В один из мартовских дней 1866 года 26-летний Чайковский зашел в кафе и в газете
"Санкт-Петербургские ведомости" прочел первую в своей жизни рецензию на свое
сочинение - кантату, исполненную на выпускном экзамене. Рецензия была уничижительная.
Ее автор, знаменитый член "Могучей кучки" Цезарь Кюи писал: "Консерваторский
композитор г. Чайковский - совсем слаб". Ужасный приговор потряс начинающего
композитора, у него потемнело в глазах, голова закружилась, отбросив газету,
он выбежал из кафе и целый день бесцельно бродил по городу, "как безумный" повторяя
вновь и вновь: "Я пустоцвет, я ничтожность, из меня ничего не выйдет, я бездарность"...
...Чайковскому удалось преодолеть глубочайший кризис, он не бросил занятия музыкой
и не вернулся в юриспруденцию, и тут нужно поблагодарить другого крупного музыкального
критика - Германа Лароша, который тогда же, в 1866 году, написал молодому композитору:
"Вы самый большой талант современной России. Более мощный и оригинальный, чем
Балакирев, более возвышенный, чем Серов, неизмеримо более образованный, чем Римский-Корсаков,
я вижу в вас самую великую, или, лучше сказать, - единственную надежду нашей
музыкальной будущности... Я никогда не колебался высказывать вам, что ваши "Римляне
в Колизее" - жалкая пошлость, что ваша "Гроза" - музей антимузыкальных курьёзов...
Ваши творения начнутся, может быть, только через пять лет, но эти зрелые, классические,
превзойдут всё, что мы имеем после Глинки".