Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 57

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Выпуск № 57. -- 19 марта  2004 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, друзья!

Сегодня:

1. Письмо Дмитрия Ухлинова.

2. Открытие и научная работа. Письмо от Дмитрия Шульца

3. Что такое творчество? (или 4 составные части пути к открытию)

 

Письмо Дмитрия Ухлинова

Александр, здравствуйте.

Изучил ваши письма в рассылку Авдевича.

У меня есть небольшая исследовательская задача (даже две) и обязательно
напишу разбор по предлагаемой вами схеме. Но не ранее, чем в первых числах
апреля - эту и следующую недели у меня просто очень напряжённый график.

Сейчас могу только обратить ваше внимание на то, что выстраивание
морфологических осей это, по сути, применение диалектического закона перехода
количественных изменений в качественные.

Один цикл таких изменений, как уже отмечал Виктор, переводит систему от некоторого состояния к его противоположности. А раз так, то важными параметрами становятся скорость таких переходов и время задержки между ними. Поясню: фотографический аппарат братьев Люмьер по отношению к холсту с красками является изобретением пятого уровня, а
по отношению к прототипам едва дотягивает до второго (могу выслать более подробное описание).

Аналогичная ситуация и с научными моделями: огибающую кривую развития группы теорий можно описать четырьмя этапами, перетекающими друг в друга без всяких противоречий. А при рассмотрении развития единичной теории (системы аксиом) вполне отчётливо видны противоречия, возникающие при попытке интерпретации в рамках старой модели новых экспериментальных данных. Понятно, что  стоит уменьшить временной интервал между рассматриваемыми стадиями развития единичной теории, как мы снова увидим плавную эволюцию.

БОЛЕЕ ТОГО, с ростом таких факторов как время и системный ранг изменяется не только сама система, но и закономерности её функционирования (в стационарных условиях) а затем и закономерности её развития.

Не встречали ли вы уже чего-то подобного в своей практике? Обратите какой-нибудь из "речных" законов в свою противоположность и посмотрите есть ли такой в этой или смежных областях знания.

Успехов!
С уважением, Дмитрий Ухлинов
Петрозаводск, 17.03.04

Уважаемый Дмитрий! Спасибо за письмо!

Спасибо за желание разобрать Ваши задачи по предлагаемому мной "лингвистическому" алгоритму.

Призываю и Вас, дорогой читатель, разобрать тот раздел науки, которым Вы занимаетесь по этому алгоритму. Сделайте это, по крайней мере, в уме, прикидывая, какие объекты, из тех, что Вы изучаете, близки по генезису, попробуйте выстроить их в последовательный ряд по изменению какого-то внешнего фактора и посмотрите, как это может понять причины их образования и взаимопревращения.

По поводу закона перехода количества в качество мы уже разговаривали на страницах этой рассылки.

Моя необычная позиция, вызвавшая большое количество критических откликов, заключается в том, что само по себе накопление некоего количества не приводит к качественным изменениям.

К изменению качества приводит нарушение баланса между движущими силами явления.

По поводу изменения закономерностей при изменении системы. Думаю, что надо рассматривать явления на определённом системном уровне (об этом я писал в первых шагах алгоритма). Явления на этом системном уровне описываются законами этого уровня и являются модификациями явления. Законы развития более низкого системного уровня при этом, конечно, меняются, и будут различны для разных состояний явления.

Насчёт противоположных законов. Это очень важно. Спасибо за интересную идею!

Маленькая цитата из моей другой статьи:
"В русловедении подразделение по системным уровням (которые называются “структурными уровнями”) началось с работ основателя так называемой “гидроморфологической теории руслового процесса” Н.Е. Кондратьева [1]. Он выделил такие структурные уровни 1) частицы наносов, 2) микроформы (гряды), 3) мезоформы (побочни и др.), 4) мегаформы (излучины, разветвления). И.В. Попов [2] предложил рассматривать в качестве более высокого системного уровня так называемые “морфологически однородные участки” – протяжённые участки, в пределах которых формы русла данного морфодинамического типа преобладают.

Н.С. Знаменская развила этот формальный подход, подведя под зачатки системного подхода в русловедении обоснованный теоретический базис [3]. Эту её книгу очень рекомендую. Особенно первую часть, где она описывает методологию. Далее в её книге есть много спорного, но мне очень импонирует её широта взглядов и смелые подходы.

Продолжателем развития системного подхода в русловедении явился А.Ю. Сидорчук [4]. Он ещё раз прошёлся по основным “постулатам” русловедения. Ценность его вклада, на мой взгляд, состоит в том, что он, рассматривая эти постулаты, к некоторым из них рассмотрел применимость противоположностей (самый яркий пример его работы – противопоставление дискретному подходу Н.Е. Кондратьева принципа континуальности). Тут можно много говорить о разных других основных положениях; по моему мнению, к каждому постулату можно рассмотреть противоположность, и показать, в каких условиях, что проявляется."

И литература к этому куску:

1. Кондратьев Н.Е., Попов И.В., Снищенко Б.Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. Л.: Гидрометеоиздат, 1982, 272 с.
2. Попов И.В. Деформации речных русел и гидротехническое строительство(гидролого-морфологическая теория руслового процесса и её применение). Л., Гидрометеоиздат, 1965, 328 с.
3. Знаменская Н.С. Гидравлическое моделирование русловых процессов. СПб., Гидрометеоиздат, 1992. 240 с.
4. Сидорчук А.Ю. Структура рельефа речного русла. СПб.: Гидрометеоиздат, 1992, 127 с.

Сами принципу изложу позднее, по возможности, в другой раз

Идея, предложенная Дмитрий, Вами очень важная и плодотворная. Спасибо!

С уважением, Александр Кондратьев.


Открытие и научная работа.
Письмо от Дмитрия Шульца

(Это продолжение других писем. Предыдущее Дмитрий просил не публиковать).

Да, конечно, нет разноречий, я ведь шлю письма не только для того, чтобы
поспорить, но ещё и для того, чтоб поддержать здравые идеи :))
Но я хотел бы развести два понятия: открытие и научная работа.

Под открытием я подразумеваю фундаментальное, революционное, инновационное,
принципиальное научное достижение, которое открывает новые направления
исследований или снимает существующие противоречия или ошибки в теории.
Для такого необходимы нестандартные методики, не разработанные в науке или
ей неизвестные, новые идеи, которые раньше никому в голову не приходили.

Если бы это было просто сделать с использование стандартных методик, которые
были предложены в предыдущей рассылки, есть большая вероятность, что это уже
давно открыто.

Именно нестандартные, неформализованные подходы к решению
научных задач являются предметом таких открытий. Именно, нешаблонные подходы
я искал в Вашей рассылке и до сих пор надеюсь найти.

Кроме того, обыденность мышления, стандартные подходы, механистические
методы анализа-синтеза являются ограничением сознания, препятствует
абстракции, выходу за рамки известного и мешают открытиям - я это знаю по
себе. Эйнштейн сказал правильные слова: "все знают, что это невозможно, но
когда найдется неуч, который этого не знает, именно он и сделает открытие".

Именно поэтому я считаю, что главным тормозом развития личности и
конкурентоспособности индивидов является в условиях постиндустриальной
экономики является существующая на сегодняшний день совковая система
массового и "фундаментального" образования.

Обыденный научные процесс подразумевает вялотекущие исследования по
применению существующих методик, решению обычных прикладных задач,
составление каких-нибудь формальных моделей, развитие существующих.
Вот здесь надо со всех сторон посмотреть на исследуемую проблему, выявить
аналогии, причины и следствия, провести классификацию по различным
признакам, построить несколько моделей, куда-нибудь это применить. Это тянет
с определенным количеством публикаций на кандидатскую.

А если то же самое раскрутить, куда-нибудь присобачить и при этом иметь
связи, то это потянет и на докторскую. Как это ни обидно, научные степени
сейчас девальвировались. Извините, но сейчас каждая собака имеет как минимум
кандидатскую степень. Этому очень способствует в нашей стране существующая
система призыва, а точнее отмаза от него. То же самое твориться и в ВУЗах
среди студентов.

Так вот. Схема получения каких-то открытий, на основе обобщения личного и
чужого опыта, состоит примерно так, и несколько противоречит Вашей.

В самом начале, научный руководитель [если он для исследователя
непререкаемый авторитет, это показатель того, что исследовать - обычный
научный сотрудник. обратное не верно :))] даёт задачку, проблемку, нужную
для более глобальных целей.

Исследователь применяет стандартные методы. Анализ, синтез, аналогии,
индукции, модели и т.д. Всё то, что описано в любом учебнике, и то, что
рекомендовали в Вашей рассылке. - можно назвать этот этап "предварительное
погружение".

Если проблема решена, а решение применено, то ещё чуть-чуть, и кандидатская.
А вот если шаблонные методы в различных вариациях не дали результата, если
вы перепробовали различные подходы, а толку нет, то вот тут и начинаются
многолетние поиски, размышления. Именно здесь существующие методы, подходы,
воззрения, представления не помогают, а мешают абстрагироваться от них же
самих и увидеть проблему с другой стороны, как её ещё никто и никогда не
видел. Именно здесь обращаются в другие науки, за советами лишь с одной
целью, ответить на вопрос: "ну как же это, бл...ин, решается?" - "глубокое
погружение"

Здесь может постичь прозрение, осенение и т.д. Как угодно. В этом моя схема
отличается от Вашей. Вы говорите, если нет прозрения, то можно попробовать
использовать механические процедуры производства открытий. Именно здесь
стандартные методы не помогут, а лишь вернут вас к первому этапу.

Что же касается прозрения, то оно может и не посетить исследователя. Вся
слава достанется тому неучу, кто сделает открытие, кто не обременен
стандартными представлениями. Его именем назовут таблицу химических
элементов и периодический закон, лампочку и паровоз, телефон и теорему. А
все те, кто до него всю жизнь бился в поисках решения проблемы, публиковал
результаты своих исследований с применением существующих методик, доказывал
невозможность решения этой проблемы, или кто наоборот сделал открытие так,
между прочим, за одним, попутно, но не придал ему значения - тот в попадёт в
поле зрения историков науки, а в лучшем случае открытие будет названо в
честь всех открывателей: метод Беллмана-Гамильтона-Якоби, метод
Канторовича-Данцига, модель Солоу-Свена, кривая Филиппса-Фишера и т.д

 


Теперь не столько ответ конкретно Дмитрию Шульцу, а просто мысли, связанные с его письмом и с другими письмами и разговорами.

Что такое творчество?
(или 4 составные части пути к открытию)

Эту заметку рекомендую прочитать тому, кто считает, что творчество и алгоритмы не совместимы.

Занимаясь разработкой и пропагандой приёмов решения научных задач, последнее время я всё чаще и чаще стал встречаться с точкой зрения, что подобный механистический подход к творчеству не допустим.

Что, мол, нельзя пользоваться алгоритмом для такого сокровенного и малообъяснимого процесса. Открытия происходят неким неведомым путём. Для примера часто приводятся общеизвестные случаи об открытиях во сне, ведётся разговор об озарении, интуиции, осенении и т.п.

В связи с этим хочется разобраться в понятиях, связанных с творчеством. А также показать составные части научной работы и выделить роль в этом озарении и методов решения задач.

Если следовать порочному тезису, что творчество, это то, что не может делаться по плану, и для открытия не нужно руководство к действию, то можно сделать вывод, что чем оно спонтаннее, тем оно более может называться творчеством, и, следовательно, чем более хаотически и бессмысленнее действует исследователь, то тем более его занятие можно назвать творчеством. И наоборот – если он осознанно применил аналогию, обобщение или другие приёмы, то это не творчество, а так, – просто “научная работа”.

По моему мнению, в подобных рассуждениях мы одновременно говорим о нескольких взаимосвязанных вещах, и поэтому их следует разделить. Процесс работы над решением задач включает в себя несколько составных частей из разных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, а также навыков и умений. То есть задача, желание и удовольствие (не включая сюда пока умение).

1. Цель. Задача. Для учёного чаще всего это поиск причин изучаемых явлений и процессов и вывод закономерностей.

2. Удовольствие от процесса и результата. Если вышеупомянутая цель навязана внешними обстоятельствами, то тогда о творчестве говорить нечего. Обратите внимание, творчество всегда имеет эмоциональную окраску, и эта окраска, чаще всего, положительная – удовлетворение, радость или даже экстаз. По сути, это и есть составная часть, непреложный атрибут работы, выражающийся в эмоциональной окраске действия, переживаниях, а не сама работа.

Что такое творчество, на мой взгляд, никто не может определить. Всякие определения, наподобие такого: “творчество – это создание нового” настолько не интересны, что их и рассматривать не хочется.

Никто не может определить значение творчества потому, что это ощущение для каждого субъективно. Положительные эмоции, сопровождающие процесс решения, наверное, и есть то, что на само деле люди называют творчеством. Часто это название переносится на само решение, потому что наличие цели молчаливо подразумевается, также как и погружение в проблему (неосознанные аналогии, сон, осенение, интуиция и т.п.)

3. Желание, стремление. Очень близко к эмоциям стоит ещё один элемент работы – желание решить эту задачу, постоянные думы о ней и т.п., что само приводит к эффектным примерам, о которых говорят приверженцы открытий во сне.

Обычно для творчества достаточно этих трёх составляющих – цель, страстное желание достичь этой цели и получаемое в процессе решения и по окончании решения удовольствие.

Перейдём к методике. Это четвёртая составляющая, которую не стоит противопоставлять ни одной из трёх других, перечисленных выше.

Не думаю, что решение, найденное хаотически, действительно ценнее, чем решение, найденное осознанно.

Может быть так – “творил”, но ничего не добился, потому что не знал как. А может быть и так – творил, получил удовольствие, и результат, понял, как решать задачу.

Что на Ваш взгляд лучше?

Вот для того, чтобы не “творить” бесплодно, а с результатом, используйте методы решения.

Кстати, если “творить” бесплодно, то это уже будет не творчество и даже не научная работа, а разочарование.

Творческие “муки” – зачем они? Решать задачи (и делать открытия) надо для того, чтобы решать их, а не терзаться в мучениях и собственном бессилии.

Впрочем, иногда, когда особенно долго бился над задачей, а потом, после огромного количества неудачных попыток (потому что не знал, как сделать эффективнее), всё-таки решишь её, то может показаться, что удовольствия больше, – бился, бился лбом о стенку и прошиб! Ура!

А догадаться взять кувалду (т.е. инструменты решения научных задач) не догадался, ещё и плевался – “фу, это не творчество – ваши алгоритмы!”.

Поэтому хочется ввести странный для обычных творцов термин – “эффективность” творчества, а лучше сказать – “эффективность” решения задач, которое станет поистине творческим.

Если же Вы скептически относитесь к приёмам решения научных задач применительно к так называемым “открытиям” (об этом отдельный разговор), то примените их к Вашим текущим задачам, пощёлкайте их как орешки, а потом уже наобум Лазаря беритесь за решение действительно крупных, на Ваш взгляд задач. Зачем же Вам корпеть над мелкими задачами? – решите их с помощью приёмов и переходите к серьёзным задачам.

Тут по секрету могу сказать, что нет задач больших и маленьких. Это нам на текущем этапе развития науки иногда может казаться, что какие-то задачи труднее, а другие легче.

Трудными задачами часто считаются запущенные задачи, к которым привыкли, т.е. привыкли к их нерешаемости (а иногда задачу просто не видят: “так всегда было”). Об этом как раз говорит Г.С. Альтшуллер в часто упоминаемой мною статье “Как делаются открытия (мысли о методике научной работы)”, а это уже приёмы: обратите внимание на белые пятна, аномалии и т.д.:

“16. Простейший приём – исторически весьма важный – состоит (как ни парадоксальна его простота) в том, чтобы обращать внимание на уже известные и отличающиеся странностью явления. Коротко – искать аномалию…

17. Несколько более сложный приём – обращение внимания на белые пятна в пределах уже известных явлений…

18. Следующий по сложности приём – обращение внимания на белые пятна за пределами известных явлений...

19. Далее по сложности – оценка известных явлений с новой точки зрения…

22б) Подвергать сомнению самоочевидные и общепризнанные явления. На каждом новом этапе развития техники эксперимента полезно проверить казалось бы достоверные явления”.

Из рассмотренных нами четырёх составных частей пути к открытию я беру на себя ту, которая наиболее востребована – приёмы. Это то, что нужно человеку, который уже имеет цель, имеет желание и хочет получить (и уже получает) удовольствие.

1. Цель. Задача. Подыскивать для Вас цель я не могу, она у Вас или есть, и тогда Вы ищите метод, и Вам он нужен, или же у Вас её нет, и тогда можно выразить только сожаление.

2. Желание. Стремление. Желаю Вам не падать духом, когда не получается. А чтобы получалось, изучайте приёмы.

3. Удовольствие (“творчество”). Автоматически получите в награду.

4. Приёмы – пользуйтесь!

Если Вы хотите решать задачу и получаете удовольствие – это творчество.

Если не хотите, то это “научная работа”.

Вообще-то методы полезно применять в любом случае.

Кстати, я методов знаю мало, и более надеюсь на Вашу подсказку.

Пришлите, пожалуйста, Ваши методы решения научных задач.

 

 

Желаю Вам решения задач, открытий и творчества (удовольствия)!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Выпуск № 57. -- 19 марта  2004 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное