История ( http://worlds.ru ):
Цепная реакция [Нидерланды http://worlds.ru/europe/netherlands/]
Детский визг, крики, аплодисменты, свистки практически заглушили наш разговор
с пресс-секретарем амстердамского музея НЕМО Хейндрике Схенк. «Галдят, как в
аквапарке, правда?» — привычно отреагировала она. И с гордостью добавила: «Это
наша цепная реакция!» Оказалось, что Цепная реакция — главный аттракцион музея
НЕМО. И заканчивается он отнюдь не губительным ядерным взрывом, а радостными
воплями зрителей — участников процесса.
Автор: Голубовский
Статья: Цепная реакция http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=563
Сайт: Вокруг Света## http://www.vokrugsveta.com.ua
Детский визг, крики, аплодисменты, свистки практически заглушили наш разговор
с пресс-секретарем амстердамского музея НЕМО Хейндрике Схенк. «Галдят, как в
аквапарке, правда?» — привычно отреагировала она. И с гордостью добавила: «Это
наша цепная реакция!» Оказалось, что Цепная реакция — главный аттракцион музея
НЕМО. И заканчивается он отнюдь не губительным ядерным взрывом, а радостными
воплями зрителей — участников процесса.
Этапы небольшого пути
У очень молодого музея НЕМО непростая судьба. Он возник на базе организации,
которая сначала в 1920—1930-е годы называлась Музеем труда, а в 1950—1960-е —
Голландским институтом индустрии и технологий. К концу 1980-х стало очевидно,
что в стране образовалось слишком много профессоров и слишком мало студентов.
Тогда-то и возникла идея образовательного музея, который мог бы пробуждать интерес
к науке и технологиям с самого раннего возраста. Строительство продолжалось 6
лет, и наконец летом 1997 года музей был
открыт с большой помпой — ленточку перерезала сама королева Нидерландов Беатрикс.
Назывался тогда музей пышно и не очень внятно — «Новый метрополь». Через два
года у «Нового метрополя» начались вполне старые и понятные финансовые трудности,
и ему даже пришлось пройти через процедуру банкротства. И тогда руководители
музея решили поменять его концепцию, отталкиваясь в первую очередь от раскрученной
архитектуры Ренцо Пьяно. Вернее, от того, как ее восприняли в городе и мире.
На первый план выдвинулась столь нелюбимая архитектором (наверное, оттого, что
слишком уж очевидна) корабельная символика и эмблематика. «Зеленый корабль Пьяно»
стал и логотипом музея, и его главным PR-инструментом.
Официально музей стал именоваться Национальным центром науки и технологий. Есть
и другое название, отражающее суть построения экспозиции и взаимоотношений музея
с его посетителями, — «Занимательное путешествие между реальностью и фантазией».
Название НЕМО, отсылающее к роману «20 000 лье под водой», по мнению сотрудников
музея, очень «морское» имя, которое к тому же прекрасно отражает образ путешествия
на грани вымысла. За НЕМО потянулись: музейное кафе «Наутилус», «палубы»-залы,
на которых разворачивается рассказ-игра о законах мироздания, информационных
технологиях, тайнах биохимии и генетики, загадках человеческого мозга и сознания,
законах функционирования общества вообще и экономики в частности. Название НЕМО
удачно прежде всего потому, что
в переводе обозначает «ничто» — пустое открытое пространство, внутри которого
детская фантазия с помощью музейных технологий может превратиться пусть в виртуальную,
но реальность.
Сейчас положение НЕМО стабилизировалось. Сюда привозят школьников со всей Голландии
(во время каникул, а также в июле и августе музей работает без выходных). Появились
заинтересованные партнеры и спонсоры, которые видят в посетителях музея своих
будущих студентов и сотрудников. Среди них и Амстердамский университет, и такие
солидные и связанные с высокими технологиями компании, как Philips, IBM и ряд
других.
Руками трогать — обязательно!
Интересно, что современные дети, избалованные навороченными компьютерными играми-имитациями
и головокружительными аттракционами парков развлечений, в этом музее чаще всего
прилипают к экспонатам, сделанным из самых что ни на есть подручных материалов
— тех, что можно найти на любой помойке. Спокойно, без пафоса, даже с некоторой
долей иронии объясняющим, как в этом мире все устроено и «почему оно работает».
Причем объекты эти (язык не поворачивается называть их экспонатами) оживают,
только когда их трогают,
крутят, вертят, нюхают — словом, когда с ними играют. Здесь действует строгое
правило, записанное во все программные документы музея, — трогать руками обязательно!
Сотрудники НЕМО, которые делают большую часть экспонатов и экспозиций своими
руками, утверждают, что они всегда демонстрируют процесс, но не результат. Причем
посетитель оказывается или участником, или руководителем процесса — он не любуется
каким-то готовым и совершенным во всех отношениях продуктом цивилизации, как
во многих других музеях науки и техники, а моделирует природные явления и технологические
достижения человечества. Поскольку посетители НЕМО — это прежде всего школьники
от 6 до 16 лет, игра оказывается
главным способом достижения столь высокой цели. Впрочем, и родители, и учителя
играют в простые игры, предлагаемые музеем, с не меньшими, если не с большими,
чем дети, азартом и увлечением.
Хотите поиграть в «игру на бирже», или «в логистику», или в «бизнес-планирование»?
Присаживайтесь к компьютеру (для каждой из этих игр создана локальная сеть),
вставляйте входной билет в специальное гнездо, и сам компьютер или сотрудник
музея объяснит вам, что делать дальше. Кстати, биржевой аттракцион — это точная
копия автоматических бегов в казино, только вместо лошадок по кругу носятся брокеры.
Иногда, правда, логика экспозиционеров музея кажется недостаточно убедительной
— не всегда ясно, почему тот или иной объект или аттракцион соседствует с другим.
Но НЕМО, безусловно, очень молодой и обаятельный музей, как молоды, обаятельны
и симпатичны его сотрудники, которые всегда готовы ответить на любой вопрос,
заданный по-голландски или по-английски (в Голландии английский — практически
второй государственный язык). А вот русской речи я здесь не услышал ни разу…
Объект искусства
Русские туристы редко доходят до НЕМО. А зря. Его, например, вполне можно воспринимать
как площадку для современного искусства. Многие экспонаты напоминают произведения
актуальных художников, а некоторые ими и изготовлены. Фрагменты Цепной реакции
похожи на концептуалистскую инсталляцию — вроде тех, что делает столь любимый
на Западе и практически единственный из известных там российских художников Илья
Кабаков.
Очень выразительным получилось учебное пособие по магнитным полям. Под стеклом
на широком столе — сотни крошечных магнитных стрелок. Если перемещать над ними
сильный магнит, они дрожат и выстраиваются в замысловатый рисунок.
На красной стене в прозрачных полусферах — подсвеченные снизу белые гипсовые
маски жителей одного из индонезийских островов. Все лица — разные. Инсталляция
показывает, как разительно отличаются друга от друга люди, даже живущие на столь
географически изолированном пространстве.
В музее есть и специальное пространство для современного искусства. Это НЕМО-театр,
в уютном зале которого обычно проводятся выставки, презентации, публичные лекции.
За время моего пребывания в Амстердаме здесь открылась очень эффектная выставка
с участием известных художников, работы которых входят в экспозицию знаменитого
амстердамского музея современного искусства Стеделийк. Фотографии, скульптуры,инсталляции,
замысловатые механизмы были посвящены вполне естественнонаучной теме движения.
Все, что стояло
на подиумах, висело на стендах и перемещалось по залу, либо демонстрировало само
движение, либо фиксировало какую-то его фазу.
Самое же, пожалуй, привлекательное для туристов — это местоположение НЕМО. Амстердам
отличается от прочих крупных исторических городов Европы тем, что здесь нет ни
одного «публичного пространства», расположенного достаточно высоко, чтобы с него
можно было рассмотреть город, например, ратуши со смотровой площадкой. Со ступенчатой
крыши НЕМО, похожей на палубу, — на нее можно выйти через четвертый этаж музея,
— открывается единственный полноценный вид на старый город. И в этом, бесспорно,
заслуга архитектора
Ренцо Пьяно, удивительно точно выбравшего место в гавани, вписавшись в которое
музей стал одним из символов Амстердама.
Суперобъект
Ренцо Пьяно — архитектурная суперзвезда. А спроектированное им здание НЕМО —
главная гордость, лучший экспонат, стратегический ориентир и логотип музея.
Приглашение для этой работы именно Пьяно — вполне обоснованный шаг. Во-первых,
он самый знаменитый музейный архитектор. Во-вторых, его главная работа — Центр
Помпиду в Париже (музей современного искусства, известный также под именем Бобур)
— положила начало целому архитектурному направлению (или стилю), который называется
хай-тек. Кому же, как не отцу хай-тека, строить музей науки и технологий в одном
из самых живых и динамичных городов Европы.
На этот раз Ренцо Пьяно поместил весь хай-тек — обнаженные вентиляционные трубы,
стальные перекрытия, то есть свою знаменитую «архитектуру наизнанку», — внутрь
здания. Мы видим, как устроено и функционирует здание музея, рассказывающего
нам о том, как устроен и функционирует окружающий мир. Вообще внутреннее пространство
НЕМО очень рационально, удобно и эффектно. Где бы посетитель ни находился, он
почти всегда видит огромное пространство всех четырех уровней музея. Возникает
ощущение одновременности происходящего
— некоего сквозного, пронизывающего все этажи действия.
Но главную игру Пьяно затеял с городской и природной средой. Эта игра в конечном
счете породила и концепцию музея, и его название: имя капитана из известного
романа Жюля Верна.
Прямо из воды амстердамской бухты выступает сооружение, напоминающее нос корабля,
— зеленое от патины, покрывшей его медную обшивку (НЕМО зеленел постепенно, с
1997 года). Даже тем горожанам, которые никогда не бывали в музее НЕМО, известен
«большой зеленый корабль в гавани справа от центрального вокзала».
Говорят, сам Ренцо Пьяно возмущается, когда НЕМО сравнивают с кораблем. Его замысел,
как раз и вызывающий это возмущение, становится понятным, если взглянуть на транспортную
карту города. Дело в том, что музей расположен непосредственно над въездом в
длинный туннель, пролегающий под гаванью. Туннель уходит вниз, а крыша НЕМО —
вверх. Кажется, что можно уйти под воду, а можно — взмыть по наклонной поверхности
крыши под небеса. На этот раз Пьяно вывернул наизнанку не само здание, а то,
что находится под ним,
и получилось, что здание НЕМО — это зеркальное отражение тоннеля на поверхности
земли.
Музеи Амстердама
В Амстердаме есть несколько знаменитых на весь мир музеев:
Государственный музей (Rijksmuseum), где экспонируются шедевры Рембрандта, Хальса,
Вермера.
Rijksmuseum стал первым музеем мира, открывшим свой филиал в аэропорту. В одном
из крупнейших в мире амстердамском аэропорту, в специально сооруженном помещении
расположилась сменная экспозиция реальных музейных вещей, а также музейный магазин.
Музей Ван Гога
Музей современного искусства Стеделийк, где представлены все течения и направления
искусства ХХ века.
Особой популярностью пользуются также Дом-музей Рембрандта и Дом-музей Анны Франк.
Музей НЕМО расположен по адресу Oosterdok, 2 (справа от центрального железнодорожного
вокзала Амстердама).
Дни и часы работы со вторника по воскресенье, с 10.00 до 17.00.
Во время школьных каникул, а также в июле и в августе работает без выходных.
Стоимость билета
Для детей до 4 лет — бесплатно
Для посетителей с 4 лет — 10 евро
Групповой тариф (более 15 человек) — 8 евро с человека
===========------------===========
Смешная история ( http://worlds.ru/humour/ ):
Слабо, со словарем. [Канада http://worlds.ru/america/canada/]
Сдавала я TOEFL в Канаде... Там был мужчина(из обслуги экзамена), претендующий
на знание русского языка. Я просто в осадок выпала :) Держит в руках мой паспорт
(СССР еще :)) и спрашивает (на русском, с акцентом):"Вы говорите по-русски?"
Ну я и ответила(тоже на русском):"Читаю и перевожу со словарем..." Задумчивость
отразилась на челе... Потом видимо решил, что я его не поняла и спросил еще раз
:):):):) Слава богу, это было уже после экзамена, так что я просто вылетела из
тест-центра и просмеялась уже на улице...
Кстати, кого из "знающих русский язык" ни встречала здесь (из разных стран, разного
пола и возраста, все начинают с этого дебильного вопроса...)
===========------------===========
СТРАНный анекдот ( http://worlds.ru/anekdot/ ):
Афганистан http://worlds.ru/asia/afghanistan/
Уважаемый получатель, Вы только что получили вирус "ТАЛИБАН". Поскольку мы в
Афганистане не так уж и продвинуты в технологиях - этот вирус следует исполнять
вручную. Пожалуйста, перешлите это письмо всем, кого знаете, и уничтожьте все
файлы на Вашем жестком диске собственноручно.
Большое спасибо за помощь. Абдулла, хакер из Талибана.
===========------------===========