[свободная трибуна] Государева доля
Государева доля
В России сложился государственно-монополистический капитализм, следует из
доклада ФАС о состоянии конкуренции (<Ведомости> ознакомились с документом).
В четверг его рассмотрит правительство. Доклад - это не программа действий,
а констатация тенденции последних двух-трех лет, пояснил в среду
руководитель
ФАС Игорь Артемьев: в нем будет много неприятного для правительства.
Государство стремительно наращивает присутствие в экономике. Вклад его и
госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г., пишет ФАС.
Количество
государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года утроилось,
ссылается служба на данные ЕГРЮЛ: они по-прежнему создаются на рынках с
развитой
конкуренцией, где использование административного ресурса и бюджетного
финансирования - серьезная угроза.
При этом резко выросло число региональных и муниципальных унитарных
предприятий - они главные враги конкуренции на локальных рынках.
Со своей собственностью государство расстается неохотно. В 2012 г. был
расширен перечень крупнейших компаний, подлежащих приватизации, государство
собиралось
существенно сократить свою долю в них, а то и вовсе выйти из капитала. Но
планы изменились, пишет ФАС: теперь государство не собирается расставаться с
корпоративным
контролем и хочет сохранить возможность влиять на управление.
Расширение доли государства в экономике усиливает монополистические
тенденции и в пока еще <не контролируемом государством экономическом
пространстве>,
сетует ФАС.
К бизнесу власть относится <как к кошельку>, ответила почти половина
компаний, опрошенных РСПП (48% против 42% в 2014 г.). Все меньше
предпринимателей
считают, что власть воспринимает их как младшего или равного партнера. 15,8%
компаний убеждены, что власть относится к бизнесу как к питательной среде
для коррупции. И лишь 2% респондентов полагают, что <власть относится к
бизнесу как к конкуренту>.
Именно чиновников предприниматели считают главными врагами конкуренции.
Действия властей - главная причина сокращения числа конкурентов, ссылается
ФАС
на доклад Аналитического центра при правительстве, на втором месте изменения
правовой базы (58 и 53% респондентов соответственно).
Примером такого удара по конкуренции ФАС называет ответные продуктовые
санкции. Эмбарго привело к росту цен на продовольствие, констатирует ФАС.
Хотя оно
и создало возможности для расширения отечественного производства, но
импортозамещение осуществляется точечно, преимущественно в производстве мяса
и молочной
продукции.
Польза от политики ускоренного импортозамещения только кажущаяся, говорится
в докладе: она <может нести скрытые угрозы для экономики> - привести к
ограничению
конкуренции и снижению эффективности товарных рынков. Отрицательно влияют
или могут повлиять на конкуренцию большинство мероприятий политики
импортозамещения,
признает ФАС: ограничение доступа импорта, дополнительные административные
барьеры, перечни иностранной продукции (например, машиностроения), которую
запрещено
закупать без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению.
Ограничивается конкуренция при госзакупках - например, заказчик ссылается на
необходимость поддержать предприятие, которое занимается, а то и только
планирует
заняться импортозамещением. Все это приводит к росту цен без улучшения
качества продукции.
Политика импортозамещения должна быть ограничена лишь несколькими сферами,
считает ФАС, таких как оборона, обеспечение фармацевтической и продуктовой
безопасности.
А основной формой проектов импортозамещения должна быть модернизация
производства или создание предприятий с нуля.
Для борьбы с монополиями и чиновниками ФАС предлагает национальный план
развития конкуренции, который готовится по поручению президента, рассказал
Артемьев.
Документ ФАС постарается сделать предельно конкретным, с цифровыми
показателями, в случае невыполнения которых губернаторов и министров
предложено отстранять
от должностей, уточнил Артемьев.
На основе доклада невозможно оценить эффективность антимонопольной политики,
отмечает эксперт <Деловой России> Алексей Ульянов: нет анализа влияния
действий
ФАС и принимаемых службой решений по конкретным делам на конкуренцию.
Роль государственных и квазигосударственных институтов - госкомпаний,
госкорпораций, институтов развития - увеличивается, согласна главный
экономист Альфа-банка
Наталия Орлова.
Частный бизнес существует в режиме экономии, а государственный сектор
чувствует себя более свободно.
Госбанки проводят менее жесткую кредитную политику, чем частные,
перераспределяя деньги в пользу менее эффективных компаний, а госкомпании не
нацелены
на рентабельность, продолжает Орлова. Создается впечатление, что государство
устраивает сложившаяся ситуация, поэтому первым шагом должно стать признание
проблемы, говорит Орлова.
Дело не в частной или государственной собственности, ФАС несколько упрощает
проблему, говорит директор Института анализа предприятий и рынков Андрей
Яковлев.
Есть и вполне эффективные госкорпорации, например в Норвегии, Чили,
Малайзии.
Вопрос в качестве государства - может ли оно эффективно распоряжаться своей
собственностью и регулировать частные рынки, может ли отделить
добросовестных
чиновников от коррумпированных.
Без решения проблемы конфликта интересов приватизация и сокращение
присутствия государства не помогут, считает он.
https://news.mail.ru/economics/27275436/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников