Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Выборы в Греции: почему не стоит бояться победы левых

[свободная трибуна] Выборы в Греции: почему не стоит бояться победы левых
приветствует Вас!
Выборы в Греции: почему не стоит бояться победы левых

Приемлемым и для Афин, и для Брюсселя компромиссом может стать рассрочка
выплат по греческим долгам.

На выборах 25 января левая (по мнению некоторых -- ультралевая) партия
СИРИЗА получила около 36% голосов и, с учетом особенностей греческого
избирательного
законодательства (дополнительный бонус партии, набравшей даже относительное
большинство в виде 50 (16,6% голосов) мест в 300-местном парламенте), может
набрать достаточно мандатов для того, чтобы править самостоятельно. СИРИЗА
шла на выборы под лозунгом отказа от программы жесткой экономии, расширения
социальных льгот и (хотя это не было частью платформы) возможного выхода из
еврозоны.

Ближайшие дни и недели европейские биржи будет трясти, Афины и Берлин с
Брюсселем будут обмениваться угрозами и предложениями. Но, на наш взгляд,
вероятность
выпадения Греции из еврозоны сейчас меньше, чем в 2011-2012 годах, когда
лидер СИРИЗА Алексис Ципрас был еще моложе и радикальнее.

Во-первых, экономическое положение Греции сейчас более стабильно. Да,
экономика рухнула почти на четверть, а заработные платы и пенсии сжались не
менее
масштабно, но в прошлом году греческая экономика показала первый рост после
шести лет жесткой депрессии, а бюджет находится в лучшем положении за
десятилетия --
уходящее правительство Антониса Самараса сделало основную грязную работу.

Поэтому у нового кабинета будет некоторый ресурс для ослабления <<бюджетной
удавки>>, а ЕС сможет закрыть глаза на отклонения от курса.

Во-вторых, рост отношения долга к ВВП (175% -- даже выше, чем на пике
кризиса в конце 2011 года) не отражает резкого улучшения его структуры и
расходов на обслуживание.
Государственный долг (в основном перед частными кредиторами) был
реструктурирован в 2012 году и замещен обязательствами перед МВФ, странами
ЕС и структурами
Евросоюза (ESFS), которые помогали слабым странам европейской периферии.
Всего европейские структуры владеют примерно 2/3 из E=317 млрд долговых
обязательств.
Срок погашения двухсторонних займов (предоставленных с 2010-го по 2012 годы)
был продлен до 2041 года, а ставка в несколько приемов снижена с
трехмесячной
EURIBOR (в пятницу -- 0,05% годовых) + 300-400 б.п. (3-4 процентных пункта)
годовых до EURIBOR + 50 б.п.. В 2012 году ставка EURIBOR составляла около
1,5%
годовых, а в результате решений ЕЦБ о количественном смягчении ставка будет
около нуля еще несколько лет. Условия финансирования по EFSF еще более
<<шоколадные>> --
чуть выше, чем стоимость заимствований самой организации, имеющей рейтинг
AAA от Moody`s и Fitch и AA+ от S&P. Срок погашения этих займов составляет
около 30
лет, а в 2012 году на 10 лет Грецию освободили от процентных платежей, так
что ближайшие 7,5 лет этот долг не будет требовать большого внимания от
властей.

В результате, средний срок погашения греческих долговых обязательств
составляет 16,5 лет -- почти вдвое больше, чем у Германии или Италии.

Кроме того, Греция получает назад процентные платежи ЕЦБ и национальным
банкам других европейских стран, что (по данным брюссельского аналитического
центра
Bruegel) в 2014 году снизило реальные расходы на обслуживание долга до 2,6%
ВВП. В результате при более высоком объеме номинального долга длинные сроки
погашения и низкие ставки делают нагрузку и влияние на экономику меньшим,
чем в Португалии или Италии.

В ближайшие несколько лет Греция не будет испытывать потребности в
краткосрочных заимствованиях -- ставки по новому долгу низки, а график
погашения комфортный.
Более того, хотя <<новый>> долг, выданный в процессе <<спасения>> Греции,
защищен от списаний, некоторая растяжка выплат по нему может стать
приемлемым и для
Афин, и для ЕС компромиссом. Списание трети долга, к чему призывает Ципрас,
стало бы проблемой для ЕС, но гарантировать растяжку погашения до
<<морковкина
заговенья>> и продлить процентные каникулы Брюссель может. Такой шаг
нормален для межгосударственных долгов и позволит всем сторонам гордиться
компромиссом.

В-третьих, история знает немало прецедентов, когда радикальные борцы с
капитализмом и внешними и отечественными мироедами оказывались вполне
адекватными
руководителями своих стран. Бразильский Луис Инасиу Лула да Силва или же
Андреас Папандреу, пришедший к власти 34 года назад, шли на выборы, пугая
зарубежные
правительства и инвесторов, -- и оказались довольно консервативными и
разумными реформаторами. Одно дело -- критиковать правительство с
оппозиционных скамей
парламента, а другое дело -- самим отвечать за возможный банковский кризис
или же безработицу. При этом у европейских структур и бизнеса есть масса
кнутов
и пряников для <<рихтовки>> политиков в нужную сторону или же смещения
слишком упрямых.

Поэтому высока вероятность, что левая риторика так и останется риторикой, а
курс на финансовую стабилизацию и верность единству еврозоны будет, с
минимальной
адаптацией, продолжен.

Скорее всего, ближайшие месяцы нас ждут сложные открытые столкновения и
закулисные интриги, риторика будет агрессивной, а торг жестким. Но в итоге
драхмы
останутся в музеях и коллекциях бонистов, новый премьер займет свое место в
европейской иерархии, а для курса евро куда более болезненным будет разнобой
между растущими ставками в США и политикой количественного смягчения в
еврозоне.
Источник:
https://news.mail.ru/politics/20849513/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Mon, 26 Jan 2015 14:50:44 +0300 (#3207192)