но это единичные случаи>, -
отмечает Александр Арифов. <По решению суда мы можем сообщить время отправки
и доставки
сообщений>, - заявили в пресс-службе МТС.
Суд без труда установит суть ночного взаимодействия МФО с клиентом, и можно
будет однозначно утверждать, было ли сообщение рекламным или содержало
информацию
о взыскании задолженности, уверен управляющий партнер АБ <Дмитрий Матвеев и
партнеры> Дмитрий Матвеев. Впрочем, судя по подходу ЦБ, такая практика
просуществует
недолго, уверены эксперты. <Крупные игроки не будут увлекаться подобным -
велики репутационные риски>, - считает гендиректор МФО <Быстроденьги> Юрий
Провкин.
Вероника Горячева
Источник:
https://news.mail.ru/economics/29330723/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников