2. Открытие и научная работа. Письмо от Дмитрия Шульца
3. Что такое творчество? (или 4 составные части пути к открытию)
Письмо Дмитрия Ухлинова
Александр, здравствуйте.
Изучил ваши письма в рассылку Авдевича.
У меня есть небольшая исследовательская
задача (даже две) и обязательно
напишу разбор по предлагаемой вами схеме. Но не ранее, чем в первых числах
апреля - эту и следующую недели у меня просто очень напряжённый график.
Сейчас могу только обратить ваше внимание
на то, что выстраивание
морфологических осей это, по сути, применение диалектического закона перехода
количественных изменений в качественные.
Один цикл таких изменений, как уже отмечал
Виктор, переводит систему от некоторого состояния к его противоположности. А раз
так, то важными параметрами становятся скорость таких переходов и время задержки
между ними. Поясню: фотографический аппарат братьев Люмьер по отношению к холсту
с красками является изобретением пятого уровня, а
по отношению к прототипам едва дотягивает до второго (могу выслать более
подробное описание).
Аналогичная ситуация и с научными
моделями: огибающую кривую развития группы теорий можно описать четырьмя
этапами, перетекающими друг в друга без всяких противоречий. А при рассмотрении
развития единичной теории (системы аксиом) вполне отчётливо видны противоречия,
возникающие при попытке интерпретации в рамках старой модели новых
экспериментальных данных. Понятно, что стоит уменьшить временной интервал
между рассматриваемыми стадиями развития единичной теории, как мы снова увидим
плавную эволюцию.
БОЛЕЕ ТОГО, с ростом таких факторов как
время и системный ранг изменяется не только сама система, но и закономерности её
функционирования (в стационарных условиях) а затем и закономерности её развития.
Не встречали ли вы уже чего-то подобного в
своей практике? Обратите какой-нибудь из "речных" законов в свою
противоположность и посмотрите есть ли такой в этой или смежных областях знания.
Успехов!
С уважением, Дмитрий Ухлинов
Петрозаводск, 17.03.04
Уважаемый Дмитрий! Спасибо за письмо!
Спасибо за желание разобрать Ваши задачи по предлагаемому мной
"лингвистическому" алгоритму.
Призываю и Вас, дорогой читатель, разобрать тот раздел науки,
которым Вы занимаетесь по этому алгоритму. Сделайте это, по крайней мере,
в уме, прикидывая, какие объекты, из тех, что Вы изучаете, близки по генезису,
попробуйте выстроить их в последовательный ряд по изменению какого-то внешнего
фактора и посмотрите, как это может понять причины их образования и
взаимопревращения.
По поводу закона перехода количества в качество мы уже
разговаривали на страницах этой рассылки.
Моя необычная позиция, вызвавшая большое количество критических
откликов, заключается в том, что само по себе накопление некоего количества не
приводит к качественным изменениям.
К изменению качества приводит нарушение баланса между движущими
силами явления.
По поводу изменения закономерностей при изменении системы.
Думаю, что надо рассматривать явления на определённом системном уровне (об этом
я писал в первых шагах алгоритма). Явления на этом системном уровне описываются
законами этого уровня и являются модификациями явления. Законы развития более
низкого системного уровня при этом, конечно, меняются, и будут различны для
разных состояний явления.
Насчёт противоположных законов. Это очень важно. Спасибо
за интересную идею!
Маленькая цитата из моей другой статьи:
"В русловедении подразделение
по системным уровням (которые называются “структурными уровнями”) началось с
работ основателя так называемой “гидроморфологической теории руслового процесса”
Н.Е. Кондратьева [1]. Он выделил такие структурные уровни 1) частицы
наносов, 2) микроформы (гряды), 3) мезоформы (побочни и др.), 4) мегаформы
(излучины, разветвления). И.В. Попов [2] предложил рассматривать в
качестве более высокого системного уровня так называемые “морфологически
однородные участки” – протяжённые участки, в пределах которых формы русла
данного морфодинамического типа преобладают.
Н.С. Знаменская развила этот
формальный подход, подведя под зачатки системного подхода в русловедении
обоснованный теоретический базис [3]. Эту её книгу очень рекомендую. Особенно
первую часть, где она описывает методологию. Далее в её книге есть много
спорного, но мне очень импонирует её широта взглядов и смелые подходы.
Продолжателем развития системного
подхода в русловедении явился А.Ю. Сидорчук [4]. Он ещё раз
прошёлся по основным “постулатам” русловедения. Ценность его вклада, на
мой взгляд, состоит в том, что он, рассматривая эти постулаты, к некоторым
из них рассмотрел применимость противоположностей (самый яркий пример его
работы – противопоставление дискретному подходу Н.Е. Кондратьева
принципа континуальности). Тут можно много говорить о разных других
основных положениях; по моему мнению, к каждому постулату можно
рассмотреть противоположность, и показать, в каких условиях, что
проявляется."
И литература к этому куску:
1. Кондратьев Н.Е., Попов И.В., Снищенко Б.Ф. Основы
гидроморфологической теории руслового процесса. Л.: Гидрометеоиздат, 1982,
272 с.
2. Попов И.В. Деформации речных русел и гидротехническое
строительство(гидролого-морфологическая теория руслового процесса и её
применение). Л., Гидрометеоиздат, 1965, 328 с.
3. Знаменская Н.С. Гидравлическое моделирование русловых процессов. СПб.,
Гидрометеоиздат, 1992. 240 с.
4. Сидорчук А.Ю. Структура рельефа речного русла. СПб.: Гидрометеоиздат,
1992, 127 с.
Сами принципу изложу позднее, по возможности, в другой раз
Идея, предложенная Дмитрий, Вами очень важная и плодотворная.
Спасибо!
С уважением, Александр Кондратьев.
Открытие и научная работа.
Письмо от Дмитрия Шульца
(Это продолжение других писем. Предыдущее Дмитрий просил не
публиковать).
Да, конечно, нет разноречий, я ведь шлю
письма не только для того, чтобы
поспорить, но ещё и для того, чтоб поддержать здравые идеи :))
Но я хотел бы развести два понятия: открытие и научная работа.
Под открытием я подразумеваю
фундаментальное, революционное, инновационное,
принципиальное научное достижение, которое открывает новые направления
исследований или снимает существующие противоречия или ошибки в теории.
Для такого необходимы нестандартные методики, не разработанные в науке или
ей неизвестные, новые идеи, которые раньше никому в голову не приходили.
Если бы это было просто сделать с
использование стандартных методик, которые
были предложены в предыдущей рассылки, есть большая вероятность, что это уже
давно открыто.
Именно нестандартные, неформализованные
подходы к решению
научных задач являются предметом таких открытий. Именно, нешаблонные подходы
я искал в Вашей рассылке и до сих пор надеюсь найти.
Кроме того, обыденность мышления,
стандартные подходы, механистические
методы анализа-синтеза являются ограничением сознания, препятствует
абстракции, выходу за рамки известного и мешают открытиям - я это знаю по
себе. Эйнштейн сказал правильные слова: "все знают, что это невозможно, но
когда найдется неуч, который этого не знает, именно он и сделает открытие".
Именно поэтому я считаю, что главным
тормозом развития личности и
конкурентоспособности индивидов является в условиях постиндустриальной
экономики является существующая на сегодняшний день совковая система
массового и "фундаментального" образования.
Обыденный научные процесс подразумевает вялотекущие исследования по
применению существующих методик, решению обычных прикладных задач,
составление каких-нибудь формальных моделей, развитие существующих.
Вот здесь надо со всех сторон посмотреть на исследуемую проблему, выявить
аналогии, причины и следствия, провести классификацию по различным
признакам, построить несколько моделей, куда-нибудь это применить. Это тянет
с определенным количеством публикаций на кандидатскую.
А если то же самое раскрутить, куда-нибудь
присобачить и при этом иметь
связи, то это потянет и на докторскую. Как это ни обидно, научные степени
сейчас девальвировались. Извините, но сейчас каждая собака имеет как минимум
кандидатскую степень. Этому очень способствует в нашей стране существующая
система призыва, а точнее отмаза от него. То же самое твориться и в ВУЗах
среди студентов.
Так вот. Схема получения каких-то
открытий, на основе обобщения личного и
чужого опыта, состоит примерно так, и несколько противоречит Вашей.
В самом начале, научный руководитель [если
он для исследователя
непререкаемый авторитет, это показатель того, что исследовать - обычный
научный сотрудник. обратное не верно :))] даёт задачку, проблемку, нужную
для более глобальных целей.
Исследователь применяет стандартные
методы. Анализ, синтез, аналогии,
индукции, модели и т.д. Всё то, что описано в любом учебнике, и то, что
рекомендовали в Вашей рассылке. - можно назвать этот этап "предварительное
погружение".
Если проблема решена, а решение применено,
то ещё чуть-чуть, и кандидатская.
А вот если шаблонные методы в различных вариациях не дали результата, если
вы перепробовали различные подходы, а толку нет, то вот тут и начинаются
многолетние поиски, размышления. Именно здесь существующие методы, подходы,
воззрения, представления не помогают, а мешают абстрагироваться от них же
самих и увидеть проблему с другой стороны, как её ещё никто и никогда не
видел. Именно здесь обращаются в другие науки, за советами лишь с одной
целью, ответить на вопрос: "ну как же это, бл...ин, решается?" - "глубокое
погружение"
Здесь может постичь прозрение, осенение и
т.д. Как угодно. В этом моя схема
отличается от Вашей. Вы говорите, если нет прозрения, то можно попробовать
использовать механические процедуры производства открытий. Именно здесь
стандартные методы не помогут, а лишь вернут вас к первому этапу.
Что же касается прозрения, то оно может и
не посетить исследователя. Вся
слава достанется тому неучу, кто сделает открытие, кто не обременен
стандартными представлениями. Его именем назовут таблицу химических
элементов и периодический закон, лампочку и паровоз, телефон и теорему. А
все те, кто до него всю жизнь бился в поисках решения проблемы, публиковал
результаты своих исследований с применением существующих методик, доказывал
невозможность решения этой проблемы, или кто наоборот сделал открытие так,
между прочим, за одним, попутно, но не придал ему значения - тот в попадёт в
поле зрения историков науки, а в лучшем случае открытие будет названо в
честь всех открывателей: метод Беллмана-Гамильтона-Якоби, метод
Канторовича-Данцига, модель Солоу-Свена, кривая Филиппса-Фишера и т.д
Теперь не столько ответ
конкретно Дмитрию Шульцу, а просто мысли, связанные с его письмом и с
другими письмами и разговорами.
Что такое творчество?
(или 4 составные части пути к открытию)
Эту заметку рекомендую прочитать тому, кто считает, что творчество и алгоритмы не совместимы.
Занимаясь разработкой и пропагандой приёмов решения научных задач, последнее время я всё чаще и чаще стал встречаться с точкой зрения, что подобный механистический подход к творчеству не допустим.
Что, мол, нельзя пользоваться алгоритмом для такого сокровенного и малообъяснимого процесса. Открытия происходят неким неведомым путём. Для примера часто приводятся общеизвестные случаи об открытиях во сне, ведётся разговор об озарении, интуиции, осенении и т.п.
В связи с этим хочется разобраться в понятиях, связанных с творчеством. А также показать составные части научной работы и выделить роль в этом озарении и методов решения задач.
Если следовать порочному тезису, что творчество, это то, что не может делаться по плану, и для открытия не нужно руководство к действию, то можно сделать вывод, что чем оно спонтаннее, тем оно более может называться творчеством, и, следовательно, чем более хаотически и бессмысленнее действует исследователь, то тем более его занятие можно назвать творчеством. И наоборот – если он осознанно применил аналогию, обобщение или другие приёмы, то это не творчество, а так, – просто “научная работа”.
По моему мнению, в подобных рассуждениях мы одновременно говорим о нескольких взаимосвязанных вещах, и поэтому их следует разделить. Процесс работы над решением задач включает в себя несколько составных частей из разных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, а также навыков и умений. То есть задача, желание и удовольствие (не включая сюда пока умение).
1. Цель. Задача. Для учёного чаще всего это поиск причин изучаемых явлений и процессов и вывод закономерностей.
2. Удовольствие от процесса и результата. Если вышеупомянутая цель навязана внешними обстоятельствами, то тогда о творчестве говорить нечего. Обратите внимание, творчество всегда имеет эмоциональную окраску, и эта окраска, чаще всего, положительная – удовлетворение, радость или даже экстаз. По сути, это и есть составная часть, непреложный атрибут работы, выражающийся в эмоциональной окраске действия, переживаниях, а не сама работа.
Что такое творчество, на мой взгляд, никто не может определить. Всякие определения, наподобие такого: “творчество – это создание нового” настолько не интересны, что их и рассматривать не хочется.
Никто не может определить значение творчества потому, что это ощущение для каждого субъективно. Положительные эмоции, сопровождающие процесс решения, наверное, и есть то, что на само деле люди называют творчеством. Часто это название переносится на само решение, потому что наличие цели молчаливо подразумевается, также как и погружение в проблему (неосознанные аналогии, сон, осенение, интуиция и т.п.)
3. Желание, стремление. Очень близко к эмоциям стоит ещё один элемент работы – желание решить эту задачу, постоянные думы о ней и т.п., что само приводит к эффектным примерам, о которых говорят приверженцы открытий во сне.
Обычно для творчества достаточно этих трёх составляющих – цель, страстное желание достичь этой цели и получаемое в процессе решения и по окончании решения удовольствие.
Перейдём к методике. Это четвёртая составляющая, которую не стоит противопоставлять ни одной из трёх других, перечисленных выше.
Не думаю, что решение, найденное хаотически, действительно ценнее, чем решение, найденное осознанно.
Может быть так – “творил”, но ничего не добился, потому что не знал как. А может быть и так – творил, получил удовольствие, и результат, понял, как решать задачу.
Что на Ваш взгляд лучше?
Вот для того, чтобы не “творить” бесплодно, а с результатом, используйте методы решения.
Кстати, если “творить” бесплодно, то это уже будет не творчество и даже не научная работа, а разочарование.
Творческие “муки” – зачем они? Решать задачи (и делать открытия) надо для того, чтобы решать их, а не терзаться в мучениях и собственном бессилии.
Впрочем, иногда, когда особенно долго бился над задачей, а потом, после огромного количества неудачных попыток (потому что не знал, как сделать эффективнее), всё-таки решишь её, то может показаться, что удовольствия больше, – бился, бился лбом о стенку и прошиб! Ура!
А догадаться взять кувалду (т.е. инструменты решения научных задач) не догадался, ещё и плевался – “фу, это не творчество – ваши алгоритмы!”.
Поэтому хочется ввести странный для обычных творцов термин – “эффективность” творчества, а лучше сказать – “эффективность” решения задач, которое станет поистине творческим.
Если же Вы скептически относитесь к приёмам решения научных задач применительно к так называемым “открытиям” (об этом отдельный разговор), то примените их к Вашим текущим задачам, пощёлкайте их как орешки, а потом уже наобум Лазаря беритесь за решение действительно крупных, на Ваш взгляд задач. Зачем же Вам корпеть над мелкими задачами? – решите их с помощью приёмов и переходите к серьёзным задачам.
Тут по секрету могу сказать, что нет задач больших и маленьких. Это нам на текущем этапе развития науки иногда может казаться, что какие-то задачи труднее, а другие легче.
Трудными задачами часто считаются запущенные задачи, к которым привыкли, т.е. привыкли к их нерешаемости (а иногда задачу просто не видят: “так всегда было”). Об этом как раз говорит Г.С. Альтшуллер в часто упоминаемой мною статье “Как делаются открытия (мысли о методике научной работы)”, а это уже приёмы: обратите внимание на белые пятна, аномалии и т.д.:
“16. Простейший приём – исторически весьма важный – состоит (как ни парадоксальна его простота) в том, чтобы обращать внимание на уже известные и отличающиеся странностью явления. Коротко – искать аномалию…
17. Несколько более сложный приём – обращение внимания на белые пятна в пределах уже известных явлений…
18. Следующий по сложности приём – обращение внимания на белые пятна за пределами известных явлений...
19. Далее по сложности – оценка известных явлений с новой точки зрения…
22б) Подвергать сомнению самоочевидные и общепризнанные явления. На каждом новом этапе развития техники эксперимента полезно проверить казалось бы достоверные явления”.
Из рассмотренных нами четырёх составных частей пути к открытию я беру на себя ту, которая наиболее востребована – приёмы. Это то, что нужно человеку, который уже имеет цель, имеет желание и хочет получить (и уже получает) удовольствие.
1. Цель. Задача. Подыскивать для Вас цель я не могу, она у Вас или есть, и тогда Вы ищите метод, и Вам он нужен, или же у Вас её нет, и тогда можно выразить только сожаление.
2. Желание. Стремление. Желаю Вам не падать духом, когда не получается. А чтобы получалось, изучайте приёмы.
3. Удовольствие (“творчество”). Автоматически получите в награду.
4. Приёмы – пользуйтесь!
Если Вы хотите решать задачу и получаете удовольствие – это творчество.
Если не хотите, то это “научная работа”.
Вообще-то методы полезно применять в любом случае.
Кстати, я методов знаю мало, и более надеюсь на Вашу подсказку.
Пришлите, пожалуйста, Ваши методы решения научных задач.
Желаю Вам решения задач, открытий
и творчества (удовольствия)!