Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости медицины

  Все выпуски  

Сводки с эпидемического фронта Выпуск N 64 (10.05.2001)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 
       
 
 

"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЛАМПОВОЙ РАДИОАППАРАТУРЫ"

Выпуск N 64 (10.05.2001)

(с) Москва-Донецк, 2001


Наши рубрики:

1. Наше досье.

2. Что читать о ламповой радиоаппаратуре.

3. Ваши вопросы.

4. Наши и Ваши ответы.

5. Радио новости из Интернета.

6. Новости "Виртуального клуба владельцев ламповой аппаратуры".

7. Летопись радиотехники и радиовещания.

8. Справочная книга oldradio мастера.

9. В следующем номере...

* * *

Наше досье.

Телевизор "КВН-49-4" (Литер А)

(выпуск начат в 1955 г.)

Канал изображения телевизора "КВН-49-4" (литер А) собран по схеме прямого усиления, а канал звукового сопровождения - по супергетеродинной схеме с использованием в качестве промежуточной частоты разностной частоты в 6,5 МГц, возникающей в результате биений между несущими частотами сигналов изображения и звукового сопровождения.

В телевизоре используется 16 ламп, не считая кинескоп.

Размер изображения на экране кинескопа 18ЛК1Б или 18ЛК5Б - 105х140 мм (по диагонали - 180 мм).

Телевизор рассчитан на прием первых трех телевизионных каналов.

Его чувствительность (при входном сопротивлении 75 Ом) по каналу изображения не хуже 1 000 мкВ, по каналу звукового сопровождения 800 мкВ.

Разрешающая способность по горизонтали в центре не менее 400 линий.

Мощность, потребляемая от сети телевизорами "КВН-49-4" (Литер А), около 200 Вт.

Наружные размеры футляра 380х490х400 мм. Вес 29 кг.

1. 1-й каскад усилителя высокой частоты на лампе Л1 - 6Ж4;

2. 2-й каскад усилителя высокой частоты на лампе Л2 - 6Ж4;

3. 3-й каскад усилителя высокой частоты на лампе Л3 - 6Ж4;

4. 4-й каскад усилителя высокой частоты на лампе Л4 - 6Ж4;

5. Видеодетектор (амплитудный) на левой половине и демпферный диод на правой половине лампы Л5 - 6Х6С;

6. Предварительный каскад видеоусилителя на лампе Л7 - 6Ж4;

7. Оконечный каскад видеоусилителя на лампе Л8 - 6П9;

8. УПЧЗ на лампе Л9 - 6Ж8;

9. Частотный детектор (звука) на лампе Л9 - 6Х6С;

10. Оконечный каскад УНЧ на лампе Л13 - 6П9;

11. Селектор (левый триод) и ограничитель импульсов синхронизации (правый триод) на лампе Л11 - 6Н8С;

12. Блокинг-генератор, генератор напряжения пилообразно-импульсной формы на лампе Л12 - 6Н7С;

13. Оконечный каскад строчной развертки на лампе Л16 - Г-807;

14. Демпферный диод на лампе Л19 - 1Ц1С;

15. Генератор и оконечный каскад кадровой развертки на лампе Л15 - 6Н8С;

16. Кенотронный выпрямитель на лампе Л16 - 5Ц3С;

17. Кинескоп - 18ЛК5Б (18ЛК1Б).

Принципиальная схема телевизора "КВН-49-4" (литер А) имеет некоторые отличия от базовой модели:

Канал сигналов изображения состоит из четырехкаскадного усилителя высокой частоты (лампы Л1, Л2, Л3 и Л4), диодного детектора и усилителя сигналов изображения. Вход телевизора апериодический (сопротивление R1), рассчитанный на подсоединение коаксиального кабеля с волновым сопротивлением 75 Ом. Регулировка контрастности производится при помощи переменного сопротивления R3, изменяющего величину отрицательного напряжения на управляющей сетке лампы первого каскада УВЧ.

Контур каждого каскада усилителя высокой частоты включен по схеме параллельного питания и состоит из индуктивности, образованной одной или несколькими последовательно соединенными катушками (в зависимости от положения переключателя каналов) и подключенной к ним емкости.

Для уменьшения влияния смены ламп на настройку контуров применена автотрансформаторная связь контура с цепью управляющей сетки лампы.

В каждом телевизионном канале имеется по одному режекторному контуру (L4, C4, L3, C9, L12, С14). Питание анодной, экранной и накальной цепей УВЧ производится при помощи емкостных шин, выполненных в виде узких металлических полосок и изолированных от шасси тонким слоем триацетатной пленки. Емкость каждой такой шины по отношению к шасси составляет 600-700 пФ.

Амплитудный детектор выполнен на одном из диодов лампы L5. Лампы Л6 и Л7 работают в каскадах видеоусилителя. Назначение дросселей Др2, Др3 и Др4 - скорректировать частотную характеристику усилителя в области высоких частот, а конденсатора С22 и сопротивления R16 - в области низких частот.

Трансформатор L16 L17 отсасывает промежуточную частоту, равную 6,5 МГц, в канал звукового сопровождения. С сопротивлений анодной нагрузки R17 и R19 и дросселя Др4 сигналы изображения через конденсатор С60 снимаются на управляющий электрод кинескопа (18ЛК1Б или 18ЛК5Б). Подключенная к управляющему электроду кинескопа цепочка из сопротивлений R69, R70 и правого диода лампы Л5 используется для восстановления "постоянной составляющей".

Канал звукового сопровождения состоит из ограничителя (Л8), частотного детектора (Л9) и усилителя низкой частоты (Л10). Подстройка дискриминатора производится в одних сериях телевизоров изменением индуктивности катушек путем вдвигания сердечника, в других, как в данном случае, при помощи подстроечных конденсаторов.

Канал синхронизации. Полный телевизионный сигнал поступает на сетку левого триода лампы Л11, который выполняет роль фазоинвертора и ограничителя. Правый триод этой лампы используется в качестве селектора. Сигналы синхронизации снимаются в цепи генератора кадровой развертки с сопротивлений R40 и R41, включенных в цепи катода правого триода, а в цепи генератора строчной развертки - с сопротивления R40. Для выделения строчных синхронизирующих импульсов используется дифференцирующая цепочка (конденсатор C45 и сопротивление R43), а полукадровых - интегрирующая цепочка (конденсаторы и сопротивления (C54, R55, C53, R56, C55, R57).

Развертывающие устройства. Левый триод лампы Л12 работает в качестве блокинг-генератора и генератора напряжения пилообразно-импульсной формы. Выходной каскад строчной развертки на лампе Л13 связан при помощи трансформатора Тр4 со строчными отклоняющими катушками.

Для демпфирования колебаний, возникающих при обратном ходе луча, используется правая половина лампы Л12, включенная диодом и подсоединенная параллельно выходной обмотке строчного трансформатора. К этой же обмотке подсоединена катушка индуктивности L20, используемая для регулировки размера строки. Анодное напряжение для питания электроннолучевой трубки (4000 В) получается при помощи импульсного выпрямителя на лампе Л14.

В цепи кадровой развертки работает двойной триод Л15, левая половина которого входит в схему блокинг-генератора и генератора напряжения пилообразно-импульсной формы, а правая - в схему усилителя. Регулировка линейности производится при помощи переменного сопротивления R63 путем изменения величины отрицательного напряжения на управляющей сетке правого триода лампы Л15. Анодное питание на все лампы, за исключением оконечного каскада усилителя низкой частоты, снимается после дросселя Др1, а на оконечный каскад до дросселя. В цепь минуса выпрямленного напряжения последовательно включены фокусирующая катушка Кф и потенциометр центровки растра по горизонтали. Создаваемое на сопротивлении центровки падение напряжения используется для подачи отрицательного напряжения на управляющие сетки ламп Л1 и Л7, а полное падение напряжения, создаваемое в минусовой цепи телевизора, подается на переменное сопротивление регулировки линейности.

* * *

Что читать о ламповой радиоаппаратуре.

Метузалем Е.В., Рыманов Е.А Телевизоры "Рубин, "Рубин 102", "Радий". М.-Л.: "Госэнергоиздат", 1963. - 120 с.

Рассмотрены схемные и конструктивные данные телевизоров "Рубин" всех моделей и "Радий". Изложена методика проверки, настройки, определения и устранения характерных неисправностей телевизоров. Приведены сведения о способах устранения помех приему телевидения.

Книга рассчитана на радиолюбителей и радиомехаников.

* * *

Ваши и наши вопросы

В целях формирования фонда "Виртуального клуба владельцев ламповой аппаратуры" ищем инструкцию к радиоприемнику "Рига-10", а также другим отечественным радиоприемникам выпуска до 1960 года. Предложения присылать редакторам по адресу: webmaster@oldradio.al.ru.

* * *

К сведению подписчиков - выбор радиоприемника, описание которого будет приведено в следующих выпусках рассылки, производится с учетом ваших писем-заявок или по усмотрению редакторов. Со схемами радиоаппаратов, описание которых приведено в предыдущих выпусках наших рассылок, можно ознакомиться по адресу http://oldradio.al.ru.

* * *

Радио новости из Интернета:

Чернобыль-2. Самое загадочное место в зоне отчуждения... О том, что находится на объекте под названием Чернобыль-2 ходило огромное количество слухов и кривотолков. Говорили даже о том, что здесь находится центр, управляющий психотропным оружием...

Часть оборудования энергоблоков Чернобыльской АЭС может быть демонтирована и продана российским атомным станциям. Правда, этот вопрос пока только рассматривается. Между тем, в зоне отчуждения есть и другие объекты, которые могут заинтересовать бизнес структуры России и Украины...
Еще до недавнего времени это место считалось самым загадочным в зоне отчуждения. О том, что находится на объекте под названием Чернобыль-2 ходило огромное количество слухов и кривотолков. Говорили даже о том, что здесь находится центр, управляющий психотропным оружием.
Эти антенны, высотой до 150
-ти метров, в зоне отчуждения видны почти отовсюду. Но еще пять лет назад мало кто знал, что находится там, в лесу. К Чернобылю-2 ведет совсем неприметная дорога и просто так найти путь к таинственному объекту практически невозможно. Старожилы Чернобыля вспоминают, что в советские времена, редкие гости из-за рубежа интересовались, что это там возвышается над деревьями. Особист, сопровождавший иностранцев, махал в сторону объекта рукой и смеялся - мол, на этих конструкциях жители окрестных сел сушат хмель. Воинская часть в пяти километрах от ЧАЭС, существовала в условиях строжайшей секретности. Табличка на пропускном пункте извещала, что это обычный центр дальней связи. В будке часового сотрудников призывали быть внимательными, а на территории напоминали о неусыпной бдительности. И не зря. Ведь именно здесь находился один из объектов системы противоракетной обороны СССР. С помощью этих антенн следили за происходящим на ракетных базах НАТО. Фиксировалось малейшее движение на пусковых установках.
Василий Крючков, секретарь ЦК КПУ по вопросам обороны в 1986г.: "Это загоризонтная связь. Бросается за горизонт меченый атом - не просто сигнал, а меченый атом. Он отображается от космоса, идет к земле, и по сути дела, ложится там, откуда могут запускать ракеты. И этот сигнал возвращается и дает нам понять - изменилось или не изменилось. И через 2 минуты мы знали, когда запустили ракету и куда она идет".
По словам Василия Крючкова, в то время это была новейшая технология. Придумали систему в Украине - совместная разработка николаевских и днепропетровских ученых. Но шпионила за НАТО она лишь около пяти лет - до 26 апреля 1986 года. Как только рванул 4-й реактор, отсюда вывезли персонал и секретное оборудование. Остальное разобрали уже после снятия грифа "секретно". Сейчас брошенный объект охраняют несколько человек - в основном, от мелких охотников за металлоломом. Крупные дельцы в это время бомбардируют письмами и предложениями о приватизации начальника Чернобыля-2. Правда, тот усматривает в этом один интерес.
Юрий Рейхтман, начальник объекта ''Чернобыль-2'': "Антенная структура - это очень большое количество металла и конечно, рвутся к металлу. Но я еще раз повторяю, что легче всего взять завалить, а конечно надо по-умному использовать то, что там стоит".
Впрочем, есть и
рациональные идеи. Например, проект установления на антенны ветряков и превращения Чернобыля-2 в электростанцию альтернативной энергетики. Скорее всего, что-то здесь будет сделано. Тогда прекратятся и разговоры о психотропном оружии, которые в 1993-м выносились даже в сессионный зал Верховной Рады. Все равно по своему первоначальному назначению объект использован уже не будет - вряд ли Украине после отказа от ядерного оружия когда-нибудь еще понадобится система ПРО.

Владимир Арьев
25.04.2001 20:08 Подробности (
http://www.podrobnosti.com.ua)

* * *

К сведению наших читателей:

Вышел из печати "Радiоаматор" 3/2001

Продолжается серия публикаций А. Саулова по ремонту самой массовой группы ТВ приемников - ЦТВ 3-5 поколений.

Закончена статья В. Матюшкина о теории и практике ОС - самая основательная за последние 10 лет в области звуковой усилительной техники.

В разделе электроники начато описание переносного комплекта измерительных приборов для радиолюбителя, представлены охранные устройства, устройства для измерений, простой и доступный частотомер, разнообразная справочная информация.

Представляют интерес статьи по самостоятельному изготовлению лампового трансивера и селектора спутниковых аналоговых каналов, телекоммуникациям в XXI веке, а также рубрики "Радиошкола" и "Бюллетень ЛРУ". Отмечено 125-летие изобретения телефона А. Беллом.

* * *

Вышел из печати "Радiоаматор" 4/2001

Подробно расписано подключение S-VHS видеотехники и DVD плееров к ТВ приемнику. Продолжено инструктирование читателей, как привести в порядок телевизоры 3-5 поколений, начата статья для аудиолюбителей-конструкторов по всем составным частям звуковоспроизводящих комплексов и еще масса другой техники.

В разделе электроники помещена шуточная статья под названием "Ультразвуковой металлоискатель", вызвавшая бурю восторга у отечественных и зарубежных "саперов", продолжено описание переносного комплекта измерительных приборов для радиолюбителя, представлен простой, но очень емкий радиоконструктор - 8 в 1, описан экономайзер принудительного холостого хода для отечественных автомобилей, другие схемы и разнообразная справочная информация.

Представляют интерес статьи по самостоятельному изготовлению приемника начинающего коротковолновика, высокочастотным наводкам в радиолюбительской практике, обзор рынка мобильной связи, систем спутникового Интернета и Си-Би панорама для любителей связи на 27 МГц, а также рубрики "Радиошкола" и "Бюллетень ЛРУ".

* * *

Подписка на журнал "Радiоаматор" на второе полугодие на второе полугодие уже идет, в России она закончится в конце мая, в Украине продолжится до середины июня. "Радiоаматор" - индекс 74435 как в России (цена на месяц 50 руб.), так и в Украине (6,64 грн.). "Электрик" (индекс 22901) в Украине стоит 4,56 грн., "Конструктор" - 4,49 грн.

В издательстве "Радiоаматор" выпущены компакт-диски с годовыми комплектами журналов "Радiоаматор" 1999-2000 гг., "Электрик" и "Конструктор" 2000 г., записанные в различных комбинациях: 2 в 1, 3 в 1, 4 в 1.

Редакция рассылает журналы непосредственно заказчикам через почту по Украине/ближнему зарубежью по таким ценам: "Радiоаматор" - 7 грн./1,7 у.е., "Электрик", "Конструктор" - 5 грн./1,2 у.е.

* * *

Подписка (на бумажный вариант журнала "Радиохобби" - индекс 45955 в РФ по каталогу Роспечати или 74221 по каталогу Укрпочты) на второе полугодие стоит 115 руб. или 19 грн. и заканчивается в мае!

Для подписчиков на второе полугодие будет доступен CD со всеми номерами (+прошивками +даташитами +софтом) за предыдущий год и 200-магабайтным бонусом.

* * *

"История радиотехники и радиовещания"

Юбилеи главного телецентра страны и регулярного цветного вещания
Беседу ведет корреспондент Леонид Чирков.

(Часть 4)

Не секрет, что первые годы цветное вещание шло буквально в пустоту. Число цветных приемников было ничтожно и большей частью они были у специалистов и начальников. Первая зона цветного вещания - это только Москва. Такое положение естественно - невозможно в одночасье сдвинуть такую махину, как цветное вещание огромной страны. Как же проходило расширение зон цветного вещания? Когда был завершен переход на цветное вещание?

Этот процесс начался в 1967 г. и мы действительно вправе отметить его тридцатилетие. Замечу и то, что уже в 1968 г. цветные передачи были начаты в Киеве и Тбилиси. Мне кажется, что цветное вещание стартовало у нас достаточно резво. А вот растянулся этот процесс, думаю, где-то лет на десять. Примерно в 1977 г. Центральное телевидение прекратило выпуск черно-белых программ. Однако на периферии еще оставались черно-белые аппаратные. Если говорить полностью о стране, то этот процесс занял лет двадцать и еще в середине восьмидесятых годов кое-где работали черно-белые аппаратные. 1985 - 1986 г.г. - приблизительно тот рубеж, когда в стране перестала производиться черно-белая продукция и был полностью завершен переход к цветному вещанию.

Процесс расширения зон цветного вещания тормозился очень многими факторами и, главным образом, экономикой. В частности, не хватало цветных телевизоров. Хотя они продавались по льготным ценам, но были очень дороги для советского покупателя. Да и качество их было не очень высокое. При этом люди в связи с наступлением эры цветного телевидения перестали приобретать черно-белые приемники, но еще не были готовы материально купить цветные телевизоры. Кажется, лет десять прошло при взаимных упреках создателей программ и производителей телевизоров. Они упрекали нас в том, что создается слишком мало программ цветного телевидения, мы их - в том, что наши цветные программы некому смотреть. Конечно, было ясно, что программная сторона должна опережать приемную. У нас были большие сложности с аппаратурой производства программ. Многие виды необходимой аппаратуры в нашей стране не производились. В частности, это репортажная техника, аппаратура повтора сюжетов. Если приводить какие-то аллегории, то могу сказать, что мясо и гарнир на нашем телевизионном столе были советскими, а специи приходилось везти из-за моря.

Были большие трудности с распространением программ по каналам связи. Кабельные и радиорелейные каналы не соответствовали уровню требований, которые предъявляет цветное телевидение. Выходом из трудного положение стала система "Орбита", обладавшая прекрасными для того времени показателями. У нас возникали многие забавные парадоксы. Например, для передачи из Москвы в Омск сначала надо было доставить по системе космической связи сигнал в Новосибирск, а потом вернуть по радиорелейной линии на Запад. Все выходило очень по-советски!

Было много трудностей и в создании самих передач. Следовало привыкать к работе в цвете. Режиссерам - понять особенности цветного телевидения. Например, тремя цветами окрашиваются только крупные и средние детали изображения, а мелкие - нет. Поэтому было опасно злоупотреблять, скажем, общими планами. Так, картинки красочного парада физкультурников на крупных планах радовали глаз, а на общих превращались в такие же серые, как брусчатка на Красной площади! Оказались не готовыми к цвету костюмеры и декораторы Центрального телевидения. Очень многие детали костюмов и декораций по соображениям экономии были серыми, а не цветными. Потребовались цветные рояли. Я помню споры, шедшие вокруг передачи "Поет Александр Ведерников". Черный инструмент, черный фрак, аристократически бледное лицо - ни одной по настоящему цветной детали! Зачем его передавать по цветному телевидению? Надо было объяснять творческим бригадам, что цвет на экране появляется тогда, когда он присутствует в кадре. Короче, проблем было довольно много - и не все они были смешными!

Разработкой цветных систем вещания советские специалисты занялись, отнюдь не отставая от зарубежных коллег. Почему же мы опоздали?

Об этом уже говорили, но должен повторить, что российским и советским специалистам принадлежит множество запатентованных идей, в том числе реализованных в цветном телевидении. Но все же создание цветной системы и комплекса аппаратуры требует чрезвычайно высоких затрат. Когда федеральная комиссия связи в Америке только отбирала решения, которые потом вошли в стандарт NTSC, было истрачено около миллиарда долларов, тысяча человеколет инженерного труда. А если подсчитать затраты фирм-разработчиков и, прежде всего, RCA, создавшей этот стандарт, то все это выльется в гигантские суммы, для нас вообще немыслимые. В нашей стране и прежде, в советские времена, и ныне мы никогда не располагали такими средствами, которые обеспечили бы выход на передовые рубежи. Мы могли поддерживать только отдельные разработки. Идей у нас действительно было много, а вот аппаратные решения большей частью были американскими, в немногих случаях - европейскими.

В 1948 г. впервые московский телецентр начал регулярные передачи по стандарту разложения 625/50. Позже выяснилось, что это - второй мировой стандарт телевизионного разложения. Так началось противостояние стандартов 525/60 и 625/50, продолжающееся и сегодня. Выбор стандартов цветного кодирования внес свой вклад в многостандартность телевизионного вещания - три системы кодирования и множество их модификаций. Это серьезно осложнило и международный обмен программами и стало определенным тормозом в самом развитии глобальных мировых систем вещания. Лишь относительно недавно были, благодаря методам цифровой обработки, сняты многие проблемы, порожденные многостандартностью аналогового телевидения. Наступит ли успокоение с переходом к цифровым системам?

Я хочу напомнить, что черно-белых систем в послевоенном мире было не две, а четыре. До 1964 г. в Англии действовала система 405 строк, а во Франции - 819. Я помню, как французы на московской выставке в 1959 г. свои доклады всегда начинали со слов: "Как известно, французское телевидение - самое лучшее в мире". Но к 1964 г. и англичане, и французы поняли, что их страны недостаточно велики, чтобы работать по отдельным системам вещания. Тогда они и перешли на вещание с разложением на 625 строк. Тем не менее, еще 5 или даже более лет в той и другой странах основные программы в эфир передавались параллельно по двум стандартам. Интересно, что система SECAM или, если быть более точным, "Анри Д'Франс" первоначально была создана для стандарта разложения на 819 строк, и в этом корни всех наших проблем с этой системой.

Сейчас мы имеем три системы цветного кодирования и хотелось бы, чтобы с переходом на цифровое вещание возник бы единый мировой стандарт, поскольку Земля, как оказалось, не столь велика, чтобы иметь несколько телевизионных стандартов. Телевидение в наше время стало глобальной системой. Но очень тревожит печальный опыт цифровой видеозаписи, где единого стандарта так и нет! Многие пытаются предложить единый цифровой формат видеозаписи, но ни Sony, ни Panasonic, ни другие участники этого процесса не соглашаются объединиться, и воюют за свою долю рынка. А ведь вариаций в цифровых системах значительно больше, чем в аналоговых. Скажем, Рекомендация MPEG-2, которую иногда именуют стандартом, хотя строго это и не так, позволяет иметь многие варианты с различными полосами частот, но еще больше - с алгоритмами кодирования.

Сейчас принимаются меры к тому, чтобы не оказаться связанными каким-то "стандартом де-факто". Так, коллегия министерства Связи весной этого года по просьбе Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию приняла решение о разработке временных технических норм на компрессированные телевизионные сигналы и каналы для компрессированного сигнала. НИИР и ВНИИТР поручено заняться такой разработкой.

Мировой стандарт, если он будет, появится, как я понимаю, вслед за американским стандартом. Этому не стоит удивляться. Если Япония - лидер в разработках и производстве аппаратуры профессионального телевидения, то Америка - лидер в потреблении такой аппаратуры. Именно потребитель диктует на рынке. Японцы ничего серьезного не сделают без уверенности, что это будет принято американским рынком. И только потом появляются вариации профессиональной аппаратуры для Европы или для России. Конечно, хотелось бы надеяться на единый цифровой стандарт, но что-то мало в него верится.

А что в связи с этим можно сказать о проекте DVB?

Это европейский ответ на американские усилия. В США сейчас идет разработка стандарта цифрового вещания. К этой работе привлечены все гиганты. Но пока не ясно, когда эта работа будет закончена. Безусловно, этот стандарт должен будет предусматривать и теперешнее вещание, и какие-то варианты ТВЧ (В публикации С. Новаковского, стр. 43, приводится информация о цифровом стандарте КБА США). Я полагаю, что DVB - проект интересный. В любом варианте следует иметь альтернативу американским усилиям. У американцев свои интересы, и мы не можем полностью следовать за ними. У японцев, в основном, интересы производителей. Все свои проблемы они оптимизируют по отношению к интересам производства телевизионной техники, а не, скажем, к интересам компаний-операторов. Американцы нас в свои игры не приглашают, а европейцы - принимают. Поэтому мы участвуем в исследованиях по DVB, и надеюсь, что сможем сказать свое слово.

Есть ли у системы SECAM будущее? Этот вопрос все чаще звучит в письмах, приходящих в редакцию. Авторы многих писем высказываются за немедленный переход к вещанию по системе PAL - и выдвигают достаточно убедительные аргументы.

Считаю, что будущего нет, но есть настоящее, которое может быть довольно долгим. Система SECAM реализована в большом числе телевизоров. Пока эти телевизоры работают, мы не можем перейти на какую-либо иную систему вещания. В частности, система SECAM, если должным образом применить современные технических решения и использовать вполне реализуемый запас по качеству, больших проблем, на деле, не создает. Я должен сказать, что самые большие сложности, связанные с SECAM возникают при производстве программ, а не при вещании.

Сейчас уже многие телецентры России во внутреннем производстве используют систему PAL. И это не случайно. Профессиональная аппаратура системы PAL значительно дешевле, чем SECAM. А некоторые вообще используют компонентные системы, которые обеспечивают серьезные преимущества. В частности, в этом случае не требуется многократное перекодирование. Система SECAM, фактически, применяется теперь только в открытом эфире. Но там она и останется, какие бы иные мнения не бродили. Я вообще не вижу здесь каких-либо проблем. Для отказа от вещания по системе SECAM нужны серьезные революционные изменения. К примеру, это может быть переход к эфирному цифровому вещанию. Я мечтаю, что в Москве появится четвертая ОСЦТ, но теперь опытная станция цифрового телевидения.

"У России особенная стать..." - эта фраза из известного стихотворения многие десятилетия была для страны формулой жизни и прогресса. Каков же ныне российский путь в развитии телевидения?

Надеюсь, что теперь никакого российского пути не будет. За все время существования советского телевидения и радиовещания было несколько попыток найти свой путь - и нам все это дорого стоило. Современное телевидение - система глобальная, а потому следует идти в ногу со всем человечеством и знать свое точное место в этом. Мы приближаемся к событиям, важным для судеб всего человечества.

Человечество пережило века аграрные, индустриальные, следующий будет, по-видимому, определен как век информатизации. По подсчетам некоторых экономистов именно на рубеже столетий произойдет невидимая революция в экономике, когда денежные обороты в сфере информации превысят обороты в материальном производстве. Можно только догадываться, насколько глубокими окажутся социальные последствия такой революции. Ведущие державы это уже поняли и, например, идея сплошной информатизации общества в США превратилась в национальную идею. Этим вопросом заинтересовалось и "мировое правительство" - Большая Семерка лидеров великих держав. Мы все надеемся, что Россия станет там восьмым членом. На совещании Большой Семерки в 1995 г. в Галифаксе (Канада) и в 1996 г. в Лионе (Франция) обсуждались проблемы создания Глобального информационного сообщества, базой которого должна стать Глобальная информационная структура.

Такие системы экономически разумны, когда реализуются именно в глобальном масштабе. Они просто нерациональны в рамках одной страны - пусть и самой великой.

Глобальная информационная структура - не фантастика, она уже создается. Все технические новинки сейчас приходят в Россию очень быстро - к примеру, сотовый телефон, о котором еще пять лет назад даже не мечтали.

Очень скоро мы забудем о дефиците каналов - даже широкополосных телевизионных, в частности, благодаря "информационным магистралям", которые, подобно скоростным автомобильным трассам, соединяют не отдельные города - но только страны и континенты. Они прокладываются лишь по направлениям, условно, Север - Юг, Запад - Восток, а к городам - только ответвления.

Прокладка волоконно-оптических кабелей ведется и у нас, причем интенсивно. Много строит Министерство связи (теперь это Госкомсвязь). Преуспели и железнодорожники - ими скоро будет проложено 19 тыс. км кабеля вдоль основных железных дорог России. Замечу, что собственные информационные потребности железных дорог - около 5% емкости волоконно-оптических каналов, остальное пойдет на коммерческий рынок. Этим же занимаются и энергетики. Они на всех своих высоковольтных линиях электропередачи подвешивают волоконно-оптические кабели. Следует заметить, что такие линии проходят вплоть до отдельных ферм. Кабели вплетаются в нулевые провода, расположенные в верхней части ЛЭП, подвешиваются на опорах и даже наматываются на фазовый провод. Эта, уже широко развернутая, работа создает огромный ресурс для будущей системы связи.

Спутники на геостационарной орбите будут, вероятно, полностью переключены на вещание, а системы связи - на низколетящие спутники (низколеты) с высотами орбит от 700 до 1500 км. Ставятся такие цели: сигнал должен найти абонента в любой точке Земли. Антенна индивидуального приемно-передающего устройства должна быть ненаправленной и иметь малые размеры и массу. Именно поэтому орбиты спутников должны размещаться невысоко, а самих спутников - должно быть много. Система Telede-sic предполагает группировку из 840 спутников, которые "опутывают" все небо над Землей без пропусков. Такая система одинаково легко обслуживает аул в горах и столицу, остров в океане и деревушку в Сибири.

Первичные системы на низколетах предусматривали лишь телефонную связь и электронную почту. А вот система Telede-sic ориентирована на широкополосные каналы, сопоставимые по пропускной способности с волоконно-оптическими. Таким образом, создаются две глобальные информационные системы, которые позволят решить любые проблемы и вещания, и связи - решить по принципу: всегда, везде и всем. Я слышал такое определение идеальной системы связи, которое принадлежит, кажется, Н. Винеру: "Если вы вызвали абонента, а он вам не ответил, это означает: абонент только что умер". Так и задумана глобальная информационная система.

Сеть Интернет - современная реальная модель будущей Глобальной информационной инфраструктуры. Она уже сейчас используется для вещания. Так, наша радиостанция "Голос России" уже более года ведет передачи по сети Интернет для общения со своими зарубежными слушателями. Раз в сутки на сервере заменяются страницы английского и российского текстов, причем вместе с иллюстрациями и звуковым рядом. Это принесло куда больше откликов, чем традиционное вещание на коротких волнах. И важно, что стали приходить отклики от слоев населения, на которые мы не рассчитывали при обычном вещании - это студенчество, научные и деловые круги. Они, гуляя по Интернету, нет-нет, но выходят на нашу информацию и начинают ее использовать.

Естественно, будущие информационные каналы слишком хороши, чтобы их использовать для обычного телевидения или даже для интерактивного телевидения. Здесь следует ориентироваться на то, что называют "мультимедиа", т. е. на комплекс информационных услуг и развлечений, доставляемых по каналам связи.

В Федеральной программе развития телевидения и радиовещания, которую ФСТР России разработала и ежегодно обновляет, чтобы не отстать от перемен в нашем быстротекущем деле, мы учитываем мировые тенденции. Жителям всех уголков России в ближайшие годы станут доступны (разумеется, с разными затратами) не менее ста телевизионных программ, бесплатных и платных. Эти программы будут доставляться по открытому эфиру, по космическим каналам, по кабелю и с помощью других средств. Наша цель - добиться того, чтобы среди этих многих программ не менее 10 были бы российскими и не менее трех - бесплатными, государственными. Эти три программы - социально гарантированный минимум. Примерно такая же картина предусматривается для радиовещания.

Использованы материалы с сайта http://www.625-net.ru

(Продолжение следует)

* * *

Справочная книга oldradio мастера

Схема усилителя низкой частоты с отрицательной обратной связью по току.

В этой схеме резистор, стоящий в цепи катода лампы, и обычно шунтируемый конденсатором Ск, остается "свободным" и по нему протекают и постоянная и переменная составляющие анодного тока лампы. На зажимах резистора возникает падение переменного напряжения Uк. Рассмотрим механизм возникновения в схеме обратной связи. Пусть на входе действует положительная полуволна входного напряжения. Потенциал управляющей сетки лампы возрастает, что влечет за собой увеличение анодного тока лампы. Протекая по резистору Rк, анодный ток создает на нем падение напряжения, также нарастающее по величине. Если считать, что потенциал нижнего конца резистора Rк равен нулю, то получится, что потенциал катода лампы будет нарастать. При этом фаза напряжения, созданного на катоде лампы, совпадает с фазой входного напряжения. Управляющим напряжением любой усилительной электронной лампы, работающей в любой схеме, является не то напряжение, которое приложено к входу схемы, а то, которое действует между сеткой и катодом. В данной схеме это напряжение состоит из двух напряжений: напряжения входного сигнала и напряжения, образованного на катодном резисторе (напряжения обратной связи). Оба напряжения включены между собой последовательно и (с учетом фаз) навстречу. Напряжение Uк, оно же напряжение обратной связи по цепи связи, вычитается из напряжения Uвх, т.е. Uск=Uвх-Uк.

Вследствие этого коэффициент усиления каскада уменьшается.

Для устранения отрицательной обратной связи достаточно уничтожить падение переменного напряжения на катодном резисторе Rк, что обычно и делается путем включения параллельно этому резистору конденсатора Ск.

Отрицательную обратную связь можно сделать частотно-зависимой, т.е. зависящей от частоты выходного сигнала. Для этого необходимо зашунтировать резистор Rк конденсатором Ск небольшой емкости (тысячи Пикофарад). Тогда на высоких частотах сопротивление такого конденсатора будет достаточно малым, обратная связь окажется ликвидированной и коэффициент усиления каскада будет иметь максимальную величину. На низших частотах сопротивление конденсатора Ск велико, поэтому явление отрицательной обратной связи будет проявляться сильно и коэффициент усиления каскада на этих частотах будет значительно меньше.

Именно действием отрицательной обратной связи можно объяснить малый коэффициент усиления (единица на одно "плечо") в рассмотренной ранее схеме фазоинверсного усилителя с разделенной нагрузкой.

(Продолжение следует.

Использованы материалы из книг:

1. Батраков А.Д, Кин С.Э. Элементарная радиотехника. Часть 2. Ламповые радиоприемники. М.-Л.: "Государственное энергетическое издательство", 1952. - С.7-68.

2. Комаров Е.Ф. Учебное пособие радиотелемастера. Москва: "Издательство Досааф", 1970. - С.66-82. 

* * *

В следующем номере:

В следующем выпуске рассылки будет приведено краткое описание лампового телевизора "Ленинград Т-2", а также будут помещены резюме очередной книги по ламповой радиоаппаратуре, продолжение обзора "Летопись радиотехники и радиовещания", опубликованы новости "Виртуального клуба владельцев ламповой аппаратуры", "Радио новости из Интернета", продолжение "Справочной книги oldradio мастера" и Ваши вопросы и наши ответы.

* * *

Периодичность рассылки: 2 раза в неделю.

   
  • Вопросы и предложения присылайте по E-mail: sef2000@iname.ru или vaccination@mail.ru
  • (с) 2000 Все права на дизайн электронной рассылки "Сводки с эпидемического фронта" и содержание тематических выпусков "Вакцинация" в рамках рассылки принадлежат Интернет-агентству "Сводки с эпидемического фронта", авторам электронной рассылки "Сводки с эпидемического фронта" Бекзентееву Рустаму и Вадиму Мельнику. Копирование и воспроизведение дизайна рассылки "Сводки с эпидемического фронта", любых материалов (в письменном и/или электронном виде) из тематических выпусков "Вакцинация" возможно только после получения письменного разрешения от авторов рассылки.
  • Тематические выпуски "ГРИПП!", "Вакцинация" и "СПИД" формируются по мере поступления материала, но не реже 1 раза в неделю - по средам или пятницам.
  • Техническая поддержка выпуска - служба "Донецкая баннерная система" (DBS) - (http://top.donetsklink.com).
  • Приведенные в рассылке материалы получены из доступных средств массовой информации (СМИ) и подаются "as is".
  • Мы даем наш комментарий в том случае, если в источнике допущена ошибка. Помимо случаев с ошибками, мы оставляем за собой право комментировать новости там, где требуется справочный материал и в случаях, когда мы имеем дополнительную информацию по теме новостной сводки.
  • Особо подчеркиваем, что мы не несем ответственности за последствия самостоятельного использования медицинских рекомендаций, которые могут присутствовать в приводимом нами материале. Последние могут служить только для ознакомительных целей, а любые медицинские вмешательства должны быть произведены только под контролем врача.
  • Присылаемые к нам материалы должны обязательно иметь ссылку на источник информации!
  • Приводимые нами ссылки на сайты и другие источники информации не несут коммерческой или рекламной нагрузки!
   
 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное