Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Дневник учительницы продолжение

Здравствуйте!

           В этом выпуске итоги еще одной недели свободного учения в классе  учителя-фасилитатора Барбары Шил.

19 марта: итоги за неделю

 С моей, учительской, точки зрения, сегодня был самый лучший день с тех пор, как мы приступили к нашей новой программе.

День начался с индивидуальной оценки детей, входящих в «директивную» (работающую под руководством учителя) группу. (С «недирективной» группой я работала накануне.) Несколько детей из этой группы почувствовали, что готовы вернуться в «недирективную» группу. Они решили: в конце концов, им нравится свобода, и они понимают, какая с этим связана ответственность. Было решено, что они попробуют вернуться на неделю, дабы посмотреть, действительно ли они готовы к этому. Я стану помогать им всякий раз, когда им понадобится помощь в планировании работы или в самой рабо­те. Теперь в «директивной» группе у меня осталось только шестеро. Одна девочка хотела перейти в другую группу, но, поскольку она была дочкой той единственной мамы, которая выражала недовольство, я попросила ее прежде обсудить этот вопрос дома.

Очень мягкое понимающее отношение я вижу в действиях учительницы. Можно перейти в группу, где учатся свободно, но также можно и вернуться в директивную группу. Т. е. у  человека есть возможность постепенно ненасильственно входить  в новый для него способ учения. Даже если бы я ОЧЕНЬ боялась нового, мне было бы комфортно при таком отношении.

У нас состоялось устное обсуждение хода эксперимента; дети рассказали о том, как реагируют на него их родители. Мама одного мальчика сказала, что все выглядит так, словно я заб­росила преподавание! Отец другого мальчика высказался так: «Я уже пробовал доверить тебе самостоятельность... Я думаю, она сошла с ума, если решила проделать это одновременно со многими ребятами!»

Как это знакомо! Родителям действительно страшно доверить детям такое дело, как учеба. В основе этого убеждение – если не контролировать, не заставлять и т.д. ребенок не захочет делать ни-че-го. Грустно… Но и понятно. У родителей ведь не было опыта ТАКОГО учения.

Мы обсудили, что можно предпринять, чтобы помочь роди­телям понять наш проект. Дети предложили еженедельно от­носить свои работы домой и показывать, что реально сделано, а поскольку в рамках «трудового контракта» также выполня­ется и «неосязаемая» работа, то надо еще обсудить, в каком виде ее лучше представить родителям.

Восхищает то, что все делается сообща. Учительница не берет на себя всю ответственность за то, чтобы как-то успокоить родителей, а разделяет ее с детьми. «Если вам нравится так учиться, давайте вместе подумаем над тем, как сделать, чтобы у нас оставалась эта возможность». И дети включаются в поиск решения. Они очень чутко реагируют на искреннее доверие, по моим наблюдениям.

Остаток дня прошел при минимальном вмешательстве с моей стороны. Группы и отдельные ученики занимались по своим планам. Это был продуктивный, насыщенный день.

А говорят, что при таком подходе одной учительницы на класс недостаточно… Прошло не так много времени с начала эксперимента, и учителю-фасилитатору включаться уже приходится по минимуму. У всех свой план и все заняты. Дети МНОГОЕ могут делать САМИ в таких условиях!

День ото дня мое настроение колеблется: я перехожу от оп­тимизма к озабоченности, от надежды к опасениям. Моя эмо­циональная температура то повышается, то снижается по мере того, как мы взбираемся все выше по ступенькам нашего «предприятия».

Барбара Шил честна – ей действительно было не так уже просто. Во всяком случае, эмоционально. Вспоминая свой опыт фасилитации учения дочки, я тоже могу это признать.

Иногда я ощущаю спокойствие и уверенность, что мы на пра­вильном пути, а иной раз меня одолевают сомнения. Вся педагогическая подготовка, авторитарная традиция, типовая про­грамма и «сводка успеваемости» приводят меня в трепет и за­мешательство.

Мне кажется, что сомнения неизбежны в ситуации, когда все вокруг делают по-другому и не ясно, как увязать свободу и необходимость выполнять требования программы и выставлять оценки. Тем более, когда все это происходит впервые! У самой учительницы не было опыта свободного учения ни в качестве ученицы, ни в качестве учителя.

Мне изо всех сил приходится держать себя в руках, когда я вижу, что ребенок весь день ничего не делает (продуктивно­го). Еще труднее предоставлять возможность для развития самодисциплины. Я поняла: чтобы осилить такую программу, надо иметь высокую самооценку. Чтобы отказаться от при­вычной «директивной» роли в классе, учителю надо сначала понять и принять самого себя. Также важно ясно осознавать те цели, которых пытаешься достичь.

      Очень важные выводы, на мой взгляд. Особенно про принятие и понимание себя. Если я достаточно себя понимаю и принимаю, то в ситуации, например, когда ученик ничего продуктивного не делает, я могу осознать и признать свои чувства, вспомнить о своей цели и удержаться от того, чтобы начать «строить» этого ученика.

Продолжение следует. Полностью дневник Барбары Шил можно прочесть здесь.

   Счастливо!

   Клара

   klara_1@rambler.ru           


В избранное