Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Статья: Второе дыхание <дизелюх>

[свободная трибуна] Статья: Второе дыхание <дизелюх>
приветствует Вас!
Второе дыхание <дизелюх>
На <Адмиралтейских верфях> в Санкт-Петербурге торжественно заложена большая
дизель-электрическая субмарина <Краснодар> проекта 636.
Казалось бы, к чему весь пафос закладки и торжества, если речь идет не об
атомном подводном крейсере, а о <простой дизелюхе>. Не свидетельствует ли
это об отсталости отечественного подводного судостроения? Ничуть!
По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, строящаяся сейчас серия из
шести подводных лодок проекта 636 <усилит потенциал и возможности в решении
задач постоянным оперативным соединением ВМФ России в Средиземном море>.
Стоит добавить, что <Краснодар> - четвертая по счету лодка. Строительство
всей серии должно завершиться до 2016 года, и все шесть субмарин этого
проекта войдут в состав Черноморского флота.
Головная лодка серии, названная <Новороссийск>, была заложена в августе 2010
года, спущена на воду 28 ноября 2013 года, сейчас идет ее достройка.
Проект 636 - это российское развитие очень удачного советского проекта 877
<Палтус>. По классификации НАТО лодки двух проектов называются <Кило>. Лодки
проекта 877 еще называли <Варшавянками>, так как они изначально
предназначались для оснащения военно-морских сил стран Варшавского Договора.
На Западе лодку называли <черной дырой> в океане, так как она действительно
почти не фиксировалась даже очень чувствительными сонарами противолодочных
сил Североатлантического блока.
К сожалению, <Варшавянки> так и не поступили в массовом количестве на
вооружение военных флотов социалистического лагеря. Просто потому, что когда
эти субмарины пошли в массовую серию, в СССР вовсю шла <перестройка>, а
социалистическое содружество уже трещало по швам. Не очень много их
поступило и в состав ВМФ СССР, а затем и России. Но это ничуть не умаляет
значимости проекта.
Лодки проектов 877 и 636 спроектированы в питерском Центральном КБ морской
техники <Рубин> под руководством генерального конструктора Ю.Н. Кормилицина.
Строились с 1979 года на Дальнем Востоке, в Горьком и в Ленинграде. Уже
после развала СССР, благодаря стараниям тогда еще <Росвооружения>, а затем и
<Рособоронэкспорта> субмарины класса <Кило> были поставлены в Алжир,
Вьетнам, Индию, Иран, КНР. Заявки на их приобретение продолжают поступать и
сейчас.
Конечно, дизель-электрические подводные лодки нельзя сравнивать с настоящими
властелинами океанских глубин - атомными многоцелевыми <акулами> и
стратегическими крейсерами. Но у них тоже есть свои преимущества.
Они несравнимо дешевле в производстве и эксплуатации. Они менее шумны под
водой, когда используется энергия аккумуляторных батарей. А по боевой мощи,
если исключить стратегическую ракетно-ядерную составляющую, мало в чем
уступают ядерным многоцелевым охотникам. Торпедное оружие у них практически
одинаково, а сейчас они оснащаются еще и крылатыми ракетами. Так что в
зонах, относящихся к пограничным или экономическим, такие лодки - лучшие
стражи морских глубин.
Сохранив все достоинства 877-х, подводные лодки проекта 636 превосходят их
мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью
плавания в режиме работы дизелей под водой, имеют гораздо меньший уровень
подводного шума, объективно являясь самыми малошумными субмаринами в мире.
Лодки проекта 636 имеют следующие характеристики: длина - 74 метра, скорость
подводного хода - 20 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров,
автономность - 45 суток, экипаж - 52 человека.
На них установлены самые современные средства по снижению уровня
собственного шума до уровня фона моря. Поэтому их и называют <черными
дырами>, так как лодка не выдает себя ни шумовыми, ни электромагнитными
излучениями. Это обеспечивает дизельной субмарине гарантированное
упреждающее обнаружение и возможность атаки противокорабельными ракетами с
дистанции, превышающей дальность ее обнаружения противником, а также
возможность своевременного уклонения от его атак. Лодки имеют более
совершенное оборудование и самое современное вооружение, включая зенитные и
крылатые ракеты.
Можно привести и другие характеристики лодок этого проекта, имеющиеся в
открытых источниках. Субмарины класса <Кило> оснащены многоцелевыми боевыми
информационно-управляющими системами с быстродействующими компьютерами. На
них установлены шесть 533-мм торпедных аппаратов, боекомплект - 18, скорость
перезарядки - 15 секунд. Торпеды могут быть заменены 24 минами. ПВО лодки
обеспечивается зенитно-ракетными комплексами <Стрела-3> или <Игла>.
Эскадра даже из шести таких субмарин может стать грозной силой и обеспечить
защиту наших интересов как в Черном, так и в Средиземном морях.
Или, цитируя адмирала Виктора Чиркова, <одной из задач, решаемых неатомными
лодками, является защита морских коммуникаций>.
Списывать со счетов неатомные подлодки рано. Вполне возможно, в скором
времени они обретут второе дыхание и составят серьезную конкуренцию
подводным атомоходам. Дело в том, что сейчас во всем мире активно работают
над созданием так называемых воздухонезависимых энергетических установок:
электроэнергию, необходимую для жизнеобеспечения и движения под водой, будут
выдавать не аккумуляторы, которые сами требуют регулярной подзарядки, а
какие-то другие системы.
В СССР еще в восьмидесятые годы была построена экспериментальная лодка с
воздухонезависимым генератором. Но ее создание пришлось на не самые лучшие
для промышленности времена, поэтому проект развития не получил. Может быть,
и к лучшему. Сейчас в том же <Рубине>, где проектировались <Кило>, создаются
новые поколения неатомных многоцелевых субмарин с воздухонезависимой
энергетической установкой. Это поистине революционный шаг в освоении морских
глубин.
Есть несколько направлений получения электроэнергии в процессе подводного
движения без включения дизелей. На Западе, к примеру, идут активные работы
по генерации тока путем синтеза водорода с кислородом в специальных
реакторах. Это сложный и весьма дорогостоящий процесс, для обеспечения
которого надо еще возить с собой значительные запасы водорода и чистого
кислорода - что само по себе небезопасно.
В <Рубине> пошли другим путем. Здесь разработана совершенно уникальная
технология получения водорода непосредственно из дизельного топлива путем
так называемого реформинга. Это позволяет не строить специальные водородные
хранилища в местах базирования обычных подлодок, а использовать ту
инфраструктуру и те запасы топлива, которые применяются в
дизель-электрических установках классических подводных лодок. Процесс
выработки тока идет совершенно бесшумно, что значительно повышает скрытность
подводного хода субмарины. Также возрастает длительность пребывания под
водой. На <Рубине> уже создана экспериментальная энергетическая установка
мощностью 400 кВт. Для сравнения: лучшие зарубежные аналоги выдают не более
180 кВт. Новая воздухонезависимая энергетическая установка прошла макетные
испытания, которые подтвердили верность выбранного решения.
Отличительная черта неатомной <рубиновской> подлодки нового поколения -
органичный синтез классики и революционных ноу-хау.
Помимо воздухонезависимой энергетической установки, на ней стоит привычный
дизель-генератор и ряд аккумуляторных батарей. То есть, субмарина может
ходить под дизелями, на аккумуляторах и на энергии, получаемой путем
реформинга. Если все <сложится>, то российские субмарины с неядерной
энергетической установкой вплотную приблизятся по своим боевым и
эксплуатационным характеристикам к подводным атомоходам, но при этом будут
просто несравнимо их дешевле.
Конечно, в качестве стратегических ракетоносцев неядерные подлодки даже
нового поколения использовать проблематично. Но зато они станут прекрасными
многоцелевыми охотниками и защитниками морских акваторий. Помимо
классических торпедных аппаратов предполагается установка вертикальных
ракетных шахт: крылатые ракеты будут способны наносить удары по всем видам
надводных целей и по наземным объектам.
Неатомные подлодки проектируются и в Санкт-Петербургском морском бюро
машиностроения <Малахит>. В отличие от <Рубина>, про это КБ известно гораздо
меньше. Между тем, в <Малахите> созданы интереснейшие проекты неатомных
субмарин, способные работать на малой глубине в сложнейших гидрологических
условиях.
Самым известным проектом <Малахита> - среди неатомных лодок - была
уникальная разведывательно-диверсионная субмарина <Пиранья>, известная
народу по фильму <Особенности национальной рыбалки>. Лодка уникальная, но по
достоинству так и не оцененная. А может быть, очень хорошо оцененная
американцами, которые сделали все, чтобы <Пиранья> осталась в единичных
экземплярах. На мировой рынок ее тоже не пустили.
Однако в <Малахите> не отчаялись, и создали серию лодок проекта 750
различных модификаций. Аналогов в мире нет! Первое и главное преимущество:
эти лодки идеально приспособлены для работы в мутном мелководье и ледовой
каше арктических вод.
Лодки имеют длину до 70 метров, водоизмещение до 1000 тонн и очень хорошие
тактико-технические характеристики. Дальность плавания 3000 миль. Глубина
погружения до 300 метров. Автономность - 30 суток. Экипаж - 9 человек.
Вооружение: 8 шахт для крылатых ракет, торпедные аппараты 533-мм и 400-мм.
Общий запас торпед - 12. Мины - до 24 штук. ПЗРК <Игла> - 4 ракеты.
Неатомные лодки <Малахита> остались невостребованными ни нашим ВМФ, ни
внешним рынком. Но здесь, скорее всего, руку свою приложили те, кто очень
хорошо разбирается в том, где Россия имеет приоритет, а где отстает.
Впрочем, как показывает опыт <Кило>, и в <старых дизелюхах> мы не последние
на планете. Просто не получилось заблокировать продукцию сразу два КБ.
<Рубин> на взлете, но и <Малахит> не спит.
Специально для Столетия

С уважением
Нина

Ответить   Нина Sun, 23 Feb 2014 16:15:25 +0700 (#2951096)