Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Дневник учительницы продолжение

Здравствуйте!

            Продолжаю публикацию дневника учителя-фасилитатора Барбары Шил. В прошлом выпуске был описан первый день эксперимента. В этой части – описание  первой недели.

            Кого-то наверное удивило: почему я назвала Барбару Шил – учительницей начальной школы, ведь речь идет о шестом классе. Дело в том, что во многих штатах США дети начинают заниматься в начальной школе в 5-6 лет и заканчивают ее в 10-11 лет. Поэтому шестой класс – это, как правило, последний класс начальной школы.

            На следующее утро я реализовала идею «трудового кон­тракта». Каждый ребенок должен был определить для себя «объем работы» на день, выбрав сферу занятий и составив конкретный план действий. Завершив ту или иную работу, учащийся должен был сам проверить и исправить ее, пользу­ясь пособием учителя, и вложить в свою персональную папку. Я обеспечила детей необходимыми источниками информации, дала советы и рекомендации, предоставила материалы для упражнений.   

            Я обсудила с каждым ребенком его план. Некоторые соста­вили планы «на скорую руку». Мы вместе обсудили, что это могло значить и что с этим делать. Было высказано предполо­жение, что такие планы недостаточно стимулируют, и их надо усовершенствовать — возможно, расширить или добавить еще один раздел.

            Дети продолжают делать то, что хотят, но теперь они уже планируют свою учебную деятельность на день. И у каждого получается свой собственный план!

            Я обнаружила, что у меня стало гораздо больше времени, так что появилась возможность поработать, побеседовать, уде­лить время отдельным ученикам и группам. В конце третьего дня мы совместно с каждым ребенком оценили выполненную им работу. Проблема отметок решалась просто: каждый дол­жен был сам сказать мне, что он заслужил.

            Обычно когда я говорю людям о том, что в свободном образовании у каждого ученика индивидуальная программа, то часто слышу сомнения: как может один учитель работать с целым классом детей, каждый из которых учится по своему плану?..

            И на этот раз я попросила класс дать письменную оценку эксперименту, сообщив мне замечания и советы, поступив­шие от их родителей. Все, за исключением четверых, сказа­ли, что учеба стала гораздо приятнее; они были воодушевле­ны и полны энтузиазма. Четверо продолжали чувствовать себя беззащитными и выразили желание получать и выпол­нять конкретные задания. Я попросила их не прекращать участия в эксперименте, сказала, что порой требуется вре­мя, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Они со­гласились попробовать. Остальная часть класса выразила трепетную надежду на то, что «эксперимент» растянется на весь год.

            Я задумалась: в чем причина того, что эти четверо чувствовали себя дискомфортно в таких условиях? Кажется таким естественным – быть воодушевленным в подобной ситуации. Предполагаю, что этих четверых объединяло не только отношение к свободному учению, но и их жизненный опыт в чем-то был близок.

            Труднее всего с дисциплиной. В моем классе много «про­блемных» учеников, и при устранении внешнего контроля со стороны учителя дисциплина упала. Осложнения отчасти объяснялись тем, что я позволила детям сидеть там, где им хотелось и с кем хотелось. «Носители проблем» оказались в одной зоне, без конца «цапались» (словесно и физически), за­дирали друг друга и в целом делали очень мало, что создава­ло для меня еще одну проблему: лично мне было нелегко на­блюдать, как они бездельничают, и я беспокоилась за их ус­пехи. Мне приходилось постоянно напоминать себе, что эти ученики и при старой программе были «неуспевающими», и при прежних порядках никогда не выполняли заданий, а лишь притворялись, будто что-то делают.

            Я подумывала пересадить кое-кого из «проблемной зоны», но поняла: если я опять возьму управление в свои руки, то подрублю важный корень программы. Если нам удастся пережить этот трудный период, то, возможно, со временем у этих учеников разовьется способность к самоуправлению.

            Представляю, как непросто было учительнице переносить бардак и «ничегонеделание» части учеников. Дать свободу – полдела, а вот искренне принять следующие за этим ситуации – это бывает гораздо сложнее.

            Интересно, что падение дисциплины огорчало также и уче­ников. Все они, собравшись около моего стола, говорили, что им очень нелегко жить по-новому. Слишком велико «искуше­ние». Значит, они не такие неуправляемые, какими кажутся.

            Вот он – зародыш самоуправления! Если нами не управляют, то возникает ПОТРЕБНОСТЬ самим управлять собой.

            В целом ученики довольны. Они даже вынесли свои работы за пределы класса и заставили всю школу заинтересоваться нашей идеей и обсуждать ее. Я слышала, как они говорили, что я по-настоящему изменилась (с той поры, как перестала подгонять их под свой стандарт, заставлять их следовать моим правилам, добиваться моих целей!).

            В классе царила приподнятая, радостная, лишенная напря­жения атмосфера (если не принимать в расчет того, что тво­рилось в «проблемной зоне»). Осуществили интересный проект. Заметив, что некоторые мальчики охотно рисуют и конструируют автомобили, я пове­сила в классе большой лист бумаги, чтобы они использовали его по своему усмотрению. Посовещавшись, они решили офор­мить стенд по истории машин, поместив на него свои модели автомобилей будущего. Я была довольна. В качестве источни­ков информации они использовали энциклопедию, а также книги о машинах, принесенные из дома. Они работали сооб­ща, кто-то изготавливал модели, кто-то оформлял альбомы. И это были мальчики, которые до сих пор практически бездель­ничали.

            Начали появляться разнообразные идеи. Семена инициати­вы и творчества дали всходы. Многие дети проводят исследования в нескольких (близких друг к другу или отдаленных) сферах своих интересов. Неко­торые выполнили годовой объем «обязательной» работы в ка­кой-то конкретной области, например в правописании. Для меня важнее всего то, что появились признаки инициа­тивы и личной ответственности.

            Уверена, что все дети способны раскрыться, если предоставить им определенные условия. Как же хочется, чтобы все больше появлялось взрослых, готовых быть фасилитаторами для детей!

   Продолжение следует. Полностью дневник Барбары Шил можно прочесть здесь.

   Счастливо!

   Клара

   klara_1@rambler.ru 


В избранное