Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Чего хотят ученики?

В этом выпуске фрагмент из интервью Фрейберга – соавтора Роджерса по книге «Свобода учиться» с учениками человекоцентрированных школ. О  том, чего хотят ученики по отношению к себе со стороны взрослых.

∙ Ученики хотят, чтобы к ним относились с доверием и уважением. Когда я спросил шестиклассников, чего онибольше всего хотят от своих школьных учителей, все друж­но ответили: «Уважения». «Просто уважай учителя, и он будет уважать тебя». «Они говорят не нам, а с нами. Это, знаете ли, сильно отличается от того, когда вам что-то вещают свысока». Учителя доверяют ученику «решать само­му, что и как ты собираешься учить. ...Ты теперь будешь де­лать это по-своему. ...Ты больше не нуждаешься в том, чтобы учителя приводили тебя в класс». «Все мои учителя проявляют уважение ко всем ученикам в классе, и поэтому мы проявляем уважение к ним».

∙  Ученики хотят быть членами школьной семьи. Слово «семья» звучало в каждом из проведенных мною интервью. «Они относятся к тебе, как семья». «На вашем месте я бы выбрала эту школу, потому что она... ну, как семья». «Просто это действи­тельно наш дом. Я имею в виду, что здесь я больше чем дома».

∙ Ученики хотят, чтобы учителя были помощниками. Густаво, одиннадцатиклассник из средней школы в Хьюсто­не, где учатся 3400 человек, сказал мне: «Они [учителя] в личном общении с каждым интересуются, как у него идут дела, и ученики стремятся повысить свой [академический] уровень». Я спросил: «Может ли учитель ежедневно лично пообщаться со 140 учениками?» Ответил другой ученик, Джо: «Это трудно. Это можно видеть по их лицам в конце дня». Густаво согласился: «Похоже, они действительно устают, но они все же готовы помочь тебе».

∙ Ученики хотят иметь возможность быть ответ­ственными. Мне приходилось наблюдать учащихся, кото­рые посещали городские собрания, чтобы поучаствовать в решении вопросов, затрагивающих жизнь школы в целом, разрешали конфликтные ситуации, приводившие в прошлом к дракам, помогали друг другу и своим учителям в классе и уже оставляли в жизни какой-то след к моменту выпуска из школы. В каждом из этих случаев школьная администрация и учителя проявляли достаточно уважения к учащимся, что­бы дать им возможность быть активными участниками и гражданами в своих учебных сообществах. Лучше всего об этом сказал один ученик ШИВИ: «Надо начинать с учени­ков. Если вам удастся каким-то образом дать им почувство­вать, что у них есть место в этом мире, то тогда им захочется больше узнать и научиться тому, как в этом мире жить».Ученики средней школы Эми-6 в Филадельфии еженедельно собираются вместе для обсуждения различных проблем, та­ких как драки, коллективные хулиганские действия, куре­ние в туалетах. В ШИВИ ежегодно избирается школьный парламент (шестьдесят учащихся), который в первую очередь рассматривает проблемы и запросы учеников. Например: во время перерыва на завтрак ученики, желающие купить себе сластей и газированной воды, выходили за пределы школы, что угрожало их безопасности. Чтобы устранить необходи­мость покидать школьную территорию, парламент сделал запрос об установке в школе торговых автоматов. На основе этого запроса дирекция предприняла соответствующие шаги, и проблема была решена.

∙ Ученики хотят свободы, а не вседозволенности. Уче­ники всех школ, где я побывал, стремились поделиться сво­ими впечатлениями и переживаниями. У них было также ясное ощущение тонкого различия между свободой и вседоз­воленностью. Они говорили о важности гибкой структуры. Старшеклассник из Хьюстона сказал так: «Я думаю, что наша свобода — это в большей степени свобода самовыраже­ния, нежели простая необузданность и отсутствие самоконт­роля. Если у нас есть какая-то цель, наша свобода — это свобода выражать себя».

∙ Ученики нуждаются в месте, где людям есть дело друг до друга. «Здешние учителя действительно за­ботятся обо мне. Они помогают не только по предметам, ко­торые преподают, но и по другим предметам и по личным вопросам. Здесь совсем иначе, чем в других школах, где каж­дый учитель говорит, чтобы ты выбросил из головы все, что не касается его предмета». «Учителя хотят, чтобы мы хорошо учились и были успешными в школе, чтобы потом мы доби­лись успеха в жизни. Если я брошу школу, то мои учителяогорчатся».

∙ Ученики хотят иметь учителей, заинтересованных в их успехе, а не поражении. «Они [учителя] не дают тебе потерпеть поражение». «Учителя заботятся о тво­их оценках; они заботятся обо всем классе. Они часто тебя выручают. ...Ты можешь прийти к ним, они выслушают тебя, они поддержат тебя. Они делают многое помимо своих обыч­ных дел, многое такое, что учителя вообще не обязаны де­лать. ...Они не просто учат тебя решать задачи по математи­ке, им интересно, как ты сам это делаешь. Если у учителя "окно", ты всегда можешь прийти к нему и поговорить. Я хочу сказать, что, если у тебя есть трудности с учебой или просто какие-то домашние проблемы, он постарается по­мочь». «Учительница давала мне шанс. Ког­да я делал что-либо неправильно, она разрешала мне делать это снова и снова до тех пор, пока у меня не получалось. ...В других школах ты такого шанса не получишь. На тебя будут орать, выгонять с уроков, откажутся с тобой разговаривать... А мисс Джонс, знаете ли, никогда не позволит тебе сдаться». «В обычной шко­ле, если ты что-то сделал неправильно, тебе говорят: "Оста­нешься после уроков" или "Без родителей не возвращайся", а здесь тебе стараются помочь избавиться от твоих проблем. Это школа благоприятных возможностей».

∙ Ученики хотят иметь выборУчащиеся хотят, чтобы их мнение учитывалось при решении вопроса о том, чему имследует учиться. Они испытывают потребность в собственном выборе факультативных занятий, кружков или даже целой учебной программы на какой-либо отрезок своего школьно­го времени. «Здесь ученикам дают различные возможности практически поработать вне школы... Я, например, каждый четверг в первой половине дня работаю с детьми в Детском музее, а затем возвращаюсь в школу. Я считаю, что мне это очень полезно. Это работа с детьми, а я люблю работать с детьми». Другие учащиеся могут проходить практику вздании муниципалитета или в детских яслях. Они выбирают тот вид общественно-полезной работы, который им нравится, готовятся и приходят на собеседование.

Простые человеческие потребности. Насколько они удовлетворяются в современных школах? Изо дня в день в течении многих лет… И вырастают люди, базовые потребности которых не удовлетворены… Это и есть, по-моему, один из основных источников возникновения проблем отдельных людей и общества в целом.

Полностью это интервью можно почитать в книге «Свобода учиться» (гл.1 Почему дети любят школу, часть Интервью со школьниками)

До встречи!

Клара


В избранное