Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

За 2018-08-01

[свободная трибуна] Метеоролог Роман Вильфанд: ни о какой точке невозврата речи

Метеоролог Роман Вильфанд: ни о какой точке невозврата речи пока не идет

Ряд ученых считают, что климат скоро пройдет <<точку невозврата>>, после
чего катастрофические изменения на Земле станут необратимыми.

Июнь 2018 года выдался аномально жарким во многих местах планеты. Не
отставал от него и июль. Жара свыше +40 DGС на юге России, в Волгограде и
Сибири. Огненные
бедствия в Японии и Греции. А в это время в Антарктиде рекорд холода: -98
DGС! В Тюмени пронёсся сильнейший ураган с песчаной бурей, Стамбул затопило
из-за ливня,
наводнения обрушились на Забайкалье, Ставрополье, Краснодар и Хабаровский
край. Что творится с климатом? Многие учёные бьют тревогу, считая его
изменения
катастрофическими и необратимыми. Свою точку зрения <<АиФ>> высказал научный
руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

Мерзлота уже не вечная

Владимир Кожемякин, <<АиФ>>: Роман Менделевич, нынешнее лето и в самом деле
аномальное?

Роман Вильфанд: Лето на юге и юго-востоке европейской части России, в
Сибири, Якутии действительно принесло сюрпризы. Приходится слышать, что
такого зноя
не помнят даже старики. Но, говоря в шутку, у стариков бывают склероз и
провалы в памяти. Метеорологи пока не видят в нынешней жаре ничего особенно
выдающегося.
А сверхнизкие температуры в Антарктиде были зафиксированы удалённо -- по
данным дистанционного зондирования со спутников. Минимум, отмеченный за
много лет
наблюдений наземной метеостанцией, составляет -89,2 DGС. В выемках ледяного
щита Антарктики может быть и почти -100 DGС. Однако по отдельным случаям
нельзя
делать вывод, что в Антарктиде резко похолодало.

-- Климатологи предупреждают, что между 2016 и 2035 г. температура на Земле
увеличится на 0,7 DGС, к 2081 -- на 2 DGC и будет расти весь XXI век.
Нынешняя
жара -- тоже следствие глобального потепления?

-- Это не исключено. По мнению учёных из Межправительственной группы
экспертов по изменению климата (МГЭИК), глобальное потепление в течение
этого столетия
неизбежно. Оно идёт очень медленно, это не какой-то резкий скачок
температуры сразу по всей Земле. Но где-то на этом фоне возможны сильные
температурные
колебания -- как в одну, так и в другую сторону.

блочная цитата
Нужно принимать меры, чтобы потепление не превысило 1,5-22 DGС -- тогда
климатической катастрофы не будет. А вот если к концу столетия эта цифра
перешагнёт
за 5,5 DGС, начнётся таяние материковых льдов.
конец блочной цитаты

-- Расхожее мнение: раз глобальное потепление, везде будут пальмы расти, в
том числе и в Сибири, исчезнет различие между зимой и летом.

-- Изменить астрономические факторы невозможно: лето всегда будет тёплым,
зима холодной, потому что солнце в эти периоды поднимается над горизонтом на
разную
высоту. Но погода станет более экстремальной и нервозной, чаще будут
наблюдаться особо низкие и высокие температуры, крайне суровые и очень
тёплые зимы,
слишком жаркое и прохладно-дождливое лето. Где-то станет больше наводнений,
а где-то увеличится засуха.

Большинство ученых пришли к выводу, что в целом влажность на земном шаре не
изменится. Однако произойдёт перераспределение осадков: в умеренных широтах
их количество останется прежним, зато на севере заметно увеличится, а в
южных широтах, в том числе на юге России, где осадков и так зачастую не
хватает
для хорошего урожая, они будут выпадать ещё более скупо.

блочная цитата
Меньше всего потепление скажется в тропиках и в районе экватора, потому что
там меньше суши и преобладает водная поверхность. Вода -- очень инерционная
субстанция, а температура воздуха определяется температурой океана.
конец блочной цитаты

-- Говорят, в России глобальное потепление идёт гораздо быстрее, чем в
других странах. Это так?

-- Да, поскольку Россия, в общем-то, северная страна. А для зоны 50-270
градусов северной широты площадь континентов существенно превышает
океаническую.
Поэтому в умеренных и северных широтах потепление сказывается сильнее. В
среднем на Земле за 10 лет температура растёт на 0,17 DGС, а в Евразии -- в
2,5-23
раза быстрее. Причём особенно быстро теплеет зимой -- такова специфика
парникового эффекта. А главная проблема для нашей страны -- оттаивание слоя
вечной
мерзлоты. Само это понятие перестаёт соответствовать своему значению: если
мерзлота не вечна, то изменится не только климат, но и весь уклад жизни в
северных
регионах.

В жар или холод?

-- Ученые считают, что Земля переживает фазу катастрофического развития,
проявления которой -- стихийные бедствия. А значит, ураганов, смерчей,
торнадо и других
атмосферных катаклизмов станет намного больше. А насколько?

-- Стихийных бедствий действительно станет больше. Вспомним, например,
катастрофическое наводнение в Крымске в июле 2012 г., когда из-за сильнейших
дождей
пострадали более 34 тыс. граждан, 171 человек погиб. Климатологи считают,
что если температура воды в Чёрном море будет повышаться, то на порядок
увеличится
и повторяемость таких событий. Энергия нижних слоёв атмосферы возрастает,
соответственно, увеличивается и количество погодных экстремальных явлений.

блочная цитата
Но ни о какой точке невозврата речи пока не идет. Глобальный климат Земли --
слишком устойчивая структура.
конец блочной цитаты

-- Есть мнение, что Земле грозит не глобальное потепление, а наоборот --
новый ледниковый период. Мол, эпохи потепления и похолодания сменяют друг
друга
каждые 100 тыс. лет, и сейчас мы живём в конце очередного межледниковья. А
все разговоры про парниковый эффект -- сказки, потому что воздействие
человека
на природу на самом деле якобы не так уж велико. Как вам это?

-- Если бы все было так просто! Глобальные изменения климата происходят
очень медленно -- их временные масштабы от миллионов до нескольких сотен
лет. Повышение
концентрации парниковых газов в атмосфере привело к резкому повышению
общепланетарной температуры: за последние 150 лет она поднялась на целый
градус.
Такого не было никогда. Значит, причина, скорее всего, в воздействии
человека. Естественные перемены в климате могут приводить как к повышению,
так и к понижению
температуры, а вот антропогенный фактор -- только к её повышению.

-- Возможно, на климат так влияют океанские течения -- Гольфстрим и
Эль-Ниньо? Говорят, что они то ли замедляются, то ли отклоняются, то ли
остывают...

-- Есть предположение, что Гольфстрим будет постепенно ослабевать из-за
таяния ледников в Северном Ледовитом океане. В Атлантику станут поступать
холодные
и более тяжелые, чем морские, пресные воды, а теплый Гольфстрим опустится в
нижние слои океана. Но все-таки останется существовать, потому что
глобальная
природа Земли неизменна. В тропиках всегда будет тепло, а ближе к полюсам --
холодно. Эль-Ниньо действительно способствует повышению глобальной
температуры
в течение 2-23 лет, но не на протяжении нескольких десятилетий.

Географию не перекроишь

-- В середине 1950-х советский инженер Борисов предложил растопить северные
льды и вечную мерзлоту Сибири, перегородив плотиной Берингов пролив. В теле
плотины он предлагал установить насосы, работающие на атомной энергии. В
1970-е в СССР было два несостоявшихся проекта переброски рек. А не так давно
министр
сельского хозяйства РФ Ткачёв предлагал начать переброску пресной воды с
Алтая в засушливые районы Китая. Есть ли сегодня подобные проекты
преобразований
природы, способные нарушить хрупкий климатический баланс на планете?

-- Инженерную мысль не остановишь. К счастью, научное сообщество готово
обсуждать любые, даже самые радикальные проекты. И во время этой дискуссии,
как
правило, рождается истина. Прежде чем улучшать экологическую обстановку в
целом регионе, нужно рассчитать, как эти преобразования скажутся через 10,
30,
100 лет.

Прожекты грубого вторжения в окружающую среду вроде перекачки воды из
Северного Ледовитого океана сразу выдают себя своей непредсказуемостью и не
выдерживают
научной критики. То же -- с поворотом рек Сибири на юг. Что было бы, если б
их действительно повернули? Казалось бы, текут бесполезные воды, впадают
куда-то в суровый
океан и исчезают там без всякой пользы, хотя могли бы орошать плодородные
земли Средней Азии. Но что станет с землями в Сибири, если выкрутить досуха
Лену,
Обь или Енисей, как это скажется на климате? Люди, принимающие решения, об
этом задумываются, поэтому и не приветствуют столь радикальные проекты
перекройки
географической среды.

-- На финале ЧМ по футболу в Москве под проливным дождём мокли три
президента и другие випы. Неужели для такого случая не могли разогнать
облака и предотвратить
ливень? Способны ли мы вообще хоть как-то управлять погодой?

-- Чисто по-человечески,
это был замечательный финал,

https://sportmail.ru/news/football-worldcup/34111035/
несмотря на ливень. Если бы даже дождя не было, надо было бы приложить силы,
чтобы он пролился. Да, помокли, ну и что? Зато как все были счастливы,
включая
президентов, которые не обращали внимания на свои промокшие костюмы! Кстати
говоря, российские метеорологи прогнозировали этот тёплый летний дождь и не
подмочили
своей репутации.

Воздействовать на атмосферу мы можем крайне ограниченно и только по большим
праздникам, поскольку её энергия огромна и несопоставима с человеческими
возможностями.
Бывает, что тут ни делай, какие реагенты ни рассеивай с самолетов -- всё
равно пойдёт дождь. В случае с финалом ЧМ тоже ничего не помогло бы --
атмосферные
условия не способствовали. Чемпионат длился месяц, и для того чтобы
периодически обеспечивать в городах его проведения хорошую погоду,
рассеивать тучи
во время матчей, понадобились бы просто сверхъестественные усилия.

https://news.mail.ru/society/34277910/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

   2018-08-01 14:36:50 (#3576188)

[свободная трибуна] Минтранс предложил отложить строительство самой дорогой авто

Минтранс предложил отложить строительство самой дорогой автотрассы в России

Реконструкция дороги к Сочи очень дорогая и осложнит жизнь на курорте,
заключило ведомство.

Министерство транспорта предлагает повременить с реконструкцией
автомобильной дороги Джубга -- Сочи из-за высокой стоимости проекта и
сложной реализацией,

говорится

https://www.mintrans.ru/press-center/news/8771
в сообщении министерства. В текущих ценах реконструкцию трассы Минтранс
оценивает не менее в чем в 1,6 трлн руб.

Осуществить проект крайне сложно технически, объясняет Минтранс: для этого
потребуется вывести часть участков железной дороги с побережья, а на время
стройки
нормальное движение как по автомобильной, так и по железной дороге вдоль
побережья будет серьезно затруднено.

Это существенно осложнит работу всей инфраструктуры одного из ключевых
курортных регионов России, заключает Минтранс.

<<В этой связи Минтранс России считает нецелесообразным реализацию данного
проекта в настоящее время>>, -- указывает ведомство. Таким образом, Минтранс
не отказывается
от проекта, но предлагает отсрочить его реализацию.

Как рассказывали <<Ведомостям>> три федеральных чиновника, Росавтодор
разработал концепцию масштабного развития трассы Джубга -- Сочи.

https://news.mail.ru/economics/34277780/
Сейчас дорога представляет собой двухполосный горный серпантин, который
работает на пределе пропускной способности. Трасса не только узкая, но
иногда непроезжая,
а также опасная.

На месте серпантина предлагается построить новую четырехполосную скоростную
трассу длиной около 119,5 км и расчетной скоростью 120 км/ч. Собеседники
<<Ведомостей>>
отмечали, что по предварительным подсчетам, стоимость проекта составит 1,2
трлн руб. в ценах 2017 г. Если дорогу построят, то она станет самой дорогой

в России.

<<Идея в том, чтобы
создать российский Лазурный берег,

https://auto.mail.ru/article/69746-v_rossii_hotyat_postroit_dorogu_k_moryu_v_stile_lazurnogo_berega/
дать югу красивую, большую автодорогу, чтобы по побережью в кабриолете с
ветерком можно было проехать>>, -- описывал проект федеральный чиновник.

Ключевой вопрос касается финансирования мегапроекта. Один из чиновников
заявлял <<Ведомостям>>, что региональный бюджет софинансировать дорогу не
будет.
По словам другого чиновника, о финансировании из нового фонда развития
(будет создан с 2019 г., его размер составит до 3,5 трлн руб.) речи также не
идет.
Из-за того что дорога Джубга -- Сочи -- проект очень дорогой, решение по
нему будет принято после оценки других инфраструктурных проектов, которые
сейчас
находятся на рассмотрении, говорил третий чиновник.

Власти рассматривают сценарий государственно-частного партнерства, который
позволил бы расплачиваться за строительство и содержание дороги по
концессионному
соглашению в течение многих лет. Даже если будет выбран вариант
концессионного соглашения сроком на 25-230 лет, государству придется внести
существенный
вклад уже на этапе строительства каждого участка, объясняет один из
собеседников.

По словам одного из источников <<Ведомостей>>, проектом интересовались
компании Юрия Рейльяна и Аркадия Ротенберга. Если выбирать
между мостом на Сахалин

https://auto.mail.ru/article/69672-novyi_megamost_putin_dal_poruchenie/
и дорогой Джубга -- Сочи, второй проект
для строителей Крымского моста

https://news.mail.ru/politics/34272177/
будет предпочтительнее, рассуждает собеседник: поможет загрузить
строительные мощности и не придется везти технику через всю страну. У
представителя Ротенберга
нет никакой информации об участии в этом проекте. Комментарий Рейльяна на
момент публикации не поступил.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев подчеркивал, что для
Кубани как курортного региона новая трасса жизненно необходима.
Источник:
https://news.mail.ru/economics/34282984/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

   2018-08-01 13:22:17 (#3576178)