...Прошли мы мимо мечети и углубились в кварталы Старого города.
Кварталы - это не совсем то, что вы думаете. Их много, как они разделены - я,
честно говоря, не знаю. В моем понимании это, скорее, районы, где можно из
одного перейти в другой, из Армянского в Еврейский. Очень легко заблудиться,
свернув куда-нибудь в сторону, и мы движемся друг за другом в плотном потоке
таких же, как и мы, туристов. По какому-то тоннелю со множеством маленьких
лавчонок по бокам. Их здесь неисчислимое множество. В Армянском - в основном
изделия из серебра и золота, в арабском - восточные сладости, очень много
какой-то утвари, позеленевшей от времени. Говорят, что все эти безделушки,
продаваемые за сущий пустяк, добываются путем контрабанды из раскопок под
землей. И никто, кроме специалистов, не знает, какова их истинная стоимость.
Сразу вспоминается лампа Алладина и прочие сказки на арабские мотивы. Я
приобрел там кальян и великолепные четки из янтаря для своих друзей. А
кальян, заправленный каким-то табаком из цветов, мы курили на работе,
справляя какое-нибудь торжество, передавая его друг другу по очереди, как
трубку мира. Ни кайфа, ни удовольствия особого я лично в этом не видел, но
как-то это сближало. Все-таки в человеке очень неглубоко сидит чувство
общности, стаи.
Еврейский квартал запомнился маленькими двориками, чистотой и спокойствием.
Как я понимаю, живут там верующие иудеи.
Прошли по улочкам, завернули куда-то и вдруг вышли на какую-то небольшую
площадку, упиравшуюся в ворота, распахнутые настежь. Люди туда входят и
выходят, как-то неторопливо, степенно, только арабские дети тянут чуть ли не
за руку, предлагая купить свечи тоненькие, слепленные плотно в одну связку, с
рисунками на христианские темы и с изображением Иисуса Христа. Числом, как вы
догадались, тридцать три. Много всяких маленьких лавочек-прилавочек с
разнообразной атрибутикой, крестиками, опять же свечами. Вот он, Храм Гроба
Господня. Охватить его с этой точки целиком трудно, так как стоишь прямо
против ворот, а что там с боков - не видно. И поэтому я опять, согласно уже
вроде бы сложившейся по нашему обоюдному согласию традиции, хочу передать
слово людям более в этом вопросе компетентном. А уж о своем восприятии Храма
напишу в следующем выпуске.
Храм Гроба Господня
Патриарший собор Иерусалима, храм Гроба Господня, - самое святое из всех
святых мест христианства: место смерти, погребения и воскресения Христа.
Когда в 325 году Елена, мать Константина Великого, нашла гробницу Христа,
Константин велел соорудить на этом месте первую церковь, строительство
которой было закончено в 335 году. По его приказу с холма были вывезены все
скалы, кроме двух - самой Голгофы, на которой был поднят крест, увенчанный
дароносицей, и гробницы Христа, которую отделили огромной ротондой, дав ей
название Анастазис, что означает Воскресение. Сама церковь возвышалась с
восточной стороны ротонды и имела пять нефов и одну крипту в память о
нахождении креста. Эта церковь была разрушена персами в 614 году.
Реконструкция началась пятнадцатью годами позже.
Завоевавшие Левант мусульмане ввели ограничения на строительство новых
церквей, а в правление халифа аль-Хакима (996-1021) почти все храмы на
территориях, находившихся в сфере влияния Фатимидов, были уничтожены (включая
и храм Гроба Господня в 1009 г.).
В 1036 году мусульмане разрешили византийскому императору Михаилу IV
восстановить храм. В 1042-1048 годах Константин Мономах переделал ротонду над
Гробницей Христа в церковь, прибавив галерею и восточную апсиду.
Крестоносцы, захватив в 1099 году Иерусалим, увидели церковь в том виде, в
котором она была воссоздана при Константине Мономахе. Они сочли ее
недостаточно красивой для места, где был погребен Спаситель, и начали работы
по капитальной переделке и украшению церкви.
Особое внимание крестоносцы уделили эдикуле над самим Гробом Господним -
небольшому, отдельно стоящему сооружению над гробницей, находящейся в ротонде
Анастазис ("Эдикула" - ниша с колоннами, увенчанная фронтоном; в православной
традиции - "кувуклия"). Русский паломник Даниил Черниговский, посетивший
Святую Землю в 1106-1108 годах, упоминает о серебряной статуе Христа в
человеческий рост, помещенной франками на верху эдикулы. Свидетельство
Даниила - единственный источник наших сведений о первых попытках крестоносцев
украсить гробницу. В 1119 году эдикула была заново украшена мраморной
скульптурой и мозаиками...
Кроме своей сакральной роли, храм Гроба Господня играл в Латинском
королевстве и важную политическую роль: в 1100-1187 годах он был королевской
усыпальницей (в 1100 году умер Готфрид Бульонский, и его гробницу поместили
при входе в часовню Адама у подножия Голгофы, что создало прецедент для
захоронения всех последующих королей вплоть до 1187 года.), а с 1131 года
здесь происходили коронации. Именно в это время возник план переделки
существовавшей около Гроба Господня византийской церкви.
Основные работы проводились в 1140-х годах. Программа была очень
впечатляющей: Святые Места оформлялись в контексте единого архитектурного
комплекса, сосредоточенного вокруг эдикулы Гроба Господня, Голгофы и Темницы
Христовой (где, по преданию, находился Христос вместе с двумя разбойниками во
время приготовления орудий казни). Был разработан план паломнической церкви
("паломническими церквями" называли романские храмы, в которых хранились
ценные реликвии, привлекавшие большое число паломников) в форме
неравноконечного креста (по западному образцу) - с средокрестием, трансептом,
хором, крытой внутренней галереей и системой радиусных часовен, - который
позволял включить уже существующую ротонду в строение с двумя куполами,
колокольней и великолепным новым южным главным входом. И внутри, и снаружи на
капителях появились выпуклые фигуративные и нефигуративные орнаменты,
внутреннее пространство церкви и капеллы Голгофы покрылось мозаиками, из
которых до наших дней сохранилась только одна - образ Христа. На южном фасаде
трансепта мозаикой была выложена композиция на тему Noli Me Tangere ("Не
прикасайся ко мне" - слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные им Марии
Магдалине, когда та пришла к гробу и не нашла в нем Иисуса, а потом встретила
Его в саду и сначала не узнала, а приняла за садовника), перемычки украшены
резьбой в итальянском стиле. Над левой дверью были изображены сцены из жизни
Христа, связанные с Иерусалимом и его окрестностями. Над правой дверью
перемычка в виде спирали с завитками напоминала дерево жизни (arbor vitae)
под, вероятно, находившимся на тимпане изображением Распятия. К востоку, на
месте большой базилики, возведенной Константином I (335 г.) и разрушенной
аль-Хакимом, была построена крытая аркада (клуатр), вокруг которой
расположились монастырские здания для каноников, служивших в храме. Под
клуатром находилась крипта с часовней св. Елены.
В реконструкции храма Гроба Господня, этом уникальном проекте крестоносцев,
архитектурное и декоративное решение являло собой воплощение сплава восточных
и западных традиций. Храм был освящен 15 июля 1149 года, спустя 50 лет после
захвата Иерусалима и стал образцом для последующих подобных проектов,
например в Вифлееме и в Назарете.
После захвата Иерусалима хорезмийцами в 1244 году храм вновь подвергся
значительному разрушению. Восстановлен в 1719 году и тогда же, из-за
значительных разрушений, был частично перестроен.
В 1808 году храм был почти полностью уничтожен пожаром и восстановлен в 1810.
Письма из Далека
Есть уже письма, есть. Не публикую их по двум причинам: во-первых, уж очень
они хвалебные, а я считаю, что этого не заслуживаю, хотя и очень приятно, что
рассылка вам нравится. И вторая - не пишет никто, предназначено ли письмо для
публикации или прислано мне лично. Я понимаю, что не все собираются писать об
этом, и поэтому хочу договориться: нет ссылок на какое-то особенное отношение
- поступаю по своему усмотрению. Договорились? А так как завтра -
православная Пасха, то заодно хочу поздравить всех, кто верит в Иисуса
Христа, с этим праздником. Христос воскрес! Сам я уже успел отметить
еврейский Песах, Католическую Пасху, вчера выдать дочку замуж, а завтра буду
провожать гостей и отмечать православную Пасху. Хотя организм уже начинает
сопротивляться. Желающих прочитать несколько анекдотов в тему - милости прошу
в последний выпуск " Всячины ...". Ссылка на архив внизу.
Неизвестная Африка, и почему я оказался в тропиках. Гвинея. Гвинейские дети и
взрослые. Кокосы, манго, авокадо, и как их здесь едят. Змеи, скорпионы и
летающие тараканы. Малярийные комары и лихорадка. Возможно ли со всем этим
жить? Барракуды и акулы. Особенности рыбалки в Атлантическом океане. И
многое, многое другое!
RULEZZZ! - рассылка компьютерного юмора! Более 9 тысяч подписчиков. Мы
смеемся на своем языке!
Реальные истории и просто рассказы,
анекдоты, афоризмы и фотоприколы на компьютерную тематику в каждом выпуске!
Размещение материалов подписчиков.
3-4 раза в неделю для вас 50кБт самого свежего материала. Оцени
профессиональный юмор.!