Стали известны все причины падения разбившегося в Сочи Ту-154
Специалисты, участвующие в расследовании катастрофы летевшего в Сирию
военного лайнера Ту-154 25 декабря 2016 года в Сочи, пришли к выводу, что
самолет
был перегружен: вместо нормативных 98 тонн взлетный вес составлял более 110
тонн. При этом экипаж о перегрузке осведомлен не был и взлетал, исходя из
нормального
взлетного веса пилотируемой машины.
Как выяснила <<Газета.Ru>>, для расчета массы разбившегося воздушного судна
были применены специальные методики, в том числе с использованием данных
параметрического
самописца, поднятого со дна Черного моря.
В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного
аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес
самолета
вместе с заправленными в него 24 тоннами топлива составил 99,6 тонн. Это
превышало нормативы, но отклонение в 1,6 т было несущественным. При таком
весе
самолет обычно взлетает без особых проблем.
В Адлере из Ту-154Б-2 никто не выходил за исключением командира и второго
пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был
дозаправлен
по максимуму. В его баках было 35,6 тонн топлива.
По оценкам специалистов, в результате взлетный вес лайнера вместо
нормативных 98 тонн составил около 110 тонн.
Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе
(в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо,
затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако
проблемы начались еще во время подъема.
Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й
секунде после начала разбега, на скорости 320 км/ч, угол тангажа при этом
составил
от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с
трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 м/сек вместо
обычных
12-215 м/сек.
Через 2 секунды после взлета командир экипажа потащил на себя штурвал,
задрав нос самолета так, что тангаж составил уже 10-212 градусов. Для
управляющего
перегруженным самолетом это были очень необдуманные действия. Уборку
закрылков экипаж начал на высоте 150 метров и на скорости 345 км/час. С
учетом значительного
превышения нормативного взлетного веса Ту-154 эти действия следовало
производить на более высокой скорости.
Скорость сваливания самолета (малая скорость полета, когда угол атаки
достигает критического значения, и самолет становится неуправляемым) растет
с массой,
а также зависит от положения закрылков (чем больше они выпущены, тем она
меньше). Кроме того, при определенном весе скорость может оказаться такой,
что до уборки
закрылков она будет больше скорости сваливания, а после -- меньше.
На записях речевого самописца слышно, как второй пилот попросил у командира
разрешения на уборку механизации, но последний ничего не ответил. Второй
пилот,
по всей видимости, расценил его молчание как знак согласия. Подъемная сила с
момента начала уборки механизации естественным образом начала резко падать.
Самолет успел выйти на высоту 200 м, когда командир вновь сделал неожиданное
движение -- отдал штурвальную колонку от себя, и затем вдруг снова взял ее
на себя,
потеряв в маневре и без того небольшую высоту.
Еще не полностью убрались закрылки, как в кабине Ту-154 сработала система,
сигнализирующая об опасном сближении с землей. Угол наклона закрылков
составлял
5-27 градусов, когда командир сделал движение штурвалом и педалями руля
направления влево. В плановом режиме он должен был сделать наоборот. Самолет
свалился
в крен 30 градусов.
В этот момент звучит сигнал опасного крена, на который уже никто не обращает
внимания. <<Мы падаем!>>, -- кричит правый летчик.
Командир делает движение штурвалом и педалями в обратную сторону и берет
штурвальную колонку на себя. В этот момент угол атаки составил 10 градусов.
При этом
продолжался разгон самолета до 500 км/час. Скорость возрастала, крен
увеличивался, а подъемная сила падала. Никакого запаса по высоте у Ту-154
практически
не было.
Еще через несколько секунд, уже с креном в 50 градусов и на скорости 540
км/час, самолет левым крылом коснулся воды. В таких условиях столкновение с
водной
поверхностью равносильно столкновению со скалой. Самолет разрушился, его
обломки разбросало на большой площади.
В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды.
До момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на
аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего
воздуха --
5 градусов выше нуля, влажность -- 76%, давление -- 763 мм рт. ст., боковой
ветер -- 5 м/сек. Опасных метеоявлений не наблюдалось.
Выяснилось также, что погибший экипаж вместе с опытным командиром Романом
Волковым выполнял взлет на разбившейся машине с той же взлетно-посадочной
полосы
в Адлере всего за два месяца до катастрофы -- 1 октября 2016 года.
Тогда отрыв от ВПП был произведен на скорости 310 км/час. Со
скороподъемностью 12-215 м/сек экипаж приступил к набору высоты. На высоте
450 м был осуществлен
доворот вправо с правым креном 20 градусов, потом самолет осуществил доворот
влево, и уже затем, на высоте 450 м, в течение 13-214 секунд были убраны
закрылки,
до этого стоявшие во взлетном положении -- 28 градусов.
Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего
следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154
не знал
ни характера, ни точного веса груза на борту, а следовательно -- и о
перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива.
Вероятно,
его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили
в самолет в Чкаловском.
Возможно, в самолет поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но
значительное по своему удельному весу.
Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более
чем на 10 тонн, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом, что
самолет
перегружен.
Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что
с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы
сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере.
Однако не хватило высоты.
Не лучшую роль сыграло темное время суток: визуального представления о том,
что до водной поверхности осталось совсем немного, у экипажа не было.
На самолете Ту-154, разбившемся рано утром 25 декабря, летели артисты
Ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать
новогодний концерт
на российской базе Хмеймим в Сирии. Их сопровождали съемочные группы Первого
канала, НТВ и <<Звезды>>. Всего погибли 92 человека -- 84 пассажира и 8
членов
экипажа.
Источник:
https://news.mail.ru/incident/29562968/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников