[свободная трибуна] Одаренный ребенок. Как разглядеть талант, развить его и не п
Одаренный ребенок. Как разглядеть талант, развить его и не перегрузить?
Талантливые дети есть везде, по всей стране. И в райцентрах, и в деревнях.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Холмогоры,
это недалеко от Архангельска, где проходил арктический форум. Ломоносов -
гений. Он все равно бы пробился, независимо ни от чего. Но гениев единицы. А
если просто очень способный, талантливый ребенок. Он сегодня из Холмогор
попадет в науку, в культуру, в инженерное дело?
Нужно создавать центры работы с одаренными детьми по всей стране. Наверное,
во всех регионах сразу не получится, и дело даже не в финансах, боюсь, не
хватит
педагогов для такой сложной работы, педагогов тоже надо готовить. Но начать
хотя бы с федеральных округов, с крупных городов.
Такой план обсуждался еще в 2010 году. И даже были приняты соответствующие
решения. Но тогда Министерство образования другие задачи считало важными.
Сейчас
в Министерстве образования новое руководство. Может быть, вернуться к этой
теме, оттолкнуться от успеха образовательного центра <Сириус>, используя
этот
опыт, двинуться в регионы, вглубь России, где энергичные новые губернаторы
создадут такие центры у себя в регионах?
Интерес к одаренным детям в стране проснулся после телевизионного шоу <Лучше
всех>. Зрители не только удивлялись маленьким гениям, но и пытались в своих
детях рассмотреть таланты. Еще в прошлом трехлетний Миша Осипов году
вдохновил многих на занятия шахматами.
<Да, к нам звонило как минимум человек 10. Только на этой неделе все хотят
записаться в школу научиться играть в шахматы. Можете посмотреть на самом
деле,
что у нас дети занимаются с двух половиной лет>, - рассказывает тренер
<Русской шахматной школы> Анастасия Ирушканова.
Новая звезда - это Савва Тихненко. Трехлетний малыш уже возводит числа в
квадрат. Родители Саввы тоже удивлены. Они далеки от математики и сами не
понимают,
откуда у сына такие способности.
<Я по языкам специалист. Жена - композитор. То есть мы больше такого
гуманитарного склада. И вначале хотелось видеть больше своего>, -
рассказывает папа
Саввы Тихненко Григорий Тихненко.
Папа учил Савву иностранным языкам, мама играла по вечерам домашние концерты
и думала, что сейчас он запоет. Но Савва проявил интерес совсем к другому
предмету.
<Когда раскачивался на качелях, мы с ним считали. И ему это очень
понравилось>, - вспоминает Анна Стрельникова, мама Саввы Тихненко.
<Это произошло спонтанно, мы переглянулись. То есть мы с ним вместе не учили
эти квадраты, он просто на них смотрел и запомнил>, - рассказывает Григорий
Тихненко.
Кира Золотовская такой же вундеркиндом, как Савва. Она профессионально
занимается музыкой с четырех лет, то есть ровно половину своей жизни.
Занимается
с Кирой не кто-нибудь, а профессор местной консерватории.
<Кирочка начала заниматься рано музыкой. Но когда ей сказали, что она
способная, мама приняла очень серьезное решение, наверное, ну, не каждый
родитель
на это решится. Они продали квартиру в другом городе, переехали сюда>, -
рассказывает преподаватель музыкальной школы для детей и подростков при
Ростовской
государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Елена Левина.
Одаренность, амбиции и железная воля мамы, которая верит в успех своей
дочери, - кажется, есть все для того, чтобы со временем оказаться на большой
сцене,
или как минимум в коридорах Гнесинской академии. Но проректор прославленного
музыкального вуза считает, что рецепт успеха не таков, как кажется.
<Одаренные дети - это не есть одаренные взрослые в будущем. У нас есть такая
как бы иллюзия, что стоит человеку проявиться в 8 лет, он уже маленький
Моцарт.
Он может очень высоко скакнуть в детстве и остановиться>, - отмечает
проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор психологических
наук Дина
Кирнарская.
Профессор Дина Кирнарская изучала одаренных детей и написала о них книгу.
Она уверена, что некоторые дети просто раскрываются раньше других и к
подростковому
возрасту выравниваются со сверстниками. В этом не было бы ничего плохого,
если бы не разочарование родителей.
<В 16 лет это уже никого не изумляет, а он психологически не готов быть
таким, как все. Он даже не готов быть не звездой. То есть наука знает такие
ситуации,
когда вундеркинд, перестав быть вундеркиндом, разочаровавшись, впадал в
такую депрессию, что просто буквально вся его жизнь летела под откос>, -
рассказывает
Дина Кирнарская.
Профессор Кирнарская советует заранее приучать ребенка не слишком серьезно
воспринимать свою одаренность. С одной стороны, вундеркинды могут стать
обычными
детьми, а с другой, есть способность обычных детей проявлять невероятные
таланты в старшем возрасте. И беда, когда учителя и родители ставят крест на
ребенке
как на неудачнике. Эта ошибка довольно часто встречается при воспитании
маленьких футболистов.
<Первая проблема детского футбола в России - все гонятся за результатом, все
хотят кубки, медали и мы получаем, что в 10-12 лет куча медалей, куча
грамот,
куча побед, кубков, а в 18-19 лет нет футболиста, потому что он не
развивался, как надо. У ребенка ответственность, боязнь ошибиться, потому
что тренер
требует результата. Родители хотят результата>, - рассказывает Максим Бакир.
В Древней Греции считалось, что главное - влюбить ребенка в свое дело. Иначе
невозможно вырастить ни спортсмена, ни музыканта, ни художника.
В художественную студию при Пушкинском музее принимают детей с четырех лет.
На этот раз задание - нарисовать древнегреческий барельеф по памяти.
Кажется,
слишком сложное для таких малышей, но оказалось, что дети воспринимают
Деметру и Персефону не хуже, чем Микки Мауса.
<Надо учить на высоких образцах, и они вполне доступны, кстати, и античная
живопись, вазопись, вполне детям понятна, доступна. Такой условный язык>, -
поясняет ведущий методист ГМИИ им. Пушкина Наталья Золотова.
Маленькие дети по памяти рисовали портрет Рафаэля, копировали произведения
Пиросмани. И в этом случае не всегда понятно, где оригинал.
<Пока маленькие дети находятся в таком наивном периоде, они прекрасно
владеют формой, прекрасно владеют пятном на своем уровне, но то к чему
стремился
всю жизнь тот же самый Матис>, - отмечает Наталья Золотова.
Матисс учился у детей непосредственности восприятия и природной гармонии.
Они умеют то, что никогда не сможет постигнуть даже великий мастер. И в этом
смысле каждый ребенок одаренный. Надо только разглядеть его талант.
Екатерина Кибальчич
Источник:
http://www.1tv.ru/news/2017-04-02/322739-odarennyy_rebenok_kak_razglyadet_talant_razvit_ego_i_ne_peregruzit
С уважением, Эдуард Фурников