[свободная трибуна] Экспозицию "Россия в пути", которая произвела фурор в Италии
Экспозицию "Россия в пути", которая произвела фурор в Италии, теперь можно
увидеть в Москве
Экспозицию, которая произвела фурор в Италии, теперь можно увидеть в Москве.
"Россия в пути" - все экспонаты связаны с транспортом. Технический прогресс
стал символом и отражением истории. Толпа в метро, портреты бортпроводниц,
водителей и попутчиков - в Риме в этих картинах посетители выставки увидели
скрытые смыслы и послания потомкам. Какие тайны откроются российским
зрителям?
Пять лет художник искал безупречные пропорции, то совершенство, силу и мощь
всех механизмов XX века, придуманных, чтобы человек всегда находился в
движении.
Игла первого советского реактивного пассажирского лайнера Ту-104 разрезает
вечный покой бескрайней страны на до и после. Словно прекрасное будущее
врывается
вдруг без спроса.
Адам и Ева XX века. В роли райского сада здесь, правда, брутальное колесо
грузовика. Всё минувшее столетие художники были свидетелями технического
прогресса
и, как правило, искренне им восторгались. Вот не просто женщина, а буквально
новая амазонка, оседлавшая стального коня! Правда, на картинах 80-х -
настроение
уже совсем другое. То ли задумчивость, то ли - безысходность. А эта картина
- безликая толпа пассажиров метро выходят из-под земли - критикам чем-то
даже
напоминает один из кругов Дантова ада.
Пассажиры метро, кажется, уже и не смотрят вокруг. Подземка в 50-е перестала
быть чудом, стала частью обыденности. А вот у самого романтичного
экспрессиониста
XX столетия Александра Лабаса - эскалатор - это ещё сказочная
лесенка-чудесенка, уносящая к счастью.
Юная стрелочница на неизвестном полустанке, экскаваторщик, резчики металла
для будущих машин или даже девушка-водитель автопогрузчика. Не говоря уже о
летчице,
точнее, как тогда говорили - авиатриссе, или симпатичной бортпроводнице. Как
романтично звучали названия новых профессий XX века. Ведь все эти люди
прокладывали
пути в светлое будущее, связывали воедино дорогами и магистралями огромную
страну. 60 картин, многие из которых, как, например "Стихи Маяковского"
Александра
Дейнеки, впервые за десятилетия покинули стены своих музеев.
Ленинградский морской вокзал с белым круизным лайнером как воплощённая мечта
о дальних рубежах своей страны. А копию этой картины, по слухам, заказал для
своего кабинета - сын Сталина - Василий. Рыбаки, геологи-первопроходцы и
строители - каждая картина здесь - это без лишнего пафоса - документ о
незаметных
подвигах обычных людей. В Риме, откуда только что, с такой же выставки
приехали все эти полотна, их посмотрели больше 100 тысяч искушённых
зрителей.
"Конечно, поначалу была такая опасность, что итальянцы увидят в этих
картинах агитационные плакаты своего времени. Но, нет! Они увидели здесь
живых людей,
им оказалась очень интересна жизнь рядового советского человека! Нам не
пришлось объяснять, что, скажем, эта девушка за рулём - яркий символ
счастья! Взгляните
- это понятно любому!" - говорит куратор выставки Маттео Лафранкони.
Одна из самых авторитетных газет Италии назвала эту выставку "торжеством
транспорта, ведь именно все эти грузовики и ракеты, машины и пароходы", по
мнению
итальянцев, "символизируют власть человека над огромными просторами России".
"Эта выставка о том новом мире, который хотел построить советский человек и
который, в общем-то, был так привлекателен для европейцев. Это всегда общий
язык, поэтому ещё раз подчеркну: мы всячески приветствует любые инициативы и
наших учреждений министерства культуры и, особенно, частных учреждений по
установлению подобного рода двусторонних культурных форматов", - министр
культуры РФ Владимир Мединский.
Автору этого знаменитого портрета Юрия Гагарина первый космонавт планеты
позировал лично, правда, скафандр пришлось дописать уже после встречи. А на
космодром
Байконур, ради этой картины, художник ездил в творческую командировку. Всё
это зрители видят уже у выхода. Но в полной уверенности, что дорога в космос
- это только лишь - предчувствие.
Источник:
http://www.1tv.ru/news/culture/300754
С уважением, Эдуард Фурников