Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 54

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Выпуск № 54. -- 4 марта  2004 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Поздравляю всех милых женщин с весенним днём!

Сегодня:

1. Лингвистический разбор понятий науки и выбор определяющих осей.
(приём научного поиска) (или даже мини-алгоритм)

2. Статья Василия Грибанова
"Случай и вдохновение в решении научных задач: исторический обзор"

 

 
 

Лингвистический разбор понятий науки
и выбор определяющих осей.

(приём научного поиска)

 

Дорогие друзья!

Прошу Вас проделать такие операции с той наукой, которой Вы занимаетесь:

(Действия по предлагаемому алгоритму можно выполнять ручкой на бумаге, но можно и в голове по пути с работы).

 

1. ОБЪЕКТЫ. Выпишите или перечислите для себя те объекты (или явления), которые Вы изучаете.

Например: русло, пойма, побочень, река, меандрирование, песчинки, гряды, ...

 

2. УРОВНИ. Постарайтесь рассортировать их по системным уровням.

Для этого распределите их на несколько столбиков.

 

Скорее всего, объекты Вашего рассмотрения занимают несколько системных уровней.

Например:

  1. Уровень гидрографической системы
  2. Уровень реки
  3. Уровень излучины реки
  4. Уровень русловых форм
  5. Уровень гряд
  6. Уровень песчинок
  7. Уровень молекулярных связей

Обратите внимание, что Вы занимаетесь всеми этими уровнями, но основное Ваше внимание, всё-таки направлено на рассмотрение объектов определённого уровня, или двух ближайших.

 

Отметьте этот уровень.

Выпишите те объекты, которые относятся к этому системному уровню.

Выберите из них тот, который желаете. Пока я не знаю, как именно его выбрать. (Потом можно попробовать и с другим объектом)

Например: русло.

 

3. СВОЙСТВА. Есть ли у этого объекта качества? (Например, русло «врезанное»).

Не просто качества для обывателя, а те характерные прилагательные, которые используются официально. Например, в классификации.

Иногда бывает, что эти прилагательные уже настолько

Напишите список таких прилагательных.

Например, русло – многорукавное, извилистое, мендрирующее, врезанное, широкопойменное, горное, ...

 

4. АНТОНИМЫ. Подберите к каждому из этих прилагательных антоним.

Этот антоним не обязательно должен быть применяем для этого объекта.

Если не получается подобрать антоним используёте просто частицу «не».

Усильте антоним, если можно. Усиление используйте для составных первоначальных прилагательных-признаков.

 

Например, русло многорукавное – малорукавное – безрукавное,

Извилистое – прямое, меандрирующее – не меандрирующее, врезанное – приподнятое, широкопойменное

 

5. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ. Теперь представьте наш объект с этими новыми качествами.

(похоже на фантограмму и подобные неалгоритмические методы, критикуемые ТРИЗом, но, уверяю, это не бесплодные изыски, это Ваш целенаправленный поиск!).

То есть по очереди, не спеша надо представить в природе такие объекты с противоположными качествами.

Уверяю Вас, что они есть.

 

Возможно, что 1) они прячутся под именами с другими качественными прилагательными; 2) их имена могут не совпадать с наименованием нашего выбранного объекта; 3) этот объект существует, но не имеет имени (не потому, что не известен, а просто общее мнение сложилось так, что этому объекту не надо давать имени, и так понятно); 4) объект, действительно, не известен.

 

Особенно прошу поусердствовать с теми противоположными качествами, к которым не удаётся подобрать соответствующего объекта (явления). Здесь таится новое, и, возможно, важное! Ведь не зря к Вашему обычному объекту с «прямым» качеством было дано именно оно. Оно подчёркивает именно эту сущность, то есть скрыто сразу противопоставлялось другому.

 

Примеры у меня есть, но они сейчас, я думаю, не помогут, а могут только оттолкнуть своей непривычностью. Поэтому здесь не привожу. Высылаю тем, кто пришлёт небольшой подобный разбор по своей отрасли науки, не обязательно по шагам этого алгоритма, а по его сути.

 

6. ИНТЕРПОЛЯЦИЯ. Представьте или найдите несколько промежуточных стадий от объекта с качеством «+» до найденного объекта с качеством «-»

 

7. ПЕРЕСТУПИТЬ ПРЕДЕЛЫ.

Найдите объект, которой ещё более ..., чем Ваш объект.

И, противоположно, найдите объект, который ещё менее ..., чем «антиобъект».

Посмотрите ещё далее.

(Пишу кратко, можно обсудить подробнее. Используется приём Альтшуллера из его известной статьи. И у меня была такая статья «Переступить пределы»).

 

8. ОСИ. Выстройте первоначальный объект и все найденные объекты: противоположный, промежуточные, крайние, запредельные – по степени проявления рассматриваемого качества.

 

Есть и далее шаги, но пока заканчиваю.

 

Прошу Вас этим заняться для себя.

Если поделитесь со мной, буду премного благодарен.

 

Желаю Вам удачи, успехов, открытий!

А также взаимопонимания, любви и счастья.

Женщин поздравляю с весенним днём!

 

 


Здравствуйте Александр!
Спасибо большое за возможность рассказать о своем сайте на страницах Вашей
рассылки.
Во-первых, было бы интересно узнать о сайтах, содержащих в себе информацию
по решению научных задач, а во-вторых, хочу предложить Вам мою небольшую
статью (или даже заметку "Случай и вдохновение в решении научных задач:
исторический обзор"), которую и прилагаю.

Василий Грибанов.

 

 

В прошлом выпуске была информация о химическом сайте Василия:

Приглашаем всех посетить новый химический сайт www.chemworld.narod.ru  на котором вы найдете: описания опытов, большой справочный материал, билеты по химии, рефераты, задания ЕГЭ по химии, информацию о конференциях и олимпиадах (задания для подготовки), статьи и др. На сайте каждую неделю обновляются новости науки. Сайт www.chemworld.narod.ru  Ваш лоцман в мире химии (и смежных наук).

 

Статья Василия Грибанова

Случай и вдохновение в решении научных задач: исторический обзор

 

Я рассматриваю искусство размышлять

как здоровое проявление фантазии...

Ученому необходимо вдохновение, а затем терпение.

Якоб Вант-Гофф

 

Химики, как представители и других наук, постоянно заняты поиском. Поиском чего-либо нового: лекарства, красителя или другого полезного вещества. На этом тернистом пути им встречается множество проблем и порой только случай решает судьбу открытия.

В этом отношении показателен пример немецкого химика Адольфа Байера. Почти два десятилетия он потратил на установлении структуры природного красителя индиго, который в то время ценился очень дорого. Синтез индиго был почти разработан, но Байеру никак не удавалось провести его заключительную стадию. И тут помог случай в лице нерадивого ассистента Байера Франца (история, увы, не сохранила его фамилию). Во время очередной попытки синтеза заветного красителя, Франц сильно перегрел реакционную смесь, в результате чего ртутный термометр, вставленный в колбу, лопнул. И о чудо! Попав в колбу, ртуть сыграла роль катализатора, и реакция, которая не шла в обычных условиях, пошла. Путь синтеза индиго был найден и через несколько лет Адольф фон Байер (за его заслуги ему присвоили частицу "фон" - наследственный титул) стал одним из богатейших людей Германии.

Другой случай произошел с Генрихом Каро (1834-1910), тоже, кстати, немцем. Перед ним стояла задача утилизации скопившегося на складах фирмы BASF (Badische Anilin und Soda Fabrik) побочного продукта - антрахинона. В поисках решения этой проблемы Каро смешал антрахинон с серной и щавелевой кислотами и нагрел смесь. Однако реакция не пошла. По какой-то причине Каро вышел на несколько минут из лаборатории, а когда вернулся, увидел среди спекшейся массы розовую корку, которая оказалась ализарином (красителем мальвы). Таким образом был открыт способ получения красителя.

В процессе поиска учёному очень часто мешают устоявшиеся стереотипы: "так не может быть", "это абсурд" и др. Такими были в прошлом (а порой и сейчас) реакции учёных на что-то новое.

Именно так была встречена теория пространственного строения органических молекул Якоба Вант-Гоффа. Идею Вант-Гоффа о том, что четыре связи атома углерода направлены к вершинам тетраэдра объявили "произвольной фантастикой", а влиятельный немецкий химик А. Кольбе (за ним синтез уксусной, салициловой, муравьиной кислот) вынес вообще беспощадный приговор, заявив, что только недостаток образования мог привести автора к подобной галиматье. "Вообще, - не унимался А. Кольбе, - любые рассуждения об "архитектуре молекул" приведут химическую науку к упадку, ибо знать расположение атомов в пространстве настоящему химику вредно..."

Среди тех, кто был против новой теории, был и наш соотечественник Д.И. Менделеев, который, кстати, и сам стал жертвой всеобщего непризнания.

Когда русский ученый сообщил об открытии периодического закона, это вызвало поток "опровержений". Одни считали, что построенная классификация является  "искусственной", другие упрекали, что некоторые элементы якобы выпадают из предписанного таблицей порядка; значит "она не всеобъемлюща" и, стало быть, несёт не закон, а "скромную регулярность, подтверждаемую лишь в избранных случаях". Знаменитый немецкий химик Роберт Бунзен назвал результат Дмитрия Менделеева обыкновенной игрой в цифры, определив, будто бы подобные таблицы можно составлять ещё и ещё. А свойства предсказанных Менделеевым элементов, которые вскоре были открыты Нильсоном и Петерсоном, не совпадали с его расчетами. Все же постепенно наступило прозрение, особенно после того, как Нильсон проверил свои данные, и подтвердил правильность идей Менделеева, периодический закон приобрел всеобщее признание. Другое объяснение даёт Макс Планк, и сам знавший судьбу новых идей: "Новые идеи не одержат верх, пока не умрут носители старых идей".

В последнее время некоторые великие открытия связывают с "чувственным откровением". Утверждают, будто бы прообраз периодической таблицы приснился Менделееву во сне, после напряженной работы. Так это или нет, не ведомо никому, кроме самого Менделеева, а вот Август Кекуле, один из основоположников структурной химии, сам подтвердил, что  структура бензола (С6Н6) приснилась ему во сне, когда он отдыхал в кресле перед камином: "...Моя лаборатория находилась в переулочке, и даже днем в ней царил полумрак. Для химика, который проводит целые дни в лаборатории, это не было помехой. Я занимался работой над своим учебником, но что-то мне мешало, и мои мысли где-то витали. Я повернул кресло к камину и задремал. Атомы принялись танцевать перед моими глазами. На этот раз маленькие группы держались скромно на втором плане. Мой взор, обостренный от повторения одних и тех же образов, обратился скоро к более крупным фигурам различной формы. Длинные нити очень часто сближались и свертывались в трубку, напоминая двух змей. Но что это? Одна из них вцепилась в собственный хвост, продолжая насмешливо кружиться перед моими глазами. Я внезапно пробудился и на этот раз провел остаток ночи, чтобы изучить следствия из моей гипотезы...". Так была раскрыта циклическая структура бензола - родоначальника многих красителей, лекарств, и других полезных веществ.

Известный химик и композитор Александр Порфирьевич Бородин считал лучшим методом решения научной задачи - отвлечение от нее. Когда ему не удавалось осуществить что-либо, Бородин-химик превращался в Бородина-композитора. И после плодотворной творческой деятельности, Бородин снова мчался в лабораторию. Отдохнувший мозг, быстро находил решение, а новая "победа" отражалась в музыке.

Прошло много времени с тех пор, химики получили в свое распоряжение множество новых теоретических методов, но случай и вдохновение и в наши дни вносят свою лепту в решение научных задач. И если бы древние люди не наткнулись в свое время на самородный металл, кто знает, как сейчас бы жило человечество.

Грибанов Василий

Я ответил Василию так:

Уважаемый Василий!
1. О сайтах. Именно по решению научных задач (в том виде, как я это
себе представляю: приёмы, алгоритмы, рекомендации) я сайтов не знаю.
Одно время немного писал Вячеслав Нестеров в рассылке
science.natural.sciencethought (на Сускрайбе, где и моя рассылка).
Но, она, наверное, закрыта.
У меня есть несколько статей о методике с его сайта, скачанные где-то
год назад.
Рекомендую сайт Владимира Васильевича Матвеева
"Биопарадигма" http://bioparadigma.narod.ru  со статьёй "Теории и факты". (Она у меня тоже есть).

2. О Вашей статье.
Она мне очень понравилась. Написана живым литературным языком,
понятна, отлично читается. Спасибо.
Вы не против и небольшой критики?
Подход, который Вы описываете - озарение, случай, вдохновение,
интуиция, сон и т.п. - можно сказать не подход вовсе.
Как этому научить? Просто любопытно и всё.
Не скажу, что стою за противоположный подход - только алгоритм, шаги,
приёмы и т.п.
Наверное, нужно органичное соединение.
Кстати, как раз так делается у Митрофанова в его книге "От технол.
брака до научного открытия".
А побуждающий мотив один - желание, любопытство в науке. Оно вызывает
и озарение, и требует метода.
Кстати, мы тут идём по приёму Митрофанова "объединение альтернатив" -
объединяем.
Если Вы не против, я опубликую Вашу статью в рассылке? С вот этим
замечанием.

 

Здравствуйте, Александр!
Когда я писал эту заметку, я не хотел подчеркуть, что открытия надо совершать под "воздействием вдохновения". Примеры описанные в заметке, доказывают то, что талантливый ученый, человек способен использовать случайность, заинтересоваться необычным случаем. Другой, например, на месте химика КАРО, просто бы вылил странное содержимое колбы, и стал бы утилизировать антрахинон и ценное сырье стало бы пропадать. Джозеф Пристли - естествоиспытатель 17 века - сталкивался со многими интересными явлениями, однако, не имея никакого образования, он не понимал важность его открытий, не искал причины явлений и их полезные следствия. Поэтому он вошел в историю как "король случайных открытий" и не более.
Я уверен, что за несколько лет кропотливой работы Адольф Байер нашел бы подходящий катализатор для реакции самостоятельно. Но случай (*или если угодно Бог) вознаградил его за кропотливый труд, и тем самым, кстати, дал ему возможность сделать множество других открытий.
В ученом должны разумно сочетаться как талант, живость характера, так и трудолюбие, способность к обобщениям. История как раз и показывает, что настоящие ученые талантливы во всем. Этот факт илюстрирует книга Ю.А. Золотова "ХИМИКИ ШУТЯТ" (книгу можно найти на сайте
www.chemworld.narod.ru  в разделе "ХИМИКИ ШУТЯТ").


P.S. Если статья походит Вам я буду только рад, если Вы её опубликуете.

Спасибо.

Грибанов Василий

 

 

На нашу рассылку Вы можете подписаться здесь:
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Счастья и взаимопонимания!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
Выпуск № 54. -- 4 марта  2004 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное