История ( http://worlds.ru ):
Под сенью исполина [Мьянма http://worlds.ru/asia/mianma/]
Перед тем, кто попадает в крупный, незнакомый город, возникает довольно серьезная
проблема: как бы не заблудиться. Для 4-миллионной столицы Мьянмы — Янгона, несмотря
на всю его хаотичность, такой проблемы не существует во многом благодаря пагоде
Шведагон, стоящей на высоком холме.
Автор: noЛистопадов
Статья: Под сенью исполина http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=
Сайт: Вокруг Света## http://www.vokrugsveta.com.ua
Перед тем, кто попадает в крупный, незнакомый город, возникает довольно серьезная
проблема: как бы не заблудиться. Для 4-миллионной столицы Мьянмы — Янгона, несмотря
на всю его хаотичность, такой проблемы не существует во многом благодаря пагоде
Шведагон, стоящей на высоком холме. Ее видно как на ладони в любое время суток.
Ночью золотая ступа подсвечивается прожекторами. Особенно хорошо она заметна
кораблям, поднимающимся к городу по реке со стороны моря. Поэтому является еще
и маяком, посылающим свой свет
мореплавателям, а также самолетам, подлетающим к столице.
Своим именем город Янгон обязан королю Алаунгпая. В 1755 году войска под его
предводительством одержали победу над господствовавшими в Нижней Бирме монами
и захватили небольшой городок Дагон. Король основал здесь крепость и дал ей название
Янгон. Перевести его можно двояко: «конец врагам» или же «конец вражды». Большинство
янгонцев предпочитают второе значение и называют свою столицу «городом мира».
Столицу Мьянмы отличает редкая атмосфера: здесь практически не увидишь хмурых,
озабоченных лиц, все –– улыбаются.
Иностранцев всегда поражают спокойствие и невозмутимость мьянманцев. Янгон ––
перенаселенный город, со всеми вытекающими из этого последствиями: сплошной людской
поток на улицах, забитые машинами узкие дороги центра, переполненный транспорт.
И тем не менее увидеть или услышать здесь какую-либо ссору вряд ли доведется.
Даже дорожные аварии, а они тут не редкость, никогда не сопровождаются выяснением
отношений, а рассматриваются как неизбежное. Пострадавший скажет лишь:
«Я ба дэ» или же «Кейса ма щи ба бу» — «ничего, не беспокойтесь» и «ладно, обойдется».
И все.
Верно замечено, что язык — душа народа. Для бирманской письменности характерна
округлость. Все элементы букв в ней круглые. Смотреть на вывески лавок, чайных,
на рекламу –– приятно. Ни в чем нет резкости, угловатости. Янгонцы хорошо приспособились
к перенаселенности, освоили городское пространство, выработали своего рода кодекс
поведения, основа которого: живешь сам –– дай жить другим. И, что важно, следуют
этому кодексу в повседневной жизни. Янгонская толпа –– пестрая, веселая. Здесь
не встретишь мрачных,
серых красок, однообразия. Вид ее не утомляет глаз.
В атмосферу Янгона органично вплетаются простота и беззаботный нрав мьянманцев,
основательность, солидность китайцев и оживленность индийцев. Пагода не мешает
тут христианскому собору, а мечеть не выглядит неуместной рядом с китайским или
индуистским храмом. В конце концов мьянманский дух побеждает, но делает это он
исподволь, незаметно, не кичась своей победой.
Когда про какой-либо город говорят: большая деревня, то его жители почитают себя
обиженными, а возможно, напрасно! Если, конечно, под деревней иметь в виду близость
к живой природе, к естественному образу жизни. В таком случае Янгон — самая настоящая
деревня и есть. По утрам здесь будят петушиные крики. Во многих районах города
можно встретить разную живность: свиней, коров, уток, гусей. А уж сколько здесь
зелени, садов и огородов! Еще одно отличие Янгона –– его неповторимый запах:
пряностей, жасмина, магнолий,
сандалового дерева, тропической сырости. В других крупных городах природные запахи
перебиваются бензином, промышленным дымом. В Янгоне же аромат земли пока сохраняется.
А еще –– это город рек и озер. Свои мутные, илистые воды катят в Андаманское
море и Янгон-река, и Пегу-река, и Пэзундаун-река, и несколько речек поменьше.
Недаром считают, что одно из древних монских названий Янгона — Дагон означает
«местность у слияния трех рек». Не менее интересны и янгонские озера. Поросшие
по берегам изящными пальмами и отражающие шпили пагод, озера придают мьянманской
столице романтический облик. Самых известных озера два: Инья и Кандоджи. Вода
в озерах чище, чем в реках. Впрочем, освежиться
в зеленоватой озерной воде решаются только бесстрашные янгонские мальчишки. Купаются
они в ловко подвернутых юбках, а то и вовсе голышом. Интересная особенность Янгона
–– уличные купальни. Вода подается в выложенные из кирпича и зацементированные
емкости, установленные прямо на обочине дороги. И проживающие поблизости моются
и стираются у всех на виду. Принимают ванну прямо в юбках, при этом женщины крепят
юбку под мышками. Вымылся, и быстро сменил мокрую лаунчжи на
сухую.
В последние годы Янгон охватил настоящий строительный бум. Как грибы после дождя
появляются высотные отели, офисы, супермаркеты, жилые дома. Сносятся старые кварталы.
Облик города стремительно меняется. К счастью, дух бирманской столицы сохраняется.
Янгонцы остаются верны традиционному укладу жизни. По-прежнему они отдают предпочтение
национальной одежде, а это значит: никаких брюк и никакой закрытой обуви. И женщины,
и мужчины ходят в юбках-лонджи. На ногах –– легкие шлепанцы. Уже сама одежда
диктует неспешность:
в юбке и шлепанцах не побежишь.
Мьянма –– государство хоть и восточное, но во многих отношениях уникальное. На
улицах бирманской столицы, ее многочисленных рынках полно женщин. Держатся они
раскрепощенно. Девушки не откажутся сфотографироваться с вами на память, разрешив
даже приобнять. Чисто символически, конечно. И есть гарантии, что местные джентльмены
не набросятся на вас с кинжалами. Длинных платков и шарфов нет и в помине. Бирманки
вообще не носят головных уборов, если только не работают в поле. Тогда они надевают
широкополые тростниковые
шляпы-шлемы.
Родился даже миф о полном равноправии женщин в Мьянме, этой азиатской стране.
Действительность же намного сложнее. Если представители прекрасного пола и пользуются
значительными правами в бирманском обществе, то обязаны они не только благородству
мужчин, но и своей активной роли в экономической жизни. В Мьянме, специализирующейся
в основном на выращивании риса, женщины наравне с мужчинами участвуют в производстве,
не ограничиваясь только ведением домашнего хозяйства.
Что касается буддизма, преобладающей религии в Мьянме, то в нем довольно сложное
отношение к женщине. Как традиционно считают, первоначально Будда выступал против
того, чтобы женщины становились монахинями, а затем сменил гнев на милость и
осуждал притеснения женщин, считая их существами более слабыми, чем мужчины.
Сейчас в Мьянме женщинам запрещено входить в наиболее священные места пагод,
подниматься на их верхние платформы. Многие бирманки, молясь, просят о том, чтобы
в будущей жизни возродиться в образе
мужчины.
Бирманка –– большая труженица. Благополучие многих семей зачастую зависит от
женщины, ее труда. Именно они, как правило, занимаются торговлей, связаны с ремесленными
промыслами, внося тем самым решающий вклад в семейный бюджет. Зайдя в бирманскую
лавку, ремесленную мастерскую, можно не спрашивать, кому они принадлежат. В большинстве
случаев окажется, что владелица –– женщина. Отчасти, наверное, это объясняется
тем, что мужчина в любой момент может уйти на некоторое время в монастырь от
мирских дел, и в этом
случае ему не с руки быть владельцем собственности. Помимо того что бирманка
выходит в поле, занимается торговлей, ремеслом, на ее плечи ложится вся работа
по дому. Тут надо учитывать, что пищу в тропиках впрок готовить нельзя, иначе
не избежать инфекционных заболеваний и отравлений.
Нелегкая ноша не мешает бирманке оставаться спокойной, уравновешенной, доброжелательной
и, конечно, привлекательной. Омолаживает бирманку местная косметика — «танакха».
По наследству бирманкам передаются грациозность и стройность. Ведь в Мьянме спят
на жестких циновках, а все грузы переносятся женщинами на голове. В семье бирманка
участвует в решении всех дел. Бирманцы очень любят детей, называя их драгоценностью.
Мать многодетного семейства (а таких здесь большинство) и 5—7 детей — правило,
а не исключение,
почитаема и уважаема. Недаром существует бирманская пословица: «Рука, качающая
колыбель, повелевает целым миром».
Женщина имеет право на развод (дети всегда остаются с матерью), которые в Мьянме
редки, так как браки обычно заключаются по любви, с согласия молодых людей. А
если родители не согласны, то влюбленные могут тайком покинуть родительские дома
и образовать союз, укрывшись у родственников или друзей, и родителям ничего не
остается, как признать брак. В принципе буддизм не запрещает многоженство, и
раньше оно практиковалось, прежде всего у королей, знати. Сейчас же бирманская
семья моногамна.
В Мьянме часто можно встретить курящую женщину. Если у нас курят в основном молодые,
то здесь, наоборот, с сигарой-чарутой встречаются почтенные матери семейств.
Курящая может подойти на улице к мужчине, попросить огоньку. Курение бирманскими
дамами и не каких-то там сигарет, а огромных местных сигар — давняя традиция.
Наблюдать за курящей чаруту бирманкой одно удовольствие. Делает она это с особым
изяществом. Заурядное вдыхание-выдыхание дыма превращается в церемонию. Молодые
же женщины, студентки не курят,
считая, что курение –– это признак некультурности.
Девушкам открыт доступ к высшему образованию, и в некоторых вузах их даже больше,
чем юношей, да и учатся они намного лучше. Но, как говорится, за все приходится
платить. Как правило, бирманки, занимающие высокие посты, не замужем. Считается,
что невозможно сочетать ответственную работу и заботы о семье. Что же, каждый
(точнее, каждая) сам волен делать выбор. Для женщин здесь практически нет запретных
профессий. Мьянманки служат в армии, полиции, даже на флоте, занимаются начальной
военной подготовкой в школах
и институтах, работают врачами, учителями. Вдова национального героя Бирмы генерала
Аунг Сана До Кхин Чжи долгие годы была послом Бирмы в Индии. Во время борьбы
за национальную независимость бирманки активно участвовали в ней, в том числе
и с оружием в руках. А уж их дочь До Аунг Сан Су Чжи стала и вовсе легендарной
личностью. Она известна всему миру как несгибаемый лидер демократического движения
Бирмы. Бирманская история знала случай, когда женщины занимали видные гос
ударственные посты, были наместниками провинций. Была у народов Бирмы и единственная
королева, единолично правившая государством. Это монская королева Шин Со Пу,
находившаяся на престоле Монского государства (юг Бирмы) с 1453 по 1460 год.
Как свидетельствуют многочисленные данные, в годы ее правления государство процветало,
в стране установились спокойствие и порядок.
Чтобы поближе познакомиться с местной кухней, в Мьянме не обязательно переступать
порог ресторана или харчевни. Многое готовится прямо на улице. Под бамбуковым
навесом расставлены раскладные столы и стулья, тут же — очаг, где на древесном
угле шкворчат в глубоких сковородах с кипящим маслом местные деликатесы. Торговцы
снедью всегда к вашим услугам. Снедь эта весьма разнообразна, но неизменно одно:
рис. Приветствуя друг друга, бирманцы спрашивают: «Вы уже поели сегодня риса»?
(Правда, литературно это переводится:
«Как вы поживаете?») На любом обеденном столе обязательно стоит большое блюдо,
на котором высится горкой зернышко к зернышку. Сам по себе он совершенно безвкусен,
потому что варится в простой воде, без добавления соли. Все дело в приправах,
которые подают к нему.
Но лучше все-таки познакомиться с тем, как едят рис в бирманской семье. Тем более
что сделать это не составляет никакого труда. Знакомства с бирманцами завязываются
очень быстро: вот вы только познакомились — и уже приглашены в гости. Смены блюд
на бирманском обеде не бывает, все ставится на стол сразу: жареная рыба, курятина,
свинина, креветки и, конечно, всевозможные приправы: перец, чеснок, лук, а также
овощи и фрукты. Бирманская пища очень остра. Правда, почему-то самый горький
перец называют здесь русским…
Стоит большая, одна на всех, чаша с супом: слабый рыбный или мясной бульон, в
который положен щавель, а то и просто листья кабачков. Суп едят, конечно, ложкой,
а вот все остальное — руками. Добавляют всего понемногу в рис, перемешивают,
слепляют небольшой комочек и отправляют в рот, запивая супом.
Часто бирманцы приглашают в гости и на какое-то одно блюдо. Как правило — на
лапшу, кхаусве. К длинным полоскам кхаусве добавляют специи, кусочки рыбы и мяса,
креветки. Особый же деликатес — кхаусве, сваренная в кокосовом молоке, придающем
ей ароматность и неповторимый вкус. Очень любят бирманцы и мохингу — вермишель,
сваренную в рыбном бульоне. В это блюдо кладут перец, лук, чеснок, побеги банана
и бамбука. Трудно представить себе бирманский стол и без моунди — вермишели из
рисовой муки. Вообще бирманцев из-за
их любви к лапше и вермишели можно назвать итальянцами Востока. Все упомянутые
блюда не так уж необычны для нас и даже лишены специфического запаха, привлекающего
(или пугающего) в экзотической пище. Чего не скажешь о традиционном бирманском
кушанье — нгапи. Оно готовится так: рыба кладется под пресс, хорошо там перепревает,
затем образовавшуюся массу, из которой предварительно выбирают заводящихся в
ней червяков, пережаривают с острейшими приправами. Полученную пасту
добавляют в рис. На вкус — вполне терпимо, но запах… Кстати о запахах. Бирманцы
очень любят дуриан — тропический плод, созревающий в сезон дождей. Размером и
видом он похож на ежа, только зеленый. Вкус сладкий, но запах, увы, трудно описать,
оставаясь в рамках приличий. Зато бирманцам крайне неприятен уютный для нас запах
укропа, они предпочитают ему кинзу.
На стол у бирманцев идет все, что бегает, ползает, плавает и летает. Многие народы
избегают употреблять в пищу грибы. В Мьянме же их едят охотно. Если и существуют
запреты, то соблюдать их необременительно, да они и не носят ритуального характера,
а вызваны соображениями здравого смысла. Например, не рекомендуется есть арбуз
с утиным яйцом — исключительно из-за последствий, или очень сладкий плод мангустан
— с сахаром: и так приторно.
Нельзя не сказать о традиционном мьянманском десерте, основу которого составляют
маринованные чайные листья. К ним подают жареные арахис, кунжут, подсолнечные
семечки, лук, чеснок и … жареную саранчу. Здесь в любом доме, в любой лавке,
учреждении обязательно стоит чайник с зеленым чаем и несколько чашечек. Желающий
всегда может утолить жажду. В жару чем чай горячее, тем он приятнее. Хорошо с
зеленым чаем идет кисловатое варенье из плодов зити — мелкой сливы.
===========------------===========
Смешная история ( http://worlds.ru/humour/ ):
А как наши с КАРЛИКАМИ играют?! [Андорра http://worlds.ru/europe/andorra/]
Было это не так давно.
Одна моя знакомая собиралась на отдых в Испанию. Ну и как обычно в турфирме ей
рассказывали куда там можно съездить на экскурсии. Это были и Каталонские монастыри,
и Барселона, и Рыцарский турнир, и карликовое государство Андорра и другие.
В один из последующих дней звонит она мне домой и спрашивает:
- Привет! Чем занимаешься?
Я ей:
- Футбол смотрю.
Она (из женского любопытства):
- А кто играет?
Я:
- Наши с Андоррой.
Она:
- ?!?!?!?!?!?!?! А как наши с КАРЛИКАМИ играют?!?!?!?!?!?!
Занавес.
===========------------===========
СТРАНный анекдот ( http://worlds.ru/anekdot/ ):
Беларусь http://worlds.ru/europe/belarus/
Белорусские реалии: Сегодня по батареям передали, что Россия прекратила поставки
газа в Беларусь.
===========------------===========