Останавливаемся на смотровой площадке. Очень необычно и красиво. Все видно,
как на ладони. Слава объясняет. Вот Старый город. Стена Плача, Масличная гора,
где похоронены те, кто восстанет первым, когда придет суд Божий. Быть похороненным
на этом месте - мечта всех верующих. Хоронят самых-самых, чьи заслуги неоценимы.
Но за большие, нет, ОЧЕНЬ большие деньги можно попасть и тем, кто в религиозном мире
неизвестен. Я был там несколько раз, но, к сожалению, ничего не понял. Плиты с высеченными
на них словами на иврите и цифрами. Камешки на плитах - значит, кто-то посещает, так как у иудеев
вместо цветов кладут камни. Я не видел других захоронений, но, наверное, похоронены и представители
других религий. Потому что рядом находится православный монастырь, во время нашего посещения не работающий,
и мечеть. Но я забегаю вперед, аж в третье мое посещение Израиля. А пока наш уважаемый гид рассказывает
историю Иерусалима.
Иерусалим - древнейший из ныне живых городов (после Иерихона,
конечно). Недавно в Израиле праздновали 3000-летие еврейского
присутствия в Иерусалиме. Но и до этого, если верить надписи фараона
Мернептаха (1213 - 1203 до н. э.), и археологическим данным, здесь (на
холме Офель, сегодня - "Ир Давид") было не просто евуссейское
поселение Салем, но вполне значимый, хорошо укрепленный город.
Начиная примерно с середины XVI века до н. э. история Иерусалима в
значительной степени была связана с египетской активностью в Азии и с
ответными действиями враждебных Египту северных соседей - хурритского
царства Митанни и пришедшей ему на смену хеттской империи.
Здесь проходил так называемый "Via Maris" - международный путь,
соединяющий Египет с Сирией через прибрежные равнины и долины северной
Палестины. Эта узкая полоска земли между Средиземным морем и пустынями
на востоке была чрезвычайно важна как Египту, так и его противникам на
севере.
Египтяне контролировали эту территорию из нескольких административных центров.
Наиболее важными из них были: Газа (где находился главный правитель), Яффа
и Бет-Шеан. Там египтяне завели собственную систему управления и поставили
небольшие гарнизоны солдат для поддержания
египетского контроля над страной. Наиболее значительными хананейскими
городами были: Лахиш, Гат, Хацор, Мегиддо, Акко, Ашкелон, Ашдод, и -
Иерусалим.
А между этими полунезависимыми центрами цивилизации бродили бедуинские
племена - "шасу", как их называют в документах из Тель-Амарны, и банды
деклассированных элементов, которых те же документы назвают "хабиру".
Наверное, это и были предки нынешних "хибру" - евреев. Объединенные, в
конце концов, вышедшей из Египта под предводительством Моисея группой
левитов, они захватили со временем разоренные египетской эксплуатацией
города и создали свое государство.
Ну а потом - известная история: Давид выкупил у "Орны-евуссеянина"
стратегическую высоту - холм Мория, возвышавшийся над Салемом, а через
несколько лет захватил и сам город, проникнув в него по водным
туннелям из Кидронской долины.
<
При Давиде город стал столицей объединенного царства, его сын -
Соломон построил первый Храм Единому богу, хранилище Ковчега завета...
С этого и начинается история собственно Иерусалима.
До 73 г. н.э. город был населен евреями. Его захватывали вавилоняне,
греки, римляне... Он был столицей Иудейского царства, и религиозным
центром для рассеяных по всей ойкумене евреев. Во время вавилонского
плена были написаны строки псалма "На реках Вавилонских": "Если забуду
тебя, Иерусалим, да отсохнет десница моя...". Его разрушали,
восстанавливали... обычная судьба древнего города.
Но после иудейского восстания в 73 году он был разрушен, казалось,
окончательно, как гордый Карфаген: жители изгнаны, здания разрушены,
сама земля вспахана и засеяна солью. Даже имя свое он утратил,
превратившись в Элию Капитолину - отдаленный гарнизон римской империи.
Город исчезает из сферы политики и географии, сохраняя жизнь лишь в
молитвах иудеев и христиан. Недолгое владычество христианизированного
Рима и его преемницы - Византии несколько оживили город, украсив его
многочисленными церквями, но физически он тихо умирал в тени "второго
Рима". Арабское завоевание окончательно "убило" его, переведя из
ведения географии в область богословия.
В эпоху крестовых походов, когда последний раз Иерусалим находился в
центре внимания тогдашнего цивилизованного мира (как европейского, так
и мусульманского), говорить о таком различении было бы не корректно: в
средневековом сознании, "принятие креста", паломничество в Иерусалим и
было семантически адекватно восхождению на небеса.
А после нового мусульманского завоевания, город и вовсе перемещается в
духовную сферу, оставляя на выжженных холмах лишь бренные свои
останки, все больше разрушаясь, погружаясь в сонную левантийскую
одурь, в пески. Настоящая жизнь его - в молитвах и мечтах иудеев и
христиан (для мусульман осознание духовной роли Иерусалима - реакция
на европейскую экспансию и сионизм евреев. Недаром, в 1229 году
египетский султан Малек эль-Камиль, "отдавая" Иерусалим императору
Сицилии и Германии Фридриху II, сказал: "Я, в принципе, ничего
особенного не потерял, лишь церкви и разрушенные дома").
К началу XIX века Иерусалим был отдаленным провинциальным городом
Оттоманской Империи, управляемым из Константинополя. Сменяющиеся
турецкие губернаторы поддерживали какой-то порядок при помощи
небольшого военного гарнизона. В 1838 году в Иерусалиме было менее
16000 жителей. 5000 из них были арабами-мусульманами, 3000
арабами-христианами, и 6000 евреями. Кроме того, в городе проживали
около ста европейских миссионеров и торговцев и 800 турецких солдат.
Сонное оцепенение продолжалось до середины прошлого века.
Возвращение Иерусалима на землю, превращение его из умозрительного
"горнего Иерусалима" в реальный живой город начинается с 30-х годов
прошлого столетия.
Началось все с "голой" политики - ослабления Оттоманской империи,
приведшего к Карловицкому миру в 1699 году (и окончательному крушению
Великой Порты в начале 20-го века). Центральной Европе больше не
грозило турецкое нашествие. Египетская же кампания Наполеона 1798 еще
более усилила этот интерес. С армией Бонапарта в Египет попали
писатели и художники, топографы и ориенталисты. Они - ученые, то
есть, - стремились поближе познакомиться со знаменитыми местами,
упоминаемыми в Библии, делали зарисовки, писали статьи. И заражали
своим искренним интересом почтенную публику. Восток стал моден...
К 1896 году население Иерусалима увеличилось до 45300 человек: 28000 из них -
евреи, 8700 арабы-христиане, и 8600 арабы-мусульмане.
Демографическое давление привело к строительству зданий и районов на
холмах вне стен, окружающих город с XVI века. А главное -
город остался местом, достойным посещения, европейскими ли принцами,
российскими ли крестьянами. И никакая земля не казалась слишком
отдаленной, чтоб избежать притягательной силы Святого города.
Вот в этот город, рассказ о котором мы слушали с большим интересом,
нам и предстояло войти буквально через несколько минут. Вы, конечно, понимаете,
что то, о чем нам рассказывал Слава, несколько стерлось в моей памяти и, боясь ошибиться,
я дополнил его из документальных источников. Но не только поэтому. Я еще попробую рассказать
вам о своих впечатлениях обо всем увиденном. И очень хочу, чтобы между сухих строчек
документального изложения текста вы почувствовали, что это такое - ступать ногами по следам
3000-летней истории. И пусть наша рассылка станет от этого менее живой ( а я и в дальнейшем хочу прибегать
вот к таким переходам от документального текста к живому изложению) - потерпите. Будут еще и приключения и интересные
встречи и опасные походы и необычные обряды. Я вам это обещаю. А, как говорил один киношный герой, "Сеня Колышкин - трепаться не любит!".