Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 56

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Выпуск № 56. -- 15 марта  2004 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые учёные!

Сегодня:

1. Отзыв Виктора Авдевича.

2. (Продолжение мини-алгоритма)
Лингвистический разбор понятий науки и выбор определяющих осей
.
Аналитический этап.

Виктор Авдевич, ведущий дискуссионного  листа "Прикладные диалектические исследования" опубликовал в этом и листе и прислал мне свой отзыв на первые шаги нашего "Лингвистического приёма решения научных задач":

СВОЙСТВО - ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО
Авдевич Виктор
воскресенье, 7 марта 2004 г.
============================



В рассылке "Как делать открытия. Приемы решения научных задач"
( http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz  ),
выпуск 54 от 4.03.04 ее ведущий Александр Кондратьев опубликовал работу: "Лингвистический разбор понятий науки и выбор определяющих осей. (приём научного поиска) (или даже мини-алгоритм)".

В моем понимании, суть предлагаемого подхода состоит в
том, что на основе подбора антонимов к известным свойствам изучаемой системы
появляется возможность целенаправленно найти объекты с другими свойствами - вплоть
до противоположных. Это, по идее, должно помочь дать новое понимание изучаемого
явления. Есть путь изучения разных объектов с целью выявить их различные свойства.
Здесь же предлагается идти от изменения имени признака к нахождению соответствующих
объектов.

Ниже привожу некоторые соображения по этому поводу (Александр является - или
по крайней мере являлся - подписчиком и данной дискуссионной рассылки).

Авдевич Виктор, 07.03.04

===========================

А. Кондратьеву ancondratyev@peterlink.ru
О приеме "Лингвистический разбор понятий науки..."
07.03.04

Учитель большинства - Гесиод;
его считают знающим весьма много,
его, который не уразумел дня и ночи:
ведь они - одно и то же.
Гераклит

Здравствуйте, Александр.

Предложенный Вами метод (алгоритм) работы с объектом научного исследования довольно
интересен. Сугубо формальный, на первый взгляд, лингвистический прием подбора
антонимов к известным свойствам объекта изучения переходит в выявление более
"фундаментальных" вещей - противоположностей ("Уверяю Вас, что они есть", - так
Вы вполне справедливо говорите), выходу за пределы привычного и т.д. Хочу обратить
Ваше внимание на ряд связанных с этим моментов и высказать свою точку зрения.

1. Давно (и в скобках замечу - не без оснований) отмечается, что наш язык, да
и наше мышление плохо приспособлены для отражения подвижности, постоянной изменчивости
окружающего мира, для адекватного восприятия его противоречивой природы, состоящей
из взаимопроникающих противоположностей.

2. Свойств самих по себе нет. Свойство - это внешнее проявление того или иного
взаимодействия, в котором участвует наблюдаемый объект. Мы можем сказать про
металлическую пластинку, по которой ударили чем-то, что она обладает свойством
упругости. Но она является упругой и проявляет упругость только в таком взаимодействии.
Если мы ударим посильнее, то пластина "проявит" свойство не упругой, а пластической
деформации, если вставим в электрическую цепь, то она проявит свойство электропроводности
(или отсутствие электропроводности - в зависимости от условий). Человеку свойственно
"закреплять навсегда" за объектом раз проявленное свойство, поскольку потенциально
оно будет проявляться всегда в данных условиях взаимодействий. Но, вообще-то,
потенциально число возможных связей того или иного объекта неограниченно, во
внутреннем строении тоже "дна" не видно, поэтому любая вещь по своим свойствам
неисчерпаема - по идее, в соответствующей системе отношений она может проявить
любое свойство.

3. Любое взаимодействие по своей сути - это взаимодействие противоположностей,
это единство и борьба противоположностей, говоря философским языком. Не вдаваясь
здесь в подробности, отмечу, что всякая вещь, всякое явление - это ничто иное,
как переход противоположностей друг в друга, в одних формах проходящий постоянно,
в других - с задержкой.

4. В вопросе о свойствах нужно обязательно видеть диалектику внутреннего и внешнего.
Свойство - это внешнее проявление взаимодействия, результат взаимодействия объекта
с чем-то (хотя бы наблюдателем). Но возможно такое проявление потому, что внешнее
становится (может стать) внутренним взаимодействием противоположностей. Другими
словами, внешнее для объекта взаимодействие реализуется через наличие и взаимопереход
внутренних противоположностей.

Попробую привести примеры (заранее прошу прощения за некоторые вольности в обращении
с физическими понятиями). Возьмем такое свойство как проницаемость (прозрачность
- непрозрачность) тела. Совершенно очевидно, что проявиться это свойство может
только во взаимодействии с неким излучением. С другой стороны, мы можем наблюдать
множество случаев, когда один и тот же объект становится то проницаемым, то непроницаемым
- это происходит как естественным образом в природе, так и искусственно в технике
- те же жидкокристалические мониторы. Мне неизвестен физический механизм прозрачности
тела - может быть это зависит от определенного расположения атомов с молекулами,
может быть здесь самим телом генерируется какое-то внутреннее излучение, которое
в той или иной степени адекватно приходящему внешнему, может быть что-то еще.
В данном случае это не так важно. В данном случае важнее констатировать, что
материя объекта уже содержит в себе обе противоположности, оба противоположных
свойст!
ва. В соответствие с общими диалектическими принципами можно достаточно уверенно
уточнить, что эти противоположные формы движения материи, так это назовем, образуют
единство, т.е. переходят друга в друга. И в зависимости от формы этого перехода
тело (очевидно, любое тело) может становится проницаемым или непроницаемым, либо
являть собой какие-то промежуточные ступени прозрачности - непрозрачности.

Переходы противоположностей друг в друга, как основы любого свойства, попробую
проиллюстрировать возникновением светового потока в обыкновенной лампочке. Как
известно, движущиеся вокруг ядра атома электроны испускают излучение. Однако
в обычных условиях эти кванты излучения, очевидно, тут же и поглощаются - это
переходы противоположностей в чистом виде, но без внешнего проявления. Однако
при изменении условий (химическая реакция, подвод тока к нити накала и т.д.)
начинает преобладать одна сторона - испускание света (т.е. здесь обратный переход
задерживается, хотя он обязательно свершится, но позже, в другом месте и в другой
форме). Отмечу, что в обоих случаях мы имеем переходы противоположностей, но
в разных формах и с разным результатом.

В общем, мы, конечно, можем говорить (и говорим), что прозрачность - это одно,
а непрозрачность - другое, что этот предмет обладает прозрачностью, другой -
не обладает, а третий - вообще полупрозрачный. На самом же деле это одно и тоже,
это лишь разные стороны единства, стороны, переходящие друг в друга, стороны,
обусловливающие друг друга и друг без друга не существующие. Именно так - как
единство противоположностей - их и надо рассматривать. Иначе получается изрядная
путаница.

Общественные системы развиваются быстрее и "нагляднее", поэтому приведу пример
из этой области. Очень много разговоров о демократии или ее отсутствии, о том,
что вот, дескать, есть экономика плановая, принудительная, а есть рыночная, свободная,
о том, что одна хорошая, другая - плохая и т.д. А на самом деле? Приведу отрывок
из книги двух немецких авторов (они, кстати, раз за разом демонстрируют вполне
развитый диалектический подход, что, к слову сказать, у советских "марксистов"
под лупой не всегда можно было найти - может потому, что немцы?):

"Демократически устроенное общество стабильно лишь тогда, когда избиратели знают
и чувствуют, что учитываются права и интересы каждого, а не только находящихся
на вершине экономической пирамиды. По этой причине политики-демократы обязаны
настойчиво добиваться социального равновесия и ограничивать свободу индивидуума
ради общего блага. В то же время, однако, для процветания рыночной экономики
совершенно необходима свобода предпринимательства. Только перспектива личной
выгоды высвобождает те силы, что создают новое богатство посредством нововведений
и капиталовложений. Поэтому предприниматели и держатели акций всегда пытаются
навязать право сильных, т.е. крупных капиталистов. Наиболее весомое достижение
послевоенной политики Запада состоит в том, что был найден правильный баланс
между двумя этими полюсами. Именно этот принцип лег в основу идеи социальной
рыночной экономики, обеспечившей Западной Германии четыре десятилетия мира и
стабильности".
Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию.
- М.: Издательский дом "Альпина", 2001. - С. 298.

Анализ можно продолжать, уточнять. Но уже здесь точно показано, что свободы
предпринимательства,
в общем-то, нет, что свобода переходит в ограничения ее (через добровольное следование
писанным и неписанным правилам, через действия правительства, через революции,
через разорение предпринимателей-самодуров и т.д.). Невозможно существование
и общества, экономики, основанной на полном подчинении одной из сторон. Общество
образуют группы, которые противостоят друг другу в каких-то отношениях, но существуют
эти группы лишь в постоянном взаимодействии, постоянных переходах (так капиталист,
отдавая рабочему средства труда, становится своеобразным "подмастерьем", который
должен обеспечить материалы, условия труда и т.д. - и это отнюдь не словесная
казуистика). Другое дело, что формы перехода могут быть и должны быть разными,
с преобладанием или без преобладания одной из сторон в зависимости от условий.

Одним словом, любое свойство - это определенное взаимодействие противоположностей,
форма проявления такого взаимодействия. Если эта форма получает название по имени
одной из сторон, то это просто одна из особенностей языка, с помощью которого
не так просто выразить наличие, например, разного в едином и единого в разном,
и особенность человеческого мышления, которое так не любит неопределенность и
подвижность. На самом деле любой объект, любое явление "содержит в себе" как
свойство, так и противоположность его - анти-свойство, каждое из которых проявляется,
"выходит на первый план" в зависимости от условий (и, кстати, отметим, что такой
переход от свойства к анти-свойству совершается с необходимостью).

То, что Вы акцентируете внимание на обязательности присутствия противоположностей,
обязательности наличия анти-свойства наряду со свойством - это, по моему мнения,
очень важно и нужно. Но эти противоположности, противоположные свойства принадлежат
не только разным объектам - они находятся "внутри" любого объекта и их выявление,
по идее, сильно помогает (или по крайней мере, может помочь) пониманию сути той
или иной системы, того или иного явления. Мне думается, что это нужно обязательно
учитывать в научной деятельности (впрочем, как и в любой другой).

Всего доброго.
Авдевич Виктор vital@chel.surnet.ru


Лингвистический разбор понятий науки
и выбор определяющих осей

(приём научного поиска)

продолжение мини-алгоритма

с учётом замечания Виктора Авдевича

 В позапрошлом выпуске нашей рассылки я предложил Вам начало мини-алгоритма по выявлению новых явлений (или процессов) в Вашей науке.

Кратко повторяю его с учётом предложений Виктора Авдевича:

1. ОБЪЕКТЫ. Выпишите или перечислите для себя те объекты (или явления), которые Вы изучаете.

 2. УРОВНИ. Постарайтесь рассортировать их по системным уровням.

Для этого распределите их на несколько столбиков.

 Скорее всего, объекты Вашего рассмотрения занимают несколько системных уровней.

Обратите внимание, что Вы занимаетесь всеми этими уровнями, но основное Ваше внимание, всё-таки направлено на рассмотрение объектов определённого уровня, или двух ближайших.

 Отметьте этот уровень.

Выпишите те объекты, которые относятся к этому системному уровню.

Выберите из них тот, который желаете. Пока я не знаю, как именно его выбрать. (Потом попробуйте с другими объектами) 

3. СВОЙСТВА. Есть ли у этого объекта качества?

Не просто качества для обывателя, а те характерные прилагательные, которые используются официально. Например, в классификации.

Иногда бывает, что эти прилагательные уже настолько

Напишите список таких прилагательных.

4. АНТОНИМЫ. Подберите к каждому из этих прилагательных антоним.

Этот антоним не обязательно должен быть применяем для этого объекта.

Если не получается подобрать антоним используёте просто частицу «не».

Усильте антоним, если можно. Усиление используйте для составных первоначальных прилагательных-признаков.

 5. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ. Теперь представьте наш объект с этими новыми качествами.

(похоже на фантограмму и подобные неалгоритмические методы, критикуемые ТРИЗом, но, уверяю, это не бесплодные изыски, это Ваш целенаправленный поиск!).

То есть по очереди, не спеша надо представить в природе такие объекты с противоположными качествами.

Уверяю Вас, что они есть.

 Возможно, что
1) они прячутся под именами с другими качественными прилагательными;
2) их имена могут не совпадать с наименованием нашего выбранного объекта;
3) этот объект существует, но не имеет имени (не потому, что не известен, а просто общее мнение сложилось так, что этому объекту не надо давать имени, и так понятно);
4) объект, действительно, не известен.

Здесь стоит очень поблагодарить Виктора Авдевича и добавить, что
противоположные объекты - это не обязательно разные объекты.

Один и тот же объект в разные моменты времени может проявлять себя с
разных сторон (качеств, свойств).
В одно и то же время один и тот же объект может проявлять разные
свойства при разных воздействиях.
Такое проявление противоположностей, упущенное мною, очень важно.
Спасибо за подсказку и интересные примеры в письме Виктора
Авдевича в Дискуссионном листе "Диалектические исследования".
Называются такие разные состояния того же Вашего объекта изучения
в этих случаях по-разному. И наш подход "по названиям",
наверное, тоже имеет место.

 Особенно прошу поусердствовать с теми противоположными качествами, к которым не удаётся подобрать соответствующего объекта (явления). Здесь таится новое, и, возможно, важное! Ведь не зря к Вашему обычному объекту с «прямым» качеством было дано именно оно. Оно подчёркивает именно эту сущность, то есть скрыто сразу противопоставлялось другому.

 6. ИНТЕРПОЛЯЦИЯ. Представьте или найдите несколько промежуточных стадий от объекта с качеством «+» до найденного объекта с качеством «-»

 7. ПЕРЕСТУПИТЬ ПРЕДЕЛЫ.

Найдите объект, которой ещё более ..., чем Ваш объект.

И, противоположно, найдите объект, который ещё менее ..., чем «антиобъект».

Посмотрите ещё далее.

 8. ОСИ. Выстройте первоначальный объект и все найденные объекты: противоположный, промежуточные, крайние, запредельные – по степени проявления рассматриваемого качества.

Теперь продолжение.

Сами по себе явления, конечно, очень интересны. Обнаружить совершенно новое, или выяснить, что то, что скрывается под совсем другим именем, на само деле - наше, родное, только спрятанное, завуалированное другим названием.

Ведь бывает так, что разные проявления одного и того же явления изучаются РАЗНЫМИ НАУКАМИ. Пример опять прячу, чтобы не оттолкнуть своей необычностью. Пока не получил отклики на начало алгоритма. Подожду.

Прошу присылать разборы по первой части. Буду очень благодарен.

Главной целью следующих шагов будет выявление причин этих явлений. Это ещё интереснее, чем новое явление.

Как Вы помните, Г.С. Альтшуллер в своей знаменитой статье КАК ДЕЛАЮТСЯ ОТКРЫТИЯ (мысли о методике научной работы) разделяет открытия на две группы:

"5. Все открытия делятся на две группы, настолько существенно отличающиеся по всем факторам, что только удивляешься, как они объединены одним словом.

Первая группа – открытия, состоящие в установлении нового явления. Примеры: открытие икс-лучей Рентгеном, открытие сверхпроводимости Кеммерлинг-Оннесом. Я бы назвал эту группу открытий ОБНАРУЖЕНИЕМ, ибо сущность нового явления отнюдь не открывается; новое явление просто впервые обнаруживается.

К этой же группе примыкает подгруппа открытий, состоящих в установлении конкретного факта. Таковы географические открытия. Сюда же относится и большинство открытий наблюдательной астрономии, открытия геологические (новых месторождений), обнаружение новых видов растений и животных. Для этой подгруппы характерно, что её открытия (в отличие от открытия явлений) не требует объяснений. Интересно отметить, что это нашло стихийное отражение в терминологии: открытия явлений (а также открытия второй группы, о которой говорится ниже) иногда называют научными открытиями, невольно подчеркивая их отличие от простого установления конкретного факта.

6. Вторая группа – открытия, состоящие в установлении закономерностей. В этом случае новые явления не открываются, открытие проявляется в объяснении уже известных явлений, сущность которых ранее была непонятна или не укладывалась в имеющиеся объяснения. Примеры: объяснения фотоэффекта Эйнштейном, объяснение эволюции растений и животных отбором в борьбе за существование".

То есть на первом этапе нашего алгоритма мы делали открытия первого рода -
 открытия-обнаружения.

Теперь перейдём к открытиям-объяснениям.

Следующий шаг - нахождение единой ПРИЧИНЫ полученного ряда явлений.

Теперь мы отходим от "лингвистической" части алгоритма, и переходим к аналитической.

Как я привёл выше, в прошлый раз мы остановились на "шаге" ОСИ. Повторяю его:

8. ОСИ. Выстройте первоначальный объект и все найденные объекты: противоположный, промежуточные, крайние, запредельные – по степени проявления рассматриваемого качества.

9. ДИССИММЕТРИЯ. Это приём, который для решения научных задач предлагает Волюслав Владимирович Митрофанов в своей книге "От брака до открытия" и компьютерной программе "Машина открытий".

Сама идея диссимметрии предложена Кюри.

Митрофанов сформулировал правило так: "Если существует некая диссимметрия (разность, неравенство, отношение, дисбаланс) в системе, и обеспечивается взаимодействие, то должен быть некий эффект.

Причиной явления всегда является некая диссимметрия.

В своей реальной работе я сузил это представление. Обычно я ищу и нахожу не просто любые диссимметрии, а - соотношения.

Для полученного ряда генетически связанных явлений (процессов) необходимо найти общую причину.

Эта причина будет являться соотношением действующих воздействий (не обязательно сил, но для образности, можно представлять это как силы, и искать эти силы).

Воздействия могут быть внутренние и внешние.

10. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ и ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ.

У каждого явления есть несколько движущих факторов, а для каждого движущего фактора есть ограничители, сдерживатели (назовем их - ограничивающие факторы).

Определите, в чём проявляется действие движущих факторов (помним, что это отношение).

В нашем ряду степень проявления

10. ПРИЧИНА. Найти те отношения между движущими факторами

Выдвинуть гипотезу по всему сообществу генетически связанных, но  разных проявлений рассматриваемого явления (процесса).

Гипотезу выдвинуть по схеме: Внешние формы всего ряда отобранных нами явлений (предметов, процессов) есть реакция на несоответствие  между параметром движущей силы (Х) и параметром  нашего явления (У).

Способ проверки закономерности: перевернуть.
Было: при большом Х - большой У.
Сделать: при малом Х - малый У.
Проверить: так?

Построить таблицу (график), по одной оси которой отложить степень проявления главного, на Ваш взгляд, движущего фактора, по другой - ограничивающего фактора для него.

Расположить (найти, придумать) в поле этих координат, по крайней мере 4 вида проявления исследуемого процесса (явления).

Далее будет шаг 11. ОБЪЕДИНЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ.

Это будет дальше. Это ещё не конец. Пока схематично обозначил главные вехи.

Прошу Вас пройти по шагам алгоритма с тем предметом, явлением, процессом, которое Вы изучаете. Пожалуйста, пришлите, Ваши разборы!

Подробнее кое-что уже есть на сайте и в выпусках настоящей рассылки. И буду расписывать далее во время следующих наших встреч.

 

Желаю Вам счастья и понимания!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz


Выпуск № 55. -- 15 марта  2004 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное