История ( http://worlds.ru ):
Маисовый рай [Мексика http://worlds.ru/america/mexico/]
Жители Мексики до сих пор верят в то, что в каждом початке маиса воплощена богиня
плодородия — Chicome coatl. Культовой Кукурузница стала с тех времен, когда маис
был основным продуктом питания ацтеков. И сегодня, поедая кукурузную лепешку,
благопристойный мексиканец обязательно вспомнит богиню предков. Для него, как
и когда-то для них, она присутствует повсеместно: в зеленом стебле — в образе
юной девушки, во время сбора урожая — в виде старой и мудрой девы. Ее солнечным
светом согреты и каша,
Автор: noГафин
Статья: Маисовый рай http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=322
Сайт: Вокруг Света## http://www.vokrugsveta.com.ua
Жители Мексики до сих пор верят в то, что в каждом початке маиса воплощена богиня
плодородия — Chicome coatl. Культовой Кукурузница стала с тех времен, когда маис
был основным продуктом питания ацтеков. И сегодня, поедая кукурузную лепешку,
благопристойный мексиканец обязательно вспомнит богиню предков. Для него, как
и когда-то для них, она присутствует повсеместно: в зеленом стебле — в образе
юной девушки, во время сбора урожая — в виде старой и мудрой девы. Ее солнечным
светом согреты и каша, и тартилья на
мексиканском столе.
С самой большой испаноязычной страной путешествующий соотечественник продолжает
знакомиться до сих пор. Далекая родина майя, ацтеков, ольмеков, а также текилы
и тартильи — с детства знакомая площадка для съемок фильмов в стиле вестерн—
все еще остается малоизученной. Ее, конечно, не увидишь на пляжах Канкуна, не
разглядишь и в 20-миллионном Мехико. И даже знаменитые пирамиды майя –– всемирно
известная туристическая Мекка –– придадут лишь отдельные штрихи к части ее истории.
Узнавать настоящую Мексику можно
только изнутри, отмеривая сотни километров по серпантинам каньонов, горных перевалов,
по пустыням, деревушкам, небольшим городкам, сравнивая с предыдущим днем дневной
пробег автомобиля.
Наше путешествие, на подготовку к которому ушло ни много ни мало 4 месяца, началось
с мыса полуострова Юкатан –– с города Канкуна –– и завершилось в регионе Баха
Калифорния. Общая протяженность маршрута составила 6 000 км. Его успех зависел
прежде всего от хорошо подобранных машин и правильно составленного маршрута.
Как ни странно, но во многих странах, например в Монголии или Китае, арендовать
хорошие внедорожники нелегко, их приходится либо заказывать заранее, либо пригонять
из сопредельных государств. Такая же история произошла и в Мексике: часть машин
у нас была мексиканская, другая — американская. У первых на поверку не оказалось
даже фаркопов (крюков для тросов), поэтому нашей группе пришлось отказаться от
части сложного маршрута по дюнам, потому как, начав его, одна из машин застряла
в песке, и кроме как на руках
вытащить ее было невозможно. И все же отсутствие дюн никак не отразилось на впечатлениях
о путешествии в целом.
Стартом конвоя стал отрезок пути из Канкуна к руинам майя и к городу Кампече.
Именно этот участок дороги с первых километров развеял все былые представления
об однородном ландшафте этой страны с едва встречающимися живописными уголками
джунглей. Мексика — другая, она полна цвета и пестрой живности, особенно здесь,
на Юкатане, в тропических дождевых лесах, где растительность приспособилась обходиться
без рек. Их на полуострове действительно мало, но корням хватает грунтовых вод,
а также ручьев, бегущих из небольших
источников. Рассматривая местные пейзажи, невольно приходишь к выводу, что здесь
трудно не быть художником, хотя бы в душе. Цветовая палитра природы и быт мексиканцев
удивительно разнообразны, возможно, именно это буйство красок и взрастило стольких
живописцев в здешних местах.
Подъехав к заросшим джунглями пирамидам Чичен-Ица, некогда городу майя, а теперь
одному из трех главных исторических комплексов Юкатана, мы рассматривали Каменную
фигуру в Храме воинов. Местные гиды рассказывают много интересных версий относительно
времени и идеи создания как этого памятника, так и пирамид. Варианты этих версий
существенно отличаются и друг от друга, и от официальных трактований. Да и можно
ли требовать от столь далекой истории предельной точности? Мнения многих сходятся
лишь в одном: расцвет
цивилизации майя пришелся на III—X столетия.
Покинув пирамиды, мы двинулись в путь по направлению к «спрятанному городку»
–– Паленке и Сан-Кристобельде-лас-Касас, которые расположены в самом бедном и
мятежном штате Мексики — Чьяпас. Здесь периодически возникают волнения индейцев,
и реально существует партизанское движение, которое возглавляет команданте Маркос.
Говорят, что мятежно настроенные жители представляют троцкистско-коммунистическое
направление и могут быть опасны, так как лет пять назад они захватывали губернскую
столицу и удерживали ее в своих
руках в течение нескольких недель. Поэтому в целях безопасности на местных дорогах
выставлены посты военной жандармерии, проверку которых пришлось испытать на себе
и нам. Что касается населения этого штата, то живет оно действительно крайне
бедно, занимаясь в основном сельскохозяйственным трудом. По дороге помимо разбросанных
деревушек и пастбищ мы, к огромному своему удивлению, увидели невероятное и непонятное
для всеобщей бедноты количество рекламы кока-колы и пепси-к
олы. Особенно примечательным нам показался тот факт, что, например, машины с
топливом в эти места идут в сопровождении жандармерии, а машины с названными
напитками проезжают свободно. Ответ на вопрос отыскался сам собой после посещения
уникального католического храма, который находится в селении Сан-Хуан-Чамула.
Он интересен тем, что культ христианства в нем перемешался с древними шаманскими
традициями доиспанской Мексики. В целом относительно Церкви стоит отметить, что
индейцы придерживаются такого мнения:
конкистадоры всегда были плохими — обижали и унижали население, а Церковь была
хорошей — помогала и защищала, познакомила с религией и с Богом. Но, рассуждая
таким образом, сельчане, по всей видимости, забывают о том, что комиссарами в
отрядах конкистадоров зачастую были священники.
Храм «смешанных религий» в селе построен в католических традициях, его пол устлан
сосновой хвоей. А за стеклянными витринами стоят множество святых, на шее которых
прикреплены зеркала. На полу храма располагаются семьи индейцев, приходящие замаливать
свои болезни и грехи, общаться с Богом, просить удачи в нелегкой жизни. Прихожане
ставят вокруг себя огромное количество свечей, пьют местную довольно крепкую
самогонку и, впадая в некий транс, запивают все это кока-колой. Последняя, оказывается,
очень схожа с
традиционным мексиканским напитком, который здесь употребляют с незапамятных
времен. А может быть, она даже лучше местного питья, потому как вызывает… сильную
отрыжку, которая и является, по представлениям верующих, символом того, что боги
их услышали. А вот после такого контакта с небожителями прихожане подходят к
витринам святых и… плюют на них. В результате все стекла в храме заплеваны до
такой степени, что лики святых почти неразличимы. Зеркала же на их шеях висят
для т
ого, чтобы все болезни и напасти не насылались непосредственно на божьих слуг.
Все святые — разумеется, католические — сделаны из алебастра и ярко раскрашены.
Помимо этого шаманского действа существуют здесь и другие давние традиции: если,
например, у прихожанина сильная болезнь или его одолели большие напасти, то нужно
прямо в храме принести жертву в виде черной курицы, если же болезнь несильная
–– обезглавливают белую. Пройти в храм сложно, снимать в помещении запрещается
категорически. Священник храма выбирается из местного населения самими прихожанами
и относится к своим обязанностям без особого рвения.
Постепенно мы продвигались ближе к центру страны, объезжая Мехико.
К большому удивлению, за 200 км от этого мегаполиса мы увидели такой столб смога,
что были бесконечно рады отсутствию мексиканской столицы в нашем маршруте. Чем
севернее мы поднимались, тем очевиднее ощущалась перемена ландшафта. Стали появляться
горные перевалы и всевозможная хвойная растительность с такой концентрацией хвойного
воздуха, что у нас с непривычки кружилась голова.
На одном из таких перевалов, в Вилья-Эрмосе, собрана большая коллекция памятников
одной из самых загадочных и древних цивилизаций Центральной Америки –– ольмеков.
Многотонные головы и статуи людей-ягуаров привезены сюда из джунглей Юкатана.
Неподалеку от Вилья-Эрмосы расположена старая мексиканская табачная фабрика,
где сигары и сигариллы делаются только вручную. Технология осталась прежней с
давних времен.
На следующем перевале, возле озера Катемако — центра шаманизма Мексики, –– нам
пришлось принять участие в так называемом обряде вызывания духов во главе с вождем
ольмеков, который больше был похож на адвоката. Он, конечно, облачился в национальную
одежду и принялся за обряд. Когда все духи были вызваны, некоторые отчаянные
головы из нашей команды были раздеты до плавок и вымазаны местной грязью, а чуть
позже покусаны муравьями и в конце концов приведены в баню в виде шалаша. В этой
индейской бане было во много
раз жарче, чем на улице, пол ее был устлан пальмовыми листьями, которые вместе
с испарениями добавляли одуряющей жары. В общем, «обряд очищения» потребовал
от участников не только определенной фантазии, но и сил все это выдержать. Говорят,
что тот, кто не доходит до конца обряда, духов так и не видит…
По дороге после Вилья-Эрмосы стали появляться заросли кактусов и агавы, из которой
делают знаменитую текилу. У нас в России известно лишь несколько видов этого
напитка, которые почему-то делят на золотую и серебряную серии. На самом деле
в Мексике выпускается более 420 сортов текилы. В каждом регионе –– она своя,
как флаг или герб. Есть еще текила, которая делается на специальных заводах.
Одна из самых дорогих носит название «Дон Хулио».
После кактусов, дюн и трехчасового рафтинга по Рыбной реке (в отличие от Юкатана
на севере Мексики много речек, которые будто специально созданы для рафтинга)
был автопробег до самых грандиозных пирамид доиспанской Мексики — Теотиуакан.
Так получилось, что время нашего путешествия по этой стране совпало с датой любимого
мексиканцами праздника –– Днем мертвых. К этому празднеству готовится все население
от мала до велика. На рынки специально привозятся и раскупаются желтые и красные
цветы. А потом с венками из этих цветов мексиканцы посещают кладбища. Такие посещения
немного похожи на наши дни поминовения усопших, но сама философия этого действа
совсем иная. Мексиканцы, особенно индейцы, к смерти относятся по-особому. В их
сознании, по всей
видимости, сохранились не только архаические представления о конце жизненного
пути, но и желание соблюсти некую ритуальную маскарадность. Так, например, на
автозаправочных станциях в этот день специально выбрасываются чучела людей, якобы
сбитых машинами. Для чего это делается?
Возможно, для того, чтобы попугать или же предостеречь водителей и пешеходов
и, конечно, улыбнуться над «сеньорой с косой». Все города и деревушки в этот
день украшаются гирляндами из скелетов, всевозможных костей и тому подобного.
Нетрудно догадаться, что самым популярным атрибутом этого праздника является
череп. Кстати, скелеты и черепа развешиваются повсюду, в том числе они бряцают
и над входами в кафе и рестораны.
Неожиданное зрелище, опять же на тему мексиканского отношения к смерти, ожидало
нас и в городке Гуанахуато. Здесь мы заметили особый культ этой темы, посетив
Музей мумий, причем мумии эти отнюдь не древние, многие из них были современниками
старожилов этого города. Дело в том, что не так давно в Гуанахуато добывали серебро.
Весь город был изрезан серебряными шахтами, переоборудованными сегодня в тоннели.
А недалеко от центра города было кладбище, которое по новому плану застройки
стали сносить, обнаружив при
этом сохранившиеся мумии усопших. Говорят, что именно серебро, содержащееся в
почве, способствовало такой природной мумификации. Вот этих усопших всех возрастов
мексиканцы и снесли в музей, который теперь пользуется небывалой популярностью.
В него съезжаются со всех уголков страны, особенно в День мертвых, когда народ
танцует, поет и веселится на улицах города. Мы же, выйдя из музея, пребывали
в непонятном состоянии: нам почему-то было жаль всех лежащих за стеклом, кого
с
таким нескрываемым любопытством разглядывала празднующая толпа. Но у мексиканцев
другие традиции, другая жизнь и мировоззрение.
Общее недоуменное состояние развеялось лишь ближе к городу Дуранго — родине фильмов
в стиле вестерн. Трудно подобрать более подходящее место для настоящих ковбоев,
поскольку величественный горный массив Сьерра-Мадре –– лучшее место для демонстрации
силы духа и ловкости. На подъезде к городу Идальго-дель-Парраль мы без гида поняли,
что подъезжаем к месту гибели героя-разбойника мексиканской революции Панчо Виллы
— так много его портретов смотрело на нас с плакатов и щитов. Для простых мексиканцев
он был в некотором
роде Робин Гудом, и когда прогремела революция, он присоединился к повстанцам,
став генералом. Здесь, в Паррале, мы посмотрели родео, культура которого продолжает
существовать в этих краях. Стоит отметить, что по окончании того или иного номера
ковбоев на арену летели женские сумки, кофты, туфли — как знак признания мастерства
и желания познакомиться.
После ковбоев была Калифорния, где нас ждали уже не машины, а квадрациклы — четырехколесные
мотоциклы. Признаться, ехать на таком транспорте было нелегко, кстати, ваш покорный
слуга свалился с моста, не заметив размытой дороги. Хорошо, что на голове был
шлем…
Здесь же мы увидели еще одно чудо мексиканской природы –– слоновые деревья. Странные,
извилистые, с толстыми стволами, но без листьев.
На квадрациклах мы добрались до района Баха Калифорния — необыкновенно красивого
горного места. Горы тоже имеют весьма красивое название Сьерра-де-ла-Лагуна,
или горы Озера.
Горячий калифорнийский воздух, непосредственная близость гор и океана смешиваются
здесь в странный терпкий аромат, а на небе ночью рассыпается столько звезд, что
они кажутся ненастоящими. Южные города Калифорнии — Кабо-Сан-Лукас и Сан-Хосе-дель-Кабо
показались нам крайне гостеприимными. В целом о людях, повстречавшихся нам на
пути, можно сказать так: это были разные мексиканцы. У индейцев один нрав, у
метисов –– другой. Но, как нам сказали, население не очень смешивается «цветом
кожи». Однажды в высокогорном,
довольно пустынном районе мы повстречали вертолет без опознавательных знаков.
Вскоре его появление нам стало понятно: в горах выращивают марихуану. Наши догадки
подтвердились, когда мы увидели в окрестном поселке на редкость хорошую школу
и детский сад, будто отстроенные рукой невидимого спонсора. И все же мы решили
спросить у местных жителей: «Кто эти люди?» На что нам спокойно и очень мило
ответили: «Наверное, геологи». Мы оценили ответ.
Отдельно нужно сказать о детях: их в Мексике огромное количество. В индейских
семьях по 5—6 детей. Но в отличие от своих сверстников из ряда азиатских стран
мексиканские дети не просят денег и подарков. Будучи весьма доброжелательными
и улыбчивыми, они ведут себя очень достойно — и это трудно было не заметить.
===========------------===========
Смешная история ( http://worlds.ru/humour/ ):
Называния бывают похожие [Беларусь http://worlds.ru/europe/belarus/]
Место действия: Беларусь, город-герой Минск... До границы с Литвой около 300
км...
Примечание: Как и во многих разных городах бывшей 1/6 части суши, архитекторы
и дизайнеры Минска любили давать названия улицам, кафе и даже магазинам, которые
бы носили имена столиц других братских республик.
Итак...3 часа ночи... город-герой спит. Изрядно выпивший гонец пытается добраться
за догонкой к магазину "Вильнюс". Общественный транспорт не ходит. Частники везти
к "Вильнюсу" отказываются, так как "не по пути". На пятой попытке останавливается
машина, и мужик соглашается подвезти бедолагу, бесплатно "ради компании". "Компания"
(в единственном числе) садится в машину и, разомлев в теплом и удобном салоне
иномарки, отключается. По прошествии некоторого времени, водитель расталкивает
пассажира и со словами "паспорт
готовь" показывает в сторону литовских пограничников.
Водитель оказался украинцем, ехавшим в Литву... Так что он не разбирался в географии
Минска, но зато здорово знал географию бывшего СССР :)
===========------------===========
СТРАНный анекдот ( http://worlds.ru/anekdot/ ):
Украина http://worlds.ru/europe/ukraine/
Украинские орнитологи заметили новую особенность поведения перелетных птиц. Теперь
при заходе в воздушное пространство Украины гуси выполняют противозенитный маневр.
===========------------===========