. . . на примерах серий фотоснимков одного сюжета мы покажем типичные ошибки фотолюбителей
и дадимсоветы поих исправлению. Из односюжетных фотографий будем стараться выбирать лучшие по эмоциональному решению, объясняя,
чем руководствуемся. И хотя, безусловно, в оценке снимка важнее общее восприятие, фотографу необходимы осознаваемые пути,
способы и критерии отбора лучших кадров. Кроме того, оценка фотографий, пожалуй, наиболее важный момент в процессе обучения.
Самая частая причина ошибок - хаотичное приобретение знаний и как следствие неровный опыт. С
другой стороны, не каждый фотолюбитель может найти время и возможность для очного обучения мастерству фотографии или для
того, чтобы целенаправленно и методично штудировать учебную литературу. Поэтому, в лучших традициях нового учебного года,
под общим руководством почетного журналиста РФ Валерия Петровича Блюмфельда и с методической помощью Владимира Танина мы
открываем в журнале рубрику ПРАКТИКУМ в которой и будем давать советыпо фотографии.
Вообще всякое обучение принято начинать с простого и идти постепенно к более сложному. Мы решили
начать с самого важного и увлекательного. Самым важным, как это часто и бывает, оказалось самое сложное. В технике - МОМЕНТ
И ТОЧКА СЪЕМКИ, в жанре - ПОРТРЕТ. Что же, чем задача сложнее, тем интереснее, постараемся дать некоторые основные моменты
этого самого важного наглядно и просто.
Чаще всего начинающий фотограф снимает то, что есть, не имея возможности выставить правильно
свет, повесить подходящий фон и изменить простым перемещением взаиморасположение снимаемых объектов. Что можно сделать для
получения интересного кадра в таких условиях? Какие средства и способы использовать?
Так или иначе, во всех случаях фотография начинается с выбора точки съемки. С близкого расстояния
или издалека, сверху или снизу, справа или слева, перемещаясь - фотограф определяет точку, из которой объект съемки может
быть запечатлен в лучшем масштабе (плане) и ракурсе. Более того, именно точка съемки определяет, в основном, будущую композицию
снимка.
Второй важный этап - заполнение снимка, или кадрирование. После выбора точки, заняв по возможности
устойчивое положение, фотограф перемещает объектив, стараясь добиться наилучшего изображения.
К счастью, сегодня большинство фотоаппаратов имеют зум - возможность приближать/удалять (масштабировать)
изображение.
Работа с планом
Смысл этой серии снимков - продемонстрировать приемы портретной съемки и то, как меняется портрет
при смене ракурса и масштаба. Мы рассмотрим три варианта: крупный план, поясной и ростовой портрет. Фокусное расстояние от
70 до 100 мм лучше всего подходит для портретной съемки, поскольку правильно передаются пропорции лица, кроме того, можно
отойти чуть подальше от портретируемого и не смущать съемкой в упор.
Для чистоты эксперимента, мы не стали прибегать к услугам фотомодели, а уговорили позировать
нашу коллегу.
Снимок 1. Крупный фронтальный план, один из вариантов классического построения портрета. Точка съемки напротив
губ (центральной части кадра), глаза на расстоянии чуть ниже одной трети от верхнего края кадра. Модель смотрит прямо в камеру,
поэтому взгляд еле заметно опущен, что делает его ненапряженным и создает общее ощущение спокойствия. Положение соответствует
классической женской позе. Плечи развернуты от камеры на 30?40 градусов, то есть присутствуют в кадре и дополняют его, не
отвлекая внимания от лица. Корпус слегка отклонен назад, поэтому дальнее плечо несколько ниже, благодаря чему создается ощущение
движения и подчеркивается линия шеи. Резкость, как обычно наводилась по глазам, поскольку в данном случае это смысловой центр
снимка. Благодаря фокусному расстоянию 70 мм и максимально открытой диафрагме F2.8, фон стал размытым и, несмотря на неоднородность,
не отвлекает внимание от лица девушки.
Снимок 2. Поясной фронтальный портрет. Классическая компоновка кадра, где взгляд идет от рук к лицу, смысловому
центру снимка. Точка съемки приподнята чуть выше головы модели, из-за этого девушка смотрит в камеру немного снизу. Немного
развернутые плечи и легкий наклон головы придают снимку жизнь. Вообще в портрете, практически всегда плечи должны быть развернуты
иначе, чем лицо, и немного наклонены, это дает возможность из одной точки съемки иметь в изображении два воспринимаемых ракурса.
Здесь в портрете внимание привлекают руки, их вид и положение.
В поясном портрете руки важнейшая часть композиции и сильное выразительное средство. Руки не
случайно часто называют ВТОРЫМ ЛИЦОМ - их фактура и пластика порой несут больше информации и эмоциональности, чем лицо человека.
Сюжетно важные точки кадра не совпадают с оптическим центром изображения, а находятся в диагонали по обе стороны от него.
Выбранный ракурс и план несут ощущение незавершенности, недосказанности и ожидания. Слегка отклоненная назад, из-за завышения
точки съемки, голова девушки усиливает это впечатление. Сплетенные пальцы над пустующим местом на скамейке довершают картину
спокойного ожидания.
Снимок 3. Ростовой портрет. Выбор точки съемки при УПАКОВКЕ всего человека в формат кадра, с нормальным заполнением
и без использования дополнительных элементов интерьера - задача всегда весьма интересная, но это отдельная тема одного из
следующих выпусков нашего ПРАКТИКУМА. Пока рассмотрим стандартный ростовой портрет в наиболее часто встречающейся обстановке
естественного освещения в обычном сквере.
Точка съемки выбрана неудачно: девушка одиноко стоит посреди кадра, на неоднородном фоне, плюс
к тому явно РАЗРЕЗАЮЩЕМ ноги по горизонтали. Руки спрятаны за спину, что еще больше усугубляет отстраненность модели от окружающего
пространства и усиливает чувство некомфортности. Не спасает ни интересное освещение, ни четкие контуры фигуры, ни выразительный
поворот головы, ни легкая улыбка на лице.
Снимок 4. Аналогичный портрет в полный рост. Здесь мы ввели в кадр самый простой элемент УЛИЧНОГО ИНТЕРЬЕРА
- ствол дерева. Девушка несколько сместилась из центра, но остается в фокусе внимания, зрительно заполняя собой кадр. Это
и хорошо и плохо, поскольку взгляд не воспринимает композицию в целом, а перемещается по вертикали, останавливаясь на лице,
которое в данном случае не может быть сюжетным центром из-за выбранного масштаба. Получился далекий от идеала, но уже гораздо
более интересный образ, фактически построенный на основе простейшей линейной композиции. Ствол как бы сопровождает и одновременно
поддерживает фигуру модели.
В кадре появились руки, нашли точку приложения и немного оживили образ. Общее восприятие гораздо
лучше, хотя снимок по-прежнему не несет выразительной сюжетной идеи.
Снимок 5. Тот же ростовой портрет выглядит лучше за счет нескольких изменений. Во-первых, девушка стоит, прислонившись
спиной к дереву, которое ушло на задний план. Теперь оно создает ощущение некоторой защищенности. Во-вторых, мы сместили
камеру в сторону, и модель УШЛА из центра кадра. Пространство слева заполнилось листвой, которая, находясь на переднем плане,
придала глубину снимку и создала легкую интригу. Во-вторых, мы опустили камеру ниже, ведя съемку с уровня колен: и без того
грациозная фигура девушки стала еще привлекательнее. Несмотря на НЕПРАВИЛЬНОЕ фронтальное расположение плеч и отсутствие
рук в кадре, этот снимок получился более выигрышным.
Конечно же любой анализ изображения субъективен. Поэтому мы приглашаем читателя принять участие
в наших дискуссиях. Присылайте ваши работы с комментариями и присоединяйтесь к нашему обсуждению.
В производство пошел легкий байк с 215-мм рессорой.
Модель Intense ряда Socom FRO после усовершенствований и некоторых изменений пошла в массовое
производство. Этот байк легче на 500 г. по сравнению с Intense Uzzi, но по качеству остается на уровне Intense M1.
Ход прижины рессоры составляет 215 мм. Легкие колеса Easton Downhill и глушитель Manitou Revox
с титановой пружиной. Передняя вилка - Manitou Travis.
Рама с глушителем весит 3,6 кг.
Первые прототипы были протестированы на Sea Otter. Этот опыт позволил усовершенствовать байк
и запустить в производство.
ВЕЛОСИПЕДИЗМ, 24 ИЮНЯ - С 2007 года фирма Campagnolo предлагает две группы переключения передач для 10-звездочных
пакетов. Итальянцы считают, что эти новые 20-скоростные системы вскоре займут достойное место на велорынке.
XENON 10 SPEED
Группа Ксенон - это самая недорогая группа 10-ти звездочных пакетников. Она позволяет не только
точно и быстро переключать скорости, но также имеет широкий выбор возможностей. Группа Ксенон выпускается в версии CT с картриджными
звездами 34-50 и шатунами 170 172,5 и 175 мм. Задний пакет выпускается в 5-ти вариациях: 11-25, 12-23, 12-25, 13-26, 13-29.
На фотографии 1: задний переключатель Xenon
Рычаг переключения передач Xenon 10s Ergopower снабжен новым механизмом вывода усилия Escape, являющимся очень легким
и практически необслуживаемым. Рычаг перекидывателя цепи типа QS для звездочек картриджа , что позволяет системе при переключении
передачи с низшей на высшую быстрее реагировать и улучшать работу под нагрузкой.
В группу Xenon 10s интегрированы новые компоненты высшего класса: цепь Veloce 10s, тормоза Dual-Pivot
и втулка Mirage Oversize.
На фотографии 2: перекидыватель цепи Xenon CT
MIRAGE 10 SPEED
Параллельная группа. Также 20-ти скоростная с 10-ти звездочными пакетами. В отличии от группы
Xenon 10s она будет доступна как в классическом исполнении (39/53), так и в версии CT 34/50. В этом случае для нее доступны
пакеты 11-25, 12-23, 12-25, 13-26, 13-29. В этой группе возможно использование тормозных рычагов как Ergopower, так и Flat-Bar
Ergopower.
Mirage 10s тормозной Ergopower рычаг также использует систему QS в перекидывателе цепи и таким
образом процесс переключения с низшей передачи на высшую происходит быстрее и эффективнее, в том числе и под нагрузкой.
Изюминка этой группы в том, что Mirage 10s предназначена для гарнитуры Ultra-Torque (Ультраторк,
полуосевой, смотрите материал рассылки номер 243 часть 2 под названием Ответ Кампы: Ultra-Torque - новая гарнитура каретки)
в обоих исполнениях (39/53 и 34/50). Здесь также используется новая втулка Oversize с дырами 32 и 36.
Сергей БОБРЯКОВ (BS), Киев, УКРАИНА, новости
и переводы с английского;
Александр ГРИДИН, Киев, УКРАИНА редактор сайта НАШ КРАЙ;
Татьяна ЕПИШИНА, Москва, РОССИЯ
Алексей ПОТУПИН, Дюссельдорф, ГЕРМАНИЯ, редактор рассылки
Юрий РАЗИН, Москва, РОССИЯ, эксперт по велотехнике,
технический директор велоцентра ЦВеТ, редактор отдела рассылки ВЕЛОТЕХНИКА;
Cветлана и Андрей СОЛОВЬЕВЫ, Санкт-Петербург, РОССИЯ, организаторы ВЕЛОФОТОКОНКУРСОВ