Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Дневник учительницы продолжение

Здравствуйте!

            Продолжаю публикацию дневника учителя-фасилитатора Барбары Шил. В прошлом выпуске была описана первая неделя свободного учения в ее классе. В этом – итоги этой первой недели.

12 марта: итоги за неделю

Наша «экспериментальная» программа фактически при­жилась (с некоторыми усовершенствованиями).

Некоторые дети все еще растеряны и чувствуют себя безза­щитными, не получая учительских директив. У других по-прежнему есть проблемы с дисциплиной. Я начала понимать: такие дети нуждаются в новой программе больше других, но нельзя ожидать от них слишком многого и слишком быстро — они еще не готовы к тому, чтобы самостоятельно управлять собой. Вероятно, они нуждаются в постепенном отучении от «кормления с ложечки».

Мне кажется, что дети, нарушающие дисциплину особенно чувствительны к несвободе. Поэтому вероятно они особенно и нуждаются в таком подходе. Просто нужно время, чтобы сначала они поверили в то, что действительно свободны делать то, что хотят, а потом научились пользоваться этой свободой c пользой для себя и без ущерба для других.

Я разделила класс на две группы. Одна из групп (наиболее многочисленная) не получала учительских директив. Другая (меньшая) работала под руководством учителя: в эту группу вошли дети, пожелавшие вернуться к прежнему способу обу­чения, а также те, которые по разным причинам не были спо­собны функционировать в ситуации самоуправления.

Мне хотелось подождать подольше и посмотреть, что про­изойдет, но для некоторых детей ситуация с каждым днем понемногу ухудшалась, а от этого разрушительного фактора страдал весь класс. Те, кто хотел учиться и работать, чув­ствовали себя скованно. И мне показалось, что для класса в целом и для программы будет лучше видоизменить ситуацию.

Дать возможность тем, кто не готов учиться свободно, работать под руководством учителя, я думаю, важно. Потому что нельзя навязывать свободу. У всех должен быть выбор.

Те, кто продолжал «эксперимент», продвинулись вперед. Я показала им, как планировать свою работу, используя учеб­ник в качестве основного «путеводителя». Они усвоили, что могут учить сами себя (и друг друга), а если что-то непонятно и нужен совет, то я всегда рядом.

Я нередко слышала о том, как важно уметь учиться. Но школ, где реально предоставляется возможность для развития этого умения, увы, немного. В классе Барбары Шил уже в первую неделю (!) дети сами начали планировать свою учебную деятельность и учиться по своему плану, обращаясь в затруднительных ситуациях к другим ученикам или к учителю.

В конце недели каждый оценил свою работу по разным кри­териям — с точки зрения ее завершенности, точности выпол­нения и т.д. Мы выяснили, что количество ошибок — это не критерий успеха или неудачи. Ошибки могут и должны быть частью учебного процесса. Мы учимся на своих ошибках. Мы также поговорили о том, что стабильно высокие оценки могут означать, что в работе не было поставлено достаточно высо­ких требований и, возможно, следует продвинуться дальше.

После самооценки каждый ребенок приносил свой табель и выполненную работу, чтобы обсудить их со мной.

Самооценка – важная составляющая свободного учения. Явно видно, что здесь оценка реально помогает в дальнейшем движении учеников. Похоже, критерии выбирались тоже вместе.

Некоторые ученики, работающие под моим руководством, изо всех сил стремятся перейти в «независимую» группу. Каждую неделю мы оцениваем их успехи на пути к этой цели.

Пока я столкнулась с единственным случаем недовольства со стороны родителей. Мать считала, что ее ребенок не спосо­бен работать без руководства.

Родителей, думающих про своих детей также по моим наблюдениям немало… Удивительно, что только одна мама в этом классе была недовольна. Может быть, в те годы родители больше доверяли детям?

Некоторые учащиеся (таких было двое или трое), первона­чально пожелавшие вернуться к программе под руководством учителя, теперь предвкушают, как они снова станут работать по самостоятельной программе. (Чувствую, им было так же трудно заново приспособиться к старой программе, как и мне.)

Здорово, правда? Мне нравится в этом то, что у каждого ученика есть возможность выйти на свободу учиться именно тогда, когда он чувствует себя готовым к этому.  

Продолжение следует. Полностью дневник Барбары Шил можно прочесть здесь.

Счастливо!

Клара

klara_1@rambler.ru

           


В избранное