Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Дневник учительницы 

         Здравствуйте!

            Сегодня я начинаю публикацию дневника учителя-фасилитатора Барбары Шил. Это фрагмент из книги «Свобода учиться» (гл. 4 Эксперимент в шестом классе). Роджерс написал о нем: «Этот дневник — глубоко человечес­кий документ. Надеюсь, у учителей, которые его прочтут, возникнет то же ощущение, что и у меня: даже так называе­мые невозможныеклассы не безнадежны».

            Мне кажется важным показывать в этой рассылке примеры свободного учения, чтобы у вас, уважаемые читатели, появлялся образ того, как оно может проходить и что дает. Этот пример мне очень нравится, и я, пожалуй, помещу его полностью в нескольких выпусках.

            Прошедший год был тринадцатым годом моей работы в начальной школе. Я преподавала во всех шести классах. Класс, о котором говорится в этих заметках (основанных на записях из моего личного дневника), был одним из самых трудных в моей практике: недисциплинированность, отсут­ствие интереса к учебе, а также проблемы с родителями. В классе было тридцать шесть человек с разбросом IQ от 82 до 135. Немало «социально неприспособленных», «неуспеваю­щих» и «с эмоциональными нарушениями». Я пыталась спра­виться с ситуацией, но исчерпала все свои резервы и не доби­лась почти никакого улучшения. Дисциплина была на удру­чающе низком уровне: учеников непрерывно вызывали «на ковер» к директору за разные нарушения; они постоянно нарывались на неприятности из-за своего поведения и отноше­ния к школе. Некоторых временно исключали. Кроме того, родители уклонялись от сотрудничества и/или становились в защитную позицию и во всех проблемах своих детей винили школу и учителей (и так из года в год).

            Такой была исходная ситуация. Как я поняла, это учительница начальных классов. И эксперимент начался за 3 месяца до конца учебного года в последнем классе начальной школы.

5 марта: начало эксперимента

            Неделю назад я решила ввести в моем шестом классе но­вую программу, основанную на человекоцентрированном — неструктурированном или недирективном — подходе к обуче­нию. Для начала я объявила классу, что мы попробуем прове­сти «эксперимент», и пояснила: в течение всего учебного дня я позволяю им заниматься тем, чем они хотят (чем угодно); они не обязаны делать то, что им не хочется делать.

            Вы только представьте на минуту – в ВАШ класс приходит учительница и говорит, что каждый ученик может заниматься весь учебный день тем, чем ему захочется заниматься! Что вы чувствуете?

У меня аж что-то перевернулось внутри при появлении перед глазами такой картинки.. Первое что возникло – «не верю своим ушам». Потом восторг от ощущения свободы. И я начинаю «оглядывать» пространство – что можно здесь делать? Вижу книги, тетради, принадлежности для рисования, другие вещи. И я МОГУ выбрать любое дело! Это так удивительно, необычно…

Многие взялись за художественное творчество. Некоторые весь день рисовали карандашами или красками. Другие чита­ли, занимались математикой или иными предметами. В клас­се царило воодушевление. Многие так увлеклись своим де­лом, что в полдень даже не захотели выйти на большую пе­ремену!

Сразу видно, какие дети разные и это так естественно, когда в одно и то же время им  хочется разных занятий. И когда делаешь, что выбрал сам – не устаешь. Вспоминаю, как часто в школе ждала окончания урока. Особенно, когда было ужасно скучно. Томительное ожидание.. И как со звонком на перемену весь класс вырывался на свободу!

            В конце дня я попросила класс дать оценку эксперименту. Последовали  чрезвычайно интересные высказывания. Неко­торые ученики растерялись, почувствовали себя неловко от того, что учитель не говорил им, что надо делать, и не давал конкретных заданий, которые следует выполнять. Большин­ство же учеников считало, что день прошел великолепно, но некоторые выразили озабоченность по поводу того, что в клас­се было шумно и кое-кто целый день «валял дурака». Многие дети чувствовали, что справились с тем же объемом работы, какой выполняли обычно, и им понравилось, что можно де­лать какое-то дело до тех пор, пока его не сделаешь, без огра­ничения времени. Им понравилось заниматься, когда их не «заставляют» заниматься, и самим решать, чем им занимать­ся. Они просили продлить эксперимент, поэтому было решено продолжать в том же духе в течение еще двух дней, а затем снова оценить ситуацию.

            Так много заключено в этом одном абзаце для меня! Видно, что не для всех детей уютна эта свобода, хотя большинство, кажется, разделило мой восторг. Теперь уже ДЕТИ ощутили неудобство от чрезмерного шума, и у НИХ похоже возникла потребность что-то с этим сделать. Каждому ребенку нужно СВОЕ время для доделывания дела, им комфортно, когда они имеют возможность ориентироваться в этом на себя.

            Продолжение этой истории - в следующем выпуске. Полностью дневник Барбары Шил можно прочесть здесь.

            И еще новость – рассылка «Радость свободы учиться» переведена в разряд серебряных и теперь вам  можно оставлять свои комментарии под текстом. Мне интересны ваши впечатления!

            Счастливо!

            Клара


В избранное