Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потому что круглая Земля.

  Все выпуски  

Потому что круглая земля.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Потому что круглая земля.

ВЫПУСК №6. 16 апреля 2003г.



Израильский дневник



Иерусалимский синдром

Уже достаточно долго мы стоим на смотровой площадке, а Слава все рассказывает без остановки, предлагая по ходу посмотреть то вправо, то влево. И всякий раз следует очередная история, переплетая прошлое с настоящим. Вот внизу, на склоне горы, прямо под нами, небольшие строения. Это арабская деревушка. Арабы-мусульмане отсюда убежали, основав в соседних с Израилем арабских государствах палестинские лагеря беженцев. Но арабы-христиане, лояльно относящиеся к Израилю, живут на своих прежних местах, имеют израильское гражданство и, соответственно, все права. Есть и мусульмане, но арабская деревушка внизу - христианская. Дома с плоскими крышами, в несколько этажей. Все неспроста. Несколько поколений живут вместе, целыми родами, и если дочь, выходя замуж, как правило, покидает отчий дом, то сын, наследник - будущий глава рода, остается. И, женившись, получает в подарок этаж, надстроенный над предыдущим. Так что по количеству этажей можно определить и количество сыновей. Хорошо, если сыновей двое-трое, а если десять, что совсем не редкость? Этого я не знаю.

Слава рассказывает о том, сколько паломников посещает ежедневно Иерусалим, какие среди них случаются странные истории. Как многие теряют рассудок, внушив себе мысль о том, что они - Мессия... Вот что рассказывает об этом один из основателей израильской психиатрии д-р Хайнц Герман:

"Это состояние (как правило, временное, но в некоторые случаях оно может принять постоянный характер), в которое впадают некоторые люди, приезжающие в Иерусалим в качестве паломников или туристов. Во время посещения святых мест в их поведении возникают странности. Иногда они отождествляют себя со святыми, посланными на землю с определенной миссией. Их приходится в срочном порядке отправлять в государственный психоневрологический центр "Кфар-Шауль". В последние годы этот центр превратился в прибежище для туристов, не выдержавших свидания со Святым городом".

Если в конце первого тысячелетия Иерусалим был глухой провинцией и практически ни для кого не представлял интереса, кроме самих евреев да горстки фанатиков-христиан, то уже в конце XIX века этот город постепенно начал пробуждаться от спячки. Началось интенсивное строительство. Многие страны и конфессии открыли здесь свои представительства. За полвека до этого в Иерусалиме насчитывалось не более 22 тысяч жителей, и паломники, не говоря уже о туристах, сюда почти не заглядывали. Однако постепенно Иерусалим стал местом массового паломничества, и здесь было построено множество гостиниц и даже железная дорога. И тут-то и началось...

Рассказывают ведущие специалисты:
"В 1870 году несколько человек объявили себя пророками: Некий австриец утверждал, что он пророк Элиягу. Окружающие сочли его душевнобольным. Австрийца отправили из Иерусалима в Яффо в надежде на то, что он покинет пределы Палестины. Однако некоторое время спустя его обнаружили совершенно голым в пустыне. Работникам австрийского консульства ничего не оставалось, кроме как взять на себя расходы по лечению больного отправке его на родину. Некий американский еврей, перешедший в христианство, также утверждал, что он пророк Элиягу. "Пророк" остановился в гостинице "Американская колония" и доставил немало хлопот ее владельцам - Горацио и Анне Стаффорд."

По словам иерусалимского психиатра д-ра Яира Барэля, многие годы проработавшего главным врачом центра "Кфар-Шауль", пациентов с иерусалимским синдромом, которых он наблюдал на протяжении последних двадцати лет, можно условно разделить на три группы:

"У некоторых отклонения в психике наблюдались еще до приезда в Израиль. Они прибывают в Иерусалим именно потому, что идентифицируют себя с библейскими персонажами. Один американец-спортсмен заявил, что он - Самсон, и пожелал "перестроить" Стену плача. Его появление на площади у Стены вызвало настоящую панику среди молящихся и он был немедленно направлен к нам. Когда один из врачей начал было убеждать пациента, что он вовсе не Самсон, американец вырвался и убежал. Вскоре он вновь появился у нас и после этого отец забрал его домой. Не так давно на дороге в Иерихон был обнаружен мужчина в набедренной повязке из кожи. В ответ на вопросы палестинских полицейских он бормотал что-то невнятное. Полицейские обратились к офицеру ЦАХАЛа, и тот доставил неизвестного в "Кфар-Шауль". Врачи тут же узнали "Иоанна-крестителя", который уже дважды был их пациентом."

"Душевнобольные со вторым видом иерусалимского синдрома, - сказал д-р Барэль, - приезжают в составе организованных групп. До поездки у этих людей не было выявлено никакой психопатологии. Неожиданно у них возникают галлюцинации. Среди них попадаются и евреи, которые вдруг заявляют, что хотели бы увидеть "Красную корову" и поработать в Третьем храме".


Третий вид синдрома поражает сравнительно небольшое число пациентов.

"Как правило, это совершенно здоровые люди, без всяких наследственных проблем, утверждает д-р Барэль. - Они приезжают в качестве обычных туристов и неожиданно начинают чувствовать беспокойство. Такие люди могут заявить экскурсоводу, что хотели бы осмотреть Иерусалим в одиночестве. Они надевают длинные белые одежды наподобие тоги и начинают распевать псалмы. Служащие гостиниц и экскурсоводы направляют их прямо к нам. Это состояние проходит через неделю или дней десять. Когда больные приходят в себя, они выглядят очень смущенными, утверждают, что ничего не помнят, и вообще не хотят говорить на эту тему".

Я не один раз был в Иерусалиме, но только два раза - вместе с экскурсоводом. Это, конечно, совершенно разные вещи, но и впечатления самые сильные были первый раз и, отчасти, второй. Потом уже мы бродили сами, посещали те места, которые казались нам интересными. И я даже не знаю, как мне повести свой рассказ, если все это настолько слилось в моей памяти, что разбить на отдельные части будет нелегко. Наверное, нужно просто рассказать о главном - о Старом городе.

Старый город

Старый Город - сердце Иерусалима. До середины прошлого века - весь Иерусалим...

Некоторые любят называть его "семивратным". Мол, Фивы - не Фивы, а и мы не хуже. И в самом деле: "действующих" ворот, через которые можно войти в Старый Город, семь. Это Яффские, Сионские, (они же врата Давида), Мусорные (в православной традиции "Гнойные"), Львиные (они же Овчьи, они же св. Анны, они же св. Стефана, они же Гефсиманские), Цветочные (они же Ирода), Дамасские (они же Шхемские) и Новые ворота. Но есть еще и заложенные арабами Золотые ворота, ворота Хульда, Айюбитские ворота, возле Мусорных... Открыты на Офеле и ворота времен Первого Храма, но они сегодня вне городской стены (построенной в 1537-41 годах султаном Сулейманом Великолепным) и в счет, конечно, не идут, как и "Врата Осуждения" и многочисленные ворота, ведущие на Храмовую гору из города.

Но через какие из существующих ворот ни вошли бы в город, вскоре мы начинаем чувствовать, что все в нем сконцентрировано вокруг двух центров. Идем ли мы, войдя через Львиные врата, по Via Dolorosa ко Гробу Господню, мы ощущаем слева невидимую отсюда Храмовую гору. Входим ли мы через Мусорные врата, чтоб прикоснуться к Котелю ("Котель а-маарави", "Западная стена" - так здесь называют Стену плача), мы не можем не ощутить притяжение храма Гроба Господня...


До встречи!
ВАШ ЯКОВ

Моя почта



Рассылки Subscribe.Ru
Потому что круглая земля.
Рассылки Subscribe.Ru
Всячина всякая от Якова

Архив рассылки "Всячина..."

Архив рассылки "Потому что..."


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное