"Ясновидящие меняют сферу приложения своего мастерства: прошлое иногда предсказать труднее, чем будущее".
(Веслав Брудзиньский)
Добрый день, Уважаемые!!!
У меня до сих пор «некоторые» проблемы с почтой. Пыхчу, скриплю, матерюсь, но потихоньку восстанавливаю рабочий режим и настройки. Жаль, что Вы, Уважаемые, не так дружно, как хотелось бы, откликнулись на призыв восстановить мою адресную читательскую книгу. Ведь праздник же на носу!!! А девушек читающих я могу и не поздравить, понимаешь… Ну, а теперь о главном: Шуток сегодня НЕ БУДЕТ!!! Потому как, извините, не хватило времени… А первое попавшее под руку рассылать не хочу! Предлагаю свои заметки о сериале «Мастер и Маргарита», которые я написал сразу после его премьеры. Кто-то уже читал их, а кто-то, может быть, впервые с ними познакомится. К тому же и повод есть – сериал вновь на экране. Обещаю – завтра выйду с анекдотами!!! А Вы пишите, пишите…
Пусть все будет спокойно.
С уважением,
Джаниро Дари.
*****
«Мастер и Маргарита» - заметки после сериала…
Я сознательно не перечитывал «Мастера и Маргариту» ни до ни после прошедшего сериала. Не хотелось неизбежных в таких случаях наслаиваний образов и впечатлений. Я просто смотрел фильм, мысленно делал какие-то заметки и вспоминал, что помню из книги. Если хотите, провел что-то вроде гришковецкого эксперимента с воспоминаниями о том, как он запомнил рассказы Эдгара По - я имею в виду спектакль «По По» с самим Гришковцом и Цекало в главных ролях. Сразу скажу,
спектакль этот я не смотрел, но идея замечательная. Так вот, что касается книги, то первый и, собственно, единственный раз я прочитал «Мастера и Маргариту» 24 года назад. Еще при Брежневе, я тогда в ЦИТО лежал. Книга была редкой, достать ее было трудно, но я об этом не думал и не искал ее, она сама ко мне пришла. Добрые родственники приносили нам переломанным в больницу кучу всякой литературы, чтобы мы не скучали. Среди Мопассанов, Моэмов и «Анжелик» были и два отдельных томика Булгакова – первый с тремя
романами (там еще был «Театральный роман» и «Белая гвардия»), а второй – с рассказами. Причем второй (тот, что с рассказами молодого врача) мне понравился гораздо больше первого: из трех романов я осилил только полтора – на «Театральный…» меня не хватило совсем, сам не знаю почему, может не совсем нужное настроение было. Слухов о «Мастере…» тогда было более, чем достаточно, и я скорей повиновался некоему стадному чувству (ну, типа, все читали, говорят об этом, а я как лох – в руках держал, а прочитать не
захотел?!), чем сознательному интересу. Основной заманкой, разумеется, была евангельская линия (тогда ее назвывали «библейской», а слово «евангелие» я узнал уже позже, когда появилась собственная Библия). Взахлеб пересказывали, правда, и сюжеты со всякой чертовщиной, которой якобы было полно в книге, но мне, как крещенному в бессознательном детстве и активному на тот момент институтскому комсомольскому вожаку, гораздо более интересно было прочитать о Христе. Это уже потом были и первоисточники, и апокрифы, всякие
там «pro» и «contra», начиная от четырех канонических евангелий и и их толкований полулегальным у нас и вроде бы атеистом Зеноном Косидовским и заканчивая памфлетами-пасквилями на библейскую тему Лео Таксиля. Были, конечно, еще и Бердяев, и Мень, и история религий, и недавние бестселлеры типа «Евангелие от Иисуса». А на тот момент булгаковский Иешуа был для меня первым, которого даже атеистическая молва назвала Богом (или сыном Божьим, что, собственно, одно и тоже, учитывая христианский догмат триединства). Не
скажу, что я много понял тогда, как не могу сказать, что многое понимаю теперь. Да , действительно, тогда это было внове, но не меньше открытий можно сделать и сегодня. Об этом - ближе к концу, а сейчас же о фильме и о книге. Думаю, что можно их объединить, поскольку Бортко сделал – и я ему, не проверяя, верю – максимально близко к сюжетам и тексту. Другими словами, он просто оживил персонажи романа. И мне это понравилось. Целиком. И не стал бы что-либо выделять – ни актеров (за исключением, правда, одного –
Басилашвили-Воланд – это просто гениально!), ни спецэффекты, ни, разумеется, сам Булгаковский слог. Я обязательно еще раз пересмотрю фильм, правда уже, наверно, в режиме non-stop на DVD, чтобы за сутки между сериями не терялись впечатления и мысли. Не стану пересказывать ту непрекращающуюся профессиональную и делитантскую трескотню по поводу того, кого Михаил Александрович изобразил в том или ином образе. И не буду рассуждать, похоже или нет вышел в фильме тот или иной персонаж, хотя бы просто потому что,
во-первых, как я уже сказал, не перечитывал роман, а во-вторых, не был участником ни одних из описанных в романе событий. Поэтому ограничусь всего лишь несколькими заметками что называется «по поводу»…
Во-первых, чтобы там не говорили критики и литературоведы, но главным и основным героем книги является не какой-то конкретный персонаж или сюжетная линия, а то самое время, в котором жил сам Булгаков, которое он описал и в котором он сознательно переплел эти самые сюжетные линии. Даже история страданий
Иешуа и мучительных раскаяний Пилата – все это второстепенно, на втором плане, и только для того, чтобы показать нам те самые 30-ые годы теперь уже прошлого столетия. В каждый свой персонаж – положительный или отрицательный, в каждую сцену – современную или библейскую, в каждое слово - Булгаков вложил частицу именно своей эпохи, тревожной и несвободной, и свое отношение к ней. Что же представляли из себя те годы сейчас не знают разве что только нынешние выпускники средних школ. Для них в силу отсутствия
системности преподавания история страны представляется не единым полотном, а лоскутным одеялом. Куда делась за последние лет пятнадцать эта системность – честное слово, не знаю, но зато точно знаю, что целые периоды отечественной истории остаются за бортом программы. Поэтому наших т.н. «учеников» и интересует-то в первую очередь не когда все это происходило, а фантасмагория с примусами, говорящими котами, балами в стиле «ню» и шабашами в том же стиле. Но, собственно, не об этом речь. В одном из интервью,
по-моему, Филипенко (Азазелло) сказал, что этот фильм должны играть только наши актеры. И я его понимаю. Для всех остальных – и актеров, и режиссеров - это чужая история, чужая эпоха и чужая страна. Они могут разорвать общее на отдельные сюжеты, сделать из них классные фильмы-картинки (что действительно уже сделано и неоднократно), но соединить и объяснить взаимосвязь этих картинок они не смогут, просто потому, что не знают, для чего все это писалось и, собственно, о чем. Это все равно что делать фильм по
роману «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, ничего не зная про американское общество 60-70-ых годов. И прошу, не надо ловить меня на словоблудии, я прекрасно знаю, что самая удачная постановка этого романа принадлежит не «чистокровному» американцу, а эмигранту-венгру Милошу Форману, но ведь ко времени съемок фильма он уже несколько лет имел соответствующее гражданство и на своей шкуре испытал всю «прелесть» тех лет. На мой же взгляд, вся чертовщина Воланда и Co и включена-то в роман с одной единственной
целью – показать максимально безопасным для самого автора те пороки и страхи, которые поразили наше тогдашнее общество. Читайте над строчками, вникайте в смысл слов, вглядитесь в фон событий на экране и поймете о чем речь. Все эти люди во френчах, оглядки при встречах, животный страх и дрожь в голосе от нежданного звонка. Это те же самые «Дети Арбата» только в другом исполнении, написанные другой рукой. Что же касается пороков, то по большому историческому счету они не столь уж и уникальны и специфичны именно
для нашей страны. Это беда и трагедия любого тоталитарного общества вне географических и временных ограничений.
Во-вторых, несколько слов о философии зла. По церковной традиции принято считать, что Сатана – это воплощение зла, падший Ангел, чье существование объясняется тем, что он оставлен жить в этом мире в назидание людям, т.е. для того, чтобы они могли понять и сравнить, что есть благо и добро и что есть зло. По той же традиции со злом не надо бороться, его побеждает лишь смирение и прощение. Вспомните
про подставление второй щеки, если ударили по одной, и о любви к врагам ваших. У Булгакова же философия добра совсем другая, она двулика, у нее два вектора. Его добро не только и даже не столько в том, чтобы делать само это добро всем и не сопротивляться злу, сколько в наказании зла злом. Ведь он сам считал, что главным героем его романа является не Мастер, которого, на мой взгляд, он и ввел-то в роман только для того, чтобы показать то самое смирение перед смявшими его временем и системой (не случайно в конце
романа для него и Маргариты просится покой, а не что-то другое, а сам он дарует Пилату именно Свободу). И не Иешуа-Иисус, называющий всех «добрыми человеками» и имеющий в новом времени свое отражение – того самого Мастера. И уж тем более не Пилат с его трусливой оглядкой на кесаря и собственную карьеру. Нет, не они. Главный герой – это Воланд. Вспомните хотя бы эпиграф к роману, взятый из «Фауста» Гете: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - и все станет понятно. Все самое гадкое
и пошлое, что есть в человеческом обществе, все это мотовство и воровство, чинопочитание и клевета, страх, алчность, трусость и ложь – со всем можно и нужно бороться и, главное, наказывать. И потому совсем не случайно и второе отражение, показанное в фильме – Афраний, как ипостась Воланда при всаднике Пилате. Другое лицо, другая эпоха, но все тот же голос и манеры и все тоже наказание зла злом, насилием. Вот так и получается, что чистые остаются чистыми, а «нечистым» – достается грязная работа. Но нигде
не сказано, что эту работу нельзя или не надо делать.
Ну, и в-третьих, - фигура Христа. Конечно же она самая слабая у Булгакова и, как следствие, в фильме (разумеется, я не имею в виду актерскую работу Безрукова, она-то как раз одна из лучших). По-другому, собственно, и не могло быть. Хотя бы просто потому, что невозможно сделать ее сильной и цельной только по одному, пусть и весьма значимому, эпизоду с Пилатом. И не надо здесь бороться с ветряными мельницами, доказывая, что Булгаков исказил образ Христа,
что он совсем не так отражен в Библии. У Булгакова и не было задачи, переписать дословно канон. Как правило те, кто об этом шумит, либо знакомы с Христом по голливудским картинкам типа «Страстей Христовых», либо в лучшем случае с детскими пересказами Евангелий. Впрочем, даже на материале всех четырех канонический Евангелий (замечу, что в каждом из них Христос показан по-разному) и их последующих толкованиях в виде «Писем к…» его апостолов, дать ответ на вопросы многих скептиков - почему именно эта история,
история именного этого Человека-Царя-Бога перевернула умы людей, и почему столетиями ее пересказывают, переписывают и передают новым поколениям - невозможно. Я тоже им не смогу ответить на эти вопросы. Можно перечитать горы канонической, исторической и художественной литературы (вроде «Евангелия от Иуды» Генрика Панаса – пожалуй, это самое лучшее из нетрадиционного, но все же близкого в основных моментах к традиционной истории Христа). Можно пересмотреть горы картин известных и неизвестных художников, изображающих
земные годы Его жизни, страданий, смерти и воскрешения. И … в лучшем случае не понять ничего, а в худшем – пропустить то, что сможет пролить свет на то, КТО ЭТО БЫЛ. Я просто верю в то, что был на свете Тот, Кто Заставил Помнить О Себе. И в то, что все на этом свете существует не благодаря «эволюции», а благодаря «Творению». Мы знаем о Нем из сведений, которые сохранила и распространила церковная традиция. Но далеко не все знают, что сохранила сведения о Нем и светская традиция, только они умалчиваются,
потому как не соответствуют уже забетонированному канону. На самом же деле все могло выглядеть и так: Время действия – 1152-1185 г.г. по принятому лишь в 16-ом веке летоисчеслению; Место действия – Константинополь (он же нынешний Стамбул, он же античный и библейский Иерусалиим); Имя – византийский император Андроник Комнин (он же русский князь Андрей Боголюбский); Причина убийства – ИМПЕРИЯ.
Интересуют подробности – почитайте академика А.Т.Фоменко (и постарайтесь без предвзятости) – «Царь
славян», Издательский Дом «Нева», 2004.
P.S.
Кстати, у Анатолия Тимофеевича Фоменко вчера был День Рождения!!!
Низкий поклон Вам, Учитель, и здоровья надолго...