Международные аналитики утверждают, что супер-яхтами обзаводятся люди, размер состояния которых превосходит 30 миллионов долларов. А таких, по данным журнала "Fortune" в мире насчитывается более
60 000. Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, количество богатых людей выросло с 1996 года на 60%, причем более половины составляют жители Европы и США. Журнал "Forbes" сообщает, что в России только за последний год число долларовых миллиардеров увеличилось с 25 до 39 человек.
В глобальном масштабе
Мировой рынок супер-яхт, или другими словами яхт более 24 метров длинной, продолжает расширяться темпами, которые кажутся невероятным для судов такого размера. В 2000 году на верфях всего мира строилось 317 супер-яхт, в 2001 их стало уже 428, в 2002 - 505, в 2003 - 482, в 2004 - 510. Некоторый спад производства в 2003 вероятно был вызван террористическими актами в Нью-Йорке и войной в Ираке.
Другими словами производство супер-яхт выросло более чем на 60 % за последние пять лет. Если прибавить к этим официально подтверждённым заказам значительное количество яхт, строящихся на небольших и малоизвестных верфях по всему миру, то картина получиться ещё более впечатляющая. По данным журнала "Nautica" на сегодняшний день в Италии успешно работают на рынке супер-яхт 25 компаний, выпустивших за 2004 год около 200 корпусов. Лидирует не только на итальянском, но и на мировом рынке концерн
Azimut-Benetti - 60 построенных и заложенных яхт. Затем идет Ferretti Group (Custom Line, Ferretti Yachts, Pershing, Riva и CNR) - почти 40, Rodriguez Group (Arno, Overmarine и I.S.A.) - около 30, RIPA Group - около 15, Cantieri di Pisa - 7 и Perini Navi - 6. "Этот рынок, способен поглотить тысячи супер-яхт, - заявил один из крупнейших яхт-брокеров Джерард Родригез, - мне бы только хотелось иметь их в достаточном количестве".
Как это не удивительно, но рынок запрашивает все более и более крупные яхты. В настоящий момент большинство верфей строят яхты до 30 метров, поскольку просто не располагают производственными мощностями для строительства более крупных. Отчасти этим объясняется интерес многих участников рынка к новым партнёрам в Азии, Турции, России. Некоторые из них уже пытаются выти и на российский рынок (Kingship Marine - Гонг Конг,
World Yachting Group - Турция).
Если оценивать мировое производство мега-яхт, ситуация выглядит приблизительно следующим образом: Италия - 72 корпуса в год; США - 70; Голландия - около 50; Англия - 30 (вместе с тайваньскими верфями); Новая Зеландия - чуть больше 20; Дания - 15; наконец, Австралия, Германия и Греция - по 10 или около того. Впрочем, эта статистика несколько тенденциозна, поскольку учитывает только количество, а не размеры построенных яхт, а большинство самых больших яхт строится в Голландии.
Мега-яхты это не просто
Почти все верфи сегодня стремятся строить супер-яхты. Однако делать это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Пример Паоло Вителли - главы концерна Azimut-Benetti показывает, что войти в этот сегмент рынка и конкурировать с престижными, имеющими устоявшуюся репутацию и признанный авторитет верфями совсем непросто. Например, Feadship объединяет в себе три наиболее известные имени в истории яхто-строения De Voogt Naval Architects и Royal Van Lent и De Vries основана еще в 1849 году.
Benetti потребовалось почти 20 лет, несмотря на уже громкое имя, чтобы войти в лигу строителей мега-яхт. Элитные клиенты весьма взыскательны и хорошо информированы, они пользуются услугами лучших экспертов, сюрвейеров и юристов и прекрасно знают, что хотят получить за свои деньги. Окончательная спецификация контракта обычно составляется несколько месяцев и подробнейшим образом описывает скорость, мореходность, конструктивные особенности, и прочие качества будущего судна. Судостроитель не может позволить себе
ни малейшей ошибки, чтобы не потерять с трудом завоёванной репутации. При этом недостаточно только строить хорошие яхты, необходимо обеспечить соответствующее послепродажное обслуживание.
Похоже, отечественные верфи это уже понимают. Во всяком случае, Морской Завод "Алмаз" сотрудничает с одним из лучших яхтенных дизайнеров мира Дональдом Старки, а менеджментом занимается известная голландская компания Koersvelt Yacht Projects. Московский Судостроительный и Судоремонтный Завод подружился с голландскими компаниями по проектированию и организации строительства Vripack Yachting, Guido de Groot Design, Ginton Naval Architects, а дизайн интерьеров выполняет прославленная своим основателем
фирма Jon Bannenberg Design.
Длина 20.9 Ширина 5.08 Осадка 1.37 Каюты 3 + каюта капитана Спальных мест 7 + 2 crew Двигатель 2 х MAN D 28408 LE 403 Мощность 2 x 1050 л.с. Скорость 31-33 узла
Длина 17.68 Ширина 4.85 Осадка 1.27 Каюты 3 + каюта капитана Спальных мест 6 + 2 crew Двигатель 2 х Volvo Penta D12 Мощность 2 x 715 л.с. Скорость 30-32 узлов
Полностью укомплектована доп. опциями. Наработка 600 мото-часов. Кожаная отделка салона, мебель из светлой вишни, рабочая поверхность на кухне LIMESTONE, тик.
Длина 13.92 Ширина 4.27 Осадка 1.09 Каюты 3 Спальных мест 6 Двигатель 2 х Volvo TAMD75P Мощность 2 x 480 л.с. Скорость 31-33 узла
Длина 18.77 Ширина 4.88 Осадка 1.35 Каюты 3 + каюта капитана Спальных мест 6 + 2 crew Двигатель 2 x MAN V8 900 CRM Мощность 2 x 900 л.с. Скорость 31-33 узлов
Полностью укомплектована дополнительными опциями, включая спутниковую TV - антенну. Мебель из классической темной вишни. Наработка 220 мото-часов.
Длина 20.90 Ширина 5.08 Осадка 1.37 Спальных мест 7 Двигатель 2 x MAN D2840 LE403 Мощность 2 x 1050 л.с.
Длина 20.75 Ширина 5.23 Осадка 1.37 Каюты 3 + каюта капитана Спальных мест 6 + crew Двигатель 2 x MAN V10CRM Мощность 2 x 1100 л.с. Скорость 31-34 узла
Длина 13.15 Ширина 3.73 Осадка 0.92 Каюты 2 Спальных мест 6 Двигатель 2 x "Volvo Penta" KAD 300 Мощность 2 x 285 л.с. Скорость 34-38 узлов 510 000$
Длина 13.15 Ширина 3.73 Осадка 0.92 Каюты 2 Спальных мест 6 Двигатель 2 x "Volvo Penta" KAD 300 Мощность 2 x 285 л.с. Скорость 34-38 узлов 470 000$
Полностью укомплектована дополнительными опциями. Отделка - светлая вишня. Цвет корпуса - темно-синий. Рабочая поверхность кухни "Mojave Sand". Альтернативный вариант кокпита. Гараж.
Полностью укомплектована дополнительными опциями, 200 моточасов, кожаная отделка салона, мебель из светлой вишни, рабочая поверхность на кухне "черный лед", тик
Длина 21.60 Ширина 5.50 Осадка 1.65 Каюты 4 + каюта капитана Спальных мест 8 + crew Двигатель 2 х MTU 12V 183 TE93 Мощность 2 x 1150 л.с. Скорость 32 узла
Длина 13.21 Ширина 4.12 Осадка 1.05 Каюты 2 Спальных мест 8 Двигатель: 2 x "Caterpillar" 3126DiTA Мощность 2 x 390 л.с. Скорость 30-34 узла
В мире было выпущено всего 4 таких яхты. Наработка 700 мото-часов. Полная комплектация. В отличном состоянии.
Полностью укомплектована дополнительными опциями. Наработка 80 моточасов.